Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости (1838-1917), Тамбовский край (1907-1917), Тамбовский земской вестник (1916-1918). попробовать найти лоты похожие на ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ 1879 ГОДА. 4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости. Тамбовские епархиальные ведомости История начинается в 1860 году, когда Святейшим Синодом было принято решение об издании во всех епархиальных городах ежемесячных журнал.
Партнёрская программа
- ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Древо
- 1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация)
- «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ». 1866 – 1917 гг. | АРХИВНАЯ СЛУЖБА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
- Мичуринская епархия Тамбовской митрополии
Электронная библиотека
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки.
С 26 марта 1905 года был архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани. Первое издание, напечатанное как приложение к « Тамбовским Епархиальным Ведомостям» за 1878 1880 годы, составило 5 книг.
Во время революционных событий 1905 года Михаил Алабовский от лица прихода выступил в поддержку государя, отправив на. Некролог К. Базарянинов В. О современном состоянии сектантства в Тамбовской епархии.
Правление союза духовенства тамбовской епархии, с выпуском в июне.
Это все - идолопоклонство. И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте кре-щения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объе-динять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христиан-скую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жиз-ни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, - какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идоло-поклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к раз-делению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который вос-поминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохра-нять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой по-сеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей. И верим, что Господь приклонит к нам милость.
Ве-рим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохра-нить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстре-чу Его Божественному и немеркнущему Царству. Отец Ефрем, вместе со своей братией, относится к тому направлению монашеской жизни, которое заложил на Афоне великий старец Иосиф Иси-хаст. Они называют его своим «духовным дедушкой». Духовный отец отца Ефрема монах Иосиф является не-посредственным духовным чадом старца Иосифа Иси-хаста, он живет недалеко от Ватопедского монастыря и регулярно приходит на встречи братии.
Как сейчас его здоровье? Сейчас уже не приходит, только передает нам свои слова. Но вот я во всяком случае застал такое время, когда он приходил в монастырь и проводил бесе-ды с братией, вдохновенные беседы, которые касались самого для нас главного, самых внутренних, сокровен-ных вопросов монашеской жизни, внутренней жиз-ни. Как нам жить, как нам спасаться, как выходить из тех трудностей, что неизбежны на монашеском пути. Для нас особенно важен опыт Ватопедского монасты-ря, потому что в чем-то наши монастыри схожи.
Когда братство Иосифа-монаха, и в том числе отец Ефрем, перешло из Нового Скита в Ватопед, то Ватопедский монастырь представлял из себя зрелище, наверное, та-кое же печальное, как и наш Валаамский монастырь 15-20 лет тому назад. Я был в начале 90-х годов на Афоне и могу засвидетельствовать о том, что действительно в то время, еще когда не начались обширные восстано-вительные работы, многие монастыри находились в за-пущенном состоянии. Несколько лет назад, пользуясь уже расположением и гостеприимством отца Ефрема, я вышел за пределы той гостиницы, где меня поместили, прекрасной благоустроенной гостиницы Ватопедского монастыря, там даже лифт есть, и вдруг увидел очень знакомые коридоры, такие же старые, обшарпанные, с такой же паутиной по углам, с кучами дров — то есть все то, что мы хорошо знаем здесь, на Валааме. И надо сказать, что за те годы, что это братство провело в Ва-топеде, оно преобразило внешний облик монастыря, но, главным образом, оно так настроило братство монасты-ря, что помимо напряженной внутренней духовной ра- Публикуем текст беседы братии Валаамского монастыря с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В беседе принимали участие отец Ефрем — игумен Ватопедского монастыря, епископ Панкратий — игумен Валаамского монастыря и братия Валаамского монастыря.
Беседа прохо-дила 22 мая 2009 г. И кто-то выдерживает, по милости Божией, по благодати Божией, может вы-держать этот натиск и действительно помочь людям, а кто-то начинает ломаться, унывать, принимать помыслы о том, то ли это место, которое он искал, или, может, ему лучше найти другое, поспокойней? И возникает вопрос, довольно частый для нашей братии, я думаю, что, на-верное, нередко он возникает и у братии Ватопедской обители — как вернуться к первому вдохновению? Как возгреть благодать Божию? Чтобы не было уныния, не было отчаяния, не было печали, а было бы ясное, вдохно-венное служение Богу.
Я очень рад, что после духовной трапезы мы пришли на вещественную, материальную трапезу, кото-рая есть продолжение духовной трапезы. И по монаше-скому преданию во время вещественной трапезы дается монахам слово Божие. Как я говорил геронту игумену , Валаамский монастырь и Ватопедский — близнецы. Хотя я только во второй раз здесь, я чувствую своей эту про-блему, потому что дух геронта игумена очень близок нашему духу. И как сказал старец-епископ: у нас осо-бый долг, как у монахов, чтобы достойно ответить на тот призыв, который нам дал Бог.
Христос вчера и сегодня и во веки один и тот же. Это Тот, Кто сказал: «Следуй за мной» своим Апостолам. То же говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, мона-хи, которых, невзирая на наши немощи, на наши грехи, призвал Он к монашескому житию. Потому что мона-шество — это продолжение апостольской жизни, про-должение первой киновии общежития , руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей Церкви — это православное монаше-ство.
Поэтому ответственность наша велика, мы, мона-хи, призваны для того, чтобы показать, что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опыт-но переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах, который отрекается, уходит от мира, со-вершает своим уходом молчаливую, но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского об-раза мыслей — выбрасывает это в мусор. И так же в му-сор бросает всю честь этого мира.
Как говорит Апостол: «Я все посчитал за уметы, чтобы приобрести Христа». Наш дедушка Иосиф Исихаст говорил: «Первую благо-дать, которую получаешь, — это для того, чтобы мы ушли из мира». Но это не значит, что все этим заканчивается, здесь сейчас все начинается. Потому, уходя из мира, мы должны здесь довершить свою миссию. Поэтому духов-ному отцу, к которому нас привела благодать, мы долж-ны предаться всецело, ему всецело подчиниться.
Монах, который приходит в монастырь со своими условиями, уже начал плохо — это то, что особо подчеркивал старец Иосиф в своем учении. Старец Иосиф говорил: «В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то, что не чувствуем себя в безопасности в мо- настыре и у нас много помыслов, — часто причина в том, что у нас нет доверия к своему духовному отцу». Место духовного отца очень существенно, и поэтому для мона-ха такое послушание предписано. Нерассуждающее по-слушание создает непрестанное вдохновение, ему дается стремление к Богу, это рождает любовь к Богу, рождает в монахе жажду по Боге и духовную ненасытимость, как говорит пророк, «они будут есть, но не будут насыщать-ся», «будут пить и будут еще больше жаждать».
Поэто-му позиция монаха должна быть таковой, что даже во сне не должно оставаться без божественного влечения, и эта любовь и влечение к Богу та, которая приводит в действие благодать внутреннюю. И поэтому, когда нас паломники спрашивают: «Не чувствуете рутину в мона-стыре? Мы видим, что каждый день вы делаете одно и тоже», мы отвечаем: единственно чего не представляет монашество — это рутину. Потому что каждый день — новые чувства, новые переживания, новое присутствие благодати, которое так услаждает душу и дает полноту, а эта полнота дает постоянную радость. Чем рождается «богатство внутренней жизни»?
На самом деле, ведь есть опасность для монаха, он может войти в эту «рутину». Недавно мне один брат говорил, что «я живу какой-то растительной жизнью: ем, сплю, работаю, снова сплю, снова ем …». Мы должны особое внимание обращать на нашу совесть, на точное хранение заповедей. Этим при-водится в действие благодать внутри нас, если монах не точно хранит заповеди, у него нет чувства благодати, и поэтому он эту благодать не чувствует. Когда душа чув-ствует благодать, то все остальное отвергает и чувствует внутри себя постоянный престольный праздник.
Поэто-му всегда используйте для вашего духовного преуспеяния послушание и делайте его с благородством. Мы слуша-емся не потому, что мы неполноценные дети, не потому, что у нас нет воли, и не потому, что у нас психические болезни — мы оказываем послушание, чтобы подражать Христу. Это первое, что должен хорошо понять монах, — это и есть монашество. Один послушник, который недавно пришел в монастырь, мне сказал: «Я пришел в монастырь, чтобы молиться и читать», я ему сказал: «Ты начинаешь уже ошибкой, монастырь не центр исследо-вания святоотеческих творений, а центр, где изучишь, как избавиться от страстей, победить страсти, поэтому я пришел в монастырь, чтобы оказывать послушание, чтобы меня все использовали, все на меня наступали попирали ». Если общежительного монаха все не ис-пользуют — он неудачник.
Как его используют?
Приносим Вам свои извинения. Закрыть окно Вы успешно авторизовались как читатель РГБ Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом. Полный доступ к изданиям, охраняемым авторским правом, можно получить в электронном зале библиотеки, участвующей в проекте.
Для чтения изданий, охраняемых авторским правом, необходимо установить на компьютере программу просмотра. Для чтения произведений, охраняемых авторским правом, необходимо установить на компьютере программу просмотра У вас нет доступа к изданиям охраняемым авторским правом Закрыть окно У вас нет доступа к изданиям охраняемым авторским правом Закрыть окно Программа, нужная для просмотра, не установлена.
Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях
- Архипастыри
- Черновик истории
- ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ
- Вышел в свет восьмой номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2023 год
Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2 — 3624836
Тамбовския Епархиальныя Ведомости [Текст]: журнал / Тамб. духов. семинария. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №1 (181) 2023. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии — Тамбовской и Рассказовской, Мичуринской и Уваровской епархий, значимые события. Письма доставлены для публикации в «Тульских епархиальных ведомостях» отцом ректором Тульской семинарии протоиереем А. И. Романовым. А вот при епископе Феофане было заложено здание Тамбовского Епархиального женского училища (1863 г.) и начали издаваться Тамбовские епархиальные ведомости (1861 г.) Еще один владыка, который не так долго пробыл на Тамбовской кафедре епископ Палладий (Раев).
Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26
Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26 | Тамбовские епархиальные ведомости. 1 материал в коллекции. |
Губернские епархиальные ведомости | Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. |
Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2, регистрационный номер — 3624836 | Архимандрит Серафим (Соболев) (1881 – 1950), с 1900 по 1917 гг. был редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». |
Тамбовские архиереи в 19 - н. 20 вв
День памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского; Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви; Выпускной акт в Тамбовской духовной семинарии; Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Ранее: 1866-1917 Воронежские епархиальные ведомости. Андреев 83. Тамбовские епархиальные ведомости. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Письма доставлены для публикации в «Тульских епархиальных ведомостях» отцом ректором Тульской семинарии протоиереем А. И. Романовым. Тамбовские епархиальные ведомости (газета). Вестник Православия (журнал Вознесенского монастыря).
Тамбовские епархиальные ведомости - именной список
В Казани. Первое издание, напечатанное как приложение к « Тамбовским Епархиальным Ведомостям» за 1878 1880 годы, составило 5 книг. Во время революционных событий 1905 года Михаил Алабовский от лица прихода выступил в поддержку государя, отправив на. Некролог К. Базарянинов В. О современном состоянии сектантства в Тамбовской епархии. Правление союза духовенства тамбовской епархии, с выпуском в июне. Тамбовские епархиальные ведомости.
Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С. Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосвященного Кирилла. В мае 1912 года ходатайство владыки Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении святителя Питирима Тамбовского принесло первые свои результаты. Святейший Синод, «рассмотрев означенное ходатайство, поручил преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода» 149.
Подробнее о том, как включить cookies в вашем браузере, читайте здесь: Сookies - Яндекс. Помощь Гость.
Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления. Но узнать ему ничего не удалось. Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу. Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о. Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И. Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда. Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о. Петром, как инспектором, было общее. Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно. В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см. Петра Елизаветы Александровны. Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами. Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно. Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет. Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали. Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о. Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о. Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74]. Затем в отчете 1902 г. Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка. Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75]. Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп. Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76]. Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии. Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о. Петр оставил хорошие воспоминания. Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни. В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77]. Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование. Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся. Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты. То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый! Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый! Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны! Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И. Шадрину в литературном таланте. Изображенные им сцены убеждают нас в своей достоверности и художественной правде, и семинарская действительность, знакомая современным исследователям больше по официальным документам и небогатым подробностями воспоминаниям, воспринимается очень живо. Товарищеский съезд Курс Вологодской семинарии, на котором учился Иларий Шадрин 1894 г. В 1904 и 1914 г. Второй съезд проходил вскоре после издания «Бурсы» И. Шадрина и на нем состоялось обсуждение повести. Были недовольные произведением и среди учащихся, скорее всего те, кого И. Шадрин изобразил в неприглядном виде. Большинство высказалось за свободу субъективных суждений и не стало выступать с порицанием автора. На этом же съезде было заслушано письмо от прот. Петра Успенского «с предложением образовать комиссию для исследования, насколько верно сделанное И. Очевидно, о. Петр был крайне раздосадован своим портретом в повести — все вологодские читатели несомненно узнавали, кто имелся в виду, — и требовал опровержения. Комиссию создавать не стали, осуждения автору не вынесли; съезд ограничился выражением благожелательного почтения ко всем преподавателям, в их числе и к П. Воспоминания прот. Петра о Вологде Сам протоиерей Петр сохранил о Вологодской семинарии совсем другие впечатления. Заканчивая преподавательскую деятельность в Тамбове, он говорил в прощальной речи: «Наступило время навсегда расстаться не только с вами, друзья мои, но и вообще с духовной школой, к которой с детства пламенела душа моя. С этой школой связаны лучшие годы жизни, ей отданы лучшие силы; в ней сокрыты самые светлые, самые дорогие воспоминания» [85]. Веяло какою-то особенной красотой и свежестью от этой юношеской среды. Чувствовался необыкновенный подъем духа от живого с нею общения. Бодрость и отзывчивость юношей молодили невольно и сердце их воспитателя… Правда, были моменты и тяжелых разочарований, когда под минутным впечатлением обид и огорчений хотелось бы навсегда разорвать связь с этой средой, лишить ее своего попечения, бросить ей в лицо проклятие, укоризну; но достаточно было на другой же день взглянуть на этот сонм юношей в их совокупном собрании, как в душе снова разгоралось чувство любви, слагалась молитва благословения, ощущалось неодолимое желание снова отдать свои силы на духовное служение этой среде» [86]. В другой статье он говорит о времени своей деятельности в Вологодской семинарии: «То было время особенного расцвета означенной семинарии в учебно-воспитательном отношении. При обычных школьных недостатках, дух идеализма витал тогда в семинарии» [87]. Пасхи; с духовной радостью далее вспоминаю их усердное прислуживание в алтаре, их осмысленное чтение по предварительной подготовке, их очередное по классам пение на клиросе, их особую ревность к церковной проповеди, их семинарские праздники, музыкальные вечера, любительские литературные представления. У кончающих курс дни прощальные с семинарией, когда душа юношей наиболее открывалась в любви к воспитавшему их заведению…» [88]. Педагогическая деятельность прот. Петра Успенского в Тамбове Начало преподавательской деятельности в Тамбовской духовной семинарии не было безоблачным для о. Об этом сохранилось интересное свидетельство из попавшего в руки полиции письма к студенту Варшавского университета Павлу Шепелеву [89]. Письмо написано в декабре 1897 г. В начале 1898 г. Среди корреспондентов Павла — его брат Иван Шепелев, незадолго до этого исключенный из третьего класса Тамбовской семинарии из-за найденных у него «книг светского содержания»: «Анна Каренина», «Преступление и наказание» и журнал «Мир Божий» [91]. Не имея такта в обращении с учениками, какой имеет Ректор [92] , он считает за грех сделать какую-нибудь уступку ученикам и выдумал, чтобы ученики записывали уроки по гомилетике в особые тетрадки, за которые, не читая, ставит двойки за отсутствие рачительности к каллиграфии. Мы собрались после обедни около сборной. Ректора в это время не было. Оказалось, что он давно ушел, смекнув, в чем дело. В понедельник собрались обоими отделениями перед 4 курсом. Петр еще не приходил. Но после урока ему было шипение, и страшное. В этом участвовали 4—1, 4—2, 5—1, 5—2, 6—1, 6—2. Во вторник освистали. Теперь его провожают суб[-инспектор] и дежурный по классу. А про шипение ни слова! Таким образом, привыкший к инспекторскому «полновластию» в достаточно законопослушной Вологодской семинарии о. Петр не сразу нашел правильную тональность в обращении с учащимися в более беспокойной Тамбовской семинарии. Ректор, как видно из письма, гораздо тоньше чувствовал настроение семинаристов и умело лавировал, избегая обострений. Впрочем, о. Петр сумел справиться со «строптивыми» семинаристами — вероятно, проявив гибкость. Во всяком случае воспоминания А. Нечаева об уроках гомилетики о. Петра в Тамбовской семинарии [94] полны выражений благодарности за содержательные уроки, многократно пригодившиеся автору в дальнейшей жизни. Эти похвалы произносились в присутствии самого о. Петра, поэтому в них сложно ожидать критически взвешенной оценки. Однако уже окончивший к этому времени Казанскую академию и с 1904 г. Нечаев, очевидно, говорил вполне искренне, хотя, возможно, и умалчивал об отрицательных чертах чествуемого протоиерея. Мы видим, таким образом, что хотя критически настроенная молодежь и выносила о педагогической деятельности о. Петра резко отрицательные суждения, более объективные свидетели находили у него много положительных качеств, таких, как трудолюбие, неравнодушное исполнение своих обязанностей и искренность. Однако мы не можем отрицать справедливости и некоторых упреков. Успенский явно увлекался положительной оценкой своей деятельности и способностей. И это увлечение собственной значительностью не давало ему возвыситься до образцовых наставников времен его молодости. В гомилетическом наследии П. Успенского мы находим больше витиеватой красивости, чем искренней глубины мысли. Силу словесного убеждения по отношению к ученикам он тоже переоценивал, увлекаясь нотациями и упреками. В поддержании же дисциплины мы видим традиционный арсенал запретительных средств, разве что несколько более мелочный, чем у лучших представителей семинарской педагогики того времени. Агиографическая и административная деятельность в Тамбовской епархии Деятельность о. Петра в Тамбовской епархии, особенно его административная деятельность, была более благодарной, чем в Вологде — он пользовался уважением окружающих, начальство ставило его на ответственные посты и не оставляло без наград. Он служил в консистории, настоятельствовал в Богородичной церкви, был цензором «Тамбовских епархиальных ведомостей», писал статьи и богослужебные тексты. Постараемся собрать воедино разрозненные сведения о жизни о. Петра этого периода. Приведенное в Приложении свидетельство об исцелении дочери протоиерея Петра Успенского Натальи относится к 1900 г. Питирима Тамбовского в лике святых. Относительно занятости о. Петра в этот период из его рассказа можно сделать вывод, что более всего сил он отдавал службе в консистории. Далее в воспоминаниях Н. Ильинского выписан значительный фрагмент письма П. Успенского см. Петр дистанцировался. Когда он был переведен в Тамбовскую семинарию, в ней преподавали два его однокурсника по академии: инспектор М. Костров и В. Лебедев, а также товарищ-односельчанин С. Возможно, их вспоминал о. Петр в своем письме Н. Ильинскому в 1916 г. Во всяком случае, имена совпадают. Значительная часть деятельности П. Успенского в этот период была связана с прославлением прп. Серафима Саровского. Саровский монастырь относился к Тамбовской епархии, поэтому многие мероприятия в связи с саровскими торжествами осуществлялись силами тамбовского духовенства. С октября 1902 г. Петр активно участвует в работе комиссии по исследованию заявлений о благодатных знамениях прп. По результатам работы комиссии им была издана брошюра «Благодатные знамения преподобного Серафима, Саровского чудотворца составлено на основании подлинных записей, хранящихся при Саровской пустыни » [95]. Авторство не указано, но о нем говорит сам о. Петр [96]. В послужном списке особо отмечено, что прот. Петр распространил 1 000 экземпляров этой брошюры [97]. Книга тоже была подготовлена о. Петром, о чем он снова не умалчивает в статье. Наконец, в 1910 г. Серафима: «Утешение страждущим. Новые чудеса и благодатные знамения преподобного Серафима Саровского чудотворца» [100]. Многими сделаны здесь и письменные заявления об испытанных ими на себе в то время чудесных знамениях. Иные пользовались случаем заявить здесь о благодатной помощи, полученной раньше по молитвенному ходатайству преподобного Серафима. На случай подобных заявлений братии Саровской обители указано было Св. Синодом вести надлежащую запись. Плодом таких трудов братии Саровской пустыни явилась целая летопись благодатных знамений преподобного Серафима. Распоряжениями образованной по указу Св. Синода в Тамбове особой комиссии заявления эти подвергнуты были формальному обследованию и официальной проверке путем опроса, во многих случаях под присягой, свидетелей очевидцев и лиц, прикосновенных к означенным заявлениям» [101]. Здесь авторство было указано явно. Вероятно, в рамках работы этой же комиссии о. Петр занимался освидетельствованием вериг, принадлежавших прп. Серафиму Саровскому, о чем в 1905 г. Как мы узнаем из послужного списка [103] , П. Успенский был одним из авторов акафиста прп. Серафиму Саровскому. Акафист писался в кратчайшие сроки: 22 апреля 1903 г. Тамбовский епископ Иннокентий Беляев получил из Синода указ о срочном составлении церемониала, службы, акафиста, тропаря и кондака прп. К июню богослужебные тексты были составлены и 16 июня представлены в Синод [104]. Богородичная церковь В 1905 г. Петр был назначен настоятелем Богородичной церкви города Тамбова. С этого времени его деятельность все больше концентрируется вокруг этого храма. Имея агиографические навыки и будучи знакомым с порядком освидетельствования чудесных знамений, он применяет свой опыт на новом месте. Он публикует свидетельства о чудесных событиях по молитвам перед иконой Божией Матери «Тамбовской», главной святыней Богородичной церкви. В конце 1906 — начале 1907 г. Большая часть чудесных случаев была зафиксирована и освидетельствована еще до назначения о. Петра настоятелем, старанием свящ. Александра Шишкова, автора предыдущего подобного сборника [107]. Судя по всему, в храме велся журнал для фиксации заявлений. Среди них — письмо игумении Покровского Балашовского монастыря Марии Мандрыки [108] о решении судебного спора с городскими властями после молитвы перед иконой Божией Матери Тамбовской. Несколько случаев последнего времени о. Петр сопровождает подписанным свидетельством, какие именно факты из произошедшего он подтверждает лично. Далее, в год прославления свт. Питирима Тамбовского, тоже сначала в виде статьи [109] , а затем отдельной брошюрой им издается очерк «Тамбовская чудотворная икона Божией Матери и святитель Христов Питирим» [110]. По свидетельству свящ. Иоанна Леоферова см. Приложение , прот. Петр был автором акафиста Тамбовской иконе Божией Матери, который торжественно читался по средам в Богородичной церкви. Подтверждение авторства мы находим и в архивных документах [111]. Труды о. Петра по благоустроению Богородичной церкви и особенно по перестройке здания церковно-приходской школы рельефно изображены в статье в «Тамбовских епархиальных ведомостях», напечатанной в 1910 г. Тамбова, бывшие 8-го сентября сего года» [112]. Характерным штрихом к портрету о. Петра становится факт собственноручного подробного документирования им описываемых торжеств, посвященных 25-летию его служения в священном сане, с вручением золотого креста и оглашением «трогательных по содержанию и чуждых лести и лицемерия» хвалебных адресов. В голосах певчих невольно слышалось «глубокое уважение их к о. То, что статья писалась самим о.
Исторические
Ее население в этот период составляло 1 859 958 человек [3] ; 135 725 человек проживали в городах, остальные — в сёлах. Губерния представляла собой крестьянский край, селения в котором «обширны и многолюдны» [4]. В ней было 13 городов, 1 из которых заштатный. К крупным городам относились Тамбов с населением в 31 886 человек и Козлов с населением в 22 348 человек [5]. Тамбов, хотя и был главным городом губернии и центром епархии, долгое время оставался населенным пунктом с небольшим количеством жителей. Тамбовский горожанин Е. Ковригин в своём «Дневнике» за 1856—1857 гг. Большая улица Астраханская.
По ней дома очень хорошие. На этой улице, начиная от Астраханской заставы, можно идти и встречать замечательные здания. Варваринская церковь. Немецкая кирка, Покровская церковь в правую сторону реки Цны. Мариинский приют для детей с церковью. Городская дума. Уголовная палата в частном доме.
Казанский монастырь, где живет преосвященный. Напротив монастыря аптека Бранта. Горбатый мост каменный через ров. Александринский институт для благородных девиц с церковью. Напротив — немецкий клуб, два дома губернской гимназии. Напротив — городской публичный сад, гауптвахта, дом губернатора, направо — кафедральный собор. В нем под спудом почивают мощи епископа Тамбовского Питирима» [7].
В этом небольшом, но уютном городке епископу Феофану предстояло прослужить четыре года. Для истории период незначительный, но для епархии он стал плодотворным и важным. В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей.
В проекте участвуют шесть учреждений культуры и два государственных архива Тамбовской области. В региональной электронной библиотеке исследователям доступно более 2000 оцифрованных изданий из научно-справочной библиотеки Государственного архива Тамбовской области. Это адрес-календари, Тамбовские епархиальные ведомости, газеты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Пантелеимон Кутовой Калининград. Протоиерей Димитрий Лескин. Священники тольяттинской епархии. Епархиальное собрание Ставропольской митрополии. Тольяттинская епархия духовенство. Игумен Авель тысячный. Иеромонах Сергий Волков Рубцовск.
Рубцовская епархия иеромонах Сергий Волков. Игумен Сильвестр Соликамская епархия. Православный священный Синод. Москва Данилов монастырь резиденция Патриарха. Синоды в православии. Члены Синодального совета Патриархии. Священный Синод РПЦ.
Священный Синод русской православной церкви 2021. Заседание Синода РПЦ 2021. Резиденция Патриарха Алексия 2 в Москве. Архиепископ Петергофский Амвросий Ермаков. Митрополиты русской православной церкви. Архиереи РПЦ список. Епископы РПЦ.
Варваринская Церковь Тамбов. Варваринская площадь Тамбов. Епископ Феодосий Нижнетагильский. Епископ Феодосий Коломенский. Епископ Феодосий Сушково. Летия всенощное бдение. Игумен Тихон Тюрюмин.
Игумен Тихон Кушнир г светлый. Игумен Тихон Кушнир г светлый фото. Никольский монастырь Яранской епархии. Интернет проект епархия. Зал заседаний перед началом Поместного собора. Женский монастырь в Яранской епархии. Резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии.
Духовенство Ярославской митрополии. Ярославская епархия 2000-ые. Ярославская епархия официальный сайт. Митрополит поздравил с днем защитника Отечества. Свято-Ильинский храм г Саки. Свято Ильинский храм Саки служба. Крым Саки Свято Ильинский храм.
Храм Святого праведного война Саки. Митрополит Кирилл Казанский. Митрополит Кирилл Наконечный Казань. Патриарх Казанский и Татарстанский Кирилл. Метрополиткирилл казнь. Игумен Авель тысячный Коробейниково. Монастырь в Коробейниково Алтайский край игумен Авель.
Коробейниково игумен Авель. Богородице-Казанский Коробейниковский мужской монастырь отец Иаков.
С 16 апр. Нила Исаковича по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости», на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г.
Новгороде, с 1865 г. Ставропольские епархиальные ведомости. В 1913-1917 гг. Салми, Карелия и Выборге ж. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е.
С 1845 г. Архангельск, 1889. Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е.
Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009
Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св.
Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917 , грузинском в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , якутском в «Якутских епархиальных ведомостях» , на др. Все Е. В качестве приложения могли выходить и др. Очень часто редактирование офиц.
Стадницкий впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. Редакторами в Е. Ермоген Долганёв; впосл. Фаддей Успенский; впосл. Анастасий Грибановский; впосл.
Мефодий Краснопёров; впосл. Иоанн Поммер; впосл. Лаврентий Князев; впосл. Вениамин Федченков; впосл. Серафим Остроумов; впосл. Значительный вклад в издание Е.
Суворов «Вологодские ЕВ» в 1865-1896 , Н.
В Кадомской женской общине епископ Феофан совершил освящение каменного теплого храма в честь «Рождества Предтечи Господня и во имя пророка Божия Илии» [17]. Об этом говорится в «Словах к Тамбовской пастве» и в «Слове на освящение храма», которое святитель произнес 4 августа 1861 г. Если же даты указаны верно, то можно предположить, что в 1861 г. Должное попечение епископ Феофан оказывал и Тамбовской духовной семинарии, старейшему учебному заведению Тамбовской губернии, основанному в 1779 г. По инициативе святителя, который хорошо владел искусством иконописания и сам писал иконы, в семинарии открылся класс иконописи. Согласно его ходатайству, «19 августа 1860 г. Духовно-учебное управление Святейшего Синода постановило выделить 93 рубля 33 копейки на жалование преподавателю иконописи и 50 рублей для оборудования иконописной аудитории необходимыми принадлежностями и пособиями» [20].
При преосвященном Феофане был обновлен семинарский храм, построенный и освящённый в 1847 г. Епископ Феофан благословил семинарскому старосте и благотворителю Ивану Козмичу Малину взяться за расширение и благоукрашение храма. В результате проделанных работ «алтарь втрое увеличился при новом иконостасе, тяжелые хоры уничтожены, и церкви сообщён свет и простор чрез соединение ее с двумя соседними коридорами, не имевшими почти значения» [21]. Обновленный храм епископ Феофан освятил 23 сентября 1863 г. На освящении присутствовал и предшественник святителя Феофана по кафедре епископ Николай Доброхотов , проживавший на покое в Трегуляевском монастыре. Свидетель этих событий писал: «По окончании литургии умилительно было зрелище благословения народа и воспитанников семинарии двумя владыками» [22]. С именем святителя Феофана связано основание первого в истории епархии учебного заведения для дочерей духовенства, которые до сих пор получали лишь домашнее образование. Становясь, как правило, женами священнослужителей, они должны были соответствовать образовательному уровню своего мужа.
Средства на строительство епархиального женского училища начал собирать епископ Николай Доброхотов , однако завершить строительство ему не удалось. Все организационные вопросы по открытию училища пришлось решать епископу Феофану. На Варваринской ныне Первомайской площади святитель лично осмотрел дом для училища и одобрил его покупку; при активном участии преосвященного разработали устав училища и определили штат преподавателей. Указ императора Александра II об открытии училища для девиц духовного звания в Тамбове последовал 22 июля 1863 г. Следует сказать об интересной детали, характеризующей святителя Феофана: много средств на училище жертвовала жена титулярного советника города Липецка Анна Рындина, которая передала в дар училищу 80 десятин земли. В знак признательности жертвовательнице святитель направил в Синод ходатайство о том, чтобы воспитанниц, которые содержались на проценты с капиталов и на доходы от земли, пожертвованной Рындиной, именовать Рындинскими стипендиатками. Решение Святейшего Синода об этом последовало 3 июля 1862 г. Исследователи отмечают, что «святитель Феофан выпестовал свое детище, но не увидел окончательных итогов работы заложенного им училища, когда оно приобрело огромную популярность.
Духовенство стремилось устроить туда дочерей, выпускницы не засиживались в девицах. Здание неоднократно расширяли и достраивали, чтобы вместить всех желающих. Семейный союз семинариста и епархиалки стал нормой уже в 1870-е годы» [26].
В 1709 году на средства прихожан была построена Казанская церковь, деревянная, холодная. Впоследствии Новое Грязное заселяли служилые люди казаки, солдаты. В 1710 году в 103 домах здесь жили 440 человек. В 1745 году население составляло 264 чел. Пашни 1344 и лесу 66 десятин". В списках населённых мест Тамбовской губернии по сведениям 1862 года именуется как казенное село Новое Грязное при рч. В нём было 146 дворов с населением 1416 человек мужчин — 690, женщин — 726.
В селе располагались церковь, купоросный завод и мельница. Купоросный завод принадлежал купцам Порошиным, затем купцам Котельниковым. В 1880 году в Новом Грязном было 220 дворов, а население составляло 1843 человека. До начала 1880-х годов в селе работала водяная 2-этажная, деревянная мельница. По данным переписи 1897 года в Н. Грязном проживало 1950 человек мужчин — 903, женщин — 1047. В 1910 году домохозяйств было 331, земли — 3338 десятин. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1911 года сообщается, что в Новом Грязном насчитывалось 300 дворов с населением 2160 человек мужчин — 1063, женщин — 1097. Крестьяне имели по 20 саженей земли на душу в каждом поле. Школ в селе было две: церковно-приходская, смешанная и земская.
Имелось церковно-приходское попечительство. В 1914 году население составляло 2392 человек мужчин — 1195, женщин — 1197. Земли было 3265 десятин. В 1917 году в селе проживало 2461 человек. Трудной и долгой была борьба за власть Советов.
Дубасова , находили отражение также социальные борьба с пьянством , философские и политические проблемы. Немало места на страницах журнала уделялось духовно-нравственным темам, экзегетике , агиографии , богословию. Подробно с 1912 освещалась работа Тамбовского церковно-археологического комитета , созданного с «целью охраны памятников церковной старины», благотворительная деятельность, состояние некрополей и прочее. Редакторами всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии , которые назначались на эту должность Синодом по представлению тамбовских духовных властей.
«Тамбовские епархиальные ведомости» – один из первых печатных источников
Значение ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона | Епархиальные ведомости губерний являлись официальными органами епархий. |
Вышел в свет очередной номер журнала "Тамбовские епархиальные ведомости". | 1861. Метрическая книга по селу Хитрово Тамбовского уезда. |
Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник | Ранее: 1866-1917 Воронежские епархиальные ведомости. Андреев 83. |
Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник | Тамбовская епархия в период с 1937 по 1941 гг. официально считалась ликвидированной, т.к. епископы на Тамбовскую кафедру не назначались. Немногочисленные её приходы должны были подчиняться непо-средственно митрополиту Сергию (Страгородскому). |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ (В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ)
Тамбова День Крещения Руси Восстановление Знаменского храма в р.п. Знаменка День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона День памяти святителя Питирима Из жизни Мичуринской и Уваровской епархий Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Епархиальный журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» является главным печатным органом Тамбовской епархии. Он выходит с периодичностью один раз в месяц. Перечень Всех новостей. Тамбовские епархиальные ведомости. Епархиальные ведомости Курской епархии. с 1901 г. во главе с редактором и издателем П.П. Падучевым и "Тамбовский голос" с 1905 г. под.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009
Астраханские губернские ведомости 1900. Выписка из астраханских епархиальных ведомостей. Астраханские епархиальные ведомости Иаков Фаворский. Екатеринославские губернские ведомости. Екатеринославские ведомости. Митрополит Московский Владимир Богоявленский. Владимир Богоявленский , митр.
День памяти священномученика Владимира митрополита Киевского. Святой великомученик Владимир Богоявленский. Молитва о мире Святого Силуана Афонского. Могила Силуана Афонского. Душеполезные поучения Силуана Афонского книга. Силуана Афонского поминают.
Указы Священного Синода. Киевские епархиальные ведомости 18 февраля 1869. Указ духовенства. Указ господ Синода. Канон Животворящему кресту Господню. Канон честному и Животворящему кресту Христову.
Канон честного Креста. Канон Животворящему кресту Господа нашего. Тульские епархиальные ведомости 1862. Самарские епархиальные ведомости читать. Воронежские епархиальные ведомости фото. Рязанские епархиальные ведомости обложка.
Якутские епархиальные ведомости 1887 года. Михаил Богородицкий Священномученик. Священномученик Михаил Богородицкий, пресвитер. Богородицкий Михаил Трофимович протоиерей. Священник Богородицкий Михаил. Учение о Святой Троице в православии.
По прежним воспоминаниям, без прикрас, конечно, я сообщил ему и хорошее, и дурное о Вологде. Относительно вас лично, как о наилучшем семинарском работнике, сообщено ему в Учебном комитете, и я лично рекомендовал ему вас как благородного, неподкупного, беспартийного сослуживца. Отметил еще как наилучших своих друзей Константина Павловича [146] и о.
Андрея Николаевича Воскресенского [147]. В вас ему советовал иметь опору для всяких доверительных поручений по службе. Относительно его самого я знаю мало, п.
Служил он в Тамбове очень не долго и семейно я с ним не был знаком. Привык считать его всегда степенным и вдумчивым администратором. Величавый по внешности, он видом своим напоминает во многом о.
В делах служебных и особенно в хозяйственных, слышал я, он точен и аккуратен, непорядка не любит. Этим, может быть, и объясняется, что он с здешней корпорацией не сошелся. Но следует заметить, что здешняя корпорация и мне не нравилась никогда.
В ней не видел я искренности, семейности, задушевности. Все разбиты на кучки и друг с другом не сходятся, ограничивая свое общение только служебными свиданиями мужского персонала по семинарии. Между здешними сослуживцами я не нашел себе близких знакомых, а вы знаете, как мы, бывало, с покойницей любили семейные знакомства, свидания и развлечения.
Кибардин северной заправки и все это, подобно нам, любит. Войдите с ним в более близкое семейное общение, и я уверен — вы полюбите его и познаете в нем присущее ему благородство. Я знаю, что архиереям нашим он не льстил, как делают некоторые в его положении, и лично от них не заискивал и держал пред ними четко, с достоинством.
Что я пишу здесь о корпорации, следует учесть новому о. Предупредите его. Очень приятно было бы увидеть, если бы ему удалось любовно сплотить вокруг себя эту разрозненную служебную среду.
В ней нет прямых врагов, интриганов, даже больше того, с внешней стороны они как будто высматривают друзьями, ласкательно называя друг друга Миша, Вася, Сережа [149] , но внутреннего единства, сплоченности нет в них. Так было при мне, это же и теперь. Таков по своему настроению и нынешний инспектор семинарии, с которым новому ректору придется иметь дело более всего.
Пусть он по-евангельски не вдает себя в веру их. У меня в корпорации нет ни особых друзей, ни врагов, все они всегда ко мне внимательны и я каждого в отдельности их люблю и не имею никаких побуждений ни умалять их достоинства, ни скрывать их недостатки, но пишу объективно, изображая в среде их то лишь, что действительно идейного отношения к наблюдению за учениками здесь нет, как в былое время у нас, а одна лишь внешность и самообман. Когда, бывало, вы или Аркадий Досифеевич [150] доносили мне о положении дел в семинарии, я совершенно верил вам, что это действительно так и никогда не обманывался.
Здесь же доносят инспектору наугад, часто не зная истинной картины дела, и он верит таким донесениям, хвалясь, что семинария вся у него в руках…» [151]. Письма П. Ильинскому, 1935—1936 гг.
Все время после перемещения его из Вологды в Тамбов, я вел с ним оживленную переписку. О службе его в Вологодской семинарии довольно подробно изложено в моих воспоминаниях. В настоящих строках мне хочется поместить два-три последние письма его ко мне.
Приходится сознаться, что Вы у меня единственный друг, с которым люблю доверительно беседовать в письмах. Благодарю за письмо от 01. Оба сна Ваши настолько ярки и вещи, что по-прежнему заслуживали бы оповещения в печати.
А теперь будем дивиться им про себя и глубоко умолчим. Читая письмо Ваше, по правде, я завидую Вам. При свободном своем положении Вы вращаетесь в кругу многих интересных людей, товарищей, друзей и просто знакомых.
Из Вологды ждете к себе Наташу [152] , в Ленинграде беседуете с П. Прокошевым [153]. Я лишен этих приятнейших встреч и свиданий.
Я давно уже живу одиноко. Никто не ходит ко мне и не навещает меня. Еще когда был правящим архиереем, кое-кто заходили ко мне, но все это по делу, а не по дружбе.
Теперь же я всеми забыт. Знаю только кладбище и живу в своей квартире как узник. А Вы знаете по прежним опытам жизни, как я всегда окружен был народом, и притом мыслящим, жизнерадостным.
Сколько было приятного провождения времени, сколько утех, удовольствий. Вспомним хотя бы наши семинарские театры, наши взаимные перегащивания сослуживцев. Везде кругом жизнь, разговоры, общение.
К одиночеству, по правде сказать, не привык я, оно мне противно. И вот пришлось, однако, испытать его, и при том в последний период жизни своей, когда бы требовалось, кажется, видеть расцвет своей прежней общительности и содружества. Вместо того, при бодрости еще своих сил, мучаюсь теперь, тоскую, скорблю.
Мучаюсь прежде всего от этого беспросветного одиночества, и на этом фоне терзают меня и другие мучения, и прежде всего — минуло 76 уже лет, вот-вот близок уже и отход, и тогда прощай все наши письма, все наши дружеские беседы, хотя полон я веры, что этих высоких общений предлежит нам истее причащатися в невечернем дни. Хотелось бы бодриться всегда, но тоскую от проявлений старческой болезненности: слабеет зрение, дают знать по временам головокружение и сердечная астма. Тоскую и от разных метаморфоз и перипетий по службе.
Вам известно уже о перемещении моем из Орла в Тамбов. Это было дело большой интриги, которая преследовала меня и дальше. В Тамбове прослужил я лишь 8 месяцев и снят был к настоятельству при одном из кладбищ, где и служу теперь.
Вам хорошо известны мои способности и служебные дарования, и можете ли Вы поверить тому, что сказано было тогда мне в указе: «управление епархией составляет для меня тяжелое и непосильное бремя». Мучаюсь далее, что при службе кладбищенской собирают на меня разные затруднения. Ныне воздвигаются к архиерейству не лица высокой квалификации, а пигмеи своего дела, только бы собрать себе более содержания.
Я при кладбище был достаточно обеспечен. Но ко мне ныне приписан причт собора во главе с архиереем из 5 человек, и я стал нуждаться. Дальнейшая мечта моих недоброжелателей, как бы лишить меня и этого обеспечения.
И тогда где приклоню я свою голову и где напитаюсь? Вот моя скорбная повесть. Шлю Вам и старушке привет.
Любящий Вас и преданный Вам бывший сослужитель П. Дорогой, незабвенный и нежно любимый мною Никифор Александрович. Я глубоко удовлетворен, что Вы и открытку мою получили и сегодня пришел ко мне и ответ Ваш на нее.
По-дружески крепко целую и обнимаю Вас, что Вы исполнили сделанные Вам задания. В Ваших сообщениях усмотрел и я крепкую по вере нашей руку Божию, хранящую нас во всех подробностях нашей жизни. Необыкновенно живо вырисовывается она во всех деталях Ваших сообщений.
Есть и у меня немало таких ярких воспоминаний, если только не вся моя жизнь представляет такое водительство Божия провидения. Но остановимся прежде на текущем моменте наших переживаний. Близятся святые и великие дни.
Душа объята трепетом, умилением и озарением. Туда ввысь стремится она, и там в необъятных пространствах ищет и вспоминает Великого Бога…» [154]. Далее приведено стихотворение.
Да хранит Вас Господь. А вот и мои благодарные воспоминания. Пред нами 1912 год.
Церковно празднуется по распоряжению духовной власти 100-летие французской войны. Предписано совершить праздничное торжественное служение пред Владимирскою иконой Божией Матери с чтением пред нею за всенощной положенного акафиста. Я состою настоятелем Всеградской Богородичной церкви, где пребывала Тамбовская широкочтимая икона Богоматери.
При церкви два младших по штату протоиерея, один из них служит всенощную службу. Я в сторонке стою у столика и готовлюсь к чтению акафиста. Когда мы собором выходим к чтению акафистов, у нас было принято выходить с открытыми головами.
Но тут у меня почему-то явилась неодолимая мысль — надеть мне камилавку или нет, и, находясь в таком разномыслии, я как-то инертно надеваю камилавку, сослуживцы мои с открытыми головами. Выходим, сослуживцы мои за мною. Как только спустился я с солеи, последовал от какого-то человека страшный удар по моей голове железною, как оказалось потом, палкой, толщиной не тоньше ручного указательного пальца.
Послышался тупой звук. Но удар помял немного лишь камилавку, а болезненности никакой голове не доставил, немного я отклонился, последовал второй, столь же сильный удар, не нанесший, однако, никакой болезненности моей голове. Служба приостановилась.
После того пред иконой Богоматери совершен был краткий благодарственный молебен. Можете представить настроение молящихся и особенно — лично мое. Все плакали на коленях и благодарили Господа, что я не только живой, но не получил даже повреждения.
Шедшие за мною священнослужители схватили злоумышленника, вырвали из рук его палку. Он весь дрожал. То оказался сумасшедший, сын одной моей прихожанки — вдовы, которая много с ним видела скорби.
Когда он возбужден был, мать обыкновенно отвозила его в дом умалишенных, а когда стихал, ей жалко бывало его и она привозила его домой. В этот злосчастный вечер он почему-то очень разволновался, сорвал лампадку от икон и бросил на пол, а сам убежал. Забежал в церковь к нам, и тут совершилось то, что я описал.
Вы, наверное, знаете, что удары сумасшедших бывают очень сильны и крепки, и палка у моего покусителя была очень здоровая. По законам естественным, человеческим, если бы удары пришлись по открытой голове, то вся она вдребезги была бы разбита, и я с того времени не существовал бы уже. Но Бог предохранил меня моей камилавкой.
Отсюда понятны и мои тайные, лихорадочные размышления: надевать мне камилавку или не надевать. С того времени я вспоминаю сей священный вечер, чудесно приведший меня от смерти к животу. Люди скажут: все это случайность, но Вы судите, милый Никифор Александрович, могут ли совершаться так дела совершенно случайные.
Здесь видна прямая, невидимая забота о нас, недостойных. Есть много и других случаев, но пока о них умолчим. Квартирку имею теплую, покойную и уютную, все как в раю, только Евы нет.
Одиночество гложет меня, но смиряюсь пред Божьими путями. Вам не судил Господь принять священство, но зато сохранил живую связь с детьми в своей старости. Я отделен от детей своим положением, они не пишут и не знаю, живы ли они и где находятся.
В случае безработности мне и преклонить голову свою будет не у кого. Но я верю, что Бог укажет Свои пути, и тогда Мне хотелось бы при конце своей жизни подарить Вам на память книгу: Святая Земля и Библия Гейки [155] , роскошное прежнее издание. Если можно, напишите, пришлю Вам.
Вас со старушкой по-братски целую, неизменно любящий Вас П. Последнее письмо П. Успенского от 15.
В этом письме он уведомляет меня, что обещанную посылку он мне высылает и просит принять ее с любовью. Первый день нового года по старому стилю. После всех вечерних служб сижу дома за чаем и осмысливаю ответ Вам на Ваше письмо от 5.
На душе мирно, радостно, немножко тоскливо от одиночества, но и при нем чувствую в душе какой-то восторг. И первый день Рождества, и нынешний новый год служба у меня прошла с каким-то особенным умилением, даже слеза показалась за службой. Была к тому и внешняя причина.
До сих пор служение проходило у меня просто, без певчих. С конца года от ктиторши присланы певчие, которые по праздникам поют теперь за литургиями весьма хорошо. Вот они-то между прочим и растрогали мое сердце.
Дорого было особенно то, что не просил я об этом; но сами лично, по своей инициативе хозяйственные распорядители церкви пришли к моему утешению. Дальнейшие моменты рождественских праздников первых двух дней были не легки для меня. Мои многочисленные соработники разошлись по приходу, а я не уходил домой после обедни, нес целодневное дежурство по кладбищу на случай появления посетителей по праздничному времени для различных возможных треб.
Оставался при церкви до темна и закончил в тот и другой день дежурство свое крестинами на дому у верующих поселян. Тяжеленько было, но когда в душе мир, озарение, ничто не кажется трудным и обременительным, а напротив везде какой-то мир и душевная радость. Размышляя о всех этих переживаниях, благодарю я Господа Бога, что несмотря на мой преклонный возраст Он не отнял у меня еще разум, позволяет служить, утешаться и даже чувствовать в служении некоторый восторг.
Иван Михайлович Леоферов [156] у меня теперь действительно самый близкий по службе друг и собеседник. Папаша его, прежде злейший табакур, а ныне почтенный протоиерей, часто шлет поклоны и благодарит за прежнее руководство. С Иваном Михайловичем мы часто делаем вылазки в область прошлого, вспоминаем многих, не забываем и Вас.
Обещанную посылку готовлю Вам. Дети мои ко мне не близки. Я же стар и приближаюсь к конечному исходу.
Хочется, чтобы и драгоценные книги мои заблаговременно попали в надежные руки. Ваше настроение я знаю, Вы их с любовью примете. Если же Богу угодно будет призвать Вас к себе прежде Ваших детей, я уверен, что они по расположению к Вам не забросят их и долго будут хранить.
Вот именно эта цель мною и руководит. Кибардин до сих пор письма не прислал. Напомните ему, если имеете переписку.
Удалось ли в праздник насладиться церковным служением? Братски с любовию целую Вас и старушку. Неизменно любящий П.
Между листами 132 и 133 — не пронумеровано. IV Письмо прот. Леоферова Н.
Ильинскому из воспоминаний последнего, 20 марта 1936 г. О последних днях жизни архиепископа Петра, о его смерти и погребении я получил письмо от 20. Он писал.
Ваши милые и сердечные письма получил. Вполне разделяю Ваши скорбные чувства по отношению к почившему владыке Петру. Теперь сообщаю подробности о его смерти и погребении.
Итак, я писал Вам, что накануне смерти в субботу 7 марта я позван был к нему на квартиру отслужить молебен Тамбовской Божией Матери. Сразу от всенощной я направился к владыке, взяв с собой акафист его собственного составления. Пришел… Владыка стонет, но в памяти.
Я его спрашиваю: «Владыка, Вы узнаете меня? Я начал молебен и чтение акафиста. Владыка лежа молился, стоны прекратились.
Прочитал молитву и закончил акафист. Пожелал ему облегчения от болезни. Но тут же опять застонал и стал опять о чем-то просить, но я долго его не понимал, не знал, что ему надо.
Лишь только с помощью внучки понял, что просит читать молитву на исход души. Прочитал часть канона и молитву. С чувством поцеловал владыка Св.
Затем с полчаса посидел у него на кровати. Сообщил, что послал Вам письмо о его болезни, и он в знак благодарности пожал мне руку. Опять стал стонать и бредить.
В 11-ть часов ночи я ушел от него домой. В воскресенье днем мне не удалось быть у него, было сыро и мои галоши были в ремонте. В 5 часов вечера заходит ко мне диакон Петров [157] и говорит, что меня зовут к владыке ждать его смерти.
Пока я сбирался и ждал галош, прошло около часу, и уже владыку я не застал живого. Он скончался. Собрался весь причт собора и кладбищенский.
Я с его духовником Киреевым раздели покойного, отерли елеем, а затем облачили. По его желанию он был облачен по древнему чину в священническую фелонь с омофором, как он обычно служил по будним. Затем совершили соборне панихиду и началось чтение Евангелия у тела.
После панихиды я ушел домой и сразу стал писать извещение о его смерти. В 11-ть часов ночи опять пошел в дом покойного и читал с 12 ч. У гроба никого не было, все спали, но я, обычно боявшийся находиться один с покойником, тут ничего не боялся.
Вторую ночь чреду чтения я опять взял на себя, желая честно выполнить долг, так как другие сослуживцы под разными предлогами старались уклониться от этой тяжелой обязанности. Вынос тела покойного был во вторник в 4 часа вечера во главе с заштатными епископом Николаем [158] в сопровождении из 8 священников с соединенным хором певчих соборной и кладбищенской церквей и с крестным ходом при большом количестве почитателей владыки. При прибытии в храм совершена была заупокойная всенощная.
Жаль, что наш правящий владыка архиеп. Николай Чудновцев [159] отсутствовал. Он назначен временно управляющим Воронежской митрополией и был в поездке в Москву и Воронеж.
Возглавлял владыка Николай [160] , сослужили 8 священников. Пред погребением владыка Николай произнес прекрасное слово, в котором всесторонне охарактеризовал личность покойного владыки Петра. После прочтения второго Евангелия прот.
Благонадежин [161] в своей речи делился воспоминаниями о покойном владыке, как бывшем его сослуживце и руководителе по Тамбовской епархии. Пред пением «Со святыми упокой» я, как волгжанин и сын его ученика, взял на себя смелость от имени его бывших учеников и воспитанников выразить свои чувства пред почившим. Указал на его 13-тилетнюю службу на пользу родной семинарии, выпустившую за это время сотни воспитанников, из которых служат церкви Божией до 10 человек в сане епископа и сотни иереев и немало светских, отдавших свои силы на служение родине, связь с которыми он не терял, что свидетельствует о взаимной любви.
На могиле говорил прот. После погребения была трапеза в его бывшей квартире». Источники Бачалдин И.
Второй товарищеский съезд бывших воспитанников Вологодской духовной семинарии 1894 г. Вологда, 1915. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819—1920-е гг.
Киев, 2019. Благодатные знамения преподобного Серафима Саровского, чудотворца Составлено на основании подлинных записей, хранящихся при Саровской пустыни. Тамбов, 1903; 1904.
Блокада, 1941—1944, Ленинград: Книга памяти. Быстрицкий Н. Памятная книжка и адрес-календарь Екатеринославской губернии на 1889 г.
Екатеринослав, 1889. Вениамин Федченков , митр. На рубеже двух эпох.
Вологодский П. Во власти и в изгнании: Дневник премьер-министра антибольшевистских правительств и эмигранта в Китае 1918—1925 гг. Рязань, 2006.
Вышеславцев Г. Два торжества в Богородичной церкви гор. Добровольский И.
Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. Еремиевский К.
Фоминых и др. Томск, 2014. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.
Колтыпина А. Записки дочери священника урожденной Зверевой. Тверь, 2016.
Кремлевский А. Личный архив О. Мануил Лемешевский , митр.
Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» 1922—1944 гг. Мацкевич И. Адрес-календарь Волынской губернии на 1892 г.
Житомир, 1891.
Данная газета издавалась с 27 марта 1909 г. Козлова, Кирсанова и Рассказово а также о наиболее важных Российских событиях, интересных случаях из других губерний и местных объявлений. Для каждого населенного пункта через несколько лет остались только новости Кирсанова и Рассказово на ее страницах существовал свой раздел, где чрезвычайно живым и доступным языком рассказывалось обо всех событиях в том числе и с критической стороны и происшествиях, происходивших, также и в ближайших селах. Первой полноценной Рассказовской газетой стала газета «Рассказовская беднота» издававшаяся местным отделением ВКП б с 1918 года. Газета, вероятно, прекратила свое существование в 1920 г.
Не найдено пока и ни одного номера данной газеты. Руководство Центрально-Черноземной области куда входила и территория современной Тамбовской области в августе 1930 г. Рассказовскую газету решили сделать образцовой, дав ей название «Вперед! Создание новой «районки» поручили журналистскому коллективу главной областной газеты «Коммуна». В то время в Воронежской «Коммуне» заведующим отделом промышленности работал Александр Дмитриевич Котов. Котов родился 22 октября 1902 г.
В юные годы начал работать в Пятигорской газете «Терек», откуда его рекомендовали к обучению в Московском Коммунистическом институте журналистики, по окончанию которого по распределению он приехал в г. Воронеж в редакцию газеты «Коммуна».
Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е.
Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917 , грузинском в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , якутском в «Якутских епархиальных ведомостях» , на др. Все Е. В качестве приложения могли выходить и др. Очень часто редактирование офиц. Стадницкий впосл.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. Редакторами в Е. Ермоген Долганёв ; впосл. Фаддей Успенский ; впосл. Анастасий Грибановский ; впосл. Мефодий Краснопёров ; впосл. Иоанн Поммер ; впосл. Лаврентий Князев ; впосл.