Конечно, эмоциональный интеллект — не единственный определяющий фактор успеха, но он позволяет лидерам четче формулировать цели и понимать, что именно СЕО может сделать для своей команды. Развивать эмоциональный интеллект нужно, чтобы иметь больше информации для принятия решений и, как следствие, получать более интересные результаты. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими.
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Как развить эмоциональный интеллект? Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент. Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке. Он думает: «Что-то тут не так, я не доверяю тебе». И наоборот. Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка. Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций.
Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции? Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция.
Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому важно уметь копать глубже. Так, девушка с развитым эмоциональным интеллектом, не стала бы кричать на опоздавшего парня, а сказала бы ему о своих переживаниях «Милый, я так тебя люблю и так переживаю, когда ты задерживаешься на работе и не предупреждаешь. Мне так важно, когда ты дома к ужину. Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их.
Действительно ли это правда?
Познание себя. Именно с познания себя начинается понимание эмоций. Когда человек понимает, что чувствует, чего хочет в данный момент, он может выразить свое мнение и решить свою проблему. Понимание эмоций помогает определить цели в работе, семье.
Например, если ребенок устал, он скажет об этом, и родителям будет проще понять его вялость. Управление эмоциями. Понимание эмоций еще не дает нужного результата. Это только первый шажок к формированию успешной личности. Управление ими дает возможность направлять энергию в нужное русло.
Когда человек нервный, у него многое не получается, все из рук валится. Но когда он уравновешенный, тогда дело спорится. Распознавание эмоций других людей. Чувствительный к эмоциям других людей человек может вовремя среагировать и направить эмоциональную бурю другого мимо себя. Например, если жена видит, что муж пришел с работы раздраженный, она его сначала накормит, а потом уже расскажет о долге за газ.
Управление эмоциями других людей. Этот уровень важен для менеджеров, руководителей групп и компаний. Когда человек умеет управлять эмоциями других, проявляя эмпатию, сопереживание, понимание, таким образом он завоевывает авторитет. Направление негативных эмоций в рабочую струю — важное качество для эффективного управленца. Учет психологических особенностей других.
Это максимальный уровень развития эмоционального интеллекта, который позволяет человеку адаптироваться в любой обстановке. Также ему будет несложно достигать поставленных целей в коммуникации и общении. Это условное разделение, но здесь вы можете провести свой тест на уровень EQ, посмотрев, какие навыки вы уже имеете. Признаки высокого уровня EQ В психологии определение эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно. Существовало много споров, но все-таки ученые признали EQ научным понятием.
Поэтому признаки высокого уровня EQ мы будем рассматривать с точки зрения классической модели Дэниела Гоулмана. Для людей с высокоразвитым EQ свойственен высокий уровень самосознания. Они знают свои способности и могут попросить помощи при необходимости. Самоуправление дает возможность контролировать себя на всяком месте. Способность сдержать шквал эмоций, спокойно обсуждать острые моменты, не допустить действия с плохими последствиями, многого стоит.
Такие люди всегда в цене, в нашей культуре самообладание ценится особенно у мужчин. Мотивированный человек также обладает высоким уровнем EQ. Когда он самостоятельно находит интерес в скучном деле, это помогает во взрослой жизни. У дошкольников этого навыка нет. В школьном возрасте навык нужно формировать.
Но проблема в том, что именно школа этому не учит. Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы.
Рассмотрим три примера: 1 Вы пришли на вечеринку к другу, отлично проводите время.
И тут понимаете, что забыли подготовить доклад, который нужно сдать завтра мысль. Вам становится одновременно страшно и грустно от того, что нужно уходить домой и пытаться успеть сделать доклад до утра. Опускаются плечи, сердце как будто тяжелеет, взгляд тускнеет, хотя ещё пять минут назад вы были счастливы физические ощущения. Наконец, вы обречённо идёте к друзьям, объясняете им ситуацию, прощаетесь.
Они предлагают «забить на доклад», но вы непреклонны, обнимаетесь со всеми и уходите готовить доклад поведение. Разминка, начинаем легко бежать. Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги физические ощущения.
Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва. Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение.
Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям! Подходите, заводите разговор поведение.
По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения. Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе. Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло.
В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить? А как себя повести?
Какие эмоции полезны, а какие — нет? Все эмоции нужны, все эмоции важны! Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление.
Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная.
Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи.
Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги.
Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок. Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Маленькая голова — чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза Большие глаза — подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Маленькие глаза или закрытые — тенденция к интроверсии и самопоглощенности. Уши и нос Большие уши — чувствительность к критике.
Акцент смещен на нос — наличие сексуальных проблем. Хорошо прорисованные ноздри — склонность к агрессии. Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении. Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.
Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность. Вяло опущенные руки — неэффективность.
Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости. Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы.
Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе.
Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций «Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют? В-третьих, точно маркировать происходящее «Моя досада обусловлена растерянностью». В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом «В этом племени уволенные рвут на себе волосы».
В-пятых, управлять своими эмоциями «Я постою на голове и все пройдет» , а также помогать другим людям справиться с чувствами «Я принес тебе чай и готов тебя выслушать». Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции? Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают, что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация.
Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач. Зачем это детям Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.
Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи. Много ли зависит от родителей Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям: папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Причин множество: -эффективное общение с людьми — HR — управление коллективом, способность координировать люде Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек. Кроме того, такой человек сможет эффективнее расставлять цели и приоритеты. Как развить эмоциональный интеллект? Вместо того, чтобы с головой погружаться в труды ученых, начните с простых шагов: Замечайте свои реакции на то или иное событие, отслеживайте эмоции. Эмоции и тело связаны. Замечайте реакции своего тела на те или иные события. Устанавливайте связь между эмоциями, которые вы испытываете, и вашим поведением.
Уметь доверять друг другу, понимать, как мои поступки и слова влияют на другого, присоединяться к чужим чувствам, но понимать, что они не мои. Мне нравится модель эмоционального интеллекта Гоулмана, он много лет посвятил этой теме и хорошо раскрыл ее в книгах. А еще я рекомендую книгу нейропсихолога Эстанислао Бахрах «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу». Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять. Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации. Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией. Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента. Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё. Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор: — Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум. При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель. Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок. Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях». У них хорошо получилось адаптировать знания об эмоциональном интеллекте к российской действительности.
Так вы обнаруживаете, что вы раздражены. Вы оцениваете: «Моя раздражённость плохо влияет на результат встречи». Вы решаете вывести себя из раздражения. Вы это делаете. Пример про других: вы приходите на собеседование, весь такой трам-пам-пам. Напротив сидит представитель компании, и он вам чем-то напоминает ослика Иа. Такой же сутулый, подавленный и умирающий. Вы это отмечаете про себя и принимаете какое-то решение. Кстати, какое?
Эти люди испытывают трудности в понимании эмоций других людей, и не удивительно, что они не в состоянии интерпретировать эмоциональный настрой печальных событий. Отказ принять чужую точку зрения Люди с низким ЭК уверены в своей правоте, они будут энергично отстаивать свою позицию, при этом отказываясь слушать то, что говорят им другие. Это особенно верно, когда им указывают на не понимание ими чувств других людей. Они часто негативны и чрезмерно критичны к чувствам окружающих. Обвинять других в ошибках Люди с низким эмоциональным интеллектом имеют плохое представление о том, как их собственные эмоции могут приводить к проблемам. Когда дела идут плохо, они инстинктивно винят других. Они часто обвиняют ситуацию или действия других людей. Они уверены, что у них не было другого выбора в той или иной ситуации, и что другие просто не понимают их положения. Эта тенденция — не брать на себя ответственность, часто вызывает в них горечь и ощущение себя жертвой. Неспособность справиться с эмоционально напряженными ситуациями Людям с низким эмоциональным интеллектом трудно понять сильные эмоции, будь то свои собственные или эмоции других. Они часто избегают таких ситуаций. Скрывать свои истинные эмоции от людей — также их распространенная черта. Внезапные эмоциональные вспышки Способность регулировать свои эмоции является одним из пяти важнейших компонентов эмоционального интеллекта. Людям с низким ЭК часто сложно понять и контролировать свои эмоции. Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми.
Что такое эмоциональный интеллект
Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает. Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone. Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить.
И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое.
Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь!
Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет.
И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс. Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего.
Знаете, эмоциональный интеллект педагога — это очень широкая сфера возможностей, которую, к сожалению, сегодня не каждый использует. Педагогу важно понимать, что, если мы хотим работать с ребёнком с точки зрения мотивации к учёбе, с точки зрения развития его навыков, которые в нём заложены, для этого нужно, в первую очередь, создавать эмоционально гармоничное поле. Я считаю, что ребёнку больше нужен педагог именно с высоким уровнем EQ, чем IQ. Если учитель эмоционально гармоничен, спокоен, это гарантия того, что ребёнок сможет лучше понять преподаваемый предмет. Скажите, как быть на самоизоляции семьям? Это, например, такая эмоция как радость. Она очень уникальна по своей сути, потому что рождает в нас социальные связи, позволяет видеть мир вокруг себя по-другому, позитивно.
Эмоцию радости можно вызвать, например, при помощи совместных физических упражнений. Попробуйте просто потанцевать все вместе несколько минут, взявшись за руки, и вы увидите, какие чудеса произойдут. Кроме того, черпать радость можно и в совместных приятных воспоминаниях. В этом нам помогут фотоальбомы. Можно вместе собраться и пересмотреть фотографии из прошлого отпуска. Как родители могут помочь ребёнку избавиться от эмоционального напряжения и избежать конфликтов? Причем важно начать проговаривать каждую эмоцию, которую он испытывает.
Какое у вас выражение лица? Попробуйте описать свои чувства и физическое состояние. После чего наступила эта эмоция? О чем вы думали в этот момент? Как можно использовать эту эмоцию во благо? Может, гнев станет стимулом к преодолению трудностей или возможностью в корне изменить свою жизнь? Как вы будете использовать этот ресурс? Я могу помочь? Прямой вопрос поможет улучшить навыки понимания эмоций других людей, если они готовы отвечать открыто. Это в любом случае станет ценным опытом. Фильмы без звука Включите людей художественный фильм и попробуйте смотреть его без звука и субтитров, определяя по мимике героев, что происходит на экране, о чем они могут вести свой диалог. Пересмотрите те же сцены со звуком, чтобы запомнить, какой была мимика влюбленных, расстроенных, раздраженных людей. Контроль гнева Особенно важно научиться отслеживать и контролировать свой гнев. В этом случае стоит обратиться за профессиональной помощью, особенно, если от проявлений вашего гнева страдают другие люди. Первый шаг это проговаривать свои эмоции вслух «я сейчас рассержен, мне очень плохо, я чувствую напряжение, мне некомфортно».
Emotional competence development and the role of feedback. South African Journal of Business Management, 47 1 , 33-43. В этой книге автор объясняет, как управлять эмоциями и справляться с стрессом. Книга помогает понять, как эмоциональный интеллект может помочь в достижении успеха на работе. Эта книга изучает различные аспекты радости и объясняет, как эмоции влияют на наше счастье. В книге автор предлагает практические советы о том, как развить эмоциональную грамотность и улучшить качество жизни. В этой книге Экман рассказывает о различных эмоциях и как они влияют на наши отношения и коммуникацию. Книга затрагивает развитие эмоционального интеллекта у детей и как родители и преподаватели могут помочь им в этом процессе. Автор исследует природу эмоций и объясняет, как они влияют на наше поведение и принятие решений. В этих книгах Вы найдете не только поймете, что такое эмоциональный интеллект, но они помогут Вам лучше разобраться в своих эмоциях. Лучше понимать и управлять своими чувствами, а также улучшить взаимодействие с другими людьми. Позвольте дать дружеский совет — Просто читать, делать закладки «на потом»… Надо Резюме Конечно, уже хорошо, что Вы знаете про эмоциональный интеллект — что это. Но все же умоляю Вас! Применяйте этот навык в общении.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно.
Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время.
Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов.
Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы.
Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку.
Именно развитый эмоциональный интеллект позволяет строить прочные и надежные отношения, достигать успехов в карьере и реализовывать личные планы и цели. Изучение понятия эмоционального интеллекта берет начало в 20-м веке, но особенно о нем заговорили в 90-х, когда в 1990 году вышла статья ученых Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». А уже в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто был представлен тест для определения эмоционального интеллекта. Саловей и Майер считают, что эмоциональный интеллект представляет собой совокупность 4-х факторов: способность правильно воспринимать испытываемые вами эмоции и эмоции людей в этой же ситуации; способность перенаправить эмоции в критической ситуации в нужное русло: неосознанно связать свое эмоциональное напряжение с мыслительным процессом; способность находить причину своей агрессии или радости, грусти или смирения, относиться с пониманием к эмоциям людей; способность управлять своими эмоциями: находить логику в природе их возникновения, сдерживать агрессию или, наоборот, пробуждать положительные эмоции.
Как определить уровень эмоционального интеллекта? Если учиться каждой из этих способностей, то можно взрастить свой эмоциональный интеллект. Однако прежде чем начать работать над ним, необходимо определить его уровень. Оценка «360» Подобный способ выглядит так: находясь в группе близких или друзей, давать оценку способностям друг друга.
Однако и этот метод больше субъективный.
Физическое здоровье. Стресс, как известно, сказывается на самочувствии. А если человек хорошо противостоит стрессу, то и здоровье у него крепче.
Кроме того, люди с высоким EQ могут похвастаться хорошим самоконтролем, благодаря чему они менее склонны к вредным привычкам и чаще ведут здоровый образ жизни. Любовь и дружба. Способность чувствовать эмоции собеседника — настоящий дар, позволяющий создать крепкую семью и выстроить хорошие отношения с друзьями. Как развить эмоциональный интеллект?
Мы уже определились, что эмоциональный интеллект необходим нам для успеха в любой сфере нашей жизни. Это важнейший социальный навык, от которого зависит общение с дорогими людьми, учеба, карьера, психическое и даже физическое здоровье. Любой человек должен быть заинтересован в том, чтобы развивать его. К счастью, это по силам каждому из нас.
Достаточно регулярно заниматься, и первые результаты можно будет почувствовать уже через 2-3 недели. Мы рассмотрим 5 несложных, но очень эффективных упражнений. Подбирайте названия для эмоций своих и чужих Наша повседневная жизнь состоит из множества эмоций — приятных или не очень. Мы можем чувствовать радость или подавленность, но обычно не утруждаемся тем, чтобы точно понять, что испытываем в данный момент.
А ведь это отличное упражнение на развитие эмоционального интеллекта. Учитесь идентифицировать свои и чужие эмоции, называя при этом слово, наиболее точно описывающее их. Постепенно вы научитесь тонко различать радость, счастье, восторг, облегчение, удовлетворение, приятное предвкушение и множество других положительных эмоций. Разумеется, нужно тренироваться и с отрицательными эмоциями.
Тревога, страх, гнев, обида, опустошенность, разочарование, раздражение — их тоже довольно много. Научившись их различать, вы сможете лучше понимать себя и окружающих. Ставьте себя на место других людей Мы часто злимся, раздражаемся или расстраиваемся, если человек ведёт себя не так, как нам хочется. Но у каждого поступка есть свои причины.
Поэтому в следующий раз вместо недовольства попытайтесь поставить себя на место расстроившего вас человека и понять, чем он руководствовался, что чувствовал и чего хотел, когда совершил не понравившийся вам поступок. Возможно, он был расстроенным или уставшим. А может, прямо сейчас он сильно о чем-то переживает, и ему только вашего осуждения не хватает «для полного счастья». Расширяйте кругозор Чем меньше человек интересуется окружающим миром и чем слабее понимает его многообразие, тем ниже его эмоциональный интеллект.
Поэтому кругозор необходимо расширять всеми доступными способами: читать книги и мемуары, интересоваться новостями науки и последними технологическими достижениями, путешествовать и общаться с разными людьми, уделять время саморазвитию и самообразованию.
Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.
Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.
Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами. Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? В блоге Авито — советы по развитию эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами. Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением.