Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Первый раздел выставки соответствует русскому периоду творчества Рериха. На выставке впервые покажут театральный задник, который Николай Рерих создал в 1908 году специально для балета «Половецкие пляски» дягилевских Русских сезонов. В Третьяковской галерее открылась выставка под названием "Николай Рерих", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора галереи по научной работе Татьяну Карпову. Посетители рассматривают декорацию к балету «Половецкие пляски», представленную на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве © Сергей Пятаков, РИА Новости.
«Николай Рерих»: выставка в Новой Третьяковке
Славянская серия Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века. Он достиг успехов во многих сферах творчества — живописи, монументальном и театрально-декорационном искусстве, художественной керамике, мебели, майолике. Русский музей обладает крупнейшим собранием произведений мастера разных лет. Занимавшийся археологией с юных лет, Рерих во многих своих полотнах раннего периода воссоздает картины жизни славянских племен. Поэтический строй картины, ее сказочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы. В произведении использованы некоторые приемы народного искусства: декоративизм и интенсивность цвета, лаконизм рисунка. Работа создавалась в Париже, в мастерской Кормона, где Рерих продолжал свое художественное образование. В 1903—1904 годах художник вместе с супругой Еленой Рерих совершил «поездку за стариной», проехав более 40 русских городов от Ярославля до Нижнего Новгорода и от Владимира до Пскова, изучая и запечатлевая архитектурные памятники и художественные древности, «каменную летопись Руси». Результат странствий — свыше ста архитектурных этюдов. Садко из сюиты «Богатырский фриз», 1910.
Декоративное панно для столовой дома Ф. Бажанова в Петербурге. Панно фриза размещались в Большой столовой. Серия состояла из 8 сюжетных композиций и 12 полотен с растительным узором для оформления оконных проемов. Панно фриза выполнены темперой, в технике которой Рерих начал работать с 1906 года, предпочитая ее маслу за «воздушность и звучность тонов». Серия состояла из восьми сюжетных «Садко», «Витязь», «Баян», «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Город», «Вольга Святославович», «Соловей-разбойник» и одиннадцати декоративных композиций растительным узором для оформления оконных проемов. Создание монументального «Богатырского фриза» стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин. Зал 2. Творчество предвоенных лет Романтическое восприятие художником истории и природы, вера в некие высшие силы, руководящие всем на Земле, заметно сказались в его творчестве уже в 1900—1910-е годы.
В картине «Зловещие», которая впервые представлена на выставке в оригинальной авторской раме, воплотились предчувствия страшных потрясений XX века. Рерих изменил композицию после разговора с Архипом Куинджи, одним из своих учителей.
Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже?
Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию.
К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н.
Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали.
Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета. Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада.
Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился?
С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н. Рерихов в СССР.
В экспозиции было представлено свыше 500 картин обоих художников. Получил развитие очередной этап «Рериховского ренессанса», и таким образом сбывались мечты Рерихов о возвращении на Родину. Корреспондент газеты «Известия» писал о С. Рерихе: «Этого живописца с мировым именем легко узнают многие почитатели искусства.
У него, как у сказочного песнетворца, серебристые волосы и лучистые молодые глаза. Он прибыл в нашу страну из далёкой Индии, чтобы почтить вместе с советскими людьми память своего великого отца... Чтобы получить добрый совет или услышать фрагменты дивных историй о жизни его батюшки, люди приходили на лекции. Святославу Николаевичу едва хватало времени на решение вопросов по организации выставок и на то, чтобы повидать близких друзей и сотрудников.
Николай Рерих утверждал важную для будущих поколений мысль: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»25. И вслед за отцом Святослав Рерих воплощал эти идеи в жизнь. Сотни посетителей его выставок спешили задать вопросы, волновавшие поколение 1970 — 1980-х, подчас воспринимая художника как пророка, способного предсказывать будущее, или мудреца, рассуждающего о бытии человека посредством живописи.
Они искренне верили ему и спрашивали о смысле его картин и том сугубо интуитивном чувстве, которое посещало их во время созерцания его живописи. Как ни странно, но в те годы людям было необходимо получать глубокомысленные ответы; они просили объяснить названия живописных полотен Рериха-старшего и хотели узнать у его сына, кто эти таинственные «странники» и «посланники», ведущие нас в далёкие Гималаи. В годы, когда «звёздные войны» стали очередной грозной новостью телепрограммы «Время» и «холодная война» вынуждала затянуть пояса и приготовиться к очередным испытаниям для всей страны, Святослав Рерих выставлял в Академии художеств СССР картины под эпически-всеобъемлющими названиями: «Мы сами строим свои тюрьмы», «Предупреждение человечеству» или «Ты не должен видеть этого пламени». Сейчас мы вновь задаёмся вопросом: каким образом многие рериховские произведения нам стали понятны и близки, увлекая чарующей иллюзорностью гималайских вершин, манящих в путь странствий на поиски красоты?
На что откликалось сердце зрителя в годы богатой событиями Перестройки? Философия этих полотен была ясна на уровне подсознания и, возможно, необходима для понимания своего прошлого и будущего, для осознания своего места в мире, причастности к мировой истории. Многочисленные герои полотен Рериха, как будто персонажи книг, пришли в современную жизнь. Его святые старцы и отшельники, воины и правители ушедших лет словно подталкивали зрителя к изучению истории и постижению мифического «прекрасного далёка»26, обращению к корням, к забытым камням и поваленным древним крестам.
Художник листал перед нами сказочную книгу, где все его герои сосуществуют вместе, и призывал к возрождению духа. Кем стал он для Новой России? Со страниц дневников, будто голос из прошлого, ведёт он вневременной диалог, отвечает на вопросы почитателей его таланта, объясняя своё кредо. Вы определяете моё искусство как героический реализм.
Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим. Сердце требует песнь о прекрасном.
Сердце творит в труде, в искании высшего качества»27 — так в одном из эссе Рерих лаконично описал суть своего творчества. Спустя сто лет он сам стал незабвенным героем культуры, его славная биография может называться жизнеописанием, сонм легенд окружает его образ. Его картины пленяли взор красочностью, богатством палитры и широтой бесконечного горного пейзажа, возвещая о начале нового века по тибетскому летосчислению, направляя мысли зрителя от обыденности в заоблачную синеву далёких Гималаев, позволив на миг покинуть сумеречную Москву в ожидании перемен. Как можно в целом объяснить притяжение, которое мы испытываем к талантливым произведениям прошлого и современности, и есть ли нужда в подробных объяснениях?
Неужели недостаточно идеи, выраженной в словах поэта или движении кисти художника, что по прошествии лет получает отклик у следующих поколений? Сотни статей о Рерихе, вышедших при его жизни, и других, написанных спустя годы авторами «новой волны», в очередной раз говорят о высочайшем уровне мастерства, доказывают ценность и независимость его искусства, повествуют о многогранности живописных образов и искренней вере в победу гуманизма над поглощающей мир пошлостью и невежеством. В первой половине ХХ века многие деятели искусства, науки и политики поддерживали Рериха на разных этапах его жизни, подписывали хвалебные письма и произносили благодарные речи, подхватывали идею Знамени Мира и провозглашали Пакт Рериха28 перед надвигавшейся угрозой Второй мировой войны. Но ему не было места на Родине в те тяжкие годы испытаний, когда Россия проходила через горнило скорби.
И когда наконец в 1960-е годы искусство Рериха с триумфом вернулось домой, в Новую страну, о которой он грезил, будучи за рубежом, его картины были приняты всем сердцем, пожилые и молодые люди спешили их увидеть, многие были счастливы посетить выставки произведений Николая и Святослава Рерихов и сохранили в памяти эти моменты. Хочется верить, что не было ни ощущений разочарования, ни утомлённых взглядов, ибо в их полотнах заключалась радость искусства. Торжеством добра над злом, «безмолвием и покоем иконописи» Рерих, несомненно, близок к религиозному искусству, духовной энергией и идеей увлекал он за собой. В начале ХХ века, когда единомышленники-символисты умели красиво писать о современном искусстве, в свет вышла очередная статья о Николае Рерихе, автором которой был Юргис Балтрушайтис.
В присущей ему манере поэт пророчески описал основные черты творчества Рериха: «Отличительной приметой всей живописи Рериха является её общий оттенок, своеобразный, ей одной свойственный колорит. Этому художнику-тайновидцу всё безмерное в своей земной пестроте зрелище жизни открывается как бы в озарении неизреченного неземного света. Знаменательно, что свои отдельные краски Рерих черпает то из красочных глубин вечернего или предрассветного неба, то из таинственной области северного полуночного солнца, — словом, отовсюду, где разлито волшебное, величавое и безмолвное пылание Тайны, ибо этого требует как его основное чувство мира, так и вся созерцательная природа его творчества. А в них-то, главным образом, и заключается вся самобытная сила и художественная тайна произведений Рериха»29.
В тот момент Новая Россия была способна по достоинству оценить в совокупности всё многообразие его литературного, философского и художественного наследия. В искусстве народ искал правды и находился в постоянном ожидании чуда, и в лучших традициях русской былины или восточной притчи Рерих явил эту возможность познания.
RU, и может быть не опубликован или отредактирован, и отказываюсь от любых претензий к проекту OSD. RU связанных с этим. RU проводится автоматически и операторами проекта. Она включает проверку на соответствие стандартам проекта, информативность, корректность, достоверность и т.
Арт 06.
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскроет перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Он создал свыше 5 тыс.
Выставка «Рерих. Вдохновение»
Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. В октябре 2023 г. в Третьяковской галерее откроется глобальная экспозиция «Николай Рерих», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого русского живописца. Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30–40 лет, где в центре был индийский период. Два полотна Николая Рериха из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского будут представлены в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва). с момента проведения его предыдущей выставки в Третьяковской галерее. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного по эскизу Николая Рериха в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет.
Больше на Маевка27
- Материалы дня
- Выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха
- Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее
- Выставка Николая Рериха
- Спустили с гор: Третьяковка переосмысливает творчество Рериха | Статьи | Известия
В Третьяковке открылась выставка работ Николая Рериха
При поддержке банка ВТБ уже завершен первый этап реставрации. И теперь грандиозное полотно переживает новый показ-триумф — наконец, на российской «сцене». Вместе с «документальной» частью они призваны поближе познакомить посетителей с необычной биографией и широким кругом увлечений художника. В дореволюционное время Рериху удавалось совмещать, казалось бы, невозможное: быть не только успешным столичным художником, но и эффективным чиновником — директором Школы Общества поощрения художеств, преподавателем, писателем, редактором журналов, археологом и прекрасным семьянином. После революции, в 1920-е, семья Рерихов перебирается в Индию и совершает ряд легендарных азиатских экспедиций, а также инициирует международное движение Пакт Рериха для защиты мировых культурных ценностей. Даже по одним названиям работ славянского цикла — «Гонец.
В экспозицию вошли художественные и документальные материалы из наследия живописца. Здесь можно увидеть свыше сотни картин и графических листов — от ранних шедевров «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Знаковая часть выставки — впервые представленный публике театральный задник для балета «Половецкие пляски», созданный в 1908—1909 годах по эскизу Николая Рериха для первого сезона антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева» в Париже. Это самый крупный экспонат в галерее.
Этот знак - три красных кружка внутри красного кольца - призван был стать своего рода оберегом произведений искусства, указывая на их культурную ценность для мира и включение в список объектов, охраняемых Пактом Рериха.
Эта вера в уважение к культуре, в защиту ее с помощью мирных договоров, после ужасов войн ХХ и ХХI веков кажется наивной. Но, если вдуматься, других способов защиты культуры у нас нет. А Пакт Рериха был подписан в 1930-х-1940-х годах почти тридцатью странами, включая США, страны Латинской Америки, Индию… И, кстати, как минимум, один город и его жителей этот Пакт спас: говорят, из-за него старую японскую столицу Киото не включили в 1945-м году в список городов атомных бомбардировок, поскольку это город-музей с многовековым культурным наследием. Выставка "Рерих", куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на "мирискусническом" периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода.
Над этими тремя разделами, на антресольном этаже - раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи. Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры.
Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные". Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха.
Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии.
Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства".
Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева. Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
На выставке «Учитель и ученик» также представлено наследие последователя Рерихов Бориса Смирнова-Русецкого 1905 — 1993. Художник не только развивал в своем творчестве идейно-образные достижения наследия Рерихов, но и копировал их картины. В экспозиции представлены важные для понимания идей Николая Рериха картины в исполнении Бориса Смирнова-Русецкого. Даже находясь в Индии, Рерихи всегда тревожились о судьбах Родины, интересовались ее прошлым и будущем.
Рериха 1942 , 1990, Частное собрание на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва» Картина «Борис и Глеб» была создана в поздний период жизни Николая Рериха, когда он жил в селении Наггара, расположенном в долине Кулу в Индии. В дневниках Рерих рассуждал о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира.
В образах воинов-подвижников и защитников Бориса и Глеба Рерих и вслед за ним Борис Смирнов-Русецкий воплотили самые высокие духовные идеалы. Согласно истории междоусобной борьбы, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца князя Владимира, братья были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Народ наделил героев лучшими человеческими качествами, воплотив в них свои духовные идеалы, а Рерих и Смирнов-Русецкий увековечили в живописи образы народных героев.
Выставка в «Центре Искусств. Москва» раскрывает перед зрителями творческий масштаб Николая Рериха и Святослава Рериха.
В иносказательной форме Рерих выразил в картине свою веру в величие, стойкость России, ее могущество. Зал 3.
Театр Третий зал экспозиции посвящен работе для театра. Яркой страницей в жизни Рериха стало его участие в «Русских сезонах» в Париже, организованных С. Заслуженный успех выпал на долю художника, оформившего «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А. Бородина, «Весну священную» И.
Стравинского, эскиз занавеса «Сеча при Керженце» для оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…» и многие другие театральные постановки. Рерих «Половецкий стан», 1909. В 1914 году в Лондоне Дягилев осуществил постановку оперы полностью в четырех действиях с прологом, вновь пригласив Рериха для оформления спектакля.
Рерих исполнил декорации за короткий промежуток времени: конец 1913 — начало 1914 года. Яркое узорочье костюмов, праздничный колорит архитектуры, носящей порой сказочный характер, создали притягательный образ далекого прошлого, наполненного жизненной силой. Успех лондонской постановки во многом был связан с оформлением спектакля. В этой битве, по преданию, исчез в водах реки Керженец, протекающей в Нижегородской области, целый город под названием Китеж.
Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом. Эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Зал 4.
Картины последних лет Большую часть коллекции произведений Николая Рериха, хранящихся в Русском музее, составляют картины индийского периода творчества 1930 — 1940-е годы , переданные в дар музею в 1960 году старшим сыном художника Юрием Николаевичем Рерихом, ученым-востоковедом. Обосновавшись в селении Нагар в долине Кулу — «долине трехсот шестидесяти богов», как ее называли, — художник оказался в центре древнейших культур, откуда распространялись религии, знания, духовный опыт. Здесь сохранялось духовное знание, уходящее корнями в невероятную древность.
Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Священная флейта», «Молчание». Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, оно представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Рерих жены художника , индийских знаменитостей, политических деятелей и святых подвижников. Огромный интерес вызывают редко выставляемые полотна на евангельские сюжеты: «Как в старые времена», «Добрый самаритянин», «Христос с учениками», «Пиета». Сохранение культуры — главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству.
Уже на ранних этапах творчества Николай Рерих, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества.
И у него такие же идеи, он посвящает номера своего журнала оскверненным сокровищам искусства и мыслит в тех же наших линиях». Имя Рериха звучит в первых рядах защитников мировой культуры, и его идея охраны уже не только русских, но и мировых культурных ценностей находит поддержку у общественности многих стран.
Идея международного договора о защите памятников культуры получила свое развитие в 20-х годах во время Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. Изучая культуру и искусство народов Азии, Николай Константинович с огорчением отмечает запустение, а зачастую и гибель многих буддийских храмов и реликвий. В 1929 году, сразу по окончании Центрально-Азиатской экспедиции, в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета г.
Шклявером Н. Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей. Договор был задуман и оформлен юридически как документ универсального характера, содержащий принципиальные, общие для всех стран положения об охране культурных ценностей.
Не будем забывать, что Рерих закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и его преподавателем в области международно-гуманитарного права был выдающийся российский юрист и общественный деятель Ф. Во многих странах создаются общества в поддержку Пакта. Проект Пакта получил всемирное признание.
В 1931 году в г. Брюгге Бельгия был основан Международный союз Пакта Рериха и состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту. Рерих предложил вместе с проектом Пакта как отличительный флаг для обозначения объектов охраны.
В 1932 г. Конференцию сопровождала выставка, в экспозиции которой были представлены картины Н. Рериха и более шести тысяч фотографий архитектурных памятников, которые выдвигались в первую очередь как неприкосновенное культурное наследие народов, подлежащее охране.
В 1933 г. Эта конференция была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.
Музей, который потеряла Россия
Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна будет завершен к выставке Николая Рериха. Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде. Творческое наследие Рериха велико — насчитывает более 5 000 полотен, включая живописные, графические, театрально-декорационные работы, которые хранятся в государственных музеях и в частных коллекциях по всему миру.
Создатель неповторимой и легко узнаваемой художественной образности, Рерих — талантливый проводник философских и поэтических идей, присущих культурам многих народов. Глубокий символизм, непревзойденное мастерство в передаче световых и колористических эффектов, медитативная умиротворенность полотен — все это и многое другое придает уникальность его творениям. В составе экспозиции три части — русский период творчества художника, вторая часть посвящена Индии, а третья — театру. Сенсацией выставки «Николай Рерих» станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении.
Проект демонстрирует наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Автор представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева».
В 1900-е Рерих сделал иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми. Это многочастное произведение прислала на выставку Пермская художественная галерея. Самый же свой знаменитый церковный проект — оформление храма Святого Духа в Талашкине — Рерих выполнил по заказу княгини Марии Тенишевой. На выставке проект представлен тремя уникальными эскизами. Нижегородский художественный музей предоставил серию картин «Майтрейя» 1925. Согласно дальневосточному буддизму, бодхисатва Майтрейя — будда грядущей эпохи процветания. Рерих мечтал о наступлении «счастливой эры Майтрейи». Посетив Москву в 1926-м, художник передал картины из этой серии Анатолию Луначарскому в качестве подарка советскому правительству, вкладывая в дар символический смысл, который не был понят. От наркома просвещения полотна перешли к Максиму Горькому, украшали столовую в его доме и в конце концов оказались в музее. Фото: Государственная Третьяковская галерея Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В 1909-м «Половецкие пляски», балетный фрагмент из «Князя Игоря», были показаны в театре «Шатле» в Париже.
В Новой Третьяковке действует выставка «Николай Рерих»
Реставрацию занавеса в рамках подготовки выставки Рериха оплачивает банк ВТБ. По словам организаторов, такой масштабной экспозиции Рериха в Москве не было 65 лет. Высота гор и высота духа — на мистической мультимедийной выставке, посвящённой творчеству Николая Рериха. Выставка проходит в Москве с 1 декабря 2022 и заканчивается 23 апреля 2023 года.
Музей, который потеряла Россия
Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — русского живописца, театрального художника, путешественника и общественного деятеля XX века. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года в Москве в Третьяковской галерее (Новой Третьяковке на Крымском валу 10) проходит выставка Рериха. Экспозицию «Николай Рерих» в Новой Третьяковке посетили более 220 тысяч человек с момента ее открытия. Она продолжит работу до 10 марта. Выставку приурочили к 150-летию со дня рождения художника, рассказали на сайте Агентства городских новостей «Москва». Главным проектом у Третьяковской галереи станет выставка «Николай Рерих», на которой будут представлены работы автора из собрания девяти музеев. Выставка будет приурочена к 150 -летнему юбилею художника. Высота гор и высота духа — на мистической мультимедийной выставке, посвящённой творчеству Николая Рериха. Выставка проходит в Москве с 1 декабря 2022 и заканчивается 23 апреля 2023 года.
«Николай Рерих в поисках Шамбалы»: гид по выставке в Русском музее
В Картинной галерее открылась выставка «Рерихи и Кавказ». Эта выставка является совместной работой Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов и Координационного Центра Знамени Мира «Юг России» МКЗМ. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Рериха. Она будет работать до 10 марта 2024 года на Крымском Валу, 10 в залах 60–61. Понимая, что лишь один из 150 экспонатов экспозиции потребовал трехлетней работы 20 человек, можно представить сколь грандиозная выставка открывается в Москве в здании Новой Третьяковки на Крымском валу к 150-летию Николая Рериха. Вообще 150 лет со дня рождения Николая Рериха будет в 2024 году, но в Третьяковке к нему начали готовиться немного заранее. Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября.
Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха
Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде. Творческое наследие Рериха велико — насчитывает более 5 000 полотен, включая живописные, графические, театрально-декорационные работы, которые хранятся в государственных музеях и в частных коллекциях по всему миру. Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год.
Особое внимание уделено его опытам в разных видах искусства, его путешествиям по России и Азии, что позволяет получить представление об особенностях мировоззрения художника. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы, редкие документы из архивов Москвы.
Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться. Еще в своей ранней работе на раскопках в России, словно предчувствуя свой последний путь, Рерих писал: «Есть где разгуляться огню.
Заземлился он мелкими струйками, повеяло дымом. В последний раз осветилось пожелтевшее лицо… Вдруг щелкнуло. Охнул костер, столбом взлетели искры. Потянулись к небу клубы дыма».
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, представляет зрителям широкую панораму его творчества. На экспозиции можно увидеть около 150 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы и редкие архивные документы из музейных собраний России и ближнего зарубежья. Государственный Русский музей обладает обширной и представительной коллекцией произведений Николая Рериха, относящихся к различным периодам его творчества. Поэтому работы из собрания Русского музея, упомянутые ниже, вошли во все три части, на которые разделена экспозиция в Третьяковской галерее. Первый раздел выставки знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество и Начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к древнему прошлому «Сходятся старцы», 1898; «Зловещие», 1901. Серия этюдов древнерусских городов «Воскресенский монастырь в Угличе», 1904 показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей «Спас», 1914. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», 1914.
Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться. Еще в своей ранней работе на раскопках в России, словно предчувствуя свой последний путь, Рерих писал: «Есть где разгуляться огню. Заземлился он мелкими струйками, повеяло дымом. В последний раз осветилось пожелтевшее лицо… Вдруг щелкнуло.
Государственные музеи
- Общественные музеи
- «Николай Рерих в поисках Шамбалы»: гид по выставке в Русском музее
- Выставка "Николай Рерих" в Москве
- Выставка «Николай Рерих» в Москве | Аргументы и Факты
- Государственные музеи
- Выставка Николай Рерих, Москва – Афиша-Музеи
Информация о событии
- В Новой Третьяковке – выставка Рериха
- Рериха из коллекции Музея Востока показывают в Третьяковке | Музей Востока
- Выставка «Николай Рерих» в Москве | Аргументы и Факты
- Государственный музей Востока
Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке
Накануне в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась для посетителей выставка одного из самых значимых мастеров отечественной и мировой живописи, путешественника, ученого Николая Константиновича Рериха. МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Фотографии из репортажа РИА Новости 09.10.2023: Выставка "Николай Рерих" в Москве | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». Индивидуальные и групповые экскурсии на выставку Николай Рерих в Новой Третьяковке. Стоимость экскурсии по выставке Николай Рерих и порядок бронирования. Посетители рассматривают декорацию к балету «Половецкие пляски», представленную на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве © Сергей Пятаков, РИА Новости.