Блокадные дни и ночи легли на плечи не только взрослых, но и детей, которым пришлось очень быстро повзрослеть. Смотрите онлайн видео «Блокада Ленинграда глазами детей» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве, опубликованное 27 января 2024 г. 11:36 длительностью 00:04:02 на видеохостинге RUTUBE. С 1 февраля 2024 года в отделе «Детство» открылась выставка рисунков «Блокада глазами детей», посвященная 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
В рамках данного события во второй младшей А группе было проведено НОД «Блокада Ленинграда глазами детей», цель которого воспитание нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. История блокады Ленинграда глазами ребенка. Медленная эвакуация и оставшиеся в городе женщины, большое количество детей, стариков и больных впоследствии создало тяжелое положение в осажденном Ленинграде. Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях.
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
Вниманию ребят был представлен видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей». Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях.
Круг сомкнулся. Как в блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей
- Просмотр новости
- «Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка
- Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
- One moment, please...
- Блокада Ленинграда глазами современных детей
Самое интересное в виде мозаики
- Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета
- Настройка шрифта:
- Блокада - глазами детей
- «Блокада Ленинграда глазами детей»
Блокада - глазами детей
Люди вокруг стали обеспокоенными и напуганными. А потом начался настоящий ужас. Фашисты взяли город в блокадное кольцо. Постоянные бомбежки, казалось, что звуки выстрелов не смолкали ни на секунду. Сначала все прятались в бомбоубежище. Но мы были ещё маленькими, и иногда бомбежка заканчивалась еще до того, как мы добегали до бомбоубежища. Скоро мы вовсе перестали прятаться, просто от страха прижимались к стенам и друг к другу и ждали, когда все закончится.
Увеличенная фотография JPG, 390 КБ В октябре 1941 года у нас в семье появилось прибавление — родилась еще одна сестренка. Забот нам прибавилось. Маме надо было работать, и забота о малышке легла на мои плечи. Когда мама задерживалась, и сестричка начинала плакать, я рассасывала маленький кусочек, полученного по талонам хлеба, заворачивала его в тряпочку и давала сосать малышке. В Ленинграде на улице Фонтанка жила моя бабушка Анастасия, мамина мама, и мамин брат Михаил. Бабушка, чтобы сохранить нам жизнь, отдавала нам все свои пайки.
Зимой 1942 года фабрика, где работала мама, сгорела и мы переехали к бабушке на Фонтанку. Мама бралась за любую работу, лишь бы, что-нибудь заработать, а мы с сестрой присматривали за нашей младшенькой. Очень быстро стала ощущаться нехватка еды. Талоны давали на месяц, каждый день на них можно было получить 125 грамм хлеба, лишь к концу зимы паек немного прибавили.
Теперь каждый хочет из Ленинграда — не пускают. Почти все не спали. Начали рассказывать свои сны. И, оказалось, что все были схожие, так как все видели во сне хлеб или другую пищу. Но голодают не все. У продавщиц хлеба всегда остается килограмма два-три в день, и они здорово наживаются.
Накупили всего и денег накопили тысячи. Объедаются и военные чины, милиция, работники военкоматов и другие, которые могут взять в специальных магазинах все, что надо. И едят они так, как мы ели до войны. Хорошо живут повара, зав. Что он нам несет — тайна, покрытая мраком. А этот суп хуже воды, но голод не тетка, и мы тратим талоны на такую бурду. В комнате только и слышно, что об еде. Люди все жалуются и плачут. Что-то с нами будет? Выживу ли я в этом аду?
Лера Игошева, 14 лет: «Ели, редко глядя друг другу в глаза» Осталась в блокадном городе с мамой и папой. Отец погиб голодной смертью. Лера вместе с мамой выбралась из Ленинграда в 1942 году по Дороге жизни. В дневнике Лера пишет слова «Мама» и «Папа» только с большой буквы. Дневники 1941-1945 15 октября 1941-го: Вот уже много дней, как я думаю о Фимке. Думаю, когда ложусь спать. Лежа с закрытыми глазами, я представляю его себе, вижу снова школу, вспоминаю различные случаи. Глупая, какая я глупая. Я думаю, где он сейчас, что с ним? Мне он уже несколько раз приснился, и все в таких снах, что в действительности ничего такого не может быть...
Дома она приберет все, помоет, как простая хозяйка, а потом оденется лучше и идет на работу, как прекрасная дама. Да, он очень большой эгоист во всем. Он отказывается от дежурства, хочет все как-то получше, от меня же требует беспрекословного повиновения и, в то же время, любви и простоты. Как и другие физические страдания, его нельзя передать полностью на словах или в письме: его надо испытать. Это страшное чувство: хочется есть. Хочется есть что-нибудь — хлеб, картошку, дуранду, мясо, сахар, шоколад — лишь бы есть, лишь бы побольше. Остальные чувства и мысли притупляются, думаешь о еде, о прошлой еде, о будущих счастливых временах. В будущем ставишь себе первую проблему насытиться. Раньше у него был разговор, обычно полушутливый, что, возможно, придется есть кошек, но дальше шутки не шло. Я обмерла.
Папа сказал, что очень хочет есть, а потому принес для себя, и чтоб я не волновалась. Я не могла выдержать непреодолимое чувство отвращения, гадливость наполняла меня, я расплакалась и уехала к Маме. Вернулись мы вдвоем. Понемногу я успокоилась. Действительно, ведь все это лишь предрассудки. Это было вкусно, совсем без привкуса, жирно, питательно, но ели мы, скрывая от других, ели, редко глядя друг другу в глаза. О, как просто все это случилось. Болела Мама, Папа жил на Почтамте, был в стационаре и немножко подправился, потом вдруг заболел поносом, ничего не ел, стал чахнуть и... Я провела у него предпоследнюю ночь, Мамочка — последнюю.
Сайга 09:59 Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей" п. Сайга 27 января в ДК п. Сайга, после проведённого занятия, посвящённого блокаде Ленинграда, ребята рисовали рисунки для выставки "Блокада Ленинграда глазами детей".
Она помнит, как пришла похоронка на отца. Как люди все ждали, что война и блокада закончатся, но, казалось, что осаде врага не будет конца. Мама работала на заводе, и ей выдавали карточки на нее и дочерей. И сестры рассказывали, как она отрезала по маленькому кусочку от пайка каждой дочери, чтобы выжить самой и спасти их. И женщине это удалось: семью вывезли на большую землю, в Сибирь. И уже здесь в 1943 году мама Валентины Андреевны умерла. Девочки попали в детский дом… — Нам никогда не забыть того ужаса, который мы испытывали во время бомбежек в Ленинграде. У каждой семьи был собран чемодан необходимых вещей: немного еды, вода. Когда объявляли: «Воздушная тревога! Когда вражеский налет заканчивался, шли домой. И многие на месте своих домов обнаруживали руины и завалы. И еще долго потом, когда сестры находились в детском доме, глубоко в тылу, гул самолетов наводил на них ужас и страх. Они брались за руки и бежали прятаться под стол… Современные дети чувствуют в себе кровь поколения Победителей.
Фотографии
- Просмотр новости
- «Дистрофиков привезли!»
- МБУК "ЦКС": Блокада глазами детей
- Блокада Ленинграда глазами детей 21 века
- Обратите внимание:
Блокада глазами девчонки
Мы с мамой каждый день ходили туда за дровами. Она отбивала топором все, что могла, а я таскал через дорогу домой. Везде в сгоревшем доме - на лестницах и в квартирах находились его бывшие жители. В виде оставшихся от них угольков. Сначала мне было страшно, потом привык". Это было еще в ноябре 1941 года. Жертв тогда было очень много, погибла и наша мама. Так мы остались с Таточкой только со стареньким дедушкой и бабушкой-инвалидом. Папа ненадолго приехал с фронта и мы похоронили маму. Затем собрались дома и дедушка сказал папе: "Ну что, Аркадий, выбирай Лев или Таточка, двоих мы с лежачей бабушкой не сможем прокормить. И Таточку отправили в детский дом, где она умерла через месяц от голода.
Затем был январь 1942 года. Было очень плохо - нет света, воды, еды и очень холодно... Тогда мы были еще слишком малы, слишком долго шла война и длилась блокада. Мы просто и не знали другой жизни. Нам казалось, что это и есть нормальная обычная жизнь - холод, голод, сирены, бомбежки и крысы. Однако, я с ужасом представляю, что должны были чувствовать наши мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти.
С каждым годом, с каждым днём события тех дней всё дальше уходят в историю. Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда.
О том, что происходило в городе в это время с его жителями, улицами, историей — показано на выставке рисунков наших лицеистов, под руководством учителя ИЗО Елены Викторовной Турецкой холл IIIэтажа.
Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
Новгородцы увидят блокаду Ленинграда глазами современных детей 25. Она посвящена зимней дате — Дню снятия блокады Ленинграда, но до Новгородской области доехала только сейчас. Произошло это потому что побывала экспозиция во многих российских городах, вызывая неподдельный интерес. В передвижной выставке 20 работ. Всего в конкурсе приняли участие 400 ребят из 32 регионов. По инициативе спикера Верхней палаты парламента Валентины Матвиенко выставка отправилась в регионы и теперь ее увидят жители Новгородской области.
Причем, все субъекты федерации на нее претендуют, а она приехала к нам сюда. Сейчас мы начинаем с Чудова. Дальше у нас будет Малая Вишера, все школы Великого Новгорода.
«Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка
По разным подсчетам, в городе погибло от 692 000 до 1 500 000 человек — и почти все из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Этой дате была посвящена выставка рисунков учащихся нашей школы «Блокада Ленинграда глазами детей». Пока мы помним о ленинградцах — они живы в наших сердцах.
Поделиться Владислав Григорьев ребенком помогал взрослым в блокадном Ленинграде Владислав Григорьев ребенком помогал взрослым в блокадном Ленинграде Дети и подростки помогали взрослым копать траншеи.
Постепенно становилось все тяжелее, перестали ходить трамваи, появились продуктовые карточки, начался голод, от которого умирали тысячи людей. Владислав Григорьевич подростком выходил на дежурство в местный штаб: когда он впервые там появился, увидел в коридоре тела умерших людей. Он забирался на стол у телефона, чтобы его не кусали крысы, и передавал информацию. Кроме этого Григорьев входил в Местную противовоздушную оборону МПВО , члены которой занимались ликвидацией последствий артобстрелов и ударов немецкой авиации.
Рассказы участников Великой Отечественной войны, защищавших Ленинград Мстислав Владимирцов: "Мы погнали немцев до Нарвы" Мстислав Владимирцов отправился в ленинградский военкомат, даже не получив повестку — она полагалась ему только через год. Но его друзья и одноклассники были призваны, и Мстислав, самый младший в классе, пошел вместе с ними. Я бесился, кусался, но меня не брали: "Ждите своей очереди". И я присягу принимал только в январе 43-го года.
А рвался раньше. Но они все погибли, и я бы там же был", — рассказывал ветеран. Поделиться Фронтовик рассказал, как воевал на ленинградском направлении Фронтовик рассказал, как воевал на ленинградском направлении Мстислав Борисович признавался, что во время блокады не раз чувствовал себя словно уже побывавшем на том свете. У него и его мамы была возможность эвакуироваться, но они решили, что никуда не поедут от могилы отца.
Мама Мстислава блокаду не пережила. Сам же Владимирцов оказался на фронте в 17 лет. Потом вернулись на формировку. Аркадий Забежинский: хотел бы поменяться местами с погибшим другом Аркадию Давидовичу Забежинскому в минувшем году исполнился 101 год.
Несмотря на солидный возраст, ветеран сохранил ясный ум и во время интервью РЕН ТВ даже просил не задавать ему стандартных вопросов, так как сам он "нестандартный". Аркадий Давидович родился в городе Великие Луки. В школу пошел в Ленинграде, причем сразу во второй класс. Учился хорошо, особенно любил физику и математику.
В 1939-м поступил в институт, а через год его призвали в армию, и он прослужил шесть лет, включая четыре фронтовых года. Сначала Аркадий был в пехоте, потом — в артиллерии. По его признанию, у него были проблемы со здоровьем, но он не стал говорить о них в военкомате. И считает, что армия помогла ему стать настоящим мужчиной.
Поделиться Ветеран Забежинский рассказал о фронтовых годах Ветеран Забежинский рассказал о фронтовых годах Аркадий Давидович признавался, что невозможно рассказать обо всех сражениях, в которых он участвовал: "Я служил в "катюшах". Нас направляли на самые опасные участки — там, где было очень тяжело, нас бросали туда, потому что нужно было либо остановить, либо прорвать. Поэтому во время войны было очень, так сказать, ярко". По словам ветерана, чувства страха у него не было — он его "исключил".
Но что я себе сказал: "Я вижу, что война будет длинной и тяжелой. Очень многие погибнут. Погибну и я, может быть. Но если я останусь жив, то тогда мне не должно быть стыдно за то, что я остался в живых".
Вот это был мой принцип, который я сформулировал в самом начале войны и которому я твердо следовал на протяжении всей войны", — делился Аркадий Давидович. Но Евгений погиб за 33 дня до конца войны. Немецкий истребитель его… Таких друзей у меня больше не было", — рассказал герой войны. Аркадий Давидович признался в интервью, что подумал тогда — если бы у него была возможность поменяться с другом местами, он бы ни одной минуты не сомневался.
Николай Григорьев: спасся от обстрела благодаря пчеле Николаю Фомичу Григорьеву в апреле 2023 года исполнилось 100 лет. Его призвали ряды Красной армии в 1942-м. Стрелок Григорьев воевал на Юго-Восточном фронте, под Белгородом, оборонял Ленинград и служил в разведке на Карельском перешейке, был трижды тяжело ранен. После одного из ранений его родители получили похоронку на сына, а сам Николай в это время был в госпитале в Армении.
Оттуда ему удалось передать весточку родным — письмо о том, что он жив, боец написал сам, левой рукой. Так, был случай, когда он лежал в окопе, а рядом стояла избушка. И вдруг над Николаем Фомичом начала кружить пчела. Он понял, что, видимо, в избушке есть улей, а значит и мед, которым можно накормить солдат.
И как раз тогда, когда Николай Фомич добрался до избушки, в окоп попал немецкий снаряд — двое товарищей погибли.
Участники мероприятия попадут в декорации знаменитой ленинградской библиотеки — «Публички», которая не закрывалась в блокадном городе ни на один день. Экспозиция познакомит и с бытовой жизнью ленинградцев того времени. А специально для школьников Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда 28 января проведет онлайн-экскурсию по выставке, посвященной учителям, которые остались верны своему призванию в самое сложное для города и страны время. Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти.
При поддержке Минпросвещения проводится ежегодный конкурс сочинений «Без срока давности» для школьников и студентов колледжей и техникумов. Он является частью масштабного проекта «Без срока давности», инициированного президентом России Владимиром Путиным. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, проходят просветительские акции и научные конференции, а школьники и студенты могут попробовать себя в роли волонтеров и членов поискового движения. Для учащихся проходят и «Уроки мужества» по всей стране — они охватывают не только школы, но и вузы. Например, в Алтайском педагогическом университете уже прошел урок «Ты в памяти и в сердце, Ленинград!
Такие памятные занятия также проводятся по инициативе Минпросвещения России. В Петербурге блокаде посвящен конкурс чтецов для учащихся 7—11-х классов «А город был в дремучий убран иней», названный в честь стихотворения Ольги Берггольц. Пусть не все смогут встретиться с ветеранами, но сегодня каждый ребенок сможет открыть сборник стихов и прочитать тексты авторов блокадного Ленинграда. Для ребят организуются викторины, лекции и конференции: в Марий Эл, например, пройдет квиз, посвященный памятной дате, а тверским школьникам расскажут о снятии блокады Ленинграда на мультимедийных лекциях в областном Дворце культуры. Кроме того, в этом году для детей был создан анимационный альманах «Блокадные судьбы», его премьера также приурочена к 27 января.
Авторы проекта надеются, что в такой форме смогут оживить истории Ленинграда в глазах детей нового тысячелетия. Кроме рационального подхода, есть эмоциональный подход — память сердца, а не только разума. И все мероприятия, посвященные войне, блокаде, истории России, направлены именно на память сердца. В честь памятной даты, 27 января, в музее организуют экскурсии для школьников, причем некоторые из них проведут старшеклассники для ребят из младших классов. В школе также пройдут классные часы в честь празднования полного снятия блокады города.
Раньше в петербургской гимназии ежегодно проводились встречи с ветеранами, но в период пандемии от этой традиции пришлось отказаться. И пока ветеран говорит а он может рассказывать очень долго, ему хочется многое рассказать , внимание со стороны детей колоссальное. Даже как учитель я могу отметить, что ученики не всегда внимательны. Но как только речь заходит о Великой Отечественной войне, внимание и интерес увеличивается. Значит, у них есть та самая память сердца. Мы воспитываем в детях память и уважение к прошлому. И иногда эти уроки могут дать свои плоды только спустя годы. Поэтому мы формируем не только детский, но и будущий, взрослый характер», — считает директор.
Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду. И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе. Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается. На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков. А сама блокада лишь упоминается двумя-тремя строчками в учебнике. Игорь Карачевцев, преподавая в Санкт-Петербурге, безусловно, выделяет хотя бы урок на то, чтобы рассказать о блокадном Ленинграде. Но даже 45 минут урока будет недостаточно, чтобы понять, что происходило в блокадном городе. Сегодня не только школы заинтересованы в том, чтобы сохранить эту память сердца.
Министерство просвещения России, Российское историческое общество, Российское движение школьников, университеты, музеи и многие другие организации помогают пробуждать интерес к подвигам нашей страны. И мы из года в год повторяем: «Ленинград, мы помним! И они могут вести диалог как с ветеранами, так и с уже ушедшими свидетелями блокады через стихи, через кадры хроники, через песни.
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Учитель музыки О. Пыхова познакомила ребят с блокадной симфонией Д. Шостаковича и историей ее создания. В этот же день учащиеся школы, как и многие приозерцы, зажгли сотни свечей в память о погибших, но не сдавшихся ленинградцах. Во всех классах школы прошли уроки мужества, посвященные этой памятной дате. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века».
Жертв тогда было очень много, погибла и наша мама. Так мы остались с Таточкой только со стареньким дедушкой и бабушкой-инвалидом. Папа ненадолго приехал с фронта и мы похоронили маму. Затем собрались дома и дедушка сказал папе: "Ну что, Аркадий, выбирай Лев или Таточка, двоих мы с лежачей бабушкой не сможем прокормить. И Таточку отправили в детский дом, где она умерла через месяц от голода. Затем был январь 1942 года. Было очень плохо - нет света, воды, еды и очень холодно... Тогда мы были еще слишком малы, слишком долго шла война и длилась блокада. Мы просто и не знали другой жизни. Нам казалось, что это и есть нормальная обычная жизнь - холод, голод, сирены, бомбежки и крысы. Однако, я с ужасом представляю, что должны были чувствовать наши мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти. Их силе духа и мужеству можно только позавидовать". Мам чудом успела донести его в больницу, где братика смогли спасти от голодной смерти. Как мы выживали? Это сложный вопрос. Мой старший брат всегда говорил, что мы выжили благодаря продуктам, заготовленным в летнее время. Еще, к большому счастью, в бабушкином буфете нашлась большая банка с рыбьим жиром, который нам давали в день по маленькой чайной ложечке.
Сайга 27 января в ДК п. Сайга, после проведённого занятия, посвящённого блокаде Ленинграда, ребята рисовали рисунки для выставки "Блокада Ленинграда глазами детей". С каждым годом, с каждым днём события тех дней всё дальше уходят в историю.
В этот же день учащиеся школы, как и многие приозерцы, зажгли сотни свечей в память о погибших, но не сдавшихся ленинградцах. Во всех классах школы прошли уроки мужества, посвященные этой памятной дате. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». Подвиг ленинградцев бессмертен, и мы отдаем дань вечного уважения и вечной благодарности защитникам Ленинграда. Шувалова, зам.
Чтобы помнили: блокада глазами ребенка
После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить. Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия. Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти. Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей». Как и у большинства детей Ленинграда, дни блокады прошли в помещении. Дети читали стихи, просмотрели видео, рассказали о трагических фактах блокады Ленинграда, рассуждали о том, как нелегко было их ровесникам в суровое время.
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве
В рамках данного события во второй младшей А группе было проведено НОД «Блокада Ленинграда глазами детей», цель которого воспитание нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. Накануне Дня воинской славы, посвященного снятию блокады Ленинграда, в Комсомольском Доме культуры состоялась выставка рисунков «Блокада глазами детей». Перед просмотром короткометражного фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» преподаватели рассказали о ключевых моментах этого периода, о мужестве и силе духа ленинградцев. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург).
Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО | Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. |
Блокада глазами ребенка | Блокада глазами детей. Воспоминания детей, переживших блокаду Ленинграда. Тяжелейшие условия блокадного Ленинграда: страшный голод, отсутствие электричества, замерзший водопровод, остановка трамваев, лютый мороз. |
В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей
О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда. 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда и 81 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг непокорённого города. Блокада Ленинграда стала тяжким испытанием не только для взрослых, но и для детей.
Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей"
При этом они оставались детьми — любопытными, изобретательными, часто безрассудно смелыми — когда были силы отправляться исследовать родной, но изменившийся до неузнаваемости город. Кого-то из них смогли вывезти в эвакуацию, кто-то пережил вместе со старшими все 900 дней и ночей. Кто-то не пережил… Практически у каждого из блокадных детей кто-нибудь из родных лежит в братских могилах, и блокадные даты для них — не просто отметки в календаре, а личная боль, память и гордость. Те, кто прошел через Блокаду, очень не любят выбрасывать попусту продукты. И многие из их детей, те, кто слушал рассказы о том страшном и героическом времени, никогда не бросят на пол хлеб и по-особенному вглядываются в лица людей на блокадных фотографиях.
Ведущая рассказала о тяжелых днях войны, о детях, которые жили в блокадном Ленинграде. С отрывками записей дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, о том, как постепенно девочка теряла близких и осталась одна во время блокады дети познакомились, посмотрев сценку «Таня Савичева». Вниманию ребят был представлен видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей».
Пресс-служба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Воронежской области.
Миша назвал ее Нинель. Дневники 1941-1945 10 декабря 1941-го: Клея по городу нет. При случае запасем еще. Пока он идет у нас замечательно с разными острыми приправами.
Я получил замечательный коллективный подарок: альбом для рисования и великолепно изданную книгу «Античное и новое искусство» с замечательными репродукциями творений великих мастеров. Потом начался обед, состоявший из двух тарелок густого супа с капустой, каши из разваренных бобов сои с лапшой кажется, никогда не ел такой вкусной! К кофе было выдано по кусочку вареной почки, тресковых консервов, хлеба, меда. Из всего этого каждый состряпал десяток миниатюрных бутербродов и с наслаждением, медленно, съел.
Кроме того, ко сну мама выдала по нескольку конфет. Организм почувствовал сытость! Люди по городу ходят как тени, большинство еле волочит ноги; на «больших дорогах» к кладбищам масса гробов и трупов без гробов, трупы, просто лежащие на улицах, — не редкость. Они обычно без шапок и обуви...
Трудно будет выдержать этот месяц, но надо крепиться и надеяться. Слухи из разных источников, поэтому, я полагаю, это можно принять как факт. Жители же совсем спокойны: то ли привычка, то ли перенесли неизмеримо больше. На первый взгляд все это весеннее, веселое, но война и блокада — два слова, объясняющие все.
Весеннее — недоступно. И понятно: трава уже большая, скоро будут листья на кустиках уже есть , а погода!.. Юра Рябинкин, 16 лет: «Кем я стал? Тренировался игре в шахматы и мечтал стать моряком.
В последний раз сестра видела Юру в январе 1942-го, во время эвакуации. Что стало с мальчиком, точно неизвестно. Предположительно, его, обессиленного, подобрали и отправили в госпиталь, где он умер. Мама довезла Ирину до Вологды и погибла на вокзале у нее на глазах.
В последний раз родные видели Юру во время эвакуации. Фото: Блокадная книга 29 июня 1941-го: Ребята вылепили из песка рожу Гитлера и стали бить ее лопатами. Я тоже присоединился к ним. Эх, поскорее бы смерть пришла.
Как бы так получилось, чтобы мама не была этим сильно удручена. И вот эта мечта превращается в труху. Так для чего же я жил? Если не буду в военно-морской спецшколе, пойду в ополчение или еще куда, чтобы хоть не бесполезно умирать.
Умру, так родину защищая. Спать, есть, спать, есть... Я что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется еще чего-нибудь, и так без конца.
Месяц тому назад я хотел, вернее, мечтал о хлебе с маслом и колбасой, а теперь вот уж об одном хлебе... Перед собою, сидя в кухне, я вижу на плите кастрюлю с недоеденными обедами, ужинами и завтраками, что оставляет после себя Анфиса Николаевна соседка, жена главного инженера треста. Разрываюсь на части, буквально, конечно, нет, но, кажется... И запах хлеба, блинов, каши щекочет ноздри, как бы говоря: «Вот видишь!
Вот видишь! А ты голодай, тебе нельзя... Я привык к обстрелу, привык к бомбежке, но к этому я не могу привыкнуть — не могу! Еле волокут ноги.
Еды дома нет, дров для плиты нет...
В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей
Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей» | Дети читали стихи, просмотрели видео, рассказали о трагических фактах блокады Ленинграда, рассуждали о том, как нелегко было их ровесникам в суровое время. |
Блокадный дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне | Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). |
Блокада глазами ребенка | Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. |