Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. Озвучила фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» и снялась в двух картинах — «12 стульев» и «Кавказской пленнице». Одна из ключевых сцен романа 12 стульев (16+) не была включена в фильмы Леонида Гайдая и Марка Захарова, хотя она значительно раскрывает характер одного из главных персонажей. Сцены с Дмитрием Назаровым будут пересняты и заменены в новой экранизации "12 стульев", где он играл Кису Воробьянинова.
«Киса и Ося были тут»
Когда разрешение на съемки "12 стульев" получил Георгий Данелия, режиссер совсем было потерял надежду. Данелия, узнав о большом желании коллеги по цеху перенести на экран историю Остапа Бендера, решился на благородный жест — он подарил Гайдаю право на экранизацию. Георгий Николаевич признался тогда, что «перегорел» к роману «12 стульев», а снимать без огонька нельзя. Владлен Бахнов, Леонид Гайдай преобразовали оригинальный текст книги в сценарий. Комитет кинематографии работу драматурга и режиссера раскритиковал. Чиновникам не хватало юмора и острого социального посыла. Пока высокое начальство обсуждало сценарную заявку, Леонид Гайдай начал подбор актеров. На роль Остапа Бендера режиссер отобрал 200 претендентов, из которых выделил два десятка самых талантливых. Съемки стартовали с Владимиром Высоцким, которого из-за возникших проблем пришлось заменить Александром Белявским. Нового Остапа Бендера забраковали высокие начальники, поэтому Леонид Гайдай вновь взялся за поиски главного героя.
Точнее — эпохи НЭПа, середины 20-ых. Вскоре выбор режиссёра пал на Рыбинск: нужная застройка в городе сохранилась, да и от Мосфильма недалеко. Сейчас эту «дорогу в Старгород» украшает памятник. И локация эта в городе одна из самых известных. Кинопроизводство в Рыбинске заняло в 70-м три месяца: с мая по август. Согласно воспоминаниям городских старожилов, с именитой съёмочной командой они сдружились — помогали реквизитом и участвовали в массовке.
Прежде всего специалистов и киночиновников беспокоила целесообразность съемок фильма, что он должен был сообщить советскому зрителю. Сохранился отрывок обсуждения сюжета на студии: А. Мачерет Сценарий располагает к тому, чтобы его хвалить. Эта вещь прежде всего веселая. Сценарий лишен того, что мы называем вульгарным социологическим смыслом. Но за этой легкостью и игривостью должен стоять определенный общественный смысл. Иной раз в сценарии для меня не хватало остроты социальной характеристики. Герои должны быть не только смешны, но и современны с точки зрения современных пороков. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл. Хотулев Трудность экранизации этой вещи, на мой взгляд, заключается в том, что необходимо аттракцион слова перевести в аттракцион изображения. Есть опасность, что при экранизации может исчезнуть аромат книги. Качалова Хоть и говорят, что есть нестареющие вещи, все же они стареют. Я убедилась в этом, перечитывая Ильфа и Петрова. Сценарий я начинала читать с большой тревогой. Слишком памятна нам история с «Золотым теленком». Фильм Швейцера не состоялся. Сценарий «12 стульев» сделан на редкость деликатно и добротно. Соблюдена событийная канва, сценарий написан с большим уважением к книге... Меня встревожило одно обстоятельство: Гайдай, по-моему, стал очень серьезным.
Kак в рассказах Михаила Зощенко, писавшего быстро, широкими мазками и — с натуры. Это — ожесточённая тоска Воробьянинова и экспрессивный задор Остапа, но в этом задоре — много печали. Вся эта психологическая мешанина попросту не умещается в простом и одномерном, хотя и талантливо скроенном, мире Леонида Гайдая. У него сложилось не повествование, а... Всё ярко, сочно, динамично и — без драмы, которая, безусловно, присутствует, в книге. Всё слишком ярко и плоско, чтобы быть... Вот у Марка Захарова да-да, с его театральщиной и картонными декорациями вышло не столь примитивно. Тут есть оттенки, у Гайдая их нет.
Режиссеру стоило оставить все как есть.
- Где Гайдай снимал «12 стульев»
- «12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали
- Отличите фильм «12 стульев» Гайдая от «12 стульев» Захарова: тест - 10 июня 2023 - V1.ру
- Полтинник я вам дам: фильму «12 стульев» Леонида Гайдая — 50 лет. Вот, как он создавался
Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы»
Фильм стал лидером советского кинопроката в 1971 году - 39,3 миллиона зрителей. Является экранизацией одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях. Сюжет этого и без того известного каждому произведения рассказывает о парочке авантюристов, разыскивающих гостиный гарнитур из 12 стульев в антураже послереволюционной России. Один из них, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, зять некогда богатой графини, оказывается у постели умирающей тещи, где становится свидетелем невероятного признания.
Нагорнов По реке они добираются до Чебоксар , а потом попадают в Пятигорск. Там, прося милостыню и проводя платные экскурсии по бесплатным достопримечательностям города « Провалъ » , Остап и Воробьянинов набирают нужную сумму и покупают 9-й и 10-й стулья у пьяного монтёра Мечникова, но 11-й стул концессионеры упускают. Театр вместе со стулом отправляется гастролировать дальше, во Владикавказ. По пути, на Военно-Грузинской дороге , Бендер и Воробьянинов встречают отца Фёдора, который, потратив все свои сбережения на липовые «воробьяниновские» стулья и ничего там не найдя, сошёл с ума. Концессионеры доходят до города Ялта.
Ночью, прокравшись в театр и переждав землетрясение , они добывают 11-й стул, который также оказывается пустым. Вернувшись в Москву, Бендер узнаёт, что последний стул находится в клубе железнодорожников. Обезумевший Воробьянинов из-за боязни, что Остап оставит его ни с чем, убивает спящего компаньона опасной бритвой. Пробравшись в клуб, Воробьянинов узнаёт, что по случайности в стуле были найдены запрятанные буржуями сокровища, и на них был отремонтирован этот клуб. После неожиданной новости Воробьянинов, вскрыв последний стул, в отчаянии издаёт душераздирающий крик… Фильм заканчивается пролётом камеры над Москвой: над Новым Арбатом , в том числе над зданием СЭВа и Московским домом книги , памятниками Владимиру Маяковскому , Николаю Гоголю и Александру Пушкину и над несуществующим памятником Илье Ильфу и Евгению Петрову. Толпа зрителей, в том числе и актёры, сыгравшие персонажей фильма, идут в кинотеатр « Россия » на премьеру «12 стульев» Леонида Гайдая.
Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик.
Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: - Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять... Съемки актрисы совпали с большим горем в ее семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а уже когда началась работа над фильмом, умер отец. На съемки самой веселой сцены - свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера - актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала… Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре, тогда ей было вовсе не до песен.
Зато геройски, дубль за дублем, играла сцену, где на нее падает карниз. Карниз был настоящим, не бутафорским, и актриса с замиранием сердца от него «уворачивалась»... Два Кисы Воробьяниновых - в исполнении Филиппова и Папанова. И оба - незабываемые! Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной, - рассказывает Варлей. А вот исполнительница роли Эллочки-людоедки в экранизации Марка Захарова - Елена Шанина - перед пробами на роль за 65 дней похудела на 41 кг, а затем по просьбе Марка Захарова за три недели до съемок сбросила еще 10 кг.
И к моменту съемок весила 50 кг. Миронов спел, а Гомиашвили не дали Гайдай хотел сделать своего Остапа поющим. Песня была написана, и съемочная группа с удовольствием ее распевала. Но в фильм она не вошла. И зритель не услышал ее из уст Остапа. Министр культуры Екатерина Фурцева категорически выступила против песни Остапа, заявив, дескать, после выхода на экраны эта песня станет «гимном» определенной части нашего общества. Судьба Андрея Миронова в певческом смысле оказалась более счастливой.
Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима... Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю»... Я не стал соревноваться с традиционным кинематографом.
И в том и в другом фильме играли исключительно звезды.
Причем десять актеров, включая великих Крамарова и Вицина, играли и там и там. Но Захаров, имея в распоряжении больше музыки один только Остап поет там пять песен на слова Юлия Кима и времени, сделал акцент на второстепенных персонажах, хотя у Ильфа и Петрова, наверное, и нет второстепенных в прямом смысле слова персонажей. Поэтому режиссер устраивает несколько мини-бенефисов внутри своего фильма. Каждый эпизод с этими актерами в фильме Марка Захарова — маленький шедевр. Голос Зиновия Гердта за кадром — это еще один козырь фильма Захарова. Но съемки совпали с горем в ее жизни — умер Василий Шукшин, а затем и ее отец.
На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Бендера актриса приехала сразу с похорон. После каждого дубля уходила и плакала. Поэтому и петь отказалась. И все же Захаров немного опасался сравнений со «Стульями» Гайдая и старательно избегал схожести, изобретал фокусы, которые подчас кажутся излишними. Погоня за оригинальностью иногда плохо кончалась. Например, во время вставного номера-танго, когда Миронов эффектно роняет Любовь Полищук на пол, она на самом деле падала несколько раз просто на бетонный пол.
В конце жизни ее страшно мучили боли в спине. Давала о себе знать та старая травма. Полищук уверяла, что это были самые сложные съемки в ее жизни, и вспоминала их как кошмар, хотя с этого эпизода и началась ее кинокарьера. Андрей Миронов в этом танго крутил ее в разные стороны, как акробатку. При этом на бетонный пол забыли положить подушки, и когда Миронов грохнул партнершу на пол — это была страшная боль. Но Полищук продолжала как ни в чем не бывало.
Теперь подушки положили, но Миронов в запале расшвырял их ногами.
Интересные факты о фильме Леонида ГАЙДАЯ «Двенадцать стульев»...
Интересно, что этот роман, формально — чистой воды авантюрная комедия, был экранизирован не только в Советском Союзе. В 1970 году в США известный комедийный режиссер Мел Брукс снял свою версию в которой Остапа Бендера сыграл молодой Фрэнк Ланджелла , в 1962 году появился кубинский вариант романа, в котором за сокровищами охотятся сеньор Ипполито и его слуга Оскар, а в 2004 году «12 стульев» усилиями актеров комик-труппы «Маски-шоу» добрались и до Германии. В России же самой популярной экранизацией книги считается эта, снятая в 1971 году Леонидом Гайдаем. Немногим ей уступает телесериал Марка Захарова 1976 года, в котором в роли Остапа Бендера задействован Андрей Миронов. Новые трейлеры.
Но этому мешал факт съемки «Золотого теленка» Михаилом Швейцером, до завершения которого Госкино категорически отказывало в старте второй ленты. Пока Гайдай отвлекся на съемки других фильмов, история о похождениях сына турецкоподданного и бывшего предводителя дворянства пришла в голову Георгию Данелии. Однако по ряду причин он передумал и сам пришел к Гайдаю с предложением снять киноленту.
Одной из главных проблем стал выбор кандидата на главную роль. Гайдай провел пробы более чем с 20-ю кандидатами, среди которых были настоящие звезды: Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Валентин Гафт и многие другие. В итоге режиссер выбрал Александра Белявского на роль Великого комбинатора, и съемки стартовали 10 марта 1970 года. Когда по ряду причин потребовалась замена артиста, Леонид Гайдай вспомнил, что он присутствовал на спектакле "Золотой теленок" в городе Горький, где все роли исполнил Арчил Гомиашвили. Он был приглашен на кинопробы, после чего его кандидатуру утвердил художественный совет. Большие проблемы возникли и с поиском мебельного гарнитура работы мастера Гамбса. Во-первых, необходимо было не 24 стула 12 «настоящих» и 12 «фальшивых», купленных отцом Федором у инженера Брунса , а в несколько раз больше, чтобы во время съемок их можно было ломать.
Во-вторых, выяснилось, что мебели работы Гамбса практически не осталось. Стоило не малых усилий отыскать один уцелевший стул у пожилой женщины на Арбате. Продать его она отказалась, но разрешила сфотографировать - для дальнейшего изготовления нового гарнитура. В-третьих, в СССР не нашлось специалистов, способных сделать такую мебель.
Но озвучивание это тяжелый труд! Ведь, нужно не только попасть в свою артикуляцию, но и сыграть также. Раньше в очень многих фильмах актрисы говорили не своими голосами. Никто из зрителей этого не понимал.
Видео: Регина Рахимова. Вообще съемки в «Кавказской пленнице», признается Варлей, давались ей нелегко… - На площадку привозили в 6 утра, а вызывали в кадр только… в 17. И отойти — побегать, попрыгать, никуда нельзя, чтобы не испортить костюм и грим. Когда доходила очередь идти в кадр, мне уже ничего не хотелось. Глаз, говорил Леонид Иович, «Не горит. Чтобы он снова загорелся, приказывал… сбегать по лестнице на четвертый этаж и обратно. К выходу в свет готовился новый хит мастера комедии — «12 стульев». В этой ленте молодой артистке досталась совсем небольшая роль, но яркая!
Она сыграла студентку Лизу, жену вегетарианца из коммуналки, где также поселились в поисках сокровищ Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Старому ловеласу молоденькая девушка так понравилась, что он пригласил ее в ресторан.
Пригласив на роли второго плана звезд отечественного кинематографа, Гайдай по сути превратил эпизоды с их участием в маленькие бенефисы. Ну, разве забудешь дворника Тихона в исполнении Юрия Никулина? Или Наталью Крачковскую в роли мадам Грицацуевой? Да и сам Леонид Гайдай блеснул актерским мастерством в маленькой роли хранителя ордеров на проданную мебель… Конечно, по сравнению с Бендером, сыгранным Сергеем Юрским в «Золотом теленке», Бендер Арчила Гомиашвили был лишен обаяния интеллигентности и печальной иронии. Бендер в «12 стульях» Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость в купе с недюженной изобретательностью и артистичностью прирожденного авантюриста, что называется, «города берет»… Но кто сказал, что «ранний» Бендер должен как две капли воды походить на Бендера «позднего»? Александр Фёдоров Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку?
«12 стульев»: Гайдай назвал фильм Захарова «уголовным преступлением»
Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить Двенадцать стульев уже начал работать над экранизацией другого. Знаменитая комедия «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, снятая по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова еще в 1971 году, оказывается, грешит тем, что принято называть киноляпом. Комедия «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая уже долгие годы является одной из любимых экранизаций романа Ильи Ильфа и Евгения Петров. И хотя критики и зрители на это не обратили внимания, в своем следующем фильме (12 стульев), Гайдай постарался по максимуму записать реплики героев прямо в кадре. и ин в фильме "12 стульев". смотрите кино полностью на «Кино ».
«Киса и Ося были тут»
Кинокомедия «12 стульев» вышла в широкий прокат - Знаменательное событие | В СССР похождения Остапа Бендера настолько усиленно хотели перенести на экран, что появилось сразу два фильма — от Леонида Гайдая и Марка Захарова. |
"Мистические тайны кино": "12 стульев" – Москва 24, 25.09.2021 | Говорят, что 45 лет назад, когда на экраны вышли «12 стульев» Марка Захарова, его коллега Леонид Гайдай был очень обижен: якобы коллега украл у него идею. |
«12 стульев»: Гайдай назвал фильм Захарова «уголовным преступлением» | Подробности съёмок комедии Леонида Гайдая "12 стульев" – в рубрике "Век "Мосфильма". |
12 стульев (1971)
«Великий комбинатор» Остап Бендер и «гигант мысли, отец русской демократии» Киса Воробьянинов разыскивают по Стране Советов сокровища, спрятанные в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура. Артист исполнял роль Остапа Бендера в фильме "12 стульев". Во многих сценах Гомиашвили пытался показать своего героя с новой стороны и сделать его более живым и человечным, но Гайдай убирал все эти сцены. Даже если вы и не читали знаменитый роман Ильфа и Петрова «12 стульев», то наверняка смотрели фильм. Известно, что после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. Одна из ключевых сцен романа 12 стульев (16+) не была включена в фильмы Леонида Гайдая и Марка Захарова, хотя она значительно раскрывает характер одного из главных персонажей. Знаменитый режиссёр Леонид Гайдай среди 200 кандидатов на главную роль в фильме «12 стульев» выбрал Владимира Высоцкого.
В "12 стульях" переснимут сцены с уволенным Дмитрием Назаровым
В СССР похождения Остапа Бендера настолько усиленно хотели перенести на экран, что появилось сразу два фильма — от Леонида Гайдая и Марка Захарова. Российские зрители до сих пор не могут решить, какая из советских организаций «Двенадцати стульев» лучше — Марка Захарова или Леонида Гайдая. Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. Кадр из фильма «12 стульев». «12 сту́льев» — советская эксцентрическая комедия режиссёра Леонида Гайдая, снятая по одноимённому роману соавторов Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях. В комедии «12 стульев» Гайдая зрители нашли киноляп с преображением скелета.
Найти Остапа Бендера оказалось непросто
- 12 СТУЛЬЕВ — Яркипедия
- Двенадцать стульев | Пятигорск - Туристско-информационный центр
- В "12 стульях" переснимут сцены с уволенным Дмитрием Назаровым - Российская газета
- Полтинник я вам дам: фильму «12 стульев» Леонида Гайдая — 50 лет. Вот, как он создавался
- Полтинник я вам дам: фильму «12 стульев» Леонида Гайдая — 50 лет. Вот, как он создавался
Фильм «12 стульев» отметил 51-летие
Знаменитый режиссёр Леонид Гайдай среди 200 кандидатов на главную роль в фильме «12 стульев» выбрал Владимира Высоцкого. Знаменитая комедия «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, снятая по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова еще в 1971 году, оказывается, грешит тем, что принято называть киноляпом. Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить Двенадцать стульев уже начал работать над экранизацией другого.