Новости война в ираке 1991

Лидер Ирака Саддам Хусейн приказал сбросить в Персидский залив 816 000 тонн нефти, а некоторое время спустя отдал распоряжение поджечь нефтяные скважины в Кувейте. Как нефть стала оружием, разбираемся. Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта.

КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91

Интересно, что в его распоряжении была частная армия. По некоторым данным, в ней состояли бывшие военные Израиля и США. Данная ЧВК, скорее всего, обслуживала интересы израильской разведки «Моссад». Интересную деталь о погибшем в разговоре с журналистом «Татар-информа» привел известный политолог и дипломат Сергей Марков. Он существовал за счет того, что ему позволили продавать нефть иракского Курдистана как раз в Израиль. Поэтому ответ будет не только со стороны США, но и Израиля», — пояснил эксперт. Тегеран уже взял ответственность за нанесение ударов, назвав это ответом США на теракт 3 января в Кермане Фото: стоп-кадр видео Месть за смерть генерала Сулеймани Тегеран уже взял ответственность за нанесение ударов, назвав это ответом США на теракт 3 января в Кермане, когда в результате взрывов погибли почти 100 человек, пришедших на кладбище в годовщину убийства генерала Касема Сулеймани.

А также массированную ракетную атаку хуситов со стороны Америки и Великобритании. Иранская сторона также доложила об уничтожении одной из главных штаб-квартир израильской разведки — «Моссад» в иракском Курдистане. Интересно, что официальной реакции Израиля на инцидент по-прежнему нет. А в Белом доме выдержали внушительную паузу перед официальным заявлением на инцидент. На этот момент в Белом доме не готовы даже на грозные заявления Фото: Public domain, commons.

С самого начала истории маленького, но гордого Кувейта, его считала своей собственностью сначала Османская империя, а потом и Великобритания. Факт наличия Кувейта в качестве части своей империи приносил много неиллюзорного профита из-за сотен нефти на его небольшой территории. В 60-х, когда держать зарубежные колонии стало довольно постыдным делом для всех мало-мальски крупных держав, любители чая и конного поло даровали Кувейту независимость и он таки стал настоящим государством. Справедливости ради, кувейтские шейхи с незапамятных времен отличались прокаченными скиллами эффектно класть прибор на политический курс официального Стамбула и официального Лондона и предпочитали вести свои тёмные дела самостоятельно.

Подобный сосед, богатый и несговорчивый, сильно мозолил глаза Ираку аккурат со времени приобретения Кувейтом независимости. Поняв, что культурным, дипломатическим путем аннексировать Кувейт не получится, люди Саддама обвинили кувейтцев в воровстве иракской нефти, связях с ZOG , ну и во всех остальных смертных грехах разом вплоть до участия в мировом антииракском заговоре lol. Иракское усатое быдло в оливковой униформе по команде запрыгнуло в танки и грузовики и все заверте… Начало веселья[ править ] Тихой ночью 2 августа 1990 года, четыре дивизии иракской армии стремительным броском вторглись в Кувейт. Поскольку кувейтские вооруженные силы на тот момент можно было описать только словом « fail » как по качеству, так и по количеству , войска Саддама бодро погнали солдат местного эмира до территории соседней Саудовской Аравии. Туда же поспешили съебаться почти все кувейтские боевые самолеты. Устоять у Кувейта не было никаких шансов. Войска Саддама стремительно мчались по широким кувейтским шоссе, уничтожая всякое сопротивление на своем пути. Они высаживались с моря и утюжили территорию страны с воздуха. Впрочем, были и свои исключения.

Сказать, что иракцы отложили кирпичей, достаточных для постройки нового квартала в Эль-Кувейте, значит не сказать ничего. Итогом встречи стали 25 сгоревших иракских танков Т-72 и задержка в наступлении на три дня. Кувейтские танкисты могли бы держаться и дольше, но вынуждены были отступить 4 августа из-за того, что в иракцев попросту нечем было стрелять. Однако, общий итог подобные редкие примеры кувейтского народного героизма не изменили. К концу первого дня войны столица государства, Эль-Кувейт, почти полностью превратилась в иракский город. Отцы-командиры, тем временем, лишь улыбались в усы. Тем не менее, не обошлось без фэйлов стратегического масштаба. Самым эпичным из которых считается то, что брутальный загорелый иракский спецназ не сумел захватить тогдашнего главу Кувейта — эмира Джабера III.

Иракский излом Впоследствии, когда их войска уже высадились на берегу Персидского залива, США давали понять, что были услышаны неверно. По этой версии американцы не ожидали от Ирака полномасштабного вторжения, а в уме держали только возможность оккупации им спорных территорий. Однако Хусейн пошел гораздо дальше этого. Потрепанная в ходе ирано-иракской войны армия еще казалась ему внушительной силой: 900 тыс. Сравнения с этой военной машиной вооруженные силы Кувейта 16 тыс. И тем не менее они смогли задержать иракцев, навязав им бой в окрестностях Аль-Джухры к западу от столицы — Эль-Кувейта. Только к 4 августа сопротивление кувейтцев было полностью подавлено. Спустя всего сутки оперативное соединение американских ВМС отправилось в Персидский залив. Вместе с ним надвигались и экономические санкции. На торговлю с Ираком наложили эмбарго, а его активы в США заморозили. Президент Буш-старший заявил о необходимости осовременить американские вооруженные силы, а сенатор Роберт Доул, который в 1996 году выдвинется в президенты от республиканцев, конкретизировал, что имел в виду Белый дом: Саддам Хусейн, по его словам, "разбудил" Америку, наглядно продемонстрировав, что время сокращать военные расходы далеко не пришло. Оппозиция вынуждена была согласиться. Столкновение между демократами и президентом откладывалось на неопределенный срок. Вторую половину 1990 года заняла война нервов. Приготовившись к вторжению, американцы выдвинули Багдаду ультиматум: вывести войска с иракской территории до 15 января 1991 года. Осознав, насколько серьезен Белый дом, Хусейн пошел на уступки, но безоговорочно настаивал на сохранении лица. В начале декабря Багдад приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, дав всему миру понять, что собирается отвести войска по собственной воле. Однако это устроило не всех: оказалось, что Хусейн рассчитывает оставить за собой спорный нефтеносный район и выход к Персидскому заливу: не вернуться на прежние позиции, а "обрезать" Кувейт. Cроки ультиматума уже подходили к концу, когда напряжение достигло высшей точки. Разница подразумевалась небольшая: всего несколько дней. По сути, это было прошение о мире. Но США проигнорировали его, и 15 января в заливе разразилась Первая иракская война. Уже 12-го Пентагон объявил, что "практически все военные силы и средства Ирака… или уничтожены, или не способны к действиям". Однако удары продолжились и влекли все больше жертв и разрушений. Из строя вывели систему подачи электроэнергии, а с нею воды и канализацию Ирака.

Поэтому, сказал он, потребовался еще один разговор с Дж. Бейкером, состоявшийся, когда уже шла война. Белоногов подчеркнул, что с августа 1990 года Советский Союз сделал все возможное для того, чтобы предотвратить военное решение конфликта. При этом основные усилия были направлены на переговоры с Ираком. Дипломат положительно оценил заявление Турции о том, что она не откроет второй фронт против Ирака, если сама не подвергнется агрессии. В этой связи он отметил сдержанность Ирана и Йемена, особо выделил позицию неучастия в боевых действия государства Израиль. Понятно, что если оно окажется втянутым в конфликт, это может придать войне "иное качество", считает А. Можно ли положить конец войне до ухода Ирака из Кувейта и согласия Хусейна на вывод войск? Право решать, когда следует прекратить боевые операции, принадлежит тем, кто их осуществляет, сказал заместитель министра ТАСС.

Предыстория конфликта в Ираке и его причины

  • Ирано-иракская война: 40 лет спустя
  • Как началась операция "Иракская свобода"
  • Ирано-иракская война: 40 лет спустя
  • Вы точно человек?

Причины иракской войны

В сентябре 1980 года, после ряда пограничных стычек, Ирак начал масштабное наземное наступление на богатую нефтью и населенную арабами иранскую провинцию Хузестан. Так началась ирано-иракская война. Запад опасался роста радикального исламизма иранского аятоллы Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана. В 1982 году США вывели Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм.

Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года. Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга.

В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту.

Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии.

При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение.

Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака.

Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать.

Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства.

Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ».

Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту.

Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились.

ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества. То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно.

Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок.

Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска.

Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни» Desert Shield. Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 1990 и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе [3] ».

Многонациональные силы Ирак и страны МНС В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения. Ниже приведены обобщённые данные. Данные по странам, внёсшим небольшой вклад в МНС, взяты в основном из этого компилятивного источника pdf-файл.

Австралия — 3 корабля, две медицинские группы. Аргентина — 4 корабля, 2 транспортных самолёта. Афганистан — группа афганских моджахедов прибыла в Саудовскую Аравию для защиты страны от возможного нападения со стороны Ирака.

Помимо этого, сохранение нестабильности в Ираке позволяло оставить в районе Персидского залива крупный военный контингент. Кроме того, на тот момент Вашингтон еще вряд ли бы решился действовать в обход резолюции СБ ООН, которая одобряла освобождение Кувейта, но не свержение режима. Однако иракское население было поставлено в тяжелые условия: продолжал работать репрессивный аппарат, международные санкции, действовавшие в отношении Ирака в связи с программами, связанными с разработкой оружия массового уничтожения, привели к обнищанию и голоду, кроме того, периодически возобновлялись военные удары Запада по иракской территории. С 1991 по 2003 год международное сообщество то пыталось искать с Ираком компромисс, то оказывало беспрецедентное давление. Многие страны наживались на иракском кризисе. Основные скандалы связаны с контрактами по программе "Нефть в обмен на продовольствие", учрежденной ООН в 1995 году для оказания помощи населению. Но она не изменила ситуацию для основной массы иракцев, большинство из которых находились на грани нищеты, резко снизился уровень образования, менялась психология целой нации, поставленной на грань выживания. Многонациональная коалиция, собранная американцами, свергла Саддама Хусейна. В итоге Ирак еще на 12 лет погрузился в хаос: гражданская война, оккупация части страны террористическими группировками "Аль-Каида в Ираке" и "Исламское государство" — запрещены в РФ. Кто-то сейчас с ностальгией вспоминает времена, когда внутри Ирака было безопасно, не было засилья религиозного экстремизма.

Но другие утверждают, что при Хусейне у граждан Ирака не было надежд на перемены, теперь есть шанс. Для нации, которая в течение почти четверти века привыкла жить в условиях тоталитарного режима и культа личности, непросто принять новые правила игры. Особенно в условиях межконфессиональных конфликтов и столкновения интересов внешних сил.

В то время как появление новых проблем, таких как крушение социалистических режимов, в Восточной Европе и ослабления влияния СССР в Ближнем и Среднем Востоке заслуживало большего внимания. Поэтому, скорее всего США со стороны Ирака реальной угрозы для своих интересов не ощущали, поэтому они не верили до конца в то, что Ирак решиться на оккупацию Кувейта. В тоже время Хусейн так же недооценил США. Он надеялся на то, что они не будут вмешиваться в его конфликт с Кувейтом. По сути, Вашингтон надеялся на то что, оказывая поддержку Ираку, он окупиться умеренным поведением со стороны Саддама, точнее, они считали, что он прекратит связи с террористическими группировками и начнет конструктивную игру в решении арабо-израильского вопроса, после чего станет гарантом региональной стабильности. Но по разведочным данным ЦРУ, Хусейн продолжал оказывать финансовую помощь международным террористам. Но не каких важных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место.

Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт. Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны. Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии.

Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству. Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации. Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года.

Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком.

Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам.

Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами.

Операция «Буря в пустыне» 1991 года

Первая война в Персидском заливе стала уникальным событием для своих современников именно из-за того значения, которое получила авиация. В ночь на 24 февраля 1991 года началась наземная операция коалиции. На побережье Персидского залива на территории оккупированного Кувейта был задействован американский десант. Наступление было стремительным на всех участках фронта.

Части, пересекшие границу Ирака на западном и центральном направлении, легко преодолели пограничные укрепления и за ночь продвинулись вперед на 30 километров. Еще через два дня иракская армия прекратила сопротивление на всех участках фронта. Ее техника была в массе своей уничтожена, а люди деморализованы.

Сказалось превосходство коалиции в силе и технологиях. Фактически изолированный Ирак воевал со всем цивилизованным миром, осудившим незаконную аннексию Кувейта. Итоги С наступлением мира все участники конфликта начали анализировать последствия войны в Персидском заливе.

В коалиции самые большие потери пришлись на армию США. Погибло 298 человек, было уничтожено 40 самолетов, 33 танка и т. Потери остальных стран были незначительными из-за малой доли контингента по сравнению с американскими частями.

Более противоречивы данные о погибших со стороны Ирака. После войны в западных средствах массовой информации фигурировали самые разные оценки. Приводились цифры от 25 до 100 тысяч погибших солдат.

Согласно официальной статистике, приведенной правительством Ирака, из-за авианалетов погибло более двух тысяч мирных жителей. Данные о потерях в армии в Багдаде не публиковались и не афишировались, из-за чего о них очень сложно судить. Западные исследования в любом случае не могли основываться на проверенной и подтвержденной информации.

В технике Ирак потерял более 300 самолетов, 19 кораблей, порядка 3 тысяч танков. Интересно, что немалая их часть была советского производства. К 1990 году все эти танки, БМП и т.

Фильмы о войне в Персидском заливе «Морпехи», «Мужество в бою» показывают еще одно уникальное явление, связанное с этим конфликтом. Многие американские солдаты, побывавшие в Ираке, вернувшись домой, стали испытывать сильный стресс. В массовой культуре феномен получил название «синдром войны в Персидском заливе».

Экологические последствия Перед своим уходом из Кувейта иракские войска начали сбрасывать нефть в Персидский залив. Позже эти действия были названы экологическим терроризмом. Хотя авиация союзников и пыталась с помощью высокоточных бомбардировок парализовать работу нефтяной промышленности оккупированного Кувейта, в море оказалось более 8 миллионов баррелей вредного для окружающей среды вещества.

Последствия были ужасны — погибли тысячи птиц, множество рыбы и других представителей фауны. На Ближнем Востоке некоторое время после этого шли так называемые черные дожди. Действия бежавшей иракской армии привели к крупнейшей экологической катастрофе своего времени.

Изоляция Ирака Каковы были политические последствия, к которым привела война в Персидском заливе? Кратко говоря, в регионе был восстановлен статус-кво. Кувейт освободили, туда вернулось легитимное правительство.

В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г. Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта.

В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях.

Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции».

В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право».

В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г.

Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну. Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии.

Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака.

Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Гласпи уверила Хусейна или же он так интерпретировал её слова , что Америка отнесется к вторжению в Кувейт как внутриарабскому делу и не станет вмешиваться. Однако, случилось то, что должно было случиться. Агрессию немедленно осудила ООН. Ничего страшного для Ирака в этом ещё не было. Однако, немедленно на сторону Кувейта встала Америка.

И в течение нескольких следующих месяцев Саддам был полностью демонизирован американской пропагандой. Через пять месяцев, густо наполненных антииракской риторикой, Америка, заручившись санкцией ООН, во главе Международной коалиции вступила в войну. С 17 января по 24 февраля 1991 г. Наземная фаза операции заняла лишь несколько дней с 24 по 28 февраля , а БААСитский режим Хуссейна продолжил свое существование. Слова о «конце истории» полнились всё более грозным религиозным подтекстом, а военная экспансия набирала обороты. С 1991 по 1999 гг. Америку в это время будет возглавлять Буш-младший, склонный к мистицизму и иудео-христианскому мессианству гораздо более своего отца, а его министром обороны будет наш старый знакомый Дональд Рамсфелд.

Белый дом и Пентагон будут к тому времени буквально кишеть неоконами, исполненными всё того же страстного ожидания начала мессианского века… Снова в ход пойдут библейские цитаты, призванные убедить мистически настроенного президента в необходимости «священной войны». The Guardian писала , что Рамсфелд и его советники включали в секретные документы, подготовленные для президента в марте 2003 года, в дни, предшествовавшие вторжению в Ирак фотографии американских военных со своеобразными подписями. На одной, например, изображены солдаты США, преклоняющие колени в молитве, а подписью служит отрывок из Исайи: «Кого мне послать и кто пойдет за нами? В 2006-м интенсивные энергии священной войны вынудят Рамсфелда уйти в отставку. Возмущение высших армейских чинов политикой неоконов будет слишком велико, и Дональд станет козлом отпущения. Впрочем, усилиями Ирана и своевременным вмешательством России, вернувшейся на Ближний Восток, этот морок будет возможно, на время рассеян. А четыре года президентства Трампа дадут миру небольшую передышку.

Но время передышки, как видим, кончилось. Во вторжении участвовало более 200 тыс. Дым от пожаров разбомбленных нефтепромыслов поднимался в небо спустя два года после войны. Самой Америке война стоила более восьми тыс. Но главным итогом стала утрата Америкой позиций и доверия к себе на Ближнем Востоке. Каковы были цели неоконов а Иракской войне?

И как потом оправдывалось, когда выяснилось, что предъявленные «доказательства» оказались фейковыми? Вспомним некоторые факты 20-летней давности. Фото: globallookpress. То, что не доделал Джордж Буш-старший, спустя десятилетие взялся завершить его пришедший в Белый дом сын, Джордж Буш-младший. Тем более, что особенно после терактов 11 сентября у него явно чесались руки разобраться со всеми врагами на «Большом Ближнем Востоке». Саддам Хусейн в этом смысле был идеальной мишенью. Не случайно сразу после атаки террористов на Америку в СМИ появились рассуждения о том, что американцы начнут военную операцию против Ирака, правда, первоочередной задачей для Вашингтона тогда стало вторжение в приютивший Усаму бен Ладена Афганистан, находившийся под властью «Талибана» запрещенная в РФ террористическая организация. Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным. Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами. Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения. В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном». Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием».

Вторжение в Ирак. 20 лет спустя

Тысячи мирных жителей погибли за это время, большинство — от бомбардировок и атак террористов-смертников, миллионы остались без крова и средств к существованию. Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке.

А раз хотел, то пришлось организовывать шоу с демонстрацией «улик». Тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл выступил 5 февраля 2003 года на специальном заседании Совбеза ООН, предоставив многочисленные «доказательства» того, что Ирак якобы скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Пробирка с неким порошком, которой в поддержку своих слов потрясал Пауэлл, давно стала мемом. Организацию Объединенных Наций не удалось убедить дать «зеленый свет» для вторжения. Тогда Вашингтон решил действовать без одобрения ООН, хотя даже ряд ключевых его союзников в Европе включая Францию и Германию высказались против военной операции. Компанию американцам на начальном этапе агрессии составили прежде всего Великобритания и Польша. Еще в октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового уничтожения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. В регион Персидского залива активно перебрасывались американские войска. Утром 20 марта 2003 года началась операция «Иракская свобода».

А 9 апреля был взят без боя Багдад — символом падения столицы стало показанное в прямом эфире на весь мир свержение с постамента одной из статуй Саддама Хусейна. Вскоре под оккупацией оказалась вся страна. Но скорая американская победа стала предвестницей череды множества катастроф, ощущающихся и по сей день. На протяжении всего 2003 года представители Белого дома повторяли мантру об иракском оружии массового поражения как об оправдании вторжения. Но заместитель министра обороны Пол Вулфовиц проговорился в интервью: «По бюрократическим причинам, мы остановились на одном вопросе — оружии массового уничтожения — потому что это была единственная причина, по которой все могли прийти к согласию». Так вот, несмотря на тщательные поиски, проведенные возглавляемой американцем Дэвидом Кеем Иракской исследовательской группой ISG с участием более 1400 человек, никаких свидетельств оружейных программ в оккупированной американцами стране обнаружено не было. Напротив, расследование пришло к выводу, что Ирак уничтожил все основные запасы оружия массового уничтожения и прекратил производство в 1991 году, когда были введены экономические санкции. Правда, потом Дэвид Кей на слушаниях в Сенате заявлял, что «мы почти все ошибались» относительно наличия в Ираке запасов оружия массового уничтожения, но что другие выводы исследовательской группы позволяют предположить, что Ирак потенциально был «более опасным», чем считалось до войны. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом». Уже вскоре после вторжения ЦРУ, разведывательное управление Пентагона и другие разведывательные ведомства в значительной степени дискредитировали прежние «доказательства», связанные с иракским оружием, а также предполагаемыми связями с террористами.

Затем волна за волной самолеты часами бомбили запертые в ловушке машины. После того, как бойня была закончена, около 2000 сожженных и искореженных иракских транспортных средств, а также тела тысяч иракских солдат были разбросаны на многие мили в месте, которое позже получило название «шоссе смерти». Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру. Фото разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов операции «Щит пустыни». Накануне Багдад по радио объявил, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и приказал всем иракским войскам вывести войска из Кувейта в соответствии с 660 резолюцией ООН. На следующий день иракский президент сам объявил по радио, что вывод войск действительно начался по двум автомагистралям и будет завершен в тот же день, на что Буш отреагировал крайне резко, назвав заявления Хуссейна «оскорблением» и «жестоким обманом». Вместо того, чтобы принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле битвы, закончив тем самым войну а это могло быть невыгодным вариантом для США , Буш и военные стратеги Америки решили просто убить как можно больше иракцев. Первые взрывы раздались около полуночи.

Еще через два дня иракская армия прекратила сопротивление на всех участках фронта. Ее техника была в массе своей уничтожена, а люди деморализованы. Сказалось превосходство коалиции в силе и технологиях. Фактически изолированный Ирак воевал со всем цивилизованным миром, осудившим незаконную аннексию Кувейта. Итоги С наступлением мира все участники конфликта начали анализировать последствия войны в Персидском заливе. В коалиции самые большие потери пришлись на армию США. Погибло 298 человек, было уничтожено 40 самолетов, 33 танка и т. Потери остальных стран были незначительными из-за малой доли контингента по сравнению с американскими частями. Более противоречивы данные о погибших со стороны Ирака. После войны в западных средствах массовой информации фигурировали самые разные оценки. Приводились цифры от 25 до 100 тысяч погибших солдат. Согласно официальной статистике, приведенной правительством Ирака, из-за авианалетов погибло более двух тысяч мирных жителей. Данные о потерях в армии в Багдаде не публиковались и не афишировались, из-за чего о них очень сложно судить. Западные исследования в любом случае не могли основываться на проверенной и подтвержденной информации. В технике Ирак потерял более 300 самолетов, 19 кораблей, порядка 3 тысяч танков. Интересно, что немалая их часть была советского производства. К 1990 году все эти танки, БМП и т. Фильмы о войне в Персидском заливе «Морпехи», «Мужество в бою» показывают еще одно уникальное явление, связанное с этим конфликтом. Многие американские солдаты, побывавшие в Ираке, вернувшись домой, стали испытывать сильный стресс. В массовой культуре феномен получил название «синдром войны в Персидском заливе». Экологические последствия Перед своим уходом из Кувейта иракские войска начали сбрасывать нефть в Персидский залив. Позже эти действия были названы экологическим терроризмом. Хотя авиация союзников и пыталась с помощью высокоточных бомбардировок парализовать работу нефтяной промышленности оккупированного Кувейта, в море оказалось более 8 миллионов баррелей вредного для окружающей среды вещества. Последствия были ужасны — погибли тысячи птиц, множество рыбы и других представителей фауны. На Ближнем Востоке некоторое время после этого шли так называемые черные дожди. Действия бежавшей иракской армии привели к крупнейшей экологической катастрофе своего времени. Изоляция Ирака Каковы были политические последствия, к которым привела война в Персидском заливе? Кратко говоря, в регионе был восстановлен статус-кво. Кувейт освободили, туда вернулось легитимное правительство. Саддам Хусейн в 2002 году принес свои официальные извинения этой стране, которые, однако, не были приняты. Для Ирака после «Бури в пустыне» началась полоса изоляции. Западные санкции сохранились. После поражения в войне на севере страны начались восстания курдов и шиитов. Выступления этнических и религиозных меньшинств были жестоко подавлены армией Ирака.

Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток

Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября. Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив. Операция «Меч Пустыни» 24 февраля — 28 февраля 1991 года проходила наземная операция, приведшая к освобождению Кувейта и восстановлению статуса независимого государства. Командующий МНС генерал Шварцкопф нанёс удар не на кувейтском направлении, где иракское командование подготовило статичную оборону, а в пустынном районе саудовско-иракской границы. За двое суток была освобождена столица Кувейта; наступающие войска коалиции подошли к Басре, окружив отступавшие из Кувейта иракские силы. Последствия войны Война имела экологические последствия. В последние недели иракские войска провели сброс нефти в Персидский залив. Чтобы предотвратить попадание в залив нефти, авиация МНС подвергла ряд нефтенасосных станций бомбардировке. Но в залив до конца войны вылилось 8 млн.

Последняя резолюция, принятая 29 ноября, фактически была ультиматумом: иракские войска должны быть выведены с территории Кувейта 15 января 1991 года. Москва отчаянно пыталась убедить Саддама Хусейна добровольно вывести свои войска из Кувейта. Несколько раз в Багдад в качестве спецпосланника Кремля прилетал Евгений Примаков, предлагая план постепенного вывода войск. Но Хусейн обставлял его принятие совершенно нереальными условиями. И одновременно, уже через несколько дней после оккупации Кувейта, стал стягивать в регион собственные силы и формировать антииранскую коалицию.

Воздушная фаза войны продолжалась 39 дней, за которые союзники совершили 110 тысяч самолето-вылетов. Иракские военные объекты, инфраструктура были в значительной мере разрушены. Лишь 24 февраля началась наземная фаза операции, которую назвали «Сабля пустыни».

Может потому, что и самому СССР до развала оставалось менее года и своих проблем хватало, а может из-за действительно откровенно захватнической политики Багдада, который за два дня буквально растоптал маленький, но очень нефтяной Кувейт. Ирак тогда оккупировал Кувейт под предлогом воровства этой страной нефти американцы действительно предоставили Кувейту технологии наклонного бурения, позволяющего заглубляться в «резервуары» соседей , а, по сути, Ирак агонизировал из-за низкой стоимости этой самой нефти — 18 долларов за баррель. Было бы 25 долларов за баррель — Ираку бы хватило, чтобы поправить финансовое и экономическое положение после недавно закончившейся затратной ирано-иракской войны. Из любой ситуации нужно делать выводы и извлекать опыт, в том числе содержащий ошибки конфликтующих сторон. Бесспорно, российский Генштаб досконально изучил ход операции «Буря в пустыне» как и многие другие и составил свою тактику действий, которая сейчас позволяет нашим ВКС успешно и бескровно действовать в Сирии против боевиков «Исламского государства» запрещенная в России террористическая организация , эффективно поддерживая с воздуха правительственные войска и патриотическую оппозицию. Непосредственно сама операция «Буря в пустыне» длилась с 17 января по 24 февраля 1991 года и стала частью так называемой Первой войны в Персидском заливе «Война в заливе». Ей предшествовала операция «Щит пустыни», начавшаяся 7 августа 1990 года с размещения американских войск в Саудовской Аравии. Последующая операция — «Сабля в пустыне» — продолжалась с 24 по 28 февраля 1991 года и представляла наземную операцию МНС, которая привела к разгрому иракской армии, освобождению Кувейта и продвижению войск коалиции на глубину до 50 километров на территорию самого Ирака. Багдад тогда заявил о прекращении сопротивления по всем фронтам и признал все резолюции Совбеза ООН. Как же тогда, 25 лет назад, развивались события? К началу военных действий в регионе противостояния противоборствующие стороны развернули мощные группировки различных видов вооруженных сил. МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах. Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей. Впрочем, и Ирак был крепким орешком. Его армия превосходила коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах свыше 700 тысяч военнослужащих, около пяти тысяч танков, более восьми тысяч орудий полевой артиллерии и минометов, до 700 боевых самолетов и около десяти кораблей.

Когда итальянский репортер-ветеран Маурицио Торреалты обратился за подтверждением этой информации в Пентагон, его первым делом спросили о точной дате взрыва, а затем ответили, что армия США в ходе того конфликта использовала только обычные вооружения, а в качестве возможного объяснения подземного толчка сообщили, что в тот день на данную зону была сброшена кассетная бомба Blue 82, известная как "мать всех бомб". Телекомпания RAI, показавшая в среду 20-минутный репортаж, объяснила, что решила выпустить его в эфир, потому что "нет подтверждений подлинности этого обвинения, но нет и опровержений", и необходимо, чтобы такое серьезное обвинение было "изучено международными организациями с должной прозрачностью". В расследовании журналиста содержатся данные об увеличении случаев заболевания раком и опухолями в Басре: по словам руководителя онкологического отделения больницы Басры доктора Джавада аль-Али, в 1989 году было зафиксировано всего 32 случая заболевания раком в год, а в 2002 - более 600. В репортаже показаны фотографии жертв злокачественных опухолей, а Д. Война в Персидском заливе 17 января - 28 февраля 1991 - война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

 Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий. — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство).

Война в Персидском заливе (1990-91 гг.)

США применили в Ираке военную доктрину под названием "Шок и трепет", которая также известна как доктрина быстрого доминирования. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. Восстания 1991 г. в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге Ирака в марте и апреле 1991 г. во время прекращения огня во время войны в Персидском заливе. В основном нескоординированное восстание, часто называемое шаабанской интифадой среди шиитов. Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига. — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство).

Похожие материалы

  • 20 лет вторжению США в Ирак: как это было — 19.03.2023 — Статьи на РЕН ТВ
  • Войны в Персидском заливе: причины и последствия
  • Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | Пикабу
  • Комментарии
  • 52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ
  • Вторжение в Кувейт

Разрушение иракской инфраструктуры в ходе войны в Персидском заливе

Буквально накануне войны, в январе 1991 г., иракский президент в одной из своих речей заявил: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо. В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне». Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий