Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука. по имени одного из темников.
Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил
Этим, как раз, больше отличались братья Александра Невского. Потому значительную часть своей сознательной жизни и провели в эмиграции, после неудачных попыток свергнуть власть мощной монгольской державы своими крошечными силами, пока под влиянием своего куда более умного брата в Орде их не прощали, разрешая возвратиться домой. Александр Тверской предпочёл бежать на границу — сначала в Новгород, потом в Псков, а затем к литовскому князю Гедимину. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Но при этом стоит ещё раз напомнить, что на тот момент Руси как единого государства просто не существовало, а отношения Москвы и Твери были враждебными. Жизненный путь беглого тверского князя закончился в 1339 году после того, как хан Узбек поначалу вроде бы простил его, разрешив вернуться на родину, но потом всё равно казнил за измену. А поддержавшие противников своего давнего соперника, Твери, Московский и Суздальский князья получили от хана Узбека немалые преференции. Статус его суздальского коллеги получился немногим ниже.
Владыки Золотой Орды по-прежнему старались блюсти принцип «разделяй и властвуй», а также стремились «класть яйца в разные корзины». Последующая история показала, что победа Ивана Калиты в московско-тверском противостоянии была не просто победой одного князя над другим. Этот человек доказал, что является более умелым политиком, чем его соперники, причём политиком со стратегическим мышлением. Калита не стал растрачивать всё ещё несравнимо более слабые ресурсы своего княжества в напрасных попытках сбросить власть ордынцев. На помощь сомнительных союзников, вроде Литвы, уже тогда смотревшей на Запад, как те же тверские князья, Калита тоже опираться не хотел. Вместо этого московский князь, как сказали бы сейчас, взял курс на мирное строительство. На эти деньги строились новые соборы и крепости, платилось жалованье более многочисленным дружинам, что с каждым годом укрепляло мощь ядра будущей великой державы.
А, главное, простые люди наслаждались миром, несмотря на то, что чванливые татарские вельможи никуда не исчезли. Но при Иване Калите эксцессов с ними, вроде Тверского погрома, не возникало. В результате росли всё новые, как сказал гораздо позже классик, «непоротые поколения» — люди, не знавшие ужасов монголо-татарских набегов, когда одного панического крика «татары» порой хватало, чтобы жители деревни или даже небольшого городка в ужасе бежали скрываться в ближайшие леса, даже не подумывая о каком-то сопротивлении. Тем самым создавались предпосылки последующего триумфа Куликовской битвы. А Москва всё заметнее становилась центром созидания всё более могучей и единой страны.
В Новгородскую вечевую республику князя просто приглашали, а управлял ей посадник. В 1325 году тверской князь Дмитрий убил Юрия и в 1326 году, а ярлык на великое княжение от хана Узбека достался его брату Александру. Осенью 1327 года в Тверь прибыл знатный ордынец Чолхан, двоюродный брат хана Узбека. С ним прибыли свита и караван восточных купцов. Он выгнал князя из княжеского дворца и сам в нём разместился. Свита Чолхана вела себя в городе так, как будто захватила его, начались грабежи и избиения горожан. Кто-то пустил слухи, что Чолхан сам хочет стать тверским князем и обратить своих новых подданных в ислам. Датой начала восстания является 15 августа 1327 года. В Лицевом летописном своде XVI века сохранилась миниатюра с его упоминанием. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. За последнего вступился простой народ и начались нападения на татар по всему городу.
К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Последствия Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси.
Московская же летопись говорит лишь о том, что Калита сопровождал татар по приказу хана: «Тое же осени князь Иванъ Даниловичь Московскии въ орду пошелъ. Тое же зимы и на Русь пришелъ изъ орды; и бысть тогда великая рать Татарская, Федорчюкъ, Туралыкъ, Сюга, 5 темниковъ воеводъ, а съ ними князь Иванъ Даниловичь Московскии, по повелению цареву…» Симеоновская летопись. По всей видимости, во время похода на Тверь Калита вынужден был находиться при татарском войске на положении полузаложника. Подтверждение этого предположения можно найти в описании татарского карательного похода против Твери, содержащемся в московской летописи: «[Татары] шедъ ратью, плениша Тферь и Кашинъ и прочия городы и волости, и села, и все княжение Тферское взяша и пусто сътвориша, и бысть тогда земли великая тягость и много томлениа, множества ради грехъ нашихъ, кровь хрестианская проливаема бываше отъ поганыхъ Татаръ, овыхъ въ полонъ поведоша, а другиа мечи изсекоша, а иныа стрелами истреляше и всякимъ оружиемъ погубиша и смерти предаша, а князь Александръ побежалъ съ Тфери въ Псковъ. Того же лета убиша князя Ивана Ярославичя Рязанскаго. Великии же Спасъ милостивыи человеколюбецъ Господь своею милостию заступилъ благовернаго князя нашего Ивана Даниловичя и его ради Москву, и всю его отчину отъ иноплеменникъ, отъ поганыхъ Татаръ» Симеоновская летопись. Напомним, что речь идет о военных действиях против княжества, бывшего тогда злейшим врагом Москвы. Тем не менее симпатии московской княжеской летописи здесь целиком на стороне страдающих тверичей, а отношение к татарам целиком враждебное, хотя они, как казалось бы действуют в интересах московского князя. Однако его собственное положение и положение его княжества при этом оказывается чрезвычайно шатким, несмотря на внешнюю лояльность по отношению к татарам, — летописец приписывает спасение Москвы от татарского погрома только Божьей милости. Необходимо учитывать какие князья одержали верх в борьбе в итоге, а значит по праву сильного могли переписывать и летописные тексты в свою пользу, обеляя себя перед потомками. По -нашему мнению летописи, доставшиеся Московским князьям могли быть исправлены московскими монахами летописцами. Отметим, что большинство поздних русских летописных списков показывают точку зрения Москвы на события русской истории, и особенно связанные с участием московских князей в расширении Московского княжества и объединение Руси. XIII по кон. ИРЛИ; Отв. Существует мнение о том, что русские летописи достоверны, и точны и написанное в них остается неизменными во времени, выше показана Тверская летопись, состоящая из фрагментов и поздних списков XVII века. Приведем пример о правках и уничтожении фрагментов летописей, российский историк, археограф, исследователь и издатель руссских летописей Насонов А. IV, 214 , разобрал текст отпечатка, согласно которому составителем рукописи был эконом Киево-Печерского монастыря Пантелеймон Кохановский, занимавшийся летописным делом в 1680-1682 гг. IV, 215 , показывающий, что составителем и этой рукописи был тоже П. Ученик М. Присёлкова, А.
Содержание
- Бунт Твери против Орды
- Визит в Тверь Чолхана
- Тверские рыцари - Караван Ярмарка
- Содержание
- В этот день… 26 марта – 1 : shatff — LiveJournal
- Почему Золотая Орда не обратила Русь в ислам
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
Иван Данилович возвращается в Москву с «Федорчуковой ратью». Воевода Федорчук: к вопросу о службе в Орде представителей русской знати в печати ]. К ордынским войскам по приказу хана Узбека были вынуждены присоединиться отряды русских князей московского князя Ивана I Даниловича Калиты , суздальского князя Александра Васильевича и их родственников. Составитель Никоновской летописи 1526—1530 гг. Санкт-Петербург, 1885. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость; многие люди были погублены и уведены в плен. Все тверские Рюриковичи , бросив свои владения, были вынуждены спасаться вне тверских пределов — в Ладоге и Пскове. Составитель Новгородской первой летописи, подчёркивая масштабы нашествия, отметил, что ордынцы «просто ркуще всю землю Рускую и положиша ю пусту».
Новгородцы откупились от «Федорчуковой рати» 2 тыс.
Гостем он оказался беспокойным, его свита вела себя в городе излишне по-хозяйски. В результате горожане подняли бунт, спалив и княжеский дворец, где укрылся Щелкан со своими людьми, при этом погибли почти все монголы. Был ли причастен к этому бунту князь Александр Тверской — историки спорят до сих пор. В отместку хан Узбек собрал довольно большое войско в 5 туменов 50 тысяч человек. Считается, что постоянный состав, например, армии Батыя, с которой он завоевал Русь, составлял всего 4 тумена 40 тысяч человек.
Впрочем, вопреки распространяемым в Твери слухам о чуть ли не религиозной войне для ниспровержения православия и утверждения ислама, главнокомандующим этим войском был назначен ханский вельможа христианских убеждений по имени Федорчук. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». Как показали дальнейшие события, дальше обычного разгрома мятежного княжества дело не пошло — на веру его уцелевших обитателей никто не посягал. Сам тверской князь Александр судьбу решил не искушать, понимая, что понесёт ответственность за непринятие достаточных мер по обеспечению безопасности ближних родственников своего сюзерена. Стоит заметить, что великий предок и московских, и тверских князей, святой князь Александр Невский в сходной ситуации сумел принять пусть и жёсткое, но единственно правильное решение, решительно подавив бунт новгородцев, выступавших против переписи их ханскими баскаками для последующего сбора дани. Иначе альтернативой, при поддержке такого бездумного популизма, было бы жестокое подавление бунта уже ханскими войсками с огромным количеством жертв и разрушением Новгорода.
Но Александр Тверской, увы, не унаследовал политический гений своего знаменитого прадеда, как, впрочем, и его полководческие таланты. Будь Александр Невский на месте своего потомка в 1327 году, с приближением 50-тысячной вражеской рати он не стал бы идти против неё в самоубийственную атаку. Этим, как раз, больше отличались братья Александра Невского. Потому значительную часть своей сознательной жизни и провели в эмиграции, после неудачных попыток свергнуть власть мощной монгольской державы своими крошечными силами, пока под влиянием своего куда более умного брата в Орде их не прощали, разрешая возвратиться домой. Александр Тверской предпочёл бежать на границу — сначала в Новгород, потом в Псков, а затем к литовскому князю Гедимину. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей.
Но при этом стоит ещё раз напомнить, что на тот момент Руси как единого государства просто не существовало, а отношения Москвы и Твери были враждебными. Жизненный путь беглого тверского князя закончился в 1339 году после того, как хан Узбек поначалу вроде бы простил его, разрешив вернуться на родину, но потом всё равно казнил за измену.
Оправиться от этого удара Тверь так и не смогла. Правда, княжество сохраняло независимость ещё почти 150 лет и даже временами играло видную роль в русской и восточноевропейской истории, однако при этом Тверь всё больше и больше уступала Москве, пока наконец не утратила окончательно своей независимости, став сначала уделом сына великого князя Ивана III, a затем и вовсе обычной московской территорией. Кстати, если уж речь зашла о противостоянии с Москвой, то тут нельзя не обойтись от небольшой порции неоднозначных фактов — в карательной экспедиции Федорчука участвовали не только татары, но и некоторые русские князья. И среди них — московский князь Иван Данилович Калита, которому, собственно, хан Узбек и поручил наказать восставших тверичей.
От ханского поручения Иван Данилович не отказался: по словам тверского летописца, «Иван Московский вож то есть проводник им татарам на грады тверскыа бываше». Более того, тверской князь Александр, бежавший от Федорчука сначала в Новгород, а затем в Псков, был прощён ханом Узбеком и даже смог вернуться на тверской стол. Но затем Калите удалось опорочить Александра в глазах хана Узбека, и в 1339 году он был казнён в Орде вместе с сыном Фёдором. Прочитав эти строки, трудно избежать соблазна начать обличать Калиту, называя его «ханским прислужником» или другими подобными словами. Мы, однако, предпочтём от этого воздержаться как минимум по трём причинам. Во-первых, у Ивана Даниловича были не только политические, но и сугубо личные причины поквитаться с Тверью — в 1324 году его брат Юрий, будучи в Орде, был убит тверским князем Дмитрием Грозные Очи.
Правда, после долгих колебаний хан Узбек всё-таки казнил убийцу, однако не исключено, что Иван Данилович этим не удовлетворился. Во-вторых, сами тверичи, если им предоставлялась такая возможность, действовали против Москвы решительно теми же методами, охотно прибегая к помощи и западных соседей-литовцев, и тех же татар. К примеру, в 1315 году тверской князь Михаил при помощи татарских отрядов разбил под Торжком московско-новгородскую армию, а в 50-х годах XIV века русские летописи отмечают как минимум три крупных похода «литовщины» и несколько менее масштабных набегов литовцев и тверичей на московские земли.
Поражение стало серьёзным ударом для Мамая, который спустя два года соберёт серьёзные силы для реванша. Поражение Мамая предопределило его политическое падение, а для русских земель триумф на Куликовом поле стал важной вехой в процессе освобождения от ордынского ига. Дмитрий Донской стал непререкаемым авторитетом и лидером в деле объединения русских земель. В 1389 году он назначит наследника, не оглядываясь на мнение ордынского хана — последнему придётся лишь принять как свершившийся факт решение московского князя. После взятия и разорения Москвы князь Дмитрий выплатил Тохтамышу дань за два года, а хан закрепил великое княжение за потомками московского государя.
Князь продолжал присоединять другие русские земли например, Нижегородское и Муромское княжества , постепенно укреплял свою власть с помощью передачи, в частности, судебных дел из рук землевладельцев в руки своих наместников. В годы правления Василия I Московское княжество лишь один раз подверглось набегу татар: в 1408 году. Татарское войско разорило предместья Москвы и попыталось штурмовать кремль — безрезультатно. За престол боролись, с одной стороны, Василий Васильевич, а с другой — его дядя Юрий Дмитриевич. Одной из причин междоусобной войны стало завещание Дмитрия Донского, по которому престол после смерти Василия I должен был наследовать Юрий Дмитриевич. В ходе борьбы за право быть великим князем Московским Василий Васильевич в какой-то момент оказался захвачен своими соперниками и ослеплён ими и именно поэтому вошёл в историю под прозвищем «Тёмный». Война закончилась победой сына Василия I. Её результатом стало усиление авторитета великого князя Московского, а большое число мелких уделов было ликвидировано.
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
Это было крупное поражение Чолхана. А впереди тверчан ждала жесткая расправа московско-ордынскими войсками. Подавление восстания Летописи дают четкий ответ на то, кто подавил народный бунт в Твери. Большую роль в этом сыграл московский князь Иван Калита. Он давно соперничал с Александром Михайловичем. В подходящей ситуации не упустил возможность устранить конкурента. Калита сам поехал к хану Узбеку и уговорил его собрать совместное войско для карательного похода. Тому понравилось такое предложение, и он выделил князю 50 000 воинов с пятью татарскими темниками.
По дороге они добавили в поход войско князя Александра Суздальского. Руководил объединенным войском ордынский военачальник Федорчук, исповедовавший христианство. Тверчанам было не под силу победить такое огромное войско. Александр Михайлович нашел убежище сначала в Новгороде, затем в Пскове. А объединенное войско занялось самой настоящей карательной операцией. Они сожгли не только Тверь, но и пригород, близлежащие села. Несколько тысяч людей взяли в плен, все вокруг сжигали.
Историки выделяют несколько причины поражения восстания: силы были неравные; другие древнерусские князья не поддержали Александра Михайловича; велись политические распри между Москвой и Тверью. У Александра Суздальского был свой интерес от военного похода на Тверь. Он получил от хана ярлык на княжение во Владимире и Нижнем Новгороде. Через 5 лет Александр умер, и его владениями стал управлять Иван Калита. Итоги и последствия Тверского восстания Во время столкновения тверичи потерпели полное поражение. Итоги противостояния такие: Московско-ордынское войско разорило Тверь и окрестности. Погибло много тверчан.
Около 5 000 человек оказалось в плену, потом их отдали в рабство. К власти в Твери пришел новый князь — Константин Михайлович. Укрепился союз московских правителей и Орды. Иван Калита добился своей цели и укрепил позиции Москвы в длительном противостоянии с Тверью. Это событие послужило в будущем объединению русских княжеств вокруг московских земель. Древняя Тверь Летописи о восстании в Твери Несмотря на поражение народного восстания, оно имеет большое историческое значение.
Перебили всех, и виновных, и непричастных. Гостей и тех перетопили как котят, ну этих понятно, чтоб товар пограбить. Теперь ожидай войско татарское. А служки церковные скажут «кара божья». На лучших скакунах ушли, с запасными, не догнать. Да и без них узнал бы. Теперь готовиться надо. У татар правило ещё ханом Чингизом установлено: кто сопротивляется, тому смерть неминучая. Не устоим — сгубят Тверь со всем людом. Греби давай, рот раскрыл, на корчу малость не налетел! Нам сейчас только в реке всей семьёй искупаться… «Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича». Живо деток одевай потеплее, ядь 24 в путь с запасом приготовь, вещицы свои дорогие бери. Запрягай Бурка в широкие сани, а Быстряну в малые, грузи, что мамка соберёт. Кабы только татарва, с ними московские и суздальские рати. Рады стараться ради татарского хана, да и себе наше прибрать не погнушаются. Калита, тот только и мечтает Тверь под себя подмять. А знаешь ли, во главе войска кто? Христианин Федорчук! Вот бы послушать теперь, что крылошане 27 петь станут про божью кару от нехристей. Это как же их бог христиан с христианами стравил? Скажут, вельзевел 28 попутал. Ну, им-то ничего не станется, а люд простой пострадает. Он-то наше войско поведёт? Давай-ка, сын собираться, да поживее. В ночь надо вам выехать. Поехали с нами. Я же не израдец 30. Лучше слушай вот что. Поедете по Тверце в сторону Торжка. Если с закатом выедете, да ходко ехать будете, к рассвету на вечерней стороне 31 горку увидишь, сосною поросшую. Перед тем разнолесье с берёзой, а то чистый сосняк, старый, стволы так и светят золотом. Туда дорога будет, только не промахнись, после берег высокий начинается.
По городу ползли слухи, что Щелкан не уйдет, а вскоре всех христиан они заставят обратиться в ислам. В один из летних дней, дьякон Дудко вел свою лошадь мимо татарских воинов, те решили отнять годного коня силой и начали бить священника, чтобы увести лошадь с собой. Терпение населения лопнуло - грянул бунт. Татар убивали повсюду и без разбора: пеших и конных, вооруженных и мирных купцов. Ни одного татарина не осталось в округе, включая ханских баскаков - неприкосновенных вельмож. Сам Щелкан заперся в тереме с отстатками рати и его в нем сожгли заживо. Это был шанс Москвы! Иван Калита едет в Орду и просит хана Узбека дать ему воинов, чтобы помочь вразумить и наказать Тверь. Хан оценил душевный порыв московского князя и обещает ему великокняжеский ярлык, если все пройдет успешно. Федорчукова рать - так назвали это войско в летописях, по имени христианина-командующего. Тверское княжество запылало! Татары жгли все городки и деревни, встречавшиеся на пути, уничтожали все, что попадало под руку, чтобы и дети детей помнили о погроме. Сопротивление было бесполезным, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как татары требовали его выдачи и готовы были идти по пятам.
В 1258 году полководец Бурундай одним своим появлением заставил князя Даниила смириться и платить ему дань. В 1285 году татары отправились покорять Венгрию, отказавшуюся платить им дань, и снова прошли через Галицкую землю. Но победа венгров позволила и Галицкому княжеству почувствовать себя свободно. В дальнейшем мы не видим попыток монголов подчинить себе это самое западное из русских княжеств. В 1257 году Александр Невский привёл татар для переписи податного населения Новгорода. Есть смутные свидетельства, что местами татарам было оказано сопротивление битва на Туговой горе под Ярославлем , и эта полицейская акция имела характер нашествия. В 1293 году состоялось полномасштабное вторжение татарских сил под предводительством Тудана Дюденя в Северо-Восточную Русь — «Дюденева рать». В ходе его было разорено 14 городов Владимиро-Суздальского и Муромского княжеств. В составе ордынских войск были дружины нескольких русских князей. Цель похода точно неизвестна. Во всяком случае, он был использован одними русскими князьями против других. Такая же русская усобица привела в 1328 году к вторжению татарских войск в Тверское княжество. В этом нашествии вместе с татарами участвовали московские войска князя Ивана Калиты, а одним из орд ынских полководцев был, по-видимому, принявший ислам русский, по имени которого это нашествие вошло в историю как «Федорчукова рать».
Последствия Федорчуковой рати
Эти за веру жизнь отдадут — не отступятся! Хватит лясы точить, иди к воротам, проверь запоры, людей расставь. Как ворог появится, сразу запирай. Давай, давай, поспешай. Гонцы доложили, к закату недруги под стеною будут.
Постой, своих-то чего не привёл? Кто в кремль не войдёт, все в полон пойдут. Скажи-ка, воевода, а князь-то командует? Что ты рукой машешь, неужели утёк?
Нам за город стоять надо, за семьи наши. Иди уже! Узбек послал на Тверь зимой 1327—1328 гг. Тверское княжество подверглось сильному разорению.
Александр Михайлович бежал». Что это? Нет нам пути назад. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню.
Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми». Татары по хуторам чужих выискивают, в полон берут. Не уберечься нам всем вместе, разделиться надо, глядишь, кто-то и уцелеет. Первуша с Уладой и детками успели в монастырские записаться, их, поди, не тронут.
Они наших двух младшеньких Горазда и Баженку к себе берут как своих. Меня с Весёлой, Вторушей и Дарёной на монастырское подворье обещают пустить, будто я у них работница. А тебе как старшему, тут не укрыться. Вот послушай, что зятёк мой советует.
Расскажи ему, Первуша. Решили извести. Народ собрали, по следам засекли, как он в деревню проник, обложили, и давай гонять. И вот он был, все видели, а метнулся — и нет его.
Всё перевернули, в азарте напортили, поди, больше, чем тот волк ущерба нанёс. День искали — как сквозь землю! Ну, всё, упустили. Порешили, в следующий раз приваду поставить и караулить.
По домам пошли. И что ты думаешь, сосед в сени заходит, а оттуда, ему промеж ног волк!
Федорчукова рать Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством.
Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5].
Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров.
Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана летопись называет его Щелканом. Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру. Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные! Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие.
Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме. Ханская месть Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр. В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель. Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами.
Но вместе с князем в Тверь прибыли баскаки, чтобы на месте контролировать сбор дани и её поступление в Орду.
Незваные гости стали сами обогащаться, творя, по выражению летописи, «великие гонения на христиан: насилия, грабёж, избиения и поругания». Даже сам князь был изгнан из его дворца, и в нём поселился Чолхан со своими слугами. Но столь решительное восстание и истребление татар вряд ли стало бы возможным, если бы тверичи не прониклись страхом за то, что Чолхан собирается отвратить их от веры Христовой, насильно обрезать и сделать басурманами. Утверждение ислама в Золотой Орде Мусульманская религия на землях будущей Золотой Орды стала устанавливаться в начале 10 века. Тогда ислам был принят правителями Волжской Болгарии. Монголы и татары, пришедшие из Центральной Азии, были язычниками. В дальнейшем монголы приняли буддизм, а тюркские народы, составлявшие большинство населения Золотой Орды, проявляли, вслед за булгарами и башкирами, тягу к исламу.
Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, стал второй независимый властитель этой державы Туда-Менгу, правивший в 1282-1287 гг. Два его преемника оставались приверженцами традиционных тюркских верований.
Нашествия монголо-татар на Русь: сколько их на самом деле было
А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет. Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве. Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века?
Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств. Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика. И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию.
Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история.
Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее.
То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать?
Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом.
Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства.
Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась.
Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая.
Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены. И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно. Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы.
С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами». И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда». И совсем уж поздно Сибирский юрт, Астраханский юрт — мы сейчас о них даже не станем говорить. Так вот, собственно, старший юрт или Большая Орда, несмотря на то что так много территорий было потеряно, ушло под власть к ханам, которые не подчинялись уже Большой Орде, все-таки продолжал оставаться государством-монстром: он превосходил по территории Московское княжество в середине XV века, он обладал более сильным воинством.
Ифань принялся делиться своим недоумением по-поводу прочитанного в социальных сетях. Отметил он и то, что статьи о русской истории в китайской Википедии более подробны, чем в русской или английской, и то, что личности, отсутствующие в русском и английском сегментах, в статьях китайского сегмента до того ловко намешаны с не вызывающими сомнения историческими деятелями, что оказывается не так-то просто вымышленных персонажей обнаружить. И пришел к выводу, что вообще Кашенский рудник вымышлен. Участники Википедии провели расследование, вскрывшее весь масштаб мистификации, совершенной одним пользователем. Этот пользователь, используя не менее четырех ложных аккаунтов, с 2010 года масштабно мистифицировал историю России, а заодно и китайской династии Цин. Общий объем текстов, написанных с уже забаненных аккаунтов, шел на многие миллионы слов. По имени одного из аккаунтов мистификатора, а точнее мистификаторшу, стали называть Чжэмао. Также к ней быстро прикрепилось прозвище «китайский Борхес» хотя тут скорее китайский Фоменко. В профиле Чжэмао указывалось, что она — дочь работавшего в России китайского дипломата, сама гражданка России и замужем за гражданином России, а также обладает ученой степенью по русской истории. Иероним Босх. Извлечение камня глупости Операция глупости.
Если традиционные древнерусские центры — Суздаль, Владимир, Ростов, разрушенные полчищами Батыя , — потеряли своё былое значение, то новые города Северо-Восточной Руси, благодаря выгодному расположению и природным богатствам, напротив, вступили в пору расцвета. Ещё в середине 13-го века Москва и Тверь оформились в самостоятельные владения, а в начале 14-го столетия эти города выступали уже в качестве основной политической и хозяйственной силы раздробленного русского государства. Упорная и затяжная борьба между Москвой и Тверью началась в 1304 году со смертью великого князя Андрея Александровича. На освободившийся великокняжеский престол претендовали два кандидата: тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. Московское и Тверское княжество имели выгодное геостратегическое положение, что уравнивало соперников в их шансах на лидирующий статус среди прочих русских земель. Правители противоборствующих сторон использовали все возможности для укрепления собственного положения и получения от монголов ярлыка на великое княжение. Масштабный карательный набег 1293 года, известный как Дюденева рать, закончился разорением 14 городов Северо-Восточной Руси, в том числе Владимира и Москвы. В 1305 году ярлык оказался у тверского князя Михаила Ярославича, который пообещал хану выплачивать больший размер дани, чем предложил московский правитель Юрий Данилович. Окрылённый успехом, Михаил III решился на осаду Москвы, правда, неудачную, что вскоре усугубляется присоединением к Москве Нижнего Новгорода вследствие решения, принятого после смерти бездетного городецкого князя. Первые два десятилетия 14-го века тверской князь провёл в военных столкновениях с войсками Великого Новгорода за обладание Торжком, которые заканчились получением от новгородцев значительного откупа. Стремясь воспользоваться преимуществом, московский князь отправляется в военный поход против Твери, заручившись поддержкой ордынского военачальника Кавгадыя и новгородцев. В 1317 году недалеко от деревни Бортенево тверской князь одерживает решительную победу, захватив в плен жену и брата московского правителя Кончака вскоре умирает в тверской неволе. Тверской князь, разгневавший хана своеволием, был вызван в Орду, где принял смертную казнь. Важной вехой в соперничестве двух княжеств стала проблема расположения кафедры митрополита — фактического центра православия в условиях раздробленного русского государства. Безусловно, присутствие и поддержка главы церкви немало способствовало росту авторитета государственной власти.
Улица Карла Маркса на пересечении с Советским валом. Справа находится храм Иоанна Предтечи. Апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов В большинстве своем это были кузнецы и литейщики, однако известно также о псарях и слободе «ловчего пути», то есть охоты. А вдоль берега Волги, как раз там, где сегодня пустырь, была Кожевая слобода, она же Кожевки. Как следует из названия, жители ее занимались выделкой кож и селились традиционно в отдалении от других людей. Причина проста — резкий и неприятный запах, сопровождавший этот промысел. Еще известно о так называемом Татарском гостином дворе, где останавливались восточные купцы, он тоже располагался на территории Затьмацкого посада. Однако упоминается он уже в более поздних источниках, ближе к началу Смуты. Но о ней чуть дальше. Пустырь на месте одной из средневековых слобод Затьмачья. Фото: Сергей Савинов Жители Затьмачья селились в основном вдоль берегов рек, а места ближе к центру посада были заняты пашнями. Иронично, но именно туда потом переместится основная застройка по регулярному плану. Как мы уже знаем, Тверь фактически получила второе рождение после опустошительного пожара 1763 года, но «красный петух» приносил беды и раньше. Так, например, настоящая катастрофа случилась в 1449-м, когда огонь уничтожил практически все строения, как утверждается в летописях, и кое-где Тверь даже называется «бывшим градом». Однако посады вновь быстро застраивались, и жизнь продолжалась. Волны нашествий Вообще, Тверь большое количество раз подвергалась разорению, и самой известной трагедией, пожалуй, является восстание 1327 года. Напомню, что оно тесно связано с татаро-монгольским наместником Чолханом в летописях он зовется Щелканом , который выгнал со двора князя Александра. Баскаки же принялись творить в городе бесчинства, и тверитяне восстали. Щелкана сожгли живьем, а рассеянных по улицам ордынцев также убивали — дубина народного гнева никого не щадила. Спасшиеся принесли весть о восстании в ханскую столицу, и вскоре последовало возмездие. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Источник: миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
Федорчуковой рати - фото сборник
Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих). Карательный поход татар (Федорчукова рать), к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович (Калита), закончился разорением Твери, избиением и пленением. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать».
Как Кострома укрепила могущество Московского государства
Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. «Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук. по имени одного из темников). Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE.
Даниил Московский
- Тверское восстание — Энциклопедия
- Форма поиска
- В этот день… 26 марта – 1 : shatff — LiveJournal
- Федорчуковой рати
- Возвышение Москвы в первой половине XIV в.
- Тверские рыцари
В этот день… 26 марта – 1
последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен. Этот погром получил название Федорчукова рать.