Новости факты из биографии гоголя

Доподлинно изучая биографию автора «Мертвых душ», стоит отметить, что интересные факты о Гоголе по-прежнему остаются загадкой. Факты биографии Гоголя. Переживание потерь. Детство и юность Н.В. Гоголя были омрачены потерями близких.

17 интересных фактов о Гоголе

  • Интересные факты из жизни и биография Гоголя
  • 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя: факты о русском писателе | ОТР
  • 40 интересных фактов из жизни Гоголя
  • Навигация по записям
  • 30 интересных фактов о Гоголе
  • Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе • Arzamas

Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения

Историографы и биографы Гоголя подтверждают, что его мать — Мария Ивановна из-за своей тяжелой судьбы была набожной женщиной, склонной к мистике. Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. Доподлинно изучая биографию автора «Мертвых душ», стоит отметить, что интересные факты о Гоголе по-прежнему остаются загадкой. Мы в ADME покопались в биографии писателя и нашли кое-что любопытное. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

Николай Гоголь: факты из жизни

Никогда не было никаких документальных свидетельств о том, что Гоголь когда-либо женился или имел детей. Многие исследователи полагают, что причиной этого была не только личная склонность Гоголя к одиночеству, но и традиции русского общества того времени, которые не одобряли свободную любовь и сексуальную активность до брака. Кроме того, многие биографы Гоголя утверждают, что его творческая деятельность была настолько важна для него, что он не мог себе позволить отвлекаться на личную жизнь и семейные обязанности. В любом случае, Гоголь оставил после себя богатое наследие литературных произведений, которые до сих пор остаются важной частью русской культуры. Астероид 2361 Гоголь был открыт 5 сентября 1976 года в Крымской астрофизической обсерватории советскими астрономами Николаем Черных и Людмилой Черных.

Он был назван в честь Николая Гоголя в честь 150-летия со дня рождения писателя. Астероид 2361 Гоголь относится к астероидам главного пояса и имеет диаметр около 10 километров. Вот такие очень интересные факты о Гоголе. Астероид Гоголь бороздит Вселенную Смерть Гоголя и интересные факты Факты о смерти Гоголя покрыты множеством мифов и легенд.

Портал ФактыПро расставит все по местам и расскажет всю известную информацию. Николай Васильевич немало попутешествовал по Российской империи и за её границы. Существует версия, что в Риме писатель подхватил малярию, осложнения от которой впоследствии и послужили причиной его смерти. Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям.

Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным! Современные исследователи проанализировали его творчество и переписку, придя к выводу, что это не так, и если литератор от чего-то и страдал, так это от серьёзной депрессии. Гоголь завещал похоронить себя лишь после того, как у его тела появятся явственные признаки трупного разложения.

Его воля была исполнена, несмотря на то, что начавшее разлагаться тело служило источником сильного запаха. Николай Васильевич Гоголь Существует легенда, что писателя не послушали, и при перезахоронении останков в 1931 г. Хотя, если верить другим данным череп вообще отсутствовал. К столетию дня рождения Гоголя в 1909 году, на кладбище, где он был захоронен проводилась реставрация могилы писателя.

В это время там был замечен известный коллекционер Бахрушин. Он собирал театральные реликвии. Ради своего увлечения он был готов на все, возможно, этот человек решился на святотатство: подкупил кого-то из могильщиков и тот украл для Бахрушина бесценный раритет. Череп писателя так и не был найден, это пожалуй один из интереснейших фактов об останках Гоголя.

Бахрушин же умер в 1929 году унеся тайну нынешнего местонахождения черепа в могилу. На самом же деле это все выдуманные факты. Никто череп писателя не крал. Перед свои уходом из жизни от него часто можно услышать, что он слышит какие-то голоса.

Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита. С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались.

В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться.

В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха. Просто столица удивила писателя высокими ценами, и ему пришлось испробовать разные способы зарабатывать себе на жизнь. Возможно, жизнь Гоголя повернулась бы иначе, если бы он развивал в себе талант к живописи. В детстве он постоянно рисовал, и очень талантливо, но рисунки его казались взрослым странными и порой даже пугающими, поэтому он забросил изобразительное искусство. Их свидетелем был А.

Пушкин, и именно он подсказал своему другу Гоголю идею превратить их в пьесу. Памятник Николаю Васильевичу Гоголю Писатель ещё в юности отлично овладел швейными принадлежностями. Он шил платья, а также вязал шарфы и другие мелочи, которые дарил своим сёстрам. Многие знаменитые литераторы в совершенстве владели несколькими иностранными языками. Но не Николай Васильевич — за всю жизнь Гоголь так и не освоил ни один другой язык, кроме русского, на высоком уровне. Сам писатель вспоминал, что во время учёбы его преподаватель постоянно критиковал творчество А.

Пушкина и В. Эта критика и вызвала повышенный интерес Гоголя к их произведениям. Николай Васильевич немало попутешествовал по Российской империи, но за её границы почти не выбирался. Хотя однажды он побывал в Риме, где, вероятно, и подхватил малярию, осложнения от которой впоследствии и послужили причиной его смерти. Из-за свойственных Гоголю странностей долгое время бытовало мнение, что он страдал от каких-то психических расстройств.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен.

Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее.

В запасе у него были сила характера и практическая предприимчивость: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником , отдаться литературе. Несмотря на его многочисленные попытки, в актёры его так и не приняли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов и вскоре становится помощником столоначальника , при этом был пожалован самым младшим чином по табели о рангах : коллежского регистратора [23] ; прослужил полтора года. Чиновником он был плохим. Служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима. Тем не менее из своего опыта службы Гоголь почерпнул материал для своих петербургских повестей [24].

Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению.

В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом В. Жуковского и А.

Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с « Ганцем Кюхельгартеном » была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму , — после они сблизились очень тесно. Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте , где сам был инспектором.

Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь в 1834 году В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых ; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете [25]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы : его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения.

Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества.

После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения.

Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [26].

Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. В Викитеке есть тексты по теме: « «Гоголь-учёный» » С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете.

Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб.

Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842.

К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности.

Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок».

Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Карандашный портрет Н. Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг.

Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А.

Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.

Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ».

К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру , которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу.

Отец, Василий Афанасьевич, обладал живой любознательностью, литературными способностями и ярким даром рассказчика с врождённым украинским юмором. Мать, Мария Ивановна, женщина с золотым сердцем, неизменно доброжелательная во всём и покорная провидению, часто говорила: «Душа моя видит через оболочку тела». Гоголь, наречённый в честь святого Николая, появился на свет в 1809-м в Сорочинцах, на Полтавщине. Безбородко в Нежине. Николай производил впечатление загадочного мальчика. Удачная мистификация доставляла ему величайшую радость. Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха.

Лицеисты, мастера в деле прозвищ, называли его «таинственный Карла». Николай Васильевич Гоголь. Автолитография, 1834 г. Институт русской литературы РАН Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя. Он внимательно следил за текущей литературой, участвовал в работе самодеятельного театра, но всё же мечтал о Петербурге. Юному Николаю казалось, что там для него откроется широкое поприще деятельности. Гоголь в Петербурге: «встречал одни неудачи» «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал … никакой дух не блестит в народе, все служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах», — вскоре по прибытии писал Гоголь матери.

Тщеславный молодой провинциал, он одиноко зяб в туманах Петербурга, вспоминал родную Полтавщину.

Чего мы не знаем о Гоголе?

Мало кому известно, что та же участь постигла и первое из опубликованных произведений Н. Гоголя, романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», изданную в 1829 году в Санкт-Петербурге под псевдонимом В. После появления нескольких негативных отзывов на неё автор скупил все доступные экземпляры издания и сжёг у себя в номере. Если бы не рассказ о произошедшем крепостного Якима, участвовавшего в сожжении по приказу хозяина, подлинное авторство в дальнейшем вряд ли возможно было бы установить. Кроме того, были уничтожены и другие тексты: первые произведения, написанные ещё в гимназии и недостаточно понравившиеся соученикам, такие как трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» 1825—1827 гг. И даже этот список, скорее всего, не полон. Очевидно, что самым суровым критиком и судьёй Н. Гоголя был он сам. Многочисленные странности и фобии Среди слухов, окружавших Н.

Гоголя ещё при жизни, наиболее упорным является утверждение о безумии писателя. С середины XIX века и до сих пор ему пытаются поставить диагноз: «дегенеративное помешательство», «паранойя», «циркулярная шизофрения», «маниакально-депрессивный психоз» и т. Само количество диагнозов заставляет усомниться в абсолютной точности какого-либо из них. Бесспорно лишь то, что характер и привычки писателя поражали окружающих своей странностью. Репин «Самосожжение Гоголя» 1909. В гимназии он пугал товарищей тем, что сам кричал голосами разных животных, о чём вспоминал впоследствии один из них, В. Любич-Романович: «Забывая часто, что он человек, Гоголь, бывало, то кричит козлом, ходя у себя по комнате, то поёт петухом среди ночи, то хрюкает свиньёй, забравшись куда-нибудь в тёмный угол». В зрелые годы он мог внезапно «не узнать» старого знакомого или заснуть за столом в гостях; выезжая за границу, не желал показывать паспорт; по неизвестной причине, всегда ходил по левой стороне тротуара, создавая трудности другим пешеходам.

Периодически мучил родственников и друзей длинными и порой малоправдоподобными рассказами о своих болезнях. В частности, поэту Н. Языкову он рассказывал о своём якобы перевёрнутом желудке: «Его будто осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами». При этом, по свидетельствам очевидцев, классик всегда отличался отменным аппетитом, мог на спор съесть миску галушек или банку варенья. Помимо общей с Эдгаром По тафофобии боязни быть погребённым заживо, название переводится буквально как «могилобоязнь» , его мучали и другие многочисленные страхи. Он боялся темноты никтофобия , грозы астрафобия , общения с незнакомыми людьми кайнофобия или ксенофобия , червей и пресмыкающихся сколецифобия и герпетофобия , вообще всего тёмного, извивающегося и скользкого, что ассоциировалось у него с нечистой силой. Повышенная пугливость давала о себе знать с самого детства. Известно, что в пятилетнем возрасте Никошу, как называли его родители, страшно напугала прокравшаяся в комнату кошка, которую он с перепугу утопил в пруду: «Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала.

Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, — мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своём, меня высек». Из этого автобиографического эпизода впоследствии родилась повесть «Майская ночь, или Утопленница»: образ невинно убиенной кошки «породил» сразу двух героинь: злую ведьму-оборотня и несчастную утопленницу. Сослужили полезную службу и комплексы по поводу собственной внешности: переживания из-за длинного носа подарили миру фантастическую повесть «Нос», из-за дурной и неряшливой одежды — ту самую «Шинель», из которой вышли все русские реалисты. Разнообразные таланты и хобби С. Гоголь в группе русских художников в Риме 1845.

Фото с сайта wikipedia. Ещё подростком он поразил всех блестящим исполнением роли госпожи Простаковой в гимназической постановке «Недоросля», впоследствии же впечатлял профессиональных актёров чтением роли Хлестакова, своего собственного героя.

Так появился «Ревизор». Рождение «Мёртвых душ» также связано с именем Александра Сергеевича. Поэма Гоголя «Мёртвые души» — «поэзия нашей страны» Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». Желая опубликовать своё детище, писатель из Рима, где он находился с 1837-го, отправился в Москву. Однако московская цензура не пропустила произведение в печать. Белинский посоветовал Гоголю переправить рукопись в Петербург. После исключения из книги острых мест « Похождения Чичикова, или Мёртвые души » увидели свет.

Выход 1 тома стал для Николая Васильевича переломным событием. С этого времени он испытывал всё большие сомнения и душевные терзания, мечтал о создании в двух последующих томах образов идеальных героев, незнакомых доселе помещичьей России. В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. Однако труд не приносил желаемого результата: положительные герои выходили неживыми, перевоспитать старых не получалось. В 1845-м писатель предал огню уже завершённое произведение. После этого снова взялся за перо. Николай Васильевич Гоголь на смертном одре.

Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу. На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Пушкиным. Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня, — писал Пушкин. Портрет Николая Васильевича Гоголя, 1841 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея Гоголь и Пушкин не были закадычными друзьями. И всё же их, писателей с разными характерами и разными мироощущениями, связывала глубокая духовная близость. Именно Пушкин на гоголевский призыв дать ему «какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот» для написания комедии рассказал ему забавную историю о некоем господине, выдавшем себя за высокопоставленного чиновника. Так появился «Ревизор». Рождение «Мёртвых душ» также связано с именем Александра Сергеевича. Поэма Гоголя «Мёртвые души» — «поэзия нашей страны» Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести».

Но, когда вышла пьеса, критики ничего смешного в ней не разглядели. Из-за негативных отзывов писатель впал в затяжную депрессию, а после уехал за границу. Гоголь настолько реалистично описывал в своих произведениях всякую нечисть, что многие поговаривали о его причастности к загробному миру, с которым он якобы имел связь при жизни. Но у психиатра Владимира Чижа другое мнение. В беседе с Life он рассказал, что у писателя были галлюцинации как слуховые, так и зрительные. Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы. В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти. Но болезнь поразила мозг писателя. Особенно в последние годы жизни Гоголь был подвержен обморочным состояниям и страдал от страшных видений. Литератор очень боялся, что его похоронят заживо. Писатель даже неоднократно просил хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения. Автор «Мертвых душ» умер 21 февраля 1852 года в возрасте 42 лет. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Биография Гоголя

Интересные факты про Николая Васильевича Гоголя. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Биография и творчество Гоголя: интересные факты об известном писателе, необычные привычки гения.

Кратко. Самые интересные факты: Николай Гоголь — Биография и Жизнь

Однако тому, кто осилит всю переписку Гоголя с матерью, становится понятно, что сын выдумывал некоторые несоответствующие действительности факты. Факт 4 Гоголь переживал из-за своего длинного носа и просил рисовавших его художников сделать нос на портретах менее заметным. В первое время, когда исследуя последние факты деятельности Гоголя, предполагалось, что она представляет два периода: один, где он служил прогрессивным стремлениям общества, и другой, когда он стал открыто на стороне неподвижного консерватизма. Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху».

Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения

Итак, перед вами самые интересные факты из жизни Гоголя. Гоголь происходил из старинного казацкого рода Гоголей-Яновских. Интересен факт, что мать Гоголя, Марию Ивановну, выдали замуж в 14-летнем возрасте за мужчину, который был вдвое старше ее. У родителей Николая Гоголя родилось 6 мальчиков и 6 девочек, однако больше половины детей умерли еще в младенчестве. Знаете ли вы, что изначально Гоголь хотел связать свою жизнь с театром? Для этого он приехал в Санкт-Петербург , однако его актерская карьера так и не сложилась. Николай Гоголь любил рукоделие. Например, он умел вязать, ткать пояса и шить наряды для своих сестер.

По словам самого писателя, он не собирался сжигать 2-й том «Мертвых душ», как в прочем и ряд других произведений. На такие поступки его якобы толкал «злой дух».

Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко». Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным. Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость.

Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

Экономия была очевидной, и сам классик очень гордился своей идеей.

Коллекция комплексов Гоголь всю жизнь комплексовал из-за своей внешности, происхождения, манер, одежды и множества других вещей. Николай Васильевич стыдился своего украинского происхождения, настороженно воспринимал похвалы в адрес собственного творчества, смущался в присутствии малознакомых людей. Особым «пунктиком» в списке комплексов классика стоял его нос, который и на самом деле был довольно длинным. Люди, знавшие Гоголя лично, утверждали, что на портретах писателя нос был несколько уменьшен, поэтому мы имеем не совсем верное представление о внешности литературного гения. Нужно отдать должное Николаю Васильевичу, он активно боролся со своими комплексами, чаще всего при помощи творчества.

Повесть «Нос» посвящена высмеиванию главной проблемы внешности писателя, а повесть «Шинель» затрагивает его переживания по поводу одежды. Гоголь и женщины Невысокий, носатый и мнительный Гоголь никогда не пользовался популярностью у дам. Писатель сильно смущался в женском обществе, а порой и полностью терялся. Известен случай, когда писатель пришел в дом к Пушкиным и вместо Александра Сергеевича его вышла встретить в прихожую Наталья Гончарова. При виде супруги поэта Гоголь словно окаменел и потерял дар речи.

Александра Смирнова-Россет Неудивительно, что Николай Васильевич никогда не был женат и у него не было даже внебрачных детей. Многие биографы писателя утверждают, что он прожил жизнь и умер «в чистоте», то есть оставаясь девственником. Несмотря на это, история сохранила имена двух женщин, к которым Гоголь испытывал теплые чувства. Одна из них — Александра Смирнова-Россет, фрейлина императрицы. Эта женщина считала Гоголя своим другом и относилась к нему очень тепло.

Они много лет переписывались, обсуждая книги и творчество, но никогда не касаясь человеческих чувств. Наверняка фрейлина понимала, что Гоголь в нее влюблен, но, увы, он не был для нее достойной парой. Вторая любовь Гоголя — Мария Синельникова, которая была его кузиной. Она вышла замуж в 15 лет, но очень скоро семья распалась и она осталась одна. Уйдя от супруга, Мария обосновалась в поместье Власовка под Харьковом.

Однажды в компании других родственников ее посетил и Николай Васильевич, уже ставший известным писателем.

Гоголь был очень вежливым и скромным. Своего недовольства он никогда не высказывал и всегда держал все в себе. Сюжет произведения «Ревизор» был основан на реальных событиях. Гоголь любил подшутить над друзьями и часто подавал напиток «Гоголь-Моголь» в состав которого входило козье молоко и ром.

Гоголь панически боялся грозы. Писатель увлекался кулинарией и рукоделием. Когда умер Гоголь? Интересные факты о романе «Мертвые души» Николая Гоголя: Гоголь дважды приступал к написанию второго тома «Мертвых душ», однако оба раза сжигал свои рукописи. Причины этого неизвестны и остаются загадкой для биографов Гоголя.

Сохранились письма Гоголя к Пушкину, в которых он делился прогрессом своей работы над «Мертвыми душами». Этот роман уникален тем, что позволяет анализировать каждый диалог и авторские отступления. Из черновика второго тома «Мертвых душ» сохранилось всего 7 глав. Единственной женщиной, которая прочитала одну из глав уничтоженного Гоголем второго тома, была Александра Россет. Сам Гоголь не считал «Мертвые души» романом, а предпочитал называть его поэмой.

Жизнь Гоголя: интересные факты о прозаике Родился и провел свое детство с селе Сорочинцы в 1809 году. Любовь к деревенской жизни, возможно и дало шаг к написанию произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». Я думаю не только мне, но и вам в школе больше всего по нраву был Гоголь, он всегда выделялся от других писателей сюжетом и прекрасно читаемым слогом. Да, и таинственности в его жизни тоже хватало, что больше придавало харизмы к такой литературной фигуре.

6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе

Он был приготовлен из козьего молока и рома. После кончины классика его состояние было оценено всего в 43 рубля. Самой ценной вещью оказались золотые часы, некогда принадлежавшие Василию Жуковскому , которые тот хранил в память об Александре Пушкине см. Незадолго до смерти Гоголь отказался от пищи, слег в постель и впал в беспамятство. Когда Николай Гоголь выезжал из номера гостиницы, он часто забирал с собой сахар, который затем употреблял во время работы. Писатель был настоящим сладкоежкой, способным за раз съесть банку варенья. Гоголь утверждал, что когда его осматривали французские доктора, они заметили в его теле любопытную аномалию.

Желудок писателя якобы был перевернут «вверх тормашками». Николай Гоголь никогда не состоял в браке и не имел детей. Более того, не сохранилось никаких сведениях о его отношениях с женщинами.

Другим увлечением Гоголя-гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации. У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям.

Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности, нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен". Читайте также: Творчество Гоголя Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург. Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши.

Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно-бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году под псевдонимом В. Алов поэма успеха не возымела.

В конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако не долго он проработал на этой должности и уже в апреле 1830 года поступил писцом в департамент уделов. В эти годы Гоголь узнал лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год он прослужил чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью.

Возобновились его литературные занятия, но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1831 году состоялось долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя. Гоголь и театр В 1837 г. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода — реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра: Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль: Эта легкая, бесцветная игрушка, в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей: Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, а в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», — только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение. От лица актеров автор «Ревизора» обращается к драматургам: Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков!

В 1848 году писатель совершает паломничество к святым местам Иерусалима. В Неаполе писатель проводит зиму 1848 года. Гоголь познакомился с Пушкиным в мае 1831 года. Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался.

В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество. Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными.

Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным 30. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса. Гоголь очень любил путешествовать.

Часто скитался по чужим углам, жил на съемных квартирах. Привычка к бездомью делала его чудаком и аскетом. За семь лет до смерти Гоголь написал свое завещание. В своем завещании Гоголь просил открыть своих сестер приют для бездомных детей. Своих вещей у писателя было не много: они помещались в большой портфель и маленький чемодан.

В то же время в его гардеробе были: цветные бархатные жилеты, светло-желтые нанковые панталоны, синий фрак с золотыми пуговицами, пестрые галстуки, длинный плащ и пуховую шляпу. Над вторым томом «Мертвых душ» писатель начинает работу в Калуге. Неудачным оказался роман писателя с Анной Виельгорской. Ночью с 11 на 12 февраля 1809 года он приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег.

Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» — главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».

Рассказываем интересные факты из жизни писателя, вспоминаем его прозу и стихи , смотрим театральные постановки и слушаем музыку, на которую композиторов вдохновляло его творчество.

Его отец сочинял пьесы для домашнего театра, поощрял интерес сына к литературному творчеству и часто давал ему темы для новых стихотворений — Николай Гоголь писал их с раннего детства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий