Новости криминальная россия казанский феномен

Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. Главная» Новости» Казань опг последние новости. Криминал - 7 декабря 2023 - Новости Казани - Кстати, о «казанском феномене» немало писали, снимали документальные фильмы, однако со временем о бандах Татарстана забыли.

«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане

Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Одно из самых отчётливых явлений в криминальной истории России — "Казанский феномен", о котором сняты документальные фильмы и написаны книги. Вас ждёт автобусная экскурсия с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «казанский феномен» — молодёжных бандах 70-х и 80-х годов.

Молодежь в Татарстане снова играет в «казанский феномен». Пока играет

«Казанский феномен» — собирательное название образовавшихся в 1970-е и 1980-е годы в Казани и ряде городов Татарской АССР многочисленных банд. О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. Журналист вспомнил историю организованного преступного сообщества и поговорил с исследователем "казанского феномена", чтобы понять, что ожидает республику после освобождения осужденных.

Документальные фильмы о казанских группировках

Но они не имели серьезной криминальной направленности, в основном хулиганили. Книгу «Закат «казанского феномена»: история ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» написал экс-руководитель МВД Татарстана Асгат Сафаров. Как отмечала в своей книге, посвящённой казанским ОПГ журналист Любовь Агеева, пусть «Казанский феномен» был единственным в своём роде, однако причины его возникновения были типичными. «Казанский феномен» начал формироваться в Татарской АССР в 1970-е годы. Главная» Новости» Новости казани криминальные. «Казанский феномен» — одно из самых громких криминальных явлений в России.

Криминальная россия казанский феномен

28 ноября 2023 - Новости Ростова-на-Дону - Вооружённые цепями и арматурами подростки устраивали кровавые войны на улицах Казани ради спортивного интереса, калеча и даже убивая друг друга. Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. Самое интересное то что таких Казанских феноменов хватало не только в Казани.

Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать»

Самого Кощея больше всего ассоциируют с одним из лидеров группировки «Тяп-ляп» Завдатом Хантимировым по прозвищу «Джавда». Он нокаутировал противников с одного удара и отличался особой жестокостью. Говорят, начальник парня — «Джавда» работал электриком — настолько его боялся, что продолжал платить зарплату, хотя молодой человек не приходил на работу. Другого лидера «Тяп-ляпа» Сергея Антипова чаще всего сравнивают с Вовой «Адидасом», который в одной из серий скидывает Кощея и сам начинает руководить «Универсамом». И «Антип», и «Адидас» — спортсмены, которые не пьют алкоголь и запрещают это другим членам группировки.

В подвале на «Теплом», переоборудованном в спортзал, Антип лично тренировал местных парней. Главной задачей было научиться вырубать соперника с первого удара», — рассказывал автор книги «Бандитская Казань» Андрей Шептицкий. И «Антип», и «Джавда» были арестованы. Первый получил 15 лет строгого режима, а второй был приговорен к расстрелу.

В реальности два лидера — Рауф Шарафутдинов и Анвар Халиуллин — спровоцировали раскол банды на «стариков» и «молодых».

Прав тот, кто выжил. Когда родители не выпускали гулять, потому что страшно Светлана Луговина Страница автора Мое детство пришлось на семидесятые — начало восьмидесятых. Коммунизм уже не построили.

Эпоха дефицита — ты счастливчик, если достанется эскимо, и грустно, если прямо перед тобой оно закончилось. Стали появляться талоны на продукты. Сначала мы жили в самом центре Казани. В школе нас называли базарно-вокзальные дети.

Мой дом находился как раз между железнодорожным вокзалом и рынком. Вокруг были жуткие трущобы, старенькие заброшенные дома, зимой мы с них как с горки катались. Потом мы переехали на окраину в новую квартиру. Транспорта не было, ходили пешком четыре остановки до автобуса.

Мне пришлось бросить фигурное катание, исторический кружок. Самое ужасное — что не стало той вольницы, к которой я привыкла. Раньше центр города был наш.

Начал сильно выпивать, и фактически перестал быть нужным "коллегам по цеху". Явку с повинной написал Гоша сам.

Видимо, рассчитывал, что это поможет ему не отправиться за решетку. Когда понял, что свободы не видать, на допросе попытался даже выколоть себе глаз шариковой ручкой, но не вышло. И действительно, за что его было оставлять на свободе? Следствие установило, что Гоша был причастен к убийству авторитета Василия Лысых, попавшего в немилость у своих же, а также к убийству бывшего бандита Марата Гарипова. Его зверски забили до смерти на даче, расчленили, закопали в разных местах, а для сокрытия преступления даже поменяли полы в дачном домике, где убивали.

Гоша собственной персоной разрабатывал наравне с другими "мозговитыми", план расправы над Рамилем Валиевым после раскола в правлении ОПГ "29 комплекс". Рамиля убили всего одним точным выстрелом из подвала. Этот "прославленный" браток в ближайшие дни вернется на родину. А что дальше? В родные края Ловили членов ОПГ, зародившейся в Татарстане и считавшейся одной их самых опасных банд за всю историю девяностых, по всей стране - планомерно, ровно, жестко.

Сажали на большие сроки. Но сейчас сроки подходят к концу, и в родные края а куда им деваться еще? Из 37 человек таково общее количество посаженных в "нулевые" членов ОПГ "29 комплекс" в колониях остается не так уж и много. Уже освободились Гоша и большинство тех, кто в 2006 году получил приговор до 15 лет. В местах не столь отдаленных был "смотрящим", и, по всей видимости, до последнего оставался самым принципиальным членом ОПГ.

Ни на следствии, ни на суде, ни потом киллер Руслан не признал ни одного эпизода из того, что ему вменялось. Чем на самом деле опасно возвращение "костяка", лидеров ОПГ? Смогут ли они начать нормальную жизнь или снова вернутся к криминальной деятельности? С этим вопросом мы обратились к руководителю сообщества "Казанский феномен" Роберту Гараеву, знающему об ОПГ многое, если не все. Люди, которые отсидели двадцать лет, будут другими вещами заниматься - адаптироваться, например...

Объясняя идею написания книги, Гараев подчеркнул, что считает так называемый «казанский феномен» частью истории города и республики. Перечеркивать историю нельзя, цель автора — исследовать, не вставая ни на одну из сторон. В интервью Гараев предположил, что «казанский феномен» мог стать следствием участия властей в управлении бандитскими группировками. Дело в том, что казанские группировки отличались сильной структурой, и сформировались они раньше, чем где бы то ни было в СССР, полагает Гараев.

«Казанский феномен»: как Казань стала самым бандитским городом в Советском союзе

Но как духовно оздоровится социум республики, если краеугольный камень ее «государственности» — «национальная исключительность татарского народа»? В переводе на русский последнее означает пожизненную неприкосновенность правящих татарских кланов. Своей безграничной властью и сказочными богатствами эти кланы обязаны в том числе как раз 1990-м годам, когда разгул криминала стал визитной карточкой республики. Подвигами татарстанских «братков» того периода восхищаются в соцсетях адепты АУЕ, которые никогда в Татарстане не были. Пропаганда АУЕ в России запрещена, ауешники «тусуются» в близких по содержанию группах — вроде того же «Казанского феномена». Восхвалению блатной романтики там посвящены целые дискуссии… Конечно, стоит попенять администраторам пабликов, что те не ловят мышей.

Но админ из «Контакта» — обычный обыватель — бессилен, когда спрос на криминальную романтику рождает соответствующее предложение. Желание в данном случае — мать мотивации, а мотивация — мать соответствующего действия. Что и подтверждает недавний случай, когда в 23 км от Казани произошла криминальная разборка, в которой чудом не пострадали мирные граждане. Впрочем, жители Татарстана в соцсетях говорят, что перестрелка с участием пятнадцати человек в Высокой Горе — невинная «историческая реконструкция». По их словам, площадь у ТЦ «Айсберг» у юных почитателей блатной романтики называется «Пятак».

В Казани, как правильно указывают татарстанцы, кроме «Адмиралтейских», есть другие ОПГ: «Тридцатьпятовские», «Восьмовские», «Кинопленка», «Мосбригада»… Это старшие подростки из благополучных и иногда из богатых семей Казани. Они промышляют мелкими кражами, грабежами и вымогательствами, «крышуют» за дармовую еду и пиво точки общепита.

В итоге на улицах Казани началась кровопролитная война. Остановить ее удалось лишь после ужесточения ответственности для причастных к оргпреступности на законодательном уровне: лидеры враждующих группировок предпочли покинуть Казань.

Впрочем, главарям ОПС «Севастопольские» все равно не удалось пережить лихие 1990-е. С Французом расправились киллеры, а Узкого и Карася отправили на тот свет болезни. В 2021 году его заподозрили в причастности к расправе 1990-х, но Дмитриев избежал наказания: истек срок давности. ОПГ «Жилка» Локация: казанский микрорайон «Жилплощадка» Основавшего в 1985 году ОПГ «Жилка» уроженца казанского микрорайона «Жилплощадка» Хайдара Закирова Хайдер отличала невероятная амбициозность: он мечтал покорить весь преступный мир Казани, поэтому старался привлечь в свою группировку самых мощных бойцов из 20 уличных банд.

В октябре 1995 года его заблокировали в лифте, который изрешетили из автоматов киллеры: криминального авторитета спасли телохранители, прикрывшие босса своими телами. Тяжело раненый Хайдер попал в больницу, где его попытались добить — выстрелили в больничное окно из гранатомета. Но лидеру ОПГ «Жилка» повезло и на этот раз: незадолго до покушения его перевели в другую палату. Однако в 1996 году, когда Хайдер выходил из машины, удача ему изменила.

Автомобиль закидали дымовыми шашками, дезориентировав телохранителей, и снайпер двумя выстрелами отправил лидера «Жилки» на тот свет. После того как главаря не стало, его группировка быстро растеряла былое влияние, а ее новый лидер Юрий Марухин довольно скоро был задержан и получил пожизненный срок в колонии «Полярная сова». ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего микрорайона «Старые Горки». Однако вскоре «Перваки» не только поставили на место соседей, но и сами начали экспансию на другие территории.

К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. Участники ОПГ «Перваки». Последний назначил за голову Бибика награду в 50 тысяч долларов и отправил на тот свет его зятя Альберта, чтобы выманить врага на церемонию прощания и там с ним расправиться.

А вот профессор кафедры социологии КФУ Мария Ефлова считает, что прежде всего в России будет развиваться киберпреступность, поскольку на сегодня эта область менее всего контролируется государством — законы, регулирующие цифровое пространство не всегда поспевают за развитием технологий. При этом профессор говорит и о том, что традиционная преступность никуда не денется, поскольку никуда не делись и социально-экономические потрясения, просто масштабы масштабы преступлений будут менее значительные, чем в 90-е. Собеседник убежден, что никто из них не собирается снова вставать на путь криминала.

Они будут жить тихо и спокойно, будут жену любимую обнимать и детей. Не надо им этого, —ответил Роберт Гараев на вопрос о потенциальном росте преступности из-за освобождения криминальных авторитетов. Впрочем, когда разговор коснулся конкретных имен — некоторые Гараев отказался комментировать — во-первых, потому что не знаком с ними лично, а во-вторых, он опасается, что они все еще при делах. В том, что освободившиеся из тюрьмы члены ОПГ после 15-20 лет отсидки не хотят возвращаться за решетку говорит Александр Коган — он уверяет, что большинство вернувшихся стремятся построить обычную жизнь в обществе. Поскольку после отсидки у бывших бандитов, как правило, не остается близких: семья отвернулась, жены ушли, квартиры нет. Профессии, которым себя посвящают бывшие заключенные могут отличаться — это и таксист, и строитель, кто-то даже уходит в религию.

Александр Коган говорит, что это заблуждение думать, будто члены группировок никогда не работали — многие из них обладают рабочими специальностями. Фото: Социальные сети.

А управлял группировкой «пахан». Сборы пропускать нельзя Собрания участников группировок проходили каждый день — на улице, в спортзале или «качалке».

Пропускать их было запрещено, а длились они по 2-3 часа. Существовало лишь две по-настоящему уважительных причины, по которым можно было не прийти: смерть матери или проблемы с правоохранительными органами. Кровь на асфальте» 8. Щепетильное отношение к сексу Настоящий «пацан» мог завести роман только с девственницей — она с этого момента становилась неприкосновенной. Но если он ее бросал, воспользоваться ей мог любой участник банды или даже несколько.

Оральный секс был под строгим запретом. Работать коммерсантом, официантом, барменом или таксистом участник банды не мог — как и контактировать с милицией. Нельзя было трогать других участников группировки, если они в это время гуляют с девушками, существовал также запрет на избиение «пацанов» ногами.

КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН

Начинали криминальный путь с примитивного гоп-стопа и вымогательства у школьников, над чем трудились малолетние «братки» - в рядах «Тяп-Ляпа» были даже первоклассники. Затем начались грабежи и угоны. Мальчишки обложили данью подпольных воротил и базарных спекулянтов. Лидеры группировки выстроили иерархию, разделив банду на десятки и пятёрки. Сами же старались оставаться в тени. Имелась своя идеология: рядовые бойцы считали, что восстанавливают социальную справедливость, отнимая неправедно нажитое у барыг. О том, что эти деньги их командиры проматывают, кутя в ресторанах, они, само собой, не знали. В группировке имелся даже штатный психолог - Михаил Зарахович.

Дипломированный детский психиатр очень умело обрабатывал ребят. Обзавелась бригада и хирургом, который латал членов клуба после побоищ. Передвигались «спортсмены» обычно на мотоциклах «Ява». Несколько из них специально купили для членов спортклуба, а часть юные бандиты попросту отняли у законных владельцев. Через некоторое время тяп-ляповцам удалось подчинить себе несколько районов республиканской столицы - Горки, Калиновку и Мирный. Повязанные кровью Троица главарей не могла остановиться. Им хотелось размаха, поскольку «рутинные дела» - кражи и вымогательства - уже не приносили удовлетворения.

Требовалась акция, от которой содрогнулся бы весь город. Там проходили дискотеки - от них, по мнению лидеров банды, начальство имело приличные барыши. Предложение о «крышевании» руководители клуба отвергли, и Антип дал команду проучить наглецов. Вскоре две сотни молодчиков, по традиции вооружённых кусками арматуры, двинулись в сторону Дома культуры. По пути бандиты выкорчёвывали телефонные будки, чтобы никто не смог вызвать скорую помощь и милицию. Бандиты заблокировали входы и выходы из здания, а затем ворвались в зал. Избивали всех подряд - и парней, и девушек.

Некоторые в поисках спасения прыгали из окон, но и на улице их поджидали отморозки с железными прутами. Были искалечены десятки молодых людей, некоторые на всю жизнь остались инвалидами. Однако преступление сошло бандитам с рук. Летом того же года тяп-ляповцы решили наведаться в курортную зону Казани. Но задуманная операция провалилась: кто-то сообщил в милицию, и несколько десятков малолетних членов группировки задержали. Попался и Джавда, хотя и отделался лёгким испугом. Получив один год, он вышел на свободу досрочно за примерное поведение.

Казань тогда уже гудела и полнилась слухами, но во властных структурах запрещалось называть вещи своими именами. Однажды Михаил Михайлович, как рассказал мне работник горкома партии, совершенно неожиданно для своих подчиненных пригласил к себе в кабинет на площади Свободы нескольких лидеров подростковых группировок и долго с ними беседовал с глазу на глаз. И так неулыбчивый, он после этого стал еще мрачнее... Мы организовали ему встречу с двумя информированными осведомителями, чтобы они подтвердили объективность нашей постоянной информации о тенденциях развития преступности в городе.

Встретился он с ребятами и с другой стороны баррикад — активистами оперативных комсомольских отрядов ОКОД , противостоявших шпане. Когда я был бойцом БКД Казанского госуниверситета в середине 70-х, мы держали в страхе всю шпану от улицы Баумана до парка Горького. До тех пор, пока не подняла голову банда «Тяп-ляп». Тогда мы получили первый ощутимый отпор.

Дружины КГУ и КАИ оставались последним оплотом студенческого движения борьбы с молодежной преступностью, но и у них возникли проблемы с пополнением. Элитным считался отряд при горкоме комсомола. В нем состояло два десятка интеллигентных и бесстрашных бойцов, с которыми мы выезжали в рейды в самые отдаленные районы города и на дискотеки в заводских клубах. Заправлявшие там группировщики по отношению к нам вели себя тихо… После тех встреч Сухова последовали похожие аудиенции у городского прокурора, у других силовиков...

С того времени вся мощь власти, до того все силы полагавшей на выполнение очередных решений партии и на достойную встречу очередного юбилея, была направлена на эту тему. За парадно-отчетным фасадом обнаружилась ужасающая действительность... Массовые проявления были в Казани со второй половины 70-х годов, хотя драки «двор на двор», «улица на улицу» и раньше существовали как повсеместное явление советского времени. Кроме того, уголовная субкультура пронизывала все общество.

Другое дело, что в Казани и Набережных Челнах все это получило гипертрофированные формы, оформилось в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а по каким-то своим, с выстроенной дисциплиной и определенными целями. В дежурную часть МВД республики в Казани тогда еще не было своего УВД стали поступать сообщения граждан из Приволжского района о группах дерзко ведущих себя подростков, одинаково одетых. Затем было отмечено подобное в Московском и Бауманском районах, в Центральном парке им. Похожие вещи стали наблюдаться в бурно развивавшихся Набережных Челнах и Нижнекамске.

В 1974 году информация о группировках стала настолько тревожной, что мы начали постоянно информировать о ней свое руководство, но должного реагирования не было. Очевидно, к этому относились как к обычным дракам между молодежью разных микрорайонов. Однако эти драки стали жестокими и не походили на традиционные стычки «до первой крови». На конец 70-х пришелся расцвет деятельности криминальных групп «Тяп-ляп», «Новотатарские», «Жилка», «Грязь» и многих других.

Об их существовании знали все, но действенных мер пресечения их выходок не было. Тогда существование организованных преступных группировок полностью отрицалось. В то время произошла маргинализация целого поколения, совпавшая с гребнем демографической волны. Большое число людей «понаехало» на стройки и заводы — кто из деревни, кто издалека.

Они породили неприкаянное поколение. Родители не стали в полной мере городскими, и для детей они не были авторитетом. Плюс ко всему была критическая масса молодежи в огромных «спальных» комплексах города. А для формирования криминальной среды в молодежной среде достаточно двух-трех «лидеров» отрицательной направленности и десятка «шестерок» вокруг них.

Для остальных же важно было сообщество, некая защищенность, в том числе и от традиционного криминалитета. Кульминация конфликта была 31 августа 1978 года. Вначале появились сообщения от пешего патруля, что в слободе появились неизвестные мотоциклисты, с их стороны слышны выстрелы. Через некоторое время другой наряд сообщил, что за железнодорожным полотном в районе 5-й городской больницы скопилась большая группа молодежи.

По тревоге в этот район со всего города были стянуты патрули, в том числе внутренних войск. Когда группа молодежи человек в пятьдесят начала переходить через железную дорогу в Ново-Татарскую слободу, солдаты попытались их остановить, но в ответ раздались выстрелы, был ранен военнослужащий. При виде прибывающих милицейских нарядов участники группировки стали отходить к станции Вахитово и при этом убили одного из местных жителей. В преследовавших милиционеров была брошена граната, она, к счастью, не взорвалась.

Было задержано человек восемьдесят. До этого уголовному розыску были известны основные фигуранты «Тяп-ляпа», но нужно было решать сложнейшую задачу — как доказать. Нам удалось убедить прокуратуру возбудить уголовное дело по статье «бандитизм». Это был первый в СССР процесс по такой статье применительно к молодежной среде.

Мы тогда еще не знали, что такие же сложные дела нас ожидают практически по всему городу. Пружина «Казанского феномена — экстремальной модели», как это назвали позже в «Литературной газете», начала распрямляться. Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин сделал серьезные выводы и призвал партийные органы усилить воспитательную работу среди молодежи. До этого руководство города получало от нас достаточно полную информацию о группировках.

А после случившегося было собрано специальное совещание, где Рашид Мусинович заявил, что ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов. Зато в Казани появилось, наконец, городское подразделение патрульно-постовой службы ППС , сначала батальон, потом полк. Затем в его составе организовали подразделение специального назначения знаменитая «восьмая рота» и конный взвод. Создали дежурную часть УВД.

Это дало новые возможности для пресечения уличной преступности. Но лишь в 1982 году партийные органы разрешили нам открыто говорить во время встреч с населением о том, что банда на самом деле была и что ликвидирован ее костяк. Молодежные группировки распространились по всему городу. Отчасти это было ответной реакцией для защиты от наиболее агрессивных банд.

Группировщики ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах «качались» , патрулировали свои сферы влияния. Во многих группировках было запрещено курение и распитие спиртного. Даже впоследствии они привнесли свой порядок в места лишения свободы, организовали тренажеры.

Наука Диджей, музыкант, гид Еврейского музея Роберт Гараев в беседе с «Реальным временем» рассказал о своей книге «Слово пацана. Криминальный мир Татарстана 1970-2010-х», где он, в том числе, размышляет о личном опыте участия в группировке. Впрочем, в большей степени, изданный труд — это прямая речь других участников бандитских группировок. Объясняя идею написания книги, Гараев подчеркнул, что считает так называемый «казанский феномен» частью истории города и республики.

Одна из причин, по которой здесь не любят трепаться о «казанском феномене», - многие участники банд стали бизнесменами и чиновниками.

Но больше тех, чьи судьбы были искорежены разборками или тюрьмой. В любом случае, пока ты туда не попадал, ты был чушпаном, чертом и лохом. Разудалая троица из ОПГ «Космос». Фото из личного архива Дисциплина и иерархия Членами банды становились в 14 - 15 лет. Иногда раньше. Участники делились по возрасту. Младший: «скорлупа», «шелуха», «звездюки» - никаких серьезных поручений, максимум «постоять на пиках» шухере. Участников, отошедших от банды по возрасту, называли «древними».

Внутри строгая субординация. У каждого возраста свой смотрящий, который отвечал за проступки подопечных. Пришиться - отшиться В 1970-х появился ритуал «пришивания» - вступления в группировку. Обычно это была драка, зачастую с более сильным противником. Позже появились «вопросы», на которые надо было ответить «по понятиям». Новому участнику могли приказать напасть на прохожего или члена другого формирования. Редко удавалось выйти полюбовно, почти всегда через жестокое избиение, худший вариант - «опускание». На человека мочились, и он становился изгоем, на которого даже не смотрели.

Общее фото на память - одна из традиций пацанов банда «Дербышки». Фото из личного архива Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю. Скидываться в общак. Пацановские понятия регламентировали всю жизнь группировщика. Надо выглядеть опрятно, твоя девчонка - девственница, а после спит только с тобой, своих нельзя бить ногами. Это видоизмененные воровские понятия. Однако они были гибкими, когда речь шла о выгоде.

Например, постепенно торговля наркотиками в некоторых бандах перестала быть запретной. Да и в жестоких войнах 1990-х многие из правил, кажущихся незыблемыми, растаяли. Группировщики считали себя аристократами. Есть территория, есть граждане, есть феодалы, а есть неграждане, которых можно унизить и обобрать. Правила секса - Года до 1988-го, дальше я не знаю, нельзя было ходить с недевственницей, - вспоминает Роман Лебедев, в 1980-х участник группировки «Тельмана Рабочий Квартал», а после милиционер, криминальный журналист, сценарист. Проверяли единственным образом - проходит или не проходит. Половина этих проверок заканчивалась тем, что все рвали. Пока девочка ходит с этим пацаном, она неприкосновенна, она его девушка.

Конец бригады | Криминальная Россия | ОПГ «Хади Такташ»

Нередко после таких побоищ подростки не выживали. Ответ не впопад также грозил тяжёлыми телесными повреждениями. Но били не всех. Только тех, кто был в «теме». Для участника казанской ОПГ, кроме своих и чужих мир также делился на «чушпанов» тот, который не состоит ни в одной ОПГ , «чуханов» «ботаников» и «марёх» забитый, запуганный. Этих не били, а отпускали с миром после того, как слышали ответ «Не при делах». Члены ОПГ регулярно платили взносы. На что они шли, им оставалось неизвестным. Более того, суперы подростки, составляющие основу ОПГ даже не знали, кто именно ими управляет, да и не особо этим вопросом интересовались. В чём причина «Казанского феномена» В восьмидесятые годы прошлого века в СССР назрело множество проблем экономического и социального характера. Как отмечала в своей книге, посвящённой казанским ОПГ журналист Любовь Агеева, пусть «Казанский феномен» был единственным в своём роде, однако причины его возникновения были типичными.

Среди причин она называла безотцовщину, рост алкоголизма, отсутствие нормального досуга для молодёжи и замалчивание проблемы.

Из воспоминаний одного из жителя Казани: Приехал я туда, когда мне было лет 10, а до этого успел пожить в разных городах СССР. От Казахстана до Владивостока. Потом была учеба, потом в седьмом классе уехал во Владивосток, в восьмом вернулся. Казань не узнал за два года. Какие-то банды, группировки, и пароль, который всегда спрашивала групка молодых лбов у тебя: "Откуда? Я жыл в таком районе, который назывался 56 квАртал ударение на первый слог-казанский диалект.

У него были враги, Мебелька-соседний район через дорогу, где единственное что отличало этот район от нашего-наличие мебельного магазина. Еще были враги-Ботинки, район через трамвайную линию, где примечательностью был магазин обуви. Еще кварталА 37,38,39 , туда ходил 26 автобус. В общем, когда тебя спрашивали "Откуда", и если ты не попадал в тему, то реально мог попасть в реанимацию. Обычно били даже лежачего до той степени пока двигался. Мог отговориться и сказать "Не приделах", то есть чушпан чувак, который не "мотается" с другими чуваками. Были еще градации-чухан-по нынешнему это "ботаник" и "мареха"-зачморенное, закноканный человек.

Были еще девчонки "настоящих пацанов"-матрешки, которые ждали своих парней после тюрьмы-малолетки. Некоторые вышивали на платье или выкалывали себе на руке "LVI". Зимой бандиты имели свою униформу. Наш 56-й одевал синие шапки-помпоны, такие же, но красные одевали "друзья" - чайники или жылка. У врагов помпоны были другого цвета или просто "пидарки" без помпонов.

Звучали мнения, листались слайды, а эксперты заставляли смотреть на вопрос с разных сторон. Она существовала всегда! Казанский историк и руководитель информационного центра Дома дружбы народов Татарстана Рустам Ханнанов описал этапы формирования бандитской преступности в Европе и США. Это может быть двор, район, улица. Ремесленники селились в своих районах, контрадах. Все важные для человека события в жизни: свадьбы, праздники, похороны и так далее происходили только внутри своей контрады. Это и приводило к тому, что близкие считались дружественными, а дальние — враждебными. Переселение из сел и деревень в города на фоне экономического кризиса — это рай для создания подростковых банд. В том же Париже это имело страшные формы с грабежами, разбоями и бесконечными драками с полицией. В английских Бирмингеме и Манчестере зарождались группировки жестоких скаттлеров — молодчиков, пускавших кровь на дискотеках и в клубах. Тогда же банды начинали иметь свою отличительную атрибутику — ремни, куртки, кепки, как в сериале «Острые козырьки» или фильме «Банды Нью-Йорка». Вывод: — молодежная криминальная субкультура — продукт городской; — она возникает во втором и последующих поколениях городских жителей; — ее удается купировать с ростом экономического благосостояния. АУЕ нельзя сравнивать с «казанским феноменом» Так в чем же все-таки отличие современных казанских банд от тех, что гремели на всю страну в конце 80-х или 90-х? Эксперт и исследователь данной темы Роберт Гараев очень подробно и конкретно обратил внимание на все опорные точки. Роберт — создатель очень популярного паблика «ВКонтакте» «Казанский феномен», к тому же в 80-х и сам состоял в одной из группировок. Что отличает Казань от того, что было во всей России? Мы насчитали, что на своем пике в Казани существовала 141 группировка! Для миллионного города это огромная цифра. Одной из важнейших вех того времени стал знаменитый «пробег» группировки «Тяп-Ляп» 31 августа 1978 года. В тот день огромная толпа подростков двинула от Речного порта в сторону центра, круша, ломая все и избивая всех на своем пути. Два человека погибли. Четверым грозила смертная казнь, но в итоге казнили только двоих.

Обсудить На заре «казанского феномена» Впервые словосочетание «казанский феномен» появилось в июльском номере журнала «Огонёк» за 1988 год. В материале Дмитрия Лиханова под заголовком «"Дрянные" мальчишки» рассказывалось о группировке, в которую вошли обитатели микрорайона завода «Теплоконтроль», а также о легендарном пробеге в ходе таких акций юные бандиты избивали всех, кто попадётся под руку Тепловских по территории врагов, произошедшем 31 августа 1978 года подробнее о нём — ниже. Однако известными на всю страну казанские банды стали в основном благодаря публикациям журналиста Юрия Щекочихина в «Литературной газете». Граждане СССР узнали, что в стране давно процветает организованная преступность. Наконец, в 1989 году вышла статья на ту же тему в The New York Times, и о «казанском феномене» узнали на Западе. История казанских группировок действительно восходит к 70-м, но предшественники грозных ОПГ в виде дворовых подростковых команд начали появляться даже раньше. Почему всплеск уличного насилия произошёл именно в столице Татарии, до конца неясно до сих пор. Исследователи вопроса называют несколько причин. Прежде всего речь идёт о резкой урбанизации Казани, произошедшей в 1950—60-е в результате массового оттока населения из деревень на стройки и заводы. Огромное количество молодых людей в новых спальных районах оказалось предоставлено самим себе. Определённую роль в становлении группировок, скорее всего, сыграла и амнистия, объявленная вскоре после смерти Сталина в 1953 году. Она стала самой крупной по числу освобождённых за всю историю страны: из лагерей вышли больше 1,2 млн человек. Наконец, ещё одним важным фактором было появление в Казани известной группировки «Тяп-Ляп» — тех самых Тепловских, которые стали примером для других банд. Это казалось невероятным», — рассказал «Секрету» автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980—90-х. Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ. Якобы советские спецслужбы проводили в Казани социальный эксперимент по управлению группами молодёжи, которых в дальнейшем хотели использовать в своих целях — например, для разгона неформалов или акций протеста, при котором задействовать силы милиции было нежелательно. По другой версии, КГБ могла быть выгодна активизация уличных банд. Таким образом ведомство якобы дискредитировало своего главного конкурента — МВД война двух силовых ведомств продолжалась всю брежневскую эпоху. Сотрудники КГБ действительно вербовали по меньшей мере отдельных участников группировок — так, лидер Тепловских Завдат Хантимиров Джавда в разговорах с приятелями не скрывал, что работает на «контору». Претензий у его подчинённых это не вызывало: «западло» было сотрудничать с милицией, но не с КГБ. Некоторые из них получили широкую известность и за пределами Казани. Одной из старейших и самых знаменитых была уже упомянутая банда из района завода «Теплоконтроль», известная как «Тяп-Ляп». Её участники называли себя Тепловскими. Группировка сформировалась во второй половине 60-х вокруг «качалки», куда молодые люди приходили заниматься спортом. Тогда она напоминала скорее дворовое сообщество, чем полноценную ОПГ. Первым лидером «Тяп-Ляп» был местный житель Сергей Антипов. Его личность сильно повлияла на все казанские банды — к примеру, именно с подачи Антипова среди посетителей «качалки» начал действовать запрет на курение и употребление алкоголя, который постепенно распространился на всё уличное движение. Однако самое знаковое событие в истории «Тяп-Ляп» — тот самый пробег 31 августа 1978 года — произошло уже после того, как Антипов утратил основные рычаги управления группировкой. На первый план вышел Завдат Хантимиров. При нём отношения с другими бандами сильно ухудшились. Одними из главных соперников Тепловских стали Новотатарские, получившие название по району Ново-Татарская слобода в центре Казани. Пробег по территории врага с избиением случайных прохожих тогда был привычным форматом выяснения отношений — в зависимости от времени суток такие акции устрашения называли «с добрым утром» и «с добрым вечером». На 31 августа был назначен особенно масштабный пробег по территории Новотатарских. В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж. В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников. Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами.

Что такое «казанский феномен»

Если в 1950-е годы население города составляло около 500 тысяч человек, то уже 30 октября 1979 года в городе родился миллионный житель, сообщало издание «Татар-Информ». В-третьих, молодежи в то время в Казани было много. А как известно первая причина и первое условие появления группировок — это достаточное количество молодежи, вторая — достаточное количество свободного времени у этой молодежи». Роберт Гараев автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» В-четвертых, население Казани росло не только за счет естественного прироста городского населения, но и за счет переезда туда сельских жителей с их особым менталитетом.

Городские, отметил Гараев, встречали их с высокомерием. И да, сама Казань тогда была полна такими фрагментами деревни, «проплешинами» с деревянными домами — мы их называли «деревяшки», — пояснял Гараев в интервью зданию «Реальное время». Наличие трущоб в центре города, уточнил «Аргументам и фактам» писатель, тоже сыграло роль в появлении «казанского феномена». Но все же четыре основные причины — блатная романтика, рост числа молодых людей и горожан в целом, появление в городе большого количества сельчан — и стали причинами, по которым в Казани начали массово появляться группировки.

Легенды, семья и игра Дополнительную роль, не исключил Гараев, могла оказать одна из самых страшных группировок Казани «Тяп-Ляп» , появившаяся аж в 1973 году. Бандитский феномен. Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом и запретят ли его в России «Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-Ляпу» надо было каким-то образом противостоять. В беседе с журналистами «Реального времени» социолог Светлана Стивенсон выделила еще две важные причины массового появления подростковых банд.

Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков.

Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Это сборник воспоминаний выживших в «войнах за асфальт», который вышел в 2020-м. Тогда же я её прочитала в интернете, и мне запомнилось ощущение безысходности и мозаика фактов. Каждый мальчишка с 10 лет должен был примкнуть к группировке, это была битва детей за выживание. В сериале показали одного румяного десятилетку, нас щадят. Из личного опыта скажу, что когда-то пообщалась с девушкой из Татарстана лет двадцати.

Она долго не знала отца, потом мать с ним помирилась и познакомила дочь, только он о себе ничего не рассказывает. Я догадалась, а кто-то узнает из сериала, о чём молчат их родители. Переход от 80-х к 90-м я помню. Ходила на дискачи райцентра, училась в женской путяге в общем здании с мужской, смотрела кино. Молодёжь качала права и примыкала к какой-то субкультуре. Царила презрительность к нормам и превосходство низов как свобода выбора — этакая усмешка социального дна. Не все были «на дне», но большинство жили скромно, и усмешка была настроением.

На архивных фотографиях казанских группировок у всех характерное выражение лица — ухмылки блатного мира. Эта тень есть и на фото обычных ленинградских пэтэушниц-швей. В сериале мне не хватает татарского колорита, хотя зрители пишут, что «так было во всех пролетарских городах Союза». Так да не так. Из книги запомнилось, что все ходили в ватниках — от беспросветной бедности и носили мужицкие широкие штаны. Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы. В Универе это была моя, культуролога моды, любимая тема.

Ярко отметились британцы: послевоенные тедди-бойз, скинхеды 60-х, панки 70-х. Либералам не надо ля-ля, это не проблема позднего СССР, а общемировая экономическая закономерность. Она не заканчивается и не исчезает, время идёт, меняется экономическая ситуация, субкультуры сменяют одна другую. Чтобы подчеркнуть масштаб драмы, мастера использовали большую палитру. Сериал снят с любовью к деталям, батальные сцены подростков зрелищны, романтические линии аж у трёх главных героев стоит поучиться, с каким уважением шпана ухаживает , комизм — от юмора до сарказма. Чего стоит донос Андрея знакомому менту про «время сборов, имена старших, всё что знаешь —очень выручишь Андрюш». Или песня «Богатырская сила» группы «Цветы» Стаса Намина, под которую пацаны пляшут на дискаче.

Интересовались многие, а успели продюсеры во главе с Фёдором Бондарчуком и режиссёром Жорой Крыжовниковым. И не прогадали. Продюсеры знают цену своему детищу, уже прозвучало «это будет поколенческое кино» и «это лучший сериал десятилетия, как минимум». Такими заявлениями не бросаются. Создатели сериала рассчитывали на аудиторию за сорок, но и с ней обошлись деликатно. В кадре нет свойственных времени и месту наркотиков, а упоминаются они мега-мягкими словами с резко негативным отношением: «…черняшкой гасишься через день, на нас пацаны с других районов смотрят, думают, что это наша улица такая угашенная». Отдельное спасибо от увлекшейся сериалом школоты.

Сериал полон символов чуть меньше, чем «Груз 200» Балабанова. Ничто не случайно, как Вова-Адидас. Советские власти в 1978 году приобрели лицензию на производство кроссовок компании Adidas из капиталистической ФРГ. Затем фирма Adidas получила право именоваться официальным поставщиком Олимпиады-80 в обмен на поставку униформы для персонала на сумму 2,5 миллиона долларов. Это было первое масштабное спортивное состязание в Красной империи за железным занавесом. Adidas — не просто обувь, это статус, погоны. В 80-х моду на Adidas подхватили рэкетиры из спортсменов и люди, имеющие выход на дефицит.

В их рядах поддерживалась строгая дисциплина. Пить и курить запрещалось. За употребление наркотиков можно было и поплатиться жизнью. При этом в молодёжных ОПГ не было никакой воровской романтики.

Они больше напоминали боевые подразделения. В молодёжных казанских ОПГ не было никакой воровской романтики. Одними из самых известных стали Хади-Такташ так называлась улица, где жило большинство членов ОПГ , Обувка на улице, где проживали малолетние преступники располагался обувной магазин , Тяп-ляп, Мебелька, Жилка, Савинка и так далее. Структура и отличительные признаки Казанские банды имели чёткую иерархию.

Однако, в их главе не было воров в законе. ОПГ управлял «король», которому обычно было слегка за тридцать. Он опирался на «старших», которые, в свою очередь, управляли толпой подростков - «суперов». Каждая группировка имела свои отличительные признаки.

Молодежь в Татарстане снова играет в «казанский феномен». Пока играет 11 июня 2020 17:09 В Татарстане на днях снова объявляли план «Перехват» — ищут участников перестрелки в райцентре Высокая Гора 23 км от Казани, ныне фактически пригород стремительно растущей столицы Татарстана. На площадь возле торгового центра «Айсберг» при въезде в райцентр съехалась на машинах вооруженная молодежь и начала стрелять друг в друга. О человеческих жертвах МВД не сообщает. По окончании перестрелки часть «братвы» на машинах ретировалась в Казань. Жители тихого райцентра до сих пор в ужасе. Для них, привыкших к спокойной жизни за последние десятилетия, это стало возвращением в 1990-е, когда криминальная молодежь, — зачастую вчерашние школьники, — делила Татарстан на зоны криминального влияния.

Рабочая версия произошедшего такова: в Высокой Горе местные «братки» выясняли отношения со сверстниками из казанской группировки «Адмиралтейские». Как пишет интернет-газета «Бизнес-Online», казанцы от высокогорских «получили по зубам». После чего покинул место происшествия. Над разговорчивым Демидовым от души смеются в соцсетевом паблике «Казанский феномен», на который подписан молодой человек: «Ты еще заявление в полицию напиши! По формату это тематический исторический паблик, где собираются молодые люди, не знающие кошмара «святых годов». В паблике есть глоссарий жаргона казанской «братвы» того периода.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий