Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. 1725 г. Второй президент Академии наук, барон Иоганн Альбрехт Корф, несмотря на заявление первого российского астронома, академика Делиля, «о. Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
1725 Открытие Академии наук
Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса.
В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И. Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г.
Игорь Васильевич Курчатов, советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Нашей страной был проложен путь в космос. Запуск в 1957 г. Гагарина 1961 , ознаменовавшие начало космической эры человечества, стали возможны благодаря работам многих научных коллективов, в том числе возглавлявшихся С. Королевым, М.
Келдышем, В. Работы Л. Ландау по теории конденсированных фаз отмечены Нобелевской премией по физике за 1962 г. Разработка Л. Канторовичем экономико-математических методов отмечена в 1975 г.
Нобелевской премией в области экономических наук. К середине 70-х годов значительно возросло количество научных сотрудников Академии: В 1975 г. В научных учреждениях Академии обучалось до 5 тысяч аспирантов. Широкое признание получили труды И. Виноградова и его школы в области теории чисел.
Предложены новые подходы в теории дифференциальных уравнений и функционального анализа, в теории вероятностей, алгебре, топологии, математической логике А. Колмогоров, С. Соболев, И. Петровский и др. Трудный этап в жизни Академии наступил с начала 90-х годов.
Но Академия выстояла. В связи с изменением политической и социально-экономической обстановки, распадом СССР и образованием Российской Федерации Академия наук в 1991 г. Несмотря на тяжелейшие политические, экономические, социальные, психологические проблемы в стране, Академия наук сохранила свое единство, она остается главным научным центром России, одним из ведущих научных центров мировой науки.
Ответы на эти вопросы мы найдем не столько в истории Академии наук, сколько в фактах русской дипломатии и политики того времени. Как известно, императрица Елизавета Петровна взошла на русский трон при поддержке французской дипломатии. Сближение с Францией сопровождалось обменом письмами с Людовиком XV и даже предложением Вольтеру написать историю Петра Великого и избранием его в 1746 г. Однако в эти же годы существовала при петербургском дворе и противоположная партия, возглавлявшаяся канцлером А. Бестужевым-Рюминым, который считал себя продолжателем так называемой «Северной системы» Петра Великого или союза России с государствами, бывшими союзниками по Северной войне. В 1748 г. Бестужеву-Рюмину удалось перехватить часть личной переписки французского посланника маркиза Ж. Лестока, в которой давались нелестные и даже уничижительные оценки русской императрицы. Письма были представлены русской императрице, которая сочла их личным оскорблением — маркиз Шетарди был выслан из России, а граф Лесток арестован. Переворот во внешней политике огромной империи был стремительным. Россия буквально за несколько дней оказалась на пороге войны со своими недавними союзниками. Атаки на русскую дипломатию последовали не только во Франции, но и в других странах, например, в Швеции и Голландии. Было бы наивно предположить, что они останутся без ответа. Бестужев-Рюмин через официальных представителей русских посольств в Швеции и Голландии, а также через специально нанятых литературных агентов начал самую деятельную контрпропаганду. Интересно, что Академия наук оказалась в полной мере вовлечена в эту борьбу, развернувшуюся во многих странах Западной Европы и, как мы увидим, продолженную в Петербурге и Москве. И одним из наиболее деятельных литературно-политических посредников России был известный голландский журналист и историограф Жан Руссе де Мисси. В конце 1720-х гг. В дальнейшем он выступал как посредник для публикации официальных русских правительственных документов на французском языке, выполняя, таким образом, очень важные дипломатические функции, а также еще ряд военно-дипломатических и придворных задач, за которые в 1737 г. С 1720-х гг. Блестяще закончив обучение в Йенском университете, он поступил на службу ко двору вдовствующей герцогини курляндской Анны Иоанновны. Став русской императрицей, Анна Иоанновна не оставила и своего камер-юнкера, который стал служить при русском дворе. В сентябре 1734 г. Корф был назначен Главным командиром, то есть президентом Петербургской Академии наук, что вполне соответствовало интересам этого образованного человека. С Академией, во всяком случае с ее Книжной лавкой, у Корфа были налаженные связи: большой любитель книг, он собрал библиотеку около 34 000 томов , которая стала одной из крупнейших в России того времени. Вступив в должность президента Академии наук, И. Корф занялся налаживанием совершенно расстроенных академических дел. К тому времени Академия почти не получала финансирования, и новый президент начал с того, что подсчитал, сколько же денег не достает в академическом бюджете, и настойчиво стал требовать их с Сената. Корф сделал первые попытки создания научных структур в Академии: Российского собрания, Математического собрания, при нем был организован Географический департамент, создан «академический отряд» в составе Второй Камчатской экспедиции. Корф занялся и воплощением в жизнь проекта Петра I об обучении природных россиян для их деятельности в разных областях науки. Это именно при Корфе из Москвы из Славяно-греко-латинской академии были присланы ученики для продолжения обучения в Академии, а трое из них отправлены для получения образования в Германию. Среди них был и Михаил Васильевич Ломоносов.
Выдающихся научных работников в области точных наук никогда не было среди крупных государственных деятелей. Но Петр принадлежит истории науки потому, что он положил прочное начало научной творческой работе нашего общества. Вернадский В. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать «сверху». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни.
По этому проекту АН состояла из 11 академиков их в первые десятилетия называли также профессорами. А уже 22 января 1724 года учреждение Академии наук стало темой обсуждения на заседании Сената, и 28 января 8 февраля 1724 года указ о создании Академии был подписан. Регулярные научные заседания начались в августе — сентябре 1725 года. Торжественное открытие состоялось 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года. Первый регламент устав утверждён в 1747 году. Первым президентом 7 декабря 1725 года был назначен лейб-медик Л. Благодаря наличию в составе Академии Академического университета и Академической гимназии она соединила функции как научного исследования, так и обучения. Стоит отметить, что подобная организация была уникальной и не имела аналогий среди академий других стран. Кроме того, Академия располагала богатой библиотекой и естественно-научным музеем.
Учреждение Академии наук при Петре I
Российская академия наук празднует 300-летие | Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. |
Наука РФ - официальный сайт | В 1925-м Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР. |
Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)
Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич. Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской». Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук». На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс. Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив.
Роль президента в управлении АН в 18 в. После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г. Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г. В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом. В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г.
Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А. Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е. Дашковой за границу. В апреле 1798 г. Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А.
Николаи вместо давно отошедшего от дел К. Разумовского Долгополова Е. В 1800 г. Согласно Проекту 1724 г. Конференцию составляли все действительные члены АН в их число не входили почётные члены и члены-корреспонденты. На собраниях Конференции проходило чтение докладов, обсуждение открытий и изобретений, объявление научных конкурсов, избрание новых членов. Конференция также занималась вопросами снаряжения различных научных экспедиций. Для ведения текущей научной работы уже Проектом 1724 г. Гольдбах 1725—1728, 1734—1742 , Г. Миллер 1728—1730, 1754—1765 , Г.
Крафт 1730—1733 , Х. Штрубе де Пирмонт 1746—1749 , А. Гришов 1751—1754 , Я. Эйлер 1769—1800. Развитие внутренней структуры Согласно Проекту 1724 г. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские АН, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. Гуманитарные специальности ориентировались на потребности Академического университета. Согласно Проекту, в состав АН входили ординарные профессора-академики 11 человек; также они преподавали в Академическом университете и адъюнкты без указания их точного числа говорилось про одного или двух человек «из младых студентов» при каждом академике Уставы. Звания «профессор» и «академик» существовали в обиходе АН весь 18 в. В Регламенте 1747 г.
Однако на практике это правило не соблюдалось: лекции по естественно-научным дисциплинам читали как раз академики, а числившийся, например, по Университету профессор философии И. Браун выступал в Конференции наравне с академиками Копелевич. Согласно проекту регламента 1725 г. Делиль де ла Кройер по астрономии ; среди других известных экстраординарных профессоров — Х. Гейнзиус, Ф. Майер], так и особо отличившимся студентам. Кроме того, им обещали прибавку жалованья и право читать публичные лекции. Проект регламента 1725 г. Так внутри АН оказалось учреждение, которое Пётр I задумывал как самостоятельное и имеющее больше направлений, а не только указанные в регламенте архитектуру, живопись, ваяние и гравюру. В 1735—1736 гг.
Позднее наследником Российского собрания стало учреждённое в Москве в 1768 г. Лепёхина привлекали к редактированию переводов, в Академической типографии печатали переведённые книги. В 1783 г. Географический департамент июль 1735 — 1798 до основания Генерального штаба в 1763 г. В Математической конференции [26 августа 6 сентября 1735 — 11 22 января 1736] собирались математики, физики, астрономы, механики для обсуждения новых сочинений, опытов, инструментов и механизмов. Ботанический сад АН 1736—1811 на Васильевском острове, для которого привозили семена со всего света, стал первой в стране исследовательской базой и школой для молодых ботаников. Там были построены теплицы и отапливаемые оранжереи. Ломоносов Раскин Н. Химическая лаборатория М. Москва; Ленинград.
В составе АН предусматривались астрономический астрономия, география , физический анатомия и физиология, ботаника и натуральная история, химия , физико-математический физика экспериментальная, механика и математический высшая математика классы Уставы. Гуманитарный класс упразднялся, историко-филологические и юридические науки отошли к Академическому университету. В АН входили 10 академиков, 10 адъюнктов и 10 почётных членов работавших вне академии. В 1759 г. Инфраструктура В 1724 г.
Вообще-то учреждена она была указом Петра I еще в январе 1724 года. Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки.
Изучение верхних слоев атмосферы для объяснения ее физического состояния у земной поверхности — его идея. Ученый сформулировал первую теорию электрических явлений в атмосфере, объяснив полярное сияние и молнию. Физик разработал и создал ряд измерительных приборов: анемометр, морской воздушный барометр, который был устойчив во время толчков и качки судна, и прототип вертолета для поднятия в верхние слои атмосферы метеорологических приборов. Когда Михаил Васильевич умер, интерес к метеорологии, как науке, на какое-то время утих. Колосов Главная обсерватория Основатель Харьковского университета и инициатор создания Министерства народного просвещения Российской империи Василий Каразин в рамках доклада Московскому обществу любителей естествознания в 1810 году назвал назревшей необходимость централизованного руководства сетью метеорологических станций и научной обработки их наблюдений. Эту идею одобрили и предложили Каразину разработать план организации Государственного метеорологического комитета. Главная физическая обсерватория открылась в Санкт-Петербурге на Васильевском острове 1 апреля 1849 года по указу Николая I. Инициировал ее создание академик Адольф Купфер, чуть позже его назначили директором учреждения. Формально обсерваторию учредили при Институте корпуса горных инженеров. Ее штат насчитывал семь сотрудников. ГФО отводилась ведущая роль в управлении всеми метеорологическими учреждениями. Также там создавались, совершенствовались и изготавливались приборы и методические инструкции к ним, производились обработка и издание материалов наблюдений.
Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Отцы-основатели академии наук: кто стоял у истоков создания РАН в XVIII в.
При Академии были созданы университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Пётр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография, а позже — гравировальная палата и другие отделения.
Из-за проблем со здоровьем Разумовский обратился к Екатерине II с просьбой освободить его от должности, но она не была удовлетворена. Для управления Академией наук был создан институт директоров. С 1765 по 1798 годы директорами были: граф Владимир Орлов 1766-1774 , поэт Сергей Домашнев 1775-1783 , княгиня Екатерина Дашкова 1783-1796 , литератор и дипломат Павел Бакунин 1794-1798. Также длительное время Академию наук возглавляли граф Сергей Уваров 37 лет, 1818-1855 и великий князь Константин Константинович 26 лет, 1889-1915. Кроме того, президентами Академии были: дипломаты Герман Карл фон Кейзерлинг 1733-1734 , Иоганн-Альбрехт фон Корф 1734-1740 и Карл фон Бреверн 1740-1741 , государственные деятели Николай Новосильцов 1803-1810 и Дмитрий Толстой 1882-1889 , мореплаватель и географ, адмирал, граф Федор Литке 1864-1882 , литераторы Андрей фон Николаи 1798-1803 и Дмитрий Блудов 1855-1864. В истории Академии наук было три периода, когда у нее не было президента. Так, в 1741-1746 годах Академией наук фактически руководил советник канцелярии Императорского двора Иван Шумахер, в 1810-1817 годах - министры народного просвещения Алексей Разумовский и Александр Голицын, в 1916-1917 годах - вице-президент, геолог Александр Карпинский. Пришедшее после Февральской революции к власти Временное правительство внесло изменения в устав Императорской Санкт-Петербургской академии наук 1836 и переименовало ее в Российскую академию наук.
Конец 1970-х гг. Архив РАН Советский период оказался, пожалуй, наиболее ярким в истории отечественной академической науки: был создан ракетно-ядерный щит нашей страны, осуществлен прорыв в космос. В послевоенный период Академию возглавляли физик-оптик Сергей Иванович Вавилов 1945—1951 , химик-органик Александр Николаевич Несмеянов 1951—1961 , математик и механик Мстислав Всеволодович Келдыш 1961—1975 , атомщик Анатолий Петрович Александров 1975—1986 , специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики Гурий Иванович Марчук 1986—1991. Юрий Сергеевич Осипов. Автор С. Ельцина от 21 ноября была воссоздана Российская академия наук. Геннадий Яковлевич Красников. Эта и предыдущие фотографии — из книги «Президенты Академии наук» Мы поздравляем наших коллег и всех сопричастных со столь значимым юбилеем!
Он придал импульс моим исследованиям, посвященным становлению российского образования и науки, качеству образования и неразрывно связанному с ним качеству жизни. В 2000 г. Ломоносова и тем самым расширить исследование истоков российского образования и науки. В результате нам удалось собрать уникальный материал об Академии, Университете и ученых, работавших в этих учреждениях. Цель данной статьи — описать условия, в которых происходило первоначальное становление российской науки и высшего образования, создание Российской академии наук, организация Академического университета, давшего начало деятельности Санкт-Петербургского университета. Идея Петра I: наделение Академии наук учебными функциями Создание Академии наук и художеств явилось логичным продолжением реформаторских усилий Петра I, в том числе по развитию науки и образования. В то время во Франции, Италии, Германии уже действовали свои академии наук, и император понимал необходимость появления подобного научного центра в России. Проект Академии наук и художеств, подготовленный с участием ряда зарубежных ученых, Петр I направил в Правительствующий Сенат. И 28 января 8 февраля 1724 г. Указ гласил: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги. А Генваря 22 дня Его Императорское Величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы; Дерпта, Пернова и Аренсбурга таможенных и ли-центных, 24 912 рублей; и по тому Его Императорскаго Величества указу Правительствующий Сенат приказали: оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, ни на какие расходы не употреблять. И о том в Камер Коллегию и в Штатс Контору указы посланы... В дальнейшем этот документ именовался как Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств. Официальное открытие Петербургской академии наук и художеств состоялось, уже после смерти Петра I, 27 декабря 1725 г. Указ предписывал выполнить решение императора Петра Великого об учреждении Академии наук ради «обучения народа своего» и «для пользы Государства Российского». Как подчеркнул президент РАН Ю. Осипов, выступая на мероприятии, посвященном 275-летию Российской академии наук, «с самого начала. Деятельность Ломоносова и его последователей блестяще это подтвердила» Осипов, 1999, с. Академия состояла из собственно Академии наук и художеств, Университета, Гимназии, Библиотеки, Естественно-научного музея Кунсткамеры , а также Типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Ботанического сада, Художественных палат Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских и других учреждений. В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Академии художеств собрание, Российское, Историческое и Математическое собрания. Согласно первому уставу, в Академии имелось три класса: математический, физический и гуманитарный рис. Каждый класс подразделялся на кафедры, которые занимали академики. Поскольку они же должны были читать лекции в Академическом университете, то их называли также профессорами. Указ именной, объявленный из Сената 28 января 1724 г. Его NoifiPHij -r. IHUfui nTfjan1t4. Персональный состав Академии наук и художеств, 1742 Источник: Окрепилов, В. Ломоносов в Санкт-Петербурге. Число академиков, превышая установленный первоначально штат 10-11 человек , достигало в иные годы 17 человек. Академиками первого состава были иностранцы, поэтому в каждом классе имелось по два переводчика. Идею создания Университета в составе Академии наук и художеств Петру I подсказал немецкий профессор Марбургского университета Христиан Вольф. Ученый рекомендовал уделить больше внимания образовательной функции будущей Академии: «Обыкновенный университет, где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству», — писал он российскому императору цит. В окончательном варианте проекта учреждения Академии наук и художеств Петр I наделил ее учебными функциями и включил в ее состав Университет и Гимназию. Академический университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. В Университете изучались все ведущие научные дисциплины того времени; в число обязательных дисциплин входили латынь, греческий, немецкий и французский языки, русская словесность, математика, естественные науки, история, география, рисование, логика и риторика. По подсчетам, проведенным Т. Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет 1725-1732 можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» Костина, 2016, с. В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания. К 1729 г. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с. В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007. Кроме того, в 2016 г. Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г. По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств. С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом.
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г. Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году. А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя. Петр Алексеевич Романов, 30.
Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения.
Соболева и др. Острая общественная полемика вокруг реформы Академии наук в последние годы показала, что для большинства россиян первое научное учреждение страны до сих пор остается одним из наиболее значимых символов российской культуры. В изучении истории Академии наук имеется целый ряд важных и актуальных научных проблем, решение которых требует, при соблюдении богатых традиций, новых подходов и решений. Назовем некоторые из них: Санкт-Петербургская Академия наук в отечественной и зарубежной историографии. Документальное наследие Санкт-Петербургской Академии наук: новые источники и новые интерпретации. Роль и место Академии наук в развитии российской государственности. Академия наук и государственная власть: формы и тенденции взаимодействия. Институциональная история академических учреждений в социально-политическом контексте. Роль Санкт-Петербургской Академии наук в организации фундаментальных исследований, развитии народного просвещения.
Крафт 1730—1733 , Х. Штрубе де Пирмонт 1746—1749 , А. Гришов 1751—1754 , Я. Эйлер 1769—1800. Развитие внутренней структуры Согласно Проекту 1724 г. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские АН, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. Гуманитарные специальности ориентировались на потребности Академического университета. Согласно Проекту, в состав АН входили ординарные профессора-академики 11 человек; также они преподавали в Академическом университете и адъюнкты без указания их точного числа говорилось про одного или двух человек «из младых студентов» при каждом академике Уставы. Звания «профессор» и «академик» существовали в обиходе АН весь 18 в. В Регламенте 1747 г. Однако на практике это правило не соблюдалось: лекции по естественно-научным дисциплинам читали как раз академики, а числившийся, например, по Университету профессор философии И. Браун выступал в Конференции наравне с академиками Копелевич. Согласно проекту регламента 1725 г. Делиль де ла Кройер по астрономии ; среди других известных экстраординарных профессоров — Х. Гейнзиус, Ф. Майер], так и особо отличившимся студентам. Кроме того, им обещали прибавку жалованья и право читать публичные лекции. Проект регламента 1725 г. Так внутри АН оказалось учреждение, которое Пётр I задумывал как самостоятельное и имеющее больше направлений, а не только указанные в регламенте архитектуру, живопись, ваяние и гравюру. В 1735—1736 гг. Позднее наследником Российского собрания стало учреждённое в Москве в 1768 г. Лепёхина привлекали к редактированию переводов, в Академической типографии печатали переведённые книги. В 1783 г. Географический департамент июль 1735 — 1798 до основания Генерального штаба в 1763 г. В Математической конференции [26 августа 6 сентября 1735 — 11 22 января 1736] собирались математики, физики, астрономы, механики для обсуждения новых сочинений, опытов, инструментов и механизмов. Ботанический сад АН 1736—1811 на Васильевском острове, для которого привозили семена со всего света, стал первой в стране исследовательской базой и школой для молодых ботаников. Там были построены теплицы и отапливаемые оранжереи. Ломоносов Раскин Н. Химическая лаборатория М. Москва; Ленинград. В составе АН предусматривались астрономический астрономия, география , физический анатомия и физиология, ботаника и натуральная история, химия , физико-математический физика экспериментальная, механика и математический высшая математика классы Уставы. Гуманитарный класс упразднялся, историко-филологические и юридические науки отошли к Академическому университету. В АН входили 10 академиков, 10 адъюнктов и 10 почётных членов работавших вне академии. В 1759 г. Инфраструктура В 1724 г. Шафирова , конфискованный в казну в 1721, и арендованный в мае 1725 соседний дом санкт-петербургского воеводы И. В доме Шафирова приготовили жилые помещения четырёхкомнатные для профессоров и двухкомнатные для студентов и рабочие аудитории для заседаний и чтения публичных лекций , в доме Строева обустроили учебные классы. В 1725 г. АН был передан ещё один дом с другой стороны дома Шафирова, владельцем которого ранее был губернатор Сибирской губернии князь М. Гагарин из рода Гагариных , однако после наводнения 1 12 ноября 1726 г. Два дома на берегу реки Нева в районе нынешней Смольной набережной — Кикины палаты и соседний с ними дом М. Самарина — были наняты для хранения коллекций Кунсткамеры и для Библиотеки палаты и для проживания их персонала дом Самарина. В декабре 1725 г. Именно в нём жили Г. Байер и Ж. Делиль , проводивший здесь свои первые астрономические наблюдения в России. Летом 1725 г. АН был передан дворец царицы Прасковьи Фёдоровны на Васильевском острове, однако в связи с ремонтом переезд затянулся до 1728 г. Рядом с дворцом было построено специальное здание для Кунсткамеры и Библиотеки Копелевич. К 1789 г. Кваренги внутреннее обустройство продолжалось до 1824; см. Формирование научного состава Согласно Проекту 1724 г. В феврале 1724 г. Осенью 1724 г. Блюментрост активизировал переписку с потенциальными кандидатами. Блюментрост и немецкий ботаник И. Буксбаум с 1721 состоял при Медицинской канцелярии заключили договор, по которому последний обещал заняться изучением природы России, совершить путешествие в Османскую империю и Персию, а по возвращении «иметь смотрение за аптекарским огородом и сверх того наставлять учащееся юношество в ботанике» Петр Великий. Пётр I наделил русских послов князя Б. Куракина в Париже и графа А. Головкина в Берлине правом принимать иностранных учёных в АН. При посредстве Головкина в Санкт-Петербурге оказался авторитетный европейский математик — швейцарец Я. Герман Пекарский. С ним подписали договор 8 19 января 1725 г. В том же году к Герману присоединились ещё физик Х. Мартини и немецкий историк И. Куракину ПСЗ. Бюльфингером Бильфингером , Я. Германом, Х. Гольдбахом, И. Колем, Х. Мартини Копелевич. Этот приём, описанный по живым следам на страницах популярного лейпцигского издания Neue Zeitungen von gelehrten Sachen, был воспринят как знак уважения, оказываемого в России наукам, и заверение того, что замыслы Петра I будут воплощены в жизнь. К осени 1725 г. Мартини, Я. Герман, физик и математик Г. Бюльфингер, И.
Блюментрост кстати, уроженец России , лейб-медик Петра I, получивший первоклассное медицинское образование в Европе и в совершенстве владевший четырьмя языками русским, латинским, немецким, французским. Именно он стал приглашать в Академию наук ученых из-за границы уже на тот момент снискавших себе определенную известность в Европе. Но первым русским академиком стал наш знаменитый самородок Михайло Ломоносов. Создание Петербургской академии во многом определило ход исторического развития Российской империи: на протяжении своей почти трехсотлетней истории Российская академия наук объединяла в своих рядах крупнейших специалистов по всем ведущим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук.
Православно-державный календарь
Первым отечественным академиком стал М. В конце XVIII — начале XIX веков, в связи с организацией сети университетов и научных обществ, функции Академии изменились, её деятельность стала носить исследовательский характер. В 1803 году принят новый устав, определивший функции Академии как ведущего научного учреждения страны, состоявшего из физико-математического и историко-филологического отделений Академический университет и гимназия прекратили существование. В 1841 году структура Академии сформировалась окончательно: в её состав вошла Российская академия в виде Отделения русского языка и словесности. В отличие от западноевропейских академий, которые автономны, РАН в большей степени зависит от государства.
В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук.
Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого.
Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться.
К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов.
Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве.
Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться.
Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей.
Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г.
Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться.
Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры.
Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец — Лаврентий Алферович Блюментрост — ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа. Отец занимался с ним греческим и латинским языками. Потом свои знания иностранных языков он оттачивал у немецких профессоров, проживавших и практиковавших в России. Школу он окончил, показав выдающиеся способности, так что уже в 15 лет слушал медицинские лекции в Галле и в Оксфорде.
Затем Блюментрост отправляется в Голландию, где под руководством известного голландского ученого Германа Бургаве защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Петр Великий назначил его лейб-медиком при дворе, а также на него было возложено заведование Императорской библиотекой и Кунсткамерой. Христиан фон Вольф 1679-1754 — немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 — 1755 — лейб-медик Петра I; первый президент Академии наук и художеств. В 1724 г. Блюментрост составил проект об учреждении Академии и докладывал об этом царю. Как только проект был утверждён, Лаврентий Блюментрост принялся за устройство Академии.
Он стал приглашать учёных из-за границы, и благодаря ему в Академии вскоре появились специалисты, которые уже снискали к тому времени определённую известность в Европе. Другие же обрели её, уже работая в Академии в России. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г. За свою долгую историю существования Академия знавала взлеты и падения, успехи и провалы, но, несмотря на различные политические, экономические и социальные изменения в стране, Академия наук остается главным научным центром России и одним из ведущих — в мировой науке. Инна Сырус Лингвист, специалист по межкультурной коммуникации. В силу любви к своему родному городу и ежегодному участию в международных проектах обожает показывать Москву иностранцам, рассказывать о русской культуре, традициях, кухне и широкой русской душе.
Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля. Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И.
Кто возглавлял Академию наук в России
В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту.
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Петербургская академия наук — принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724—1917 годах[1]. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I[2]. С февраля[3] (или мая[2]) 1917 года — Российская. в Академию Наук СССР. Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. Академия наук Екатерина 1. Открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук. Текст научной работы на тему «ЗАМЕТКИ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ В 1724 ГОДУ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА».
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Основана Академия наук | Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту. |
Главная по науке — Бизнес России | Следующий важный шаг в процессе создания академии — указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 года «О заведении Академии наук». |
Рождение академической науки в России
Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г., когда Императрица Екатерина I устроила торжественный приём академикам. Ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, Президентская библиотека представляет широкому кругу читателей раритетные и малоизвестные издания об истории и деятельности Российской академии наук. В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах». При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Некоторые устные распоряжения Петра были также записаны Блюментростом и переданы Екатерине I, которая 7 (18) декабря 1725 г. издала указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста».