Дети-интроверты выделяются среди сверстников не только благодаря своей кажущейся «странности». Я считаю, что вся проблема завязана на том, что я интроверт. Ребенок-интроверт, которого подталкивают к разговору, чувствует себя некомфортно и будет пытаться максимально быстро выйти из ситуации вынужденного общения. Мамы с типом мышления интроверта часто устают от занятий с детьми. Между прочим, ребенок-интроверт тоже может поставить своих родителей-экстравертов на грань нервного истощения.
Психолог рассказала, почему родителям легче воспитывать детей-интровертов.
Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка. Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка. Клинический и когнитивный психолог Евгения Глебова рассказала, что многим родителям легче воспитывать детей-интровертов, нежели экстравертов, сообщает Но интроверты в большинстве своём наделены исследовательскими способностями и учатся не плохо. Если ваш малыш мечтателен и спокоен, любит проводить время наедине с собой и не торопится делиться с вами своими мыслями и чувствами, не пугайтесь: скорее вс.
Родителям на заметку: как воспитывать ребенка-интроверта?
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург рассказал, что дистанционная форма обучения помогла детям-интровертам повысить успеваемость. Воспитать ребенка-интроверта несложно, самое главное — понять особенности, увидеть потенциал и помочь ребенку раскрыться. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.
Ваш ребенок интроверт?
Другими словами, прослеживалась чёткая связь между высоким и низким уровнем реактивности с одной стороны и интроверсией и экстраверсией — с другой. В 1998 году Джером Каган написал в своей книге «The Long Shadow of Temperament» «Длинная тень темперамента» : «Описание интроверта и экстраверта, которое Карл Юнг дал ещё семьдесят пять лет назад, вполне применимо к определённой части наших высокореактивных и низкореактивных подростков». Эти два подростка поразительно отличаются друг от друга. Том, который в детстве был чрезвычайно застенчивым, хорошо учится в школе; этот наблюдательный и спокойный парень любит свою девушку и родителей, часто беспокоится по любому поводу, любит учиться самостоятельно и решать интеллектуальные задачи. Он планирует стать учёным. Напротив, Ральф — раскованный и уверенный в себе юноша. С членом команды Кагана, беседовавшим с ним, он вел себя как с равным, а не как с авторитетным человеком на двадцать пять лет старше его. Хотя Ральф очень способный ученик, недавно он получил плохие оценки по английскому языку и естественным наукам, потому что накануне бездельничал. Но он не беспокоится по этому поводу.
Ральф всегда охотно признает свои ошибки. Психологи часто обсуждают различия между темпераментом и характером. Темперамент — это врожденные поведенческие и эмоциональные особенности человека, имеющие биологическое происхождение и наблюдающиеся в младенчестве и раннем детстве. Характер — это сложная совокупность личностных качеств, формирующихся у человека под влиянием культуры и личного опыта. Некоторые говорят, что темперамент — это фундамент, на котором строится характер человека. Работа Джерома Кагана помогла установить связь между темпераментом человека в младенчестве и его личностными качествами в подростковом возрасте, как в случае Тома и Ральфа. Читайте также: Почему вечером учиться гораздо эффективнее, чем утром Как же Джером Каган понял, что малыши, которые энергично машут ручками, скорее всего, станут осторожными, рефлексирующими подростками такими как Том , а более спокойные младенцы — решительными, «слишком крутыми для школы» юношами и девушками такими как Ральф. Ответ на этот вопрос лежит в физиологии.
Помимо наблюдения за поведением детей в непривычных для них ситуациях команда Кагана проводила измерение физиологических показателей, таких как: частота пульса, кровяное давление, температура конечностей, а также другие параметры нервной системы. Каган выбрал именно эти критерии, поскольку считалось, что их контролирует один очень сильный орган головного мозга — миндалевидное тело. Этот орган находится в глубине лимбической системы — древнего участка головного мозга, который есть даже у таких примитивных животных, как мыши и крысы.
Поговорите с психотерапевтом, помедитируйте — взрослым интровертам тоже важно справиться со страхами. Родители-экстраверты могут стать хорошим примером для подражания и научить ребенка легкости в общении. Но им могут быть совершенно непонятны его переживания и опыт. Не навязывайте свои взгляды ребенку, найдите золотую середину. Иллюстрация из книги Следите за уровнем тревожности ребенка Детям нужно помогать выходить из зоны комфорта, но избегайте сильного стресса. В сложные моменты просите ребенка оценить уровень тревожности по шкале от 1 до 10. В норме должно быть 4—6 баллов; 7—10 — уже почти приступ паники. Только уединившись он получает столь необходимую ему передышку. Что еще в книге Книга начинается с Манифеста, цель которого — принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях. Из книги ребенок узнает: как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке; как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей; где искать друзей; как побудить других прислушаться к себе; что делать, если нет сил на общение; как добиться успеха в любимом деле; … десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе. Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку.
Следует сообщить учителю о том, что ваш ребенок — интроверт Некоторые учителя ошибочно считают, что ребенок молчит на уроках потому, что ему не интересно или он отвлекается. Дети-интроверты, наоборот, могут быть предельно внимательными, но не принимать активное участие в обсуждении, а просто слушать. Часто ребенок-интроверт мысленно проговаривает все, что его одноклассники говорят вслух, не видя никакой разницы между этими двумя действиями. Если учитель знает об интровертности ребенка, он может помочь ему наладить общение с одноклассниками и приобщить к групповой работе. Ребенку может быть трудно постоять за себя Научите ребенка твердо говорить «нет», если другой ребенок пытается забрать у него игрушку. Если в школе над ребенком издеваются, предложите ему поговорить со своим обидчиком. Объясните ребенку, что его голос важен. Помогите ребенку проявить себя Слушайте ребенка и задавайте вопросы, чтобы мотивировать его говорить. Многим интровертам — и детям, и взрослым — трудно выражать свои мысли вслух. Интроверты живут своей внутренней жизнью, и им нужен кто-то, кто поможет им проявиться. Ребенок-интроверт может не обращаться за помощью Интроверты склонны скрывать свои проблемы. Ваш ребенок может не обсуждать с вами свои проблемы, даже если он хочет получить от вас помощь или совет. Задавайте ребенку вопросы и внимательно слушайте его, но не будьте навязчивыми с расспросами. Ребенок-интроверт не обязательно застенчив Слово «застенчивый» имеет отрицательное значение. Если ваш ребенок слышит это слово достаточно часто, он может начать думать, что его дискомфорт от присутствия других людей — это постоянное чувство, которое он никогда не сможет контролировать. Кроме того, слово «застенчивый» означает, что ребенок подавляет свои эмоции. Не называйте своего ребенка застенчивым и, если другие люди его так называют, поправьте их, сказав: «На самом деле он интроверт». У вашего ребенка может быть всего пара близких друзей — и это нормально Интроверты стремятся установить глубокие отношения, а не найти как можно больше друзей. Они предпочитают общаться в узком кругу и обычно не желают стать популярными. Ваш ребенок будет стремиться много времени проводить в одиночестве.
Конечно, до такого лучше не доводить. Но если уже поздно, то самый лучший способ — это отвлечь ребенка. Состройте уморительную гримасу, спойте песенку, укажите ему на что-нибудь забавное. По возможности выйдите на улицу, особенно если вы находитесь в шумном общественном месте. Не спускайте глаз с ребенка и не обращайте внимания на укоризненные и непонимающие взгляды. Постарайтесь не смущаться. Каждому родителю приходится иметь дело с детскими капризами, вы не первый и не последний. В следующий раз постарайтесь не допустить конфликта, погасив его в зародыше. Заранее прикиньте, сколько времени ваш ребенок может провести в магазине, обходиться без коляски и без еды, и только после этого составляйте реально осуществимый план выхода из дома. Ты уже большой мальчик… У детей постарше свои способы устраивать скандалы и капризничать. Обычно дети-интроверты до поры, до времени ведут себя очень тихо, и поэтому изменения поведения, связанные с гормональными перестройками, родители воспринимают как нешуточное потрясение. Им кажется, что в их милое дитя вдруг, ни с того ни с сего, вселился бес. Куда делся их милый малыш, кто его подменил? Для родителей это ужасная потеря. Ребенок смотрит на вас холодным, пустым, «рыбьим» взглядом так я называла взгляд моей подросшей дочки , дуется, не разговаривает, отвечает односложно и раздраженным тоном, периодически закатывает глаза, общаясь с вами, и в конце концов начинает дерзить. Одним словом, сплошное «очарование»… К счастью, я уже довольно долго живу и теперь вижу, как подросшие дети моей дочки строят ей «рыбьи глазки». Выберите тактику борьбы и помогите ребенку без потерь пережить эту болезнь роста. Помните, что в отношении к родителям как к «занудным, тупым, глупым и непонятливым созданиям» заключена вполне определенная цель. Дети старшего школьного возраста и подростки исподволь готовятся выпорхнуть из родного гнезда, и, естественно, эта перспектива их пугает. Им будет легче покинуть дом, если они сумеют сбросить родителей с пьедестала. Дети просто пытаются утвердить свою самостоятельность и независимость. Но вы можете и должны им возразить: «Сынок, сбавь обороты», «Отмотай назад пленку и ответь как следует», «Вернись в свою комнату и выйди, когда остынешь». Лучший ваш союзник в этой ситуации — чувство юмора. Сейчас я работаю с одной капризной девочкой-интровертом по имени Рэйчел. На ее подростковые выкрутасы мать отреагировала гневом и обидой. Но теперь, подстегнутая болезнью переходного возраста, Рэйчел закусила удила. Началась борьба за независимость, и пока, насколько я могу судить, побеждает Рэйчел. Она ведет себя отчужденно и высокомерно. Она грубит матери. Она смотрит на меня холодным надменным взглядом. Мне с большим трудом удалось убедить маму не воспринимать первые ростки независимости как личную обиду. Эта женщина никогда не была плохой матерью — даже наоборот. Просто Рэйчел ведет себя абсолютно нормально для девочки-подростка. Я говорила с девочкой об ее чувствах и не нашла в них ничего патологического. То, что она устала от своих родителей, — обычное явление. Когда и мать, и дочь признали это, их отношения намного улучшились. Игра, беседа и искусство релаксации Разговаривайте с детьми, поощряйте творческие игры, учите принимать решения и бороться со стрессом Порой взрослые смотрят на игры как на нечто несерьезное, необязательное, чем ребенок может заняться только после того, как сделает уроки, посетит музыкальную школу и выполнит свою работу по дому. Но ведь игра — и есть работа для ребенка. В это время ребенок учится, снимает стресс, исследует мир, развивает воображение и примеряет на себя социальные роли. Современная американская культура на первое место ставит стремление к реальным достижениям детей. Из-за этого они лишаются возможности свободно играть с родителями и друзьями. Под настоящей игрой — по крайней мере, в этой книге — я имею в виду возню с глиной, растениями, водой, беготню в парках и на спортивных площадках, рисование, кубики и ролевые игры. Игра — это свобода строить и творить, задавать себе вопрос: «А что, если…? Дети-интроверты с их насыщенной внутренней жизнью особенно нуждаются в игровом пространстве. Там они безболезненно для себя приобретают первые навыки взаимодействия с разными событиями, людьми и понятиями еще до того, как встретятся с ними в реальном мире. В игре дети-интроверты могут проверять свои идеи, совершенствовать речь, учиться разрешать конфликты и справляться с проблемами, примерять новые формы социального поведения. Игры «внутренников» не требуют больших затрат энергии и сопровождаются «всплесками счастья». Дети-интроверты осознают, что взаимодействие с внешним миром может доставлять радость, в то время как сама обстановка игры позволяет им сохранять спокойствие в атмосфере уютного, предсказуемого, созданного ими самими ритуала. Дети-интроверты обычно полностью сосредоточиваются на игре и получают от нее большую пользу. Выбираем полезные игры Для оптимального развития мозга следует подбирать соответствующие игры. По своей природе дети-интроверты с доминирующим правым полушарием особенно склонны к играм. Они нуждаются в полноценной интеллектуальной пище, а не в пустых суррогатах — таким детям нужны обогащающие игры. Один из ведущих исследователей мозга Антонио Дамасио выражает озабоченность тем, что мы воспитываем детей, обладающих повышенной способностью к аналитическому мышлению, стимулируя их левое полушарие, но забываем о тренировке эмоциональных и моральных функций правого полушария. В результате дети перегружают логическое левое полушарие и хронически недогружают правое. Очень многие дети в наше время играют в скоротечные, агрессивные, ориентированные на конкретную цель компьютерные «стрелялки» или в электронные игрушки с запрограммированными реакциями. Такие развлечения не требуют в принципе деятельного участия человека и не развивают детское воображение. Проведенные исследования показывают, что гиперстимуляция допаминовых путей приводит к формированию устойчивых нейронных цепей, которые приучают детей к быстрому вознаграждению деятельности и частым «всплескам счастья». То есть повышенная активность допаминергической системы поощрений приводит к повышенной импульсивности в поведении. Дети ищут быстрые источники удовольствий, а действия, вознаграждение за которые приходит с задержкой, откладывают в долгий ящик. Дети получают куда большую пользу от тех игр и развлечений, которые предоставляют им свободу воображения, исследования, строительства и наблюдения. В этом отношении я рекомендую занимать детей играми с непредсказуемым результатом: кубиками и конструкторами, куклами и инструментами. Отлично подойдут и наборы для творчества. Долгие прогулки тоже открывают для детей массу возможностей проявить фантазию: камни, палки, листья и цветы — все это можно превратить в игрушки. Дети получают массу удовольствия, часами наблюдая жучков и животных. Природа превосходно восстанавливает энергию детей-интровертов, и поэтому они, как правило, с радостью выезжают за город. Природа никуда не спешит, она тонкий, мудрый и талантливый учитель. Помню один ценный урок, преподанный мне еще в детстве. Однажды мы с подругой Шэрон построили из бамбука и дощечек крепость в русле пересохшего ручья недалеко от нашего дома. Потом начался сильный ливень, и, когда мы с Шэрон пошли посмотреть на нашу крепость, ее там не оказалось: бурный поток смыл все до последней веточки. Я очень хорошо помню охватившее меня тогда чувство благоговения перед силой природы. Мы погоревали о потере и построили другую крепость, но уже на склоне холма. Как я уже говорила, мозг интровертов устроен так, что они умеют оценивать прошлые события и делать из них выводы на будущее. Никогда не забуду я разрушительную силу и мощь природы, осознанные мною, когда я смотрела на размытое водой старое русло. Воспоминания о том случае помогли мне заново отстроиться после того, как два моих дома были уничтожены землетрясениями, а третий — пожаром. Как играть с ребенком Играя с ребенком, вы укрепляете связывающие вас эмоциональные узы. Это прекрасный способ вместе провести время. Но не все игры одинаково эффективны. Проведенные на эту тему исследования показали, что дети проявляют меньше творческой изобретательности, когда взрослые направляют игру и сами придумывают ее правила. Дети, особенно интроверты, склонны использовать в игре свою богатую внутреннюю жизнь, если дать им волю и позволить действовать спонтанно. Они будут просто счастливы принять вас в игру, но не делайте все за них! Что ты строишь? Он может подумать, что вы на него давите или что вы им недовольны. В игре ребенок может посмотреть на мир с нового для себя угла зрения, развить свои социальные и познавательные навыки. Малыш будет одерживать победы и терпеть поражения, оставаясь в полной безопасности. Это своего рода тренировка, ведь в настоящей жизни последствия любого действия неизбежны. Планирующий мозг ребенка-интроверта продумывает и живо представляет себе каждый возможный сценарий развития ситуации. Игра-репетиция не потребует от него много энергии, зато прекрасно подготовит ребенка к действиям в реальном мире. Чем занять интроверта Удачно подобранные игры развивают уникальные дарования детей-интровертов. С одной стороны, «внутренников» сбивают с толку игры, которые требуют большого количества предметов или участников. С другой стороны, их оставляют равнодушными развлечения, не требующие обдумывания, творчества или изобретательности. Вот несколько советов. Только следите, чтобы игрушек не было слишком много! Очень хороши матерчатые животные, конструкторы «Лего», наборы посуды, машины, пластилин, мелки, карандаши и бумага. Интроверты — творческие натуры с абстрактным мышлением. Самые обычные игрушки, например строительный конструктор, дети-интроверты могут использовать для воплощения своих собственных идей. Пусть ваш малыш играет с другом, подругой или со взрослым, с которым чувствует себя комфортно. Естественная способность разглядеть то, чего не видят другие, — это одно из самых замечательных качеств интровертов. Во взрослой жизни многие дети-интроверты используют эту способность: становятся писателями, учеными, психологами или преподавателями — и это далеко не полный список нужных и важных профессий, требующих особой наблюдательности. Подарите ребенку одноразовый фотоаппарат или набор «шпионских игрушек», играйте с ним в шарады или другие игры на смекалку. Не жалейте для них игрушек для ванны, воронок, губок, кувшинов, чашек и других плавающих безделушек. Кроме того, такие дети любят рисовать пальцами и акварелью. Карточные и другие подобные игры прививают детям важные социальные навыки, учат их следовать правилам, а также выигрывать и проигрывать с достоинством. Эти назойливые электронные гости Есть несколько вопросов, которые я бы выделила, рассуждая о теме «дети и массмедиа». Под этим понятием я объединяю телевидение, DVD, кинофильмы, радио, газеты, журналы, видеоигры, компьютерные игры и интернет. Во-первых, это содержание, во-вторых, сами по себе медийные средства и, в-третьих, то, что ребенок из-за них теряет. Впрочем, бояться массмедиа не нужно — это часть нашего мира, и в жизни каждого найдется место для нее. Дети-интроверты могут использовать медийные средства для того, чтобы просто разгрузить голову. Получая новую информацию, они дают какое-то время передохнуть своему активному разуму. Для «внутренников» это своеобразное средство релаксации. Многие дети-интроверты смотрят телевизор или слушают музыку на ночь, чтобы быстрее уснуть. В отличие от большинства экстравертов, они действительно чему-то учатся через массмедиа. Дети-интроверты, как правило, любят научные, зоологические и исторические образовательные телевизионные каналы. Очень часто такие дети сами ищут интересующие их материалы в интернете. Многие интроверты в том числе и взрослые любят, когда им читают вслух, и поэтому охотно пользуются аудиокнигами. Объем потребления массовой информации должен быть строго дозированным. Когда дети смотрят телевизор, их мозг непрерывно бомбардируют грубые, часто манипулирующие коммерческие ролики, специально рассчитанные на юную аудиторию. Конечно, по телевидению показывают много хорошего. Но все же слишком часто по «ящику» мы видим сцены жестокости и насилия, страшные картины и пугающие сюжеты. Дети должны смотреть телевизор вместе со взрослыми, которые могут в любой момент вмешаться и ответить на вопрос ребенка. Очень важно обсуждать с маленькими интровертами спектакли, шоу, игры и другие медийные развлечения, с которыми ребенку приходится иметь дело. Детям нужна помощь, чтобы они могли переварить все, что обрушивается на них с экранов. Помните, что дети-интроверты очень восприимчивы. Иногда они на лету хватают отрывочные фрагменты информации. Это сбивает их с толку больше, чем если бы перед ними открылась полная картина событий или явлений. Беда в том, что дети часто не знают, как подступиться к взрослым с интересующим их вопросом, и, кроме того, не знают, как его сформулировать. Я познакомилась с родителями одного шестилетнего мальчика вскоре после событий 11 сентября 2001 года и спросила их, разговаривали ли они об этом с сыном. Они ответили: «Что вы, он вообще почти ничего не знает, мы не разрешаем ему смотреть новости». Я возразила: «Вы, вероятно, удивитесь, если спросите его, что он знает об этом теракте». Действительно, они были поражены, узнав, что их сыну хорошо известны такие понятия, как террорист, самоубийство и угон самолета. Начав говорить об этих вещах, мальчик начал задавать разумные вопросы, пока не сложил целый пазл из уже известных ему фрагментов и новой информации. Родителям лучше обсуждать со своими детьми такие вещи. Знания о мировых проблемах могут тяжким бременем лечь на психику вдумчивого ребенка-интроверта. Но возможность задавать нужные вопросы жизненно важна для него, так как ответы на них помогают ему скорректировать и расширить свои знания. В противном случае ребенок будет бесконечно и безрезультатно перемалывать кусочки информации в своей маленькой перегруженной головке, а это непосильная для него работа. Экраны, повсюду экраны Многие современные родители сильно встревожены влиянием электронных средств информации на детей, особенно в свете того, что эти средства стали поистине вездесущими. Однако помимо отрицательного воздействия у электронных средств информации есть и несомненные плюсы. Важное условие — ограничьте время, которое ребенок проводит перед монитором, и обсудите с ним все, что он посмотрел. Например, постарайтесь уговорить ребенка «включить» его способность к здравомыслию и понять, как реклама манипулирует людьми. Часто дети знают намного больше, чем вы думаете. Очень важно, чтобы они имели возможность обсуждать свои знания и идеи с взрослыми членами семьи. Поговорите с ребенком С маленьким интровертом надо разговаривать не меньше пятнадцати минут в день. Беседа для него — это мощный инструмент связи с вами: так он видит, что тоже является равноправным членом семьи.
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интроверт боится новых ситуаций, поэтому нужно постараться знакомить ребенка с ними не резко. Наряду с этим, ребенок-интроверт может без, казалось бы, основательной причины недолюбливать друзей семьи и наотрез отказаться общаться с неприятными ему личностями. Рекомендации родителям ребенка – интроверта: Воспитывайте в ребенке вежливость, чтобы ему не пришлось «нарываться» на ответные грубости. Психолог Глебова рассказала, что родителям детей-интровертов часто завидуют Наталья Астрожникова Дети-интроверты выделяются среди сверстников не только благодаря своей. Интроверт не желает быть в центре внимания, индивидуалист, склонен к размышлениям и творческим занятиям.
Осторожны и мудры не по годам: психологи и врачи о детях-интроверта
Но так ли это на самом деле? Темперамент — врожденное качество, не поддающееся изменению, на шкале от интроверсии до экстраверсии каждый из нас занимает одно определенное природой место. Хорошо бы быть экстравертом, легким и приятным в общении, моментально вызывающим симпатию, лучащимся остроумием и харизмой. С другой стороны, многие любимые герои, от Атоса и Бильбо до Беллы из «Сумерек» и Брюса Бэннера, ужасно далеки от титула «душа компании», и есть что-то утонченное и мучительно приятное в том, чтобы считать себя интровертом и объяснять этим все свои трудности в коммуникации. Экстраверт пополняет свои запасы энергии в процессе общения с другими людьми. Интровертов же большое количество взаимодействий утомляет, и им требуется время, чтобы восстановиться после контактов. Это не значит, что интроверты не могут блистать в обществе. Очень даже могут, просто для них это достаточно энергозатратный процесс.
Но каждый человек может быть успешен в любой области, независимо от темперамента. Если вы интроверт, это не значит, что вам не быть блестящим оратором. Если вы экстраверт, то вы тоже сможете глубоко погружаться в любые сколь угодно сложные размышления и науки. Знакомая картина: семейный отель где-нибудь на берегу Средиземного моря, олл инклюзив, свежезагорелые родители после ужина подтягиваются к сцене, наступает время детской анимации. На сцене все те же дети, которые гурьбой бегали вокруг бассейнов днем и дружно рисовали цветным песком на площадке рядом с баром. А ваш ребенок не дал вам расслабиться днем, ни минуты не провел в детском клубе, и прыгать и танцевать на сцене он тоже не хочет. Он сидит у вас на руках, откровенно томится и ждет, когда все это веселье наконец закончится.
Что испытывают родители? Преимущественно досаду. Или утренник в детском саду. Он отказался рассказывать стих Деду Морозу, кое-как станцевал танец зайчиков в заднем ряду, а после праздника выглядел так, как будто минимум сутки занимался тяжелым физическим трудом, и вел себя так же. Конечно, он не хочет ходить на танцы, на гимнастику, на карате и в детский бассейн. После третьего отказа вы начинаете догадываться. Нужно ли что-то предпринимать для развития его желания общаться, нужно ли настаивать, провоцировать, помогать наладить контакт с другими детьми, если ребенок очевидно этого не хочет?
Во-первых — спокойствие, только спокойствие. Все наладится. Вы не всегда будете сбиты с толку непонятным поведением ребенка, вы перестанете испытывать недоумение, даже если сами вы очень общительные типичные экстраверты. Главное, что вам нужно понять: интровертность — это не диагноз, ваш ребенок здоров и благополучен. Это не проблема, он не нуждается ни в помощи, ни тем более в перевоспитании — вам просто нужно научиться принимать его особенности и считаться с ними, что, конечно, может оказаться довольно сложно задачей для родителей — экстравертов. Но самое главное — не превращать ваше общение в противостояние.
Если экстраверт легко сходится с коллективом и ходит в школу с удовольствием, то у его противоположности возникают с этим проблемы. Перед подготовкой к детскому саду обязательно расскажите малышу, что это за место, зачем он туда идет.
Вначале приведите малыша на 2-3 часа, пусть он привыкнет к обстановке, познакомится с детьми, заинтересуется игрушками. Интроверты не сразу привыкают к новому месту, им надо время на адаптацию. Некоторые родители, видя необщительность своего ребенка, оставляют его до школы дома. Это неплохой вариант, если малыша водят на развивающие занятия, где он сможет научиться общаться и сможет развивать различные навыки. Если же его круг общения ограничен только близким родственниками, это станет проблемой, когда он пойдет в школу и встретится со сверстниками. После пребывания в группе, спросите малыша, чем он там занимался, с кем познакомился, что интересного узнал. Если он хочет побыть один, дайте ему такую возможность, пусть отдохнет от социальных контактов. Особое внимание уделите выбору воспитателей.
Интроверты не переносят грубого, халатного обращения. Такое отношение способствует увеличению стресса и внутреннему напряжению. А как мы помним, интроверт свои эмоции держит при себе, и родители могут даже и не догадываться, что происходит на самом деле и как ситуация влияет на психику ребенка.
Интроверты — творческие личности Творчество — близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.
Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты — не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует — не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки — пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.
Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий. У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию. Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства.
Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, — навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание — хорошая черта. Интроверты — прирожденные собеседники Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты — прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.
Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором — основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.
Многим родителям легче воспитывать детей-интровертов, нежели экстравертов. Об этом в статье « Газеты. Ru » рассказала Евгения Глебова, клинический и когнитивный психолог. По словам психолога, ребёнок с интровертированностью с осторожностью относится к новой информации, новым людям и изменениям.
Ребенок интроверт
На вопрос «Существуют ли физиологические особенности мозга и нервной системы, которые влияют на формировании личности ребенка-интроверта? Исследователи из Корнельского университета проводили эксперименты, чтобы изучить физиологические различия между интровертами и экстравертами. Участники принимали стимулирующий препарат действующее вещество метилфенидат , который повышает скорость реакций и настроение за счет стимуляции выработки дофамина. Интроверты практически не реагировали на препарат, в то время как экстраверты находились в возбужденном состоянии. То есть у интровертов высокая резистентность к дофамину, поэтому у них нет потребности в поиске социального признания». Также невролог отметила, что у интровертов в лобной доле головного мозга отвечает за организацию и планирование больше серого вещества: «Это объясняет их склонность к анализу информации и тщательному обдумыванию каждого шага. Кроме того, глубоко мыслить, концентрироваться на одном предмете и избегать внешних раздражителей интровертам помогает еще одна физиологическая особенность — повышенная выработка в организме нейротрансмиттера ацетилхолина, который осуществляет передачу нервных импульсов в ЦНС и отвечает за работу вегетативной нервной системы. Как родитель может понять, что его ребенок — интроверт «Ваш ребенок избегает активного общения с самого раннего возраста? Остается равнодушен к большому количеству игрушек и выбирает всего несколько любимых? Он с трудом привыкает к новому и не любит сюрпризы и перемены? Без паники!
Скорее всего ваш ребенок — интроверт», — так Евгения Глебова, клинический и когнитивный психолог, успокаивает всех тревожных родителей, которые считают поведение сына или дочери «странным». В каком возрасте можно понять, что ребенок — интроверт? Евгения Глебова объясняет, что стойкие и очевидные для родителей признаки интровертированности проявляются только к младшему школьному возрасту. Однако самые первые черты можно заметить раньше. Об этом рассказала Елена Балакирева , детский психиатр, заведующая отделом детском психиатрии ФГБНУ НЦПЗ: «Это особенности во взаимодействии и общении со сверстниками, как правило, они становятся заметны на детской площадке. Дети-интроверты смотрят «внутрь себя» и сконцентрированы на собственном внутреннем мире, они предпочитают спокойные, нешумные игры и занятия творчеством». По словам Елены Балакиревой, воспитатели детских дошкольных учреждений, а позже и школьные учителя отмечают «удобство таких ребят»: «Они не доставляют проблем, а именно — не шумят, не отвлекают других учеников, не нарушают порядок на переменах. Но и другие особенности таких детей обращают на себя внимание: это некоторая напряженность, неуверенность в себе, излишнее беспокойство, тревожность, что часто мешает принять решение, выступить на утреннике, ответить у доски. Но, несмотря на особенности в характере, поведении, поступках, речь идет лишь о типе личности, а не о патологии, которой нужно бояться».
Не стоит стараться отучить его от книг и силой заставлять общаться со сверстниками, с которыми ребенку может быть просто неинтересно. Дети-интроверты лучше ладят с животными, нежели с людьми. Потому можно завести питомца-компаньона: кошку или собаку. Подойдут грызуны вроде хомячков или декоративных кроликов. Наряду с этим, ребенок-интроверт может без, казалось бы, основательной причины недолюбливать друзей семьи и наотрез отказаться общаться с неприятными ему личностями. Это — проявление характера, а не невоспитанности. В отличие от экстравертов, все равно стремящихся поладить даже с теми, кто вызывает неприязнь, интроверт не станет льстить как окружающим, так и самому себе. Интроверты могут больше слушать и меньше говорить в компаниях. Но при этом они отнюдь не глупы.
Обычно дети-интроверты внимательно прислушиваются к разговорам о том, почему организму необходимы пища и вода. Когда ребенок подрастет, покажите ему книги по анатомии и физиологии и расскажите, почему так важна нервная система, отвечающая за отдых и пищеварение. Сахарная катастрофа Гипогликемия — это патологическое состояние, разговоры о котором периодически входят в моду, а потом быстро забываются. Многие врачи склонны недооценивать гипогликемию. Однако для интровертов это большая проблема, особенно в нашем сегодняшнем мире, где еда насыщена пустыми калориями сахара и простых углеводов. Дети-интроверты должны получать белки и сложные углеводы полисахариды , чтобы «топливные баки» были всегда заполнены до краев. Если ребенок не получает достаточного количества нужной ему пищи, то его энергия истощается, содержание глюкозы в крови падает, а мозгу начинает катастрофически не хватать кислорода. Одним словом, приходит беда. Мне самой очень хорошо знакомо это ощущение. Оно приходит, как правило, внезапно. Начинает казаться, что жизненная сила куда-то уходит. Тело становится невероятно тяжелым, а сознание — путаным. Нужно срочно сесть. Если это происходит с вашим маленьким интровертом, то он чувствует вялость, утрачивает живость и способность думать. Отчего возникает гипогликемия? Когда мы едим много сахара, концентрация глюкозы в нашей крови сильно повышается, а затем резко падает, вызывая ухудшение состояния. Гипогликемия может возникнуть и из-за недоедания, когда организму не хватает пищи, которую можно расщепить на простые сахара, как это случалось у Одри, инопланетного растения из фильма «Магазинчик ужасов». Организм интроверта, как и организм Одри, постоянно кричит: «Накорми меня, накорми меня! Причем пища должна содержать белки и сложные углеводы — для этого надо, например, добавить орехи в овсяную кашу или съесть бутерброд из индейки и цельнозернового хлеба и т. Если вы даете ребенку сладости, то проследите за тем, чтобы до или после этого он ел продукты, богатые белками. Самые частые симптомы гипогликемии — дурное самочувствие после еды, усталость, бледность, бессонница, возбуждение, перепады, головная боль, апатия, головокружение и раздражительность. При выраженной гипогликемии может развиться дрожь и начаться рвота. В самых тяжелых случаях человек теряет сознание. Я, например, заканчиваю завтрак, только когда приближается время обеда. Более подробную информацию можно получить в Фонде борьбы с гипогликемией на сайте www. Если он отказывается от своей порции, уберите ее, попробуйте накормить ребенка позже. Дети-интроверты становятся обычно упрямыми и несговорчивыми, если их заставляют что-то делать против воли. Еда вне дома Дети-интроверты часто теряют аппетит в шумных, переполненных ресторанах и кафе. Суета, шум-гам, незнакомые блюда — от этого у ребенка буквально кусок в рот не лезет. Не ждите, что ваш маленький интроверт будет много есть в гостях при большом скоплении людей. Лучше накормите его дома, перед выходом; а там, во время застолья, он может просто что-нибудь поклевать из вашей тарелки. Мы ложимся спать Многие дети, с которыми мне приходилось работать, страдали от хронического недосыпания. Я считаю, что если ребенок-интроверт лишается полноценного восьмичасового сна, то он не восполняет затраченную энергию. К тому же нарушение сна мешает ребенку отложить в долговременную память полученные в течение дня знания. Так как у «внутренников» доминирует парасимпатическая нервная система, они нуждаются в отдыхе больше, чем «наружники». Особенно сильно нуждаются в полноценном сне подростки — хотя сами они меньше всего расположены много спать. Использование подчиненного отдела нервной системы Как интровертам, так и экстравертам необходимо прибегать к помощи подчиненных отделов нервной системы. Например, занятия спортом, стимулируя симпатическую нервную систему, заряжают интровертов энергией извне. С другой стороны, сон, используя возможности парасимпатической нервной системы, оказывает благотворное влияние и на экстравертов, улучшая их эмоциональные и познавательные функции, способствуя выздоровлению при физических заболеваниях, стимулируя пищеварение и другие сохраняющие, восстановительные функции. Сон — это вечная головная боль интровертов начиная с самого детства. Ацетилхолин является одним из главных нейромедиаторов, и в сочетании с другими биологически активными веществами он задает ритм сна и бодрствования. Ацетилхолин выделяется неравномерно, а поскольку интроверты особенно чувствительны к таким колебаниям, это сильно влияет на цикличность их сна. Интровертам нужен вполне определенный уровень активности холинергических нейронов для того, чтобы заснуть и спать продолжительное время. Если ацетилхолина слишком много, то человек постоянно испытывает сонливость. Если же запущен механизм реакций борьбы и бегства, то интроверту становится трудно сопротивляться возбуждающему действию допамина и норадреналина, а значит, и уснуть. Известно, что если мозг интроверта возбужден, то унять его бывает крайне сложно. Еще одна причина, по которой дети-интроверты плохо засыпают, объясняется чисто психологически: разлукой с родителями. Отход ко сну сопровождается пробуждением множества разных страхов, особенно у маленьких детей. В результате у многих возникают трудности с засыпанием и сном. Ребенок может просыпаться по четыре-пять раз за ночь. Способность проспать всю ночь без перерывов — это достижение, требующее определенной зрелости детской нервной системы. Пусть это будет колыбельная, сказка, стишок или недолгая спокойная игра. Дети постарше могут перед сном почитать или пообщаться с родителями. Нарушения сна могут возникать также в периоды повышенного напряжения, привыкания к чему-то новому, при семейных драмах и в поворотные моменты развития ребенка. В любом случае мягко успокаивайте ребенка до тех пор, пока он не научится засыпать сам. Исследования показывают, что «внутренники» лучше спят, если прячут руки и ноги под одеяло. Мой внук-интроверт Кристофер до трехлетнего возраста спал в своих любимых пушистых тапочках. Что касается интровертов постарше, то им обычно помогает уснуть тихая музыка, расслабляющая возбужденный за день мозг. Напротив, экстраверты лучше всего засыпают в абсолютной тишине и в темноте, отключая все внешние сигналы. Вместе с ребенком поищите чудовищ в темном углу комнаты. Я, например, брала бейсбольную биту и, размахивая ею, выгоняла злых гномов из-под кроватки дочери. Одна-две просьбы и все. Для маленьких детей можно рисовать купоны — «Просьбы на ночь», например: «Дай попить», «Пошли мне воздушный поцелуй» и т. Договоритесь тратить только по два купона за вечер. Если ребенок начнет капризничать, скажите ему: «Ну все, хватит, ты уже потратил свои два купона. Теперь спать. Спокойной ночи». Ненавязчивая дисциплина Дисциплина готовит детей к самостоятельной взрослой жизни. Дисциплина создает определенные неудобства — и для вас, и для ребенка, — но она необходима. У родителей, откровенно говоря, довольно мало рычагов воздействия на ребенка. Интересно, что лучший способ приучить ребенка к дисциплине — это позволить ему наблюдать за поведением родителей. На детей гораздо сильнее действует то, что вы делаете, чем то, что вы говорите. За сравнительно короткое время общения с ребенком вы можете показать ему очень многое: как держать себя в руках, как мыслить независимо и одновременно уважать чужой авторитет. Вы можете преподать ребенку важнейший урок: ответственность — цена независимости. В книге «У каждого свой дар» Изабель Майерс-Бриггс подчеркивает значимость самодисциплины, которую она называет «добросовестным суждением» — способностью сделать лучший выбор и поступать в соответствии с ним. Если этот фундамент не заложить в самом раннем возрасте, то с годами жизнь ребенка будет становиться только тяжелее. Дети-интроверты самой природой предрасположены к самодисциплине. Они умеют говорить себе «нет», умеют объективно оценить ситуацию, а так как они склонны думать, прежде чем действовать, то, как правило, выбирают наилучшие варианты поведения. Если с детьми-интровертами тепло обращаются, то они сами легко вырабатывают у себя привычку к самодисциплине. Их просто надо ненавязчиво направить в нужное русло. Континуум дисциплины Существует целая шкала степеней дисциплинированности. На одном конце диапазона находятся дети, вообще не знающие, что такое дисциплина. Им не приходится сталкиваться с последствиями своих поступков. В результате они вырастают, не понимая связи между своими решениями и событиями в их жизни. Из детского опыта они подсознательно делают вывод, что им позволено все. В своих проблемах они винят только других. На противоположном конце диапазона находятся сверхдисциплинированные дети. Слишком жесткие порядки для ребенка — это то же самое, что безветрие для парусника. Малейшая неопределенность заставляет ребенка опустить руки и признать свою неудачу. Такие дети легко сдаются, так как лишены уверенности в своих силах. Нормальная дисциплинированность подразумевает здоровое равновесие между «слишком много» и «слишком мало». К счастью для вас, родителей, дети-интроверты от природы склонны к порядку. Они сами умеют обуздывать свое поведение. Поскольку они обычно берут паузу, прежде чем что-то сказать или сделать, они редко совершают необдуманные поступки. По сравнению с детьми-экстравертами они лучше представляют себе последствия каждого своего шага. Более того, они наблюдательны и прекрасно понимают, что происходит вокруг. Обычно у детей-интровертов очень сильная воля. У них рано, пожалуй, даже преждевременно, появляются нравственные принципы. При этом они, конечно, все равно остаются детьми, и время от времени им надо попробовать перешагнуть границы дозволенного. Естественно, они могут ошибаться в своих суждениях. Воспитывать привычку к дисциплине у интровертов и экстравертов надо по-разному. Основа характера интроверта — это склонность подавлять свои порывы. Экстраверты же не стесняют себя никакими рамками и часто ведут себя, как им вздумается. Им необходимо одобрение окружающих, но в число этих окружающих они не всегда включают собственных родителей. Оставшись без нужной им внешней стимуляции, дети-экстраверты могут устроить какую-нибудь шалость просто для того, чтобы пощекотать себе нервы. Такие дети получают настоящее удовольствие от конфликтов, испытывают от них приятное возбуждение. Поскольку «наружники» могут быть импульсивными и несдержанными, воспитывать их надо в строгости и устанавливать для них четкие границы дозволенного. Экстраверты, в отличие от интровертов, не склонны испытывать стыд или чувство вины за свои поступки. Детям-интровертам нужны лишь поощрение и поддержка; в жестких ограничениях они не нуждаются. Им хватает разумного объяснения. Ты не мог бы часок-другой не играть на гитаре? Они испытывают трудности с обратной моделью поведения: когда нужно выразить несогласие или принять рискованное решение. Для «внутренников» характерна одна особенность: они с готовностью берут на себя слишком большую ответственность и испытывают чувство вины даже в тех случаях, когда неудача произошла не по их вине. Многие дети-интроверты говорили мне, что, когда учительница в классе объявляла о какой-то пропаже, они чувствовали себя виноватыми, хотя не имели к этому никакого отношения. Вот почему следует проявлять мягкость и деликатность, приучая маленьких интровертов к дисциплине. Непременно следите, не давит ли на вашего малыша груз ответственности за произошедшую неприятность. Если он считает себя виноватым, то может надолго повиснуть на этом крючке. Помочь ему освободиться — ваша прямая обязанность. Если, например, ребенок случайно наступит на лапу собаке, то он ужасно расстроится и разозлится на себя. Его не надо ругать или укорять — он сделает это сам и в будущем станет внимательнее смотреть под ноги. Принимать меры нужно только в тех случаях, когда ребенок не раскаивается, что причинил кому-то боль — животному или другому человеку. Устанавливая разумные границы поведения, осторожно направляйте детей-интровертов, но ни в коем случае не берите их в ежовые рукавицы и не лишайте уверенности в себе. Не всегда легко соблюсти этот тонкий баланс. Встроенный стоп-сигнал Дети-интроверты от природы склонны подавлять свои внутренние импульсы и оценивать последствия своих поступков. Они в меньшей степени склонны к таким видам деструктивного поведения, как быстрая езда, воровство в магазинах или иные противоправные действия. Это можно только приветствовать. Мало того, дети-интроверты испытывают физический и психологический дискомфорт, если в их крови повышается содержание «возбуждающих соков» — обычных спутников риска. У детей-экстравертов такого встроенного стоп-сигнала нет, и выделение возбуждающих гормонов доставляет им большое наслаждение. Именно поэтому такие дети могут, не задумываясь, совершать дерзкие поступки, а порой и преступления. Выходит, что отрицательная сторона характера интровертов — излишняя податливость — компенсируется пониманием недопустимости неоправданного риска. Интроверты с высоким уровнем самооценки, которых в детстве чаще поддерживали, чем критиковали, умеют при необходимости спрятать в карман свое самолюбие, на что далеко не каждый способен в нашем сегодняшнем мире, но, когда речь заходит о принципиальных вещах, в состоянии постоять за себя. В качестве образца для подражания они могут выбрать обладательницу «Оскара» актрису Хелен Хант, которая называет себя «дерзким интровертом». Она говорит, что может иногда робеть, но, если ей приходится покинуть свою зону комфорта, она может стать и по-настоящему нахальной. Помните: для того чтобы воспитать из ребенка-интроверта уверенную в своих силах личность, с ним непременно надо наладить доверительные отношения. Если ребенок не будет уверен, что его ценят и уважают, он никогда не вылезет из своей скорлупы. Самый надежный способ вырастить забитого, застенчивого и робкого ребенка — это обращаться с ним сурово, силой принуждать его к дисциплине. Телесные наказания и другие средства унижения убеждают ребенка в том, что агрессия — наилучший способ решения любых проблем. Все исследования по развитию детей говорят о том, что бить, унижать, пороть, дразнить или сравнивать с другими хорошими детьми — значит отравлять нормальный процесс развития ребенка. Более того, эти методы дисциплинарного воздействия попросту не работают. Трудно быть родителями, и каждый время от времени может вспылить. Но если вы вообще не умеете сдерживать свой пылкий нрав, то подумайте, не следует ли вам обратиться к психотерапевту. Контроль или сотрудничество?
Может натыкаться на разнообразные предметы, иногда — на стены. Детям с таким диагнозом крайне тяжело заниматься спортом и физической активностью. Трудности в воспитании Важно попробовать понять малыша, постараться поставить себя на его место и осознать, что интроверты — люди, которым нравится общение, но они не могут слишком долго общаться с окружающими. Это дается тяжело. Постоянный страх и замкнутость — то, что мешает таким детям расширить свои социальные контакты. Интроверт будет бояться выступить перед классом, что является проблемой для эмоционального состояния и учебы. Когда ребенка наказывают, он не станет выражать обиду, а просто оставит ее внутри себя. Родители могут подумать, что малыш не понял урока, но на самом деле доверие к ним подрывается и в следующий раз, если что-либо случится, сын или дочь не будет об этом рассказывать, чтобы взрослые не осудили. Интроверты чаще молчат, от них довольно трудно услышать ответ или рассказ о том, чем вызвано беспокойство. Как адаптировать к жизни в обществе? Многим родителям кажется, будто малышу не хочется общаться, но это не совсем так. Интровертам необходимы социальные контакты, они могут чувствовать себя не слишком хорошо, если их практически нет. Следует попробовать адаптировать малыша к социуму, помочь научиться быть в коллективе. Но если ребенок не желает этого делать, лучше не заставлять. Идеальным вариантом является вызов интереса. Интроверт боится новых ситуаций, поэтому нужно постараться знакомить ребенка с ними не резко. Если кроха отправляется в детский сад или школу, следует поговорить с ним об этом, рассказать о том, что там невероятно интересно и безопасно, можно узнать много новой информации. Следует учесть, что такие дети медлительны. Не нужно их торопить. Также важно понять, что интровертам необходимо восстановить энергию. Будет лучше, если у него появится возможность находиться в одиночестве некоторое время. Ребенок интроверт нуждается в каком-либо увлечении, которое станет помощником в развитии. Если ему нравится конструировать или заниматься творчеством, стоит предоставить возможность это делать. Но нужно помнить, что социальные навыки также важны, поэтому следует развивать и их. Нужно сделать для этого специальное место, где дитя сможет самостоятельно играть и отдыхать. Самое страшное для родителей интроверта — необходимость отдавать малыша в сад и школу. Экстраверты без каких-либо проблем знакомятся с людьми и ходят в учебное заведение с большим удовольствием. Их противоположности необходима помощь. Методы подготовки малыша к детскому саду. Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, нужно рассказать о том, что он из себя представляет и зачем малышу нужно туда ходить. Сначала следует оставить его в саду на несколько часов, чтобы малыш привык к обстановке, немного пообщался с другими детьми и проявил интерес к игрушкам. Интровертам сложно привыкнуть к новым местам, поэтому им нужно дать некоторое время, чтобы они адаптировались. Адаптация — важный аспект.
Ребенок-интроверт: 15 вещей, которые нужно знать
Шутник и интроверт: что известно об участниках конфликта в детском центре на Парфёновской Конфликтных ситуаций ранее ни с одним из них не было. Об этом стало известно 78. В пятницу утром 15-летний подросток ударил 11-летнего мальчика кулаком в живот.
Он получает ровно столько взаимодействия, сколько ему нужно. Проблемой становится ситуация, когда ребенок вообще не выражает желания контактировать со сверстниками. На вопросы отвечает редко, предложения заняться совместной деятельностью отвергает.
Даже в игре в шахматы или в работе с конструктором предпочитает контакты со взрослыми. Причин для этого может быть много: задержка психического развития, личностные расстройства, плохо развитые навыки коммуникации или социализации. В таком случае нужно обратиться за помощью к детскому психологу, который может провести первичную дифференциальную диагностику и направить ребенка и родителей за консультацией к более узкому специалисту. Если ребенок имеет несколько друзей, с которыми регулярно общается в школе и вне школы, если при необходимости он спокойно кооперируется с другими детьми, но при этом предпочитает одиночество — не стоит волноваться. Несколько рекомендаций учителю: 1.
Не заставляйте, а примите ребенка таким, какой он есть Дайте ребенку время и уважайте его желания. Поговорите с ним индивидуально. Спросите: чего он хочет и как видит свое общение в классе? Возможно, ему просто нужно время, чтобы адаптироваться к новым людям. Не пытайтесь перекроить его характер, это может навредить.
Примите его таким, какой он есть.
Он будет с пристрастием изучать предметы, чтобы докопаться до сути — ему важно понять, как это устроено и почему именно так, а не иначе. Эти дети сторонятся шумных компаний и не требуют постоянной смены впечатлений. При таком положении дел родителям не приходится ломать голову над тем, чем бы еще развлечь такого ребенка — интроверту комфортно и одному, достаточно просто ему не мешать и не отвлекать от интересного ему занятия». Самые сильные стороны детей-интровертов в учебе и в жизни Психолог, профессор Любовь Григорович рассказала, что интроверты меньше подвержены внешнему влиянию, а значит, они более устойчивы к негативным, асоциальным влияниям: «Их сознанием сложнее манипулировать. У них лучше вырабатывается собственная позиция и они придерживаются ее, несмотря на попытки переубедить.
Интроверты более старательны и усидчивы. Качество выполненной ими работы обычно выше, чем у экстравертов. Они способны сосредотачиваться и углубляться. Также они более оригинальны, у них меньше стереотипов, «имеют свой почерк», их работы узнаваемы, индивидуально неповторимы. Интроверты обладают большими способностями для самомотивации, самоподдержки, саморазвития. Способны регулировать свое состояние, вовремя чувствуют опасность перегрузиться, способны позаботиться о себе».
Психолог Евгения Глебова добавила, что у этих детей быстро развивается логическое и критическое мышление: «О них говорят — мудр не по годам. Интроверты любят рассуждать с самого детства, ищут причины и взаимосвязи, наблюдают за другими людьми и видят то, что укрывается от экстравертов. Им приходят неожиданные идеи и если они находят поддержку среди своего окружения, то делают все основательно. Им очень важен не сам процесс, а результат. Они могут терпеливо и долго идти к результату». Как строить отношения с ребенком-интровертом Детский психиатр Елена Балакирева уверяет, что самое важное — принять своего ребенка с таким типом личности: «Не надо пытаться исправлять и менять ребенка, это может травмировать.
Надо уловить его самостоятельное желание выйти из зоны закрытости и в этот момент помочь в построении взаимоотношений. В начальной школе, возможно, ребенку будет тяжело адаптироваться — в таких случаях можно рекомендовать постепенно входить в коллектив. Проработать возможные пути помощи в адаптации, смене обстановки, общении с другими людьми, а также в помощи создания комфортной обстановки дома поможет психолог.
Американский психолог Марти Лэйни, автор книги «Непобедимый интроверт», утверждает, что интровертность и экстравертность обусловлены генетически, хотя родители играют большую роль в развитии темперамента. Кроме того, мозг интроверта отличается от мозга экстраверта. Лэйни утверждает, что интроверты и экстраверты используют разные механизмы нервной системы. Интроверты используют парасимпатическую нервную систему, позволяющую обрабатывать эмоции в состоянии покоя, а экстраверты — симпатическую, запускающую механизм «бей, беги или замри».
Медицинские исследования также подтверждают, что интроверты отличаются большим количеством серого вещества в префронтальной коре головного мозга — участке, который отвечает за абстрактное мышление и принятие решений. Поэтому, если ребенок проявляет осторожность и сдержанность, на это есть биологические причины. Ваш ребенок медленно привыкает к новым людям и ситуациям — и это нормально Интроверты часто чувствуют себя подавленно или взволнованно в новой обстановке или в присутствии новых людей. Если вы находитесь в большой компании, не ждите, что ребенок сразу же начнет играть или общаться с другими детьми. При возможности приходите пораньше, чтобы дать ребенку время привыкнуть и почувствовать себя комфортно в этом месте. Когда придут другие люди, ребенок уже освоится. Также можно позволить ребенку отойти на удобное для него расстояние, где он будет чувствовать себя в безопасности возможно, постоять рядом с вами и несколько минут просто понаблюдать за происходящим.
Это поможет ему освоиться. Если ни первый, ни второй вариант не представляется возможным, обсудите заранее с ребенком предстоящее событие. Расскажите, кто туда придет и что там будет происходить, как ребенок может себя почувствовать и что он может сделать, если ему будет некомфортно. Независимо от того, к чему вы хотите приучить ребенка, придерживайтесь правила: двигайтесь медленно, но не уходите. Общение отнимает энергию у ребенка-интроверта Общение может утомлять и экстравертов, и интровертов. Однако интроверты переносят это хуже. Старшего ребенка можно научить уходить в спокойное место или на улицу, когда он почувствует усталость от общения.
Если ребенок еще маленький, он может не заметить дискомфорт, поэтому вам придется следить, когда у малыша появятся признаки усталости. Попытки завести друзей могут заставить интроверта нервничать Когда ваш ребенок пытается завести друзей, вам необходимо дать ему позитивное подкрепление.
Как помочь социализироваться ребёнку-интроверту?
Мой ребенок – интроверт | Тип темперамента закладывается генетически, поэтому родителям ребенка-интроверта нужно принять тот факт, что он не изменится. |
Что делать, если ваш ребенок – интроверт | Ребенок-интроверт как никто другой нуждается в собственном маленьком уголке, в котором от сможет на время отгородиться от окружающего мира и перевести дыхание. |
Психолог дал советы родителям, которые помогут социализироваться ребенку-интроверту
Ребенок-интроверт: как его понять и правильно воспитать | (Часто ребенок-интроверт мысленно проговаривает все, что его одноклассники говорят вслух, не видя никакой разницы между этими двумя действиями). |
Мой ребенок — интроверт, или Тайная сила застенчивых подростков | Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. |
Родителям на заметку: как воспитывать ребенка-интроверта? | Ребенок-интроверт может столкнуться с неправильной оценкой его поведения и способностей в школе. |