Госдума одобрила законопроект о цифровых финансовых активах в первом чтении | Блокчейн и Биткоин в России.
Госдума РФ запретила оплачивать товары и услуги цифровыми активами
Цифровые финансовые активы — это цифровые права, включающие. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить статьей 14.1, посвященной специально майнингу цифровой валюты. Законопроект о цифровых финансовых активах, который будет определять нормы использования криптоинструментов в России, «подвис», заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе выступления на конференции НАУФОР. Речь идет об изменениях в статье 14 закона 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить статьей 14.1, посвященной специально майнингу цифровой валюты.
Налогообложение цифровых финансовых активов
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий использование цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах. Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем (ОИС). Поправки к законопроекту «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые касаются майнинга, планировалось принять в первом чтении еще в декабре 2022-го. Цифровые финансовые активы — это цифровые права, включающие. Законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА) сегодня был принят Госдумой РФ во втором чтении.
Деньги за виртуальные товары: почему Госдума отклонила законопроект о цифровых активах
Для этого им необходимо было открыть собственную компанию или же оформить себе статус индивидуального предпринимателя ИП. Смарт-контракт также получил свое определение. Тогда он определялся как договор, выполненный в электронном виде. Правила выпуска токенов Данный раздел первой редакции законопроекта был прописан для компаний, которые хотят провести собственное ICO в пределах российской юрисдикции. Начало описания вполне понятное и логичное. Оно гласит, что эмитент имеет право выпустить собственные токены и осуществлять их сбыт пользователям. Однако некоторые виды токенов все же могут выпускать эмитенты лишь с определенным статусом. Покупку токенов, в свою очередь, могут осуществлять непосредственно инвесторы, но не все. Малоопытные, неквалифицированные инвесторы имеют право приобретать токены лишь на ту сумму, которая установлена Банком России. Так, например, еще в январской редакции 2018 года данная сумма ограничивалась порогом в 50 тыс. При этом в редакции от марта 2018 года данная сумма вообще не была указана в законопроекте.
Главные нюансы обращения цифровых финансовых активов Обмен криптовалют и токенов осуществляется их владельцами исключительно через специального оператора обмена цифровых финансовых активов. Данный пункт намекает на то, что в России должны впоследствии образоваться особые официальные обменные пункты. В свою очередь, для осуществления обмена пользователь обязан первоначально открыть кошелек у оператора. Это означает, что ему необходимо пройти весь процесс идентификации согласно закону «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данную версию законопроекта поддержали порядка 410 депутатов, только один представитель власти высказался против. Хоть документ и выглядел достаточно внушительно, а также содержал огромное количество формулировок, такой закон оказалось просто невозможно соблюдать. Причин на это было сразу несколько. На данный момент в РФ просто не существует необходимого для реализации закона реестра для подтверждения права собственности на цифровой актив. Соответственно, нет и валидаторов, которые представляли бы собой юридическое или физическое лицо, занимающееся внесением изменений в реестр. Также в законе не обозначены правила ведения записей.
Операторы обмена цифровых активов — это исключительно юрлица, согласно с законодательством Российской Федерации. Также на осуществление данной деятельности имеют право юрлица, которые считаются организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. Возможно у вас возник вопрос, в чем же все-таки проблема? Ответ очень прост: чтобы соответствовать всем вышеперечисленным требованиям оператор должен потратить слишком много времени, сил и денежных средств, что позволяет сделать вполне логичный с их точки зрения вывод — проще и актуальнее работать на «черном рынке», нежели легально.
Нахождение в реестр позволяет компаниям обеспечивать клиентам возможность выпуска ЦФА на своей платформе и получать новые виды продуктов «в токенизированной форме». Организации также могут сами проводить операции обмена внутри своей платформы.
По его словам, они станут основой для финансовых взаиморасчетов. Аксаков также назвал платформы по выпуску ЦФА альтернативой финансовым взаиморасчетам в долларах и евро. Чиновник также уточнил, что власти договорились о необходимости легализации и регулирования майнинга, чтобы строго контролировать энергопотребление и разобраться с майнерами-нелегалами. Долгие споры по криптовалюте Ранее CNews писал , что российские власти планируют до конца 2022 г. Этот законопроект Госдума намерена обсудить до конца весенней сессии. Документ должен внести изменения в Налоговый кодекс и обязать россиян предоставлять в Федеральную налоговую службу отчетность об обороте криптовалюты, если их общая сумма превышает 600 тыс.
Также Минфин России в апреле 2022 г.
Так объяснил смысл нового законопроекта о запрете платежей цифровыми финактивами депутат, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, доктор экономических наук Михаил Делягин в разговоре с «Лентой. Законопроект Госдума приняла в первом чтении законопроект, который прямо прописывает запрет на использование цифровых финансовых активов ЦФА и утилитарных цифровых прав УЦП в качестве средства платежа на территории России, сообщила ранее «Газета. Расплачиваться цифровыми финансовыми активами, чтобы конкурировать с рублем и подорвать рубль, вы не сможете Михаил Делягиндепутат «Криптовалюты вошли в жизнь, и из этой жизни они уже никуда не уйдут.
Так, токены, получаемые в ходе майнинга, обеспечивают инвестору право на участие в компании или на овладевание ее имуществом.
Примечательно, что выпуск токенов доступен как юридическим лицам, так и гражданам РФ со статусом ИП. Правда подготовкой решения об эмиссии придется озаботиться и тем, и другим, ведь все токены должны обладать базой в виде имущества эмитента или же третьих лиц. Размещение токенов, согласно второй редакции законопроекта, можно будет исключительно на официальных площадках, имеющих особую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Помимо этого, платформы, для осуществления легальной деятельности, должны быть обозначены в специально созданном реестре Банка России. Не трудно догадаться, что этого реестра пока не существует, как и правильного определения профессионального участника рынка ценных бумаг, которое могло бы использоваться по отношению к цифровым активам.
Об анонимности транзакций не стоит мечтать, ведь все площадки обязаны будут идентифицировать клиентов и вести их учет. При этом, по запросу регулятора или госорганов, платформа обязана будет предоставить все требуемые данные. Вторая редакция закона «О цифровых финансовых активах»: плюсы и минусы Данная редакция законопроекта была признана более приемлемой для работы на рынке. Она позволяет токенизировать долг или акции, делает более ясным механизм действия некоторых операций и в принципе более грамотно описывает криптоиндустрию в целом. Так, например, процесс передачи доли в капитале компании третьему лицу стал гораздо понятнее и логичнее.
Однако вторая версия законопроекта все еще не делает готовым к легализации криптовалютный рынок в РФ. На данный момент законопроект не выглядит так, как будто он собирается узаконивать именно криптовалютный оборот в стране. Такие правила просто вынудят компании уйти на «теневой рынок» или за границу. Напомним, что главным автором законопроекта «О цифровых финансовых активах» является Анатолий Аксаков, занимающий должность председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку. Также он является депутатом «Справедливой России».
Так, еще в январе, до публикации первой версии законопроекта, он сообщил следующее: «Смысл биткоина непонятен, у нас нет никаких планов легализовывать его в стране. Он показал все признаки пирамиды. Теперь у развития криптовалюты есть два варианта: либо биткоин полностью уйдет с рынка, либо остановится на каком-то равновесном уровне, к которому он уже движется. В биткоин, как в валюту, я не верю, но в сами криптоинструменты верю и думаю, что они возьмут свое». Такое заявление свидетельствует о том, что комитет Госдумы не очень заинтересован в легализации криптовалюты В РФ.
Кроме того, к разработке не были привлечены ни российские, ни заграничные эксперты рынка. Однако не так давно, Анатолий Аксаков все же заявил, что ЦБ РФ и законодателями наконец-то удалось уладить все разногласия. Он также отметил, что закон «О цифровых финансовых активах» вполне может быть принят уже в марте 2020 года: «По цифровым финансовым активам, к сожалению, противоречивые взгляды у Банка России и компетентных органов», — сообщил Аксаков во время заседания рабочей группы Госдумы по реализации послания президента Федеральному собранию. На прошлой неделе было еще одно совещание, вроде бы согласовали позиции.
Подписан закон об использовании ЦФА для международных расчётов
В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности. Чтобы исключить конкуренцию цифровому рублю со стороны цифровых финансовых активов, в закон был включен запрет на обмен активов на фиатные деньги, обмен их исключительно на аналогичные активы и так далее, отмечает эксперт. Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем (ОИС). Активнее заниматься «внедрением цифровых активов» министру финансов Антону Силуанову и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной полгода назад поручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Согласно законопроекту, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками и уплаченные ими в бюджет при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные.
В России вводится налог на цифровую валюту. Госдума проголосовала
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27. Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов. Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя. Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен пп. На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС. В соответствии с п. Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право.
Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали. Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА. Операторы обмена цифровых финансовых активов Согласно ч.
Вот тут уже начинается про блокчейн. Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права , если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов далее — ООЦФА. ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе: 1 Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок. В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту. Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.
Каждый цифровой финансовый актив выпускается в виде ряда токенов, записываемых в блокчейне. Токены обычно привязаны к реальному активу например, к драгметаллу или бриллианту. Частью ЦФА является смарт-контракт, программирующий все условия выпуска и позволяющий в дальнейшем автоматизировать обращение ЦФА. Информационной системой, в которой находятся ЦФА, управляет специальная компания — оператор информационной системы, лицензированный ЦБ РФ. Инфраструктура операторов включает в себя не только классические процессы от клиринга до учета прав, но и фиксацию прав владения на базе блокчейна и автоматизацию торговых сценариев. Фактически, это «Биржа 2. Также оператор информационной системы выполняет проверку эмитентов согласно 115-ФЗ и идентификацию инвесторов. Благодаря работе оператора платформа становится доверенной средой. Выпустить ЦФА могут организации разных отраслей, обратившись к оператору информационной системы. Но важно помнить, что эмитент несёт обязательства перед инвесторами! Цифровые права являются разновидностью имущественных прав, признаваемых в суде. Главным преимуществом ЦФА перед криптовалютами являются регламентированные законом отношения между эмитентами и инвесторами. А чем ЦФА лучше привычных акций, облигаций или факторинга? Тут преимущество тоже весомо. Использование смарт-контрактов позволяет снизить число посредников, сильно упростить выпуск и оборот активов, что в конечном счёте приводит к существенной экономии времени и денег для всех участников рынка. Например, при выпуске еврооблигаций в процессе эмиссии поучаствует 8-9 посредников брокеры, НРД, биржа, национальный клиринговый центр , дебютный выпуск займёт около года, повторный — в среднем три месяца и обойдется в 11-23 млн рублей. Разумеется, при таких условиях мы почти не видим на рынке облигаций средние и небольшие компании. С цифровыми финансовыми активами функции большинства посредников автоматизированы. Если эмитент использует готовый смарт-контракт, провести выпуск ЦФА можно значительно быстрее и дешевле чем выпускать классические инструменты. Инвестор тоже выигрывает от отсутствия посредников — он сам покупает или продаёт ЦФА через свой личный кабинет, подписывая сделку приватным ключом, а смарт-контракт автоматически исполняет её сообразно условиям обращения конкретного ЦФА. Переход актива фиксируется в виде записи в блокчейне. Это не единственное удобство ЦФА для инвестора. В открытых выпусках активов может принять участие массовый инвестор с учетом требований регулятора к квалификации. Более того, эмитент при выпуске ЦФА может разрешить их дробление. Это позволяет инвесторам с любым капиталом войти в актив и участвовать в изменении его стоимости.
Требования этого закона не распространяются на обращение безналичных и электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг. Законопроект дает определение ЦФА и устанавливает требования к информационной системе, в рамках которой осуществляется выпуск токенов, оператору этой системы и операторам обмена ЦФА, правила обмена ЦФА и порядок их согласования. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, выпуск, учёт и обращение которых возможны с помощью внесения записей в информационной системе на основе распределённого реестра. Вносить в информационную систему записи о выпуске цифровых финансовых активов вправе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и юридические лица, в том числе некоммерческие организации. Основным регулятором ЦФА станет Банк России, также он будет вести реестры операторов обмена и операторов информационных систем для выпуска и обращения ЦФА. В частности, регулятор будет определять ЦФА, разрешенные для покупки неквалифицированными инвесторами. Закон о категоризации инвесторов-физлиц сегодня прошел третье чтение в Госдуме.
Соответственно, со следующего года они начнут действовать ", — заявил также Аксаков. В настоящее время в Госдуме ведется подготовка соответствующего проекта закона ко второму чтению. Исходя из слов Аксакова, его принятие во втором и третьем чтении возможно в декабре.
Защита документов
По его мнению, законодательство обелит рынок и сделает его более привлекательным и безопасным для инвесторов. Кроме того, будут созданы дополнительные рабочие места и вырастут налоговые поступления в бюджеты всех уровней. С этим согласен директор по взаимодействию с государственными органами BitRiver Олег Огиенко. По его мнению, в случае принятия взвешенного регулирования российские промышленные майнеры смогут также предоставить новую ликвидность для внешнеэкономической деятельности. Оборот цифровой валюты можно реализовать в рамках экспериментально-правового режима, где операторы дата-центров будут под контролем государства продавать произведенные монеты за фиатные деньги. Как вычисляют таких нарушителей и что им за это грозит Учет майнинговых мощностей, принцип «знай своего клиента» KYC на криптобиржах и сервисы проверки трансакций позволят отслеживать операции с цифровыми валютами даже более глубоко, чем движение безналичных денег, сообщила директор по коммуникациям криптовалютной биржи Garantex Евгения Бурова.
По ее мнению, вводить уголовную ответственность за незаконный майнинг — чрезмерно. В УК определены наказания за мошенничество, причинение вреда имуществу, здоровью и жизни людей, поэтому инструментов уже достаточно. Она пояснила: майнинг важен как источник «чистой» криптовалюты. И когда заработает правовое регулирование криптоотрасли Переводы в криптовалюте совершаются значительно быстрее, чем традиционные банковские трансакции, отметил юрист по цифровым финансовым активам и блокчейн-технологиям компании «Анатомия права» Антон Кутушев.
В документе данный момент никак не прописан, да и чисто технически таким вложениям помешать просто нельзя. Платформ для официального обмена криптовалют в России не существует.
Четких и ясных требований к ним также нет. Согласно закону, открыв счет у оператора обмена, пользователь может получить только счет и цифровой кошелек для криптовалюты. При этом приватного ключа ему не вручают, а это ставит под сомнение вообще весь процесс осуществления операций с помощью цифровых активов. Нет прописанного способа для идентификации домашних майнеров, а также нет упоминания о том, как заставить промышленных майнеров платить налоги. Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме. Оно, в свою очередь, не представляет собой законное платежное средство.
Итог: криптовалютой нельзя будет расплатиться. Закон не учитывает, что далеко не все цифровые валюты представляют собой именно криптовалюты. Например, тот же Ripple обладает характеристиками криптовалюты и централизованной регулируемой системы. Данные моменты никак не обозначены в законе. Вторая редакция: теперь без криптовалют Логично, что за такой критикой последовала доработка законопроекта. Однако, несмотря на ожидание учета всех замечаний и правок, вторая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» снова удивила экспертов криптоиндустрии.
Главным отличием второй редакции стало отсутствие понятия «криптовалюта» в принципе. Зато очень много внимание было уделено токенам. Теперь они были определены как единицы учета, которые представляют собой криптовалюту и, в тоже время, являются заменой ценных бумаг в цифровой экономике, обеспечивая удостоверение определенного актива. Таким образом, токены стали подтверждать права на имущество и участите в капитале компании, к которой они принадлежат, или же выполняют лишь технические функции при приобретении и манипуляциях с цифровыми активами. Майнинг во второй редакции законопроекта рассматривается как способ для привлечения капитала. То есть он теперь становится финансовым инструментом, а не способом создания блоков в распределенной системе за вознаграждение.
Так, токены, получаемые в ходе майнинга, обеспечивают инвестору право на участие в компании или на овладевание ее имуществом. Примечательно, что выпуск токенов доступен как юридическим лицам, так и гражданам РФ со статусом ИП. Правда подготовкой решения об эмиссии придется озаботиться и тем, и другим, ведь все токены должны обладать базой в виде имущества эмитента или же третьих лиц. Размещение токенов, согласно второй редакции законопроекта, можно будет исключительно на официальных площадках, имеющих особую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Помимо этого, платформы, для осуществления легальной деятельности, должны быть обозначены в специально созданном реестре Банка России.
Госдума приняла законопроект в первом чтении 22 мая 2018 году, с тех пор он был существенно переработан. В принятой редакции закона дается определение цифровой валюты. Так, цифровой валютой признается совокупность электронных данных, которые могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации или иностранного государства, а также в качестве инвестиции. При этом цифровая валюта не может быть использована для оплаты каких-либо товаров и услуг.
Цифровые финансовые активы ЦФА , согласно закону - это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске ЦФА. Граждане смогут приобрести цифровые финансовые активы так называемые токены в кредитных организациях, но только если они были выпущены в рамках российского законодательства, отмечал ранее Анатолий Аксаков.
Для них вводится режим номинального счёта, бенефициарами по которому являются пользователи электронной платформы. Исключение сделано лишь для случаев исполнения оператором электронной платформы, который выпустил ЦФА, своих обязательств перед пользователем, денежные требования по которым включены в эти активы», — отмечает «РИА Новости». Реестр операторов электронных платформ будет вести Банк России. За регулятором закрепляется право применять к операторам меры воздействия в случае нарушений требований закона «О национальной платёжной системе».
Что нужно знать о новом законе “О цифровых финансовых активах”
Во втором чтении законопроекта «О цифровых финансовых активах» были предложены поправки, согласно которым, пользователям из РФ придется проходить идентификацию для работы с криптовалютой. Госдума в декабре может принять закон, который позволит со следующего года использовать некоторые цифровые финансовые активы (ЦФА) для международных расчетов. Путин подписал закон о налогообложении операций с цифровыми финансовыми активами. Госдума в декабре может принять закон, который позволит со следующего года использовать некоторые цифровые финансовые активы (ЦФА) для международных расчетов.