Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».
Заслуженный летчик РФ Попов сообщил, как бомбардировщик Ту-160 стал «Белым лебедем»
Справка РВ Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. По сей день является самым мощным и крупным сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла в истории военной авиации, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь», а в натовской номенклатуре имеет имя Blackjack — «Блэкджек».
Дальность его полёта без дозаправки — почти 14 000 км. Ту-160 — самый мощный стратегический бомбардировщик, совокупная тяга его четырёх двигателей — 100 000 кгс, он может нести боевую нагрузку до 40 тонн. Для сравнения: мощность американского стратегического бомбардировщика B-52 — всего 61 680 кгс. Новые модели стратегических бомбардировщиков разрабатываются в России с прицелом на будущее. Сегодня российские машины такого класса заметно опережают иностранные аналоги по большинству параметров.
В конце 1990-х годов американская компания Northrop Grumman разработала многоцелевой бомбардировщик B-2 Spirit. Применение стелс-технологий позволило сделать машину менее заметной для радаров, чем Ту-160. В оборонном ведомстве РФ рассчитывают, что модификация Ту-160М2 будет вдвое эффективнее старой модели дальнего бомбардировщика. В частности, будет коренным образом обновлена авионика электронная «начинка» самолёта. Конструкторы намерены реализовать интегрально-модульный принцип — элементы бортовой электроники будут взаимозаменяемыми. В случае выхода из строя одного компьютера его функции будут перераспределены между другими звеньями системы. Самолёт будет оснащён принципиально новым комплексом радиоэлектронной борьбы. Система, оснащённая тремя лазерными гироскопами и кварцевыми акселерометрами, определяет положение машины в пространстве с точностью до 100 м и может работать в любых широтах, включая арктические.
Планируется, что новые двигатели НК-32-02 позволят поднять потолок полёта «Белого лебедя» до 22 км. Это позволит вывести бомбардировщик из радиуса действия американских ЗРК Patriot, дальность поражения которых не превышает 20 км.
Усилия миллионов человек и несметные средства тратились на разработку и размещение систем вооружения, оснащенных самыми современными технологиями, чтобы гарантировать полное уничтожение вражеского государства в случае, если холодная война перейдет в горячую стадию. Впоследствии, когда это стало невозможным из-за усовершенствования систем ПВО, на этих самолетах стали размещать ракеты для запуска в максимальной близости от цели. Кажется невероятным, что некоторые из этих чудес инженерной мысли 1950-х — 1970-х годов продолжают летать и сегодня, через 26 лет после развала Советского Союза и окончания холодной войны, для участия в которой они были разработаны. За штурвалами некоторых самолетов сидят внуки их первых пилотов, и эти аппараты не теряют своей эффективности. Их модернизируют, чтобы не снимать с вооружения, например, американские B-52 или российские Ту-95 Bear — «Медведь» по классификации НАТО , или возобновляют их производство для выпуска новых моделей, в частности, российского Ту-160. Гиганты времен холодной войны останутся с нами на долгие годы, некоторые из них прослужат более ста лет, а это целая вечность для самолета. Boeing B-52 Stratofortress Контракт на разработку стратегического бомбардировщика B-52 был заключен в 1946 году, первый полет этого аппарата состоялся 15 апреля 1952 года, в 1955 году он был поставлен на вооружение ВВС США.
По прошествии 62 лет этот модернизированный и модифицированный самолет продолжает летать и участвовать в боевых действиях. B-52 Stratofortress летающая крепость разрабатывался как межконтинентальный реактивный бомбардировщик-носитель неуправляемых ядерных бомб для нанесения ударов по городам и стратегически важным объектам инфраструктуры СССР. Ядерные бомбы ни разу не сбрасывались с этих самолетов, которые использовались в оперативно-тактических целях во всех вооруженных конфликтах с участием США, начиная с 1965 года — войны во Вьетнаме. Зато с них сбрасывались тысячи тонн неуправляемых и управляемых бомб с обычным зарядом, и сейчас они продолжают бороздить небо, иногда пилотируемые внуками своих первых командиров. Между собой летчики называют этот бомбардировщик Бафф Buff. Это акроним, образованный из слов Big Ugly Fat Fucker большой, уродливый, толстый тип. Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 Длина самолета — 48,5 метра, размах крыльев — 56,4 метра, площадь крыла — 370 квадратных метров. Высота вертикального стабилизатора — 12,4 метра, масса пустого самолета — 83,25 тонны, максимальная взлетная масса — 220 тонн, что позволяет ему нести 31,5 тысячи килограмм вооружения и 181 тысячу литров топлива. Максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 14 тысяч километров перегоночная дальность — более 16 тысяч километров , но при дозаправке в воздухе максимальная дальность полета зависит от выносливости экипажа.
Самолет может летать на высоте до 15,24 тысячи метров. Экипаж состоит из пяти человек командира, второго пилота, штурмана, радиста-стрелка и инженера-электронщика , хотя иногда в нем размещались и артиллеристы для ведения огня из зенитных орудий, снятых с аппарата в его последних модификациях. B-52, разработанный для транспортировки большой массы бомбовой нагрузки, оснащен большим внутренним грузовым отсеком и четырьмя подкрыльными системами подвески вооружения, благодаря чему аппарат может нести разнообразные виды неуправляемых и управляемых бомб ядерных, кассетных и обычных , а также ракеты воздух-поверхность, предназначенные для удара как по наземным, так и по надводным целям, мины, системы радиоэлектронного подавления общей массой до 31,5 тонны. Всего было построено 744 аппарата в восьми модификациях от A до H , последний самолет покинул заводской цех 26 октября 1962 года.
Также горожане смогут послушать онлайн-концерт Государственного камерного хора РТ «15 песен до Победы», принять участие в акции «Свеча памяти». Трансляцию праздничного салюта на телеканале ТНВ можно будет увидеть в 21.
Самое интересное в виде мозаики
- В День Победы над Казанью пролетел бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» –
- Догнать и перегнать
- Как Минтимер Шаймиев получил «собственный» ракетный бомбардировщик
- Как «Белый лебедь» стал самым мощным в мире бомбардировщиком
- ВС России получат 50 бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь»
Мишустину в Казани показали новую версию сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»
Контракт на поставку десяти самолетов в новом облике Ту-160М общей стоимостью 150 млрд рублей был подписан 25 января 2018 года. Ранее в Минобороны РФ сообщали о планах заказать 50 таких машин. Кроме того, планируется, что глубокую модернизацию в облик Ту-160М пройдут все 16 "стратегов", находящихся на вооружении Минобороны РФ. Отмечалось, что внешне новый самолет не будет отличаться от базового Ту-160, но при этом его боевые возможности существенно увеличатся, в том числе за счет расширения спектра вооружения. Кроме того, для этой машины делают новую серию двигателей НК-32, которые позволят увеличить дальность полета на тысячу километров. В "Туполеве" сообщали, что на Ту-160М устанавливается новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция и комплекс радиоэлектронного противодействия.
Восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планёра самолёта, сформирована новая кооперация из предприятий промышленности в областях авиастроения, машиностроения, приборостроения и металлургии. В процессе создания Ту-160М оформлено 834 патента и разработано 474 новых технических решений. Ту-160М являются глубоко модернизированными строевыми машинами. Машины новой сборки обозначаются индексом Ту-160М2. Первый серийный ракетоносец Ту-160М2 совершил свой первый полёт 12 января 2023 г. Особенности конструкции Ту-160 — самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт. Это самый тяжёлый боевой самолёт в мире, обладающий наибольшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности , цельноповоротными стабилизатором и килем, а также с трёхопорным шасси. Основные материалы планёра — титан , термообработанные алюминиевые сплавы , стальные сплавы и композиционные материалы. Экипаж Ту-160 состоит из 4 человек, размещаемых в общей гермокабине. Состав оборудования и вооружение Самолёт Ту-160 снабжён современным пилотажно-навигационным и радиотехническим оборудованием, в том числе специальным комплексом управления вооружением. Оборудование обеспечивает автоматический полёт и боевое применение всей номенклатуры вооружения. На Ту-160 установлена сдублированная инерциальная навигационная система, система астронавигации, аппаратура спутниковой навигации , многоканальный цифровой комплекс связи и развитая система радиоэлектронной борьбы , обеспечивающая обнаружение радиолокационных станций противника в широком диапазоне, постановку мощных активных и пассивных помех. Ту-160 имеет систему дозаправки топливом в полёте типа «шланг-конус». Основное вооружение состоит из стратегических крылатых ракет КР воздушного базирования типа Х-55. Оно позволяет наносить ядерные удары по целям с заранее заданными координатами.
Отечественный стратегический бомбардировщик Ту-95МС признан одним из самых старых самолетов, который по сей день используется в авиации.
Максимальная дальность доходит до 14000 километров. Самолёт может использовать до 16 стратегических крылатых ракет Х-101. Дальность ракет Х-101 более 5000 километров. Х-101 является стелс-ракетой и весь полёт совершает на малых высотах 30-110 метров со способностью автоматически огибать рельеф местности. Самолёт также использует крылатые ракеты семейства Х-55. Дальность ракет Х-55 до 3500 километров. Х-55 также летят к цели на малых высотах и способны огибать холмы и другие препятствия. В теории самолет может нести авиабомбы. Однако учитывая что самолёт классифицируется как "стратегический бомбардировщик-ракетоносец" то использование авиабомб маловероятно.
«Самолёт прорыва»: как «Белый лебедь» стал самым мощным в мире бомбардировщиком
К счастью, все оперативно удалось наладить. В январе 2022 года произошло историческое событие. Самолет поднялся на высоту 600 метров и выполнил несколько несложных маневров. Полет продолжался около получаса. По характеристикам изготовленный с нуля "Белый лебедь" ничем не отличается от модернизированной версии Ту-160М. Нам посчастливилось побывать в цехе, где собирают ракетоносцы. Все комплектующие на данный момент поставлены, - поясняет замначальника производства по сборке фюзеляжа Алексей Шаландин. Крылья Ту-160М собирают в отдельном цеху. Затем их соединят с фюзеляжем, и самолет обретет привычный облик.
В 2023 году 16 самолетов будут запущены в серийное производство. Ту-160 — многоцелевой стратегический бомбардировщик, способный совершать полеты на дозвуковых и малых высотах до скорости свыше 1 Маха на достаточно большой высоте.
Назовем самолет именем — Минтимер Шаймиев. Это человек, который много сделал.
Ракетоносец назовем именем Минтимера Шаймиева, — сказал Путин. Минтимер Шарипович этого заслуживает. В разговор вмешался генеральный директор «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, который до этого рассказывал Путину о работе завода и создаваемых здесь самолетах. Позвольте поддержать ваше решение.
Выразить благодарность, потому что завод находился в таком состоянии, что фактически стояла судьба его выживания. Минтимер Шарипович вместе с командой дал ему вторую жизнь», — поведал Слюсарь. Таким образом, собравшиеся по факту сказали, что никаких современных самолетов уровня Ту-160М у России бы и не было, если бы не фигура Шаймиева. Поэтому решению Путина остается лишь аплодировать, как и знанию всех глубинных процессов в Татарстане.
Впрочем, если Шаймиев в трудные времена спас завод, то при Минниханове он вышел на новый уровень. В этот раз Путин прилетел в Казань на Ту-214, который был произведен в Казани. А потом сел в автомобиль Aurus, который производится в Елабуге — тоже в Татарстане. Очевидно, что это стало знаком уважения к принимающей стороне.
В результате удара корпус самолета получает повреждения, а из-за воздействия набегающих потоков воздуха происходит дальнейшее разрушение. Обломки с учетом высоты поражения разбрасывает на несколько километров. Но в случае с крушением Ту-22М3 все крупные части оказались на земле в одном месте.
Причем падение самолета произошло в Красногвардейском округе Ставропольского края, который находится примерно в 400 километрах от ближайших украинских позиций. Также в небе не было следов от зенитной ракеты. Это также говорит о том, что средства ПВО не сбивали российский самолет.
Согласно предварительным данным Минобороны, причиной падения самолета стала техническая неисправность. На это указывает и характер падения воздушного судна, момент которого сняли очевидцы и опубликовали в Сети. Этот материал создан для платформы — агрегатора инструментов для борьбы с фейками «Лапша Медиа».
ТУ-160 Белый лебедь — 35 лет
Строительство новых самолетов ведет Казанский авиазавод имени Горбунова — головное предприятие российского ВПК по выпуску дальних бомбардировщиков. Украинские боевики пытаются продвинуться на запорожском направлении, но безуспешно Ту-160М — заметно осовремененная и обновленная модификация сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, который совершил свой первый полет в 1981 году. Самолет оснащен крылом с изменяемой геометрией, которое обеспечивает ему высокое аэродинамическое качество при взлете и посадке, а также возможность броска к цели на сверхзвуковых скоростях. Они могут наносить удары по целям с использованием крылатых ракет большой дальности типа неядерных Х-555 и Х-101, а также ядерных Х-102. В перспективе самолет станет носителем новых гиперзвуковых ракет воздушного базирования. Программа производства новых Ту-160М призвана обновить и увеличить парк дальней авиации и заполнить нехватку стратегических самолетов до завершения создания и начала серийного производства стратегического ракетоносца нового поколения ПАК ДА перспективный авиационный комплекс дальней авиации «изделие 80», создание которого ведет КБ имени Туполева. Новый самолет появится к концу 2020-х годов и будет серийно производиться, видимо, до конца 2030-х, а основу дальней авиации в переходный период составят модернизированные и вновь произведенные Ту-160М. Первый вновь произведенный Ту-160М совершил свой первый полет в Казани 12 января 2022 года. Предварительные испытания первого модернизированного ракетоносца Ту-160М с новыми двигателями НК-32 серии 02 Фото: ПАО «ОАК» Ту-160М создается полностью «цифровым» — вся документация, чертежи, производственный процесс самолета оцифрованы и записаны в компьютерной документации.
На это решение повлияли такие факторы, как малочисленность воссозданного во второй половине 1960-х годов ОКБ В. Мясищева и отсутствие у него необходимой научно-технической и производственной базы. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было. К началу 1970-х годов оба ОКБ подготовили свои проекты — четырёхдвигательный самолёт с изменяемой геометрией крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы. ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС «изделие 200» , сохранявшим определённую преемственность с предыдущей разработкой — Т-4 «изделие 100». Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади. ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой геометрией крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20, построенный по аэродинамической схеме «утка». После того, как в 1969 году ВВС представили новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта тяжёлых самолётов, полученный в процессе разработки и производства сверхзвукового самолёта Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планера самолёта и т. Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяемой геометрией, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла сводил на нет все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144. Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева. Близнюка и других разработчиков к нему не было, поэтому проектирование самолёта началось «с чистого листа», без прямого использования материалов ОКБ Мясищева. В том же 1972 году ОКБ Туполева, ЦАГИ, другие организации и предприятия отечественного ВПК, а также и научно-исследовательские институты ВВС приступили к выполнению широкой программы по оптимизации схемы, параметров будущего самолёта, его силовой установки, выбору конструкционных материалов и разработке необходимых технологий, выбору наилучшей структуры и взаимосвязи комплексов и систем бортового оборудования и вооружения. Всего работами по Ту-160 в СССР, в той или иной форме, занималось около 800 предприятий и организаций различного профиля. Испытания Первый полёт опытного образца под обозначением «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Второй прототип самолёта изделие «70-02» использовался для статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный образец самолёта под обозначением «70-03».
С окончанием холодной войны производство бомбардировщика было остановлено. В 2015 году было принято решение о возобновлении производства стратегического бомбардировщика, который также может быть вооружён ядерным оружием. Пока их испытал только производитель ПАО «Туполев». Как сейчас сообщило Минобороны России, начались первые государственные испытания модернизированного Ту-160М и нового Ту-160М2. Новые системы и двигатели Согласно заявлению, это первый модернизированный прототип, который сейчас проходит испытания. Он должен иметь улучшенные системы вооружения и системы радиоэлектронной борьбы, а также обновлённые средства радиосвязи и передачи данных. Двигатели также были модернизированы: НК-32-02 более аэродинамический и имеет эффективное охлаждение, что снижает расход топлива. На дозвуковых скоростях он сможет пролететь более 8000 километров при выполнении боевых задач. Практическая дальность полета составляет почти 14 000 километров. Длина Ту-160 составляет 54,1 метра.
В те годы конструкторы решили исправить и доработать проект многорежимной модели Ту-22М, имеющей крыло с изменяемой стреловидностью. Первые Ту-160 начали собирать в 1977 году: в данном производстве, так или иначе, участвовало более 800 различных предприятий СССР. Самолёт Ту-160 вовсе не был копией запущенного на семь лет раньше американского бомбардировщика B-1 Lancer, хотя и имел отдельные сопоставимые характеристики. Это самый большой и тяжелый сверхзвуковой боевой самолет в мире, к тому же имеющий самую большую взлётную массу. Несмотря на то, что первый вылет Ту-160 совершил в далёком 1981 году, модель до сих пор морально и технически не устарела. Однако авиаэксперты, например, Андрей Горбачевский, много лет занимавшийся авиационными РЛС, считает, что в современном времени главным недостатком Ту-160 является именно отсутствие скрытности, что может стать решающим при использовании машины в качестве элемента ядерной триады. Сообщается, что весной 2006 года модернизированный Ту-160, в ходе проведения учений, смог незамеченным проникнуть в воздушное пространство США.
Вновь рожденный: чем уникален Ту-160М, за штурвалом которого побывал Путин
B-52 против Ту-160: США и Россия возрождают стратегические бомбардировщики эпохи холодной войны | Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» создавался как ответ на разработку в США аналогичного по классу самолета В−1. |
Бомбардировщики Ту-160 получили ракеты с дальностью свыше 6500 км - Ведомости | ТУ-160 Белый лебедь, в противовес американским аналогам. |
Белый лебедь клюнет – мало не покажется: В России испытали новейший бомбардировщик..... | InfoRuss | Директор по коммуникациям Ростеха Екатерина Баранова с пафосом прокомментировала эту новость: «Сегодня совершил первый полет модернизированный самолет Ту-160М. |
Новый «Белый лебедь»: произведённый с нуля Ту-160М2 впервые поднялся в небо | Россия выпустила в небо новейший стратегический бомбардировщик «Белый лебедь» Ту-160М. |
Модернизированный «Белый лебедь» совершил первый полет
Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков. Оригинал взят у belorys_kh в Интересные факты о бомбардировщике Ту-160 Белые лебеди настоящая гордость российской авиации. всё-таки этот советский ракетоносец, несмотря на многолетнюю историю, продолжает удерживать ряд своих рекордов. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, более известный под названием «Белый лебедь», – немолодая машина: в декабре исполнится ровно 36 лет с того дня, как этот самолет впервые поднялся в воздух.
Стратегические бомбардировщики ВКС России КБ “Туполева”
Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Бомбардировщик Ту-160, предназначенный для ударов по наиболее важным целям в удаленных районах, получил ракету, которая способна лететь на расстояние 6500 км. Самолет показали Киму, тот выразил «глубокое впечатление» и уважение. Россия возродила производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 "Белый лебедь". Дольше на самолетах подобного класса не летал никто!» — цитируют РИА Новости командующего дальней авиацией ВКС РФ, генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша. 19FortyFive: Россия «перезагружает» бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь». Интерфакс: В среду впервые поднялся в небо изготовленный с нуля глубоко модернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М "Белый лебедь", сообщили в пресс-службе "Ростеха".
Стоимость Белого лебедя
- Что еще почитать
- «Белый лебедь» летит: Ту-160М с крылатыми ракетами скоро передадут ВКС России
- Технология № 1 — реактивные двигатели
- Россия выпустила в небо новейший стратегический бомбардировщик «Белый лебедь» Ту-160М
Вновь рожденный: чем уникален Ту-160М, за штурвалом которого побывал Путин
Истребитель-бомбардировщик Су-34 российских ВКС вечером в четверг непроизвольно ударил по Белгороду. Российскому лидеру сегодня показали бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3М, стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М (М2) и среднемагистральные узкофюзеляжные пассажирские лайнеры Ту-214. ТУ-160 Белый лебедь, в противовес американским аналогам. Самолёт Ту-160 вовсе не был копией запущенного на семь лет раньше американского бомбардировщика B-1 Lancer, хотя и имел отдельные сопоставимые характеристики. На Ставрополье упал дальний бомбардировщик Ту-22М3. По информации Минобороны, самолет возвращался с боевого задания, был без боекомплекта, упал в безлюдной местности, на земле разрушений нет. Бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» прошел глубокую модернизацию на Казанском авиационном заводе.