Доклад-сообщение Праздник Рождество. Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в канун Рождества Христова в храме Христа Спасителя. «Это праздник великий.
С первой звездой: история и традиции Рождества
Информация. Рождество Христово. Рождество Христово. Рождество Христово (греч. Γέννησις τοῦ Χριστοῦ, лат. Nativitas Domini), христианский праздник, посвящённый рождению по плоти Бога Слова (второй Ипостаси Святой Троицы) – Иисуса Христа. Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Датировка Рождества Христова. Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Младенец Христос изображается лежащим в яслях или на руках у сидящей Богородицы. Иногда все фигуры Святого Семейства заменяются иконой Рождества Христова. Рождество Христово – это праздник, который ассоциируется у православных людей с радостью, торжеством, обновлением, началом новой жизни. Евангелие о Рождестве Иисуса Христа.
Протоиерей Владимир Вигилянский - о сюжетах и смыслах Рождества
Вместе с нашей страной Рождество встречали и прихожане Иерусалимской православной церкви. Патриарх Феофил Третий провёл торжественную службу в Вифлееме. Там, согласно преданию, родился младенец Иисус, и к нему в эту ночь с дарами пришли волхвы. Рождество по юлианскому календарю встречает и Сербская православная церковь: В белградский храм Святого Саввы минувшей ночью пришли тысячи верующих. А у прихожан Грузинской церкви главная праздничная служба прошла в Тбилисском соборе Святой Троицы. По юлианскому календарю Рождество встречают также Коптская церковь в Египте, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты.
Православные отмечают Рождество.
Библиотекарь познакомила детей с евангельской историей рождения Иисуса Христа и провела обзор книжной выставки, где были представлены книги и журналы, посвященные новогодней и рождественской тематике. В завершении встречи ребят угостили сладостями. На выставке представлены различные новогодние игрушки советского времени: Дед Мороз со Снегурочкой, персонажи из сказок, животные и многое другое.
Библиотекарь с помощью видео-презентации рассказала об истории новогодних игрушек в России, которая началась с Петра 1, именно он повелел украшать новогоднюю елку. Первые елки украшали свечами, яблоками, бантами, пряниками. До революции елочных игрушек было немного и стоили они дорого, их с середины 19 века производили в России и ввозили из-за рубежа. Игрушки были стеклянные, ватные, из золоченой проволоки и других материалов.
После революции в нашей стране Новый год не отмечали до 1935 г. Библиотекарь также познакомила присутствующих с представленными на выставке книгами. Напомнила, что в сказке Э.
Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого.
Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день.
Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола.
Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник.
Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами.
Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.
Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки.
Рождественская свеча 2013 Раз в 25 лет в деревеньку Глэдбери на Рождество спускается ангел, который дотрагивается до одной из рождественских свечей. Согласно легенде, с человеком, который зажжет эту свечу, случится чудо.
Но традиция оказывается под угрозой, когда в конце XIX века появляется новый мэр, который хочет провести в деревню электричество. Рождественские апельсины 2012 Это семейная драма о сироте Рози, которой посчастливилось провести первые годы жизни в приюте доброй и справедливой миссис Хартли. Однако после ее смерти девочка отправляется в другой приют, где за малейшую провинность следует жестокое наказание.
Когда отмечают Рождество Христово
- Рождество в России
- Великий праздник всех православных христиан наступает! Светлое Рождество Христово!
- Актуальная аналитика
- О Рождестве Христовом. Видео - Симбирская митрополия
- Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику
Последние новости
- Православные россияне отмечают Рождество Христово // Новости НТВ
- Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
- Главная тема
- История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
- Богослужения
- История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
Рождество Христово в России
За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади.
Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку.
В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.
Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы.
Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии см. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [10]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны.
Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца.
Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов. В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!
В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции. Для праздничного ужина космонавтам доставляют особый рацион. Украшают на борту и ёлочку. У наших прабабушек существовало много обычаев, связанных с этим днём. Например, обязательно надо было убрать в доме, а утром в праздник надеть новую одежду. Ещё одна традиция — делиться. На ужин в Рождество обязательно старались пригласить людей одиноких или бедных, чтобы и они могли отметить праздник. После поста, который предшествует Рождеству, стол старались накрыть побогаче.
Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста.
Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди ; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это период ожидания праздника Рождества и размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.
Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён ; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету , в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя ; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству. С периодом Адвента связано несколько традиций, таких, как рождественский венок , рождественский календарь и другие. Рождественский венок в первое воскресенье адвента 24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия от лат.
Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника. В самый же день Рождества, 25 декабря , могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью Ad Missam in nocte , Месса на заре Ad Missam in aurora и Месса днём Ad Missam in die , имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания.
В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером.
Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.
А вот Новый год в России теперь отмечали вместе с западным миром, поэтому он обогнал Рождество. Советской власти это было даже выгодно — она уже начала бороться с религией, так что первым и главным праздником стал Новый год, который предшествовал Рождеству. Кстати, 7 января Рождество отмечают не только в России, но и в некоторых других православных церквях, например Иерусалимской, Грузинской, Сербской. В советское время Рождество было под запретом Николай Жуков.
Елка в Сокольниках, 1952. Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Поначалу большевики закрывали на нее глаза, и многие продолжали устраивать рождественские елки для детей и подпольно праздновать. В 1929 году Сталин решил усилить антирелигиозную борьбу, запретил празднование и даже упразднил выходной, сделав 7 января обычным рабочим днем. Те, кто продолжал тайно праздновать, рисковали работой и даже свободой. И все же даже в ГУЛАГе люди умудрялись устраивать тихие рождественские вечера и готовить самодельные подарки и открытки.
5 фактов о Рождестве, о которых стоит знать
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» Мф. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» от марта. Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын.
В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока — Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» Лк. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды.
Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» Лк. Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Святые отцы о Рождестве Святитель Амвросий Медиоланский о делах милосердия Встречая день рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов.
Священники надевают белые одежды: цвет облачений символизирует Божественный свет. Существует традиция Рождественских вертепов. Это композиция, которая воссоздаёт сцену рождения Христа. Их устанавливают у храмов, многие делают их дома с детьми. Некоторые вертепы можно признать настоящими произведениями искусства. Есть совсем крошечные композиции, которые помещаются в скорлупе ореха, а есть гигантские: в Книгу рекордов Гиннесса, например, попал вертеп, высота фигур в котором превышала пять метров. На Рождество принято наряжать ёлку. До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей. На самых верхних ветвях располагали игрушечных ангелов, а венчала ёлку звезда — символ света.
Так украшение ёлки отражало представление об устройстве мира и месте в нём каждого.
Этот день проводится в кругу близких людей, семьи, пожилых родственников или же в храме. Это событие лучше всего отмечать в кругу семьи, с детьми, чтобы приобщить малышей к традициям, которым насчитывается несколько сотен лет. Существует большое количество обрядов, традиций и обычаев на Рождество. Большинство из них касается праздничного стола: На столе должно стоять ровным счетом двенадцать блюд. Главным блюдом принято делать кутью, кашу из крупы с фруктами или курагой.
По завершении поста можно есть любую «скоромную» пищу, поэтому на рождество принято готовить сложные мясные блюда. Такие, как свинья в яблоках, утка в овощах и т. Кутью и другие блюда со стола принято преподносить бедным и старикам. Иногда за столом вспоминают все, что произошло в ушедшем году, поскольку Рождество — это для православных настоящий Новый год.
Ни что не стоит на месте. И спустя годы христиане разделились на православных христиан, на католиков и протестантов. Православные христиане отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января, в то время как католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря. Ночь перед Рождеством Самое волнительное и сказочное время — это ночь накануне Рождества Христова.
Ночь перед Рождеством Существует поверье, что если в эту ночь загадать желание, то оно непременно исполнится. Традиционно под Рождество девушки гадают, ведь это время совпало с циклом древних языческих празднеств, которые были посвящены зимнему солнцестоянию, а ведь сохранилось в России множество фольклорных обычаев. Гадание К примеру, в произведении Гоголя Николая Васильевича описан обычай — колядовать. Колядки появились задолго до крещения Руси. Древний бог славян Коляда — бог веселья, застолий и хорошего настроения. Коляда Слово Коляда произошло от «коло», что означает колесо, или круг. А круг — это магический символ.
Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Рождество Христово — религиозный праздник, в этот день принято просить о Божьем прощении, милости и благосклонности. Рождество Христово (в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; др.-греч. 5 Государства, в которых Рождество Христово — выходной день. Доклад-сообщение Праздник Рождество. Православные верующие отметят 7 января Рождество Христово. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1]. В лице восточных мудрецов весь.
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1]. В лице восточных мудрецов весь. Рождество Христово на полотнах старых мастеров. Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Рождество — это семейный праздник, традиционно собирающий вместе родных, близких и друзей. Но попасть на рождественскую службу в храм Христа Спасителя, наверное, мечтает каждый верующий. Православные верующие отмечают в субботу Рождество Христово — один из главных христианских праздников, который еще называют «зимней Пасхой». Главный Православный праздник Рождество Христово, который отмечают 7 января. Рождество Христово — один из двенадцати важнейших церковных праздников, прославляющий рождение Господа Иисуса Христа, Сына Божиего, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.
Малоизвестные факты о Рождестве
Доклад-сообщение Праздник Рождество. Евангелие о Рождестве Иисуса Христа. Православные верующие отметят 7 января Рождество Христово. Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как «День рождения Христа в Вифлееме». Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции. Рассказываем, как появился праздник Рождества Христова и как его принято отмечать в России.
Рождество Христово. Подборка материалов Православие.Ru
На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.
Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают.
В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.
В древность популярным обрядом было колядование.
Участники мероприятия с помощью мультимедийной презентации вспомнили историю появления этого праздника, а кто-то даже открыл для себя новое в этой истории. Празднование Рождества на Руси непременно сопровождалось народными гуляньями, песнопением, ярмарками и театральными представлениями.
Далее читатели узнали о традициях Рождественского Сочельника и исполнили свои любимые колядки. В конце мероприятия за горячим чаем библиотекари подготовили для присутствующих веселые шуточные гадания и предсказания. В этот день в гости в библиотеку пришли учащиеся вокального отделения Песчанокопской ДШИ со своим преподавателем Е.
Ребята показали один из главных рождественских обычаев — колядование: они исполнили рождественские песни и прочли стихи, прославляющие Иисуса Христа, хозяев дома, а также поздравляющие с наступающим праздником. Библиотекарь познакомила детей с евангельской историей рождения Иисуса Христа и провела обзор книжной выставки, где были представлены книги и журналы, посвященные новогодней и рождественской тематике. В завершении встречи ребят угостили сладостями.
На выставке представлены различные новогодние игрушки советского времени: Дед Мороз со Снегурочкой, персонажи из сказок, животные и многое другое. Библиотекарь с помощью видео-презентации рассказала об истории новогодних игрушек в России, которая началась с Петра 1, именно он повелел украшать новогоднюю елку.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества.
С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин.
Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года.
В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу. Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску.
Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование.
Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой.
С Рождеством Христовым, дорогие!
Датировка Рождества Христова. Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как «День рождения Христа в Вифлееме». Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. В России этот праздник отмечают 7 января, тогда как в ряде других стран — 25 декабря.