Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России». День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня.
Получите, распишитесь: история русских народных промыслов
И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок. Основные росписи русского народного промысла:.
Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. В настоящее [ когда? Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному , причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и для использования в качестве украшения. Загорская роспись из подмосковного города Загорска [1]. Костромская роспись родом из Костромской губернии с центром в Молвитино ныне Сусанино возник под влияние малярного отхожего промысла. Основа композиции — расположенные по вертикали крупные цветы обычно белые неоконтуренные на тёмном бордовом, коричневом, зелёном фоне. Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор [1]. Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный.
Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи [3]. Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Олонецкая роспись отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением на старейших образцах птиц и льва [4]. Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный [1].
Основной узор — цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.
Скульптура «Запорожский казак и гадалка». Каслинское литье, 1900 г. Это были сюжетные черневые гравюры с тонко разработанным фактурным золотым фоном и орнаментальным решением всей вещи в целом. Ремесло было возрождено в 30-е гг. XX века в виде артели, а потом фабрики «Северная чернь». Еще одним известным направлением народного творчества стала скань или филигрань — узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или витой, накладываемой на металлический фон наряду с зернью вместо проволоки используются шарики. Подстаканник «Скань», мельхиор, 1972 г. Эта изначально египетская техника была популярна на всем протяжении истории России. Скань комбинировали с другими материалами: костью, эмалью, деревом, драгоценными камнями, хрусталем и перламутром. В советское время стали популярны вазочки и подстаканники в технике скань, производившиеся во многих ремесленных центрах. Деревянное и костяное творчество Дерево — самый распространенный материал в России на протяжении веков. Не случайно, что народных промыслов, связанных с ним, было великое множество. Не все из них были четко оформившимися. Например, изготовление резных наличников, хотя оно имеет ярко выраженные региональные традиции, народным промыслом обычно не называют. Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется. Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье. Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта. Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах | Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. |
Гид по народным промыслам Подмосковья | Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности. |
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени | Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. |
100 к 1. Название народного промысла? - GamePedia - Вопросы, ответы, гайды по играм! | Русские народные промыслы — форма народного творчества, знакомство с которой поможет путешественнику понять и оценить по достоинству неповторимость русской традиционной культуры. |
Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства | Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. |
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ — даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки. О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни». Матрешка Вспоминая виды востребованных народных промыслов, трудно не поставить в первый ряд матрешку. О ней точно знают все.
Так называется раскладная деревянная кукла, внутри которой находятся куколки поменьше. Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка. Может показаться, что матрешке уже много столетий — ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка. Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание».
Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде. Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным узорам она стала новинкой, которую до сих пор ассоциируют с Россией.
Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские, Вятские — разновидностей матрешек немало, и каждая по-своему интересна. Больше информации о матрешке читайте здесь: Хохломская игрушка: история появления, достоинства расписных игрушек, мастер-класс по росписи матрешки Финифть Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки. Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж.
Первый украшал ювелирные изделия, второй — шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс. Палех Палех, как и многие другие народные художественные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет лаковые палехские шкатулки стали открытием Венецианского художественного вернисажа.
Через год на Всемирной парижской выставке эта же роспись получила золотую медаль. В основном палехские мастера изображали картинки из деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Писали темперой, разводили краски столовым уксусом или квасом. И даже кисти применялись самодельные, собранные вручную. Потому как почти идеальные беличьи уже не подходили по стандартам.
Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой, в Рязани и Липецке плетут кружево, а в городе Ликино-Дудулево производят известный дулевский фарфор. Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру. В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел.
Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой.
Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры.
Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий. В ее ассортименте более 2000 наименований — от детских тканых вещей до постельного белья в кружевах тончайшего плетения. По мнению члена Совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, традиционные промыслы уже не первый год пробуют по-новому применять ремесло: «Жостовская роспись и гжель достаточно успешно показали, каким образом можно выйти за предел восприятия избы.
Лет 5 назад Жостово предложило расписывать лифты в дорогих офисах, домах, а также расписывать холодильники и чайники, переключившись исключительно с подносов и посконных самоваров».
Современные народные промыслы также могут стать интересной темой для журналистских расследований и статей. Исследование истории и творчества мастеров, рассказы о традициях и инновациях в народных промыслах, а также обзоры мест, где можно приобрести эти уникальные изделия, могут привлечь внимание читателей и поддержать мастеров в их усилиях сохранения культурного наследия.
Современные народные промыслы в России представляют собой важное звено в сохранении культурного многообразия и национальной идентичности. Как журналист, ваша роль заключается не только в информировании, но и в популяризации этих уникальных традиций и искусства, помогая им процветать в современном мире. Следует также обратить внимание на вызовы, с которыми сталкиваются современные народные промыслы в России.
Важно рассматривать вопросы, связанные с сохранением ресурсов, устойчивостью и этичными практиками в производстве, чтобы эти промыслы продолжали процветать в будущем. Помимо этого, важно освещать истории и исследования, связанные с народными промыслами. Это могут быть рассказы о влиянии промыслов на экономику и культуру регионов, а также о том, как они адаптируются к современным вызовам, таким как интернет-торговля и экологическая устойчивость.
Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное и богатое поле для исследования и журналистики. Они являются не только частью культурного наследия, но и источником вдохновения и творчества, который продолжает эволюционировать в современном мире.
Вологодское кружево можно отличить по четкому делению «строения» на узор и фон. Работали кружевницы за станком по 16 часов в день.
В одном узоре переплетали до ста нитей. Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Будете в городе — обязательно загляните в единственный в России Музей кружева! Узнайте подробнее о вологодских кружевах и других интересных «фишках» Вологодчины: и еще три интересных фишки Вологодчины 2.
Чернёное серебро Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии. Чернь для нанесения рисунка на серебряный фон готовится из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Рисунок на серебряной пластинке процарапывается, углубления замазываются кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее счищают, рисунок остаётся.
Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь... О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь.
Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области.
Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание.
Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство.
На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик.
Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня.
Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее.
Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. Мазин, Ф. Краснояров, Т. Беляев, И.
Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса». Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки. С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека.
В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова. Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш. После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина». Здесь их ждали необычные уроки — уроки фантазии, доброты, весёлого чтения. На уроке умелых рук дети познакомились с инструментами Самоделкина и их предназначением, а музыкальный аукцион на уроке окружающего мира показал, что мир полон ярких разноцветных красок. Подводя итоги курсов, ребята поняли, что настоящий волшебник всегда добрый и веселый.
Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года.
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Завершилось мероприятие викториной «Чудеса народных промыслов».
Русские матрешки Для коллекционера и любителя антиквариата важно понимать, что само понятие народного художественного промысла сильно размыто. Специфика и ценность ручной работы состоит в том, что она всегда имеет авторский характер, а автор — творец, и не привязан прочно ни к традиции, ни к локации. Художественная ценность изделия народных промыслов во многом складывается из его уникальности. В то же время, народные промыслы строятся на повторяемости изделий и не чужды некоторой механизации труда. Так, для изготовления матрешек применяются токарные станки, а для резьбы по кости совершенно естественно использование бормашины. Скульптура «Мамонт».
Популярный российский образ для изделий из бивня мамонта Возникают сложные вопросы, например, является ли русским народным промыслом любая резьба по дереву, либо только стили резьбы, имеющие традиционные мотивы? Если богородская игрушка изготавливается в другом регионе России, можно ли ее считать изделием этого народного промысла? Большую роль в оценке изделий народного творчества играет раскрученность промысла. Поэтому мастера, стремящиеся выйти со своими работами за рамки локального рынка, много сил бросают на продвижение и популяризацию своего производства. Раньше основными площадками по продвижению были выставки и ярмарки, теперь это — специализированные сайты и социальные сети. Ваза из березового капа капокорня. Традиционный русский промысел.
Работа автора Глобализация привела к повышенной динамичности рынка. В этих условиях коллекционеру при оценке изделия следует полагаться прежде всего на возраст, состояние изделия, его художественную ценность. И только потом — на принадлежность к определенному промыслу, популярность которого может быть весьма неустойчивой. Кустарные изделия из металла Вероятно, древнейшим массовым производством из металла можно назвать художественное литье. Как и у других народов, на Руси были популярны фигурки и украшения из цветных металлов. Часто литейные работы сочетались с другими техниками: зернью, филигранью, чеканкой, чернью, эмалью. Фигурный замок в виде конька.
Высоким мастерством исполнения отличались работы павловских «замочников», изготовлявших литые фигурные замки самых замысловатых конструкций. Древние литейные промыслы угасли, но в середине XIX в. Традиции каслинского литья строились на графической четкости силуэта, сочетании тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с энергичной игрой бликов. Готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта, так называемой голландской сажей. Скульптура «Запорожский казак и гадалка». Каслинское литье, 1900 г. Это были сюжетные черневые гравюры с тонко разработанным фактурным золотым фоном и орнаментальным решением всей вещи в целом.
Ремесло было возрождено в 30-е гг. XX века в виде артели, а потом фабрики «Северная чернь». Еще одним известным направлением народного творчества стала скань или филигрань — узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или витой, накладываемой на металлический фон наряду с зернью вместо проволоки используются шарики.
Слайд 9 Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись.
Слайд 10 Роспись кованых металлических жестяных подносов. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному Жостово жостовская роспись Слайд 11 Мезенская роспись Роспись по дереву. Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный Слайд 12 Прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Палехская роспись миниатюра Слайд 13 Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Слайд 14 Полхов-Майданская роспись Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник.
Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.
Наши мастерицы брали узоры из орнаментов традиционного ткачества, изгибов и переплетений резьбы по дереву, ажурных снежинок и геометрических орнаментов «вологодского стекла» — старинного искусства шитья белой бумажной нитью по белому полотну… Птицы и деревья, цветы и бытовые сценки — вологодские кружевницы на своих коклюшках умели делать всё. Вологодское кружево можно отличить по четкому делению «строения» на узор и фон. Работали кружевницы за станком по 16 часов в день. В одном узоре переплетали до ста нитей. Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Будете в городе — обязательно загляните в единственный в России Музей кружева! Узнайте подробнее о вологодских кружевах и других интересных «фишках» Вологодчины: и еще три интересных фишки Вологодчины 2. Чернёное серебро Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии.
Чернь для нанесения рисунка на серебряный фон готовится из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Рисунок на серебряной пластинке процарапывается, углубления замазываются кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее счищают, рисунок остаётся. Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь...
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». настоящий кладезь уникальных презентов. Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году.
Путеводитель по народным промыслам России
Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. — истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". Небольшой обзор выставки-ярмарки «Жар-птица. Весна-2024»Регистрируйтесь на нашей площадке и продавайте свои замечательные товары ручной работы!20. Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно. Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания. Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть. Середина XIX в. Вологодская губерния Образец вышивки.
Вторая половина XIX в. Калужская губерния Конец полотенца. Вологодская губерния Туес. Начало XIX в. Северная Двина М. Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни».
Конец XIX в. Тульская губерния А. Архангельская область, Холмогоры Набор ковшей. Горьковская область, г. Семенов П. Ивановская область, Палех Гайтан шейное украшение.
Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. Федотов в деревне Палащелье и С. С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Вологодское кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках деревянных палочках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики. Вологодское кружево Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Вологодское кружево Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику. Елецкое кружево Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец. Елецкое кружево Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора растительного и геометрического и тонкого ажурного фона. Елецкое кружево Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские. Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России. Мценское кружево Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный». Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Вятское кружево Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности. Вятское кружево В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске бывшая слобода Кукарка , была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Крупнейший оренбургский пуховый платок в России В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края. Павловопосадские платки В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. Павловопосадские платки В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами.
Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души... Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят.
Матвеева создается школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становятся главной темой творчества художников хохломы, хотя в первые десятилетия советской власти шли напряженные поиски, попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком или даже с геометрическим орнаментом. Появились новые технологии и новые составы красок, которые позволили надолго сохранять блеск изделий и позволяет ими пользоваться в быту. Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Семино Ковернинского р-на. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись». РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России». Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др.