Спикер: имам Московской Мемориальной мечети Асхат Шавкатович Гиматдинов. В середине февраля среди жителей юго-востока Москвы распространился слух о строительстве огромной мечети на месте Святого озера.
Мечети в Москве
Московская мемориальная мечеть (Мемориальная мечеть «Шухада»), мусульманское культовое здание, возведённое в 1995–1997 гг. на Поклонной горе в Москве в память о мусульманах, погибших во время Великой Отечественной войны, в рамках мемориального. Атлет присоединился к акции протестующих против строительства мечети в Москве, на месте Святого Православного озера в Косино-Ухтомском районе (ЮВАО), за что получил огромное количество хейта в соцсетях. Это не первый случай: весной в Москве разгорелся крупный скандал вокруг строительства мечети на берегу Святого озера. Московская мемориальная мечеть (Мемориальная мечеть «Шухада»), мусульманское культовое здание, возведённое в 1995–1997 гг. на Поклонной горе в Москве в память о мусульманах, погибших во время Великой Отечественной войны, в рамках мемориального. «Мечеть будет построена ближе к центру Москвы, в парковой части».
Мечети в Москве
Смотрите BigPicture религия Пятничная молитва у мемориальной мечети в Москве вызывает транспортный коллапс. Мечеть в Москве в Курбан-байрам пользуется особой популярностью: во время праздника здание и прилегающие улицы заполнены верующими. У Мемориальной мечети 22 марта 2023 года на Поклонной горе состоялась торжественная церемония открытия социально-благотворительного проекта «Шатер Рамадана».
Мечеть на Поклонной горе как часть мемориального комплекса
В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак! Накануне и в день праздника до праздничного ид-намаза собирается обязательная милостыня. Собранные деньги идут в пользу общины малоимущим, путникам и др. В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву ид-намаз , надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после намаза накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся. Также в этот день раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения. Ограничения ввели на улицах, прилегающих к четырем московским мечетям.
Собеседник msk1. Кроме того, msk1. В нем указано, что между Святым озером и Косинским шоссе, в границах территории ТПУ «Улица Дмитриевского», будет размещен объект просветительско-религиозного назначения. Это и беспокоит жителей.
Тот факт, что органы власти не опровергали и не подтверждали планы по строительству мечети, людей и тревожит». По словам Ступина, планы по строительству мечети действительно были. Часть территории ТПУ собирались передать фонду «Лидер», но «все процессы по неизвестной для чиновников причине» приостановили. В управе Косино-Ухтомского района и префектуре ВАО на вопросы и жалобы местных жителей отвечают, что в рамках указанного контракта строить религиозные объекты не планируют. Протесты Изначально православные активисты хотели посвятить теме строительства мечети крестный ход в районе Косино-Ухтомское — эту акцию власти Восточного административного округа не согласовали, и активисты начали собираться на еженедельные «общественные сходы». Полиция на эти мероприятия тоже приезжала — так прошла половина марта. В ходе мероприятия он заявил, что митинги не закончатся, пока «православные русские люди не отстоят свои православные места». В этот же день активисты устроили у озера молебен против строительства мечети и организовали сбор подписей.
Высоченный немолодой уже мужчина, тоже с ковриком и в тюбетейке — настоящий богатырь-коммунальщик, — жмурится на солнышке и никуда не спешит: он уже на работе. На праздники раньше ездил в мечеть в центр, но там очень много народа, не войдешь, и ехать далеко. То, что сделали, — хорошо, только жалко, что далеко от станции. К станции «Перерва» мусульмане подъезжали уже как совершенно обычные москвичи: модные куртки в диапазоне от спортивных до коротких пальто, у всех без исключения в руках телефоны. Опознать верующих можно было только по характерным шапочкам. Но в идущий от «Перервы» на северо-запад поезд МЦД в районе Трех вокзалов все-таки зашла именно та толпа, которой пытались избежать власти. Да, они дошли до Комсомольской площади от проспекта Мира, от Соборной мечети. Да, у Соборной опять были толпы. Наверное, потому что Соборную знают все, а о новой площадке к тому же находящейся неблизко широко не объявлялось. Выводы из этого — благо наблюдателей на площадке в Курьяново было много, — наверное, будут сделаны. Поэтому — мусульман с праздником, и посмотрим, как эволюционирует система к Курбан-байраму.
Также храм выделяется минаретом гранёной формы. Это изящное здание, которое является одной из главных достопримечательностей столицы. Внутренняя отделка мечети также никого не оставит равнодушным. Для облицовки стен молельного зала используется белый мрамор, а многие внутренние стены и колонны украшены резьбой по ганчу. Такая отделка была выбрана неспроста, она показывает внимание мусульман к своему наследию и традиции зодчества Москвы. По периметру мечети — галереи для женщин.
Священный самострой: мусульмане не позволили москвичам снести нелегальную мечеть
Действительно ли так обстоит ситуация? Тут нужно понимать, что есть объективные демографические процессы. Москва, конечно, в первую очередь — христианский город с русской, российской историей, но ситуация, складывающаяся в последние десятилетия, показывает значительное и неизбежное увеличение количества мусульман в дальнейшей перспективе. В первую очередь это касается переселенцев из Средней Азии — их сезонной, рабочей и постоянной миграции. Очевидно, этих людей становится больше, и если абстрагироваться от ситуации, надо понимать, что с ней надо как-то работать. Если просто игнорировать запрос этих людей и в одностороннем порядке пресекать любые подобные инициативы, то таким образом их просто выдавят в маргинальное поле или же в экстремистские, исламистские группы, которые не требуют согласования с государственными или муниципальными органами. То есть они будут собираться не в мечетях, а в подпольных молельных местах. Плюс есть фактор очень развитой и распространенной сети бойцовских клубов, которые имеют значительный мусульманский уклон. Когда мусульман выдавливают во внеправовое поле, часть из них однозначно попадает в экстремистские группировки.
Поэтому необходимо в соответствии с изменением миграционного фона… Понимаете, объективно этот процесс будет ускоряться, потому что разница между рождаемостью в Средней Азии, Закавказье и России в целом — огромная. К примеру, количество рожденных в прошлом году новых граждан Узбекистана практически соответствует количеству русских, рожденных за тот же период в Российской Федерации. Таким образом, через 16-18 лет в совершеннолетний возраст будет вступать примерно столько же узбеков, сколько и русских. Так что со временем русские просто станут одним из этносов Северной Евразии. В Российской Федерации в первую очередь необходимо работать с рождаемостью. Во-вторых, надо адаптировать приезжающих из ближнего зарубежья и интегрировать их в общество, как можно активнее вовлекая в социальные процессы. В-третьих, если от мусульман есть такой запрос на строительство мечети, то он должен быть удовлетворен в легальном поле, чтобы этот процесс происходил прозрачно, под государственным контролем.
В 2023 году на праздник Ураза-байрам, по данным ДУМ РФ, мечети Москвы посетили около 400 тысяч мусульман, в частности, в только в Соборной мечети Москвы и на прилегающей территории молились 180 тысяч человек. Среди причин сокращения числа молящихся в мечетях Москвы называют отток части мигрантов из России и слухи в соцсетях, распространявшиеся накануне Ураза-байрам, о том, что праздник в Москве будет проходить в онлайн-режиме, что опровергло Духовное управление мусульман РФ. В 2024 году праздничные молитвы в честь Ураза-байрам в Москве проходили в Соборной мечети на проспекте Мира, в Исторической мечети на Большой Татарской улице и в Мемориальной мечети на Поклонной горе.
Это в два с лишним раза меньше показателей прошлого года. В 2023 году на праздник Ураза-байрам, по данным ДУМ РФ, мечети Москвы посетили около 400 тысяч мусульман, в частности, в только в Соборной мечети Москвы и на прилегающей территории молились 180 тысяч человек. Среди причин сокращения числа молящихся в мечетях Москвы называют отток части мигрантов из России и слухи в соцсетях, распространявшиеся накануне Ураза-байрам, о том, что праздник в Москве будет проходить в онлайн-режиме, что опровергло Духовное управление мусульман РФ.
Одеяние женщины состоит из 5 частей. Помимо традиционных и совпадающих с мужским одеянием, в саване покойной присутствуют еще 2 отреза: Химора — платок, покрывающий волосы женщины; Хирка — ткань для обвивания груди. Для младенцев и детей не достигших 8-9 лет допускается окутывание только лифофой. По обряду посмертное одеяние для жены готовит муж, для мужа — жена, дети или родственники покойного. Если усопший был одинок, его погребением занимаются соседи. Качество покрова определяет положение покойного при жизни. Единственный запрет на шелковую ткань — она запрещена для савана мужчины-мусульманина. Ни своим, ни чужим Сейчас в Москве работают четыре крупные мечети: Московская историческая мечеть, комплекс мечетей Инам и Ярдям в Отрадном, Мемориальная мечеть, Московская соборная мечеть. По словам Аляутдинова, основными посетителями московских мечетей в двухтысячных годах были кавказцы, а сейчас — мигранты из Средней Азии. Проживающий в Москве уроженец Дагестана рассказал Кавказ. Реалии, что азиатских верующих в мечетях становится все больше: «В целом и в Москве их очень много. Сейчас они составляют подавляющее большинство прихожан. В целом, для такого огромного мегаполиса мечетей, конечно, мало». По словам общественного деятеля Расула Тавдирякова, в других странах мигрантам предоставляют все условия для комфортного проживания. В то время как Москва с четырьмя мечетями, продолжает собеседник, снискала плохую репутацию в вопросе комфорта для мусульман. Однако, если бы власти города дали «зеленый свет», мусульмане, по мнению Тевдирякова, могли бы самоорганизоваться и арендовать помещения для коллективных молитв. Простому мусульманину не до политики, ему не нужно показывать, что мы, мусульмане, застолбили место По словам муфтия Московской области Рушана Аббясова, четырех мечетей не хватает даже для местных мусульман — без учета мигрантов. Ведь наши открыты для всех. Мигрант — это в первую очередь человек, творение Божие», — сказал муфтий. Власти Москвы вместо строительства новых мечетей предлагают открывать молельные комнаты. Об этом, в частности, заявил руководитель департамента национальной политики и межрегиональных связей города Виталий Сучков. Он объяснил свою позицию тем, что строительство мечетей в столице — это длительный и сложный процесс. В свою очередь, Аляутдинов заявил, что мусульмане хотели бы открыть молельные комнаты в метрополитене и в торговых центрах. По данным муфтия, в столице проживает до трёх миллионов мусульман, из них два миллиона — это местные жители, остальные — мигранты. По словам Тавдирякова, некоторые исламоведы высказываются о том, что мусульмане могут молиться и дома. Такая позиция, по его мнению, свидетельствует о непонимании потребностей мусульман. Время намаза быстро сменяется, поэтому мечети очень важны. Они просто не понимают эту потребность или сознательно не хотят предоставлять мусульманам ее удовлетворять», — возмущается собеседник. В вопросе строительства мечетей, по его мнению, главным является политический мотив — мечеть воспринимают как символ чуждой культуры. Я был в Египте, там сотни христианских храмов, египтяне же не боятся, что все они побегут в церкви и примут христианство. Мне непонятно, почему русские православные этого боятся», — добавил Тавдиряков. В некоторых регионах, по его словам, общественность уже пришла к такому компромиссу благодаря открытию молельных комнат.
Московская Мемориальная мечеть
Для нас каждый человек — это, в первую очередь, человек, творение Бога. Когда он приходит в мечеть, мы не спрашиваем, является ли он гражданином России или просто приехал сюда на заработки. Мы не делаем различий. Но людей очень много. И если имамы стараются справляться со своими обязанностями, с обрядами, которые необходимо проводить, с проповедью, то проблемы с инфраструктурой мы решить в одиночку не можем. А сейчас местные мусульмане, коренные москвичи зачастую отказываются от похода в мечеть, потому что опасаются, что не найдут там для себя места, а на улице стоять не хотят. К тому же, если летом проводить намаз на улице было еще как-то возможно, то впереди очередная зима — несколько месяцев холода, дождя, а потом и снега. Но каждую пятницу рядом с мечетями будет происходить то, что уже происходит, — люди будут стоять на улице и молиться. Окруженный жилыми домами, он много раз попадал в неудобное положение.
В институте была молельная комната для студентов. Несмотря на многочисленные предупреждения, рядом с ним по праздничным дням собирались работники рынка «Садовод», расположенного неподалеку. Глава Совета муфтиев России муфтий-шейх Равиль-хазрат Гайнутдин предлагал проект строительства целого комплекса, куда могла войти не только новая мечеть, но и новое здание института. Это было еще несколько лет назад. Но проект так и остался на бумаге. Мы продолжаем вести переговоры с городскими властями, но пока ничего не меняется. С одной стороны, мы понимаем, что Москве нужны новые мечети. Игнорировать этот вопрос уже не получится.
Необходимо рассредоточить людей по округам, позволить им совершать молитвы там, где они живут. И новые мечети будут заполняться. По нашим подсчетам, в каждой могли бы собираться по пять тысяч верующих. Но мы знаем, насколько это сложно. Существуют разные суждения и настроения, москвичи очень по-разному относятся к идее строительства мечетей в городе. Стоит поднять эту тему, начинается бурное обсуждение в сети, и некоторые люди сразу выражают готовность собирать подписи против таких проектов. Но я не вижу, кому бы они могли быть невыгодны. К тому же каждая мечеть — это большая, сложная работа.
Нужно не только построить ее. Она требует усилий по своему содержанию и обеспечению, требует работы целого штата имамов. Если строить мечети в каждом округе, то это большой, в том числе административно-хозяйственный проект.
Так наверняка думают многие москвичи и гости столицы, не искушенные в краеведении. Но на самом деле — все как раз наоборот.
Историческая мечеть на Большой Татарской — первая и самая ранняя в Москве, после 1917 года потеряла свою территорию и была обстроена… Сегодня — это узел серьезной социальной и градостроительной проблемы, над разрешением которой, по нашим данным, работают реставраторы и городские власти. Яркая иллюстрация идеологического подхода в планировании пространства без учета уже сложившейся ткани. И очевидно, что восстановить ее «как было» уже невозможно, да, наверное, и не нужно. А вот что касается самого архитектурного ансамбля мечети — дело другое. Здесь — реставрация нам всем в помощь, о которой мы и узнали от первоисточника — специалистов ЦНРПМ, работающих сейчас над проектом реставрации и приспособления объекта культурного наследия регионального значения ««Первая Татарская мечеть», 1823 г.
Москва, ул. Большая Татарская, д. Вглубь веков Нередко можно встретить упоминание о том, что первое здание мечети на Большой Татарской было деревянным и возникло еще в конце XVIII века. Прямых подтверждений или материальных свидетельств этой информации в ходе реставрационных исследований обнаружено не было. Зато вскрылось несколько других интересных моментов.
Обозначим сразу, что ансамбль состоит из собственно мечети архитектор Д. Певницкий и здания медресе архитектор В. Антонов, 1915 г. Читая историю их возведения, лишний раз убеждаешься, насколько схожи проблемы и ситуации, решаемые разными поколениями градостроителей и градоправителей Москвы… В октябре 1805 г. Узнав о том, московский митрополит Платон направил А.
Беклемишеву письмо с возражением, указав на возможные «неудовольствия и соблазны» для москвичей-православных. Во избежание конфликта, губернатор решил… делу хода не давать. Просьбу открыть в Москве мечеть жители Татарской слободы повторили в 1816 г. Через год генерал-губернатор А. Голицын, разрешая постройку молитвенного дома, поставил условие: «чтобы крику, каковой обыкновенно татарское общество делывали с возвышенных мест для созыва к своим обрядам, отнюдь впредь производимо не было, и чтобы дом, в коем купец Хамалов может по обряду своему отправлять богослужение, отнюдь строим не был в виде мечети и не назывался бы мечетью».
Вот почему первая мечеть не обладала какими-то яркими признаками культового сооружения, а походила вот именно что на жилой городской дом. На принадлежность к конфессии указывал лишь небольшой минарет над входом. Кстати, след этого стилистического подхода в общем-то ощущается в мечети до сих пор. Община разрасталась, и в 1880 году старший ахун X. Агеев, староста молитвенного дома, И.
Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов.
Мы будем продолжать эту миссию. И большую помощь и поддержку нам оказывают москвичи-мусульмане и имам Московской Соборной мечети Марат Тлегенович Аршабаев. Вручаю благодарственное письмо и еще раз благодарю за сотрудничество. Мы победим. Победим если будем вместе, будем едины.
«Ценный подарок» на улице Кадырова. Что известно о проекте новой мечети в Москве
Надо лучше искать, а не руками размахивать и не пытаться игнорировать общественное мнение. Да, проблема есть. Но накалять страсти и ставить ультиматумы тоже неверно". По мнению Юрия Московского, органы власти должны найти в Москве территории, подходящие для строительства мечетей, как и других культовых сооружений, которые нужны людям, и где местные жители с этим согласны. Московский также высказал пожелание, чтобы средства массовой информации аккуратно подходили к межнациональным вопросам, не торопясь озвучивать оценки численности жителей разных национальностей и религий, которые часто не соответствуют действительности. Численность иностранных рабочих также не дотягивает до миллиона, как это принято считать у московских обывателей. По имеющимся сведениям, которые привел Юрий Московский, в Москве постоянно находится до 600 тыс. Ну, как бы там ни было, для миллионов или для 600 тысяч — пять мечетей, это, конечно же, нонсенс. Но ведь и коренные жители всех районов как раз того самого и боятся: что к ним ломанется несчитанная орда "иностранных граждан, к тому же в большинстве своем трудоспособного возраста" — а где трудоспособный, там и боеспособный. И, коль скоро мечетей мало — значит, в тот прогрессивный и толерантный район, который первым согласится новую мечеть принять, весь бурный поток и устремится. Естественно, что этого никто для себя не хочет.
И свое нежелание, кроме прочего, объясняют непониманием необходимости строить культовые сооружения для гастарбайтеров, которые находятся здесь на работе и рассматривают Москву лишь как территорию временного пребывания. Как заметил по данному вопросу известный демограф, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров, люди боятся не здания мечети и даже не религии как таковой. Основная причина протестов против строительства мечетей — страх местных жителей перед наплывом "представителей иного этноса, иной культуры и религии, которые могут оказаться врагами". В сегодняшней Москве, как признает эксперт, отсутствует тот "интернациональный дух", которой по идее необходим в таком крупном и сложном мегаполисе.
Появится ли в российской столице еще одна мечеть — в материале RTVI. По его словам, за кадром осталось обсуждение проекта новой московской мечети. Кадыров предложил построить ее в Южном Бутово — на улице, названной в честь его отца, Ахмата-Хаджи Кадырова. Глава Чечни утверждает, что Путин «подчеркнул большую значимость данного проекта для верующих и отметил, что вопрос строительства мечети стоило поднять еще раньше». Он поблагодарил президента за такой «ценный подарок». Необходимость строительства мечети на юге столицы Кадыров обосновал высокой численностью проживающих в Москве мусульман — более 3 млн человек. По его словам, «нередко в праздничные дни из-за нехватки мечетей верующие вынуждены молиться на улице», и это «приводит к нарушению работы городских служб». Информационный сайт «Мусульмане в Москве» сообщает , что численность проживающих в российской столице мусульман составляет около 4 млн человек, и российская столица по этому показателю опережает «любой другой европейский город». В 2019 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин утверждал , что в то время в Москве проживало свыше 2,5 млн приверженцев ислама. Кадыров выразил уверенность в том, что новость о строительстве новой столичной мечети будет тепло воспринята не только мусульманами, но и москвичами других вероисповеданий. Решение переименовать эти проезды в честь президента Чечни было принято 17 августа 2004 года — через несколько месяцев после гибели Ахмата Кадырова, который стал жертвой теракта на грозненском стадионе «Динамо». Постановление о переименовании было подписано 20 августа. Поскольку мэр Москвы Юрий Лужков на тот момент находился в отпуске, на документе стояла подпись вице-мэра Валерия Шанцева, который в период отсутствия градоначальника исполнял его обязанности. Столичное законодательство разрешало присваивать улицам имена известных граждан только как минимум через 10 лет после их смерти. Соответственно, переименование двух проездов в улицу Кадырова нарушало городской закон.
Под сводами «Шатра Рамадана» разместились около пятисот гостей, среди которых были и известные лица — представители разных регионов и национальностей, сообщили в поспредстве. Гостям были продемонстрированы видеоролики о Дагестане, о строящемся в Махачкале, Духовно-просветительском центре имени пророка Исы и о старейшем медресе на территории России в селении Цахур. Участники мероприятия поздравляли друг друга со священным месяцем, желали довольства Всевышнего и благодарили организаторов «Шатра Рамадана».
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Московская Мемориальная мечеть
У Мемориальной мечети 22 марта 2023 года на Поклонной горе состоялась торжественная церемония открытия социально-благотворительного проекта «Шатер Рамадана». Историческая мечеть на Большой Татарской – первая и самая ранняя в Москве, после 1917 года потеряла свою территорию и была обстроена. «» поговорил с востоковедом Игорем Димитриевым – о скандале, связанном со строительством мечети на месте православной святыни в Москве, а также положении мусульманской общины в столице России и «российском исламе». На сайте вы найдете информацию о деятельности мечети «Ярдям», ее истории, новостях и проводимых мусульманских обрядах.