Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
Картина «Возвращение блудного сына»
Свою картину Возвращение блудного сына Рембрандт писал незадолго до смерти. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. Инсталляцию – посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в Государственном Эрмитаже. Рембрандт создал “Блудного сына” сразу после постигшей его трагедии.
Войти на сайт
«Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Автор размышляет над тем, где же блуждал вернувшийся сын, и решает, что он был на войне, прошел через боль и лишения. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. 5 интересных фактов о картине «Возвращение блудного сына» Знаменитое полотно «Возвращение блудного сына» считается последней работой Рембрандта. Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» — это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой.
Смотрите также
- Войти на сайт
- Картина «Возвращение блудного сына» Рембрант Ван Рей: описание, фото, анализ, история создания
- «Возвращение блудного сына» – тайны картины Рембрандта
- Смысл евангельского рассказа
Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна
Но та часть населения, которая относится к православию не статистически, а осознанно, начала готовиться к посту за несколько недель. В зале Рембрандта в Эрмитаже зеленые стены. Первая картина, которая встречает нас при входе в зал, — «Возвращение блудного сына». Из густого сумрака вырастают фигуры, проясняются жесты, отношения героев. Истерзанный судьбой сын с бритой головой каторжника, в обветшалой одежде, со стертыми ногами, которые далее не могут идти, стоит на коленях, прижавшись к отцу.
А тот опустил руки ему на плечи, принимая. Лица сына почти не видно. Лицо отца подобно источнику света. У некоего человека было два сына.
И вот младший сын сказал отцу: «Отец, выдай мне ту долю семейного достатка, которая мне причитается! Через малое число дней младший сын, забрав все, уехал в дальнюю страну и там, ведя жизнь беспутную, промотал весь свой достаток Лк 15:11—13 На своём исходе жизнь Рембрандта Харменса ван Рейна напоминала опадающий цвет. Он умер в 1669 году. Нотариальная опись имущества, оставшегося после художника, очень коротка: две куртки, десяток беретов, носовые платки, разнообразные принадлежности для картин и Библия.
В последние 10 лет своей жизни он лишился богатства, друзей, которым дарил свои картины, дома, в котором жил со своей первой и любимой женой Саскией. Она сделала мужа богатым и счастливым, прожив с ним 8 лет, но умерла вскоре после рождения их четвертого и единственного выжившего ребёнка — мальчика Титуса. Одна из самых известных работ художника «Автопортрет с Саскией на коленях» — это апофеоз счастья автора. Но эту же работу многие называют «Блудный сын в таверне»: автор в славе и силе.
Он уверен в себе, он надеется на себя и на вечное счастье. После Саскии Рембрандт пытал судьбу с другими женщинами. И вот его избранницей стала служанка Хендрикье Стоффельс. Из-за связи с ней многие брезгливо отвернулись от художника.
Но она была его верной спутницей до самой своей смерти в 1663 году. Последним утешением Рембрандта стал единственный сын.
Новая экспозиция стала расширенной версией показанного в Италии проекта. По смыслу инсталляции, вернувшийся к отцу сын — это человек, прошлое которого — война. Может быть, только в этом есть что-то фантастическое, потому что это продолжается, продолжается много-много столетий и никак не может закончиться», — сказал Сокуров. В создании инсталляции приняли участие художник Алексей Перепелкин, режиссер Александр Золотухин, а также молодые скульпторы Владимир Бродарский и Екатерина Пильникова. Частью инсталляции стали электронные изображения, совмещенные с живописью.
Их создали под руководством известного режиссера Александра Сокурова. Перевоплощение картины великого голландского художника «Возвращение блудного сына» в инсталляцию исполнили молодые петербургские художники Владимир Бродарский и Екатерина Пильникова. Особенную атмосферу помогает создать музыка петербургского композитора Андрея Сигле. У инсталляции прозвучат фонограммы отдаленных боев, звуки канонады и музыка Российского рогового оркестра. Кураторами выставки стали Михаил Пиотровский и Марина Шульц. Мультимедийная инсталляция войдет в маршрут посещения Главного штаба Эрмитажа.
Отметим, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которую он создал за несколько месяцев до смерти, является одной из самых известных в творчестве художника. Оригинал картины хранится в «Эрмитаже» в Санкт-Петербурге. При этом в открытых источниках не сообщается даже предположительная стоимость шедевра.
Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
В основе сюжета лежит евангельская притча о человеке, который решил самовольно забрать у отца полагающуюся ему долю наследства и распорядиться ею по своему усмотрению. Он прокутил состояние, растратив его на удовольствия, игры, женщин. Когда же все деньги были истрачены, в той стране, где он находился, начался голод. Ему пришлось поступить в услужение человеку, у которого он был рад кормиться даже из одного корыта со свиньями. И тогда он вспомнил об отце, после чего решил вернуться, чтобы быть у него хотя бы рабом.
Но отец встретил его так, как если бы блудный сын «умер и воскрес, пропадал и нашелся» — с распростертыми объятиями, и устроил пир в честь найденного сына.
Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт писал незадолго до смерти. Некоторые знатоки живописи называют это полотно кульминацией его творчества. Но мало кто знает, что известный библейский сюжет стал отражением реальных трагических событий в жизни мастера. Возвращение блудного сына. Фото: christofgrace. Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому. У отца было два сына.
Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени.
Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Отец ослеп от горя, пока ждал его, и, как бы не веря своему счастью, обнимает родную кровинушку. Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности… И не была бы картина Рембрандта столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. Рубище сына, его голые грязные пятки — как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям, передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек?! Рембрандт чувствовал себя таким же грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына».
Однозначного ответа, кто они, искусствоведы не дают. Предположительно сидящий человек — это родственник, а люди в тени слуги. Их расположение, как и степень освещённости, говорит о второстепенности героев. Костюмы Одежда на персонажах, скорее всего, из коллекции художника. В то время Голландия была экономически чрезвычайно развитой страной. Купцы-мореплаватели перемещались по всему миру и торговали даже с Японией, которая на тот момент не имела коммерческих контактов с другими странами. Порты Голландии представляли собой богатейшие скопления диковинных для северной страны товаров. Рембрандт любил посещать портовые рынки, где скупал ткани, костюмы, украшения, предметы быта и оружие. Всё это великолепие затем появлялось на полотнах мастера. Даже для автопортретов художник облачался в заморские наряды — творческому человеку было интересно примерить на себя чужие образы. Выразительная композиция Рембрандт в своих произведениях использовал свет как указующий перст, определяющий главное. На картине «Возвращение блудного сына» с помощью этого приёма художник выделяет в первую очередь отца — его лоб самое светло пятно на картине. Значит, самое пристальное внимание следует уделить этому персонажу. Затем сыновья — младший, заблудший и опомнившийся, и старший, серьёзный и ответственный. Отец с младшим занимают левую часть картины — их выделяют свет и красный цвет накидки старца. Визуального равновесия художник добивается расположением фигуры старшего сына у правого поля полотна, он также в красном. Смысловой центр размещён согласно известного с древних времён закона золотого сечения. Светотени и цветовые контрасты ослабевают с продвижением от переднего плана вглубь — пространство видится глубоким и реальным, когда очертания и лица свидетелей сцены встречи отца с сыном ослабевают по мере их удаления и растворяются во тьме. Техника Рембрандта Целью художника является передача глубоких переживаний героев, их внутренний мир. На том живописец и сосредоточен. Это находит отражение в его технике. Цветовая гамма отличается от стандартной — это сплав тёплых коричневых, красных и золотистых оттенков. Порывисто, уверенно и как-бы небрежно наложены мазки — обычная для масляной живописи техника.
История картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Темой конкурса было «Искупление и возрождение»: в колониях желающим было предложено создать произведения (живопись, художественную роспись по дереву или выжигание по дереву) по мотивам картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Возможно, одна из лучших работ Рембрандта — «Возвращение блудного сына», идеальное воплощение на холсте библейской притчи об отцовском всепрощении и истинной родительской любви. Рембрандт не оставил никаких объяснений «Возвращения блудного сына». одна из последних работ Рембрандта, над которой художник, вероятно, работал в течение двух лет вплоть до своей смерти в 1699 году. Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр
Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души. Поначалу это были небольшого формата офорты гравюры на металле — ред. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.
Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте с удовольствием скупались самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе» и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь? История блудного сына в творчестве Рембрандта Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство.
В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях».
По его позе можно предположить, что он молится, припав к своему отцу, просит его о прощении. Руки отца нежно обнимают младшего сына за плечи. Они расслаблены, нежно покоятся на плечах героя.
Руки старшего сына, стоящего справа, сомкнуты. Может возникнуть ощущение отстраненности, замкнутости, но это не так. Такой жест говорит совсем о другом. За время своей работы над портретами Рембрандт детально изучил все, что касалось изображения мимики и жестов. Он прекрасно понимал, как выглядят недовольные, надменные, робкие, самовлюбленные, несчастные, печальные, разочарованные, влюбленные люди. Да, руки старшего сына сомкнуты, но они не образуют замок, они расслаблены. Такое положение обычно говорит о том, что человек над чем-то думает. Это подтверждается, если мы смотрим на лицо.
На нем нет гнева, нет досады, нет никаких негативных эмоций. Это приобщение к увиденному таинству. Вспоминаем еще раз текст притчи: «Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». А вот положение следующей фигуры говорит совсем о другом. Этот человек сидит нога на ногу, одна рука сжата в кулак, другая лежит на правой ноге. Вот оно отстранение, неприятие того, что происходит. Я уже говорил про смыслоразличительную функцию света. Она присутствовала у Рембрандта и раньше.
Чем дальше от источника освещения, тем меньше приобщения к смыслу происходящего. Особое внимание заслуживает лицо отца. Его глаза почти закрыты. Это было против принятых канонов изображения. Глаза ведь считались зеркалом души, сам Рембрандт всегда акцентировал внимание на взглядах своих моделей.
Рембрандта называют великим голландцем. Но что такое Голландия? Ошибочно считать ее страной.
На самом деле это одна из провинций Нидерландов. Если перевести на русский язык, Нидерланды — это нижние земли. Страна, которая ранее находилась под властью испанского короля, получила независимость в 1581 году и до 1795 года носила название Республика Объединенных Провинций Нидерландов. Рембрандт ван Рейн родился в этой стране 15 июля 1606 года. Ему выпало жить в 17 веке, который в историю Нидерландов вошел под названием «Золотой век». Это было время экономического и культурного расцвета государства. В наши дни именно 17 век именуют золотым веком голландской живописи. Опять возникает слово Голландия.
Откуда же пошла такая путаница? Русский царь Петр I, прорубивший окно в Европу, много времени провел в Республике Нидерландов, а именно в одной из ее провинций — в Голландии. Он и привез в Россию это название. За многие годы у нас закрепилось, что есть такая страна Голландия, которая дала миру великих живописцев, где много тюльпанов и ветряных мельниц. На самом деле Голландия — это Нидерланды. Рембрандт вырос в семье зажиточного мельника, во владении которого находилось несколько домов и садов. Отец многодетного семейства Рембрандт был шестым по счету ребенком приложил все силы, чтобы дать детям хорошее образование. К семи годам его сын умел хорошо читать, писать и считать.
В 14 лет Рембрандт поступил в Лейденский университет. Но через год увлечение живописью пересилило в нем страсть к наукам. Заметим, что в это время живопись в стране пользовалась большим спросом. В каждом доме держали множество картин, которыми увешивали все стены. Видимо, поэтому родители не стали препятствовать увлечению сына. Рембрандт бросил университет и пошел учеником к художнику Якобу Сваненбюрху. Самостоятельную карьеру живописца Рембрандт стал строить в родном городе Лейдене. Там он быстро снискал славу, его картины покупали, у него самого появились ученики.
В 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, где быстро приобрел известность. Три года спустя он женился на девушке из знатной семьи - Саскии ван Эйленбург. Жизнь складывалась благополучно, у художника было много заказов, семья жила в достатке. Но спустя десять лет, умерла Саския.
Он мягко обволакивает фигуру, словно ослепшего на наших глазах, старого отца, шагнувшего из тьмы к нам навстречу, и сына, который, спиной к нам, припал к коленям старика, прося прощения. Но слов нет. Только руки, зрячие руки отца ласково ощупывают дорогую плоть. Молчаливая трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой.
Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Женщина в левом верхнем углу-Фигура,которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник.
Существует ещё одна версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи. Флейтист В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца. Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметны на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.
Please wait while your request is being verified...
«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей) | «Возвращение блудного сына» Рембрандта — наиболее впечатляющее визуальное воплощение отцовской любви и прощения в западноевропейской живописи. |
Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына. Больше, чем видит глаз | Инсталляцию – посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в Государственном Эрмитаже. |
Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рувики | Инсталляцию – посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в Государственном Эрмитаже. |
Другие картины Рембрандта
- Сюжет – притча Иисуса о милосердном прощении
- Рембрандт и его «Возвращение блудного сына», истинный шедевр
- Описание картины:
- Слово в образе. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»
- Сокуров представил инсталляцию-посвящение картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта
Картина «Возвращение блудного сына»
Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Википедия | Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына». |
Иконы и картины возвращение блудного сына Рембрандта и других авторов, картины в Эрмитаже | «Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. |
Картина «Возвращение блудного сына» | Живопись эпохи барокко Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». |
Христос и Рембрандт. Размышления над картиной "Возвращение блудного сына" | «Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. |
"Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта
«Возвращение блудного сына» Рембрандта: разбор картины | Наиболее известные его работы — «Иуда, возвращающий тридцать сребреников», «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Синдики», а также ряд портретов. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. |
Возвращение блудного сына или прощение по Рембрандту - новости церковь Медиапроект | Пятна тяжелого красного цвета подавляют все остальные краски и на картине "Возвращение блудного сына" и на картине "Давид и Урия". |
Войти на сайт
В Государственном Эрмитаже представили инсталляцию-посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», созданную российским режиссером Александром Сокуровым. 1668 г. “Возвращение блудного сына”. Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-69 De terugkeer van de verloren zoon холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной. Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» — это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой. Инсталляцию – посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в Государственном Эрмитаже. Живопись эпохи барокко Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына».
В Главном штабе можно будет оказаться в картине «Возвращение блудного сына»
И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое? Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Рембрандт по-своему интерпретировал библейский текст. Это не просто иллюстрация, это совершенно самостоятельное произведение, в основе которого лежит известный сюжет.
Что же об этом говорит? Первое — встреча происходит не в поле, как в тексте, а дома. Это важная деталь. Ведь, согласно сюжету, отец узнал своего сына еще издалека, сам бросился к нему навстречу.
Да и других детей в этот момент рядом не было. Как и в других картинах Рембрандта, игра светотени на этом полотне обладает смыслообразующей функцией. Освещены лицо отца, его руки, обнимающие сына, стоящего на коленях, сама фигура блудного сына и старший ребенок. Остальные остались во мраке.
По мере удаления от света их черты все менее различимы. Теперь по деталям. Смотрим на руки.
Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу [2] , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» [1]. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены.
Второстепенные персонажи[ править править код ] Женщина в левом верхнем углу Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца.
Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой, в его руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Не намек ли это зрителю, что за все в жизни придется платить? Перед современниками картина предстала с названием «Блудный сын в таверне» «Пир блудного сына». В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Смерть унесла его верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу сыну от брака с Саскией. Чахотка поразила Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел.
Две центральные фигуры находятся в тени, а потому сложно определить, кем они могут быть. Кто это — служанка и знакомый семейства? Или же тот самый старший послушный брат, который позавидовал младшему? Среди этих загадочных фигур особенное внимание исследователей привлекает последняя. Мы видим человека в плаще с дорожным посохом. Быть может, это какой-то странник, который прекрасно понимает, сколько мучений пришлось пережить «блудному сыну». Есть предположение, что это может быть тот самый старший сын. Вот только в Евангелии указано, что он был на поле, когда узнал о возвращении младшего брата. Согласитесь, в такой одежде человек вряд ли отправился бы на поле. Самой интересной из версий о второстепенных персонажах «Возвращения блудного сына» мне кажется вариант с переходом времени. Согласно ему, мужчина и юноша в берете, находящиеся рядом — это те же самые отец и сын, но изображены они ещё до ухода блудного сына из дома. Если так, то само полотно изображает два хронологических плана. Если же говорить о картине, то это далеко не единственная работа Рембрандта, посвящённая данной притче. В 1635 году он написал картину «Блудный сын в таверне», где показал развлечения молодого человека, которые и стали причиной его бедности. Что же касается «Возвращения», то его датировка остаётся спорной. Многие исследователи считают, что эту картину Рембрандт написал уже в конце жизни, открыв свои самые сокровенные мечты.
«Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?
Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм , в том числа портретам и натюрмортам особенно в жанре Ванитас. Все эти произведения содержали различные моралистические послания. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт. Хоть в Голландии больше не было никакой потребности в христианском и запрестольном искусстве, с изображениями святых, архангелов, мучеников, праведников, наподобие работ фламандского мастера Питера Пауля Рубенса, аудитория по-прежнему интересовалась темами из Ветхого Завета, полных драматичных событий и образованный Рембрандт, с хорошими знаниями библейских сюжетов, неоднократно создавал работы, основанные на историях из этой книги. Воздвижение креста.
Главные герои освещены неярким источником света. Самое яркое пятно — лоб отца. Вокруг полумрак. Который переходит почти в кромешную темноту на заднем плане. Такие переходы от света к тени добавляют эмоциональности.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке. Долой внешнюю красоту Рембрандта не волновала внешняя красота человека. Его Блудный сын истерзан жизнью по-настоящему. Его вид неприятен. Дыра на спине. Стертые ноги. Голый череп. Да, его одежда изношена.
Даже чересчур. Это уже скорее театральный атрибут. Фальшь, конечно. Ведь под этим дырявым тряпьем мускулистое, красивое тело. Хорошо стрижен к тому же. Отец в белых одеждах и вовсе похож на сказочного пророка. Очень красиво. Даже пёс прекрасен. Николай Лосев. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
И поймёте, у кого вышло правдивей. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет. Он был рождён от его первой жены. Любимой Саскии. Которая скончалась, когда мальчику было 10 месяцев. Ребёнок был очень желанным. До него пара потеряла трёх детей ещё в младенчестве.
Сын же начал говорить: «Отче! Пальма Джоване. Франческо Гверчино. Бартоломео Мурильо 1667-1670 Возвращение блудного сына. Помпео Батони. Джеймс Тиссо. Ян Стен Блудный сын. Джеймс Тиссо Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005 Возвращение блудного сына. Макс Слефогт Блудный сын.
Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, одна упала, когда сын становился на колени. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Через жест этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт повествует о раскаянии и прощении. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для раскрытия основной идеи произведения. Такой прием смещения является типичным приемом для искусства барокко, где композиционный центр находится почти у самого края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения для достижения наибольшей выразительности сюжета. Помимо отца и сына на картине изображены ещё четыре персонажа.