Он прямо заявил, что дорогой бензин – это во многом сознательная политика государства. Эксперты разъяснили, по какой причине в России начал дорожать бензин и стоит ли ожидать россиянам дефицита топлива. Биржевые цены на бензин и дизель в России с поставкой в августе-сентябре обновили максимумы.
Почему растут цены на бензин внутри России, объяснил эксперт Дмитрий Гусев
Главной причиной роста цен на нефтепродукты является налоговый маневр в нефтяной отрасли, который был проведен по инициативе правительства РФ. В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. Весна 2024 года в России началась с ощутимого подорожания топливных цен, что подтвердило аналитические прогнозы и выставило новые вызовы перед экономикой страны.
Три фактора: почему в России дорогой бензин
Авто - 31 августа 2023 - Новости Казани - Почему в России, где добывают нефть, такой дорогой бензин — говорят экономисты. Дело пахнет керосином: разбираемся, почему рекордно дорожает бензин. Самое удивительное, что по факту на стоимость бензина больше влияет Центральный банк и Министерство финансов, нежели Министерство энергетики России», – отмечает Гусев.
Почему дешевый бензин такой дорогой: от чего зависят цены на топливо
Вице-премьер России Александр Новак ранее призвал принять срочные меры по снижению цен на топливо на автозаправках. Оптовые цены на бензин в России бьют рекорды пятый день подряд, что оказывает влияние на розничный сектор. Почему дешевый бензин такой дорогой? Несмотря на то что налоги вдвое увеличивают российские цены на бензин, стоимость остается самой низкой в Европе. Цены на бензин и дизельное топливо на АЗС в России продемонстрировали устойчивый рост на протяжении шести недель, начиная с середины марта.
Топливный кризис: Почему дорожает бензин и куда пропал дизель в регионах
Весна 2024 года в России началась с ощутимого подорожания топливных цен, что подтвердило аналитические прогнозы и выставило новые вызовы перед экономикой страны. Почему дешевый бензин такой дорогой? Несмотря на то что налоги вдвое увеличивают российские цены на бензин, стоимость остается самой низкой в Европе. Заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин объяснил, почему в других странах бензин дешевле, чем в России. цены на бензин в России формируются не под воздействием рыночных факторов, а централизованно в недрах планово-экономических департаментов крупных нефтяных компаний, полностью контролирующих рынок. «Ъ»: Минэнерго решил узнать объемы экспорта и производства бензина в России. Назло Путину: почему в России не хотят выпускать уже разработанные в стране АКП.
Дорогое удовольствие. Могут ли в России зафиксировать цены на бензин?
Похожей точки зрения придерживается и Алексей Фёдоров. По итогам 2023 года повышение цен на автомобильное топливо в России не выйдет за рамки инфляции, уверен Сергей Пикин. Себе дороже Примечательно, что через несколько дней после введения рестрикций в отношении российских нефтепродуктов Европейский союз решил сделать несколько исключений из санкций. В частности, потолок цен не будет применяться, если топливо из РФ было существенно переработано в третьей стране или смешано с горючим из другого государства. Таким образом Евросоюз фактически легализует серые схемы поставок топлива на собственный рынок, считает зампред правительства РФ Александр Новак. По его мнению, действия европейских властей не поддаются логике и лишь показывают, что энергоресурсы из России всё ещё нужны Европе. А в будущем, если руководствоваться такими решениями, как эмбарго и введение потолков цен, может быть большой дисбаланс… Без российских нефтепродуктов европейские потребители не справятся, потому что мы занимаем большую долю на их рынке. Между тем такие поставки будут обходиться Евросоюзу гораздо дороже, считают специалисты. Стоимость горючего в ЕС и так остаётся достаточно высокой, но теперь ждать снижения цен на заправках им явно не стоит», — отметил Сергей Пикин. По словам Алексея Фёдорова, руководство Евросоюза начинает постепенно осознавать, что санкционная политика завела ЕС в экономический тупик. Так, без относительно дешёвых энергоресурсов из России страны объединения практически не смогут конкурировать на мировом рынке, поэтому европейским властям приходится искать лазейки в собственных ограничениях, добавил аналитик.
Впрочем, судя по сделанным исключениям из санкций, они продолжают надеяться, что после завершения конфликта на Украине прямые поставки из России возобновятся.
К сентябрю ситуация должна улучшиться, считают эксперты. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что с сентября постепенно заканчивается сезон отпусков, то есть спрос на топливо начнет падать. Меры, которые предпринимаются сейчас для снижения котировок, вряд ли можно назвать сколь-нибудь эффективными и своевременными», — говорит Фролов. Дмитрий Гусев с ним согласен: «Каких-то дополнительных проблем в августе—сентябре ждать не нужно, потому что заканчивается сезон.
К тому же вагоны периодически приходят. Но нужна системная работа не только по снижению проблем с работой РЖД, но и по созданию внутренних продуктопроводов, по увеличения качества дорог и снижению требований к бензовозам». Стоит уточнить, что под требованиями к бензовозам эксперт подразумевает требования к грузовикам: на каких-то дорогах допустимая нагрузка — это не более девяти тонн на ось, а где-то и вовсе семь тонн на ось. Бензин начал быстро дорожать Оптовые цены на топливо всех марок, включая ДТ, бьют рекорды с мая. Это произошло на фоне заявления Минфина урезать выплаты по демпферу так называемый «протокол Козака» , который годами позволял нефтяникам за счет компенсации из бюджета сдерживать розничные цены на бензин.
И по итогам нынешнего года выплаты по демпферу уже сократились. Если с января по май 2022 года нефтяники получили 1 трлн рублей, то за аналогичный период 2023 года — 464 млрд рублей. То есть выплаты сократились более чем в два раза. Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов в интервью «Новым Известиям» предупреждал , что такая тенденция рано или поздно «прорвет» цены в рознице. И это еще накладывается на то, что, естественно, из-за эмбарго на поставки в Европу для них не так прибылен внешний рынок.
Многие компании переориентируются на новые рынки, пытаются поставлять на рынки АТР, ищут определенные узкие ниши в других регионах. С одной стороны, это, конечно, помогает им переориентировать экспорт, но, с другой стороны, всё-таки это не столь прибыльно, как прямые поставки в Европу, которые были раньше.
Спаситель Англии. Кто придумал высокооктановый бензин Как власти пытаются остановить рост цен Чтобы стабилизировать рынок, 21 сентября правительство ограничило экспорт бензина и дизельного топлива.
В тот же день замглавы правительства Александр Новак сообщил о планах повысить заградительные пошлины на нефтепродукты с 20 тысяч до 50 тысяч рублей за тонну для перекупщиков. Чтобы сдержать рост цен на топливо, власти также решили закрыть портовые приграничные базисы для вывоза бензина и дизельного топлива. Хранящиеся запасы из портов направят на внутренний рынок. В материалах фигурируют четыре фирмы — две из Ставропольского края и по одной из Белгородской и Ростовской областей.
Подешевеет ли бензин на заправках Ждать снижения средних цен на бензин можно только через несколько недель, считает Александр Фролов.
Периодически антимонопольщики устраивают показательные «порки» особо зарвавшихся компаний, но дело не заходит дальше предупреждений и угроз миллиардными штрафами. Ситуация на мировом рынке складывается так, что нефтяным компаниям более выгодно продавать топливо другим странам по более высокой цене, чем продавать его соотечественникам по низкой цене. Вы спросите, куда же смотрит правительство?! И тут мы подходим ко второй причине дороговизны российского бензина. Версия 2 : драконовские налоги Едва ли не первым, без лишнего кокетства, об отношении государства к ценам на бензин высказался премьер-министр страны Владимир Путин. Он прямо заявил, что дорогой бензин — это во многом сознательная политика государства. Налоги с производства и продажи бензина обеспечивают существенную часть доходов в бюджет, и сокращать этот денежный поток государство не намерено.
Три фактора: почему в России дорогой бензин
Александров, Владимирская область 11. Руководитель нефтегазовой практики Kept Максим Малков объяснил, что сети АЗС отказываются от дополнительных скидок и кешбэка как раз из-за снижения маржинальности. Повышение с 2023 года налога на добычу полезных ископаемых отразилась на маржинальности бизнеса нефтегазовых компаний. Кроме того, существует проблема определения, где находится «серый экспорт», а где нет, а также вопрос возврата средств через обратный акциз. Экспортный вопрос и 3 причины роста цен В числе внешних факторов — потолок цен на российскую нефть и запрет на импорт российских нефтепродуктов.
Факторы, влияющие на рост цен на нефтепродукты в России, могут быть связаны как с внутренними условиями, так и с мировым рынком. В США же шел автомобильный сезон, поддерживая спрос на местные сорта.
Нас не устроили объяснения. Мало того, мы своими наводящими вопросами пытались вывести на истинную причину роста цен, но он, как партизан, молчал, так и не сознался в том, что истинной причиной является ошибочный налоговый маневр в нефтяной отрасли», — сообщил Гартунг. Парламентарий обратил внимание, что этим маневром несколько лет подряд налоговая нагрузка переносится с экспорта углеводородов на внутреннее потребление. Это приводит к тому, что вся нефтепереработка внутри страны получает нефть по очень высоким ценам.
А так как верхний уровень цен в розницу у нас государством контролируется, очень болезненно воспринимается рост цен на заправках населением, и правительство на это серьезно реагирует, то получается, что НПЗ нефтеперерабатывающие заводы оказываются в ситуации, когда заходящее на предприятие сырье оказывается дороже, чем продукт, который они должны перерабатывать и продавать на оптовом рынке. И получается, они уходят в зону отрицательной рентабельности. Если это вертикально интегрированные компании, которые и добывают нефть, и экспортируют, и перерабатывают ее, они, естественно, имели возможность провести глубокую модернизацию своих заводов и продают топливо более высокого класса и за это получают отрицательный акциз», — пояснил он. Поэтому получается, что те компании, которые не попадают под процесс возврата отрицательного акциза, они с рынка уходят. И мы видим случаи, когда банкротятся независимые НПЗ. Их фактически не осталось.
Причина и следствие Грузоперевозчики отметили, что для сохранения рентабельности работы транспортных компаний нужно зафиксировать цену топлива на уровне ниже 60 рублей, как было несколько недель назад. В противном случае, «увеличится стоимость доставки груза, что в итоге приведет к удорожанию товаров для потребителя», подчеркнул Матягин в письме председателю правительства. Государство может регулировать или фиксировать цены на топливо, но делать этого, скорее всего, не будет, предположил в разговоре с «360» независимый аналитик по вопросам экономики Дмитрий Адамидов. Нефтяные компании — большие доноры для бюджета, выполняющие и другие госзадания: социальные или политические. На различные нарушения или недовольства со стороны правительство будет закрывать глаза.
Нефтяные компании никто не наказывает: 15 нарушений пропустят, за одно накажут», — пояснил аналитик. Потом государство выделяет всем субсидии, и проблему закрывают. Сейчас, видимо, как раз пошел сезон подъема цен. Растет спрос на топливо в сезонных промышленных отраслях: транспорт и сельское хозяйство. Повышение цен уже было не раз.
Все происходит по одной схеме.
По словам автоэксперта Максима Кадакова, причина повышения цен на топливо заключается еще и в том, что нефтеперерабатывающие заводы уходят на ремонт именно в сезон сбора урожая и роста спроса на солярку. Кроме того, рост цен на горючее в стране обусловлен ослаблением российской национальной валюты, так как топливо отгружается и на экспорт. Правительство РФ считает, что стоимость бензина и дизтоплива увеличивается в связи с дисбалансом между поставками на внутренний рынок и за границу. Ведь при высоком курсе доллара нефтяникам выгоднее поставлять нефтепродукты на экспорт, а не внутри страны.
Почему попытки правительства искусственно сдерживать цены на топливо провалились и что будет дальше
То есть бензин на АЗС, то его нет — это текущая ситуация в Волгограде. Автомобилистам не хватает топлива марок Аи-95 и Аи-98. Причина все таже — затянувшийся ремонт на Астраханском газоперерабатывающем комплексе. О перебоях с поставками ДТ заявляют и аграрии, которым сейчас нужно спасать урожай и готовить поля к будущему севу. Как отметил заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, сложности начались не только у регионов ЮФО куда входят Волгоградская область и Калмыкия , проблемным можно назвать и Дальний Восток. Причин несколько. Если раньше срок доставки с основных НПЗ составлял в среднем от 10 до 14 дней, то в этом году топливо до некоторых клиентов шло до трех месяцев», — говорит Гусев цитата по ИнфоТЭК. Причина номер два: представители розничного и мелкооптового бизнеса до сих пор не имеют графика ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Например, на том же Астраханском НПЗ были задержки по вводу его в эксплуатацию из-за проблем с доставкой оборудования.
Усугубляет ситуацию и давняя проблема: в стране не развивается система продуктопроводов, из-за чего топливный бизнес жестко завязан на автомобильный и железнодорожный транспорт. А имеющиеся трубопроводы ориентированы не на внутренний рынок, а на экспорт. К сентябрю ситуация должна улучшиться, считают эксперты. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что с сентября постепенно заканчивается сезон отпусков, то есть спрос на топливо начнет падать. Меры, которые предпринимаются сейчас для снижения котировок, вряд ли можно назвать сколь-нибудь эффективными и своевременными», — говорит Фролов. Дмитрий Гусев с ним согласен: «Каких-то дополнительных проблем в августе—сентябре ждать не нужно, потому что заканчивается сезон. К тому же вагоны периодически приходят.
Когда речь идет о топливе, тонны в литры пересчитываются с определенными коэффициентами, но получается, что литр 95-го на бирже стоит 55,7 рубля, а литр дизеля — 54,6. То есть некоторые розничные сети сейчас продают топливо себе в убыток. Такое могут себе позволить прежде всего вертикально интегрированные компании, которые также занимаются добычей и переработкой, то есть им есть откуда взять деньги для того, чтобы какое-то время продержаться, не поднимая ценник на колонке прямо пропорционально биржевой цене. Вопрос, конечно, сколько держаться. По словам экспертов, осенью цены на топливо росли всегда. И до пандемии периодическая работа с отрицательной маржой была нормой. Восстанавливались за зиму. Но сейчас на это влияют еще несколько факторов. Цены на нефть в мире выросли, рубль упал, а демпфер, которым правительство ранее балансировало экспортные объемы нефтяников, власти урезали. Продолжает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев: Дмитрий Гусев зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» «У нас ни в каком законе не прописано, что внутренние цены должны быть ниже, чем [какое-то значение]. Если рынок — рубль, почему кто-то должен продавать по 50 копеек? Потому что их кто-то просил? Если мы говорим о том, что наш внутренний рынок субсидированный, давайте это законодательно закрепим.
Рост спроса всегда ведет к повышению цен, отмечают специалисты. Фото: Shutterstock Наконец, эксперты напоминают, что лето, а точнее конец летнего периода традиционно являются периодом, когда нефтеперерабатывающие заводы приостанавливают производство для плановых ремонтов и обслуживания оборудования. Это означает, что объемы выпуска топлива снижаются. Есть и другие причины роста цен на автомобильное горючее. По словам Швандар, свою роль сыграло ослабление курса рубля, что сделало экспорт топлива за рубеж более привлекательным, нежели его продажу на внутреннем рынке. Кроме того, с 1 сентября уменьшился размер налогового вычета для нефтяных компаний при продаже топлива на территории России, что сделало его вывоз еще более привлекательным, отмечает Швандар. Баженов допускает, что повышением цен в начале сентября нефтяные компании и вовсе показывают властям, что действовавший налоговый вычет надо будет вернуть. По мнению Чередниченко, свою роль сыграло и увеличение объемов перевозок по железным дорогам в связи с одной стороны с нуждами военных, а с другой с развитием внутреннего туризма. В итоге возить автомобильное топливо по железной дороге стало сложнее и дороже, что отразилось на цене бензина и солярки. Наконец, оба эксперта сходятся во мнении, что свое влияние оказал и рост цен на нефть. Так баррель нефти марки Brent 31 мая стоил всего 72,9 доллара, а сейчас его цена выросла до 90,4 долларов. В Госдуме хотят регулировать цены на топливо Резкий рост стоимости бензина и солярки в конце первой недели сентября привел в том числе к тому, что депутаты Государственной думы от фракции ЛДПР внесли законопроект об установлении государством лимита на стоимость автомобильного топлива в России. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цена топлива сказывается не только на стоимости жизни для автомобилистов, но и на расходах на грузоперевозки, а соответственно и на общем уровне инфляции в стране. Авторы законопроекта предлагают устанавливать фиксированные цены с 1 января 2024 года на три-пять лет по договоренности с нефтяными компаниями. Первым он существенно ударит по финансовым результатам — ведь спрос на нефтепродукты в России уже давно стал эластичным, а правительство не готово допустить очередного инфляционного витка.
Другая версия у большинства экспертов. Демпферный механизм компенсировал разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Сумма более, чем солидная. Сократить эти выплаты в два раза для бюджета, испытывающего дефицит, - цель вполне объяснимая. Для остановки роста биржевых цен в правительстве рассматривают две меры.
Обсуждение (18)
- Бензин в России дорожает в рублях, но дешевеет в долларах
- Замглавы Минэнерго Сорокин объяснил дорогой бензин при дешевой нефти
- Почему подорожал бензин в 2023 году: демпфер и другие причины | BanksToday
- Почему в России дорогой бензин?! — DRIVE2
- Дело пахнет керосином: разбираемся, почему рекордно дорожает бензин
Почему дешевый бензин такой дорогой: от чего зависят цены на топливо
В третьих, по мнению Сорокина, причина подорожания бензина кроется в нежелании владельцев АЗС снижать розничную стоимость топлива, что «свойственно коммерческому сектору». Ранее 5-tv.
В правительстве пытаются решить проблему, но пока без особого результата. С начала года котировки бензина и дизеля на бирже многократно обновили исторические максимумы. Прайс на топливо подскочил как минимум в 75 субъектах РФ. Меньше всего — в Тульской области, Москве и Санкт-Петербурге.
При этом в центральных регионах возник дефицит дизеля — его нельзя найти на многих заправках в Липецке, Туле и других областях. Похожая ситуация в Чувашии, Татарстане и Марий-Эл, а также в некоторых сибирских областях и в нескольких регионах на юге страны. Больше всего беспокоятся аграрии. Дефицит топлива может привести к срыву полевых работ, а это неминуемо скажется на ассортименте и ценах на продукты питания. Рост цен на топливо в России связывают, в первую очередь, с мировым ростом цен на «чёрное золото» и увеличением его продаж за рубеж.
Это базовые налоги для пополнения бюджета, и государство лишь один раз в 2018 году решилось на короткий промежуток времени снизить акцизы. Таким образом, получается, вопросы по поводу изменения правильнее адресовать Белому дому, поскольку именно правительство России определяет правила игры на топливном рынке, устанавливая налоги и их ставки, ведь топливо является важным источником для пополнения налоговой базы. Эксперт рассматривает, к примеру, налог на добычу полезных ископаемых НДПИ , привязанный к стоимости нефти на иностранных рынках. Самое удивительное, что по факту на стоимость бензина больше влияет Центральный банк и Министерство финансов, нежели Министерство энергетики России», — отмечает Гусев. По его словам, еще одна важная проблема — отсутствие связи между переработкой нефти, оптовым биржевым рынком топлива и розничным рынком — рынком АЗС, на котором заправляются граждане. Причем, индексировать цены можно ежеквартально. Соответственно, какой уровень инфляции — а от нефтяников он не зависит — такая и будет цена на заправке», — напоминает аналитик. Таким образом, биржевые и розничные продажи как будто не связаны друг с другом.
Хотя нефтяные компании по большей части кивают на повышение НДС с 1 января, в реальности цены больше всего выросли в последние недели, в мае-июне: примерно три четверти прироста цен на 92-й и 95-й бензин и треть роста цен на 98-й выпало на последние 7 недель. В этот период нефтяники начали «прощупывать» почву — на сколько они могут себе позволить повысить цены без серьезного недовольства граждан и окриков правительства. Пока сработало: правительство не только сделало вид, что «не заметило» роста цен чего стоит одно смехотворное поручение премьера Медведева Козаку «проверить» сообщения о повышении цен, хотя для такой проверки требуется всего лишь пара минут через официальный сайт правительственного статистического ведомства , но и теперь вот решило вообще не продлевать соглашение, положившись на «устное» обещание нефтяников не повышать цены. Тут важно отметить несколько моментов. Хотя нефтяники часто используют рост мировых цен на нефть как отговорку для накрутки цен якобы выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на мировой рынок, поэтому надо поддерживать ценовой паритет с ним , в реальности осень-зима 2018—2019 годов опровергли эту теорию в пух и прах. С октября по январь мировые цены на нефть падали в течение нескольких месяцев, примерно на 25 долларов за баррель, но российские котировки бензина этого падения в упор не замечали — в то время как в других странах с рыночной экономикой бензин резко дешевел в США почти на 20 центов за литр с начала октября. Но не в России: наш бензин всегда лишь дорожает, но никогда не дешевеет. Это свидетельствует, что все, о чем рассказывают нам нефтяные компании по поводу механизма формирования цен на нефтепродукты в России, — неправда, и цены формируются по каким-то другим принципам, никакой реальной корреляции с мировым рынком нет. Это и неудивительно, так как наши нефтепродукты низкого качества и на международном рынке не востребованы, кроме стран бывшего СССР. Каков же реальный механизм формирования цен на бензин?