Смотрите видео онлайн «Специальный репортаж о спектакле "Дон Жуан" в постановке Зураба Нанобашвили» на канале «Зураб Нанобашвили» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 14 марта 2023 года в 13:36, длительностью 00:13:06, на видеохостинге RUTUBE. Ассоциация театральных критиков подвела итоги 2021 года в номинации «Спектакль года». Лучшим спектаклем по версии АТК стал «Моцарт. Сцена из спектакля «Моцарт “Дон Жуан”. Премьеру спектакля «Дон Жуан» предварила пресс-конференция его создателей во главе с художественным руководителем театра «Галёрка» Владимиром Витько. В апреле состоятся повторные показы премьерного спектакля сезона — оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник», которая стала центральным событием Фестиваля Дмитрия Хворостовского, прошедшего в октябре–ноябре 2021 года в.
В нижегородском театре «Комедiя» состоялась премьера спектакля «Дон Жуан»
Так смеяться можно только над собой. И только со своими. Потому даже чёрный юмор у Крымова не превращается в желчную сатиру. Он не разоблачает, а жалеет и ласкает своих героев, облюбовывает штампы театра, собирая их в антологию собственной жизни. Как будто впервые спектакль Крымова звучит так мощно и свободно, так болезненно и откровенно лично. Как будто впервые у режиссёра и интерес к большой сцене, которую он делает отдельным действующим лицом спектакля, дышащим, таинственным, засасывающим. Вся история Крымова в Школе драматического искусства на Сретенке — это часто камерные площадки, студийная история вровень со зрителем. В спектаклях МХТ и Театра Наций громоздкая сценическая коробка его не очень занимает и остаётся полупустой, необжитой.
Очевиден неуют режиссёра, который не смог до конца приспособиться к большим академическим залам с ложами и амфитеатрами, не близкими антипафосному началу крымовского театра. В премьере «Мастерской» он как будто впервые позволяет своему спектаклю роскошь театральной красоты. В декорациях Марии Трегубовой театр — это страшно и красиво. Огромная белая рама в ажурных вензелях подавляет актеров, нависая над сценой, подчёркивая несуразность сирых и убогих людей театра. И как в такой неземной красоте могут существовать такие люди? После краха оперных декораций первого акта смешались в кучу стены, люстры кажется, нужно начинать другой спектакль. И он, в общем, начинается.
Режиссёр перемещается из зала на сцену, в чёрный простор. Несколько минут зрители наблюдают, как огромное пустое пространство наполняется белым густым туманом. Поглядите: так работает «сценическая красота». Самый сильный эпизод спектакля: Режиссёр просит художника создать декорацию кладбища. Помпезные лепнины, статуи, витиеватые надгробия — эскизы со всем подобным он разрывает в клочья «У тебя золотые руки, Миша!
Что ты Дон Жуан — ты имеешь право на всё, поэтому внутренне это очень освобождает», — поделился эмоциями заслуженный артист России Андрей Чубченко. А вообще-то, «Дон Жуана» надо действительно воспринимать серьезно. Ведь эту пьесу Мольера неспроста принято считать самой философской. Если подумать, то становится понятно, что Дон Жуан трагичен. И прежде всего тем, что в своей свободе теряет веру в справедливость. А ведь это — основа основ бытия. Герой Мольера все время пробует мир на прочность и ждет, когда же этот самый мир его накажет. А Пир с каменной статуей убитого командора — своеобразная образная игра со смертью и слишком трагичная, чтобы казаться смешной. Ближайшие показы спектакля состоятся 17 и 28 декабря, 25 января.
Бреева, Т. Журавлевой, М. Соколовой, Е. Демаковой, Ю. Огромное спасибо за эти замечательные решения Режиссеру и Художнику спектакля! Поэтому - Даешь больше Жуанов, хороших и разных!!! Алексей Шульгин Потрясающий спектакль и превосходная игра актеров Лана По-прежнему хочу признаться в любви к этому хулиганскому, искрометному спектаклю. Люблю и всё! Люблю всех без исключения!!! Хотя в первую очередь, конечно же, феерично смешной Диманш Роман Бреев настроение поднимает колоссально, каждый раз смеешься и думаешь, что хватит, но нет... Проходит время, я меняюсь, меняется мое восприятие, мое отношение ко многим вещам и людям, но то, что удалось отметить на премьере, а точнее на вводе уже 3-ого Дон Жуана Сергей Бредюк , около года назад, очень греет мою театральную, неискушенную, зрительскую душу!!! Сосуд мастерства этого молодого артиста бездонен и бесконечен очень хочется в это верить!!! Дон Жуан меняется, набирает силу и мощь, "входит во вкус", мастерство шлифуется, роль наполняется новыми красками и не наслаждаться этим просто невозможно!!!! Браво, Дон Жуан!!! Спасибо за чудесный театральный вечер в любимом театре! Хочется возвращаться на спектакли снова и снова, несмотря ни на что!!!! Татьяна Левина 10. Великолепная игра всех без исключения! Спасибо, получили массу хороших эмоций! Наталия 16. Да и актеры на сцене "отрываются по полной".... И все же, как и в любом, даже самом смешном моменте спектакля, есть нотка грусти.... И спектакль не только веселит тебя, но заставляет задуматься... Этот спектакль в репертуаре Нового драматического должен быть и радовать! Не удалось мне увидеть актеров, играющих главные роли в начале пути этого спектакля, да и у каждого все равно будет свое восприятие и представление героя и других персонажей, но то, что я сейчас вижу на сцене, очень греет душу! Спасибо всем, кто продолжает "зажигать" в этом спектакле! Татьяна Левина 12. Но лично мне очень хотелось посмотреть нового Дон Жуана. Я очень полюбила это веселый, в меру хулиганский спектакль, в котором, помимо смеха, есть моменты, в которые стоит остановиться и задуматься.......
И вот Малый возвращает в свой репертуар мольеровского «Дон Жуана». В свое время эта пьеса Мольера стала дерзким вызовом обществу и духовенству. Мольеровскую комедию в пяти действиях известный российский режиссер Владимир Драгунов представил зрителю практически без сокращений. Классика не любит «переформата» и от такового становится, как думается, менее привлекательной. Поэтому попытки «осовременить» произведения классиков нередко грозят провалом. Здесь скорее нужно не переделывать, а просто увидеть современность написанного веками назад произведения. Думается, Драгунову это удалось. Кроме разговоров о любви, что безусловно важно, там есть такая очень большая и серьезная тема лицемерия. Мир заполнен неискренностью, которая подается как определенные постулаты и утверждается с серьезным лицом, поэтому захотелось поговорить на эту тему», — рассказал журналистам режиссёр, заслуженный артист России Владимир Драгунов. Несмотря на то, что автор пьесы жил и творил три века тому назад, он создал в «Дон Жуане» знакомый и понятный даже через века образ: «В обществе человек должен играть по определенным правилам, тем более в том, где лицемерие становится религией.
Обращение зрителей в разные инстанции - безрезультатны
- В печатном номере
- Театръ • Он был раздавлен головою зебры
- Прощай, «Дон Жуан»!
- Иван Ожогин о новом спектакле "Дон Жуан. Нерасказанная история"
Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»
В нём есть простор для зрительской фантазии и юмора, пускай, подчас, и двусмысленного, который был присущ композитору. Постановка абсолютно театральна в самом лучшем, самом оперном смысле этого слова. Здесь живые жизненные черты персонажей уравновешены лицедейством, иронией и условностью. Главный принцип — никаких крайностей и выворачиваний наизнанку.
А ведь нынче модно всё переиначивать и представлять, например, Дон Жуана не агрессором, а жертвой, или наоборот — демонизировать главного героя, превращая в монструозного садиста. Ничего этого нет в спектакле у Тителя, также как нет ни в одной ноте у Моцарта. Образ Дон Жуана здесь, я бы сказал, элегантен и даже в чем-то обаятелен.
Он самоуверен и циничен, но не брутален. Он смел, но смелостью не безоглядно отчаянной и глупой! На самом деле он умен, уверен в своих силах перед лицом Командора и как бы играет с судьбой.
Хотелось бы остановиться на одной метафоре Тителя, которую он дал в руки Дон Жуану в буквальном смысле этого слова. Таких достаточно конкретных и определенных символов в нашем спектакле-намёке не так уж и много, поэтому стоит о нём сказать. Это… лопата в руках героя в «кладбищенской» сцене.
Здесь через прямую цепочку ассоциаций — кладбище, могильщики, призрак, смерть — вырисовывается литературная метафора: Дон Жуан — Гамлет. Это может показаться неожиданным, но, тем не менее, ничего парадоксального в этом нет. За этим стоит нечто более глубинное — гамлетовский мотив противопоставления героя и окружающей действительности.
Гамлетовское одиночество — вот что ощущается в образе Дон Жуана и визуализируется в сцене ужина, где герой трапезничает один… Вернемся теперь к разговору о бездне, уготованной Дон Жуану. Быть может это отнюдь не преисподняя, а… некий высший музыкальный универсум? Так что еще вопрос, трагична ли судьба Дон Жуана?
Удостоился он наказания, или чего-то иного? Да, наш герой не достоин Света, но, быть может, заслуживает Гармонии, как булгаковский мастер Покоя? Гармонии музыки!
Знаменательно, что у Булгакова этот мотив очень музыкален. Там Мастеру будут играть и петь, там он будет слушать Шуберта! Но ведь Мастер — художник!
Причем тут Дон Жуан? И тут в памяти всплывает одна деталь моцартовской биографии, о которой многозначительно упоминает Аберт, обращающий внимание на «внутреннюю связь между последним моцартовским письмом к отцу, где композитор рассуждает о смерти, и протекавшей в это же время работой над «Дон Жуаном»: «... Поскольку смерть, строго говоря, есть подлинная конечная цель нашей жизни, в последние несколько лет я так хорошо познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что её образ не только не содержит для меня ничего пугающего, но, напротив, даёт много успокоения и утешения!
И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье познать смерть как ключ к нашему подлинному блаженству - я никогда не ложусь спать, не подумав, что может быть сколь бы молод я ни был , на другой день перестану существовать... Одиночество художника, гениальность которого не понята обществом, думы о смерти и покое — мог ли Моцарт в образе Дон-Жуана «примерять» всё это на себя?.. Ведь некие дон-жуанские черты, штрихи, если не доводить их до абсурдного отождествления, у любвеобильного Моцарта можно найти.
Да и пушкинского «Каменного гостя» не грех вспомнить: «…Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия…» Музыка и любовь! Здесь уже веет веком романтизма, который был гениально предчувствован Моцартом.
Спасибо постановщикам, что они намекнули нам об этом, ибо в наше сугубо антиромантическое время такая трактовка Дон Жуана не может быть в чести и повсеместно уступает место теме маньяков и жертв… Значительные метаморфозы претерпел в спектакле образ Лепорелло, этого слуги и в каком-то смысле альтер эго своего господина, вобравшего и оттянувшего на себя многие слабости, присущие человеческой натуре — непоследовательность, трусоватость. В спектакле у Лепорелло появляется дополнительная роль — он некий «господин сочинитель». Ход в искусстве не новый, но интересный и в концепции Тителя уместный.
Лепорелло ходит со своим с талмудом и все пишет, пишет музыку, начиная с двух демонических вступительных аккордов увертюры, которые с его участием театрально извлекает из сценических фортепиано шестерка оппонентов Дон Жуана, и кончая финальной сценой, где на пюпитрах тех же инструментов уже законченные клавиры оперы. Особенно впечатляюща в этом плане кульминационная мистическая сцена Дон Жуана с Командором, где забившись в угол и согнувшись в три погибели от страха, Лепорелло все-таки продолжает судорожно свое сочинительство. К рукописи Лепорелло в спектакле то и дело проявляют интерес персонажи, и даже сам Дон Жуан.
Титель наглядно показывает нам здесь, каким образом некий прием работает не только на общий смысл, но и на конкретную драматургию действия и взаимоотношения героев. А в чем же смысл такой трактовки роли Лепорелло? Полагаю в том, чтобы больше подчеркнуть художественную условность и театральность концепции — все происходящее лишь плод художественного воображения, фантасмагория и к реальности отношения не имеет.
После этого уже не удивляешься, например, почему сценический оркестр в сцене праздника сопровождает танцы в костюмах моцартовской эпохи, нарушив тем самым вневременной принцип постановки. Кстати, именно во время этой загадочной и многомерной танцевальной полифонии я впервые в этом спектакле вспомнил Булгакова… Подробный рассказ о двух важнейших персонажах на мой взгляд достаточно исчерпывающе характеризует постановку. О других ролях можно будет кратко сказать в контексте исполнительского мастерства солистов.
Спектакль Дмитрия Крымова — масштабный, размашистый, громкий — о том, что для человека театра нет зазора между реальностями. Репетиция — это то, что происходит в голове перманентно, вне зависимости от его воли как собирание фактуры для нового романа у Тригорина. Это тиканье мысли, которое нельзя прекратить. Можно только пристрелить Режиссера из дробовика прямо во время репетиции так он сам поступает с артистами , заливая кровью белизну декораций. И потом пристрелить снова. И еще раз.
В нынешней постановке интерес вызвало уже приглашение в качестве режиссера новичка в оперном жанре — худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака, который раньше никогда не работал в опере. Сцена из спектакля «Дон Жуан» Фото: Дамир Юсупов Большой театр Спивак также насытил постановку множеством деталей — от велосипедов, на которых иногда передвигаются герои, до зонтиков, заменяющих в дуэлях шпаги, от ванны, в которой возлежит главный герой, до алых мини-платьев и туфель на шпильках, в которые облачен женский миманс, сопровождающий Дон Жуана. А в финале легендарный соблазнитель и его трусоватый слуга Лепорелло, которому на протяжении спектакля приходится носить за господином то корзинку для пикника, то чемоданы, неожиданно выходят на сцену седыми и больными стариками. Самой же большой приманкой для любителей оперы стало участие в премьерных показах Ильдара Абдразакова. Выступление этого певца мирового уровня, обладающего не только шикарным голосом, но и огромным актерским обаянием, стало настоящим украшением премьеры. Фото: Большой театр Дамир Юсупов События на видео.
Сценическая версия объединила четыре взгляда на Дон Жуана: это сюжеты Мольера, Пушкина, Байрона, Шмитта, в центре внимания - мотивы, побуждающие героев искать и добиваться любви даже вопреки здравому смыслу. В спектакле поднимаются следующие опросы: «Почему люди безответно влюбляются? Инициаторами нового пластического спектакля стали режиссёр-постановщик - Сергей Зырянов, режиссёр по пластике - Варвара Зырянова, знакомые зрителями по таким работам, как «Вишневый сад: пластическая версия знаменитой комедии», «Гамлет. Молчание» В рамках работы над спектаклем возникла уникальная коллаборация хореографов. У каждого свой стиль, своё видение прекрасного, но всех объединяет огромное желание создать новый, живой язык для общения со зрителем. Юлия Бирюкова: "Мысль изреченная есть ложь… И снова Сергей Зырянов убеждает нас в том, что движения и музыка могут быть выразительнее, чем слова. Мотивы» - спектакль без слов. Да, наверное, если бы в этой постановке были реплики и монологи, то версий понимания происходящего на сцене было бы меньше. Сюжет художественного произведения известен всем и рассказан разными авторами мужчинами , и вынесенное в название имя главного героя как-то традиционно предполагает описание жизни Дона Жуана глазами верного слуги, или любящих женщин, или автора. В постановке же Сергея Зырянова, мне кажется, главными стали женские судьбы, отчасти прочитанные Дон Жуаном хочется верить, что у режиссера другое отношение к женщине. Мы видим разные женские образы: трогательно-юные, нежно влюбленные, страстно-зрелые, утонченные, гордые, страдающие, ожидающие, минутно-счастливые, сломленные и обманутые… и умудренные опытом — голос за сценой, будто над всем происходящим — как воспоминание или прочтение своей судьбы в историях, происходящих на сцене… Но все они объединены танцем, музыкой и любовью к главному герою.
Спектакль "Моцарт. Дон Жуан" переносится с 13 марта на 20 апреля
Настоящий снег, настоящая земля и настоящее пение. А кончится все хорошо, хотя вначале ничто не будет этого предвещать. Ну, как и положено в сказке. Дмитрий Крымов Сюжет — последнее, что интересует в спектаклях Дмитрия Крымова, как зрителя, так и его самого. Вместо «Дон Жуана» здесь могло быть любое название из мирового репертуара. Спектакль Дмитрия Крымова — масштабный, размашистый, громкий — о том, что для человека театра нет зазора между реальностями.
Степаненко, Д. Евневич, Г.
Кузубов Сганарель — В. А также: заслуженные артисты России: О. Белов, Ю. Машкин, В. Пономарев, артисты: Л. Анциборова, Е. Аржаева, И.
Байбиков, В. Богданов, С. Видрашку, А. Евневич, Н. Ионова, А. Костюк, Г. Кузубов, Н.
А вторая — в том, что одного показа москвичам показалось мало. И те кому повезло попасть, и те, кто ждал премьеры ещё в марте, но не попал, — ждали «второго выхода». В основе спектакля лежит пьеса «Последняя женщина сеньора Хуана», написанная классиком советской литературы Леонидом Жуховицким. Многим он запомнился по повести «Девушка на две недели», впервые напечатанной в журнале «Знамя». Приятно, что «Дон Жуан. Нерассказанная история» — это российский театральный продукт.
Над новой постановкой работал режиссер Олег Загуменнов. Именно он выбрал для студентов произведение европейского драматурга второй половины XX века. И выбор удачный. Написанная 65 лет назад пьеса прекрасно вписалась в современные реалии. Глубокие вопросы, затронутые в произведении, не только переворачивают миф о Доне Жуане, но и наталкивают на серьезные размышления о жизни, любви, чести, Боге.
Традиционное представление о Доне Жуане как о герое-любовнике ставится под сомнение с первых минут спектакля. Юный застенчивый мальчик, влюбленный в геометрию, готовится к браку. Он и его невеста боятся не узнать друг друга, боятся сделать ответственный шаг.
В Москве представили альтернативную историю Дона Жуана
Ассоциация театральных критиков подвела итоги 2021 года в номинации «Спектакль года». Лучшим спектаклем по версии АТК стал «Моцарт. Конечно, спектакль «Дон Жуан. Нерассказанная история» будет интересен поклонникам жанра и, прежде всего, тем, кто предпочитает видеть на сцене определенных артистов. К рукописи Лепорелло в спектакле то и дело проявляют интерес персонажи, и даже сам Дон Жуан. В апреле в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького представят первую весеннюю премьеру – спектакль «Дон Жуан».
Режиссер Семен Спивак: «Наш «Дон Жуан» — не о соблазнителе и проходимце, а о молодости и энергии».
Кстати, долгая почти 90 лет жизнь итальянского драматурга сама достойна стать темой авантюрного романа. Да Понте был аббатом. Но за свободомыслие и распутство среди друзей Лоренцо был его земляк Казанова, с которым потом он познакомил и Моцарта — в записках Казановы остались некоторые тексты и поправки к либретто «Дон Жуана» его изгнали из семинарии, где он преподавал. Потом драматург работал с разными композиторами и в разных странах. Последнюю треть жизни провел в США, став первым католическим священником на кафедре Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 79 лет Лоренцо да Понте получил американское гражданство, а через десять лет на его похороны в Бруклине собралось множество народа. Но в историю да Понте вошел прежде всего как соавтор опер Моцарта.
Аккомпанировал солистам струнный квинтет Музыкального театра. Опера «Дон Жуан» стала завершающей в рамках проекта «Моцарт. Избранное», однако, поскольку подобный сокращенный формат очень востребован зрителями, Калининградский музыкальный театр продолжит радовать поклонников классической музыки не только полномасштабными операми, но и «компактными» постановками опер, только теперь уже других известных композиторов.
Спектакль, над которым работали главный дирижер Большого Туган Сохиев, режиссер Семен Спивак и сценограф Семен Пастух, должен был увидеть свет еще в прошлом сезоне. Но из-за пандемии его выпуск затянулся. В наше время моцартовским операм в главном музыкальном театре страны везет. Очень удачными оказались постановки обеих опер Моцарта, созданных композитором на либретто Лоренцо да Понте в 2014 выпустили «Так поступают женщины», в 2015 — «Свадьба Фигаро. Кстати, долгая почти 90 лет жизнь итальянского драматурга сама достойна стать темой авантюрного романа. Да Понте был аббатом. Но за свободомыслие и распутство среди друзей Лоренцо был его земляк Казанова, с которым потом он познакомил и Моцарта — в записках Казановы остались некоторые тексты и поправки к либретто «Дон Жуана» его изгнали из семинарии, где он преподавал.
Кочергина в 1974 г. S" в Александринском театре и "Лес" в Театре на Литейном; трижды удостоен Санкт-Петербургской высшей профессиональной театральной премии "Золотой софит". Костюмы: Ирина Чередникова Санкт-Петербург. Как художник по костюмам и художник-постановщик осуществила более ста постановок в музыкальных и драматических театрах России, США, Норвегии, Болгарии, Латвии, Эстонии, Финляндии. Среди наград — диплом международной выставки сценографии "Пражская квадриеннале", высшая театральная премия Санкт-Петербурга "Золотой софит" за костюмы к спектаклям "Дон Жуан" Мольера театр им. Комиссаржевской и "Маленькие трагедии" А. Пушкина Александринский театр , серебряная медаль Российской академии художеств за эскизы костюмов к спектаклю "Братья Карамазовы" театр им. Маяковского, Москва. Театральные эскизы Ирины Чередниковой хранятся в коллекциях театрального музея и театральной библиотеки Санкт-Петербурга, музея музыкальных театров Москва , музея детских театров, а также в частных собраниях России, Болгарии, Норвегии и США. В спектакле заняты: Дон Жуан — Ф. Степаненко, Д. Евневич, Г. Кузубов Сганарель — В. А также: заслуженные артисты России: О. Белов, Ю. Машкин, В.
композитор и автор либретто
Главный дирижер Коми оперы Роман Денисов участвовал в этом спектакле именно в качестве поставщика контента: делал репортаж о прогулках Дон Жуана и «встречах» с девушками. Среди вырезанных спектаклей оказались постановки «Моцарт „Дон Жуан“. Вернуть «Дон Жуану» веселость захотел режиссер Семен Спивак.
Дон Жуан (16+)
В 2019 году Константин Райкин стал победителем премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Сганареля в спектакле «Дон Жуан». «Дон Жуан» Чернякова из этого ряда, понятно, выпадает, но не на волне позитива, а явного негатива! Если Дон Жуану Мамиева временами аристократизма не хватало, то в персонаже Артура Гаглоева эта особенность представителей высшего сословия была представлена во всей полноте. В апреле состоятся повторные показы премьерного спектакля сезона — оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник», которая стала центральным событием Фестиваля Дмитрия Хворостовского, прошедшего в октябре–ноябре 2021 года в. Заголовок: Премьера спектакля «Дон Жуан, или Каменный пир» в Малом театре.
Спектакль "Дон Жуан, или каменный пир" в Малом театре
Именно он выбрал для студентов произведение европейского драматурга второй половины XX века. И выбор удачный. Написанная 65 лет назад пьеса прекрасно вписалась в современные реалии. Глубокие вопросы, затронутые в произведении, не только переворачивают миф о Доне Жуане, но и наталкивают на серьезные размышления о жизни, любви, чести, Боге.
Традиционное представление о Доне Жуане как о герое-любовнике ставится под сомнение с первых минут спектакля. Юный застенчивый мальчик, влюбленный в геометрию, готовится к браку. Он и его невеста боятся не узнать друг друга, боятся сделать ответственный шаг.
Но судьба сводит их на карнавале, и молодые люди влюбляются друг в друга.
Здесь через прямую цепочку ассоциаций — кладбище, могильщики, призрак, смерть — вырисовывается литературная метафора: Дон Жуан — Гамлет. Это может показаться неожиданным, но, тем не менее, ничего парадоксального в этом нет. За этим стоит нечто более глубинное — гамлетовский мотив противопоставления героя и окружающей действительности. Гамлетовское одиночество — вот что ощущается в образе Дон Жуана и визуализируется в сцене ужина, где герой трапезничает один… Вернемся теперь к разговору о бездне, уготованной Дон Жуану. Быть может это отнюдь не преисподняя, а… некий высший музыкальный универсум? Так что еще вопрос, трагична ли судьба Дон Жуана? Удостоился он наказания, или чего-то иного? Да, наш герой не достоин Света, но, быть может, заслуживает Гармонии, как булгаковский мастер Покоя?
Гармонии музыки! Знаменательно, что у Булгакова этот мотив очень музыкален. Там Мастеру будут играть и петь, там он будет слушать Шуберта! Но ведь Мастер — художник! Причем тут Дон Жуан? И тут в памяти всплывает одна деталь моцартовской биографии, о которой многозначительно упоминает Аберт, обращающий внимание на «внутреннюю связь между последним моцартовским письмом к отцу, где композитор рассуждает о смерти, и протекавшей в это же время работой над «Дон Жуаном»: «... Поскольку смерть, строго говоря, есть подлинная конечная цель нашей жизни, в последние несколько лет я так хорошо познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что её образ не только не содержит для меня ничего пугающего, но, напротив, даёт много успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье познать смерть как ключ к нашему подлинному блаженству - я никогда не ложусь спать, не подумав, что может быть сколь бы молод я ни был , на другой день перестану существовать... Одиночество художника, гениальность которого не понята обществом, думы о смерти и покое — мог ли Моцарт в образе Дон-Жуана «примерять» всё это на себя?..
Ведь некие дон-жуанские черты, штрихи, если не доводить их до абсурдного отождествления, у любвеобильного Моцарта можно найти. Да и пушкинского «Каменного гостя» не грех вспомнить: «…Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия…» Музыка и любовь! Здесь уже веет веком романтизма, который был гениально предчувствован Моцартом. Спасибо постановщикам, что они намекнули нам об этом, ибо в наше сугубо антиромантическое время такая трактовка Дон Жуана не может быть в чести и повсеместно уступает место теме маньяков и жертв… Значительные метаморфозы претерпел в спектакле образ Лепорелло, этого слуги и в каком-то смысле альтер эго своего господина, вобравшего и оттянувшего на себя многие слабости, присущие человеческой натуре — непоследовательность, трусоватость. В спектакле у Лепорелло появляется дополнительная роль — он некий «господин сочинитель». Ход в искусстве не новый, но интересный и в концепции Тителя уместный. Лепорелло ходит со своим с талмудом и все пишет, пишет музыку, начиная с двух демонических вступительных аккордов увертюры, которые с его участием театрально извлекает из сценических фортепиано шестерка оппонентов Дон Жуана, и кончая финальной сценой, где на пюпитрах тех же инструментов уже законченные клавиры оперы. Особенно впечатляюща в этом плане кульминационная мистическая сцена Дон Жуана с Командором, где забившись в угол и согнувшись в три погибели от страха, Лепорелло все-таки продолжает судорожно свое сочинительство.
К рукописи Лепорелло в спектакле то и дело проявляют интерес персонажи, и даже сам Дон Жуан. Титель наглядно показывает нам здесь, каким образом некий прием работает не только на общий смысл, но и на конкретную драматургию действия и взаимоотношения героев. А в чем же смысл такой трактовки роли Лепорелло? Полагаю в том, чтобы больше подчеркнуть художественную условность и театральность концепции — все происходящее лишь плод художественного воображения, фантасмагория и к реальности отношения не имеет. После этого уже не удивляешься, например, почему сценический оркестр в сцене праздника сопровождает танцы в костюмах моцартовской эпохи, нарушив тем самым вневременной принцип постановки. Кстати, именно во время этой загадочной и многомерной танцевальной полифонии я впервые в этом спектакле вспомнил Булгакова… Подробный рассказ о двух важнейших персонажах на мой взгляд достаточно исчерпывающе характеризует постановку. О других ролях можно будет кратко сказать в контексте исполнительского мастерства солистов. Такова уж специфика оперного искусства, что все усилия постановщиков могли бы пойти прахом, если бы не музыкальная сторона спектакля, которая удалась на славу. Побывав на первом представлении, мне только остается воскликнуть — браво!
Учитывая исключительную стилистическую сложность моцартовского материала, я никак не ожидал столь хорошего и ровного исполнительского уровня от солистов, большинство которых впервые выступало в этой опере пожалуй, лишь Хибла Герзмава уже имела достаточно серьезную практику в партии Донны Анны на сценах Ковент-Гардена и Венской оперы. Эмоциональная энергия, излучаемая их персонажами, в сочетании с профессиональным музицированием оставили большое впечатление, не ослабевавшее на протяжении всего действия. Дмитрий Зуев в заглавной партии выглядел убедительным и соответствующим задуманному режиссером образу. Подвижный и без тяжести голос при отсутствии суеты, грамотные переходы от плавного инструментального звучания к ажитации — все было при нём. Яркие хиты — ария с шампанским, канцонетта, спетые с драйвом, увенчали успех певца, которому не помешали некоторые шероховатости. А вообще в порядке примечания должен заметить, что при всем уважении к знаменитым басам прошлых лет, баритональная традиция исполнения этой партии, кстати, нынче преобладающая, мне больше по душе. На это я обратил внимание давно, сравнивая знаменитых Сьепи и Пинцу с Джоном Браунли в исторической записи Фрица Буша. Сколь бы техничным и подвижным не был бас, прозрачность и легкость моцартовского письма иногда ускользает от него, хотя, разумеется, есть счастливые исключения. Триумфатором по праву можно считать Дениса Макарова в партии Лепорелло.
Рискну утверждать, что он был лучшим в этот вечер. С самых первых нот сцены Notte e giorno faticar с ее ритмической упругостью и многочисленными быстрыми восьмыми он уверенно покорил зал своим артистизмом, тембром и манерой пения.
Он ищет золотую середину между индивидуальным вкладом в интерпретацию опуса и следованием за музыкальной мыслью композитора, рискуя при этом получить упреки с обоих флангов — от адептов режиссерской оперы и традиционалистов. Путь сложный и неблагодарный, но, на мой взгляд, — самый плодотворный в оперном искусстве, особенно в нынешнее постмодернистское безвременье. Далеко не всегда на этом пути можно одержать победу, но в данном случае она налицо — «я так думаю»! В итоге у спектакля, не отягощенного философскими мудрствованиями, появляется моцартовская легкость но не легковесность! В нём есть простор для зрительской фантазии и юмора, пускай, подчас, и двусмысленного, который был присущ композитору. Постановка абсолютно театральна в самом лучшем, самом оперном смысле этого слова. Здесь живые жизненные черты персонажей уравновешены лицедейством, иронией и условностью.
Главный принцип — никаких крайностей и выворачиваний наизнанку. А ведь нынче модно всё переиначивать и представлять, например, Дон Жуана не агрессором, а жертвой, или наоборот — демонизировать главного героя, превращая в монструозного садиста. Ничего этого нет в спектакле у Тителя, также как нет ни в одной ноте у Моцарта. Образ Дон Жуана здесь, я бы сказал, элегантен и даже в чем-то обаятелен. Он самоуверен и циничен, но не брутален. Он смел, но смелостью не безоглядно отчаянной и глупой! На самом деле он умен, уверен в своих силах перед лицом Командора и как бы играет с судьбой. Хотелось бы остановиться на одной метафоре Тителя, которую он дал в руки Дон Жуану в буквальном смысле этого слова. Таких достаточно конкретных и определенных символов в нашем спектакле-намёке не так уж и много, поэтому стоит о нём сказать.
Это… лопата в руках героя в «кладбищенской» сцене. Здесь через прямую цепочку ассоциаций — кладбище, могильщики, призрак, смерть — вырисовывается литературная метафора: Дон Жуан — Гамлет. Это может показаться неожиданным, но, тем не менее, ничего парадоксального в этом нет. За этим стоит нечто более глубинное — гамлетовский мотив противопоставления героя и окружающей действительности. Гамлетовское одиночество — вот что ощущается в образе Дон Жуана и визуализируется в сцене ужина, где герой трапезничает один… Вернемся теперь к разговору о бездне, уготованной Дон Жуану. Быть может это отнюдь не преисподняя, а… некий высший музыкальный универсум? Так что еще вопрос, трагична ли судьба Дон Жуана? Удостоился он наказания, или чего-то иного? Да, наш герой не достоин Света, но, быть может, заслуживает Гармонии, как булгаковский мастер Покоя?
Гармонии музыки! Знаменательно, что у Булгакова этот мотив очень музыкален. Там Мастеру будут играть и петь, там он будет слушать Шуберта! Но ведь Мастер — художник! Причем тут Дон Жуан? И тут в памяти всплывает одна деталь моцартовской биографии, о которой многозначительно упоминает Аберт, обращающий внимание на «внутреннюю связь между последним моцартовским письмом к отцу, где композитор рассуждает о смерти, и протекавшей в это же время работой над «Дон Жуаном»: «... Поскольку смерть, строго говоря, есть подлинная конечная цель нашей жизни, в последние несколько лет я так хорошо познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что её образ не только не содержит для меня ничего пугающего, но, напротив, даёт много успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье познать смерть как ключ к нашему подлинному блаженству - я никогда не ложусь спать, не подумав, что может быть сколь бы молод я ни был , на другой день перестану существовать... Одиночество художника, гениальность которого не понята обществом, думы о смерти и покое — мог ли Моцарт в образе Дон-Жуана «примерять» всё это на себя?..
Ведь некие дон-жуанские черты, штрихи, если не доводить их до абсурдного отождествления, у любвеобильного Моцарта можно найти. Да и пушкинского «Каменного гостя» не грех вспомнить: «…Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия…» Музыка и любовь! Здесь уже веет веком романтизма, который был гениально предчувствован Моцартом. Спасибо постановщикам, что они намекнули нам об этом, ибо в наше сугубо антиромантическое время такая трактовка Дон Жуана не может быть в чести и повсеместно уступает место теме маньяков и жертв… Значительные метаморфозы претерпел в спектакле образ Лепорелло, этого слуги и в каком-то смысле альтер эго своего господина, вобравшего и оттянувшего на себя многие слабости, присущие человеческой натуре — непоследовательность, трусоватость. В спектакле у Лепорелло появляется дополнительная роль — он некий «господин сочинитель». Ход в искусстве не новый, но интересный и в концепции Тителя уместный. Лепорелло ходит со своим с талмудом и все пишет, пишет музыку, начиная с двух демонических вступительных аккордов увертюры, которые с его участием театрально извлекает из сценических фортепиано шестерка оппонентов Дон Жуана, и кончая финальной сценой, где на пюпитрах тех же инструментов уже законченные клавиры оперы. Особенно впечатляюща в этом плане кульминационная мистическая сцена Дон Жуана с Командором, где забившись в угол и согнувшись в три погибели от страха, Лепорелло все-таки продолжает судорожно свое сочинительство.
К рукописи Лепорелло в спектакле то и дело проявляют интерес персонажи, и даже сам Дон Жуан. Титель наглядно показывает нам здесь, каким образом некий прием работает не только на общий смысл, но и на конкретную драматургию действия и взаимоотношения героев. А в чем же смысл такой трактовки роли Лепорелло?
Но именно там герой вдруг встречает юную девушку, к которой испытывает настоящие чувства. Однако тени из прошлого преследуют его. Любовь и смерть, или бегство во спасение? Каким будет выбор?
Кто победит и будет счастлив, а кто останется не у дел с разбитым сердцем или вовсе сгинет навеки? Премьера мюзикла, созданного по мотивам пьесы «Последняя женщина Дона Жуана» популярного российского автора Леонида Жуховицкого, состоялась в сентябре 2020 года в Москве и Санкт-Петербурге.
«Дон Жуан» взорвал представления тамбовчан о классическом спектакле. Фотообзор
В минувшую субботу, 25 ноября в Музыкальном театре с успехом прошла премьера оперы «Дон Жуан». Дон Жуан", запланированный на 13 марта, на 20 апреля. Билеты на показы «Дон Жуана» продаваться не будут. Спектакль «Дон Жуан. С 3 июня проект TheatreHD запускает серию показов спектакля Дмитрия Крымова «Моцарт “Дон Жуан”. В основе нашего спектакля «Дон Жуан» вольная версия Владимира Магара по мотивам произведений а, го, а.