Что же касается потерь БПЛА Bayraktar TB2 украинской стороной, то частично они известны благодаря фотоснимкам сбитых беспилотников. Однако это далеко не все утраченные БПЛА. В скором времени Bayraktar TB3 совершит свой первый полёт и под конец текущего 2023 года, будет развернут на TCG ANADOLU в количестве от 30 до 40 единиц. «Беспилотные ударные летательные аппараты Bayraktar TB2 осуществили полёты с материковой части Украины к острову Тендровская коса, который находится в Чёрном море. Что касается Bayraktar TB2, этот БПЛА стал особенно известен в результате военного конфликта между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе.
Bayraktar TB2 — прошлый век. Сверхзвуковой беспилотник Bayraktar Kizilelma показали живьём
БАЙРАКТАР NEWS. Майже 4 000 ракет запустили окупанти по Україні з початку повномасштабного вторгнення. Что же произошло и почему украинские БПЛА все глубже проникают в нашу страну, попытался понять журналист Андрей Магас. Силы ПВО Армии обороны Арцаха уничтожили очередной беспилотник «Байрактар» турецкого производства, сообщает арцахское оборонное ведомство. Создателем этих широко примененных азербайджанской армией в Отечественной войне БПЛА является Сельджук Байрактар. Командование Воздушных сил ВСУ официально подтвердило факт уничтожения в Киевской области собственного БПЛА Bayraktar TB2. Bayraktar Kizilelma — сверхзвуковой палубный БПЛА, созданный в рамках проекта боевого беспилотного авиационного комплекса MIUS.
Bayraktar TB2
Что касается Bayraktar TB2, этот БПЛА стал особенно известен в результате военного конфликта между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе. Bayraktar — это достаточно современный беспилотный летательный аппарат, который можно назвать неким летающим iPhone в сфере военной техники, пояснил Орлов. Свой первый разведполет летательный аппарат совершил в 2014 году и с того же года поступил на вооружение ВС Турции и принял участие в боевых действиях.
Турецкая компания намерена ежегодно производить свыше 500 беспилотников Bayraktar
По словам аналитика Сэмюэля Бендетта, БПЛА могут работать при отсутствии у противника сложной системы противовоздушной обороны и средств радиоэлектронной борьбы. Украина, например, накупила себе турецких беспилотников "Байрактар". Летящий со скоростью, которая вдвое больше, российский "Ланцет", не оставляет "Байрактарам" шансов. Турецкие беспилотники Байрактар сыграли одну из главных ролей в Карабахской войне, а теперь Украина закупает тяжёлые ударные аппараты от той же фирмы для войны на Донбассе. Беспилотный летательный аппарат «Байрактар» является совместным производством турецких компаний Kale и Baykar.
Нам не страшен турецкий Bayraktar
На нем будет работать около 500 человек, предприятие будет производить БПЛА моделей Bayraktar TB2 и TB3, сообщил Reuters гендиректор Baykar Халук Байрактар в кулуарах. «Компания Baykar в курсе, что кампания по сбору денег под названием “Народный Bayraktar” успешно собрала сумму для покупки нескольких БПЛА Bayraktar ТВ2 для украинцев для. Подробный обзор многоцелевого беспилотного летательного аппарата из Турции, более известного как "Байрактар". Командование Воздушных сил ВСУ официально подтвердило факт уничтожения в Киевской области собственного БПЛА Bayraktar TB2. На Западе вынуждены признать: ударные беспилотники Bayraktar ТB2, которые Турция передала Украине, оказались уязвимы перед российскими средствами противовоздушной. «Беспилотные ударные летательные аппараты Bayraktar TB2 осуществили полёты с материковой части Украины к острову Тендровская коса, который находится в Чёрном море.
Братья Байрактар: «Деньги не приоритет, наша поддержка на стороне Украины»
Однако его это так и не спасло. Турецкий аппарат используется только для разведывательных полетов, однако для этого существуют более дешевые и мелкие беспилотники. Основной его ролью пока остается устрашение противника, однако и это быстро сводится на нет при появлении полноценных ЗРК. К слову, в последнее время все чаще поднимаются разговоры о поставках широкого спектра вооружений из России.
Может оказаться так, что дорогостоящий ударный «Байрактар» так и будет безнадежно томиться в тылу. При всех плюсах ударных беспилотников и их современности, стоит понимать, что это не панацея, и при столкновении с мало-мальски серьезными ВВС, рассчитанными на завоевание превосходства в воздухе, они вряд ли смогут переломить ход боевых действий.
Турецкая компания Baykar объявила, что планирует начать производство боевых БПЛА Bayraktar на Украине не раньше 2025 года, сообщил генеральный директор компании Халук Байрактар.
По его словам, основная часть подготовительных работ на заводе уже ведется. Как ожидается, предприятие будет электрифицировано в июле.
Судя по фотографиям и видеоматериалам, сегодня счёт уничтоженным турецким БПЛА идёт на десятки. Что не удивительно, поскольку зенитные комплексы «Бук», «Квадрат» и «Панцирь» легко расправляются с подобными аппаратами. Между тем турецкие СМИ приписывают «Байрактару» волшебные свойства, которыми он обладать не может, исходя из внешнего облика и массово-габаритных параметров. Речь идёт о так называемой малой заметности, которой на самом деле нет совсем. Хотя планёр «Байрактара» и делают из композиционных материалов, на практике это улучшает лишь весовую отдачу.
Но мало способствует снижению эффективной площади рассеивания - величины, которая определяет дальность обнаружения летательного аппарата средствами радиолокации. Использование поршневого металлического мотора мощностью 100-150 л. Принимая во внимание немалые массово-габаритные характеристики и малую скорость полёта, аппарат хорошо различим как визуально, так и на экранах РЛС. Отсюда и его высокая уязвимость к средствам ПВО противника. Сирийский опыт Турецкие войска нанесли большой урон САА, заставив её отказаться от наступления и перейти к обороне. Для защиты от массированных атак «Байрактаров», Дамаск был вынужден в срочном порядке отправить на фронт сохранившиеся в его арсенале зенитные комплексы войсковой системы ПВО. Сирийские зенитчики сбили десятки турецких беспилотных аппаратов, брошенных на борьбу с автобронетанковой техникой и артиллерией правительственных войск.
Лучший результат показал «Бук-М2Э»: из 25 выпущенных ракет 20 поразили свои цели. Это высокий показатель, что не удивительно, принимая во внимание назначение и возможности данной системы средней дальности, специально разработанной для прикрытия танкистов и мотострелков на марше, в наступлении и обороне от ударов с воздуха. Словом, турецкие ударные беспилотники оказались сильно уязвимыми, когда противник применил против них современные комплексы ПВО сухопутных войск российского происхождения. Выходит, бояться «Байрактара» не надо. Сирийский опыт тому свидетель.
Турецкий производитель получил вопрос о возможных последствиях, если страна-покупатель решит направить ударные оперативно-тактические средневысотные беспилотники Bayraktar с ракетами на подвеске против Анкары.
Только те, кто разрабатывает эту технологию, доминируют над ПО», — ответил Байрактар. Кроме того, по его словам, компания уверена в своих партнерах, которым продает БПЛА, потому что у них есть общие цели.
Почему «Байрактары» стали настоящим хитом: как устроены турецкие беспилотники Bayraktar TB2
Морские БПЛА недостаточно грузоподъёмны, чтобы бомбить современные корабли, но достаточно оснащены средствами дальнего обнаружения, и не только надводных целей, но и подлодок. Турецкие ВМС уже стали мощнейшими на Чёрном море, и, видимо, не собираются останавливаться, пока не подомнут под себя и Средиземноморье, учитывая их интересы в Сирии и прочих нефтяных странах. Новый аппарат аналогичен американской рабочей лошадке БПЛА MQ-9 Reaper, и, по мнению многих экспертов, не обошёлся без украинских доработок, особенно в плане разработки нового двигателя — ранее тоже слабого места Байрактаров. Новые движки получат не только поздние модели турецких бесплотников — движок PD222ST обещают устанавливать и в старые модернизированные варианты. Это разведывательно-ударный БПЛА, где «ударный» отнюдь не дополнительная фича: аппарат несёт серьёзную нагрузку ракет почти любых классов, в том числе воздух-воздух, бомбы свободного падения и бомбы высокоточные, ПТУР с лазерным наведением. Но главная особенность, это крылатая ракета SOM. Радиус полёта этой штучки до 200 км — по некоторым сведениям их даже обкатали в Нагорном Карабахе, а вот отправляли ли их в другие страны, Турция пока рассказывать не хочет. Обидно, что Россия опять застряла в классической для себя истории — вместо того, чтобы выпускать в серию «такое себе», а потом дорабатывать его в боевых условиях с учётом реальных потребностей и замечаний, русские копаются в лабораториях, чтобы сделать «шедевр всех времён и на века! Мол взгляните, да мы ещё «могём», посмотрите какие характеристики — этот в два раз дальше летает, а этот в полтора раза быстрее, а вон то грузоподъёмнее.
Но полетит через три года, а через пять поставим войска, и в войска они поступят единичными экземплярами. В итоге, пока этот шедевр доберётся до серии, он успеет устареть, а конкуренты, даже если у них были «руки из задницы» изначально, методом проб и ошибок сделают оружие не хуже, и извлекут из него выгоду раньше. А в это время уже даже Турция начинает захватывать мировой рынок и выводить свою армию в передовую в регионе, при этом с уже проверенным и отлаженным в реальной войне оружием.
Разработкой первого семейства дронов Anka занялась госкомпания Turkish Aerospace Industries в 2004 году.
Параллельно над собственным проектом работала частная фирма Baykar Makina, до того занимавшаяся автомобильным производством. В Baykar Makina заинтересовались дронами благодаря сыну основателя компании Оздемира Байрактара Сельчуку. В 2004 году молодой инженер как раз закончил учебу в Пенсильванском университете и вернулся в Турцию с дипломом магистра, увлеченностью дронами, неприязнью к Западу и следовавшим из этого желанием поднять отечественную индустрию. Оздемир поддержал идеи сына, но сперва дела у Baykar Makina не задались.
Еще со времен революции начала XX века военные рьяно охраняли светское государство и подозрительно относились ко всем, кто даже в теории мог поставить его под угрозу. Приверженная консервативному исламу династия Байрактаров не стала исключением, поэтому власти не разрешили компании проектировать боевые дроны. В 2005 году Сельчуку удалось уговорить нескольких чиновников посетить демонстрацию первых разведывательных мини-беспилотников, но и она не вызвала фурора. Однако Байрактары не сдавались.
Сельчук яростно критиковал ставку на израильские дроны и высказывал убеждение, что при должных вложениях Турция в течение пяти лет сама может стать передовой державой по производству БПЛА. В свою очередь, его отец привлек к делу влиятельного политика-исламиста Неджметтина Эрбакана и его протеже Реджепа Тайипа Эрдогана, занимавшего на тот момент пост премьера. Патриотическая риторика и нужные связи сделали свое дело. В результате уже в 2006 году турецкие власти закупили у Baykar Makina 19 мини-дронов.
А еще через год компания смогла приступить к созданию прототипа ударного беспилотника Bayraktar TB1. Когда дело сдвинулось с мертвой точки, Сельчук с головой погрузился в работу. Чтобы понимать потребности армии, он отправился на передовую, где турецкие солдаты сражались с курдами. Инженер жил среди простых рядовых и не гнушался даже самых суровых условий, вроде заснеженных гор Анатолии — там он тестировал свои наработки, чем постоянно удивлял друзей.
Если они не работают на высоте 10 тыс. В 2015 году Байрактар наконец представил главный продукт — боевой дрон Bayraktar TB2. На демонстрации беспилотник произвел впечатление на политиков и военных, точно поразив цель на расстоянии 8 км с высоты 4 км.
В прошлом эти дроны спасали армии даже в самых безнадежных ситуациях, что заставило европейских, африканских и азиатских покупателей встать в очередь за ними. Рассказываем, почему Турция всего за четыре года превратилась в «дроновую сверхдержаву» и как Россия пошатнула миф о знаменитом гейм-чейнджере. От покупок к производству История турецких беспилотников берет начало в 1984 году, когда юго-восточные провинции страны охватило восстание Рабочей партии Курдистана РПК. Начавшийся конфликт быстро перерос в партизанскую войну: курдские отряды уступали туркам по численности и техническим возможностям, поэтому воевали небольшими группами, пользуясь преимуществами гористой и лесистой местности. В таких условиях Турции приходилось прилагать большие усилия, чтобы просто обнаружить противника. В боях против курдов Анкара задействовала две армии, авиацию, спецназ и полицию, однако потушить восстание никак не удавалось. К 1990-м гг. Однако они показали себя не с лучшей стороны. На съемку местности, передачу данных, их анализ в командном центре и принятие решения уходило около 20 минут — за это время курдские отряды успевали исчезнуть из поля зрения еще до того, как на место прибывали военные. Здесь ее тоже ждало разочарование: из-за разногласий сторон поставка задержалась на пять лет, а полученные модели пришли с бракованными разведывательными системами. Турцию не устроило и то, что Heron управлялись израильскими пилотами — из-за этого она не могла подключить их к своим оборонным системам или удостовериться, что данные не попадают в руки израильской разведки. Позже министр обороны Турции Нуреттин Джаникли вспоминал : Мы заплатили за них много долларов, но так и не смогли их эффективно использовать… Израильские инженеры намеренно испортили разведывательные системы дронов. Впоследствии мы поняли, что бомбили скалы, а снаряды били мимо целей. После этого Турция снова обратилась к США, попросив продать им несколько боевых беспилотников Predator. Анкара пыталась вывести Вашингтон на сделку дважды в 2010 и 2012 гг. Очередной провал стал для Турции поворотным моментом — именно тогда она отказалась закупать иностранные БПЛА, окончательно сделав ставку на отечественное производство. Разработкой первого семейства дронов Anka занялась госкомпания Turkish Aerospace Industries в 2004 году. Параллельно над собственным проектом работала частная фирма Baykar Makina, до того занимавшаяся автомобильным производством. В Baykar Makina заинтересовались дронами благодаря сыну основателя компании Оздемира Байрактара Сельчуку. В 2004 году молодой инженер как раз закончил учебу в Пенсильванском университете и вернулся в Турцию с дипломом магистра, увлеченностью дронами, неприязнью к Западу и следовавшим из этого желанием поднять отечественную индустрию.
Многие страны Африки закупили Bayraktar TB2 для борьбы с повстанцами. Власти Эфиопии , в знак благодарности за продажу данного БПЛА, после крупного разгрома повстанческих групп, наградили Халука Байрактара медалью почета [26]. Bayraktar TB2 активно использовался в спасательной операции, наряду с другими турецкими беспилотниками, после февральского землетрясения , за счет чего удалось обнаружить и спасти большое количество людей [27]. Bayraktar применялся украинской стороной на начальном этапе вторжения России в Украину , став символом сопротивления, наряду с ПТРК « Джавелин » [28]. Корпус БПЛА выполнен из композитных материалов и оснащён системой автоматического взлёта и посадки. При необходимости аппарат может действовать в полуавтономном режиме полёта [30] , без управления с земли. Хвост в виде перевёрнутого V служит одновременно рулём направления и высоты. БПЛА оснащён канадским [31] двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. В октябре 2020 года, в связи с использованием БПЛА азербайджанской армией против армянских сил в Нагорном Карабахе во время Второй карабахской войны , поставки двигателей канадской компанией Bombardier Recreational Products в Турцию были временно приостановлены [32]. Также эмбарго коснулось и канадской оптики от Telemus Systems [33]. Для того, чтобы не зависеть от поставок двигателей из третьих стран, был разработан отечественный двигатель TEI-PD170, которым оснащаются новые модели Bayraktar TB3 [34]. Турецкая Aselsan разработала отечественную оптику, окончательно решив проблему с эмбарго [35]. Все критические компоненты беспилотника производятся в Турции. Шасси трёхстоечное. Носовая стойка убирается, улучшая обзор двум камерам на поворотном подвесе, основные не убираются. Стандартная полезная нагрузка БПЛА включает в себя: модульные электронно-оптическую и инфракрасную камеры, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель для управляемых боеприпасов либо многофункциональный АФАР радар [30]. Благодаря высококачественной оптико-электронной системе используется канадская станция воздушной разведки CMX-15D Wescam дроны Bayraktar могут поражать цели с высоты 7 км, находясь за пределами досягаемости многих устаревших или низковысотных ЗРК [13].
Кыргызстан получил новые турецкие военные беспилотники
Таким образом, как воздушный разведчик TB2 по-прежнему стоит в строю и используется ВСУ, повышая эффективность их ракетно-артиллерийских ударов и прочих действий. Если же российские войска перейдут в наступление, повторяя ошибки первого этапа СВО, «Байрактары» вновь смогут нанести значительный ущерб. Пожалуй, куда большее опасение вызывает то, что на Украине могут начать производиться Bayraktar Akinci. Bayraktar Akinci — это высотные БПЛА тяжелого класса, полезная нагрузка которых выросла по сравнению с TB2 в 10 раз — со 150 кг до почти полутора тонн. Бортовое оборудование включает не только электронно-оптическую прицельную станцию, но и радар с синтетической апертурой, позволяющий выявлять наземные цели вне зависимости от уровня облачности на дальностях в сотни километров.
Устойчивость к РЭБ обеспечивается за счет спутникового канала управления. Также это техническое решение позволяет уйти от зависимости в наземных коммуникационных станциях с дальностью действия в 300 км. Помимо уже известных нам высокоточных малогабаритных MAM-C и MAM-L, турецкий беспилотник может нести полноразмерные боеприпасы, такие как управляемые 500-кг бомбы Mark 83 JDAM, ракеты класса «воздух-воздух», а также крылатые ракеты SOM с дальностью поражения наземных стационарных и подвижных целей на расстоянии около 200 км.
В 2022 году для Bayraktar разработали корректируемые планирующие бомбы Bozok, которые наводятся на цель по лазерному лучу. Отличие БПЛА Bayraktar заключается в том, что он малозаметный и медленный — скорость аппарата составляет 130 километров в час. Корпус выполнен из композитных материалов, что позволяет снизить возможность противника засечь Bayraktar с помощью радиолокационных приборов.
Скорее всего, речь идет не о «поединках», а об охоте на «Панцири», которые не были даже приведены в боевую готовность. По крайней мере, такая картина наблюдается на большинстве опубликованных в интернете роликов. Настоящего анализа эффективности «Байрактаров» пока никто еще не сделал, однако, турецкие СМИ поспешили объявить, что дронам удалось «бросить последнюю горсть земли» на условную могилу «Панциря». Поводом для этого стали итоги недавних боев в Нагорном Карабахе, когда БПЛА, используемые азербайджанской армией, безнаказанно истребляли армянскую боевую технику, в том числе и различные ЗРК. Правда, никаких официальных подтверждений о том, что в этом конфликте вообще использовались «Байрактары», первоначально не было. По сути, об этом заявили только власти Армении после того, как два дрона все-таки были сбиты и найдены. Кроме того, в распоряжении армии Карабаха не имелось «Панцирей». Если же отвлечься от поспешно сделанных «рекламных» заявлений, можно обратить внимание на следующие аспекты: Bayraktar TB2 не использует технологию «стелс» и не имеет на борту средств радиоэлектронной борьбы. Его отражающая поверхность довольно велика сравнима, например, с самолетом Ан-2.
Средняя высота полета, типичная для «Байрактара», вполне благоприятна для успешной радиолокации. Размеры БПЛА внушительны — такую цель нельзя назвать мелкой.
Об этом заявил министр энергетики страны Альпарслан Байрактар. По его словам, Турция активно работает над развитием инфраструктуры для приема и хранения сжиженного природного газа СПГ , а также ищет новых поставщиков в преддверии окончания текущих контрактов с РФ и Ираном, которые истекают в 2025—2026 годах. По его словам, заявление президента Владимира Путина о том, что эта страна стала самым надежным партнером в сфере торговли энергоносителями, восприняли с большим оптимизмом в Турции, передает телеканал 360. Сохрани номер URA.
Братья Байрактар: «Деньги не приоритет, наша поддержка на стороне Украины»
Она имеет заправочную емкость объемом в 800 л и установлена на полуприцепе рис. Станция может производить как заправку, так и отбор топлива из топливных баков беспилотника. Она работает от промышленной электрической сети переменного тока напряжением 220 В или от передвижного генератора из состава БАК ВН. Внешний вид, назначение и основные тактико-технические характеристики БпЛА «Байрактар-ТБ2» По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится: — по радиусу действия максимальной дальности применения — к БпЛА средней дальности его радиус действия лежит в пределах от 100 до 500 км , что соответствует решению задач оперативного уровня в интересах объединений в составе ВС РФ ; — по скорости полета в пределах от 50 до 400 км — к малоскоростным БпЛА; — по высоте полета в пределах 4 до 12 км — к беспилотникам с большой высотой полета; — по продолжительности полета свыше 8 ч — к БпЛА с большой продолжительностью полета. Планер беспилотника рис. Конструктивно-компоновочная схема БпЛА «Байрактар-ТБ2» Фюзеляж изготовлен из углеродного волокна, кевлара пара-амидного высокопрочного волокна и гибридных композитов. Поэтому эффективная площадь рассеяния ЭПР этого беспилотника оценивается на уровне ЭПР семейства американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightning II, выполненных по технологии Stealth, то есть не более 0,3 м2. Для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением РЛС в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, турецкий беспилотник какой-либо особой угрозы не представляет. В качестве соединительных элементов в конструкции планера применяются прецизионные детали из алюминиевого сплава, изготовленные и обработанные с применением числового программного управления цифровых вычислительных устройств. Планер имеет прямое крыло большого удлинения и хвостовое оперение выполненное в форме перевернутой буквы V. Старт и приземление беспилотника производится с взлетно-посадочной полосы ВПП в автоматическом режиме «на автопилоте: с применением неубирающегося трехстоечного шасси убирается только передняя стойка.
Силовая установка беспилотника представляет собой двигатель с толкающим двухлопастным винтом рис. Толкающий двухлопастный винт с регулируемым шагом силовой установки БпЛА «Байрактар-ТБ2» Винтовой движитель такого типа имеет угол установки лопастей, изменяющийся в процессе эксплуатации путем вращения лопастей вокруг своей длинной стороны. Регулировка шага винта винтового движителя осуществляется бортовой электроникой. Винт регулируемого шага в отличие от винтов фиксированного шага позволяет увеличивать или уменьшать мощность тяги, сохраняя постоянной частоту вращения коленчатого вала двигателя. Двигатель силовой установки — Rotax 912 рис. Авиационный двигатель Rotax 912 Это авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания с инжекторным принудительным впрыском топлива, четырехтактный, четырехцилиндровый, горизонтально-оппозитный. Его головки цилиндров имеют жидкостное, а цилиндры — воздушное охлаждение. Практический потолок «Байрактар-ТБ2» составляет 8 230 м, рабочая высота — 5 500 м. Максимальная продолжительность полета аппарата может достигать 27 часов. Запас топлива на борту аппарата хранится в баках-дозаторах — усиленных прорезиненных мешках, установленных в полостях планера и предназначенных для размещения топлива.
При расходе топлива баки автоматически уравновешиваются системой электромагнитных клапанов. Беспилотник «Байрактар-ТБ2» оснащен тройной резервной системой авионики. Под термином «авионика» подразумевается совокупность: — бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО. Его приборы, механизмы, агрегаты в своей работе используют электрический ток, но при этом не излучают радиоволны, например, контроллер микропроцессорной системы управления двигателем Rotax 912; — авиационного вооружения АВ , содержащего электронные узлы. Тройное резервирование является отказоустойчивой формой работы бортовой авионики, позволяющее системе продолжить правильную работу в случае одной или нескольких неисправностей. Это крайне важно для ударного беспилотника, который во время боевых действий подвергается воздействию средств ПВО противника. Данная ГОЭС включает в себя модуль электрооптических ЭO камер видеонаблюдения, модуль инфракрасной ИК камеры наблюдения, лазерный целеуказатель, лазерный дальномер с подсветкой. Лазерные дальномер современный и весьма эффективный. В зависимости от комплектации масса ГОЭС может превышать 45 кг. Одна из них имеет малое увеличение и предназначена для ведения обзорной разведки.
Другая — для дальнего обнаружения объектов целей. Она оснащена объективом точного наведения большой кратности и имеет четыре фиксированных угла поля зрения. Ее качество таково, что камера позволяет идентифицировать наземную технику противника на удалении порядка 50—70 км, на удалении в 20 км рассмотреть водителя в кабине автомобиля. Наличие во вращающемся всеракурсном турельном блоке MX-15Di лазерного дальномера и целеуказателя с рабочими длинами волн 1064 и 860 нм при мощности лучей около 680 мВт дает ГОЭС возможность целеуказания на дистанции до 20 км. О качестве видеоизображения можно судить по изображению на рисунке 12, являющимся скриншотом с видео, отснятого азербайджанским БпЛА «Байрактар-ТБ2» во время войны в Нагорном Карабахе. BLVSS позволяет авторизованным пользователям смотреть потоковое видео высокого разрешения в реальном времени. Видео в прямом эфире записываются в архивные видеофайлы длительностью 30 мин. Функция комментариев позволяет пользователям оценивать архивные видео с необходимыми и достаточными подробностями, что позволяет их использовать при планировании и постановке боевых задачи. Зенитно-ракетные комплексы ЗРК малой дальности обладают возможностями поражения высокоточного оружия, а также артиллерийских снарядов и ракет малой дальности, включая ракеты систем залпового огня на расстоянии до 20 км. Аппаратура управления Wescam MX-15Di обеспечивает: — определение собственных координат беспилотника с привязкой к цифровой карте местности; — автоматическое удержание маршрута в районе аэросъемки с высокоточной стабилизацией линии визирования при помощи блока инерциальной навигации на основе волоконно-оптического гироскопа.
И если первые приняли участие в заключительном этапе конфликта и даже понесли потери, то "Буки" вообще ни разу не засветились за все время этой войны. А ведь именно это оружие как нельзя больше подходит для борьбы с такими беспилотниками как "Байрактар ТВ2". Что и было продемонстрировано во время событий в Сирии в начале текущего года, когда турецкие войска, воспользовавшись тем, что правительственные силы не подтянули вовремя свои силы ПВО, устроили настоящее избиение с воздуха пехоты, танков и артиллерии САА. Обстановку удалось стабилизировать, только когда в зоне боев появились такие ЗРК.
Турецкие ВМС уже стали мощнейшими на Чёрном море, и, видимо, не собираются останавливаться, пока не подомнут под себя и Средиземноморье, учитывая их интересы в Сирии и прочих нефтяных странах. Новый аппарат аналогичен американской рабочей лошадке БПЛА MQ-9 Reaper, и, по мнению многих экспертов, не обошёлся без украинских доработок, особенно в плане разработки нового двигателя — ранее тоже слабого места Байрактаров. Новые движки получат не только поздние модели турецких бесплотников — движок PD222ST обещают устанавливать и в старые модернизированные варианты. Это разведывательно-ударный БПЛА, где «ударный» отнюдь не дополнительная фича: аппарат несёт серьёзную нагрузку ракет почти любых классов, в том числе воздух-воздух, бомбы свободного падения и бомбы высокоточные, ПТУР с лазерным наведением.
Но главная особенность, это крылатая ракета SOM. Радиус полёта этой штучки до 200 км — по некоторым сведениям их даже обкатали в Нагорном Карабахе, а вот отправляли ли их в другие страны, Турция пока рассказывать не хочет. Обидно, что Россия опять застряла в классической для себя истории — вместо того, чтобы выпускать в серию «такое себе», а потом дорабатывать его в боевых условиях с учётом реальных потребностей и замечаний, русские копаются в лабораториях, чтобы сделать «шедевр всех времён и на века! Мол взгляните, да мы ещё «могём», посмотрите какие характеристики — этот в два раз дальше летает, а этот в полтора раза быстрее, а вон то грузоподъёмнее.
Но полетит через три года, а через пять поставим войска, и в войска они поступят единичными экземплярами. В итоге, пока этот шедевр доберётся до серии, он успеет устареть, а конкуренты, даже если у них были «руки из задницы» изначально, методом проб и ошибок сделают оружие не хуже, и извлекут из него выгоду раньше. А в это время уже даже Турция начинает захватывать мировой рынок и выводить свою армию в передовую в регионе, при этом с уже проверенным и отлаженным в реальной войне оружием.
Брент Иствуд обозреватель «19FortyFive» отметил, что организованная Россией глубоко эшелонированная противовоздушная оборона, включающая ЗРС С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф», напрочь лишили турецкий беспилотник даже тех немногих преимуществ, которые у него когда-то существовали. Украинский беспилотный «идол» обладает большими габаритными размерами, что в сочетании с низкой скоростью и плохой маневренностью делает его достаточно простой целью для российских ЗРК «Бук-М3», «Тор-М2» и «Панцирь-С1». Действительно, только за первые три месяца спецоперации «Z» ПВО союзных войск уничтожила порядка девяноста единиц этого шароварного «оружия победы». Сегодня «могучий и ужасный» «Байрактар ТБ2» используется лишь в «редких специальных операциях». О причинах украинской «печальки» Первой и традиционной для Украины периода демократической незалежности и европейской самостийности причиной следует считать отсутствие денег и потенциальных возможностей. Украинские аэродромы не ремонтировались на протяжении всего периода превращения бывшей советской республики в «Цеевропу», как, впрочем, и вся военная инфраструктура, доставшаяся небратьям от ненавистного Советского Союза. Удивительно, что при таком варварском отношении взлетно-посадочные полосы украинских военных аэродромов вообще сохранили хоть какую-то возможность выпуска и приема авиационной техники. Напомним, что победное шествие «Байрактара» по «территории 404» началось после хвалебных од турецкому БПЛА, спетых по итогам очередного обострения в Нагорном Карабахе. Тот факт, что в модернизацию своих аэродромов Далляр и Гянджа Азербайджан вложил сотни миллионов, если не миллиарды долларов, ожидаемо ускользнул от внимания комика-наркомана и преступной шайки, которую последователи Бандеры почему-то называют министерством обороны. Найдет ли такие деньги «страна самых смелых президентов», перманентно стоящая с протянутой рукой?
Ответ очевиден даже для самых упоротых шароварных патриотов. В качестве второй причины минимальной эффективности турецкого «чудо-оружия» специалисты отмечают недостаточное количество этих самых, стремительно стареющих аэродромов.
Почему Армения не применила убийц БПЛА "Байрактар" – комплексы "Бук"
Этот показатель довольно низок, что открывает возможность для поражения почти всеми системами ПВО mk-turkey. Чтобы точно поразить цель, ударный беспилотник должен подсветить её лазерным целеуказателем, который не может светить дальше 3,5 км по наклонной. Значит сам он должен находиться на высоте 2,5 км максимум и доступен для поражения почти всеми системами ПВО, от ракетных до пушечных. Как выход — для подсветки использовать разведывательный беспилотник с лазерным целеуказателем. В Карабахе «Байрактары» работали связками, а над ними на большой высоте летал тяжелый беспилотный ретранслятор-разведчик, который передавал данные в центр управления через спутник. Но на Украине таких нет.
А спустя буквально 4 дня 10 ноября 2020 г. А само внедрение системы спутниковой связи предположительно позволит резко увеличить боевые возможности аппарата, сделав его радиус действия практически неограниченным сейчас — 150 км. РЛС сканирует рельеф с высоким разрешением, и обычная маскировка, дым, облака, дождь и пр. Ударный беспилотник имеет четыре точки подвески, на которых могут быть расположены четыре управляемых авиабомбы с лазерной системой наведения, специально разработанных для использования с БПЛА: MAM-L и MAM-С планирующий боеприпас. Турецкие БПЛА все активнее выходят на мировой рынок вооружений. Авиационные боеприпасы для Bayraktar созданы крупным турецким производителем ракетного оружия — компанией Roketsan. Они представляют собой планирующие высокоточные малогабаритные боеприпасы с искусственным интеллектом, которые специально разрабатывались для использования с БПЛА, легких штурмовиков, а также для использования на различных воздушных платформах малой грузоподъемности. Боеприпасы в состоянии эффективно поражать как стационарные, так и движущиеся цели. Оба боеприпаса оснащены лазерной системой наведения на цель полуактивный лазер. От базовой версии авиационный боеприпас отличается отсутствием ракетного двигателя и более развитым оперением, позволяющим планировать на цель. Эта бомба оснащена высокоточной системой наведения по лазерному лучу и осуществляет планирующий полет к цели. Система наведения боеприпаса позволяет попадать с погрешностью не более одного метра. MAM-C втрое легче, предназначен в основном для поражения живой силы противника на дальности до 8 км. Боевая эффективность этих авиабомб уже была проверена при применении Bayraktar TB2 Вооруженными Силами Турецкой Республики и оценивается как весьма высокая. Наземная станция управления базируется на стандартизированном для стран НАТО КУНГе, который оснащен перекрестными резервными системами командования и управления. В состав расчета входят 3 человека — начальник станции управления и 2 оператора. Каждый из них имеет перед собой два экрана с интерфейсами, используемыми для управления, контроля и мониторинга в режиме реального времени и обеспечивающими управление двумя находящимися в воздухе беспилотниками. Все оборудование внутри КУНГа помещено в стеллажные шкафы. А Сирия Вклад беспилотников Bayraktar в боях в сирийской провинции Идлиб, безусловно, был. Их основной задачей стало сканирование линии фронта с целью предоставления разведданных в режиме реального времени и корректировки артиллерийского огня. Результатом стало истощение сирийских войск, постоянно подвергавшихся точечным ударам и лишенных полноценного снабжения. БПЛА осуществляли постоянное дежурство в воздухе и после выявления целей быстро выдвигались к передовой для пуска ракет. Время реакции было гораздо выше, чем у авиации, что позволяло эффективно поражать цели, доступные лишь в узком временном коридоре. В результате боев Турция вывела применение беспилотников на новый уровень. Во-первых, впервые ударные БПЛА применялись против регулярной армии, а не партизан. Во-вторых, впервые они применялись массированно, «эскадрильями», так называемыми «роями». Благодаря им удары по войскам серьезно ослабели, а сирийские силы перешли в контрнаступление и отбросили протурецких боевиков практически на исходные позиции. Б Ливия В Ливии протурецкие силы успешно наступали только при поддержке дронов. Летом 2020 г. Однако с появлением ЗРК ситуация сразу же стабилизировалась. За шесть месяцев боев, начиная с декабря 2019 г. По данным греческого агентства Defence Point, в Сирии и Ливии всего было уничтожено 40 процентов этих БПЛА от общего количества участвовавших в конфликтах. В Нагорный Карабах Судя по имеющейся информации, одной из главных ударных сил Азербайджана стала связка дронов Bayraktar с управляемыми ракетными комплексами, а также артиллерией. На официальных видео азербайджанского Минобороны хорошо видно, как к целям подлетают ракеты, а иногда — артиллерийские снаряды. Видимо, Баку активно использовал корректируемые артиллерийские боеприпасы. Также можно предположить, что Bayraktar наводят и более тяжелые системы вооружения. Надо признать, что эти дроны хорошо подходят именно для такой работы. Они оснащены достаточно мощными оптико-электронными системами, в том числе с ночным и тепловизионным каналами. Но главное — на их борту установлены современные и весьма эффективные лазерные дальномеры. Система ПВО непризнанной НКР оказалась достаточно слабой и состоящей из отдельных, в основном устаревших комплексов, не сведенных в единую систему управления. Отсутствие сплошного радиолокационного поля позволило азербайджанским беспилотникам действовать достаточно безопасно для себя.
Когда турецко-азербайджанские подразделения вплотную подошли к ключевой и единственной дороге, которая связывает столицу Нагорного Карабаха и Армению, не осталось сомнений в том, что перелом в конфликте произошёл именно из-за технического превосходства атакующей стороны. Первую скрипку сыграли «Байрактары». Карабахская война стала промоакцией нового продукта Турции — пакетного решения локальных конфликтов для союзников и друзей султана. БПЛА — ключ для тлеющих локальных конфликтов? Если в 1992 году исход борьбы между двумя не самыми богатыми бывшими советскими республиками зависел от солдата на поле боя, то война 2020 года показала, что территориальные споры можно решить с помощью новых технологий. Роботы не требуют личного мужества и боевого духа и способны эффективно противостоять даже самому мотивированному ополчению, у которого, кроме старого советского автомата Калашникова и готовности умереть за свободу или родную землю, зачастую нет ничего. Первая боевая обкатка «Байрактаров» прошла два года назад в сирийском городе Африн, который в настоящее время фактически оккупирован турецкой армией, рассказал «Октагону» военный эксперт-востоковед Игорь Димитриев. Турецкий беспилотник Bayraktar TB2. Фото: baykarsavunma. Поэтому в каком-то смысле война османских беспилотников против армян началась в сирийской пустыне задолго до всех событий. По словам собеседника, новую тактику применения беспилотников первыми на себе испытали курды, которые считают БПЛА опаснее, чем обычную авиацию. Однако именно турки, проявив мастерство, совершили прорыв и адаптировали беспилотники к войне XXI века, разработав тактику применения этого вида оружия и его взаимодействия с другими родами войск. Игорь Димитриев военный эксперт-востоковед Эксперт констатирует, что внятного ответа, как противостоять новому явлению в мире, пока нет ни у кого, а чтобы его получить, нужно воевать и экспериментировать Есть ли противоядие от дронов? Военный эксперт, редактор издания «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в разговоре с «Октагоном» заметил, что беспилотники в качестве «ключа-открывалки» для подобных конфликтов подходят, но всё же панацеей не являются.
К 1990-м гг. Однако они показали себя не с лучшей стороны. На съемку местности, передачу данных, их анализ в командном центре и принятие решения уходило около 20 минут — за это время курдские отряды успевали исчезнуть из поля зрения еще до того, как на место прибывали военные. Здесь ее тоже ждало разочарование: из-за разногласий сторон поставка задержалась на пять лет, а полученные модели пришли с бракованными разведывательными системами. Турцию не устроило и то, что Heron управлялись израильскими пилотами — из-за этого она не могла подключить их к своим оборонным системам или удостовериться, что данные не попадают в руки израильской разведки. Позже министр обороны Турции Нуреттин Джаникли вспоминал : Мы заплатили за них много долларов, но так и не смогли их эффективно использовать… Израильские инженеры намеренно испортили разведывательные системы дронов. Впоследствии мы поняли, что бомбили скалы, а снаряды били мимо целей. После этого Турция снова обратилась к США, попросив продать им несколько боевых беспилотников Predator. Анкара пыталась вывести Вашингтон на сделку дважды в 2010 и 2012 гг. Очередной провал стал для Турции поворотным моментом — именно тогда она отказалась закупать иностранные БПЛА, окончательно сделав ставку на отечественное производство. Разработкой первого семейства дронов Anka занялась госкомпания Turkish Aerospace Industries в 2004 году. Параллельно над собственным проектом работала частная фирма Baykar Makina, до того занимавшаяся автомобильным производством. В Baykar Makina заинтересовались дронами благодаря сыну основателя компании Оздемира Байрактара Сельчуку. В 2004 году молодой инженер как раз закончил учебу в Пенсильванском университете и вернулся в Турцию с дипломом магистра, увлеченностью дронами, неприязнью к Западу и следовавшим из этого желанием поднять отечественную индустрию. Оздемир поддержал идеи сына, но сперва дела у Baykar Makina не задались. Еще со времен революции начала XX века военные рьяно охраняли светское государство и подозрительно относились ко всем, кто даже в теории мог поставить его под угрозу. Приверженная консервативному исламу династия Байрактаров не стала исключением, поэтому власти не разрешили компании проектировать боевые дроны. В 2005 году Сельчуку удалось уговорить нескольких чиновников посетить демонстрацию первых разведывательных мини-беспилотников, но и она не вызвала фурора. Однако Байрактары не сдавались. Сельчук яростно критиковал ставку на израильские дроны и высказывал убеждение, что при должных вложениях Турция в течение пяти лет сама может стать передовой державой по производству БПЛА.