И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия».
День памяти погибших подводников
Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевого дежурства погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» в результате объемного пожара в двух смежных отсеках. Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник». Атомная подводная лодка «Комсомолец» погибла в 1989 году, возвращаясь с третьей боевой службы, которая длилась меньше двух месяцев, с 28 февраля 1989 года по 7 апреля 1989 года.
"Тех, кто не вернулся": в Приморье почтили память моряков с уникальной подлодки ВМФ СССР
Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. Схема гибели атомной подводной лодки K-278 «Комсомолец». В текущем году исполняется 30 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Именно при нем в 1989 году погибла атомная подводная лодка “Комсомолец”. 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка.
100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
Проектирование уникального подводного атомохода заняло целых восемь лет. Для решения поставленной задачи конструкторы использовали титан, чтобы создать лёгкий и прочный корпус. Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году. За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой». Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом.
Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. Несостоявшийся Герой Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений. Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.
Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку».
Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может.
Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили.
В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду.
В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры.
Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров.
Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты! Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».
Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались.
Пожар усиливался, и в 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17:08 минут лодка ушла под воду, унося в бездну погибших в отсеках и 5 членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере.
Они увеличились в размерах и уже представляли собой реальную опасность для надводных кораблей врага. В день, когда броненосцы «Яшима» и «Хатсусе» подорвались на минах, комендоры остальных кораблей открыли хаотичную стрельбу по всем оказавшимся на поверхности моря подозрительным предметам. Японцам всюду виделись перископы. В действительности же наши подлодки появились на Тихом океане лишь к концу войны, нанести какого-либо ущерба врагу не успели, но в качестве психологического оружия успели послужить. Иными словами, далекие от совершенства подводные лодки еще на заре своего участия в войне на море приобрели репутацию грозного оружия. Но тут надо оговориться, что до оснащения субмарин дизель-электрическими энергетическими установками они представляли для собственных экипажей нисколько не меньшую угрозу, чем для вражеских кораблей. Бензиновые и керосиновые двигатели в замкнутом пространстве подводных лодок несли с собой большую опасность возгорания паров токсичного и летучего топлива. Потому-то на моряков-подводников в первое десятилетие ХХ века флотское начальство смотрело как на смертников. С таким отношением к подводному плавсоставу связана любопытная легенда. Указом от 19 марта 1906 года Николай II повелел выделить подводные лодки в новый класс боевых кораблей до этого их относили к разряду миноносцев. А когда императору доложили, что из-за риска, не сравнимого с риском прохождения службы на других кораблях, офицеры-подводники просят в несколько раз увеличить им жалование, царь якобы ответил: «Дайте сколько просят. Эти все равно либо сгорят, либо утонут». Так оно в действительности было или нет, вопрос открытый, но эпизод этот наглядно иллюстрирует, что и без того связанное с повышенной опасностью плавание под толщей воды в военное время превращается в некое подобие «русской рулетки». Сотни подводных лодок, погибших вместе с командами в годы Первой и Второй мировых войн, объективно подтверждают эту истину. До появления атомных субмарин подлодки были скорее «ныряющими». Передвигаться под водой они могли недалеко и недолго из-за ограниченности заряда аккумуляторов.
Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя
Она могла находиться под водой без всплытия 90 суток. Три месяца мы должны были нести боевую вахту без всплытия. За несколько дней до этого подлодка получила название «Комсомолец» прежде она носила имя «Плавник». Атомная подводная лодка Начало похода складывалось удачно. Как известно, в те годы противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями было довольно напряжённым, и в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение.
Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода. Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке их всего было семь, соединённых узкими переходами сильный пожар, большая температура. Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов.
Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб. Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях. Мы находились на глубине 350 метров. Стали всплывать. До глубины 150 метров лодка имела нормальный ход, но затем сработала аварийная автоматическая защита атомного реактора, который двигал лодку, и он перестал работать.
Лодка была тяжёлой, и стала резко проваливаться в глубину. Она превратилась в безжизненную груду металла. Командир принял решение: сжатым воздухом «продуть» всю воду из спеццистерн они служили для придания тяжести субмарине, чтобы быстро погружаться. После этого мы всплыли на поверхность. И в этот же момент весь запас воздуха ушёл в горящие 6 и 7 отсеки, потому что на трубопроводах прогорели прокладки.
Это был воздух высокого давления, за счёт которого команда должна была существовать весь поход. На лодке было 400 баллонов по 400 литров воздуха в каждом. Вырвавшийся на волю, он позволил загореться даже тому, что не должно было гореть. Температура в горящих отсеках превысила тысячу градусов, начал плавиться металл, не осталось никакой надежды проникнуть туда. Когда начался пожар, я отдыхал после дежурства.
Услышав сигнал тревоги, побежал на боевой пост. Я был техником по штурманской части, и в мои обязанности входило в составе нескольких человек в нештатных ситуациях обращаться к аварийной карте, чтобы выявить неисправности, очаги пожара или другие осложнения и доложить обо всём командиру. Тем временем команда стала разбегаться по разным отсекам, чтобы выполнять свои обязанности в экстремальной ситуации. Девять человек проникли в пятый отсек. И вдруг там в одном из агрегатов прорывается клапан, и под давлением горячее масло разбрызгивается во все стороны и затем воспламеняется от высокой температуры.
Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись. Офицер, закрывавший задвижки, оказался в изолированном пространстве и потому не получил ожогов. Он бросился сбивать пламя с товарищей, но вскоре загорелся и сам. Вовремя подоспела спасательная команда, в которой был и я. Через полтора часа борьбы с огнём мы смогли выбраться из отсека, вынести обгоревших товарищей.
Мы работали в спецкостюмах и дыхательных аппаратах, которые полностью изолировали от внешней среды. Пожар охватил все отсеки, кроме первого. Ценой огромных усилий нам удалось потушить огонь, но шестой и седьмой отсеки горели страшно. Наша спасательная команда едва успевала вытаскивать из отсеков теряющих сознание или почти безжизненных моряков. И меня смерть едва обошла стороной.
Дело в том, что время нахождения в спецкостюме строго ограничено — 40 минут столько действует патрон, вырабатывающий кислород. Я работал всего 10 минут, так что воздуха, по моим подсчётам, оставалось ещё на полчаса. Иду в поражённый отсек. Нахожу человека у него сгорела не только одежда, но даже кожа!
На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Более часа находились моряки в ледяной воде, пока к ним на помощь не подоспела плавбаза «Алексей Хлобыстов» и другие суда. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа 42 посмертно награждены орденами «Боевого Красного Знамени». Как всегда 7 апреля 2024 года, в воскресенье, в 12. Сосновый Бор: - в 11.
Эти недостатки, однако, не помешали погружению лодки на предельную глубину и проведению испытаний. Корабль прекрасно управлялся по курсу и глубине. Все его механизмы, оборудование, радиоэлектронные средства, были проверены в действии и работали безотказно. На рабочей глубине 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия. Рассказывает полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины»: «Вернувшийся с глубоководных испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины». Но награду, орден Красной Звезды, и то с большим опозданием, на первом экипаже получил только один командир капитан 1-го ранга Зеленский. Но это было на степень ниже того, на что представляли. Возможную причину озвучил один из участников похода: «Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого. Так оно и вышло - никого. А дело в том, что мы в Норвежском море получили радио - вернуться в базу и принять на борт московских адмиралов. Чернов возвращаться не захотел, записал в вахтенный журнал: «Управление подводной лодкой беру на себя» - и велел погружаться. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. Экипаж капитана 1 ранга Зеленского. Старший на борту заместитель командира 6-й дивизии А. Богатырёв В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация. АПЛ К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно». Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием. Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы: На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина. В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля. Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем. Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» РБИТС , хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году. РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море. В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать. Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода. В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха. Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке. Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено. Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В. Лишь по чистой случайности, заспиртованный хлеб ёщё не загрузили в нем не возник пожар. Аварийная ситуация, перешедшая в катастрофу начала развиваться на 37 сутки боевой службы, когда АПЛ К-278 шла под ГТЗА со скоростью 8 узлов на глубине 380 метров, находясь в нейтральных водах, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы, за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети. Есть предположение, что это были первые проявления начавшегося пожара, произошедшего не позднее 10 часов 55 минут, ещё до того, когда вахтенные отсеков начали докладывать об осмотре. Колебания напряжения, объясняемые, неисправной работой АРН турбогенератора, могли вызвать искрение в станции управления электродвигателем системы гидравлики в 7-м отсеке. Искры, в условиях повышенного содержания кислорода, вызвали возгорание паров спирта, консервирующего хлеб. При высоком содержании кислорода очаг возгорания мог возникнуть из-за любой, самой безобидной, причины нагрев какого-либо оборудования, промасленная ветошь, статическое электричество. В таком случае зафиксированные мигания ламп освещения были вызваны повреждением электрооборудования в ходе пожара. С этого места начинаются несоответствия в показаниях свидетелей выживших после аварии. Лейтенанты Дворов и а Федотко утверждают, что они лично слышали доклад вахтенного об осмотре 7-го отсека Из показаний к 1р Коляда: …«Предположительно, матрос Бухникашвили доложил без одной минуты 11, что 7-й осмотрен, замечаний нет…. А буквально через 3 минуты, из 7-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, пожар в 7-м отсеке…». Вызывает сомнение, что был доклад об успешном осмотре отсека. Скорей всего вахтенный 7-го отсека, сразу после начала пожара, обнаружил возгорание и начал его тушить, используя систему ВПЛ. Около 11 часов, не имея доклада об осмотре 7-го отсека, командир дивизиона живучести связался с вахтенным отсека и получил сообщение о пожаре. Хотя не исключено, что вахтенный обнаружил разгорающийся пожар после своего доклада, когда выгорели пары спирта, и пошел черный дым от горящего полиэтилена. В центральном посту, узнав о пожаре, отдали команду вахтенному 7-го отсека о включении системы ЛОХ «на себя» и о переходе в 6-й отсек — эта команда зафиксирована в вахтенном журнале в 11 часов 3 минуты. Вахтенный 7-го отсека выполнить ее не смог и погиб в борьбе с огнем. На пультах управления появились сигналы о высокой температуре в 7-м отсеке и о низком сопротивлении электрической изоляции сети. Была объявлена аварийная тревога, и отдан приказ о всплытии лодки на глубину 50 метров. Личный состав начал занимать места по аварийной тревоге. Моряки 6-го и 7-го отсеков ждали своих командиров в 5-м отсеке, пока капитан-лейтенанты Дворов и Волков получали в центральном посту задание попытаться эвакуировать тело вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Прибывший в центральный пост Заместитель командира 6-й дивизии капитан 1-го ранга Коляда посоветовал дать ЛОХ в 7-й отсек. Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. Однако совместным решением Министерства судостроительной промышленности СССР и Военно-морского флота в 1975 году, из-за якобы недостаточной надежности дистанционно управляемых электромагнитных клапанов, было предписано, на всех подводных лодках, перейти на ручное управление системой ЛОХ. ЦП стал вызывать вахтенного энергетических отсеков мичмана Колотилина, чтобы дать ему указание о включении ЛОХ на 7-й отсек из 6-го. На связь Колотилин вышел в 11.
Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались. Пожар усиливался, и в 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
В 17:08 минут лодка ушла под воду, унося в бездну погибших в отсеках и 5 членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере. На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Более часа находились моряки в ледяной воде, пока к ним на помощь не подоспела плавбаза «Алексей Хлобыстов» и другие суда. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа 42 посмертно награждены орденами «Боевого Красного Знамени». Как всегда 7 апреля 2024 года, в воскресенье, в 12.
Сосновый Бор: - в 11.
Все было, конечно, не так, все-таки Черкашин — писатель и его рассказам была нужна драма. Для погружения, которое длилось более 7 часов, был разработан специальный план. На каждой ступени, то есть примерно каждые 100 метров, проверялась работа оборудования и его показатели. На корпус давило 1,5 миллиона тонн воды: на каждый квадратный сантиметр — 100 килограмм. Борты прогибались, но аппаратура показала, что подлодка выдерживала глубину лучше, чем планировалось по предварительным расчетам. Причем разные приборы показывали немного разные значения глубины. По решению адмирала Чернова мы погружались до тех пор, пока прибор с самыми малыми значениями не покажет глубину более 1000 метров.
Когда отметка была достигнута, все были очень рады и бросились обниматься. Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной. Даже среди подводников нельзя было обсуждать «Комсомольца». Но не думаю, что экипаж не был награжден из-за секретности. Нас дважды представляли к награде. Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления. Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море.
Последнее погружение В 1989 году «Комсомолец» совершал уже третью автономную боевую службу под руководством капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Поход длился больше месяца и подлодка уже возвращалась в порт. Судно двигалось на глубине 380 метров по Норвежскому морю, когда 7 апреля в 11:03 в 7 отсеке вдруг вспыхнул мощный пожар.
Впоследствии Родине пришлось столкнуться со страшнейшими историческими вызовами, которые затмили трагедию «Комсомольца».
Но погибшие на «Комсомольце» моряки, до конца сохранившие верность присяге, и всеми силами пытавшиеся спасти свою подводную лодку, заслуживают того, чтобы память о них сохранялась. С тех пор минули 35 лет, но россияне 7 апреля чествуют героев, которые несли на своих плечах огромную ответственность и отдали свою жизнь, служа Родине. Вспоминают всех: и тех, кто навсегда ушел в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто смог выжить в аду из огня и воды. У нее были выдающиеся технические характеристики, позволяющие опуститься на глубину до 1020 м.
Помимо оборонных функций «Комсомолец» занимался еще и научными изысканиями. В третье автономное плаванье на три месяца «Комсомолец» отправилась феврале. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Обстановка была неспокойная, даже тревожная: в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей.
Неожиданно на борту возник пожар, причина которого так и осталась тайной. В 11 часов утра прозвучал сигнал тревоги — в 7-м отсеке начался пожар. Старший матрос, находившийся рядом с очагом, не выходил на связь, и только потом стало известно, что он молчал, потому что уже погиб. Выжившие считают, что он мог бы сказать причину возгорания.
ЧП привело к разгерметизации корпуса. Экипаж оперативно начал борьбу за живучесть корабля, пытался справиться с пожаром, но уже через шесть часов подлодка пошла ко дну. Из 69 членов экипажа спаслись немногие. Тела погибших были преданы земле.
Но 23 из них так и остались в море. Все выжившие награждены орденом Красного Знамени. Лодка не была поднята", - написал "Коммерсант". Мы помним их.
И тех, кто навсегда ушёл в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто умудрился выжить в этой адской купели из огня и воды.
Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Над "Комсомольцем". Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно. Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.
Последнее пристанище С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. Еще несколько минут - и моряки "Комсомольца" будут подняты на плавбазу "Алексей Хлобыстов". Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно. Воспоминания мичмана Виктора Слюсаренко: "Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду.
Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны - полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко. Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40...
Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил... Нас отогрели, покормили.
Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд.
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
Все они были посмертно награждены орденом «Красного Знамени». После гибели лодки начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Ожидалось, что точки над «i» в гибели «Комсомольца» расставит именно она. Но, когда комиссия завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «... Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования».
А на страницах печати тем временем бушевали страсти. Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай - отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности. Четверо же спасшихся моряков написали открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварийными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».
Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин — они так и остались на своих постах навечно. Однако многое может проясниться из анализа опубликованных данных.
Комсостав — а на борту, кроме командира, был еще и начальник политотдела соединения, капитан 1-го ранга Т. Буркулаков — допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией. Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции.
Это промедление предопределило дальнейшее... Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800—1000 "С.
Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме... Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору.
А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят. Памятник погибшим Один из командиров атомохода рассказывал: «Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного-другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии... После очередного ремонта на лодке завелись крысы, их выжили с великим трудом, «мобилизовав» кота и двух кошек.
Не выжили... Да и сами к концу плавания держимся на анальгине — головы страшно болят. Говорят, это потому, что стальной корпус экранирует все электромагнитные излучения... А вот другая, технически организационная: проверкой после трагедии в Норвежском море было установлено, что многие подводники... Для студеной воды большинство моряков «Комсомольца» погибли из-за переохлаждения не хватает спецкостюмов, а те, что есть, неважного качества и неудобны.
Теперь перейдем к самой лодке. Уже при сдаче ее морякам выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении «потеряли» всплывающую спасательную камеру. Пришлось искать ее на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. И это не все. Капитан 1-го ранга Е.
Селиванов, в прошлом командир атомохода, на котором 18 июля 1984 года был пожар, приведший к жертвам, исследовал происшествия такого рода и пришел к выводу: необходимо еще на уровне проекта исключать возможность появления огня в отсеках.
Борьба за выживание Однако в результате пожара была нарушена герметичность корпуса подлодки, началось стремительное погружение. Матросы без индивидуальных спасательных средств стали эвакуироваться на спасательные плоты. В ледяной воде Норвежского моря оказался практически весь экипаж корабля. Люди, отравленные угарным газом, обожжённые, без спасжилетов, боролись за свою жизнь. В быстро погружающейся лодке остались несколько человек, включая командира корабля. Все они попытались спастись, используя всплывающую спасательную камеру.
Но трое членов экипажа погибли от угарного газа, действие которого усиливается в условиях возрастающего давления. Глубина моря в том месте достигала почти полутора километров. Лишь достигнув дна, спасательная капсула отсоединилась и была выброшена на поверхность. Верхнюю крышку люка вырвало, в проём выбросило двоих. Один погиб, ударившись головой, уцелел лишь мичман Виктор Слюсаренко. Через некоторое время его из ледяной воды достали спасатели. Во время нахождения в ледяной воде большинство членов экипажа утонули или погибли от переохлаждения.
Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек.
В день памяти погибших товарищей выжившие подводники вновь у того самого пирса, откуда и начался роковой поход. Среди них Игорь Калинин — бывший инженер гидроакустической группы "Комсомольца". Говорит, страшно стало уже потом, когда очнулся в реанимации. Как удалось выжить — не помнит. Многие из нас потеряли сознание уже через час с лишним, в том числе и я. Как меня подняли, я не знаю. Я знаю, что я благодарен", - вспоминает бывший инженер гидроакустической группы атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Калинин. Ольга Грегулева вспоминает, как, узнав о трагедии на лодке, где служил муж, побежала в госпиталь.
Я говорю: капитан-лейтенант Грегулев. Он говорит: "Жив".
Лодка вышла на поверхность, уже после того как автоматика заглушила ядерный двигатель и пришлось продувать балласт.
Но вышла совсем ненадолго. Едва уцелевшие вынесли раненых на палубу, корабль начал заваливаться на корму и снова тонуть. Люди оказались в ледяной воде.
Многие были даже без спасательных жилетов. Из трех аварийных плотов развернуть успели всего один. Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Когда лодка тонула, мы подумали, что будет воронка, и многие рванули не к плотику, а от корабля.
Воронки не было. Она очень медленно, как свечка, вошла в воду, и у всех в глазах запечатлелась эта картинка». Черный крест в черном поле воды — вот, на что была похожа вертикально уходящая под воду лодка.
И под этим «крестом» экипаж понес самые большие потери. В тот момент погиб и лейтенант Марков. Роза Маркова, мама Сергея Маркова, инженера электротехнической группы подводной лодки «Комсомолец»: «Были ребята моряки молодые, которые не умели плавать.
И они плавали вокруг и кричали: «Дяденьки, спасите нас!
100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой. Как подлодка была переименована в "Комсомолец"? 31-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».