Жилища Памирцев, в отличие от других мусульманских семей оборудованы скамейками и имеют четкие и правильные геометрические формы. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. М., 1972; Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX – начале XX в.: (историко-этнографический очерк). Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков.
Почему памирцы живут у невесты
Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы – это таджики. Хотя формально народности таджикского Памира (или Горно-Бадахшанской автономной области) и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии. Хоть памирцы и с гор спустились, мне они показались более цивилизованными в общей массе нежели обычные таджики. Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. В отличие от низинных таджиков, Памирцы имеют свои традиционные обычаи и образ жизни, связанные с выживанием в условиях горной местности.
Памирцы: самый загадочный народ СССР
Отличает памирцев от таджиков и язык. Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Памирские таджики Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи.
Памирцы: самый загадочный народ СССР
Памирцы используют памирский диалект, который отличается от более широко распространенного таджикского языка. Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков. Памирцы говорят на памирских языках, которые отличаются от таджикского языка, используемого таджиками. Жилища Памирцев, в отличие от других мусульманских семей оборудованы скамейками и имеют четкие и правильные геометрические формы. Памирских Женщин И Таяния Ледников Таджикистана.
Памирцы: самый загадочный народ в СССР
В итоге самостоятельное государство у таджиков появилось только в 1991 г. памирцы и таджики разница. памирцы внешность мужчины. памирский флаг. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков.[38]. В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами – исмаилитами.
Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Все стали блогерами, Нет отличие таджиков от Памирцов (Памир это гора а не нация где вы учились Мы родились мы Памире мы говорим на фарси на язгуломский, в Афганистане есть памирцы они себя называют настоящими таджиками и Юга Таджикистана начиная Гарма до. Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры.
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов.
Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов.
Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком.
На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти.
Как выглядят памирцы? Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Что означает слово Памир?
Цунлин — горная система на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи, преимущественно на территории Таджикистана Горно-Бадахшанская автономная область , Китая, Афганистана и Пакистана. Какой стране относится Памир? Крыша Мира — именно так часто переводят название горной системы Памир. Памир расположен на территории Таджикистана, Китая, Афганистана и Пакистана, и при этом тесно связан с другими высочайшими горными системами мира — Тянь-Шань, Каракорум, Гиндукуш.
На ней нет никаких перил или ограждений, где-то подложены жерди, где-то камни, видно что постоянно эти конструкции обваливаются порой с высоты 500 метров, видимо вместе с проходящими по ней… Так вот эта тропа соединяет два афганских города. Идут по ней пешком неделю. Идут, естественно, в обе стороны, но ширина тропы такова, что одновременно пройти нельзя, поэтому в некоторых местах сделаны углубления где можно пропустить встречный поток, но для этого нужно постоянно мониторить ситуацию впереди, поскольку ишак развернуться не может и если они встретятся лоб в лоб то одного придется сбросить вниз, а на ишаке везут весь свой багаж.
Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог. Кстати, для посещения ГБАО необходимо заранее оформлять пропуска, на посту их проверяют, но у нас все было в порядке. Вселились в гостиницу, которая находится в обычном частном доме, мы всей компанией заняли ее полностью. Там все находится в частных домах — наш офис тоже в обычном частном доме был, а во дворе сотрудники огород садили. Несмотря на то что Хорог — это небольшой поселок, в нем находится Исламский университет, Здание Исламского университета в окружении традиционных построек очень престижный в исламском мире и куда студенты и преподаватели приезжают из разных стран.
Порой на улице английскую речь можно услышать чаще русской и тем более таджикской. В Хороге очень высокий уровень образования — кроме мозгов выживать им больше не чем. Кстати, когда ехали по-дороге обратно, рано утром, постоянно видели школьников, которые в школьной форме и с ранцами шли, кто один, кто группами, включая младшеклассников, в школу и, судя по всему, не меньше 10 км! Все ревизии и инвентаризации прошли успешно. Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла. Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией. На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков.
По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной. Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже! Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили.
Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой! Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали. Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят.
Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать. Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир. По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа. Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы.
А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим? Ладно, делать все равно нечего, бурхань! Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна!
Памирцы сложились на основе древних иранских народов — осёдлых и кочевых — типа саков. Кроме того, в их этногенезе определённо принимали участие тохары — центральноазиатские индоевропейцы, а также дарды индоарийцы и буриши. Последние, в отличие от вышеперечисленных индоевропейцев, существуют и поныне. Правда, буришей немного — около 87 тысяч человек, живут они в пакистанском Кашмире и говорят на изолированном языке, который не родственен никакому языку в мире. С точки зрения самоидентификации, памирцы делятся на тех, которые считают себя обычными таджиками; на тех, которые считают себя самостоятельными народами; на тех, которые толком не определились. Что касается официальной власти Таджикистана, например, то они склонны считать памирцев таджиками. Мол, памирцев же как народа нет!
Значит это таджики. Учитывая, что памирцы весьма разрозненны и малы, они быстро ассимилируются с таджиками и постепенно исчезают как самостоятельные и оригинальные этносы.
Кто такие памирцы?
При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях.
Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены.
В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой.
В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел.
Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких Гинзбург 1937: 17-24. Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов.
Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламкий. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Столб Мухаммад — основной в доме.
Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27].
Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.
Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов.
По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [4]. Среди памирских народов с XIX века распространена легенда об их происхождении от греческих воинов Александра Македонского , или даже от самого Александра Македонского, чем объясняется распространение голубоглазых или зеленоглазых представителей у памирских народов [37]. Никаких научных подтверждений этой легенде нет. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод.
Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным, затворничество женщин отсутствовало. Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были ортокузенные браки, главным образом, женитьба на двоюродной сестре, чтобы калым оставался в пределах одной семьи [25]. Исторические условия развития, экономическая отсталость, влияние исмаилитского духовенства и особенности исмаилитской идеологии обусловили сходство многих черт общественности и семейной жизни памирцев, в том числе значительных пережитков патронимии и сословного деления, более длительное бытование больших и неразделённых семей, патриархально-феодальных начал в семье, пережитков древних верований и т.
Не будем вдаваться в философию религии, хотя исмаилизм имеет ряд серьезных отличий от других направлений в исламе. Высказывание ученого Абусаида Шохуморова:«Исмаилизм это попытка приспособить ислам под современную иранскую зороастрийскую почву» — многое объясняет. Следует признать, что в отличие от других территорий, где ислам насаждался огнем и мечом, памирцы добровольно приняли его. Принятию исмаилизма на Памире способствовало прибытие исмаилитских дои проповедников , в том числе известного поэта и просветителя Носири Хисрава, на Памир. У исмаилитов имеется духовный глава, власть и авторитет которого передаются по наследству. Имам времени Ага-хан с 1957 г. Своего духовного лидера памирцы уважают и почитают. Даже в советское время памирцы исполняли заведенные религиозные традиции и ритуалы. Из-за этого кстати многие партийные деятели подверглись гонениями, но от своей веры не отреклись. После распада СССР, когда в 1992 году на территории Таджикистана началась гражданская война, многие памирцы, спасаясь от геноцида и столкновений, вернулись к местам своего исконного проживания.
In this article the specificity of the situation of small ethnic communities of the Pamirs in the territory of the Republic of Tajikistan in modern conditions is considered. Keywords: culture, ethnic minorities, the Tajiks, traditions, ethnic identification, ethnic community. Для цитирования: Назархудоева Д. В современной науке понятие этнической идентификации используется для обозначения устойчивых характеристик личности, посредством которых индивид фиксирует своё членство в конкретной этнической общности. Более точная характеристика этнической идентификации предполагает ещё и учёт таких параметров, которые обозначают уровень связи личности с этой общностью и отграничивают личность от иного социального окружения. Значимость этнической идентификации для малых народов в условиях глобализации постоянно возрастает, поскольку растёт риск утраты ими национальной самобытности. Всё сказанное в полной мере может быть отнесено к малым народам — этническим группам Памира, среди которых шугнанцы, рушанцы, бад-жувцы, ишкашимцы, ваханцы и т. Следует отметить, что этнические сообщества Памира отличаются от «классических» таджиков с точки зрения религии, языка и этнической принадлежности. Подавляющее большинство па- мирских сообществ являются мусульманами-шиитами исмаилитами, тогда как большинство таджиков — мусульмане-сунниты [5, с. Вместе с отличающейся от большинства таджиков религиозной принадлежностью этнические сообщества Памира различаются ещё и этнической, языковой и культурной компонентами. Кроме того, все эти языки имеют многочисленные диалекты, так что люди, говорящие на одном и том же языке, зачастую имеют проблемы в понимании друг друга из-за разного диалекта. Лингвистические, культурные и этнические различия среди памирских людей делают их уникальными, это разнообразная этническая группа, которая стоит особняком от населения Таджикистана. Итоги исследования, проведённого на территории Горного Бадахшана в марте 2014 года основной состав респондентов составили молодые люди и подростки , позволили прийти к выводу о том, что основополагающее значение в процессе выбора этнической принадлежности играет большое количество факторов, это и знание родного языка, и этническое окружение, а также этнокультурная среда [3]. Анализируя ответы респондентов, главную роль в этнической идентификации необходимо отдать религии, культуре и языку. Среди остальных составляющих в различных комбинациях — традиции, обычаи, образ жизни, одежда, внешний вид, характер, отношение, менталитет, образование, философия, отношения, область расселения, род. Наряду с утилитарными мотивами, стремление к идентификации с представителями коренных народов можно объяснить переоценкой отношения малых народов к своей этничности. В то же время полученные данные позволяют предположить, что связь с этнической культурой и языком, а также религиозная принадлежность составляют основополагающую систему ценностей нового поколения. В настоящее время межнациональные отношения в Горном Бадахшане в большей степени характеризуются стабильностью и гармоничными взаимоотношениями между различными этническими группами. Опрос проводился методом формального интервьюирования людей, при помощи регионализационной многосту- пенчатой выборки, репрезентативность которой составило соблюдение пропорций между этническими группами, проживающими в населённых пунктах Памира разного типа, группами по полу и возрастной структуре населения. Думается, это вызвано прежде всего миграционными потоками из Памира. Несмотря на различные компоненты, составляющие этническую идентификацию народов Памира, везде отмечаются достаточно высокие её показатели, что говорит о трепетном отношении памир-цев к сохранению своей культуры, традиций и жизненных устоев.
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков
Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.
Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным. Обычаи и нравы Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение.
Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.
Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода. Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.
Персидский язык потом широко распространился по всем территориям Большого Ирана Сасанидская и Ахеменидская империи. Одним из лучших примеров поддержки этого аргумента является тот факт, что так называемые памирцы называли персоговорящих жителей Дарваза и Каратегина фарсиван те, кто говорит на фарси. Персидский язык был общим языком для всех народов, говорящих на иранских языках в Центральной Азии, но когда этот язык был переименован в таджикский, официальный процесс чего завершился в 1936 году, тогда он стал исключительно применим к одной группе ираноязычных народов Центральной Азии — тем, кто говорил на таджикском персидском. Как следствие, другие группы ираноязычных народов в Центральной Азии, такие как памирские таджики говорящие на памирских языках , начали считаться «другими». Центральная мечеть Мургаба В одном из ваших недавних интервью вы называете таджиками жителей долины Свата в Пакистане.
Я тоже вижу развивающееся движение таджикизации в этой части мира, хотя они не говорят на фарси больше не говорят. Что за история тут происходит? Что касается Свата, то я бы сказал, что даже до создания Таджикистана как республики в Советском Союзе большинство этнических групп, включая ваханцев, шугнанцев, рушанцев, язгуламцев, сарыколцев, хунза, гилгитов, сватов, читральцев, нуристани, калашцев, пашайи, фурмулов, ягнобцев, в основном называли себя таджиками или считались другими как таджики из-за их общего арийского происхождения. Например, непаштунские племена Афганистана были идентифицированы как таджики. Таджикские девочки Дарваза Продолжим разговор об этнической принадлежности таджиков. Вероятно, многие из потомков тех, кто раньше говорил на фарси в Самарканде и Бухаре и в других персоязычных районах нынешнего Узбекистана, теперь говорят на узбекском языке и идентифицируют себя как узбеки. Их предки идентифицировали себя по городам происхождения, например, самаркандцы или бухарцы. С научной точки зрения, можем ли мы все еще назвать этих молодых людей таджиками, учитывая, что они и их предки никогда не идентифицировали себя как таджики?
Конечно, большинство людей, живущих в разных современных государствах, таких как Узбекистан, как вы упомянули, больше не говорят на фарси на таджикском , но по-прежнему этнически они не являются узбеками или пакистанцами. В частности, после драматических событий конца прошлого века, распада советского государства и его коммунистической идеологии, как написано в книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизации», молодые поколения очень заинтересованы в том, чтобы знать и узнавать историю, идентичность, язык и культуру своих предшественников. Конечно же, язык, на котором были описаны тысячи лет их истории и культуры, был персидским языком. Это основная причина, по которой многие из этих иранских народов Центральной Азии начинают высказываться о своем языке и самобытности, и это применимо к таджикам Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Китая. Вы живете в Европе уже долгое время, где также происходят разные обсуждения этнической идентичности, как в Великобритании, так и в других частях континента. Насколько популярны такие этнические дискуссии среди обычного населения? Например, немецкоязычные жители Швейцарии или Австрии задумываются о самоидентификации или такие вопросы уже полностью урегулированы геополитически — у меня есть паспорт Австрии, я австриец, я не немец? Конечно, в этой части мира все немного отличается, хотя невозможно забыть ужасный опыт двух мировых войн.
Однако с тех пор европейцы продвинулись дальше, и одно из самых больших достижений является уважение к другим культурам, традициям и языкам. Я могу говорить, что такие вопросы об идентичности менее политизированы и на этих основаниях они пытаются создать Конфедерацию европейских стран, утверждая, что Европа является домом для всех людей, живущих на этом континенте. Вернемся из Европы в наш Бадахшан.
Их культуру можно сравнивать с бриллиантом, который медленно, но уверенно вырывался из-под земли и только относительно недавно в полной мере раскрыл свою красоту для остального мира. Несмотря на украшения, шелк и золото, которые представляют собой главные символы культуры памирцев, их история и традиции также заслуживают внимания. Этот маленький народ рассказывает нам о тайнах истории самых древних цивилизаций мира. Культура памирцев удивляет своей глубиной и неповторимым характером. Они почитают своих предков и бережно сохраняют свои традиции, которые передают из поколения в поколение. Одежда: памирцы отличаются своими национальными костюмами, которые символизируют многовековую историю их народа.
Еда: кухня памирцев также заслуживает внимания, она тесно связана с местными продуктами и приготовлением на огне. Музыка: это смесь индийской, персидской и тюркской музыкальных традиций. Музыкальные инструменты, такие как дутар, ситар, дойра, добавляют восточный колорит к этой культуре. Культура памирцев — это жемчужина азиатского континента. Она заслуживает уважения и наслаждения со стороны всех тех, кто стремится познакомиться с многоликой историей мира и проникнуться уважением к иному и необычному. Они отличаются уникальной культурой и традициями, которые передаются из поколения в поколение. Одной из самых интересных традиций является традиция гостеприимства. В гостях у памирцев можно почувствовать особую атмосферу — свежеиспеченный хлеб, чай, заваренный по старинным рецептам, цедровые орехи. Важно не забывать, что пригласив гостя, памирец обязуется защитить его жизнь и честь.
Памирцы сохранили множество традиций, связанных с одеждой. Одежда памирцев защищает от холода, но также имеет символическое значение. Например, каландар — это узорчатый платок, который покрывает голову. Он символизирует желание человека скрыть свои мысли и эмоции от других. Современный мир ставит перед памирцами новые вызовы, однако они продолжают сохранять свои уникальные традиции и культуру. Такие мероприятия, как праздники, могут являться отличным способом знакомства с этим замечательным народом и его традициями. Что делает памирцев уникальными? Памирский народ — это уникальный этнос, который издавна живет в экстремальных климатических условиях. Однако не только суровость климата, но и культура, а также традиции, сделали памирцев такими, какие они есть.
Памирцы обладают богатым культурным наследием, которое до сих пор переживает свой расцвет.
Здесь невозможно увидеть человека возбужденного, кричащего или куда-то спещащего. Отвечает Миша Федагин Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: Шугнанцы - Википедия, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Живут в высокогорных долинах Памира и Вост.
Гиндукуша, на юго-востоке Таджикистана... Отвечает Денис Качерович 26 янв. Отвечает Аня Насырова Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Ученые доказали, что эти народы...
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
Они верят в мир после смерти и придерживаются нравственных принципов ислама в своей повседневной жизни. Княжество Бадахшан, где расположены горы Памира, называлось «Красной Бухарею» из-за своей красной земли. Там живут памирцы, которые отличаются своей светлой внешностью и высокорослостью. Они говорят на памирском языке, который отличается от таджикского языка, на котором говорят в остальных районах Таджикистана. Западные памирские таджики, живущие в горах, имеют особую культуру и быт, который сформировался под влиянием географических условий и исламских верований. Они выращивают разнообразные овощи, занимаются скотоводством и рыболовством. Кроме того, они умеют работать с металлом и камнем, изготавливая безопасные дороги и дома с каменной крышей. Традиционные ремесла памирцев Памирцы, какие живут на гору, имеют свои особенности внешности и нравов. В светлых глазах памирцев можно увидеть древнюю историю о людях, которые живут в высоких горах с необычными привычками и традициями. Какие живут на Памире и какую у них крыша называется, никто не знает.
Но в книге о памирцев говорят, что самая высокая вершина в мире находится на территории Таджикистана. Необычные животные и пиалу — это то, что отличает их от остальных национальностей. Уникальные ремесла Памирцев В Таджикистане существует множество традиционных ремесел, которыми занимаются памирцы. Основываясь на древних технологиях, они создают различные изделия из металла, кожи, дерева и керамики. Керамика — одно из главных ремесел в Памире. Искусство создания глиняных изделий передаётся из поколения в поколение. Памирцы вручную лепят разнообразные посуду, вазы и другие предметы, используя местную глину. Их работы известны своей оригинальной формой и неповторимым узором. Ковровая промышленность также сильно развита в Памире.
Памирские ковры отличаются высоким качеством и неповторимым дизайном. Узоры на коврах отражают многовековую историю и культуру памирцев. Еще одно из важных ремесел памирцев — изготовление изделий из кожи. Памирские мастера создают разнообразные изделия: пояса, сумки, ботинки и другие аксессуары. Кожа отличается высоким качеством и прочностью, что делает эти предметы долговечными. Сохранение традиций Сегодня памирцы активно работают над сохранением своих традиций и ремесел. Многие ремесленники принимают участие в различных выставках и ярмарках, где продемонстрируют свои работы и поделятся знаниями о древних техниках. Кроме того, в Памире созданы специальные учебные центры, где молодежь может освоить ремесла и традиции памирцев. Это помогает сохранить уникальное наследие и способствует развитию ремесленнического искусства в регионе.
Длительное соседство и воспринятие от памирцев исмаилизма сделало эти народы очень близкими в области духовной и материальной культуры. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши , проявляющееся в языке и культуре. Центральный Памир в основном в восточной части ГБАО представляет собой непригодное для земледелия высокогорье, заселённое кочевыми киргизами , с которыми памирцы также регулярно сталкиваются на высокогорных пастбищах. Киргизская этническая территория отделяет сарыкольцев от остальных памирцев. Языковая и образовательная ситуация Основная статья: Памирские языки Языком межнационального общения в Горно- Бадахшанской автономной области является таджикский. Как официально [11] , так и по мнению экспертов-лингвистов [9]. Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках [7]. Кроме таджикского языка, в общении между разными народностями распространены шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык [12].
Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами [13]. На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка на нём ведётся обучение в государственных школах , которая, к примеру, активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения, включая семейную сферу [9]. Ваханский язык, как разговорный, занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязычным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведётся обычно на ваханском языке [12]. На деньги фонда Ага-хана с начала XXI века в ГБАО кое-где строятся платные школы, в них изучают один из 2 европейских языков на выбор , арабский и русский. Обучение в них ведётся с пятого класса [14]. Для некоторых памирских народностей, проживающих в Китае, языками межнационального общения являются уйгурский и китайский. В Афганистане таковыми являются дари и в меньшей степени пушту [12].
Согласно Конституции Афганистана, памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. В законодательстве Таджикистана декларируется свобода применения памирских языков [15]. Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование [11]. Этногенез и история [ править править код ] Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [4]. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту.
Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира.
Эксперты предоставляют свежие сведения об общинах исмаилитов в регионе, таким образом обновляя историческое и этнографическое наследие советских времен современной наукой. Памирцы или бадахшанцы в популярном дискурсе образуют небольшую группу иранских народов, населяющих горный регион Памира и Гиндукуша, являющегося историческим регионом Бадахшана. Тщательное прочтение научной литературы, по-видимому, показывает, что концепция «Памир» и «Бадахшан» отделимы, так как Памир относится к географическому ландшафту, а Бадахшан относится к территории с историческими границами и государственным контролем. Памирские общины расположены на территориях четырех нынешних национальных государств: Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана. Эти общины говорят на разных диалектах восточно-иранских языков. В течение XIX века регион был полем противстояния мировых держав того времени: Британской и Российской империй. В результате две колониальные державы искусственно поощряли соперничество между местными правителями, эмирами и ханами, реализуя так называемую политику «разделяй и властвуй». К концу 19 века река Пяндж превратилась в естественную границу между колониальными державами, а затем в 20 веке регион был разделен между четырьмя странами.
Этническая самоидентификация памирцев была политизирована в последнее столетие в Таджикистане и является чувствительной темой, особенно после обретения страной независимости. Как этот процесс развивался? Согласно летописям русских исследователей, жители Памирских гор считали себя таджиками, а не памирцами. Во второй части книги анализированы факторы, которые способствовали смене идентичности среди некоторых памирцев. Именно ученые, изучавшие Памир, представили и внесли в науку термины «Памир» и «памирцы», которые позже стали маркером идентичности для таджикского народа Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана ГБАО. Российские и советские ученые сыграли важную роль в развитии и памирской, и таджикской идентичности, а после распада Советского Союза той же тенденции придерживаются и западные ученые. В советское время все сферы жизнедеятельности получили развитие, в том числе строительство дорог, административных учреждений, больниц, школ, а также значительно возрос уровень грамотности, что и оказало непосредственное влияние на жизнь горных людей и увеличило население с 21 000 до 200 000 человек. Образование сыграло ключевую роль в Горном Бадахшане, в частности в 1989 году, когда был образован Институт изучения Памира, филиал Академии наук Таджикистана.
Согласно данным исследованиям, памирскость — это эволюционирующая концепция и ей еще предстоит дальнейшее развитие. Пока она развивается без того, чтобы деградировать в сторону сепаратистских движений, у нее есть хорошие шансы остаться в рамках национальных дебатов для памирских таджиков и таджикского государства. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы — это таджики. На чем основан ваш аргумент? Разве такое мнение не создает других вопросов, например, являются ли также таджиками те, кто говорят на тех же памирских языках в Афганистане Бадахшан и Пакистане Хунза , такие как ваханцы и ишкашимцы? Они сами себя идентифицируют как таджики? А как насчет персоговорящих народов Афганистана, таких как хазара? На чем мы основываемся, когда мы называем таджиками сарыкольцев, которые имеют характерную тюркскую внешность, говорят на уйгурском языке и живут в Китае?
Так на минуточку, платит она им тысяч по сорок. Она сказала, что они свободны, пусть найдут место получше. Они полдня просидели на местной остановке, к вечеру вернулись. Одного зачинщика убрала. Есть молодой парень инженер. Он конечно выделяется среди остальных очень. Если какое более ответственное дело есть, она ему поручает, потому что у него присутствует смекалка и интеллект. А вообще, люди как люди. И злые есть, и добрые.
По нашим людям тоже не сразу все скажешь. Но те, кто здесь, в основном из аулов, от безысходности. Еще надо пробиться.