После потопления адмирал Джон Тови сказал: ""Бисмарк" выдержал самую доблестную борьбу с невероятными силами противника, достойную старых времен германского императорского военно-морского флота, и пошел ко дну с развевающимися знаменами". фото 1 Одно из самых знаковых событий Второй мировой войны: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени — немецкий линкор «Бисмарк». И вечером 24 мая между Гренландией и Исландией огнем с «Бисмарка» был потоплен краса и гордость английского флота линейный крейсер «Худ», после чего по прямому указанию Черчилля на «Бисмарка» началась охота. Примерно через 100 минут боя «Бисмарк» был потоплен в результате комбинированного воздействия артиллерийского огня, попаданий торпед и умышленного затопления. «Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны.
Полярные воды
- Потопить "Бисмарк" (1960)
- Содержание
- Кто потопил Бисмарк? (2010). Документальный фильм "Кто потопил Бисмарк?" - это рассказ о гибели
- Создание линкора
Кто потопил Бисмарк ?
Комитет национального единства взял на себя управление страной от имени Вооруженных Сил. Генерал Джемаль Гюрсель был назначен главой Комитета национального единства. Комитет национального единства сначала распустил Великое национальное собрание Турции и правительство и запретил все виды политической деятельности.
Что касается фактического принятия капитуляции все еще непокорного врага, то это было бы трудоемким и сложным делом. Кроме того, у британских капитальных кораблей заканчивалось топливо. Они ожидали, что в любой момент из-за горизонта появятся сотни бомбардировщиков люфтваффе. Если бы Британия потеряла Родни или короля Георга V в результате воздушной атаки, удар был бы серьезным. Бисмарка оказалось трудно потопить Несмотря на то, что «Бисмарк» был полностью уничтожен как боевое судно, его было трудно потопить. Он был новым военным кораблем, но основанным на принципах проектирования времен Первой мировой войны.
Его бронированная цитадель закрывала помещения машинного отделения и склады боеприпасов. Но не другие жизненно важные области линкора. Британские торпеды и снаряды медленно но верно уничтожали бы «Бисмарк», однако последний удар был нанесен собственным экипажем немецкого судна. Королевский флот спас часть выжившего экипажа «Бисмарка» Солдаты Королевского флота хотели потопить «Бисмарк». В какой-то степени это была месть за потерю «Худа» и бомбардировку блица Плимута весной 1941 года, в результате которой многие были ранены или убиты. Уничтожение символа нацистского режима в открытом море также было главной мотивацией. Но как только пушки замолчали, солдаты Королевского флота увидели, как немецкие моряки изо всех сил пытаются остаться в живых. В конце концов 110 выживших Бисмарков были спасены дорсетширцами и маори, несмотря на штормовое море.
HMS Dorsetshire должен был отступить, оставив сотни выживших в воде, после возможного обнаружения подводной лодки. Однако экипаж корабля сбросил поплавки за борт для тех, кто остался позади. Маори тоже пришлось покинуть место происшествия; поскольку у него заканчивалось топливо, были опасения, что он будет потоплен вражеской воздушной атакой.
Агенттво Рейтер передает, что, по заявлениям официальных кругов, английскими кораблями подобрано свыше 100 офицеров и матросов с германского линкора "Бисмарк" Кто не разобрал скачивайте архив газеты правда за эти дни Последние записи:.
Bismarck потерянный британцами более чем на сутки мог ускользнуть от своих преследователей. Все предпосылки для этого были, британские корабли не успевали перехватить линкор.
Уйдя от преследователей Bismarck мог войти в зону действия береговой авиации люфтваффе и подводных лодок кригсмарине. Что гарантировало практически безопасный переход в Сент-Назер. Остановить или притормозить его могли только самолёты с авианосца Victorious. Вечером 24 мая после 22:10 авианосец Victorious атаковал немецкий линкор силами девяти торпедоносцев Fairey Swordfish. Плохие погодные условия, отсутствие точного целеуказания в темноте не стали серьёзной помехой самолётам. Британские лётчики добились одного попадания торпедой. В течении 24 мая линкор получил ряд повреждений: вышел из строя один из генераторов, поступала забортная вода в одно из котельных отделений и были пробиты две топливные цистерны.
Лучшее в категории - Документальное кино / Вторая мировая война
- National Geographic. Кто потопил «Бисмарк»? 3ky25
- О том как потопили Бисмарк.
- Кто торпедировал бисмарк? - Вопросы лидеров 2024
- Создан править волнами семи морей
- Кто потопил Бисмарк ?
Кто потопил Бисмарк National Geographic HD
18 мая линкор «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию. История гибели немецкого боевого корабля и вопрос, кто его потопил, будет волновать умы еще много лет. Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. Кто потопил Бисмарк? В начале Второй мировой войны тяжеловооруженный корабль «Бисмарк» был последним словом техники и одно лишь его название внушало страх. 18 мая линкор «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию. История гибели немецкого боевого корабля и вопрос, кто его потопил, будет волновать умы еще много лет.
Кто потопил Бисмарк ?
Снаряд диаметром 38 см угодил в склад боеприпасов. Страшной силы взрывом огромный крейсер разорвало на две части. Вместе с кораблем на дно за считанные минуты пошел и весь экипаж. Из 1417 человек уцелели лишь трое. Потопление «Худа» стало сильнейшей пощечиной британским морякам. Они горели жаждой мести. За «Бисмарком» была объявлена охота… Выскочив из облаков, Моффат увидел, что до бушующего моря каких-то три десятка метров, а впереди, милях в двух, виднелась громадина «Бисмарка», палившего из всех орудий по кораблям атаковавшей его британской эскадры. Приблизившись несмотря на плотный огонь противника к немецкому линкору метров на 800, Джон Моффат выпустил торпеды. Стрелял он фактически наугад, потому что прибор наводки торпед вышел из строя. Торпеды скрылись в пене волн, а избавившийся от лишнего веса самолет Джона стрелой взмыл вверх.
Конечно, это было чистое везение, но удача, как говорится, выбирает сильных и смелых. Американский историк Марк Э. Хоран, полтора десятка лет тщательно изучал обстоятельства потопления «Бисмарка» и неопровержимо доказал, что именно торпеда лейтенанта-коммандера Джона Моффата попала в рулевое управление немецкого линкора, располагавшееся прямо под тепловым выхлопом. Это было единственное, пожалуй, уязвимое место «Бисмарка». Лишившись руля, самый мощный боевой корабль превратился в беспомощную груду металла. Британские корабли закончили начатое Моффатом дело.
В 09:31 «Caesar» дала свой последний залп и тогда же вышла из строя.
Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили «Родней», заклинив торпедные аппараты. Огонь «Бисмарка» в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родней», возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». После 44 минут боя тяжёлые орудия «Бисмарка» смолкли. Британцы не испытывали желания оставить «Бисмарк» в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную «Бисмарку», несмотря на численное превосходство. Однако когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родней», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой.
Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали.
В итоге ставшую бесполезной машину просто сбросили в море, чтобы избежать пожара в грядущем бою [38] [39]. Лютьенс тем временем отправил радиограмму группе «Вест» с просьбой выслать подлодку для подбора документов в том числе судового журнала [38]. Это была последняя радиограмма, которую он закончил словами [40] [26] : Корабль больше не может маневрировать. Сражаемся до последнего снаряда. Слава фюреру! Лютьенса подвергали критике за его льстивые сообщения фюреру и клятву воевать до последнего в условиях, когда шансов выжить просто не было.
Авторы официальной немецкой историографии [en] в защиту адмирала говорили, что нельзя его ни критиковать за выражение верности фюреру, ни восхвалять как очень проницательного адмирала, который мог детально анализировать операции. Лютьенс старался держаться как можно дальше от политики, но следовать немецкой офицерской традиции не покидать готовый к бою корабль. После того, как был затоплен корабль « Адмирал Граф Шпее », адмирал Редер отдал приказ немецким морякам на крупных кораблях сражаться до последнего снаряда, даже если судно получило тяжёлые повреждения. Сообщения Лютьенса, согласно мнению немецких историков, необходимо рассматривать только в контексте того, как он исполнял свой воинский долг [41]. Остаётся тайной, рассматривали ли Лютьенс или Линдеманн вариант затопить корабль и спасти экипаж в канун битвы [42]. Сам же Лютьенс решил не скрывать от команды участь, которая её ждёт, и приказал открыть все склады на корабле, дав экипажу возможность делать всё что угодно: на борту все поняли, что кораблю не суждено выжить [43]. Немецкое командование никак не могло помочь обречённому линкору. Ещё вечером 26 мая всем находящимся поблизости подводным лодкам было приказано идти на помощь «Бисмарку», но ни одна из них не успевала подойти ко времени боя.
Командующий подводным флотом кригсмарине [en] Карл Дёниц приказал подлодке U-556 под командованием капитан-лейтенанта Герберта Вольфарта снять с корабля судовой журнал «Бисмарка». Тот, ссылаясь на нехватку топлива, в 7:10 перенаправил приказ на субмарину U-74 , но она не успела добраться до «Бисмарка» вовремя, и судовой журнал в конце концов оказался на дне моря. Немецкая авиация «Бисмарк» находился вблизи границы радиуса её действия ночью также ничем помочь не могла [44] [45]. Настроение у членов экипажа перед последним боем было разным. Моряк Адольф Эйх нем. Adolf Eich вышел на палубу, чтобы подышать воздухом, и решил подняться на мостик, поскольку ему никто не мешал. Линдеманн в то время пожимал руку Адальберту Шнайдеру, поздравляя его с награждением Рыцарским крестом, а адмирал Лютьенс также выглядел довольным. Однако атмосфера менялась: барон Мюлленхайм-Рехберг заметил, что капитан Линдеманн надел спасательный жилет, и отметил, что капитан молча завтракал, проигнорировав приветствие Мюлленхайма-Рехберга.
Шедший на капитанский мостик адмирал молча поприветствовал барона: тому показалось, что Лютьенс и Линдеманн, самые главные люди на «Бисмарке», словно закрылись в «собственных мирках». Большей частью экипажа утро было встречено отчаянием, усугублявшимся утомлением после бессонной ночи [46] [47]. Гибель «Бисмарка»[ править править код ] К утру 27 мая британские линкоры начали выдвижение к месту боя. Поскольку эсминцы периодически теряли контакт с немецким линкором, в 5:09 c борта «Кинг Джордж V» для разведки был запущен гидросамолёт « Уолрус », полёт которого из-за плохих погодных условий оказался безрезультатным. В 7:08 27 мая Тови разрешил действовать «Родни» самостоятельно, держа дистанцию не менее 6 кабельтовых от «Кинг Джордж V». В 7:53 «Бисмарк» был обнаружен тяжёлым крейсером «Норфолк», передавшим его координаты британским линкорам, которые в 8:20 установили визуальный контакт сначала с ним, а затем в 8:42 — и с целью. Примерно в это же время на немецком линкоре обнаружили сначала «Норфолк», а затем и британские линкоры. В 8:30 на борту «Бисмарка» в последний раз прозвучал сигнал боевой тревоги [47].
Тактика англичан заключалась в быстром сближении с «Бисмарком» на носовых углах, где британские линкоры обладали сильным залпом, причём первым в строю шёл более старый и тихоходный, но лучше вооружённый и обладавший опытной командой «Родни». В 8:47 «Родни» открыл огонь, через минуту к нему присоединился «Кинг Джордж V», а спустя ещё минуту своим огнём ответил «Бисмарк», ведя огонь по «Родни». В 8:54 к бою присоединился «Норфолк», в 9:04 — и «Дорсетшир». С 9:05 открыла огонь вспомогательная артиллерия британских линкоров [6]. Первоначально стрельба «Бисмарка» была весьма точной — уже своим третьим залпом немцы добились накрытия, причём один из снарядов лёг всего в 20 м от борта британского корабля, вынудив «Родни» совершить сбивающий наводку противника манёвр. Англичане также сразу продемонстрировали высокую точность стрельбы — «Родни» добился попадания уже на третьем залпе. Через пять минут после начала боя первого попадания в район носовой надстройки «Бисмарка» добился и «Кинг Джордж V» [48]. В 8:53 в капитанский мостик «Бисмарка» угодил снаряд: предположительно, именно в этот момент и погиб адмирал Гюнтер Лютьенс [37].
По мнению фон Мюлленхайма-Рехберга, смерть адмирала могла произойти в промежуток между 8:45 и 9:00 [49] , а в момент гибели Лютьенс должен был находиться на своём посту [50]. В 8:58 после восемнадцатого залпа линкора «Родни» была временно выведена из строя одна из четырёх орудийных башен «Бисмарка» — башня «Антон». В это же время немецкий линкор в последний раз добился накрытия, а также ввёл в действие 150-мм артиллерию. Но в 8:59 снаряд с «Норфолка» поразил носовой командно-дальномерный пункт, при этом погиб Адальберт Шнайдер. После этого эффективность огня «Бисмарка» резко снизилась и уже не восстановилась. В 9:02 британский снаряд пробил лобовую плиту башни «Бруно», выведя её из строя башня «Антон» затем выпустила только один залп в 9:27. Вскоре последовало попадание с «Родни» в боевую рубку, уничтожившее носовой пост управления артиллерийским огнём, а также большинство старших офицеров корабля [51] [27] [52]. Управление огнём было перенесено в кормовой артиллерийский пост, но в 9:13 очередным попаданием была уничтожена вращающаяся часть кормового командно-дальномерного поста, после чего оставшиеся орудия немецкого линкора перешли на локальное управление.
В 9:21 в башне «Дора» разорвался собственный снаряд в правом орудии, левое орудие после этого сделало лишь два выстрела. В 9:31 в башню «Цезарь» попал 356-мм снаряд, который, хоть и не пробил броню, но вызвал сотрясение, которое вывело башню из строя. Таким образом, вся артиллерия главного калибра «Бисмарка» вышла из игры, и бой окончательно перешёл в фазу безнаказанного расстрела обречённого корабля. Некоторые орудия меньшего калибра продолжали отстреливаться, но в 9:40 прекратила стрельбу 150-мм артиллерия, а в 10:00 на борту «Бисмарка» действовала лишь одна 20-мм зенитная пушка [53]. Не встречая сопротивления, английские линкоры продолжали сближаться. В 9:23 дистанция между «Родни» и «Бисмарком» сократилась до 7 км, и британский линкор предпринял торпедную атаку, поочерёдно выпустив в немецкий линкор десять 622-мм торпед последние — уже около 10:00 с дистанции 3,7 км , добившись, предположительно, одного попадания. Последние залпы в беспомощный, но упорно не желающий тонуть «Бисмарк» были сделаны «Родни» в 10:14, а «Кинг Джордж V» — в 10:22, причём британский флагман сблизился с целью до 3 км. К этому моменту «Бисмарк» представлял собой пылающую развалину, кренившуюся на левый борт: примерно в 10:00 старший помощник командира корабля, капитан 2-го ранга фрегаттен-капитан Ганс Оэльс нем.
Hans Oels отдал приказ о затоплении линкора [54]. Работы по затоплению выполнял не только Оэльс, но и старший офицер борьбы за живучесть капитан 3-го ранга Эмиль Ярайс нем. Emil Jahreis.
После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров.
Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали фюрер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года. Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве.
С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолёта. Точно неизвестно, что послужило причиной гибели линкора. По словам выживших и после экспедиции к останкам корабля, возможной причиной затопления стал подрыв корабля командой, а не английская торпеда.
Я потопил «Бисмарк»
о гибели корабля никто не переживал, но и не клеймили ни фашистов ни империалистов. 27 мая 1941 года после продолжительного сражения с английским флотом линкор «Бисмарк» был затоплен командой. После потопления адмирал Джон Тови сказал: ""Бисмарк" выдержал самую доблестную борьбу с невероятными силами противника, достойную старых времен германского императорского военно-морского флота, и пошел ко дну с развевающимися знаменами".
Я потопил «Бисмарк»
27 мая 1941 года отряд британских военных кораблей потопил линкор Bismarck — гордость и самую боеспособную единицу немецкого флота. Бисмарк линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Бисмарк линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны.
Как Эхо Москвы топило линкор Бисмарк
Ведущий лихо рассказывает историю потопления англичанами линкора Бисмарк. Мне до сих пор интересно, где они эту ахинею выкопали. Подписка Корабел. Согласен с Михаилом Войтенко в том, что информацию следует подавать без идеологической подоплёки коммунистической, демократической, онанистической, дристопатической или какой-либо другой.
Выведя его из строя и лишив немецкие ВМС такого флагмана, мы намного упростим себе задачу поддержания господства над северными морскими путями и обеспечения эффективной блокады немцев с севера. Надеюсь, что через пару дней я смогу представить членам палаты значительно более подробный отчет о происшедшем, но, полагаю, суть текущих событий уже сейчас вполне ясна. И хотя в нарисованной мной картине присутствуют как светлые, так и темные тона, мне кажется, у нас есть определенные основания для того, чтобы испытывать удовлетворение результатами этого ожесточенного и упорного морского сражения.
Позвольте поделиться со всеми вами только что переданной мне новостью о том, что «Бисмарк» потоплен. Ситуация на фронтах складывалась не вполне благополучно: британские бронетанковые соединения продолжали отступление в Северной Африке, а активные действия превосходящих сил германских ВВС вынудили британцев эвакуироваться с Крита. Вдобавок к этому немецкий линкор «Бисмарк», сопровождаемый крейсером «Принц Ойген», на пути из норвежского города Берген перехватил и потопил в Датском заливе самый быстроходный крупный боевой корабль в мире — британский линейный крейсер «Худ». Для противодействия этой новой угрозе были мобилизованы все ресурсы флота метрополии, и как раз тогда, когда Черчилль закончил свое выступление в парламенте и сел на место, ему передали записку о том, что «Бисмарк» был сначала серьезно поврежден в результате воздушных атак с авианосца «Арк Ройял», а затем потоплен.
Разработку многоцелевого палубного самолета, который можно использовать как разведчик, корректировщик огня и торпедоносец, в Великобритании начали еще в первой половине 30-х. Требования к нему были невысокими.
Главное, чтобы машина уверенно взлетала и садилась на палубы 200-метровых авианосцев. С этим проблем не было. Мешало примерно все. И неубирающиеся лапти шасси, и открытая кабина, и вообще устаревшая конструкция биплана как таковая. Не поддавал жару и скромный радиальный двигатель Bristol Pegasus: он не мог выдать и 700 л. Вместо скорости «Суордфиш» предъявлял другие козыри. Прежде всего очень понятную и надежную управляемость.
С машиной легко находили язык даже неопытные летчики. А что еще нужно военной технике? В общем, войну Великобритания встретила со «Суордфишем» как с основным а по сути, единственным рабочим палубным бомбардировщиком-торпедоносцем. И буквально с первых недель Второй мировой тихоходная «Рыба-меч» вдруг стала отжигать не по-детски. В апреле 1940-го британский лаптежник отправил на дно немецкую подводную лодку U-64. Она вообще стала первой немецкой субмариной, потопленной авиацией ВМФ.
Нужно необыкновенное везение, чтобы просто еще раз обнаружить корабль, который скрылся из виду; для сил же, способных уничтожить его, такое везение должно быть по меньшей мере чудом. Но на этот раз Лютьенса явно покинула удача, она оказалась на нашей стороне. Почти ровно в 7.
Кемп начал записывать для прокладки на планшете пеленги, принятые на частотах тяжелых кораблей. Не прошло и часа, как была засечена вторая радиограмма. Немецкий адмирал не понимал, что он давно оставил позади своих преследователей. Думая, что им известны его местонахождение, курс и скорость, он решил подробно доложить о бое с «Худом», об успешном отходе «Принца Ойгена», о катастрофическом недостатке топлива на линкоре и своем решении идти прямо к берегам Франции. Нам, конечно, ничего не было известно об этом. Деннинг и Кемп, спешно вернувшиеся в Адмиралтейство, не могли понять, что происходило. Какая необходимость заставила немцев раскрыть свои координаты, прибегнув к такому способу? Знали ли они достоверно, что мы потеряли их из виду и не имели никакого представления о том, куда они держат путь? Но Кемпа покинуло веселое настроение, когда он начал прокладывать пеленги на специальной гномонической карте [2] , к применению которой прибегают в особых случаях.
Пеленги, полученные с английских РПС, после того как их нанесли карандашом на карту, не образовали ни треугольника положения, ни точного пересечения в одной точке. Широту по ним еще можно было определить, а долготу — нельзя: линии шли почти параллельно, давая ряд пересечений под очень острыми углами. Из Исландии и Гибралтара сведений почему-то не поступало, и оператору-прокладчику удавалось получить три или четыре возможных местоположения германского корабля на пространстве в сотни миль. Но ведь прошло двадцать месяцев с начала войны. За это время операторы-планшетисты неплохо набили руку на прокладке пеленгов; и чем больше Кемп всматривался в пеленги, тем сильнее росла в нем уверенность, что они показывали совершенно противоположную картину. Постепенно у него появилось твердое убеждение, что «Бисмарк» находится далеко на юго-восток от той позиции, о которой он сообщил в последний раз. Это означало, что он следовал по направлению к Франции. Деннинг и Клейтон согласились с этим заключением Кемпа. Обычная процедура передачи данных, зафиксированных радиопеленгаторными станциями, сводилась к тому, что ОРЦ сообщал только приблизительное местонахождение дославшего радиограмму корабля.
Сообщение по этому случаю могло иметь следующий вид: «Из Адмиралтейства. Вне очереди. Командующему флотом метрополии, отряд «Н», «Родней», «Рамиллиес». Дублируется для AIG47. Приближенный пеленг с РПС на частоте… килогерц в 7. Адмиралтейство считает, что «Бисмарк» идет на юго-восток, вероятно в Бискайский залив». Клейтон напомнил Деннингу и Кемпу, когда они предложили ему послать такую радиограмму Товею, что до выхода в море командующий специально потребовал сообщать ему только фактические пеленги, а выводы о положении засеченных объектов он сделает сам. Для такой постановки вопроса у него были основания. На двух его эсминцах недавно были установлены высокочастотные радиопеленгаторы.
С их помощью Товей надеялся получать пеленги, которые в сочетании с переданными ему данными ОРЦ могли бы давать точные координаты. Но ни одного из эсминцев в тот момент рядом не оказалось; да если бы они и были, все равно нет видимой причины, почему бы ему не получить приближенные координаты места из ОРЦ, с тем чтобы сравнить их с той точкой, которая нанесена на карте по его собственным данным наблюдений. Когда передавались эти радиограммы, флот метрополии находился значительно юго-западнее «Бисмарка», который уже лег на курс зюйд-ост и следовал к берегам Франции. Ничего, конечно, не подозревая об этом, Товей вполне справедливо был озабочен двумя возможностями. Он считал, что «Бисмарк» либо идет в западном или юго-западном направлении для осуществления своих задач или же вернется на прежний курс — норд-ост, — чтобы следовать к берегам Норвегии. И пока флот метрополии продолжал свои поиски, исходя из того, что одна из этих возможностей была правильной, «Бисмарк» все дальше уходил от него. Поскольку преимущество в скорости у англичан было невелико, шансы перехватить немецкий корабль при том положении, когда другие возможности не принимались во внимание, становились все более отдаленными. Наступила еще одна «послеютландская» ночь. Получив неточные пеленги, ОРЦ потерял время на их рассмотрение и на решение вопроса о том, радировать ли Товею только о факте радиозасечки или же сообщить ему и пеленги.
Они были переданы на флагманский корабль только в 10. За это время «Бисмарк» ушел еще на добрых семьдесят миль от флота метрополии, что само по себе было плохо. А тут еще на борту флагманского корабля совершили такую оплошность, которая чуть было не закончилась для «Бисмарка» удачным исчезновением. По каким-то до конца не выясненным соображениям штаб Товея решил, что пеленги показывают положение «Бисмарка» не к юго-востоку от его последней известной позиции, а к северо-востоку. Выходило, что немецкий корабль возвращался в Норвегию. И флот метрополии, теряя несколько драгоценных часов, полным ходом следовал в северо-восточном направлении, расширяя тем самым разрыв между собой и противником. Деннинг и Кемп по сей день убеждены, что эта ошибка объяснялась отсутствием на флагманском корабле специальных гномонических карт, необходимых для особых случаев прокладки радиопеленгов [3]. Если гномонические карты специально не были получены перед выходом в море, то откуда бы им взяться на корабле? Кемп позже для привязки проложил пеленги на обыкновенной меркаторской навигационной карте и еще раз убедился, что наиболее вероятное место нахождение линкора лежало на ней на несколько градусов севернее, чем на его карте.
Смутно вспоминая о «расследовании» этого дела, предпринятом по окончании операции, Деннинг говорил, что ему поручили проследить за изданием гномонических карт для линкора «Кинг Джордж V». Но, несмотря на это веское доказательство, главный штурман флота, ответственный за состояние всего штурманского обеспечения, кептен ВМС Фрэнк Ллойд, который к тому же сам находился на месте событий, категорически отвергает такое предположение. Возможно, у Кемпа и его сотрудников просто было больше опыта, и потому они сделали правильный вывод из тех данных о пеленгах, которые всеми остальными признавались недостаточно надежными. Такой ситуации больше не повторялось. В дальнейшем, когда полученные по пеленгам координаты приходилось передавать кораблям в море — а это случалось не часто, — они всегда сопровождались оценкой ОРЦ. Но что бы ни было дальше, а в данный момент в ОРЦ, где собрались сотрудники оперативного управления, нарастало беспокойство. Товей радировал о своей позиции в 10. Если он не располагал более точной информацией, чем ОРЦ, — а такую возможность в тот момент нельзя было отрицать, — то он шел в неправильном направлении. К тому времени был принят и ряд других мер.
Соединение «Н» получило приказ выйти из Гибралтара на тот случай, если «Бисмарк» будет следовать на юго-восток; изменил курс и линкор «Родней», нуждавшийся в срочном ремонте: он направлялся с этой целью в США. Ветерану ютландской операции «Рамиллиесу» был отдан приказ покинуть сопровождаемый им конвой и примкнуть к группе преследования «Бисмарка». Крейсеры, миноносцы и самолеты были приведены в готовность и освобождены от выполнявшихся ими задач, с тем чтобы попытаться туже стянуть кольцо облавы. Но откуда же им знать, каким именно курсом следовал «Бисмарк»? Деннинг и Кемп попросили разрешения направить Товею свои данные о координатах немецкого корабля, однако особое мнение разведчиков не было сочтено достаточным поводом для вмешательства в распоряжения ответственного лица, находившегося на месте событий. Начальники планового и оперативного управлений, которым было рекомендовано рассмотреть создавшееся положение, прибыли снова в ОРЦ и высказались в поддержку их точки зрения. В соответствии с этим на флагманский корабль Товея, командирам других кораблей, а также должностным лицам, которых это касалось, были переданы в интервале между 10. Такое предположение укрепилось в 10. На этот раз Товею было сообщено местонахождение корабля, взятое прямо с карты ОРЦ.
Эту радиограмму он получил, однако, только в 14. Через час с четвертью Товей изменил курс на юго-восток, но к тому времени разрыв между его эскадрой и немецким кораблем увеличился еще больше. В Адмиралтействе подумали, что этот сигнал передал «Бисмарк», который, возможно, хотел вступить в контакт с подводными лодками, хотя раньше немцы к такому порядку связи не прибегали.
Ночью летчикам с авианосца «Викториес» удалось попасть в «Бисмарк» торпедой, после чего на рассвете вчерашнего дня была предпринята попытка завязать бой; однако с наступлением ночи погодные условия ухудшились, видимость снизилась, и «Бисмарк», резко изменив курс, сумел оторваться оторваться от преследователей. Я не знаю, что случилось с «Принцем Ойгеном», но в отношении этого корабля сейчас тоже принимаются все необходимые меры. Вчера около полудня самолет «Каталина» — один из многих патрульных бомбардировщиков дальнего действия, переданных нам Соединенными Штатами, — настиг «Бисмарк» и определил, что тот, скорее всего, направляется к побережью Франции — в Брест или Сен-Назер. Получив эту информацию, адмиралтейство и главное командование отдали приказ о срочной передислокации сил: как только стало известно, что «Бисмарк» все еще находится в открытом море, были задействованы все наши средства контроля над морскими акваториями и реализованы самые масштабные мероприятия по перехвату линкора. И вот вчера поздно вечером — так что я даже не успел подготовить к сегодняшнему совещанию подробный отчет — торпедоносцы-бомбардировщики с авианосца «Арк Ройял» провели серию атак на «Бисмарк», который продолжал следовать своим курсом в одиночестве, без корабля сопровождения. Около полуночи стало известно, что по крайней мере две торпеды достигли цели: одна угодила в среднюю часть корабля, а другая — в корму. Судя по всему, вторая торпеда вывела из строя рулевой механизм «Бисмарка», поскольку он не только сбавил ход до минимума, но и начал описывать беспорядочные циркуляции. Тогда он был атакован одной из наших флотилий и получил попадание еще двух торпед, в результате чего вообще прекратил движение.
Крейсер «Саффолк» должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру«Норфолк».
Лёгкие крейсера «Манчестер», «Бирмингем» и «Аретьюза» должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами. Охота началась Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора «Кинг Джордж V» и авианосца «Викториес» с кораблями охранения. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс». Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с германской флотилией. Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии 10—14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал «Принц Ойген» двигаться впереди «Бисмарка». Рано утром 24 мая британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принёс попадание: снаряд пробил топливные цистерны , вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны.
Принц-Уэльский «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16—17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка» в хранилище боезапаса, корабль разорвало на две части , нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за считанные минуты. Кроме трёх человек , вся команда, состоявшая из 1418 человек, погибла. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Гибель «Худа» была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и «Принц Ойген» успешно прервал контакт.
В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива «Бисмарк» не может продолжать попытки стряхнуть преследователей и вынужден идти прямо в Сен-Назер. Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу «Викториес» сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев «Суордфиш». Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту. Серьёзных повреждений причинено не было, единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс. Экипаж «Бисмарка» потерял одного человека первая потеря за время похода. Усилилась течь и дифферент на нос. В 10:10 26 мая «Бисмарк» был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста американо- британским экипажем гидроплана «Каталина » британского командования береговой авиации. В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы-бипланы «Суордфиш».
К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер «Шеффилд», который установил визуальный контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк». Британский пилот тихоходного биплана «Суордфиш» Джон Моффат добилися попадания. Оно имело решающее последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение рулевого механизма и заклинив рули. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 по другим сведениям, 13 человек, а ночью вступил в бой с британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак», «Сикх», «Зулус» и «Маори» , вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Гром». Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий. К утру была дана команда остановить машины.
На тот момент видимость была только 19 км Огонь был открыт в 08:47.
Главный бронепояс имел толщину 32 см и был сделан из сверхпрочной стали. Двойные стенки корпуса поглощали и распределяли удар от взрыва торпеды. Поперечные переборки толщиной 11-22 см делили корпус на 22 отсека, каждый из которых мог быть изолирован при затоплении.
Артиллерийские погреба и 12 котлов высокого давления были защищены дополнительной бронёй толщиной 8-12 см. Немцы хотели получить «универсальный линкор», гарантированно превосходящий «одноклассников» в скорости и одновременно как минимум сопоставимый в броне и огневой мощи. И при этом способный ещё и на дальние крейсерские рейды в океане. Фактически кригсмарине требовали создания невозможного «гибрида» — но германская инженерная мысль и промышленность сумели выполнить этот запрос.
Гордость нации, стальной зверь К моменту ввода корабля в строй 24 августа 1940 года, война уже перевернула ситуацию в Европе, и главными врагами Германии на море стали британцы, а не французы. Захват немцами Норвегии лишил королевский флот стратегических позиций в Северном море, и если бы немецким линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» удалось объединиться с «Бисмарком» и «Тирпицем», получился бы грозный отряд для противостояния англичанам. В воздухе бушевала «Битва за Британию», немецкие подлодки охотились на транспорты островитян в Атлантике. Если бы такой отряд присоединился к блокаде морских путей снабжения, Англию удалось бы уморить голодом.
С питанием населения уже и так возникали перебои, поскольку немецкие подлодки, действуя из французских портов, потопили более 260 тысяч тонн транспортов только за август. Орудия «Бисмарка» Алексей Костенков Немцы прекрасно понимали, что в обозримом будущем даже суперлинкоры не обеспечат им победы в открытом бою с королевским флотом — у британцев было слишком много линкоров, авианосцев и самолётов морской авиации. Потому все линкоры кригсмарине строились с учётом действий в качестве океанских рейдеров. Помимо огромного радиуса действия, они должны были уметь уйти от тихоходных британских линкоров, а сопоставимые в скорости линейные крейсера — уничтожать благодаря превосходству в огневой мощи и броне.
Рейд «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в начале 1941 года в ходе операции «Берлин» показал, что германские линкоры-рейдеры вполне могут истреблять союзные конвои, каждый раз исчезая перед носом у королевского флота. Рейдом, отправившим на дно более 115 тысяч тонн грузов, лично руководил адмирал Гюнтер Лютьенс — командующий надводными силами кригсмарине. В мае 1941 года он и возглавит следующую операцию на новейшем «Бисмарке». Именно на скорую блокаду Британии и рассчитывал немецкий адмирал Эрих Редер, когда отдал командование «Бисмарком» адмиралу Гюнтеру Лютьенсу.
Старшим помощником был Эрнст Линдеман. Команда, состоявшая более чем из 2000 человек, была подобрана из добровольцев со всей Германии, обладавших наивысшей квалификацией. В Балтийском море «Бисмарк» провёл первые учения, отрепетировав поединок с линейным крейсером «Худ». Построенный в конце Великой войны «Худ» долгое время был флагманом королевских ВМС и олицетворял британскую морскую мощь.
Первые испытания прошли успешно. Эрнст Линдеман и команда «Бисмарка» Было лишь два недостатка. Во-первых, отдача главного калибра была слишком велика, возникли опасения, что в реальном бою она может повредить оборудование корабля. Во-вторых, учения, имитирующие повреждение руля, провалились.
Без руля корабль практически не мог маневрировать. Впрочем, рули и винты были слабым местом любого корабля. Так что адмиралтейство проигнорировало вторую проблему, решив, что вероятность выхода руля из строя очень мала. Алексей Костенков В теории поворачивать корабль можно было, меняя направление вращения винтов.
Но оказалось, что в случае «Бисмарка» из-за особенностей его конструкции это практически не работает. Даже включая один боковой винт на «самый полный вперёд», а второй на «самый полный назад», корабль отклонялся незначительно. К апрелю 1941 года «Бисмарк» достиг боевой готовности. Ему предстояло вернуться в Северное море, встретиться там с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» и отправиться на соединение с «Гнейзенау» в Атлантику.
Редер получил приказ потопить за три месяца как можно больше транспортов. Мощь «Бисмарка» позволила бы отряду нападать даже на охраняемые конвои. Правда, на тот момент и «Гнейзенау», и «Принц Ойген» были повреждены и ожидали ремонта. Пятого мая корабль посетил Адольф Гитлер.
Фюрер любил боевые корабли, но не имел ни малейшего понятия о морской тактике и стратегии. К флотским операциям он относился с опаской. С одной стороны — хотелось поддержать раздуваемый пропагандой имидж мощи кригсмарине, с другой — не хотелось нервировать нейтральных американцев и их флот. Так что командование флота не стало посвящать Гитлера в свои планы.
Алексей Костенков Адмирал Лютьенс считал, что лучше воздержаться от второго весеннего рейда. На совещании 26 апреля он настаивал, что стоит дождаться доведения до готовности «Тирпица», починки котлов «Шарнхорста» и ремонта «Гнейзенау» после попадания торпеды. И вывести в море уже мощный ударный кулак из четвёрки быстроходных линкоров-рейдеров, способный при надобности потопить даже небольшую британскую линейную эскадру. Редер с этими доводами согласился, но сказал, что нужно совмещать сохранение дефицитных линкоров и давление на британские коммуникации.
Которое вкупе с поражениями британцев в Греции и Африке давало шанс на то, что Лондон запросит мира. Тот заколебался, но так и не дал санкции на отмену операции. Естественно, Гитлер был в курсе планирования операции — вывод флагмана флота в море тайком от фюрера был немыслим. Восемнадцатого августа «Бисмарк» и «Принц Ойген» тайно направились в Атлантику.
Эти два корабля были достаточно сильны, чтобы нанести серьёзный ущерб британским коммуникациям. Англичане скорее всего знали, что «Бисмарк» готов к бою, но немцы всё равно пытались соблюдать секретность. До выхода в океан «Бисмарк» мог попасть в ловушку, где его задавили бы превосходящими силами.
Стоит ли говорить, что временные убежища Непотопляемого Сэма эсминцы «Легион» и «Лайтинг» тоже не дожили до конца войны?
Первый утонул в 1942 году, второй — год спустя. Вот и выходит, что кот приносил несчастья всем судам, кто брал его на борт, а, значит, что и непотопляемый «Бисмарк» пошел ко дну тоже благодаря Сэму. Правда, многие исследователи выражают сомнения в существовании Оскара-Сэма. Во-первых, никто из выживших с «Бисмарка» не помнит, чтобы на корабле был такой кот.
Есть множество сохранившихся фотографий линкора «Бисмарк», но ни на одной нет кота.
🔍 Дополнительные видео
- National Geographic: Кто потопил Бисмарк
- Полярные воды
- Кто потопил Бисмарк? (2010). Документальный фильм "Кто потопил Бисмарк?" - это рассказ о гибели
- Из флагманов в рейдеры
Гибель линкора «Бисмарк» и современная война
Во время Второй Мировой войны немецкие матросы пронесли на борт линкора «Бисмарк» кота. Поимка «Бисмарка», лучшего немецкого линкора Второй мировой войны, стоившего почти четверть миллиарда рейхсмарок, была осуществлена с помощью обычной торпеды, сброшенной с устаревшего английского самолета-биплана «Суордфиш», летающей пичужки, стоившей в. Информация о фильме: Название: Кто потопил «Бисмарк»? Оригинальное название: Who sank the Bismarck? Год выпуска: 2010 Жанр: документальный Режиссер: Джулия Ноблок, Адам Гейджер Одно его название внушало страх. Потопить "Бисмарк" / Sink the Bismarck (1960) Великобритания Twentieth Century Fox Film Corporation.
Кот, потопивший "Бисмарк"
Немцы тоже не сразу разобрались в тактической обстановке, некоторое время принимая «Худ» за легкий крейсер, но вскоре опознали обоих оппонентов. Неизвестно, насколько эта ошибка немцев повлияла на последующие события — не исключено, что, опознав обоих противников сразу, Гюнтер Лютьенс отступил бы, пользуясь преимуществом в скорости, как ранее отступали «Шарнхорст» и «Гнейзенау» даже при встрече с одиночным старым линкором. Радиограмма с сообщением о гибели «Худа» British naval forces intercepted early this morning off the coast off Greenland German naval forces including battleship Bismarck. Holland, CBE, receive an unlucky hit in magazine and blew up. The Bismarck has damage and the pursuite of the enemy continues. It is feared there will be few survivors from HMS Hood.
Британское соединение близ побережья Гренландии рано утром перехватило немецкое, включавшее линейный корабль «Бисмарк». Противник был атакован, и в последовавшем деле корабль Его Величества «Худ» кэптен Керр, командор ордена Британской Империи, Королевский флот , под флагом вице-адмирала Холланда, командора ордена Британской Империи, получил неудачное попадание в погреба и взорвался. Опасаюсь, что с корабля Его Величества «Худ» спасутся немногие. В 06:00 залп немцев с дистанции от 8 до 9,5 миль точнее установить не представляется возможным из-за гибели основных участников событий накрыл «Худ», на котором возник крупный пожар, а спустя несколько мгновений линейный крейсер взорвался. Из числа находившихся на борту 1421 человека эсминцы сопровождения смогли спасти только троих.
Шедший в полумиле от «Худа» «Принс оф Уэлс» попал под град обломков, а несколько минут спустя немецкий отряд перенес огонь на уцелевший линкор.
На реверсе золотой монеты изображена атака «Бисмарка» тремя британскими кораблями. Над немецким линкором показаны два биплана из авиационной группы английской эскадры. Монету «Потопление Бисмарка» можно купить на Монетном дворе Чехии за 5490 чешских крон 203 евро.
Подписаться на новости Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту Отправить.
Во время своего первого и единственного похода в мае 1941 года потопил в Датском проливе британский линейный крейсер Худ. Начавшаяся после этого охота британского флота за Бисмарком спустя трое суток закончилась его потоплением Петр: Дредноты и 1МВ, показали, что они хоть и мощные, но очень дорогие корабли и потеря хотя бы одного, это огромная экономическая дыра, поэтому их не использовали часто вроде было лишь пару сражений где они принимали участия Дата: 2023-02-23.
Адольф Гитлер». Чему быть, того не миновать. Ваша преданность вашему долгу укрепит наш народ в борьбе за выживание. Адольф Гитлер» [27]. Атаки эсминцев[ править править код ] Во время атаки торпедоносцев «Бисмарк» сблизился с «Шеффилдом» и в 21:40 дал несколько залпов главным калибром. Снаряды одного из них легли вблизи борта крейсера, их осколками были убиты трое британских моряков и ранены ещё девять, а также выведен из строя привод радара. Крейсер был вынужден поставить дымовую завесу и выйти из боя [24]. Перед потерей контакта «Шеффилд» передал координаты «Бисмарка» 4-й флотилии британских эсминцев под командой кэптена Филипа Виана. Флотилия, состоявшая из эсминцев « Коссак », « Сикх [en] », « Маори [en] », « Зулу [en] » и польского эсминца « Пёрун [en] » [28] , находившаяся в охранении конвоя WS-8В, утром 26 мая получила указание соединиться с британскими линкорами. После получения радиограммы о местонахождении немецкого линкора перед Вианом встала дилемма — выполнять приказ о движении навстречу своим линкорам или на свой страх и риск флотилия соблюдала радиомолчание и не могла связаться с штабом атаковать противника. Интересно, что Тови был настолько уверен в боевом духе командира флотилии, что счёл не нужным отдавать ему дополнительные инструкции, заявив офицером штаба, что «Это совершенно излишне. Я знаю Виана, он уже проигнорировал приказ и идёт на неприятеля». Первым в 22. Остальные эсминцы тем временем окружили линкор со всех сторон, и в 23:25 «Бисмарк» радировал о том, что попал в окружение британских лёгких сил, а также линейного крейсера «Ринаун» которого в реальности вблизи не было. Около 23:30 эсминцы попытались одновременно атаковать линкор торпедами, но сильное волнение моря и ответный огонь «Бисмарка» сорвали эти планы. В 23:42 осколки 150-мм снаряда перебили на «Коссаке» радиоантенны, в 23:50 под накрытие попал «Зулу», на полубак которого залетела головная часть разорвавшегося за бортом 380-мм снаряда, а осколки другого повредили директор. После этого Виан понял, что скоординированной атаки не получается, и приказал эсминцам действовать самостоятельно. В 1:21 «Маори» сблизился с «Бисмарком» на 2,5 мили и выпустил две торпеды, затем две торпеды выпустил «Зулу», в 1:40 три торпеды пустил «Коссак», затем ещё четыре — «Сикх». В 3:55 оставшуюся торпеду выпустил «Коссак». Торпедные атаки были прекращены в 7:00, когда последние две торпеды с дистанции 8 км пустил «Маори». Британские моряки были уверены, что добились нескольких попаданий, но в реальности единственным вещественным результатом атаки стал небольшой и быстро потушенный пожар на баке «Бисмарка», вызванный попаданием осветительного снаряда. Кроме того, беспрерывные ночные атаки эсминцев серьёзно вымотали экипаж «Бисмарка». Израсходовав торпеды, эсминцы 4-й флотилии кроме отправленного на базу «Пёруна», на котором заканчивалось топливо занялись наблюдениями за немецким линкором [29] [25] [30]. Подготовка британского соединения к бою[ править править код ] Ошибка с нанесением точки расположения «Бисмарка» на карту была исправлена лишь вечером 25 мая. К этому моменту стало ясно, что часть британских кораблей «Принц Уэльский», «Рипалс» и большинство кораблей эскорта выбывают из игры по причине нехватки топлива. Тови мог рассчитывать только на линкоры «Кинг Джордж V» и «Родни», которые около 18:00 того же числа получили приказ изменить курс для перехвата немецкого корабля, а также на «Соединение H» в составе линейного крейсера «Ринаун» и авианосца «Арк Роял». Но «Родни» к тому моменту находился в 150 милях за кормой «Бисмарка», к тому же немецкий линкор был гораздо быстроходнее; «Кинг Джордж V» был ещё дальше. Тем не менее, британские корабли продолжали преследование, надеясь на то, что атаки авиации заставят «Бисмарк» снизить ход. В 18:26 26 мая «Кинг Джордж V» и «Родни» объединились и продолжали погоню вместе. Однако из-за разразившихся штормов быстро добраться до «Бисмарка» и нанести решающий удар по немецкому кораблю линкоры не могли [31] [32]. Тови не был уверен до конца в том, хватит ли у его крупных кораблей топлива для дальнейшего боя. Ситуация осложнялась докладами об обнаружении подлодок противника в районе сражения [33]. Адмирал решил не вводить линкоры в рискованный ночной бой, а попытаться сначала измотать экипаж «Бисмарка» атаками эсминцев, и уже потом на рассвете добить немецкий корабль, осознавая риски решения [34]. Поздним вечером 26 мая Тови отправил в Адмиралтейство радиограмму, в которой сообщал, что отводит линкоры на позиции к северо-востоку от «Бисмарка». В ответ на это адмирал сэр Дадли Паунд по распоряжению Уинстона Черчилля отправил ответную радиограмму, в которой говорилось следующее [31] : Мы не можем представить себе ситуацию из вашего сообщения. Он должен это сделать, даже если его придётся туда тащить на буксире. Оригинальный текст англ. We cannot visualize the situation from your signal. Bismarck must be sunk at all costs and if to do this it is necessary for King George V to remain on the scene she must do even if it subsequently means towing King George V. Сообщение, однако, пришло с огромным опозданием:Тови прочитал его только утром, уже после завершения боя. Изначально он думал, что это была шутка, поскольку бросать в открытое столкновение «незаменимый» линкор британского флота было опрометчивым с учётом сообщений о присутствии вражеских подлодок. Уже потом Тови заявил своим подчинённым, что не выполнил бы такой приказ даже под угрозой предстать перед трибуналом, а попытался бы ещё и выяснить, кто отправил подобное сообщение [31]. После полуночи 27 мая в британском штабе получили информацию о том, что «Бисмарк», по всей видимости, не управляется. Сначала об этом сообщили посланные на разведку «Суордфиши», затем подтвердил экипаж «Каталины», доложивший, что немецкий линкор описывает круги. Британские корабли начали подготовку к бою. Помимо линкоров «Кинг Джордж V» и «Родни», в последующей утренней атаке на «Бисмарк» принимали участие также крейсеры « Норфолк [en] » и « Дорсетшир », подошедшие к месту боя отдельно от британских линкоров [35] [36]. Тови также отдал ночью приказ линейному крейсеру « Ринаун », авианосцу «Арк Ройял» и лёгкому крейсеру «Шеффилд» занять позиции в 20 милях к югу от «Бисмарка», которые были бы идеальными для последующих атак торпедоносцев [31]. В целом почти полное отсутствие хода у «Бисмарка» и его предсказуемая траектория движения упрощали задачу британцам, и Лютьенс прекрасно осознавал всю тяжесть ситуации. В частности, с корабля направили представление о награждении Рыцарским крестом за потопление «Худа» артиллерийского офицера Адальберта Шнайдера, и получили положительный ответ, причём в нём сообщалось, что помимо Шнайдера награду получил и Линдеманн. Не питая никаких надежд на исход предстоящего боя, Лютьенс приказал погрузить судовой журнал, фильм боя с «Худом» и ряд секретных документов на гидросамолёт Arado Ar 196 , чтобы эвакуировать их. Однако попытки запуска самолёта, предпринятые с 5 до 6 утра, не увенчались успехом: из-за повреждения катапульты для запуска гидросамолётов была повреждена магистраль подачи сжатого воздуха самолёт так и не взлетел. В итоге ставшую бесполезной машину просто сбросили в море, чтобы избежать пожара в грядущем бою [38] [39]. Лютьенс тем временем отправил радиограмму группе «Вест» с просьбой выслать подлодку для подбора документов в том числе судового журнала [38]. Это была последняя радиограмма, которую он закончил словами [40] [26] : Корабль больше не может маневрировать. Сражаемся до последнего снаряда. Слава фюреру! Лютьенса подвергали критике за его льстивые сообщения фюреру и клятву воевать до последнего в условиях, когда шансов выжить просто не было.