Новости режиссер параджанов

Уже на вернисаже в Петербурге режиссер Дмитрий Месхиев назвал Параджанова гениальным интерпретатором — он превращал в искусство все, чем занимался. Сергей Параджанов — читайте последние новости и события сегодня на сайте Вестник Кавказа. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер.

«Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов

А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Афиша Plus - 12 марта 2024 - Новости. Режиссёр Георгий Параджанов получил перелом ноги около храма в Москве. Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян.

Кинорежиссер Георгий Параджанов доставлен в больницу

Новый сборник сценариев Сергея Параджанова раскрывает замыслы великого режиссера Кроме того, кино по самой своей природе ограничено финансовыми и идеологическими рамками и требует встроенности автора в социум, в который Параджанов если и согласен был вписываться, то на своих индивидуальных условиях. Зато инсталляции и рисунки можно создавать хоть в тюрьме, что Параджанов и делал, будучи осужден в 1974 году на пять лет по обвинению в мужеложстве и порнографии. Одна из кукол, сделанных им в тюрьме из лоскутов мешковины и проволоки, называлась «Лиля Брик» — в честь одной из его главных защитниц, развернувших общественную кампанию за его освобождение, состоявшееся на год раньше срока. Но вообще довольно удивительно, что человеку, так мало склонному к конформизму, удалось снять в Советском Союзе целых четыре фильма, официально признанных мировой историей кино как выдающиеся, — «Тени забытых предков», «Саят-Нова» «Цвет граната» , «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Фото: Валерий Плотников Впрочем, Сергей Параджанов, родившийся в семье тифлисского антиквара-армянина и с детства привыкший к мультикультурной окружающей среде, вряд ли идентифицировал себя как гражданина советской империи: «Все знают, что у меня три родины. Родился в Грузии, работал на Украине и собираюсь умирать в Армении».

Но даже на этом звездном фоне Параджанов выделяется беззаконной кометой, движущейся по своей особой, малопредсказуемой траектории.

Брик поставила параджановское творение в вазу, которую ей подарил Маяковский. Правда, аромат у такого подарка был совсем не цветочный. Кстати, именно Брик и ее связи во Франции во многом помогли Параджанову выйти на волю. В той же тюрьме из крышек от молочных бутылок режиссер чеканил "талеры Параджанова". Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздем и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I. Эти поделки даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ был короткий: "Просто талантливый". Один из таких "талеров" попался Федерико Феллини. Гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль, которой награждал победителей фестиваля в Римини.

На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Завидовал талантливым — и стал гениальным". Последним фильмом, над которым Параджанов начал работать, уже будучи смертельно больным, стала автобиографическая картина "Исповедь". По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь, и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки.

Но случились его "Тени забытых предков", а вслед за ними - мировая слава. Влияние этого фильма на кинематограф и сегодня еще проговаривается большими современными режиссерами. Эмир Кустурица в интервью то и дело называет "Тени" "лучшей картиной мира, снятой до сих пор". И не только Кустурица. Не забудем в биографии и о тюрьме, об арестах, о травле. Это было, этого нельзя отрицать. Но даже из этих своих страшных переживаний Параджанов вынес … любовь. Или у него ее было так много, что даже век-волкодав оказался перед ней бессильным. Сегодня, в день 100-летия мастера, многие вспоминают его фильмографию, но в случае с Параджановым правильнее было бы вспомнить Параджанова-мудреца. Ведь он совсем не случайно рассыпал в своих письмах и автобиографиях афоризмы, знал, что со временем потребность в любви и чуде будет только возрастать. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги, и все - с балкона детства.

Отмечается, что 63-летнего Параджанова доставили в больницу с травмой ноги. Как сообщили родственники, режиссера после медицинского обследования отпустили домой. Георгий Параджанов за свой фильм «Все ушли» 2012 получил премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон», а также главный приз XX Фестиваля российского кино «Окно в Европу».

Вся правда о судимостях Сергея Параджанова

Сергей Параджанов: сказка о раздавленной любви А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова.
Сергей Параджанов: художник и ритуал - Алексей КОЛЕНСКИЙ Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев.
РОСФОТО Рядом с Параджановым Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера.
Служил декором: за что я не люблю режиссёра Параджанова Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений.

Ауэзов, Параджанов и Судьба

Ауэзов, Параджанов и Судьба 9 января 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова — режиссера, который внес огромный вклад в развитие мирового кинематографа фильмами «Тени забытых.
К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу.
Я отомщу миру любовью. Параджанов – Telegram 32 года назад фильм режиссёра Сергея Иосифовича Параджанова «Ашик-Кериб» получил сразу две награды учреждённой в 1988 году премии Европейской Киноакадемии.
Прерванный полёт. К 90-летию Сергея Параджанова | Кинорежиссёр, Лето, Фотографии В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим.

Параджанову исполнилось бы 100: интересные факты из жизни гения

К 100-летию Сергея Параджанова: подборка материалов о великом режиссере Кинорежиссер Сергей Иосифович Параджанов родился в 1924 году в Тбилиси, но по происхождению он армянин.
Ауэзов, Параджанов и Судьба Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера.
Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок По совету Бориса Шкловского режиссер взялся за проект новогоднего телефильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена, однако и он не осуществился из-за ареста Параджанова.

Скончался единственный сын кинорежиссера Параджанова

За свою активную деятельность по освобождению политзаключённых он сам стал жертвой репрессий — был осуждён на 5 лет за гомосексуализм. До сих пор неизвестно, надуманный это был предлог или нет. Все они выразили протест против заключения Параджанова. Луи Арагон лично обратился к Брежневу.

Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. В дальнейшем режиссёр ещё не раз подвергался преследованиям по надуманным обвинениям. Непредсказуемый, эпатажный, с искромётной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, Параджанов продолжал снимать кино, несмотря на все неурядицы.

Откуда у нее такой бриллиант? Это был единственный раз, когда я видел папу без нее. Было очень необычно его таким видеть. Тогда в местах лишения свободы не разрешали носить бороду. Когда узнавали, что в Тбилиси приезжает, к примеру, Театр на Таганке, вся улица выносила столы, такая гулянка начиналась… Папа выходил на третий этаж и с балкона разливал из графина гостям чачу в стаканы. Он и сам любил готовить, когда на него находило вдохновение. Если режиссер снимает фильм про криминал, то он тоже должен уметь это делать. Он мне на конкретных примерах это показывал. Идем на базар.

Да за 25 тебя мулла проклянет! Идем дальше, гранаты продают. А папа очень любил, когда они на столе в вазах стояли. Торговец — молодой мужчина с восточной внешностью. А это мой сын. Он в Киеве живет. Знаешь, какие красивые девочки? В это время папин троюродный брат ставит сумку на землю, и папа с его пирамиды гранатов сбрасывал по одному в эту распахнутую сумку. Что только отец ни делал!

И у церкви милостыню просил. Они с камерой с ним идут, а он встал около церкви в Тбилиси милостыню просить. Некоторые его узнавали, давали по 10 и 25 рублей. Нищие были недовольны, что он отбивал у них заработок. А папа за полчаса собрал 150 рублей. Но потом нищим эти деньги и раздал. Приходим с ним, например, в комиссионку, у папы рубашка навыворот, на шее платок, продавцы думают: цыган какой-то. А они уже на перстни смотрят, в голове караты и чистоту считают. Так он вел себя в магазинах, где его не знали.

А там, где его проделки хорошо были известны, он устраивал настоящие шоу. Он мог эмоционально, гипнотически на человека действовать, и тот попадал под его влияние. Один раз был женат, хватило меня на год. Захотела жена поехать в Югославию. Приехала она через два месяца. Ну а как можно было иначе, если человек обещает через две недели, а приезжает через два месяца? Но по сбыту считается в том случае, если есть контрольная закупка, а если кто-то сказал, это не считается доказательством. А они во время обыска подкинули в мою квартиру героин с какой-то пылью, я такого в жизни в руки не брал. Две недели провел в изоляторе, а потом меня отпустили под подписку о невыезде, следствие продолжалось.

Вдруг ко мне заезжает мой друг. Непонятно как, но он очень быстро стал богатым человеком, работал в техуправлении связи. Как я потом понял, его послали ко мне со спецзаданием. А тогда его дело еще не озвучивали, было неизвестно, жив он или нет. Все эти факты должны были всплыть. Если моя фамилия благодаря папе известна и я даю показания, что он у меня укололся и поехал дальше неизвестно с кем, то его дело приобрело бы совсем иной смысл. В итоге таких показаний я не дал и до сих пор не жалею об этом. Может быть, меня бы потом и не посадили, скажи я такое, но это могло закончиться гораздо хуже. Как получилось, что вас досрочно выпустили?

Его международное сообщество за меня просило. У него до сих пор большое количество поклонников. Когда я вышел, мне дали заработанные в тюрьме 29 грн. За мной должны были приехать на машине, хотя я просил, чтобы мне не организовывали встреч. Стою и жду, чтобы сесть в машину и поехать домой. Все, что представляло какую-то ценность, раздарил людям, с кем поддерживал отношения. Вышел — никого. А рядом гастрономчик, на розлив спиртное продают, и я заказал 50 грамм и вареное яичко. Но после тюрьмы я понял одно: кто не был в этих местах, тот не знает, что такое свобода.

Когда только освободился в 2003 году, товарищ предложил поехать в Севастополь. Но море там холодное было, и мы отправились в Балаклаву — там хороший пляж, вода чистая. Приехали, а нас не пускают. Оказалось, что как раз в это время Владимир Путин осматривал там красоты.

Нас волнует не визуальное сходство с творчеством Параджанова, а рефлексия на новаторский дух и эксперименты мастера. Ваша работа может быть вертикальной или горизонтальной, видеороликом, рилсом или анимацией. Мы будем рады личному высказыванию, инсперированному блестящим художником. Отправить свой проект на конкурс может любой желающий на сайте hsedesign. Количество проектов от одного участника не ограничено. Работы победителей будут отмечены денежными призами и представлены на выставочных площадках Еревана: Музей Сергея Параджанова, Союз художников Армении, а также в городской среде в июне 2024 года.

Тогда же Параджанов устраивает у себя дома своеобразный интеллектуальный салон, где ведутся споры об искусстве, а также демонстрируют отечественные и зарубежные фильмы, недоступные в широком прокате. Молодой режиссёр снова попадает под прицел "компетентных органов". В 1962 году на советские экраны выходит первый фильм Андрея Тарковского"Иваново детство", произведший эффект разорвавшейся бомбы. Параджанова он поразил до глубины души. Через два года он снимет свою картину, которая столь же сенсационно повлияла уже не на русскую, а на украинскую культуру. Речь о "Тенях забытых предков". Этот фильм положил начало целой эпохе украинского кино. Параджанов не побоялся отдать главную роль тогда малоизвестному актеру Ивану Миколайчуку, который потом на долгое время станет воплощением украинского героя разных эпох в советских кинолентах. Оператором он возьмет молодого Юрия Ильенко — будущего члена "Свободы", чьи дети — Филипп и Андрей — пойдут по стопам отца и также станут украинскими националистами, а на главную роль Параджанов назначит Ларису Кадочникову — первую жену Ильенко. Художником картины стал Георгий Якутович. Миколайчук и Ильенко позже станут режиссерами, одними из основоположников современного украинского кино. Фильм стал образцом "новой советской волны". Он вызвал фурор на международных фестивалях, получив, в частности, премии Венецианского, Римского, Салоникского, Всесоюзного фестивалей и фестиваля в Мар-дель-Плата. Но пока "Тени забытых предков" продолжали собирать награды за рубежом, на самой Украине над Параджановым начали сгущаться тучи. До этого одну из картин Параджанова, в которой тот хотел снять Дзюбу, — "Киевские фрески" — закрыли, обвинив самого режиссёра в мистически-субъективном отношении к действительности. В итоге в апреле 1966 года Параджанов покидает Украину и направляется в Армению. Однако там его работа не заладилась. Фильм "Саят-Нова", работать над которым Парджанов начал по прибытии и который был снят в 1968 году, не выпустили на экраны. Сначала самого режиссёра, а потом его коллегу Сергея Юткевича заставили фильм перемонтировать. Вышедшая в итоге в прокат картина не понравилась самому Параджанову.

ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА

Сергей Параджанов в 1984 году © Yuri Mechitov. Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР. Режиссеру и художнику посвящён ряд документальных фильмов: "Сергей Параджанов" (режиссер Фотос Ламбринос, Греция), "Параджанов. Дабы не вызвать недовольства Москвы, режиссером картины был назван Додо Абашидзе, официально Параджанов значился в качестве помощника.

Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве

Режиссёр Георгий Параджанов получил перелом ноги около храма в Москве. В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим. режиссер фильма параджанов билет вечность своем герое украины.

Сергей Параджанов — последние новости

На кадрах Юрия Мечитова, фотографа и автора фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога», — жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза; съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб».

Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов.

По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием». В тюрьме он пробыл четыре года.

Он учился на архитектора, после окончания вуза несколько лет работал по профессии, а потом занялся бизнесом. В июне прошлого года на 81-м году жизни от инсульта умерла его мать и жена режиссера — Светлана Щербатюк-Параджанова. Сам Параджанов скончался в 1990 году.

Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть. Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне». Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения. К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу. При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим. Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?.. Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!.. В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт. Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой. Ведь красота и простота — часто не одно и то же. Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты. Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота». Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это. В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди. Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Однажды его занесло слишком далеко. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей он собирал иконы , то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме. Благо нашелся человек, который дал слово дать против Параджанова соответствующие показания — мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Коллеги с киностудии Довженко, где теперь вновь работал Параджанов, на собрании обвинили своего коллегу в этой смерти. Мол, у человека не было другого выхода. Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловоградом, затем под Винницей.

Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая

Это был царский подарок, от которого Параджанов пытался отказаться, но Абашидзе настоял на своем. В итоге в титрах стоят фамилии двух постановщиков, хотя по факту Параджанов был единственным. Это шедевр, одна из лучших картин в истории советского кино. Борис Мессерер вспоминал, как проходил показ костюмов перед съемками: «Параджанов сказал: «Борис, приходи на «Грузия-фильм», я буду костюмы показывать». Я подумал: ну костюмы и костюмы.

Пришел на студию — и был просто потрясен. Во дворе гарцевали лошади, укрытые попонами, вышитыми специально для фильма. Я и не предполагал, что меня ждет целый спектакль со всадниками! Мы смотрели его со специального маленького помоста для зрителей.

Мимо нас ехали подлинные наездники в национальных костюмах, на лошадях и верблюдах. Помню их лица — такие нельзя придумать — очень серьезные, сосредоточенные. Все действие шло в своем собственном ритме, который задавала поступь животных. Люди, собравшиеся со всей студии, аплодировали, как будто пришли на спектакль по билетам!..

Но Параджанов все превращал в спектакль. Дядя, естественно, не один собирался пойти. Меня заставил бегать как борзую собаку, объявлять, что приглашает на концерт. Пришел с оравой человек в пятьдесят, он же один никуда не ходил.

Сидим, ждем. Минут через двадцать выходит дама — бывают такие вечные дамы в длинных юбках, которые уже боком ходят, старухи, — и говорит: «В связи с неисправностью инструмента концерт задерживается на двадцать минут». Ну, на двадцать, так на двадцать. Сходили в буфет, вернулись в зал, сели.

В 1949 году устроился ассистентом режиссёра на Киевскую киностудию имени Александра Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссёром на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм». Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии 1951, мастерская Игоря Савченко. В 1949-1966 годах — режиссёр Киевской киностудии имени А. В 1967-1974 и 1977-1990 годах — режиссёр киностудий «Грузия-фильм» и «Арменфильм». Автор и соавтор сценариев, художник ряда спектаклей и фильмов.

В 1964 году появился его первый шедевр «Тени забытых предков» по одноимённой повести Михаила Коцюбинского; премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина, 1965; Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия, 1965 и другие награды , принесший кинорежиссёру всемирную славу. Режиссёр-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре. Поразительное проникновение в западноукраинскую этнографию здесь сочетается с самобытной поэтикой Параджанова. В картине доминирует изобразительное начало, причём особое место занимает новаторская работа с цветом, однако и мелодика гуцульской речи становится сильным выразительным средством. Для большинства эпизодов характерно стремительное внутрикадровое движение.

Это самый экспрессивный фильм Параджанова. История о любви, смерти и верности исполнена мощной языческой витальности. Всемирно прославившийся режиссёр, тем не менее, оставался в вынужденном простое. Его работа над фильмом «Киевские фрески» была прервана. В 1967 году Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он работает над фильмом «Цвет граната» «Саят-Нова» — картину о великом армянском поэте, речь в которой идёт скорее о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии.

Здесь киноязык Параджанова значительно обновляется. Кадры обретают почти полную статику, отчего малейшее движение внутри них воспринимается как событийный взрыв. Предметы, представляющие подлинную историко-этнографическую ценность, работают наравне с актёрами.

Мы часто делились отрывками из книги Карена Калантара в своих публикациях, теперь появилась возможность приобрести переиздание книги и прочесть ее целиком. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера, взаимоотношениях с учителем Игорем Савченко; о том, как приходилось выживать Параджанову-художнику, какой чередой компромиссов были для него первые картины, вомногом неудачные, но совершенно необходимые; о том, как порой такому щедро одаренному человеку, каким был Параджанов, требуется время для того, чтобы обрести свой голос, выработать уникальный язык. Предзаказать книгу можно на крауд-платформе Planeta.

Параджанова больше всего интересовало не «что? На время съемок режиссер поселился в Карпатах в, как он говорил, обычной гуцульской хате.

Параджанов погрузился в местную культуру и стремился передать ее атмосферу с помощью языковых особенностей, интонаций, песен, стихов и обрядов. Но Параджанов отклонялся и от текста повести, и от реальных гуцульских обычаев, поэтому «Тени» нельзя рассматривать как этнографическое исследование. Фильм не более, чем полет фантазии, поэзия, стремление показать вневременной характер национального сюжета. Традиции и обряды здесь не мертвая история, а часть магической реальности. И такой поэтический взгляд сильно отличался от партийного кино. Для советского национального кинематографа было характерно то, что историк Франсин Хирш называла «двойной ассимиляцией». Цель любой нации, с точки зрения Хирш, заключалась сначала в формировании традиций и их развитии по лекалам, заданным партией , а затем в слиянии в большую советскую нацию. Поэтический взгляд Параджанова был о другом — о национальном за пределами советской современности.

Армения: «Цвет граната» Не каждому пить воду мою: Особый вкус у ручьев моих. Режиссер хотел создать картину, выдержанную в духе магического сюрреализма. Жест, звук, движение, взгляд — все это увлекало художника гораздо больше, чем любой литературный сюжет. Параджанов утверждал, что сугубо биографическое повествование его не интересует. Вместо этого в «Цвете граната» он поместил зрителя в буйство красок и сменяющие друг друга сюрреалистичные сцены. Женщины плетут ковры, вода стекает по женской груди, на которой лежит огромная раковина, люди превращаются в живые коллажи из разных объектов, возлюбленная поэта держит красные кружева и смотрит прямо в камеру. Такая свобода не вписывалась в рамки советского кинопроизводства. Фильм пострадал от множества правок и цензурных ограничений.

Перемонтированную версию посмотрел всего один миллион зрителей для сравнения: «Тени забытых предков» видели 8,3 миллиона. Кадры из фильма «Цвет граната», 1968 год Но карьера Параджанова пострадала не только от ножниц цензора. В начале 1970-х его снова арестовали по обвинению в мужеложстве.

На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов

Пелешян был дружен также с корифеем армянского абстрактного кинематографа Сергеем Параджановым, от которого даже получил предсмертное письмо. Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова (в центре). Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий