Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
На борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Но великая идея обернулась трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения. Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности. Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области — здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала. Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника.
Архангельск стал одной из площадок масштабных съёмок, которые пройдут также в Мурманской, Магаданской областях, Чукотском Автономном округе и других регионах России. В нашем городе съёмки проходили на Соломбальской судоверфи, на одном из списанных учебных кораблей, который готовится к «отправке на иголки» — утилизации. Внутри учебное судно, где проходят съёмки, находится в плачевном состоянии, многие каюты разгромлены и представляют жалкое зрелище. Повсюду разбросаны старые вещи и мусор, местами разрушена обшивка, ободраны потолки, сняты с петель двери. На полу периодически встречаются разбросанные доски — преимущественно, чтобы не скользить, где-то, чтобы усилить ветхий пол. Некоторые проходы перекрывает красно-белая сигнальная лента — тут ходить опасно.
Но, несмотря на ужасное внутреннее состояние корабля, снаружи киноделам удалось преобразить и вернуть часть полуразрушенного судна почти на сто лет назад — в 1930-е годы. Трубы корабля подкрашены в чёрный и красный цвета. На палубе расставлены засыпанные льдом и снегом ящики с полезной провизией и инструментами, бочки с топливом, разнообразные тюки и такелаж. На кормовой части среди прочего кинореквизита расположился целый гидроплан, похожий на огромную зелёную стрекозу, а на самой корме гордо реет красный стяг с серпом и молотом. Одна из палуб корабля. Повсюду коробки с ценными грузами, бочки и разнообразный такелаж.
Всё под слоем рукотворного льда и снега Съёмки идут как в дневное, так и в ночное время — на судне кипит жизнь. Рядом на берегу расположился целый киногородок из домов на колёсах и палаток — тут всё серьёзно, почти как в Голливуде.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес электронной почты редакции сайта: web murman. Телефон: 8 8152 64-10-67.
Он являлся грузопассажирским пароходом и мог вместить до 60 пассажиров.
Водоизмещение составляло 7 500 тонн. При строительстве его планировали использовать для арктической торговли, но позже пароход начал эксплуатироваться в исследовательских целях. История плавания «Челюскин» спустили на воду в марте 1933 года. Вплоть до мая он совершал испытательный поход, а в июне вышел в свое первое плавание до Ленинграда под командованием капитана Петериса Биезайса. Спустя два дня ледокол прибыл по назначению и в том же месяце был переименован из «Лены» в «Челюскин» в честь известного полярника-мореплавателя. Следующий поход судна состоялся в июле 1933 года.
Корабль вышел из Ленинграда и направился в Мурманск, а по пути был вынужден зайти в доки города Копенгаген для устранения некоторых дефектов. Далее он успешно добрался до Мурманска, где сменил капитана на Владимира Воронина. Третье и последнее плавание «Челюскина» стартовало в августе 1933 года. Корабль взял на борт 122 человека и направился во Владивосток.
Наши на «Челюскине»
Ровно 85 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул знаменитый пароход «Челюскин». Команда автопутешественников под руководством экстремального путешественника Дениса Забелина на двух внедорожниках собралась добраться до самого края Еврази. 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». 85 лет назад началась экспедиция парохода "Челюскин", закончившаяся гибелью корабля, но и пониманием, что Россия может и должна покорить Арктику.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
"Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. Кроме того, экспедиция на ледокольном пароходе "Челюскин" должна была дать опыт прохода по СМП на корабле неледокольного класса. Опыт "Челюскина" придал мощный импульс освоению Арктики, в результате чего с 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было.
Два месяца на льдине
На носу — зима… Да, это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о собственной жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив её тем самым на год, никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — Отто Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьёзные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад?
О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперёд, и будь что будет! Или грудь в крестах то бишь в орденах Ленина , или — голова в кустах. Что было дальше? Вот то, что известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции.
Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбуждённо, радостно обсуждали: как назвать ребёнке? И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять.
И не занимать. Впрочем, может быть, существовал и такой мотив: погибать, так с музыкой. Например, под свадебный марш. Почему бы и нет, если начальство закрывало глаза? У самого Отто Юльевича Шмидта на Челюскине значилась «уборщицей» забеременевшая от него во время экспедиции Александра Горская. Разумеется, шваброй или, упаси боже, веником эта девушка орудовать даже не помышляла, она просто жила в комфортабельной и огромной каюте великого полярника - со всеми удобствами. Горская произведёт на свет сына Александра 15 сентября 1934-го, уже в нормальных условиях, и тот получит фамилию и отчество своего прославленного и каким-то чудом не расстрелянного родителя. Мать получит орден Красной Звезды.
В начале сентября «Челюскин» получил новые вмятины, усилилась течь... В один из осенних дней к дрейфующему во льдах «Челюскину» подъехали несколько собачьих упряжек: это чукчи из близлежащего посёлка нанесли свой визит для обмена пушнины на «огненную воду».
Первоначальное его имя «Лена». Пароход водоизмещением 7500 тонн построили в Дании по советскому заказу, — рассказывал Юрий Бурлаков. Но по ходу строительства пришлось внести целый ряд изменений, упрощений.
В итоге получился фактически не ледокольный, а обычный пароход. Тем не менее именно его выбрали для выполнения сложнейшей задачи: преодоления Северного морского пути за одну навигацию. Недавно спущенный на воду корабль даже переименовали ради большего соответствия поставленной цели. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. Пароход, построенный скандинавами, имел неплохую машину, современное навигационное оборудование.
Привыкшие к спартанской простоте большинства других советских «торговцев» моряки восхищались интерьерами кают — дубовыми панелями, мягкой мебелью из красного дерева с кожаной обивкой… Начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт вполне разделял похвалы в адрес «иностранца». А вот у назначенного капитаном Владимира Воронина было иное мнение. Несчастливый будет корабль! Смущало Владимира Ивановича и то, что из-за возникших организационных и технических проблем например, чтобы устранить некоторые выявленные неполадки, пришлось на пути из Ленинграда в Мурманск сделать остановку в Копенгагене выход в столь непростой рейс задерживался, и «Челюскину» явно не удалось бы пройти самые сложные участки пути в оптимальное для этого время. С учетом таких обстоятельств Воронин хотел даже отказаться от назначения на должность капитана, однако Шмидт уговорил его остаться.
А сколько же их было, челюскинцев? Отвечая на такой вопрос, Юрий Сальников улыбнулся: «Интересная арифметика получается. Согласно официальным документам, на борту при выходе в дальний рейс находилось 112 человек: 53 члена экипажа, 29 научных сотрудников, 18 зимовщиков их планировали высадить на острове Врангеля и 12 строителей — плотников, печников, — которым предстояло возвести для «врангелевцев» на месте зимовки новые дома. Но уже через два дня после того как покинули порт, на судне случилось «прибавление». В угольном бункере обнаружили спрятавшегося там человека — Михаила Субботина.
Оказалось, юноша очень хотел стать участником уникального морского рейса и решил отправиться по Севморпути нелегалом. Субботину повезло: в Мурманске ухитрился незамеченным пробраться на корабль. Однако влиться в ряды челюскинцев парню все-таки не удалось: капитан Воронин заявил, что сверхнормативный пассажир ему не нужен. Когда при выходе из Карского моря «Челюскин» встретился с лесовозом «Аркос», на него переправили зайца. Фото: goskatalog.
Супруга одного из полярников, геодезиста Василия Васильева, которая собиралась зимовать с ним на острове Врангеля, родила дочку. Поскольку пароход в это время находился в Карском море, малышку назвали Кариной. Следующие коррективы в списки пришлось внести 5 октября. Чуть раньше того «Челюскин», достигший уже Чукотского моря, оказался зажат льдами. С находящегося неподалеку берега до парохода добралось на собачьих упряжках несколько местных жителей.
Воспользовавшись такой оказией, на Большую землю отправили восьмерых участников рейда — в том числе тех, чье состояние здоровья вызывало опасения. К моменту гибели «Челюскина» на нем было 105 человек. Во время кораблекрушения один из них погиб — завхоз экспедиции Борис Могилевич. Таким образом, в ледовом лагере оказалось 104 человека. Среди них два ребенка: уже упомянутая Карина Васильева и другая малышка — дочь начальника зимовки на острове Врангеля П.
Буйко, а также 10 женщин — члены команды 4 уборщицы , жены зимовщиков, научные сотрудники». Бурлаков: «С единственной жертвой среди челюскинцев связана воистину конспирологическая история. Еще в августе 1933-го, когда пароход вошел в зону крупных ледяных полей, состоялось первое «свидание» с белыми медведями. Могилевич застрелил одного из них. Но этот его охотничий подвиг вызвал неодобрение у бывалых полярников.
Многие из них считали, что подобное неуважение, проявленное к «хозяевам Арктики», чревато неприятностями: «Швед Мальмгрен из команды дирижабля «Италия» убил медведя, а потом сам погиб! Однако, как оказалось, напрасно. Именно экспедиционный завхоз, любитель охоты, во время эвакуации не смог спастись с тонущего парохода. Остальные члены команды и пассажиры благополучно пережили всю ледовую эпопею». Нож в изголовье «До какого-то времени Арктика относилась к «Челюскину» благосклонно.
Он, хотя и не без проблем, продвигался вперед, — пояснил Юрий Бурлаков. До чистой воды осталось всего несколько миль, однако поднявшийся штормовой ветер увлек льдины, среди которых пробивался «Челюскин», назад, в Чукотское море. В этот критический момент пришла радиограмма с ледокола «Литке», находившегося в бухте Провидения, с предложением оказать помощь.
Затем семье Васильевых вместе с остальными пассажирами пришлось перебазироваться на лед. Первые дни жили в тряпичных палатках, и это - при минус тридцати градусах.
Потом был построен барак - с печкой, сделанной из бочки. Ребенка вместе с мамой разместили у печки, чтоб было теплее. Соответственно, еще было необходимо много воды на стирку. Но - все вынесли. И только 5 марта маму с дочкой эвакуировали на самолете, которым управлял знаменитый Анатолий Ляпидевский.
Понятно, что ничего из этого Карина Васильевна помнить не может, все по рассказам.
Сейчас ледокол Северного флота "Илья Муромец" подошёл к другой точке - острову Врангеля. Там участники экспедиции исследуют места, связанные с Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910 — 1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Совместную экспедицию на арктических архипелагах РГО и Северный флот проводят уже третий раз. В этом году она стартовала 5 августа и посвящена сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова. Напомним, в этом году на месте гибели парохода "Челюскин" также побывала подводно-поисковая экспедиция , организованная морской инженерной петербургской компанией "Фертоинг". Солженицына, а также РПЦ.
С помощью эхолота им удалось не только уточнить координаты, но и сделать трехмерную модель парохода.
Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. Однако, в отличие от «Челюскина», этот корабль был подготовлен к плаванию в арктических льдах, имел «ледокольную» форму корпуса и был усилен по всем правилам. Опыт "Челюскина" придал мощный импульс освоению Арктики, в результате чего с 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути.