Илья Хржановский утверждает, что является не кинорежиссером, а менеджером проекта, мотором всего происходящего. Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только. Биография режиссера Ильи Хржановского: личная жизнь, развод с женой, отец Андрей Хржановский. Корреспондент телеканала «Кино ТВ» встретился в Берлине с автором проекта «Дау» Ильей Хржановским, чтобы поговорить с ним о фильмах «Дау. Режиссер Илья Хржановский попросил министра культуры России Владимира Мединского выдать прокатные удостоверения всем десяти фильмам кинопроекта «Дау».
Режиссер Илья Хржановский попросил Мединского разрешить прокат всех частей «Дау»
Так появилась должность художественного руководителя, которую занял Илья Хржановский — российский режиссер и автор «Дау». В него вошли писательница и сценарист Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский*. Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау". В Париже состоялся трехнедельный марафон проекта Ильи Хржановского «Дау», который был задуман как байопик физика Льва Ландау, а превратился в огромное и дорогое авторское высказывание. Илья Хржановский – талантливый кинорежиссёр, продюсер, а также сценарист. Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ.
Илья Хржановский — последние новости
Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина. Писательница Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский* внесены в реестр иноагентов. Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Режиссер Илья Хржановский попросил министра культуры России Владимира Мединского выдать прокатные удостоверения всем десяти фильмам кинопроекта «Дау». Илья Хржановский на съемках «Дау». Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня.
Состоялась светская премьера ДАУ. НОРА МАМА Ильи Хржановского в ZOOM
Главным героем российского авторского кино окончательно и бесповоротно стал фрик — маньяк, бандит, монах, городской сумасшедший… Эпоха «путинской стабильности» не вернула на экраны обычных людей с их вечными проблемами любви-ненависти-дружбы-предательства и прочей жизни. Наше кино по-прежнему свидетельствует об изрядной турбулентности российского быта, предпочитая олигархов да асоциалов разной степени перверсивности. Опять вспомним немецкую «новую волну», деятели которой принимали активное участие в съемках «Дау»: «Кинематограф Вернера Херцога — это культ отрицания посредственности. И те, и другие — уроды…» киновед Андрей Плахов о Херцоге. Участник съёмок «Дау», режиссер Оксана Вертинская: «Сделали безумный кастинг: какие-то атипичные персонажи, люди с явными отклонениями психическими или физиологическими, то есть они все очень яркие, запоминающиеся, бросающиеся в глаза. Они людей искали по всему Харькову, по всей Украине». В Харькове шла многолетняя постановка эпохи. Эпоха как фрик — насколько яркими фриками окажутся сталинизм и прорывы в ядерной физике? Современному российскому режиссеру скучно снимать кино «просто про физиков», как «9 дней одного года», с их скучными моральными и научными дилеммами, ему нужно конструировать новую то есть старую невероятную реальность. А русская душа-то тянется к гигантскому, к всеобщему. И режиссеру уже мало кучки фриковатых героев — в «Дау» фриком должны стать целая страна и целая эпоха.
Как застой в «Грузе-200», как 90-е в «Москве», как нулевые в «Счастье моем». Над сценарием который так и не появился по-настоящему, существовал только подробный синопсис поработал знаменитый мастер жанра Владимир Сорокин. Сверхрежиссеру Хржановскому, в отличие от его актуальных коллег, недостаточно кинореальности. Ему нужна настоящая реальность, нужна искренность и полная аутентичность воссоздаваемого безумного, безумного, безумного мира — не только на экране. А также полная преданность участников процесса. Поэтому фриком неизбежно становится и съемочный процесс. Хржановский охотно рассуждает о смерти кино. Он полагает, что кино уже давно перестало быть актуальным искусством — инструментом, способным массово менять сознание людей. По его словам, "кино не является сильным наркотиком". А что же является сильным наркотиком для Хржановского?
Что даёт ему ту сумасшедшую, заразительную энергию, которую отмечают все работавшие с ним? В фильме еврей Ландау становится греком его роль исполняет греческий музыкант Теодор Курентзис. Хржановский : «На самом деле национальность не важна: гений — всегда иностранец, то есть всегда иной, другой, чужой по отношению к окружающим людям и к миру, в котором он находится. Мне изначально было ясно, что этот герой не может быть европейцем, это должен быть представитель культуры другого типа, более древней, чем наша. Греки, как и евреи, — народ, тысячи лет назад имевший отношения с богами, что отражено в античной литературе и в Ветхом Завете. Античные герои обманывают, врут, убивают, и одновременно это существа высочайшей морали, просто они живут по другим законам». Должен ли режиссер такого фильма, как «Дау», быть подобен античным героям? Кажется, Илья Хржановский постарался стать таким — с учетом эпохи. Участник съемок Денис Тропашко: «Мне кажется, сам Хржановский похож на Сталина в конце жизни, когда это был совершенно параноидальный человек.
Сотрудники спецслужб — настоящие гэбэшники. Дворники, уборщицы, буфетчики; интеллектуалы, художники, писатели, режиссеры, музыканты; студенты, пенсионеры, священнослужители всех религий. Все настоящие. И ненастоящие. Попав в иное пространство, обрядившись, вплоть до белья, в одежду 1940-х или 1960-х, получив свои ролиИногда для этого не приходилось менять имени, но грим все-таки требовался — многие персонажи прожили в Институте по сюжету целые 30 лет, от 1938 до 1968 года, они становились другими, продолжая быть самими собой. Таким образом, «Дау» — самый невероятный в истории кино альянс вымышленного с подлинным. Раскрепощаясь, персонажи позволяют себе многое. Отсюда трансгрессивные практики, заведомо угнетающие правозащитников, не смотревших фильм, от рукоприкладства до секса на камеру. Нюанс в том, что крайне трудно понять, что делают актеры добровольно , а что — их придуманные герои иногда против воли. Вот радикальный на грани фола фильм о взаимоотношениях матери с взрослым сыном, к тому же, человеком «с особенностями» — его играет музыкант Николай Воронов, создатель нашумевшей « Белой стрекозы любви ». Сначала Дениса по сюжету, сына Дау — так зовут главного героя, прототипом которого послужил гениальный физик Лев Ландау соблазняет их домработница Аня; потом — собственная мать. Они занимаются сексом. Секс настоящий, сомневаться не приходится. Инцест в полный рост. Только в реальности Щеголева и Воронов — не мать и сын, они за время съемок и правда сблизились и стали любовниками. Есть ли в этом что-то недопустимое? Здесь уже каждый зритель решать будет сам. Определенно можно сказать одно. Секс в кино всегда — или имитация чаще всего , или, в редких случаях, насилие возьмем «Последнее танго в Париже». В любом случае в кадре мы видим, как правило, чужих друг другу людей, которые выполняют свою работу. То же самое касается порнографии. Такого секса вы не видели на экране никогда в жизни, и не в откровенности съемки секрет: любовью занимаются те, кто являются партнерами и за пределами кинокадра. Эти чувства — реальные. Как и встреча Норы жена Дау, прототипа звали Кора с матерью. Та упрекает дочь в безразличии, эгоизме, неспособности удержать мужа. Дочь плачет, припоминает матери былые обиды.
В кинокартине снялся именитый российский музыкант Сергей Шнуров, исполнивший одну из главных ролей. Учитывая тот факт, что лидер "Ленинграда" появляется в кино достаточно редко и, как правило, лишь в эпизодах, для поклонников его творчества это отличная возможность оценить актёрский талант этой неординарной личности. В остальных ролях играли преимущественно малоизвестные люди, не обладающие серьёзным актёрским опытом. Но несмотря на это, все они удачно вписались в свои роли, благодаря чему мы и получили этот шедевр российского кинематографа. Примечателен и тот факт, что изначально фильм "4" задумывался как обычная короткометражка. Но за четыре года съемок он в итоге разросся до полного метра. Думаем, каждый киноман и любитель авторского кино обязательно должен ознакомиться с этой нестандартной лентой. Фильм "Дау" Этот фильм является самым настоящим долгостроем, до сих пор не вышедшим в прокат. Сложно поверить, что работа над "Дау" началась уже практически десять лет назад. Во время написания сценария данное кино получило звание одного из самых перспективных проектов мира. Но из-за различных трудностей съемки данной киноленты продлились вплоть до 2016 года. Именно тогда было объявлено о том, что "Дау" находится на стадии пост-продакшн. Однако премьера киноленты так и не состоялась. В этом фильме рассказывается о жизни советского физика Льва Ландау, хорошо известного многим людям. Фильм снят за солидные по меркам нашего кино деньги в размере десяти миллионов долларов. Съемки проходили как в России, так и в странах СНГ. В создании, помимо нашей страны, также принимали участие Германия и Швеция. Так что с полной уверенностью можно заявить, что данное творение режиссёра получится достаточно масштабным.
Политика Минкульта переходит всякие границы. Он грубейшим образом нарушает Конституцию Российской Федерации, согласно которой цензура в нашей стране запрещена. Политика, которую проводил господин Мединский, привела к тому, что выдача прокатных удостоверений из технической процедуры превратилась в жупел, которым стращают кинематографистов и убирают неугодных», - заявил он. Шнейдеров добавил, что 30 картин, профинансированных Минкультом, посмотрели меньше 30 тысяч зрителей. Однако, деньги были выделены, освоены, кино, вроде как, было снято и сдано в Госфильмофонд.
Илья Хржановский режиссёр
Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Российский режиссер Илья Хржановский покинул пост художественного руководителя мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве. Илья Хржановский режиссёр — все новости по теме на сайте издания Наташа» Ильи Хржановского наградили на Берлинале за операторскую работу. Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. Режиссер Илья Хржановский** распространял недостоверную информацию о решениях органов российской власти.
Илья Хржановский, режиссер: биография, фильмография. Фильм "Дау"
Хржановский написал министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с просьбой выдать прокатные удостоверения всем частям проекта. Министерство действует в рамках существующего правового поля, если создатели фильма полагают, что их права нарушены, то они, безусловно, вправе обратиться в суд, что отражено в ответе», — добавили в пресс-службе. Арт-проект «Дау», над которым Хржановский работал в течение 12 лет, был представлен в Париже в конце января 2019 года. Картина была снята по мотивам мемуаров вдовы Ландау Коры.
Некоторые фильмы я никогда не показывал даже в материале или показывал совсем куски, и они будут еще выходить в течение этого года. И на фестивалях, и в прокате. То есть составляющие проекта будут заполнять те ниши, в которых располагаются художественные продукты. В частности, будет несколько книг — сейчас они издаются западными ведущими издательствами, — связанных в «Дау», выходят музыкальные диски, будут выставки. То есть все существующие как бы зоны, в которых живет искусство, в них проект будет жить. И в частности, фильмы будут жить на фестивалях и в прокате. Наташа» были связаны и заочные, и очные вопросы и претензии к проекту.
Они видят, что Владимир Ажиппо, реальный экс-сотрудник спецслужб, действительно мучает женщину в кадре, она правда мучается, и это идет в полнейший разрез с новой этикой мира. Например, столько раз упоминаемая сцена с бутылкой — если смотреть, там нет факта «вхождения» бутылки. Но эмоционально все, что происходит в проекте, является правдой всегда. Правдой в неком условном мире. Если это для зрителей страшнее и они могут что-то почувствовать, то это замечательно. Это значит, что и моя работа, и работа тех, кто в проекте принимал участие, — актеров и Владимира Ажиппы, к сожалению, ныне покойного, и Наташи, и других людей, — что все имеет смысл. Например, в Париже к Наташе подошла Моника Белуччи, поцеловала ей руку, сказав, что она выдающаяся, ее любимая актриса, она была абсолютно потрясена ее игрой, просто нет ни одной актрисы в мире, которая могла бы это сделать. Находились ли вы на площадке? Одно дело — вы руководите, говорите: «Ты мучаешь ее... Мне кажется, от этого зависит, в том числе, и мой личный ответ, мое личное отношение к тому, что я вижу.
Как мне говорили: «Это не кино» или «Это кино». А кто определяет, кино это или нет? Вот это актер, а это не актер. Как вы определите? Чем это определяется? Вот человек мучается или не мучается? Можно ли испытывать сильные эмоции? И можно ли — внутри договора? А это вопрос сговора. Даже есть такое понятие в режиссуре, когда говорят про работу с актером, — сговариваться.
Вы с ним сговариваетесь об определенных правилах, внутри этих правил актеры всегда идут далеко в эмоциональном плане. Чем лучше и бесстрашнее актер, тем дальше он идет в эмоциях. Если мы не говорим про театр «Но» или театр «Кабуки», в которых другие правила. Если говорим про театр или кино психологическое, буквальное, предельное. Здесь, мне кажется, лучше бы люди, включая киноведов и кинокритиков, и других деятелей культуры, переживали не о продуктах художественных, а о том, как они общаются, как живут свою жизнь. Мы же мучаем людей в жизни намного больше. Так устроены люди. Мы вступаем с ними в отношения, на кого-то обижаемся, переживаем. За этим очень сложно следить. Очень сложно отрефлексировать собственную жизнь.
Но очень легко, как выясняется, отрефлексировать жизнь чужую, особенно жизнь в художественном продукте. И здесь, мне кажется, важно разделять жизнь и искусство и не забывать, что это предмет искусства и культуры, этот проект является фактом этого мира, а не другого. Что это значит? Что законы, по которым он создается, другие. Что такое процесс съемки на кинопленку, как он устроен? Кинопленка означает, что есть грим, костюмы, есть камера, у нее заканчивается кассета, ее меняют, есть фокус-пуллер, есть оператор. Камера находится близко, двигается, шумит, шуршит. То есть некий очень сложный технологический процесс, который не совсем имеет отношения к реальности, хотя он фиксирует вот эту построенную субреальность. И пускай снимался он на пленку, но снимался совершенно иначе, это не то что «камера, мотор, поехали». Это же технологический процесс, ну как, я всегда был на площадке.
За территорией института были построены комнаты, группа передвигалась по периметру. В этих комнатах стоял плейбэк, работала группа, сидели гримеры, ассистенты, лоудеры и так далее. Через секретные двери мы могли входить внутрь территории и передвигаться. Кстати, как правильнее их называть? Но актеры — лучше. Они всегда знали, что камера включена? Знали, когда они попадают в кадр? Мы разговаривали в Париже с Юргеном Юргесом, и он говорил, что в его карьере прежде не было подобного метода съемки. Поэтому то, что я видел на съемочных площадках, явно отличалось от вашего метода. Один — это метод работы с актером, со светом, с камерой.
Они, конечно, абсолютно другие. Не такие, как в стандартном кино. Если говорить о том, как устроено кино как таковое, то есть на уровне вашего вопроса не про метод, а про выяснение этических норм, то разговор будет не профессиональный, а этический. Он не будет иметь прямого отношения к профессии в кино. Я поэтому к такому разговору не иду. Неужели я буду вам рассказывать, как Юрген Юргес изобрел другую систему расстановки света? Это не значит, что разговор, который мы ведем, не должен быть, просто в нем другие правила. Вот как мы говорим, что одни правила в мире, в котором существовал «Дау» в Париже, и другие правила здесь.
Я изучал материал, встречался с людьми, Володя сочинял первый вариант.
В итоге он написал пять вариантов, и ни один из них меня не устроил. Самое ужасное, что у меня не было внятных аргументов, все возражения на мутном уровне «не то». А что — «не то»? Я не режиссер, я менеджер этого проекта. Я вообще не понимаю, что такое режиссер сегодня. Причем, чем умнее была концепция и чем изобретательнее структура, тем отчетливее проступала система тупиков, в которой я окажусь на съемках. Любой поворот судьбы моего героя, залученный в определенную драматургическую схему; любой его поступок, закрепленный определенным набором мотиваций; любой его выбор, маркированный с позиции социальной, политической, психологической, эротической, бытовой, психофизической, медицинской, реалистической, романтической, метафизической, — вызывал ту самую реакцию «НЕ ТО». В результате я остановился на классической структуре последовательного рассказа истории жизни героя: от рождения до смерти. Выбор драматических событий на территории судьбы героя и системы их взаимодействия жестко закреплены.
Диалоги и дополнительные линии, которые невозможно обеспечить через драматургию, — свободны. Но это и есть линейная структура. Или ты не договариваешь. Когда Теллер разрабатывал водородную бомбу, принцип действия ее был основан на столкновении разных веществ, находящихся в противоположных частях устройства. Это потенциально была очень мощная бомба. Сахаров разработал намного более мощную бомбу. Он расположил эти вещества слоями, что многократно увеличивало силу взрыва. А математический расчет этой «слойки»-бомбы сделал наш герой. Так вот я понял, что «слойка» это и есть принцип устройства проекта под названием «Дау».
Важно до точки разработать каждый слой на каждом уровне. А на каждом уровне у каждого слоя есть своя система проявления. Илья Хржановский на съемках «Дау» В случае с «Дау» теоретический расчет этой «слойки» ты взял на себя. Как я понимаю, мощность взрыва зависит от точности расчета. Есть набор исходных ситуаций, каждая из которых подробнейшим образом разрабатывается отдельными творческими и административными группами. Съемочный процесс — блоками. Отсняли блок — из готового материала прорастают пунктиры к новым поворотам, хвостики новых смыслов, которые нельзя упустить и которым нужно довериться. Можно ли было все это понять и предвидеть в жестком литературном сценарии, написанном раз и навсегда? Я хочу понять, как это устроено, и я хочу воссоздать, как это устроено.
В этом твоем методе ты прозреваешь какие-то подвохи? Очень сложный баланс тактики и стратегии, целого и деталей. Опасно отступить от структурного каркаса, при этом нельзя прозевать силовые линии смыслов, прорастающих в процессе. Я многого не понимаю, но пуще всего, как тебе удается сохранять уверенность. Я ее сохраняю, потому что у меня другого выхода нет. Держу в уме результат, но не он — главное. Результат — не цель. Цель — процесс, в ходе которого если не отступать ни на шаг прорастет единственно подлинный результат. Из архива — Александр Расторгуев об «инженерном» кино Я не режиссер, я менеджер этого проекта.
Сегодня у автора, если он не глупец и не безумец, нет шанса и нет надежды перевернуть мир, нет амбиции первооткрывателя или светлой надежды изменить человечество — это же в воздухе времени. Этой нынешней предельной технологичности можно противопоставить только одно: двигаться против течения и по маршруту, который непредсказуем. Почему после всего, что было затрачено на проект «Река» — я имею в виду не столько деньги, сколько время и силы, ты решил отказаться от профессиональных актеров? Актеров в «Дау» почти нет. Если они и есть, то выбраны совершенно не по принципу своих профессиональных качеств. Что такое кастинг на главную роль в нашем случае? Ведь ты же понимаешь, и я понимаю, и все понимают, нельзя не понимать, что гениальность сыграть нельзя, ее невозможно сделать актерскими средствами! Я не отрицаю ни психологического театра, ни драматической игры. Просто на территории этого проекта эти методы не работают.
Илья Хржановский на съемках «Дау» Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня. Есть мое представление о том, как персонаж себя поведет в той или иной ситуации, есть представление об исполнителе этого персонажа, есть предположение, что, соединив персонажа и исполнителя, я получу тот или иной текст, то или иное движение в кадре. Часто возникают какие-то неожиданности, но всегда я получаю и ожидаемое. Тогда, при монтаже, выбираю. В идеале, получаю подсказку для следующего поворота, смыслы прорастают на стыке того, что я представлял себе и что получается в процессе. Говорю тебе, в обеспечении игры способа существования героев я не держусь за свои решения, потому что у меня готовых решений нет. Я уповаю на процесс, который и есть главный креатор. Моя функция — правильно этот процесс организовать. Я приглашаю людей, за которыми стоят судьба, сознание и смысл.
Поделятся ли они со мной всем этим, зависит от меня. Хотя бы одни пустые глаза в кадре и хотя бы одна неживая энергия нанесут непоправимый ущерб. И здесь опять возвращаемся к тому же — единственный способ получить от исполнителя все это в кадр, в фильм, в общую сумму энергий — это быть на него по-настоящему, всерьез затраченным. И что же толку думать, что эти люди были садистами или маньяками, что они были злодеями и подонками. В чем была твоя основная сложность с героем? В соединении в пространстве одной личности таких двух фигур, как Дон Жуан и Фауст. Они, по сути, антиподы.
Точнее два фильма из него: "Дау. Наташа", который участвовал в основной программе и получил "Серебряного медведя" за операторскую работу, и "Дау. Времени для полноценного интервью было немного, не все вопросы были заданы, но мы благодарим Илью, который нашёл возможность пообщаться и с нами.
Режиссёр Илья Хржановский воссоздаст Берлинскую стену
Илья Хржановский — биография Биография В конце февраля 2020-го режиссер Илья Хржановский прервал 10-летнее молчание, начал часто общаться с журналистами и активно давать интервью. Причину деятель искусства объяснил просто — следование правилам Берлинского кинофестиваля, где его резонансный «Дау. Наташа» обзавелся заслуженной наградой. Фильм наряду с «Серебряным медведем» получил множество негативных комментариев и запретов, в том числе и обвинения в насилии, и призывы к заведению уголовного дела. Детство и юность В середине августа 1975-го, 11-го числа, режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский и его супруга, филолог и киноредактор Мария Нейман, стали родителями. На свет появился долгожданный сын Илья. По его словам, в детстве он мечтал либо пойти по стопам деда Юрия Борисовича и связать свою жизнь с художественным искусством, либо стать маршалом. Так как ребенок был поздним, то круг его общения составляли в основном друзья семьи. И на будущего создателя фильмов не могла не повлиять творческая атмосфера, в которой он рос.
Именно поэтому в середине 90-х юноша попал на факультет живописи Боннской академии художеств. Германия вскоре наскучила студенту, и состоялось возвращение на «более интересную» родину, где тот продолжил обучение на режиссерском факультете ВГИКа, в мастерской Марлена Хуциева. А через год в соавторстве с Артемом Михалковым снял дебютную короткометражную «Остановку». В 2020-м знаменитость рассказала в интервью о матери и о предках, живших и похороненных в Украине: «У меня мама родилась в Виннице в сентябре 1940-го, а в конце июня 1941-го дедушка втолкнул ее, ее брата и мою бабушку в поезд и отправил в Ташкент, а сам ушел в армию. Моя мама каждое лето потом проводила в Шаргороде, даже когда жила в Ташкенте и Москве.
Главную роль играет музыкант и дирижер Теодор Курентзис. Мировая премьера состоялась в Париже. Добавим, одна из частей фильма «Дау»- «Дау. Наташа» будет участвовать в основном конкурсе 70-го Берлинале, которая стартует 20 февраля.
Чувства подлинные. Диалоги сымпровизированные. Но мы — по-прежнему в условной вселенной кино. Невероятно, но факт. Таким образом «Дау» кардинально переосмысляет роль актера в кино. С одной стороны, вскрывает актерский потенциал в каждом и наглядно демонстрирует, как «неестественное» на самом деле является неподдельным, а то, что наш глаз опознает как «убедительное», — имитация, наигрыш. С другой стороны, вовсе отменяет профессию актера за ненадобностью. По меньшей мере в рамках конкретного эксперимента. Радмила Щеголева. Илья Хржановский предстает в фантазиях репортеров как тиран, выстроивший империю подавления и насилия, чтобы над ней властвовать. Эта игра Хржановскому, можно не сомневаться, по душе. Но экранная реальность ее отрицает. Мир «Дау» выстроен как тотальная инсталляция именно для того, чтобы населяющие ее люди имели возможность свободно передвигаться, выстраивать индивидуальные траектории и судьбы, самостоятельно управлять тем, что они говорят и делают. Режиссер — тот, кто придумал правила. А дальше подчиняется им сам, наравне с остальными что-то подобное Триер делал в «Догме 95». Но свобода, данная им исполнителям, поистине беспрецедентна. Возможно, поэтому мифологии вовне проекта — о тоталитарном ужасе Института, об унижениях его обитателей — противостоит внутренняя мифология: многочисленные истории людей, которые прошли через опыт «Дау» и полностью изменили свои жизни: сменили профессии, нашли любовь, вышли замуж или женились, вышли из полосы неудач, преобразились. Форма отвечает содержанию. В воспоминаниях Коры Ландау режиссера поразил парадокс: немыслимая свобода мысли и тела внутри сталинской системы. Примерно то же самое происходит в Институте «Дау». Это не только масштабный аттракцион по воссозданию советского ада со всеведущими и всевластными спецслужбистами, но и алхимическая лаборатория по выплавлению человека нового образца, который научится игнорировать социальные ограничения и превратится в нечто большее. Сможет любить, мыслить, творить, не обращая внимания на контекст. Марина Абрамович. Фотограф: Jorg Gruber Неверно считать, будто Хржановский не осознает опасности этой фаустовской амбиции. Подытоживающий фильм «Дау», самый длинный в проекте у него есть короткая шестичасовая версия и полная, десятичасовая , показывает крах утопического проекта и завершается разрушением Института. На дворе 1960-е, время массовых репрессий позади.
Я — творец художественного пространства. Мы все знаем, что умрем, исчезнем навсегда, но можем многое сделать. Я не думаю, что снимая о катастрофе, ты ее приближаешь. Ты ее предсказываешь». Работая над проектом «Бабий Яр» Хржановский понял, что люди не готовы говорить о катастрофе. Они гонят ее от себя. Содержательно жить сложно. Мы жили какое-то время в безудержном веселье, но назвать это радостью нельзя. Радость — внутреннее состояние. Мне нравится время, которое случилось в мире. Это актуализация древних и вечных смыслов. Нам подарок выдан» - смело заявил он. А потом добил окончательно, хотя подобные размышления приходили, наверное, в голову каждому: «Человеку, как таковому, дан адский дар пандемии. Современность подарила нам возможность посмотреть на себя. Пушкин никогда себя не видел». Действительно, мы сидим перед экранами компьютеров, выходим в online, и нас тех, кто интересен бесконечно транслируют. Физические тела — курящие, говорящие, записываемые и потом воспроизводимые - становится бесконечным автопортретом каждого из нас. Духовное путешествие только разворачивается. По словам Хржановского, человек начинает понимать, кто он такой, и это может стать для него катастрофой. То есть мы пришли к новому типу связи с собой. Закрытость пространства создала новый уровень свободы, актуализировав важные смыслы. За это время с ним многое произошло: стал больше любить людей, перестал их судить, стал мягче. Что-то случилось с душой, и пришло другое понимания мира.
Илья Хржановский, режиссер: биография, фильмография. Фильм "Дау"
Министерство действует в рамках существующего правового поля, если создатели фильма полагают, что их права нарушены, то они, безусловно, вправе обратиться в суд, что отражено в ответе», — добавили в пресс-службе. Арт-проект «Дау», над которым Хржановский работал в течение 12 лет, был представлен в Париже в конце января 2019 года. Картина была снята по мотивам мемуаров вдовы Ландау Коры.
За это время с ним многое произошло: стал больше любить людей, перестал их судить, стал мягче. Что-то случилось с душой, и пришло другое понимания мира. Ушли люди, с которыми работал.
Не дожил до парижской премьеры Владимир Ажиппо, сыгравший представителя комитета госбезопасности, склонявший буфетчицу Наташу к сотрудничеству. До берлинских показов скончался живший в Лондоне медиа- художник и друг режиссера Алексей Блинов. Не стало еще одной участницы - мамы единственной профессиональной актрисы проекта Радмилы Щеголевой. Работая над Бабьим Яром, Илья думал о тех мальчиках, как он выразился, совершавших адские поступки, расстреливавших людей, и не находил ответа на некоторые вопросы. Хотя сам жил в Германии, хорошо знает немецкий язык и культуру. Хржановский вспомнил о законах античной трагедии и проклятии рода Кеннеди.
Кеннеди, будучи послом, не пропустил корабли с евреями, не дал им шанса на спасение, и над кланом нависло проклятие. Очередная трагедия, как мы знаем, случилась в апреле. Вокруг проекта «Бабий яр» продолжается полемика. Жесткую позицию занимает Украинский институт национальной памяти. Киевская пресса сообщает, что финансируется проект российскими олигархами, хотя не только ими. Но для Хржановского Украина — место, с которым он связан.
Его мама родилась в Виннице, откуда отец ее отправил в Ташкент, когда началась война. Под Винницей он проводил много времени, хотя родился и вырос в Москве, где давно уже не живет. Предложение взяться за «Бабий Яр» - из разряда тех, от которых невозможно отказаться. Свою задачу Илья Хржановский видит не в том, чтобы поставить памятник, который тут же забудут. Важно создать место, где человек мог бы почувствовать обстоятельства жизни. В этом моя задача.
Бабий Яр — глобальная катастрофа. Это кристалл, отражающий множество событий, случившихся в мире» - сказал он.
Много говорили обо мне, о том, чего я хочу, чего я ожидаю от проекта, какой я могу внести вклад. Чувство, что должна пройти через это Потом все стало иначе.
Больше личных встреч. Время никогда не было известно заранее. Внезапно сообщалось: сегодня ты встречаешься с режиссером. Всегда по требованию, это был постоянный стресс.
Перед встречами обычно подавали алкоголь. Для меня речь шла о работе, но об этом Илья разговаривать не хотел. Он хотел говорить о личном, например, о сексуальных предпочтениях. Есть ли у меня друг, какой я ориентации, со сколькими мужчинами или женщинами спала.
Если не хочешь это обсуждать — значит не открываешься проекту. Это удручало, это чувство сложно описать. В нормальных трудовых отношениях есть четкие границы. В «Дау» их нет.
Когда, например, Илья перед другими членами команды взял меня за руку, погладил ее и поцеловал, все засмеялись. Я была в замешательстве, не знала, что делать. Я ничего не сказала, почувствовала себя виноватой, беспомощной и подумала: разве это нормально? Когда другие женщины в помещении не спешат помочь, не знаешь, что делать дальше.
После этого эпизода у меня было ощущение, что просто так здесь принято, я должна пройти через это. Илья заставлял каждого чувствовать себя особенным. Это чувство в основном возникает, когда другие фанатично болеют за тебя. Но в какой-то момент ты больше не решаешься возражать.
Я была в ярости, но также и задета — я хотела доказать, что я могу все это преодолеть. Думаю, что молодых тщеславных людей таким образом можно заполучить очень быстро. Еще с детства я испытываю очень сильное психологическое давление, чувствую, что должна добиваться высоких результатов. Я открыто об этом рассказывала, и это использовали.
Приемлемо ли это для меня?
С этой информацией правозащитник и обратился к стражам порядка, пишет «Газета. Правоохранители не исключают, что в процессе кинопроизводства детям могли быть причинены физическая боль или моральное страдание путем насильственных действий. Фильм «Дау. Дегенерация» снимал как часть проекта кинокартин о физике Льве Ландау российский режиссер Илья Хржановский.
Минкультуры России частично отказало в прокате фильма Ильи Хржановского «Дау»
Дау-таун. Как Харьков стал центром самого безумного проекта в истории кино | Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей. |
Минюст внес писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского* в список иноагентов | Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену. |
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат | — режиссёр Илья Хржановский*. |
Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - V1.ру | Так появилась должность художественного руководителя, которую занял Илья Хржановский — российский режиссер и автор «Дау». |
После «Дау»: лучшая часть проекта Ильи Хржановского сделана Анатолием Васильевым - Москвич Mag | 5 сен в 13:31. Пожаловаться. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года. |
Минюст РФ внес в реестр иноагентов писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского*
Минюст пишет, что режиссер «Дау» Хржановский тоже выступал против СВО и создавал материалы иноагентов, а также «распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике». Как поясняет ведомство, бывший депутат Медведев высказывался против СВО, распространял материалы и сообщения других иностранных агентов, принимал участие в создании этих материалов, а также «распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа РФ, а также Вооруженных Сил РФ».
Каждый четвертый. Из квартир забирали спецов, рабочих, бухгалтеров. В подвалах известного заведения была уничтожена вся интеллигенция. Потом этот город дважды брали немцы, которые уничтожили больше ста тысяч мирных жителей. Этот Саенко сдирал с живых людей кожу, срезал мясо слоями. А его ученики потом здесь работали, и ученики этих учеников здесь работали.
И некоторые продолжают жить и работать. Это я только один город взял. Одну только точку из этой вселенной. Вот что я имел в виду, когда говорил про другое понятийное пространство. Опубликован в 2011 году Герой И сюда вот в такое время отправлен человек, который как бы и не совсем человек. Родился мальчик, мальчик был очень одаренный, в 14 лет поступил в университет, в 20 был физиком с мировым именем. Работал за границей, учился у старого гения с другими такими же, как он, избранными молодыми гениями.
Вернулся, оказался в городе, где смерть висела в воздухе, где страхом был пропитан каждый камень. Работал, полюбил девушку, женился, убежал из проклятого города в другой, не проклятый. Там его проклятье догнало, его посадили, потом освободили, и он стал делать то, чего делать не хотел. Всю жизнь он говорил про счастье, свободу и любовь — его главная идея состояла в том, что человек обязан быть счастливым. Этот человек больше всего на свете боялся физической боли, боялся потерять разум, боялся оказаться во власти жены. Дальше он попадает в аварию, после которой перестает быть собой: рядом с ним жена, отрезавшая от него всех и получившая наконец его в свое полное распоряжение; он испытывает непредставимые физические муки; и, наконец, теряет ближнюю память, то есть не может додумать ни одну мысль. В 60 лет он умирает.
Они исполняли свою судьбу как древние греки, обладавшие знанием своей судьбы. Если бы даже я очень хотел рассматривать эту судьбу в реалистическом только социальном, бытовом и т. Машину кружит на льду, кружит, при аварии не страдает никто, в машине была корзина с яйцами, ни одно яйцо не разбивается, удар приходится только по нему и именно в голову, и именно в ту самую фатальную точку. Бьет так, чтобы он еще жил определенное время и испытал то, что ему пришлось испытать — и ровно то, чего он больше всего на свете боялся. Гримирование Юрия Алексеева для роли Льва Ландау в старости Если ты упомянул прежде про греческую трагедию, я понимаю, что ты рассматриваешь это не как расплату… Нет, это не про него, не про меня, не про то, как я понимаю этот фильм. Возвращаясь к герою во времени. Это проклятое время, это время осуществления родового проклятия.
Не только в этой стране, как все мы знаем. Инквизиция, средневековье — все меркнет перед тем, что происходило. Никого, решительно ни одного человека не было в этот момент в стране, кого бы это проклятие если не вдавило в землю и не раскатало в пыль, то крылом своим обмахнуло точно. В случае с Дау все осложнялось, конечно, его гениальностью и выдающейся силой его личности. Еще внутри есть история про дружбу, про проблему выбора и про то, что рок настигал их всегда и везде, как и положено року. Он и его товарищи — особенно те, кто учился у Нильса Бора, они были абсолютные фрики: Гамов был двухметрового роста с женским голосом, Теллер хромой и почти что карлик, почти все девственники и все между собой дружили. Ощущали себя почти богами, думали, что если не сегодня, так завтра они этот мир поймут, объяснят и изменят до неузнаваемости.
Последнее таки произошло, другое дело, с каким знаком. Есть несколько групп, которые курсируют у Резерфорда, у Бора, дальше разъезжаются по разным странам. А потом именно эти ребята делают атомную, водородную и прочие бомбы. Вообще с этими физиками происходили дивные вещи. Здесь, в харьковском институте, работали сбежавшие от Гитлера австрийские и немецкие физики-евреи и физики-коммунисты. В 38-м году Сталин их посадил, а потом в запломбированном вагоне послал Гитлеру в подарок, а Гитлер их освободил. Дальше они работали над проектом «Фау», потом попали в Америку, где уже делали атомную бомбу.
Группа была маленькая, и спасения им не было ни в какой точке земного шара. Особые люди, которых Бог одарил или обременил даром, были лишены свободы выбора, в стандартном понимании этого понятия. Древние греки знали, что если они пойдут воевать в Трою, то погибнут там, и они могли не идти в Трою, у них был этот выбор, но они знали, что они должны исполнить свою судьбу — пойти в Трою и погибнуть там. И поэтому у них не было выбора. Также и у моих героев. На съемках проекта «Дау» Ты думаешь, эта свобода выбора им была нужна? Они могли выбрать по-разному, но свобода выбирать нужна всем.
А она была только у середняков, у гениев ее не было. Они по-разному себя мотивировали: что это нужно для равновесия мира, как всю жизнь, например, был уверен в этом Теллер. Или ты можешь не хотеть этого, но все равно делать, как это делал Дау. Значит, все-таки была свобода выбирать. Вот Капица отказался. Это потом Капица отказался, а поначалу, как все, работал над созданием оружия массового уничтожения. И уж точно я не судья ему и не судья никому.
Да, можно сказать, что он нарушал, скажем, заповедь «не прелюбодействуй». Но он не нарушал этой заповеди, потому что существовал в другой ценностной системе. Его жизнь была расположена в этом времени, поэтому это время надо воссоздавать. Иначе ничего непонятно. Это время должно быть достоверным в той степени, в которой это необходимо для предельной убедительности. А дальше оно может быть каким угодно придуманным, если убедительность этого требует. Нужно сначала восстановить, как было, а затем как бы сдвинуть.
Кагэбэшник полощет рот водкой и брезгливо сплевывает. Пять утра, Париж, зрительские овации. Почему я так подробно остановился на этом? Потому что в этой серии есть хоть какое-то внятное высказывание. Хоть что-то достойное реакции.
Все остальное или почти все — это жеваное папье-маше, политое водкой и рыбным соусом из железных консервов. И ничего здесь не найти, даже при всем желании. Может, когда-то из этого и получится кино. Тогда и посмотрим. А так пока — гигантская профанация.
Он как-то пронес в зал бутылочку коньяка и разлил нам в пластмассовые стаканчики. Мы напряженно выпили. Третьим с нами был известный журналист, русский, конечно же, оппозиционный: — Похоже на «Дом-2», — осторожно спросил он нас, — или нет? Потому что интеллигентный человек, русский, опять же, на прямой вопрос всегда отвечает общо, типа: «В нашей стране много озер и рек», — так он начинает отвечать. И боится, что бы такое лишнее не сказать, чтобы не прослыть неинтеллектуалом, чтобы не прослыть простачком… Вот спрашиваю продюсера и режиссера Александра Шейна после одной из серий: — Тебе понравилось?
Потом мне удалось посмотреть «Возвращение блудного сына», которого сложил Анатолий Васильев. Там противостояние двух философов-физиков — профессора Крупицы Капицы в невероятном исполнении самого Васильева и его ученика Дау Ландау в очень неплохом исполнении Теодора Курентзиса. Я не уверен, что это был игровой фильм. Может быть, документальный, может быть, видео-арт, может быть, видеопьеса. Но здесь было все: композиция, кульминация, финал.
И главное — идея. Противостояние человека и толпы, тема власти и маленького человека. Не банально. Чего стоит отрывок, где Дау признается своему учителю, что написал на него донос. Даже не хочу описывать эти кадры, хочу, чтобы вы их когда-нибудь посмотрели.
Потому что ни длинные диалоги, ни отсутствие физического действия не могут отвлечь нас от волшебства, если оно есть. А вот здесь оно было. Даже больше. Печать гения. Еще долго русские бродили по ночному Парижу.
По мнению арт-деятеля, опыт его команды, которой «многое удалось сделать», пригодится в будущем. Кроме того, он попросил прощения у всех тех, кого факт его пребывания в Украине и его деятельность раздражала. Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру. Уверен, со временем станет ясно, как много нам удалось сделать для памяти места», — сказал Хржановский.