Во время плана «Буран» с дорог города вывозили по 37 тысяч тонн снега. Роскосмос публикует рассекреченные документы к 35-летию полета многоразового космического корабля «Буран». Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов РИА. Программу многоразовой космической транспортной системы «Буран» не будут слепо восстанавливать, заявил исполнительный директор Роскосмоса по перспективным.
В огне не горит. В Москве показали уникальное покрытие космического корабля "Буран"
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект | Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись. |
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект | Введенный 17 января план «Буран» продлен до 2 февраля. |
«Роскосмос» рассекретил документы о единственном полёте «Бурана» | Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов РИА. |
«Буран»: подвиг и предательство
При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн. ОС-120 Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР.
И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам "Буране". При использовании корабля в качестве "орбитального бомбардировщика" у него были более широкие возможности чем у "Спейс Шаттла". Вообще, версия, что американцы делают орбитальный самолёт для того, чтобы иметь возможность наносить быстрые ядерные удары из космоса, была очень популярна среди руководства СССР. Другой популярной версией было предположение, что "Спейс Шаттлы" с их возможностью возвращать с орбиты грузы весом до 15 тонн будут воровать советские спутники.
Все выводы советских экспертов сводились к военной составляющей американской программы. На тот момент заканчивалась американская лунная программа, и руководство NASA не хотело остаться без работы. NASA, цепляясь за места и бюджеты, изо всех сил проталкивало программу "Шаттлов", обосновывая её рентабельность при большом количестве запусков. По расчётам выходило, что если делать больше 30 пусков в год, это будет выгоднее, чем столько же раз запускать одноразовые носители.
И вообще никогда не планировалось использовать "Спейс Шаттлы" в качестве космических бомбардировщиков. Ещё в 60-х во время работы над X-20 Dyna Soar американцы поняли, что "орбитальный бомбардировщик" — это дорогая и медлительная платформа. На подготовку старта уходили сутки. Оперативное применение было исключено.
Все усилия были направлены на создание межконтинентальных ядерных ракет и подводных ракетоносцев с принципиально другой степенью готовности к пуску. Сборка "Бурана" на Тушинском машиностроительном заводе Фото: buran. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В пересчёте на курс 2016 года затраты на программу оценивались в 2 трлн российских рублей.
Основным отличием "Бурана" от "Спейс Шаттлов" является способ выведения на орбиту. На "Шаттлах" установлены маршевые ракетные двигатели, которые получают топливо из гигантского оранжевого топливного бака. На высоте около 45 километров ускорители отстреливаются и на парашютах спускаются в океан. В итоге теряется только топливный бак.
Остальные элементы системы сохранялись и использовались повторно. И твердотопливные ускорители такой мощности СССР тоже не умел делать. Более того, из-за относительной близости мыса Канаверал к экватору США имели преимущество по соотношению мощности двигателей к выводимой массе. И из-за недостатка необходимой мощности для выведения орбитального корабля была создана система "Энергия-Буран".
Space Shuttle Atlantis "Буран" доставлялся на орбиту ракетой-носителем "Энергия". Сверхтяжёлая "Энергия" имела стартовую массу 2400 тонн и могла выводить на орбиту самые разнообразные грузы с массой до 100 тонн. Всего было осуществлено два пуска "Энергии". Оба — с полной потерей носителя.
Зачем нам оттуда [из Казахстана — прим. Я там был на «Байконуре» и летал, посмотрел, обнял, поплакал, что дальше? Десять лет я сидел с «Бураном» на «Байконуре». У нас есть свой корабль. Мой корабль отдали в Мюнхен в политех [музей — ГМ], на котором я летал. Он стоит на входе. Я там тоже был.
Для сравнения, полные расходы на программу «Шаттл» за всё время её существования должны превысить 160 млрд долларов США. Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО « Молния ». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский , уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы « Спираль ».
Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года ; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом на барже под тентом в город Жуковский , а оттуда с аэродрома Жуковский — воздушным транспортом на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т — на аэродром « Юбилейный » космодрома Байконур. Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса ВПП на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный Хороль в Приморье , а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР на Кубе , в Ливии. К 1988 году специально для транспортировки с запасных аэродромов Киевским авиационным производственным объединением был создан Ан-225 «Мрия» , а для транспортировки по космодрому был разработан уникальный транспортно-установочный агрегат. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя « Энергия ». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме. Расчёт траектории движения и управление параметрами движения на всех этапах полёта осуществлялся бортовым вычислительным комплексом на основе ЭВМ "Бисер-4" «Шаттл» мог совершать посадку только на ручном управлении.
Программное обеспечение было разработано Институтом прикладной математики им. Келдыша РАН.
Сегодня нет электричества в Осинниках.
Вопрос решается. Вчера в Шеланге был сильный пожар. Сгорел дом, к которому было трудно подъехать.
Эта опасность сохраняется везде.
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект | Программу «Буран» приостановили из-за недостатка финансирования, а после распада Советского Союза, в 1993 году, закрыли. |
Рассекреченные документы от Роскосмоса по «Бурану» | корабль сел на полосу в другую сторону по отношению к плану полета, добавив седых волос конструкторам. |
О чем рассказывают рассекреченные документы о полете космического корабля "Буран"
Начало опытно-конструкторских работ транспортного ракетно-космического комплекса (ТРКК) «Буран-Т» было запланировано на 1982 год. В городе объявлен план «Буран». Cильный снегопад, метель с ухудшением видимости, ветер с порывами до 17 м/с и снежные заносы на дорогах. Программа "Энергия" - "Буран" была настолько грандиозной, что ничего подобного в истории не сделано до сих пор. В Казани до конца этой недели продлили план «Буран», сообщил начальник Управления гражданской защиты исполкома города Сергей Чанкин.
«Роскосмос» рассекретил документы о единственном полёте «Бурана»
Личный корабль «Буран» стоит у меня». Толбоев призвал оставить «Буран» в Казахстане в качестве благодарности за содействие в космической программе. Земля круглая. Казахи тоже участвовали — и «Байконур» дали, и степи дали, и землю дали. Спасибо казахам.
Ну, зачем мы должны чего-то отнимать? Спасибо казахам, что за Русь стоят насмерть».
Из нее изготовили 38 600 гибких плиток, которые, как чешуей, покрыли корпус «Бурана». Участие «Технологии» в программе заложило основы современного композитного производства космической отрасли в России. Лозино-Лозинский третий слева показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации Кабина «Бурана» разрабатывалась силами Экспериментального машиностроительного завода им.
Сегодня завод входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха. Наземный комплекс для обслуживания «Бурана» был создан Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал», а парашютная система космоплана разработана НИИ парашютостроения. Сегодня эти предприятия входят в холдинг Ростеха «Технодинамика». Специалистами НИИ авиационного оборудования концерн «Радиоэлектронные технологии» были разработаны приборные комплексы для оборудования рабочих мест экипажа корабля «Буран», а также тренажеры для обучения пилотов. Безупречную посадку «Бурана» обеспечили системы производства КБ «Аэроприбор-Восход» концерн «Радиоэлектронные технологии».
На предприятии была создана система измерения высотно-скоростных параметров полета «Бурана» на этапе аэродинамического спуска и посадки. Устройство «Бурана» «Буран» был выполнен по самолетной схеме с крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке корабля располагалась цельносварная кабина для экипажа из 2-4 человек и 6 пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования «Бурана». Старт 15 ноября 1988 г.
Космодром Байконур В средней части корабля был сделан грузовой отсек с открывающимися створками. В нем располагались манипуляторы, с помощью которых можно было производить погрузку-разгрузку и другие операции. В отсеке 4,7 на 18,55 метра и объемом 350 кубометров можно было выводить на орбиту до 30 тонн и спускать на землю до 20 тонн груза, что в 1,5 раза больше, чем у «Шаттла». Объединенная двигательная установка «Бурана» включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления. Для управления кораблем и поддержки его работы использовалось более 50 бортовых систем.
На случай аварии компьютерные системы управления были дублированы четырехкратно. Объем программного обеспечения составлял гигантские по тем временам 100 мегабайт. Все это обеспечивало возможность пребывания «Бурана» на орбите в течение 30 суток. Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов.
Об этом заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, сообщила пресс-служба ведомства. Но как она была исполнена и на «Буране», и на американских шаттлах, она оказалась невыгодной из-за высокой стоимости обслуживания и ненадежности», — сказал Перминов. За запуск одного шаттла НАСА приходится платить до 500 млн долларов. Сейчас еще обеспечена полная надежность кораблей многоразового использования, и об этом свидетельствуют два случая катастроф с шаттлами, продолжает Перминов. Это направление оказалось невыгодным и опасным», — заключил ученый.
Это 1978 год, декабрь месяц был». Однако мечта всей жизни для Бородая и остальных претендентов так и осталась неисполненной. Хотя в руководстве страны уже тогда знали, что программа запуска челноков Советскому Союзу не по карману. Но во время того исторического полета об этом мало кто мог подумать.
Созданный как ответ американскому Shuttle, «Буран» обошел своего конкурента. Советский корабль и обходился дешевле, и груза поднимал больше. Но свое главное преимущество «Буран» показал только во время первого космического полета, когда из-за погодных условий автоматически изменил настройки посадки. В конце 70-х на «Буран» работала едва ли не вся страна.
«Энергия – Буран» — уникальная космическая программа СССР
корабль сел на полосу в другую сторону по отношению к плану полета, добавив седых волос конструкторам. В планы входило создание пяти кораблей; в итоге полностью было построено два экземпляра, еще один "Буран" находился в готовности на 30-50%. Новости Комиссии —» Запуск программы НАШ БУРАН» 11.11.2020. Работа над «Бураном» началась в 70-х, и потребовалась целая декада, чтобы воплотить планы в реальность. После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин дал закрытое поручение возобновить данную космическую программу на новой технологической основе.
Роскосмос обнародовал программу полета корабля "Буран" к его 35-летию
Главное отличие «Бурана» от своего американского собрата Space Shuttle состоит в том, что отечественная разработка была способна совершать полета в беспилотном режиме. «Ураганные» возобновят тренировки 10 июля Фото: ХК Пресс-служба воронежского «Бурана» рассказала о планах подготовки команды к новому сезону Всероссийской хоккейной лиги. В планы входило создание пяти кораблей; в итоге полностью было построено два экземпляра, еще один "Буран" находился в готовности на 30-50%. Согласно информации, внутри БУРАН-10 могут разместиться до 10 человек. Власти Казани продлили план «Буран», он будет действовать по воскресенье, 28 января, включительно.
В России принято решение возродить проект советского «Бурана»
И ее лебединой песней - больше "Буран" так и не взлетел, а после того, как прекратил существование Советский Союз, закрыли и эту космическую программу. А 35 лет назад, когда "Буран" дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на космодроме Байконур, казалось, все только начинается. Точнее, продолжается, ведь в программе "Энергия" - "Буран", которая стартовала в 1970-х, было задействовано около двух миллионов человек и более тысячи предприятий Советского Союза. В новой России посчитали, что обслуживание "Буранов" - а всего было создано три корабля - будет слишком затратно. Такой "грузовик" разрабатывался, в первую очередь, для военных, но им в начале 1990-х, как и всей стране, стало не до космоса. А ведь отработка элементов системы "Бурана" продолжалась круглосуточно около 1600 суток, для космического корабля было создано около 40 принципиально новых материалов. Например, защита "Бурана" состояла из отдельных элементов - плиток, которые изготавливали из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием. Их приклеивали к корпусу "Бурана": такая "чешуя" позволяла сохранить корабль невредимым под воздействием высоких температур. В коллекции Центрального дома авиации и космонавтики есть несколько таких плиток. Корреспондент "Родины" поучаствовал в эксперименте: в течение нескольких секунд плитка нагревалась при помощи газовой горелки. И если ее центр какое-то время оставался горячим, то температура по краям была почти неизменной, что позволяло держать плитку при нагреве горелкой в руке.
Этого добивались при помощи специальных присадок. Потом плитку покрывали специальной глазурью и приклеивали фетр.
Новому акционеру поставили задачу набирать молодых конструкторов для возобновления программы. Таким образом, госкорпорация полностью выйдет из состава акционеров НПО. Научно-производственное объединение «Молния» основали в 1976 году. Он совершил свой единственный полет в 1988 году, а в 1993 году эту программу закрыли.
В опубликованной части пояснительной записки к техническому проекту представлены наименования разделов и подразделов, в числе которых, состав и общие характеристики многоразовой космической системы, возможность создания тяжелых ракет-носителей на базе МТКС и сравнение космической системы "Буран" с американской системой Shuttle. В части рассекреченных данных представлена информация о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О, грузовых транспортных аппаратах и системы "Буран-Т", с помощью которой планировалось выводить полезную нагрузку на орбиту. Также гриф секретности снят с фотографий комплекса сборки первого летного корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Кроме того, среди документов продемонстрирована схема орбитальной станции "Мир" с пристыкованным к ней многоразовым кораблем и представлены характеристики авиационных средств транспортировки комплекса на базе самолетов ЗМ-Т ВМ-Т "Атлант" и Ан-225 "Мрия".
Согласно опубликованным документам, стартовая масса «Бурана» и МТКС-О составляла 985 тонн, в том числе 851 тонна топлива, а масса аппарата при возвращении на Землю — 24 тонны. В 1990 году работы по нему приостановили, а в 1993-м — закрыли программу.
Летавший в космос аппарат повредился, его продали на металлолом.
В Роскосмосе пояснили, будут ли восстанавливать программу «Буран»
К 35-летию этой миссии «Роскосмос» опубликовал рассекреченные документы, включая программу полёта, а также информацию о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О и транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т». Программа первого полёта «Бурана» освещает основные принципы разработки проекта, типовые программы полёта и нештатные ситуации. Основной целью миссии в документе названа отработка в реальных условиях функционирования корабля на участках выведения его на орбиту и спуска с посадкой на посадочном комплексе.
Изначально данный проект мог стать совместным для США и России. В 2017 году даже была подписана соответствующая декларация о намерениях.
Однако нашей стране отвели второстепенную роль в создании будущей станции и позднее Россия из проекта вышла. Очевидно, что в сложившейся ситуации строительство собственного орбитального комплекса становится неизбежным. Тем более, что в России уже назревали планы создать «национальную орбитальную станцию» на основе будущих модулей МКС, в частности «Наука». Стоит отметить, что строительство орбитального комплекса на сегодняшний день является не единственным перспективным проектом «Роскосмоса».
По плану, "Буря" должна была совершить второй, в истории программы "Энергия-Буран", полёт в космос в автоматическом режиме. Кроме того, этот полёт подразумевал осуществление стыковки "Бури" со станцией "Мир". Конкретно не понятно, кому принадлежит Изделие 1. По одним источникам в частной собственности, по другим - в собственности Казахстана. Вопрос о передаче изделия России - остается открытым. Предположительно, советский снимок Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки Современный снимок отчетливо показывает настоящее состояние Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки 3. Изделие 2. Третий лётный экземпляр корабля программы "Энергия-Буран".
Сам полёт намечался в 1994 году. До 2004 году находился в цехах Тушинского завода. Затем, его должны были продемонстрировать на авиашоу "МАКС-2013". Но этого не произошло. В настоящее время, начиная с 2022 года, "Байкал" планируют отреставрировать. По информации, находится на территории аэропорта в подмосковном Жуковском. Источник: Яндекс-картинки Изделие 2. Источник: Яндекс-картинки 4. Четвёртый экземпляр корабля программы "Энергия-Буран".
По сути, любая инспекция зарубежных спутников-шпионов не требует привлечения биологических форм жизни. Источники Hi-Tech Mail. Главное будет скрыто внутри — вместо четырех космонавтов внутри военная версия «Беркута» сможет нести двух космонавтов и аппаратуру для разведки и ремонтных работ прямо в космосе.
Командно-штабная тренировка по плану "Буран"
Городская подрядная организация продолжает работать в усиленном режиме. Основной упор делается на расчистку главных дорог, остановочных карманов и тротуаров. Сегодня ночью будет усилена работа по расширению проезжей части. Фото: пресс-служба Бугульминского района РТ.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен».
Telegram В Татарстане скорректируют план «Буран» Для обеспечения бесперебойного движения автомобильного и железнодорожного транспорта зимой кабмин РТ постановил скорректировать оперативный план «Буран» Премьер-министр РТ Алексей Песошин подписал постановление о корректировке оперативного плана «Буран» с целью «обеспечения бесперебойного движения автомобильного и железнодорожного транспорта республики в грядущий зимний период».
Согласно постановлению, работу необходимо выполнить до 1 ноября. Так, к 15 сентября миндортрансу РТ нужно разработать комплекс мероприятий по подготовке автодорог общего пользования к зимнему сезону, а минздраву РТ — обеспечить готовность медорганизаций к оказанию своевременной медпомощи гражданам, которые оказались изолированы в результате снежных заносов и автокатастроф.
Лётными экземплярами были: 1. Этот корабль был построен на легендарном, ныне закрытом Тушинском машиностроительном заводе. Этот завод был настоящим гигантом аэрокосмической промышленности Советского Союза и, затем, современной России. Затем, его поместили в монтажно-испытательный корпус на 112-й площадке космодрома Байконур вместе с макетом ракеты-носителя "Энергия".
Корабль и макет РН "Энергия" были уничтожены в результате обрушения этого самого корпуса 12 мая 2002 года. Источник: Яндекс-картинки Изделие 1. Источник: Яндекс-картинки 2. Этот космический корабль тоже был полностью построен всё на том же заводе в Москве. Но, к сожалению, "Буря" никогда не взлетала. По плану, "Буря" должна была совершить второй, в истории программы "Энергия-Буран", полёт в космос в автоматическом режиме.
Кроме того, этот полёт подразумевал осуществление стыковки "Бури" со станцией "Мир". Конкретно не понятно, кому принадлежит Изделие 1. По одним источникам в частной собственности, по другим - в собственности Казахстана. Вопрос о передаче изделия России - остается открытым. Предположительно, советский снимок Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки Современный снимок отчетливо показывает настоящее состояние Изделия 1.
Источник: Яндекс-картинки 3. Изделие 2. Третий лётный экземпляр корабля программы "Энергия-Буран".
Основным политическим требованием было обеспечение габаритов отсека полезного груза, одинакового с отсеком полезного груза «Шаттла».
В то же время «Шаттлы» уже успели хорошо себя показать, поэтому такой вариант был менее рискованным. И, хотя у «Спирали» был больший объём полезной нагрузи, решили начать разработку «Бурана» в формате «Шаттла». Программа, включавшая корабли БОР-5 и Миг-105. На основе этих разработок были созданы космические корабли Dream Chaser и Х-37В.
А вот и первое отличие: «Буран» на орбиту выходил не на своих двигателях, как это делал «Шаттл», а при помощи сверхмощных ракет «Энергия». Советский корабль включал свой двигатель уже в космосе, сама же ракета могла применяться для различных задач. Не менее важны и различия в системах спасения: на «Буране» встроенные датчики обеспечивали безопасность экипажа на всех этапах полёта, в то время как у «Шаттла» были слепые зоны в системе, где сохранение жизни экипажа не гарантировалось. Очевидным плюсом было и то, что после успешного полёта «Буран» можно было быстро подготовить к новому, без существенных затрат времени и денег.
И это, я бы сказал, настоящий прорыв: «Шаттлам» требовался капитальный ремонт после каждого полёта. Первый полёт 15 ноября 1988 года «Буран» впервые взлетел, и это было действительно знаменательное событие. Ракета-носитель «Энергия» отправила корабль в космос, и космоплан за 205 минут дважды облетел нашу планету. В этот день впервые в мире свершилось удивительное — огромный многоразовый аппарат вернулся на Землю, выполнив посадку на аэродроме без единого человека на борту!
Это был первый полёт такого рода, и он доказал, что космические корабли могут вести себя в космосе абсолютно самостоятельно. Для того, чтобы посадить «Шаттл», требовалось мастерство опытных лётчиков-астронавтов. Снижение начинается сильно заранее — практически на противоположной стороне земного шара в десятках тысяч километров от предполагаемого аэродрома. В этот момент ракетоплан двигается в атмосфере и корректирует свою траекторию на сотни километров, чтобы точно попасть на посадочную полосу.
Права на ошибку нет, ведь попытка всего одна. Подобные манёвры требуют высокой точности и превосходной работы инженеров , поэтому — это весьма круто. На высоте около 20 км компьютерный «мозг» корабля принял неожиданное решение совершить резкий манёвр, отклонив ракетоплан влево. Однако, вместо того чтобы принимать поспешные меры, решено было подождать.
В огне не горит. В Москве показали уникальное покрытие космического корабля "Буран"
Программа создания орбитального корабля "Буран" была разработана в ответ на американскую программу "Спейс шаттл". Корпорация «Роскосмос» к годовщине единственного полёта многоразового космического корабля «Буран» опубликовала на своём сайте рассекреченные. Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей.
В Альметьевском районе ввели план «Буран»
Корпорация «Роскосмос» к годовщине единственного полёта многоразового космического корабля «Буран» опубликовала на своём сайте рассекреченные. Роскосмос не собирается реанимировать проект запусков космических кораблей типа «Буран» из-за его недостатков. Глава района Ильяс Гузаиров провел заседание оперштаба, где объявил о введении плана «Буран» в связи с обильными снегопадами. Челнок Буран обходился дорого в обслуживании, его работа была выполнена и необходимость в его использовании была утрачена. Роскосмос публикует рассекреченные документы к 35-летию полета многоразового космического корабля «Буран». В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены.