среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. любовный треугольник.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Сайт Театр оперы и балета | самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. |
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание | Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. |
Сайт Театр оперы и балета | Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. |
«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1) | В эти минуты на подмостках Воронежского оперного – самая масштабная премьера нынешнего сезона – легендарный балет «Баядерка», который зрители и гости столицы Черноземья увидят впервые. |
«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)
Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание. Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. Премьера балета состоялась 23 января 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге.
Вы точно человек?
«Баядерка». История с биографией - Михайловский театр | «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений. |
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка» | В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. |
Балет «Баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история | Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. |
Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
В эти минуты на подмостках Воронежского оперного – самая масштабная премьера нынешнего сезона – легендарный балет «Баядерка», который зрители и гости столицы Черноземья увидят впервые. В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. Балет «Баядерка», созданный композитором Людвигом Минкусом в 1877 году, стал одним из шедевров Мариуса Петипа. Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй.
Балет Баядерка
Сюжет: В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор. Этот балет был показан в 1877 г в Большом Санкт-Петербургском Театре. Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Сюжет этого балета – история индийской баядерки (храмовой танцовщицы) по имени Никия. не только танцевальной, но и актерской. Балету Мариуса Петипа «Баядерка» уже почти полтора века, а его сюжет довольно прост. самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. Знаменитый французский хореограф Мариус Петипа, которого в Петербурге величали не иначе как Мариус Иванович, в конце 19 века создал балет «Баядерка».
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Между тем балетный театр уже располагал такими возможностями создавать обобщенно-образную поэтическую систему средствами танца — «Баядерка» была тому подтверждением. И хотя премьеру «Лебединого озера» Рейзингера 20 февраля 1877 года отделял от премьеры «Баядерки» 23 января того же года срок небольшой — эти спектакли разделяла пропасть в художественном отношении. Как это ни парадоксально, хореография Петипа в «Баядерке» выявила те возможности психологически насыщенного, структурно организованного танца, которые спустя 17 лет помогут Л. Иванову найти свой поэтический образ «грустящих лебедей». И действительно, сцена «Теней» в «»Баядерке» и «Лебединая картина» до сих пор остаются непревзойденными шедеврами по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л. Иванова в «Лебедином озере».
По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик. Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости.
Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее.
Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли. В партии Никии крупнейшие русские балерины А.
Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер.
В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В.
Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Великий брамин негодует и взывает к богам о каре. Месть его будет ужасна. Картина вторая Утром Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери, что сегодня она увидит жениха. Раджа посылает за ним.
Это — храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминания о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводят его в замешательство. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну.
Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть.
Провал балета, ставшего впоследствии одним из самых любимых и репертуарных, объяснялся в первую очередь тем, что поэтическое существо музыки не было понято и, само собою разумеется, не могло быть воплощено в танце. Между тем балетный театр уже располагал такими возможностями создавать обобщенно-образную поэтическую систему средствами танца — «Баядерка» была тому подтверждением. И хотя премьеру «Лебединого озера» Рейзингера 20 февраля 1877 года отделял от премьеры «Баядерки» 23 января того же года срок небольшой — эти спектакли разделяла пропасть в художественном отношении. Как это ни парадоксально, хореография Петипа в «Баядерке» выявила те возможности психологически насыщенного, структурно организованного танца, которые спустя 17 лет помогут Л. Иванову найти свой поэтический образ «грустящих лебедей».
И действительно, сцена «Теней» в «»Баядерке» и «Лебединая картина» до сих пор остаются непревзойденными шедеврами по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л. Иванова в «Лебедином озере». По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик. Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности.
Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли.
В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета.
Раздаются приятные звуки вины небольшая гитара. Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках. Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны. Солор бросается к ее ногам, заключает ее в свои объятия. В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застает влюбленных обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит. Солор богат, он предлагает Баядерке бежать с ним. Она согласна, но взамен просит клятву верности. Они счастливы. В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья. Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться. Им вслед смотрит Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести. Действие второе. Картина вторая. Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант. Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. По его приказу баядерки его развлекают дивертисмент. После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг. Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора. Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве. Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна. Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня. Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну. Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну. Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом. Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею.
Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
В священном лесу появляется воин Солор. Он приказывает факиру передать танцовщице Никии, что он ждет ее. Раскрываются двери храма, и оттуда торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки. Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии — она должна украсить своими танцами праздник. Закутанная в покрывало, выходит Никия. К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания.
Брамин грозит отомстить Никии. Факир, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора. Наступает ночь. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. Выходит Никия. Солор заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности.
Кульминация спектакля, сцена царства теней, давно вошла в анналы мирового балета как одна из самых запоминающихся и впечатляющих массовых хореографических картин. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю — что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам?
Оригинальное название: Баядерка Мировая премьера состоялась 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра Премьера постановки: 17, 18 ноября 2017 года Авторы и постановочная группа.
Краткое содержание Первое действие Молодые воины охотятся на тигра. Храбрый воин Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает его любовь. Вместе с другими баядерками Никия даёт факирам воду из священного источника.
Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать.
Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце.
Спектакль неоднократно ставился на сценах всего мира, но, тем не менее, он остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры — танцевальной и актерской. Литературными источниками «Баядерки» служат драма индийского классика Калидасы «Сакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка». Место действия балета — древняя Индия.