Новости юлий осипович мартов

Мартов Ю. О. Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) — вместе с В. И. Лениным — основатель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Юлий Осипович Мартов родился в семье российского купца, в Константинополе. Главная» Новости» Мартов юлий.

Мартовский код

Ни одного слова о том, какое преступление совершили эти люди, какой заговор они затеяли в тех тюрьмах, в которых были заключены еще в августе прошлого года, в дни ужасов петербургского красного террора! С социалистической точки зрения, четыре бывших великих князя стоят не больше, чем четыре любых обывателя. Но столько они стоят, и жизнь каждого из них для всякого, не променявшего пролетарский социализм на звериную мораль профессионального палача, столь же неприкосновенна, как жизнь любого торговца или рабочего. За что их убили? За что, продержав в тюрьме месяцев и успокаивая их каждый день, что никакая опасность не грозит их жизни со стороны представителей пролетарской диктатуры, их в тихую ночь повели на расстрел — без суда, без предъявленных обвинений? Какая гнусность!

Последнему удалось лишь скопировать некоторое количество писем Мартова. Когда в Германии в 1933 г. Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли. Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум. Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта.

С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А. Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота. Кормилица уронила его с высокой кровати, и он сломал ногу. Он так и остался на всю жизнь хромым, приволакивал ногу, сильно сутулился при ходьбе, никогда не мог бегать, играть в подвижные игры и часто подвергался насмешкам сверстников. Будучи натурой деятельной, Юлий пытался создать свой идеальный мир. Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый. Там были свои законы, которым они подчинялись. Если кто-нибудь поступал в каком-то смысле неправильно, то замечание «так в Приличенске не поступают» было самым большим осуждением… Через три десятилетия основные участники этой игры запечатлели себя на фотографиях. Детство давно закончилось. Мартов, уже умудренный жизнью и тяжко болеющий. Туберкулез горла почти лишил его возможности говорить. Но он по-прежнему лидер партии и непререкаемый авторитет для окружающей его группы. В особенности выразительны глаза Мартова, в которых есть и горение одержимости, и вселенская скорбь. А вот игра в «Приличенск» вместе с детством не закончилась, она только трансформировалась во взрослую Большую игру за политическую власть, необходимую для преобразования общественного строя.

Третья эмиграция 1914—1917 Летом 1914 г. Остался в Париже, а в 1915 г. Решительно выступал за прекращение войны, осуждал «патриотов» и, не желая победы ни одному буржуазному правительству, связывал завершение войны с демократическими преобразованиями во всём мире и возрождением международной организации социалистов. Одним из первых в социал-демократической литературе например, в письме редакции и сотрудникам журнала «Наша заря» под названием «Русский марксизм и война», 1914 охарактеризовал империализм как важнейшее общественное явление начала 20 в. Делал акцент не на определении империализма как стадии «загнивания» и «умирания» капитализма или кануна социалистической революции, а на перспективах его развития как экономической и политической системы. Полагал, что возможности саморегулирования и приспособления капитализма к новым историческим условиям далеко ещё не исчерпаны. В то же время ожидал новую демократическую революцию в России, считая, что политическая система в стране мало изменилась в результате революции 1905—1907 гг. Один из редакторов газеты интернационалистского направления «Голос» 1914—1915 ; вышел из состава редакции, разойдясь во взглядах с Л. Троцким, который всё ближе сходился с большевиками. Участник Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых произошло объединение осуждавших войну социал-демократов — интернационалистов. После Февральской революции 1917 г. Возвращение в Россию май — октябрь 1917 Вернулся в Россию тем же путём 9 22 мая. Редактор журнала «Интернационал», газет «Летучий листок», «Искра», сотрудник газеты «Новая жизнь». Последовательно отстаивал идею поэтапного перехода власти к левым силам революции, включая большевиков. Критиковал вхождение социалистов во Временное правительство , считая его неспособным решать революционные задачи, осуждал «революционное оборончество» идею продолжать войну во имя защиты завоеваний революции , возглавил Временное центральное бюро меньшевиков-интернационалистов, оппозиционное руководящим органам меньшевиков. В связи с июльскими событиями 1917 г. Не соглашаясь с большевистской стратегией и тактикой, в то же время осуждал правительственные репрессии по отношению к большевикам. Участник Демократического совещания 1917 г. Выступал с резкой критикой как Временного правительства и поддерживавших его социалистов, так и большевиков, начавших непосредственную подготовку вооружённого восстания против Временного правительства. На 2-м Всероссийском съезде Советов [25—27 октября 7—9 ноября ] предложил от имени меньшевиков-интернационалистов резолюцию, которая осуждала большевиков за организацию переворота до открытия съезда и призывала к формированию однородного социалистического правительства. После ожесточённых дебатов, закончившихся уходом со съезда правых групп меньшевиков и эсеров, не встретив поддержки, покинул съезд. Однако, рассматривая социализм как высшее воплощение индивидуальной свободы и индивидуальности, Мартов не мог примириться с характерным для большевиков «аракчеевским пониманием социализма и пугачёвским пониманием классовой борьбы», на почве которого вырастает, по его словам, «окопно-казарменный» «квази-социализм». Считал, что социализм возможен только тогда, когда политическое воспитание масс позволяет им «путём самоуправления взять в свои руки руководство общим аппаратом». В этой связи называл «бессмысленной утопией» попытку «насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране». Единственную возможность борьбы с большевизмом видел в восстановлении единства рабочего движения под эгидой социал-демократии Мартов. С этого времени до 1920 г. В связи с перемещением государственных и партийных органов из Петрограда в марте 1918 г. Редактор газеты «Вперёд! Депутат Моссовета 1919—1920. В 1919 г. С 1919 г. Осуждал политику «красного террора» и «военного коммунизма» , заключение Брестского мира 1918 г. В то же время признавал недопустимой вооружённую борьбу против Советской власти, «т. Ноябрьскую революцию 1918 г.

Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году

Юлий Мартов - кратко Юлий Осипович Мартов, также известный как Юлий Цедербаум, родился 10 ноября 1873 года в Киеве, в семье еврейских торговцев.
Мартов, Юлий Осипович — Википедия Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь.
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ. Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества.

Трагедия Мартова

А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. В 1912 г.

Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником.

Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н.

В основном он придерживался тактики соглашательства и вошел во Временный Совет Российской республики, т. К Октябрьской революции отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Осудил роспуск Учредительного собрания. В марте 1918 г. Он опубликовал "разоблачающие" И.

Сталина материалы об якобы участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. Поздние годы жизни Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией.

В этих условиях планировалось заручиться поддержкой солдат и рабочих для захвата власти в столице. Местом ссылки Мартова стал город Вильно в настоящее время литовский Вильнюс , По переписи 1897 года в городе проживали 154 тыс. Поэтому литовскую столицу называли «Северный Иерусалим». В Вильно Мартов нашел единомышленников и стал одним из лидеров местных социалистов. Помимо организации политических кружков, он участвовал в написании прокламаций, которые печатались в подпольной типографии и распространялись среди ремесленников и рабочих.

В ходе этой деятельности он познакомился с руководителями еврейских социал-демократических организаций Ароном Кремером и Исайей Айзенштадтом. Они сошлись на идее объединения разрозненных политических кружков в единую организацию. Вскоре появилась партия под названием «Бунд», что означает «Союз» на идише. Знакомство с Лениным В октябре 1895 года Мартов вернулся в Петербург после двухлетней ссылки. Он планировал наладить издательское дело и печатать агитационные материалы для бастующих рабочих. Произошла его встреча с Александром Потресовым, университетским приятелем, который тогда занимался изданием книги «Монистический взгляд на историю» ведущего российского теоретика марксизма Георгия Плеханова. После знакомства с этим произведением Мартов окончательно отказался от народнических предрассудков, укрепился в своих убеждениях и стал приверженцем учения Маркса.

Плеханов находился в эмиграции с 1880 года, жил в Швейцарии. Оказалось, что Потресов во время заграничного путешествия познакомился с «отцом русского марксизма». Плеханов тяготился своей оторванностью от родины и хотел наладить практическую работу в России, чтобы его теоретические разработки могли реализоваться, претвориться в жизнь. За границей он налаживал контакты с представителями международного рабочего движения. В ноябре 1895 года Мартов и Ленин стали соратниками и создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Произошла его встреча с Александром Потресовым, университетским приятелем, который тогда занимался изданием книги «Монистический взгляд на историю» ведущего российского теоретика марксизма Георгия Плеханова. После знакомства с этим произведением Мартов окончательно отказался от народнических предрассудков, укрепился в своих убеждениях и стал приверженцем учения Маркса.

Плеханов находился в эмиграции с 1880 года, жил в Швейцарии. Оказалось, что Потресов во время заграничного путешествия познакомился с «отцом русского марксизма». Плеханов тяготился своей оторванностью от родины и хотел наладить практическую работу в России, чтобы его теоретические разработки могли реализоваться, претвориться в жизнь. За границей он налаживал контакты с представителями международного рабочего движения. В ноябре 1895 года Мартов и Ленин стали соратниками и создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация объединяла наиболее прогрессивные силы и занималась распространением нелегальной литературы, политическим просвещением рабочих и борьбой с идеологическими противниками. В декабре Ленина арестовали.

Спустя месяц под стражей оказался Мартов. По приговору суда Мартову назначили трехлетнюю ссылку в сибирском селе Туруханск. Ленина ожидала та же участь, но ссылку назначили в Шушенском. Перед отбытием зимой 1897 года друзья сфотографировались на память с другими участниками петербургского «Союза борьбы за освобождение…». Этот снимок стал хрестоматийным. После окончания ссылки Мартов и Ленин эмигрировали в Европу. В 1900 году в Мюнхене они стали выпускать газету «Искра» для последующего распространения в России через агентурную сеть подпольщиков.

Раскол Издание «Искры» было успешным предприятием.

Вообще в нашем доме всегда было очень много молодежи, так как папа хорошо играл в шахматы, учил их этой игре, придумывал всевозможные ребусы, головоломки, преподавал математику и всегда был душой компании. Он хорошо катался на коньках, играл в волейбол.

Знал 12 иностранных языков и эсперанто. У нас была прекрасная библиотека. Первое мое воспоминание — это Саратов, мне 2—3 года 1928— 1929 гг.

Мы живем на 3-ем этаже дома, который выходит на площадь. На этой площади в воскресенье — базар, лошадей много, в мешках мука, картофель. А во дворе дома целыми днями идет засолка капусты, за большим столом из досок женщины рубят капусту и уносят в чаны.

Это осень. Мы почти каждый день ходим к бабушке Коре и дедушке Сереже, которые живут не очень далеко от нас в деревянном доме. Любила сидеть у них на крыльце.

Улица тихая, зеленая. Помню, как ходили в тюрьму, там мой папа и дядя Андрей и еще кто-то из наших. Их несколько человек, но других не помню.

Дядя Андрей возил меня на плечах. Арестантам разрешалось гулять во дворе, играть в шахматы, читать. Потом там был и дедушка.

Меня слово тюрьма не пугает, там не страшно. Больше о Саратове ничего не помню. Мы плывем, на пароходе по Волге.

У меня был большой белый медведь, которого я опускала на веревке в реку — поплавать, и матросы его вынимали и сушили. Очень его жалели, это я хорошо помню, уговаривали, что ему в реке плохо. Мы в Москве.

Живем у бабушки на Воронцовской ул. Мама ведет меня в Большой театр. Мы сидим в ложе, я на коленях у высокого, очень красивого человека.

Он сидит в кресле. Потом я узнала — это был Станиславский. Мама у него училась и он, как видно, пригласил нас на "Золотого петушка".

Все запомнилось, и театр, и весь спектакль. Уж очень все было для меня необычно. И этот спектакль запомнился мне на всю жизнь.

Опять не знаю, как и где, но мы в Уфе 1931—1932 гг. Мы живем в деревянном доме на 2-ом этаже. Большой двор.

К нам приходит Лева, он меньше меня. Я его вожу на р. Белую, куда нам запрещено ходить.

Мы часто, вернее, каждый день, видели детей, которые собирают траву. Я их запомнила на всю жизнь. Тонкая шея, большой живот, тонкие руки и ноги.

Это голод. Утром, когда меня ведет мама в детский сад, на улицах лежат мертвые люди — женщины и дети. Все это запомнилось на всю жизнь.

Бабушка нам присылает из Москвы муку. Она ходит в Торгсин и все, что есть у нее ценное, сдает туда и шлет нам. На это мы и живем.

Я заболела дифтеритом. Каждый день к нам приходят молодые люди, товарищи мамы, но гораздо моложе ее. Они по очереди дежурят со мной.

Знала, что папа в Москве — у него тиф. Как видно, это зима, так как они приносят каждый по 3—4 полена. Топят печь, а мама из муки готовит на рыбьем жире лепешки.

С этого времени я полюбила рыбий жир и могу пить его. Стол около меня был колченогий, и я часто нарочно его качала, и лекарства падали. Но никогда ни они, ни мама не ругали меня.

Бабушка Кора и дедушка Сережа где-то далеко. Иногда приходили от них письма. Мы с мамой часто ходили недалеко от нас в одноэтажный дом, где жила группа людей.

Туда иногда приходила я одна. Память о ней не изгладилась до сих пор, как видно, она была обаятельной, если ребенок запомнил ее на всю жизнь. Когда мы уезжали, то билеты были на одно число, а багаж на другое число.

Ломовой извозчик должен был отправить багаж через два дня. И мама весь запечатанный багаж оставила у Марии Спиридоновой. А накануне отправки багажа Марию Спиридонову и всех товарищей арестовали.

И забрали весь наш багаж, хотя там был наш адрес и квитанция на отправку. Это нам сообщил извозчик. Так кончился уфимский период.

Очень хорошо помнила Леву и ждала его всю жизнь, это мой родственник. Встретились мы уже в 60-х годах. Хорошо помню его маму — Доброхотову Александру Сергеевну и бабушку.

Бабушка была небольшого роста, худая, строгая, почему-то потом, когда выросла, ее облик у меня ассоциировался со старой интеллигенцией. А вот дядю Володю, дедушкиного брата, я не помню. Мама и тетя Саша были закадычными друзьями, обе веселые и красивые.

Мне было с ними всегда интересно. Опять мы приехали из Уфы к бабушке в Москву. Очень хорошо помню наш поход с бабушкой в Торгсин на Кузнецкий мост, теперь в этом магазине женская одежда.

Внизу стоял большой бурый медведь чучело , и в магазине все было. Запомнила все маленькие - 12 - магазинчики около Центрального универмага, какие все они были красивые. Мы уехали в Казань 1933 г.

Мы жили в маленьком деревянном доме, в глубине сада в соседнем доме жили бабушка Кора и дедушка Сережа. Недалеко от дома проходила железная дорога в овраге. Вокруг нас жило много друзей родителей и дедушки.

У всех были дети. Играли шумно на улице, она была очень тихая, в лапту, в разбойников. Лазали по садам, хотя не помню, чтобы много рвали яблок, так как у всех яблоки были в "своих" хозяйских садах, да и были мы все-таки не жадные, не рвали в прок, а лазать в чужие сады было просто геройством — показать, что не трус.

Да и если сказать честно, то нас и не очень-то ловили, может быть, потому что мы действительно почти не приносили урона. К папе приходили молодежь, студенты и школьники, преподаватели университета. Он организовывал шахматные соревнования, обучал игре в шахматы, придумывал ребусы, загадки и вообще был душой всех сборищ.

Приезжала сестра отца Вера, но она жила у своих родителей. Как жили бабушка Кора и дедушка Сережа, я не могу ничего рассказать. Могу только сказать, что на письменном столе у дедушки всегда были рукописи, он переводил, что-то писал.

Как рассказала недавно Паулина Степановна Мясникова, она часто видела двух пожилых Цедербаумов. Одеты они были скромно, вернее, бедно, но всегда все было чистое, сверкающие белизной воротнички, все наглаженное. Из письма С.

Цедербаума Лиле Осиповне Дан от 28. А обстановка такова, что очень трудно найти другую работу: всюду сокращение штатов, снижение ставок, много учреждений ликвидируется. Безрезультатно посещаю я почти ежедневно биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных...

Изредка дают мне «направление», но всегда оказывается, что это или в отъезд, или в таком месте, куда доступ мне закрыт. Мое непосредственное «начальство» определенно указало, где именно мне нельзя работать как раз там, где имеется наибольший спрос... Быть сейчас безработным — это значит не иметь продовольственной карточки, то есть не получать хлеба ко- - 13 - торый в вольной продаже стоит 5 рублей кило.

Если бы нам не приходилось посылать на сторону, мы с грехом пополам сводили бы концы с концами, урезав себя, поскольку К. А так это очень трудно, и я теперь по воскресеньям нагружаюсь разного рода предметами одежды и отправляюсь на толкучку — здесь она носит выразительное название "Сорочьего базара" — и выстаиваю часами в надежде что-нибудь продать. Массовые увольнения, очень чувствительное снижение ставок, наконец, задержки с выплатой зарплаты — все это привело к тому, что покупателей нет — все превратились в продавцов...

Не знаю, где искать выход. Делаю попытку переквалифицироваться — превратиться в бухгалтера — эта специальность еще в спросе, — тогда есть шанс получить работу, правда, оплачиваемую ниже работы экономиста. Засел за книги и консультирую товарища...

Получала от них до начала 1937 года письма, но уже больше мы не встретились. Уехали мы как-то сразу на Урал, вернее, уехал папа, а мы поехали к бабушке Матроне Ивановне Крупновой в Москву, Воронцовская ул. Калату 1934—1935 гг.

Это был маленький городок, весь деревянный, очень уютный. Недалеко от завода было построено несколько 2-этажных деревянных домов, где жили служащие завода, да были еще бараки, но их в то время было очень мало. Гостиница, магазин, в центре города — чахлый городской сад, а рядом — базар, а за садом деревянная одноэтажная школа.

Потом построили Дом культуры, для того времени это было очень красивое здание и внутри, и снаружи. Там впервые в городе выступал московский театр им. Вахтангова — "Турандот".

В Калате я окончила два класса. Вокруг домов стояли сараи, где все держали кур, свиней. При заводе было подсобное хозяйство, мы получали через день по ведру молока.

И бабушка сбивала масло. Папа и я очень любили молоко. Вокруг городка стояла тайга, куда ходили мы с мамой за малиной, земляникой.

Папа ездил на охоту и на озера, где жили в скитах старцы. Он очень много рассказывал о них. Возили туда кое-какие продукты.

Там заболела моя мама Мария Ильинична Крупнова и умерла. Похоронили ее на небольшом кладбище на горке. Наша кошка все время лежала то в ногах у мамы в гробу, то рядом, а после похорон ушла и замерзла на ее могиле.

Папа вскоре уехал, так как жить без мамы здесь не хотел. И пока ус- - 14 - траивался, к нам в квартиру вселили рабочего ударника, который отобрал у нас папин радиоприемник, кровать, шкаф. Вот таким у меня и осталось представление об ударниках, что все тащат к себе.

Вскоре приехал папа, забрал нас и все вещи, и мы уехали под Москву — ст. Папа стал работать на заводе им. Жил он при заводе в общежитии, а нам с бабушкой дали однокомнатную квартиру.

Там я училась в 3-ем классе, и в конце учебного года папу арестовали. Бабушка и дедушка уже к этому времени перестали писать. Но я еще ничего не понимала.

Меня воспитывали слишком далеко от действительности. К папе до ареста приезжали друзья бабушки и дедушки. Все они были очень приятные люди, товарищи бабушки и дедушки, выпущенные из концлагерей.

Они искали работу и жилье, но после ареста отца никто из них не приезжал, начались повальные аресты. Почти все эти люди были расстреляны, о судьбе некоторых из них в конце книги есть сведения, которые я почерпнула из дел моих родных, конечно, это маленькая часть сведений о тех, кто погиб. Мартов вошел в историю как Юлий Осипович.

Родился 12 ноября 1873 г. Отец Иосиф Александрович Цедербаум служил в Российском обществе пароходства и торговли. Мать Ревекка Юльевна Розенталь вышла замуж за Иосифа Александровича Цедербаума после окончания курса обучения в Константинопольском католическом монастыре, куда ее послали воспитывавшие ее тетя и дядя из Вены после смерти родителей евреев сефардов из Испании, живших в последнее время в Солониках, где родилась Ревекка Юльевна в 1855 г.

Скончалась она 1905 г. Дедушка, Александр Сендер Иосифович Цедербаум, родился в 1816 г. В 1840 г.

Указом Херсонской Казенной палаты зачислен к мещанам из купцов г. Возраст всех дан на 1858 год, следовательно, отец Л. Мартова Иосиф Александрович Цедербаум родился в 1839 году в Люблине.

Выпуском этих газет было положено начало еврейской периодической прессе в России. В 1871 году Александр Иосифович переехал в С. Петербург, где проживал по адресу Измайловский полк, 3 Рота, д.

Там же находилась и редакция Тамелиц". Иосиф Александрович окончил в 1857 году курс наук в Главном училище садоводства в Крыму в Никитском ботаническом саду, в 1882 году утвержден навсегда в звании ученого садовника. Это звание давало возможность жить в любом месте в России вне черты оседлости.

В копии свидетельства от 23 октября 1883 г. Иосифу Александровичу Цедербауму "разрешено пользоваться званием и правами потомственного почетного гражданина". И действительно, читая дела родных в архиве КГБ, я везде видела, что они являются потомственными почетными гражданами Ленинграда в деле не указан С.

Петербург , но это не мешало приговаривать их всех к расстрелу. Петербурге Невский пр. Петербурга Иосиф Александрович значился как купец 2-й гильдии.

У Иосифа Александровича была большая дружная семья: сыновья Мориц умер молодым от болезни сердца , Юлий, Сергей, Владимир, дочери Надежда умерла в Москве в 1923 г. Кроме своих детей воспитывались дети умерших братьев отца. Разговорным языком семьи был французский, но постепенно стал русский, хотя мать Ревекка Юльевна до конца своей жизни писала только по-французски.

Брат отца Адольф окончил курс медицинских наук в Берлине, будучи студентом, подрабатывал переводами. Считался хорошим переводчиком, перевел на немецкий язык И. Приехав в Россию, сдал экзамены на аттестат зрелости, так как не кончал российскую гимназию, сдал медицинские экзамены, написал докторскую диссертацию, сдал докторский экзамен, но в это время по России прокатились еврейские погромы, и Адольф уехал в США в Деневер, где стал директором туберкулезного санатория.

Умер он во время 1 мировой войны. Другой брат отца Натан жил в Николаеве, где и умер вместе с женой от туберкулеза, остался сын Владимир музыкант и журналист, он погиб в Париже во время фашистской оккупации после депортации его жены — Марии Исааковны Каменки и дочь Софья. Софья Натановна воспитывалась в семье Цедербаумов, после окончания гимназии закончила зубоврачебные курсы, вышла замуж за меньшевика-плехановца Ольгина-Фомина и после 1917 года вместе с ним уехала на Восток, умерла от тифа во Владивостоке.

Младший ее брат Яков воспитывался в семье брата отца Исайя, стал впоследствии меньшевиком, а у Исайя был и свой сын Федор партийный псевдоним Ф. Дневницкий , плехановец. Кончаю краткий обзор о семье Цедербаумов.

Далее — только о тех, кто был арестован и расстрелян, так как считаю, что они имеют право на память. Начиная уже подробно писать о каждом, все-таки дам еще немного сведений о Юлии Осиповиче Цедербауме Л. Я уже писала, когда он родился и где.

Хочу сказать, где учился, так как это не везде написано о нем. Учился 3 года в 7-й гимназии С. Один год — в Николаевской Царскосельской гимназии, в 1891 г.

Петербургского университета, откуда был исключен в 1892 г. Далее писать о его политической биографии не буду, ведь книга не о нем, а о его родных. Уехал из России Л.

Мартов в 1920 году. В газетах печатались версии его отъезда как о нелегальном с помощью В. Все это было придумано, никакой нелегальщины не было, и жил Л.

Мартов в Москве легально, никуда не прятался. Один раз его арестовали, но в тюрьму не увезли, а был просто домашний арест, но сразу же освободили. Мартов уехал на съезд Независимой социалистической партии, где он должен был выступить.

Получил паспорт в Наркоминделе и билет. На время процесса над эсерами Л. Мартов хотел приехать и выступить в защиту их, но Советское правительство не дало ему визы.

Скончался Л. Мартов в санатории в Шварцвальде в Германии 4 апреля 1923 года от туберкулеза горла. Кремация была 10 апреля, 11 июня 1923 года на кладбище при крематории в Берлине поставили бронзовую урну с надписью по-немецки на цоколе: "Л.

Мартов — борец за освобождение рабочего класса". При фашизме могила была разрушена, после окончания 2-й мировой войны была восстановлена. Я, к сожалению, не знаю, кто восстановил - 17 - ее, но это было при В.

Пике, О. Гротеволе и Э. Хонеккере, за что я им всем благодарна.

В фонде Л. Из писем видно, что она была влюблена в него, ее знали все его братья и сестры, дружили с ней, жаль, что его писем к ней нет. Мне рассказывала Виктория Сергеевна Кранихфельд, что в Париже должна была быть их свадьба.

Поля и гости ждали, а Юлий Осипович приехал с опозданием на несколько часов. Он утром, как привык, зашел в кафе выпить кофе, а там начался спор, он увлекся и все забыл. Поля после этого сказала, что Юлий Осипович не может быть мужем, он партийный деятель.

Так Л. Мартов остался один и не имел семьи и детей. Я читала письма Поли Гордон после этих событий, это были совершенно официальные письма о целях партии.

Сама я не видела Л. Мартова, он умер в 1923 г. Баранской, Р.

Абрамовича, Луначарского и многих других. Во всех воспоминаниях упоминается его невероятная трудовая энергия, невероятные честность и тактичность. Я горжусь, что отношусь к клану родных Л.

Никогда все мои бабушки и дедушки, дяди не кривили душой, не предавали Россию, не думали о своем обогащении. Старалась и я так прожить жизнь свою, только жаль, что уже в 9 лет я фактически осталась одна. Даном, она скончалась в Нью-Йорке 28 марта 1963 года.

Другая сестра Мартова Надежда Осиповна по мужу Кранихфельд. Она родилась в 1875 г. Об этом партия большевиков помнила, но когда Надежда Осиповна умерла, по-человечески поступить не смогли: во-первых, на глазах умирающей был сделан обыск, хотели выпустить на похороны Сергея Иосифовича Цедербаума, из тюрьмы велась большая переписка, и пока она велась, похороны состоялись и его не пустили, а ее старшего сына Андрея Сергеевича Кранихфельда даже и не собирались выпускать на похороны, это не нашли нужным.

Ее две дочери Виктория Сергеевна и Людмила Сергеевна впоследствии были арестованы, сидели на Лубянке, были высланы.

Мартов интервью

В издательстве журнала «Звезда» вышел третий сборник стихов эстонского поэта Калле Каспера «Да, я люблю, но не людей» в переводе Алексея Пурина. Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019. Сотрудничество двух авторов из недружественных стран показывает, что поэзия хоть и не начинает, но всегда выигрывает у политики. Цена: 150 руб. Жизнь и творчество Льва Друскина 1921-1990 , одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов. Унаследовав от Маршака своего первого учителя и дружившей с ним Анны Андреевны Ахматовой привязанность к традиционной силлабо-тонической русской поэзии, он, по существу, является предтечей ленинградской школы поэтов, с которой связаны имена Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Виктора Сосноры.

Цена: 250 руб. Березин — физик, сотрудник Физико-технического института им. Иоффе в 1952-1987 гг.

Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901. Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П.

Аксельродом и В. Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков.

От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А. Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики. Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало».

Юлий Мартов. Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г. Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу.

Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии. Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма. Вторая эмиграция 1907—1913 В конце 1907 г. Жил в Женеве, с 1909 г.

Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики. Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов. Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г. Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии. Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма. Вторая эмиграция 1907—1913 В конце 1907 г. Жил в Женеве, с 1909 г. Один из основателей, редакторов и ведущий публицист журнала «Голос социал-демократа» Женева; Париж, 1908—1911 , занимавшего в меньшевизме позицию центра между «партийцами» и «ликвидаторами» был ближе к последним. Взгляды Мартова на партийную тактику и организацию привели его к политическому и личному разрыву с Г. Один из редакторов крупного обобщающего коллективного труда «Общественное движение в России в начале ХХ века» Тома 1—4, книги 1—6, Санкт-Петербург, 1909—1914 , автор глав по истории РСДРП в 1918 были опубликованы отдельным изданием под названием «История российской социал-демократии». В 1908—1911 гг. В результате опыта работы в объединённых партийных органах Мартов убедился в невозможности сосуществования меньшевиков и большевиков в одной партии, изложил свою позицию в брошюре «Спасители или упразднители? Отрицательно оценивал существовавшие формы подпольных партийных организаций, считал необходимым создание легальной рабочей партии, которая бы опиралась на фракцию РСДРП в Государственной думе, профессиональные союзы, общества самообразования, кооперативы. Но в отличие от последовательных «ликвидаторов» не призывал к немедленному разрушению нелегальных структур партии. Последовательно отрицал тактику заговора в боевой тактике социал-демократов, противопоставляя им завоевание народом демократических свобод вследствие дезорганизации государственного аппарата и использование любой возможности легальной организации масс. При этом скептически относился к революционному потенциалу крестьянства. Поддержал Л. Троцкого в деле организационного объединения социал-демократии на антибольшевистской основе на конференции в Вене август — сентябрь 1912; проходила вслед за состоявшейся в январе того же года конференцией большевиков в Праге. С 1913 г. Деятельность в России 1913—1914 Воспользовавшись амнистией по случаю 300-летия Дома Романовых , в 1913 г. В конце 1913 — 1-й половине 1914 гг. Третья эмиграция 1914—1917 Летом 1914 г. Остался в Париже, а в 1915 г. Решительно выступал за прекращение войны, осуждал «патриотов» и, не желая победы ни одному буржуазному правительству, связывал завершение войны с демократическими преобразованиями во всём мире и возрождением международной организации социалистов.

Думы Скобелевым, нынешним красным советским купцом в Париже. На бурные несдержанные выступления большевиков, наполовину переплетенные ложью, спокойно выступал Ю. Вскоре после этого заседания выход "Р. Затем наступила война, и голос рабочей печати был окончательно задушен. Я была слишком мала,. И воспитывали меня совсем в другом духе, не так, как сейчас. В нашей семье никогда не было разговоров о деньгах, о вещах. Никто не интересовался кто как одет, какая мебель, посуда, гардины. Никогда не говорили о том, кто какой национальности. Когда собирались люди, а они были всегда в нашем доме, они пили чай, пели песни, но пели или старинные романсы о Сибири, о Байкале, или песни первых высылок и тюрем, которые все прошли. Мама красиво пела и была очень красивая, с длинными каштановыми волосами, заплетала их в косу. Вообще в нашем доме всегда было очень много молодежи, так как папа хорошо играл в шахматы, учил их этой игре, придумывал всевозможные ребусы, головоломки, преподавал математику и всегда был душой компании. Он хорошо катался на коньках, играл в волейбол. Знал 12 иностранных языков и эсперанто. У нас была прекрасная библиотека. Первое мое воспоминание — это Саратов, мне 2—3 года 1928— 1929 гг. Мы живем на 3-ем этаже дома, который выходит на площадь. На этой площади в воскресенье — базар, лошадей много, в мешках мука, картофель. А во дворе дома целыми днями идет засолка капусты, за большим столом из досок женщины рубят капусту и уносят в чаны. Это осень. Мы почти каждый день ходим к бабушке Коре и дедушке Сереже, которые живут не очень далеко от нас в деревянном доме. Любила сидеть у них на крыльце. Улица тихая, зеленая. Помню, как ходили в тюрьму, там мой папа и дядя Андрей и еще кто-то из наших. Их несколько человек, но других не помню. Дядя Андрей возил меня на плечах. Арестантам разрешалось гулять во дворе, играть в шахматы, читать. Потом там был и дедушка. Меня слово тюрьма не пугает, там не страшно. Больше о Саратове ничего не помню. Мы плывем, на пароходе по Волге. У меня был большой белый медведь, которого я опускала на веревке в реку — поплавать, и матросы его вынимали и сушили. Очень его жалели, это я хорошо помню, уговаривали, что ему в реке плохо. Мы в Москве. Живем у бабушки на Воронцовской ул. Мама ведет меня в Большой театр. Мы сидим в ложе, я на коленях у высокого, очень красивого человека. Он сидит в кресле. Потом я узнала — это был Станиславский. Мама у него училась и он, как видно, пригласил нас на "Золотого петушка". Все запомнилось, и театр, и весь спектакль. Уж очень все было для меня необычно. И этот спектакль запомнился мне на всю жизнь. Опять не знаю, как и где, но мы в Уфе 1931—1932 гг. Мы живем в деревянном доме на 2-ом этаже. Большой двор. К нам приходит Лева, он меньше меня. Я его вожу на р. Белую, куда нам запрещено ходить. Мы часто, вернее, каждый день, видели детей, которые собирают траву. Я их запомнила на всю жизнь. Тонкая шея, большой живот, тонкие руки и ноги. Это голод. Утром, когда меня ведет мама в детский сад, на улицах лежат мертвые люди — женщины и дети. Все это запомнилось на всю жизнь. Бабушка нам присылает из Москвы муку. Она ходит в Торгсин и все, что есть у нее ценное, сдает туда и шлет нам. На это мы и живем. Я заболела дифтеритом. Каждый день к нам приходят молодые люди, товарищи мамы, но гораздо моложе ее. Они по очереди дежурят со мной. Знала, что папа в Москве — у него тиф. Как видно, это зима, так как они приносят каждый по 3—4 полена. Топят печь, а мама из муки готовит на рыбьем жире лепешки. С этого времени я полюбила рыбий жир и могу пить его. Стол около меня был колченогий, и я часто нарочно его качала, и лекарства падали. Но никогда ни они, ни мама не ругали меня. Бабушка Кора и дедушка Сережа где-то далеко. Иногда приходили от них письма. Мы с мамой часто ходили недалеко от нас в одноэтажный дом, где жила группа людей. Туда иногда приходила я одна. Память о ней не изгладилась до сих пор, как видно, она была обаятельной, если ребенок запомнил ее на всю жизнь. Когда мы уезжали, то билеты были на одно число, а багаж на другое число. Ломовой извозчик должен был отправить багаж через два дня. И мама весь запечатанный багаж оставила у Марии Спиридоновой. А накануне отправки багажа Марию Спиридонову и всех товарищей арестовали. И забрали весь наш багаж, хотя там был наш адрес и квитанция на отправку. Это нам сообщил извозчик. Так кончился уфимский период. Очень хорошо помнила Леву и ждала его всю жизнь, это мой родственник. Встретились мы уже в 60-х годах. Хорошо помню его маму — Доброхотову Александру Сергеевну и бабушку. Бабушка была небольшого роста, худая, строгая, почему-то потом, когда выросла, ее облик у меня ассоциировался со старой интеллигенцией. А вот дядю Володю, дедушкиного брата, я не помню. Мама и тетя Саша были закадычными друзьями, обе веселые и красивые. Мне было с ними всегда интересно. Опять мы приехали из Уфы к бабушке в Москву. Очень хорошо помню наш поход с бабушкой в Торгсин на Кузнецкий мост, теперь в этом магазине женская одежда. Внизу стоял большой бурый медведь чучело , и в магазине все было. Запомнила все маленькие - 12 - магазинчики около Центрального универмага, какие все они были красивые. Мы уехали в Казань 1933 г. Мы жили в маленьком деревянном доме, в глубине сада в соседнем доме жили бабушка Кора и дедушка Сережа. Недалеко от дома проходила железная дорога в овраге. Вокруг нас жило много друзей родителей и дедушки. У всех были дети. Играли шумно на улице, она была очень тихая, в лапту, в разбойников. Лазали по садам, хотя не помню, чтобы много рвали яблок, так как у всех яблоки были в "своих" хозяйских садах, да и были мы все-таки не жадные, не рвали в прок, а лазать в чужие сады было просто геройством — показать, что не трус. Да и если сказать честно, то нас и не очень-то ловили, может быть, потому что мы действительно почти не приносили урона. К папе приходили молодежь, студенты и школьники, преподаватели университета. Он организовывал шахматные соревнования, обучал игре в шахматы, придумывал ребусы, загадки и вообще был душой всех сборищ. Приезжала сестра отца Вера, но она жила у своих родителей. Как жили бабушка Кора и дедушка Сережа, я не могу ничего рассказать. Могу только сказать, что на письменном столе у дедушки всегда были рукописи, он переводил, что-то писал. Как рассказала недавно Паулина Степановна Мясникова, она часто видела двух пожилых Цедербаумов. Одеты они были скромно, вернее, бедно, но всегда все было чистое, сверкающие белизной воротнички, все наглаженное. Из письма С. Цедербаума Лиле Осиповне Дан от 28. А обстановка такова, что очень трудно найти другую работу: всюду сокращение штатов, снижение ставок, много учреждений ликвидируется. Безрезультатно посещаю я почти ежедневно биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных... Изредка дают мне «направление», но всегда оказывается, что это или в отъезд, или в таком месте, куда доступ мне закрыт. Мое непосредственное «начальство» определенно указало, где именно мне нельзя работать как раз там, где имеется наибольший спрос... Быть сейчас безработным — это значит не иметь продовольственной карточки, то есть не получать хлеба ко- - 13 - торый в вольной продаже стоит 5 рублей кило. Если бы нам не приходилось посылать на сторону, мы с грехом пополам сводили бы концы с концами, урезав себя, поскольку К. А так это очень трудно, и я теперь по воскресеньям нагружаюсь разного рода предметами одежды и отправляюсь на толкучку — здесь она носит выразительное название "Сорочьего базара" — и выстаиваю часами в надежде что-нибудь продать. Массовые увольнения, очень чувствительное снижение ставок, наконец, задержки с выплатой зарплаты — все это привело к тому, что покупателей нет — все превратились в продавцов... Не знаю, где искать выход. Делаю попытку переквалифицироваться — превратиться в бухгалтера — эта специальность еще в спросе, — тогда есть шанс получить работу, правда, оплачиваемую ниже работы экономиста. Засел за книги и консультирую товарища... Получала от них до начала 1937 года письма, но уже больше мы не встретились. Уехали мы как-то сразу на Урал, вернее, уехал папа, а мы поехали к бабушке Матроне Ивановне Крупновой в Москву, Воронцовская ул. Калату 1934—1935 гг. Это был маленький городок, весь деревянный, очень уютный. Недалеко от завода было построено несколько 2-этажных деревянных домов, где жили служащие завода, да были еще бараки, но их в то время было очень мало. Гостиница, магазин, в центре города — чахлый городской сад, а рядом — базар, а за садом деревянная одноэтажная школа. Потом построили Дом культуры, для того времени это было очень красивое здание и внутри, и снаружи. Там впервые в городе выступал московский театр им. Вахтангова — "Турандот". В Калате я окончила два класса. Вокруг домов стояли сараи, где все держали кур, свиней. При заводе было подсобное хозяйство, мы получали через день по ведру молока. И бабушка сбивала масло. Папа и я очень любили молоко. Вокруг городка стояла тайга, куда ходили мы с мамой за малиной, земляникой. Папа ездил на охоту и на озера, где жили в скитах старцы. Он очень много рассказывал о них. Возили туда кое-какие продукты. Там заболела моя мама Мария Ильинична Крупнова и умерла. Похоронили ее на небольшом кладбище на горке. Наша кошка все время лежала то в ногах у мамы в гробу, то рядом, а после похорон ушла и замерзла на ее могиле. Папа вскоре уехал, так как жить без мамы здесь не хотел. И пока ус- - 14 - траивался, к нам в квартиру вселили рабочего ударника, который отобрал у нас папин радиоприемник, кровать, шкаф. Вот таким у меня и осталось представление об ударниках, что все тащат к себе. Вскоре приехал папа, забрал нас и все вещи, и мы уехали под Москву — ст. Папа стал работать на заводе им. Жил он при заводе в общежитии, а нам с бабушкой дали однокомнатную квартиру. Там я училась в 3-ем классе, и в конце учебного года папу арестовали. Бабушка и дедушка уже к этому времени перестали писать. Но я еще ничего не понимала. Меня воспитывали слишком далеко от действительности. К папе до ареста приезжали друзья бабушки и дедушки. Все они были очень приятные люди, товарищи бабушки и дедушки, выпущенные из концлагерей. Они искали работу и жилье, но после ареста отца никто из них не приезжал, начались повальные аресты. Почти все эти люди были расстреляны, о судьбе некоторых из них в конце книги есть сведения, которые я почерпнула из дел моих родных, конечно, это маленькая часть сведений о тех, кто погиб. Мартов вошел в историю как Юлий Осипович. Родился 12 ноября 1873 г. Отец Иосиф Александрович Цедербаум служил в Российском обществе пароходства и торговли. Мать Ревекка Юльевна Розенталь вышла замуж за Иосифа Александровича Цедербаума после окончания курса обучения в Константинопольском католическом монастыре, куда ее послали воспитывавшие ее тетя и дядя из Вены после смерти родителей евреев сефардов из Испании, живших в последнее время в Солониках, где родилась Ревекка Юльевна в 1855 г. Скончалась она 1905 г. Дедушка, Александр Сендер Иосифович Цедербаум, родился в 1816 г. В 1840 г. Указом Херсонской Казенной палаты зачислен к мещанам из купцов г. Возраст всех дан на 1858 год, следовательно, отец Л. Мартова Иосиф Александрович Цедербаум родился в 1839 году в Люблине. Выпуском этих газет было положено начало еврейской периодической прессе в России. В 1871 году Александр Иосифович переехал в С. Петербург, где проживал по адресу Измайловский полк, 3 Рота, д. Там же находилась и редакция Тамелиц". Иосиф Александрович окончил в 1857 году курс наук в Главном училище садоводства в Крыму в Никитском ботаническом саду, в 1882 году утвержден навсегда в звании ученого садовника. Это звание давало возможность жить в любом месте в России вне черты оседлости. В копии свидетельства от 23 октября 1883 г. Иосифу Александровичу Цедербауму "разрешено пользоваться званием и правами потомственного почетного гражданина". И действительно, читая дела родных в архиве КГБ, я везде видела, что они являются потомственными почетными гражданами Ленинграда в деле не указан С. Петербург , но это не мешало приговаривать их всех к расстрелу. Петербурге Невский пр. Петербурга Иосиф Александрович значился как купец 2-й гильдии. У Иосифа Александровича была большая дружная семья: сыновья Мориц умер молодым от болезни сердца , Юлий, Сергей, Владимир, дочери Надежда умерла в Москве в 1923 г. Кроме своих детей воспитывались дети умерших братьев отца. Разговорным языком семьи был французский, но постепенно стал русский, хотя мать Ревекка Юльевна до конца своей жизни писала только по-французски. Брат отца Адольф окончил курс медицинских наук в Берлине, будучи студентом, подрабатывал переводами. Считался хорошим переводчиком, перевел на немецкий язык И. Приехав в Россию, сдал экзамены на аттестат зрелости, так как не кончал российскую гимназию, сдал медицинские экзамены, написал докторскую диссертацию, сдал докторский экзамен, но в это время по России прокатились еврейские погромы, и Адольф уехал в США в Деневер, где стал директором туберкулезного санатория. Умер он во время 1 мировой войны. Другой брат отца Натан жил в Николаеве, где и умер вместе с женой от туберкулеза, остался сын Владимир музыкант и журналист, он погиб в Париже во время фашистской оккупации после депортации его жены — Марии Исааковны Каменки и дочь Софья. Софья Натановна воспитывалась в семье Цедербаумов, после окончания гимназии закончила зубоврачебные курсы, вышла замуж за меньшевика-плехановца Ольгина-Фомина и после 1917 года вместе с ним уехала на Восток, умерла от тифа во Владивостоке. Младший ее брат Яков воспитывался в семье брата отца Исайя, стал впоследствии меньшевиком, а у Исайя был и свой сын Федор партийный псевдоним Ф. Дневницкий , плехановец. Кончаю краткий обзор о семье Цедербаумов. Далее — только о тех, кто был арестован и расстрелян, так как считаю, что они имеют право на память. Начиная уже подробно писать о каждом, все-таки дам еще немного сведений о Юлии Осиповиче Цедербауме Л. Я уже писала, когда он родился и где. Хочу сказать, где учился, так как это не везде написано о нем. Учился 3 года в 7-й гимназии С. Один год — в Николаевской Царскосельской гимназии, в 1891 г. Петербургского университета, откуда был исключен в 1892 г. Далее писать о его политической биографии не буду, ведь книга не о нем, а о его родных. Уехал из России Л. Мартов в 1920 году. В газетах печатались версии его отъезда как о нелегальном с помощью В. Все это было придумано, никакой нелегальщины не было, и жил Л. Мартов в Москве легально, никуда не прятался. Один раз его арестовали, но в тюрьму не увезли, а был просто домашний арест, но сразу же освободили. Мартов уехал на съезд Независимой социалистической партии, где он должен был выступить. Получил паспорт в Наркоминделе и билет. На время процесса над эсерами Л. Мартов хотел приехать и выступить в защиту их, но Советское правительство не дало ему визы. Скончался Л. Мартов в санатории в Шварцвальде в Германии 4 апреля 1923 года от туберкулеза горла. Кремация была 10 апреля, 11 июня 1923 года на кладбище при крематории в Берлине поставили бронзовую урну с надписью по-немецки на цоколе: "Л. Мартов — борец за освобождение рабочего класса". При фашизме могила была разрушена, после окончания 2-й мировой войны была восстановлена. Я, к сожалению, не знаю, кто восстановил - 17 - ее, но это было при В. Пике, О. Гротеволе и Э. Хонеккере, за что я им всем благодарна. В фонде Л. Из писем видно, что она была влюблена в него, ее знали все его братья и сестры, дружили с ней, жаль, что его писем к ней нет. Мне рассказывала Виктория Сергеевна Кранихфельд, что в Париже должна была быть их свадьба. Поля и гости ждали, а Юлий Осипович приехал с опозданием на несколько часов. Он утром, как привык, зашел в кафе выпить кофе, а там начался спор, он увлекся и все забыл. Поля после этого сказала, что Юлий Осипович не может быть мужем, он партийный деятель. Так Л. Мартов остался один и не имел семьи и детей. Я читала письма Поли Гордон после этих событий, это были совершенно официальные письма о целях партии. Сама я не видела Л. Мартова, он умер в 1923 г.

Трагедия Мартова

Последовательно отрицал тактику заговора в боевой тактике социал-демократов, противопоставляя им завоевание народом демократических свобод вследствие дезорганизации государственного аппарата и использование любой возможности легальной организации масс. При этом скептически относился к революционному потенциалу крестьянства. Поддержал Л. Троцкого в деле организационного объединения социал-демократии на антибольшевистской основе на конференции в Вене август — сентябрь 1912; проходила вслед за состоявшейся в январе того же года конференцией большевиков в Праге. С 1913 г. Деятельность в России 1913—1914 Воспользовавшись амнистией по случаю 300-летия Дома Романовых , в 1913 г.

В конце 1913 — 1-й половине 1914 гг. Третья эмиграция 1914—1917 Летом 1914 г. Остался в Париже, а в 1915 г. Решительно выступал за прекращение войны, осуждал «патриотов» и, не желая победы ни одному буржуазному правительству, связывал завершение войны с демократическими преобразованиями во всём мире и возрождением международной организации социалистов. Одним из первых в социал-демократической литературе например, в письме редакции и сотрудникам журнала «Наша заря» под названием «Русский марксизм и война», 1914 охарактеризовал империализм как важнейшее общественное явление начала 20 в.

Делал акцент не на определении империализма как стадии «загнивания» и «умирания» капитализма или кануна социалистической революции, а на перспективах его развития как экономической и политической системы. Полагал, что возможности саморегулирования и приспособления капитализма к новым историческим условиям далеко ещё не исчерпаны. В то же время ожидал новую демократическую революцию в России, считая, что политическая система в стране мало изменилась в результате революции 1905—1907 гг. Один из редакторов газеты интернационалистского направления «Голос» 1914—1915 ; вышел из состава редакции, разойдясь во взглядах с Л. Троцким, который всё ближе сходился с большевиками.

Участник Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых произошло объединение осуждавших войну социал-демократов — интернационалистов. После Февральской революции 1917 г. Возвращение в Россию май — октябрь 1917 Вернулся в Россию тем же путём 9 22 мая. Редактор журнала «Интернационал», газет «Летучий листок», «Искра», сотрудник газеты «Новая жизнь». Последовательно отстаивал идею поэтапного перехода власти к левым силам революции, включая большевиков.

Критиковал вхождение социалистов во Временное правительство , считая его неспособным решать революционные задачи, осуждал «революционное оборончество» идею продолжать войну во имя защиты завоеваний революции , возглавил Временное центральное бюро меньшевиков-интернационалистов, оппозиционное руководящим органам меньшевиков. В связи с июльскими событиями 1917 г. Не соглашаясь с большевистской стратегией и тактикой, в то же время осуждал правительственные репрессии по отношению к большевикам. Участник Демократического совещания 1917 г. Выступал с резкой критикой как Временного правительства и поддерживавших его социалистов, так и большевиков, начавших непосредственную подготовку вооружённого восстания против Временного правительства.

На 2-м Всероссийском съезде Советов [25—27 октября 7—9 ноября ] предложил от имени меньшевиков-интернационалистов резолюцию, которая осуждала большевиков за организацию переворота до открытия съезда и призывала к формированию однородного социалистического правительства. После ожесточённых дебатов, закончившихся уходом со съезда правых групп меньшевиков и эсеров, не встретив поддержки, покинул съезд. Однако, рассматривая социализм как высшее воплощение индивидуальной свободы и индивидуальности, Мартов не мог примириться с характерным для большевиков «аракчеевским пониманием социализма и пугачёвским пониманием классовой борьбы», на почве которого вырастает, по его словам, «окопно-казарменный» «квази-социализм». Считал, что социализм возможен только тогда, когда политическое воспитание масс позволяет им «путём самоуправления взять в свои руки руководство общим аппаратом». В этой связи называл «бессмысленной утопией» попытку «насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране».

Единственную возможность борьбы с большевизмом видел в восстановлении единства рабочего движения под эгидой социал-демократии Мартов. С этого времени до 1920 г. В связи с перемещением государственных и партийных органов из Петрограда в марте 1918 г.

Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошел в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм».

Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г.

На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене, где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником.

Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Несмотря на огромный авторитет Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф.

Начало освободительного движения, первый срок и знакомство с В.

Ульяновым Свою революционную деятельность Цедербаум начал еще будучи студентом Петербургского университета. Свой первый срок с последующей ссылкой Юлий получил в 1892 г. Начало 1895 г. Однако первые начинания не увенчались успехом, и все участники организации оказались арестованными полицией. Лидеры движения получили сроки на каторге, по окончании которых были сосланы.

Цедербаум становится Мартовым Начало 1901 г. Согласно воспоминаниям его сестры Лидии, выбор именно этой фамилии был сделан осознанно, поскольку Цедербаум относясь к породе «бунтарей», считал именно весенний март одним из основных революционных месяцев, ввиду событий 1848 г. Но, II съезд партийной организации стал последним для нее. По его итогам партия раскололась на враждующие фракции: «меньшевиков» Мартов и «большевиков» Ленин.

Отчеты ленинградского гублита за 1925 г. Выступления Я. Свердлова и Л. Кагановича на совместном заседании губкома, органов власти и управления в Нижнем Новгороде.

Декабрь 1918 г. Зеленов, О. Невский — участник и историк первой российской революции. Исследования по истории советской цензуры, опубликованные в 2018—2021 гг. СПб : РНБ, 2023. Ждановым за 1936—1937 гг. Зеленов, А. Историки России.

История России для технических вузов. Чернобаев А. Бондаренко А. ISBN 978-5-9916-2822-5. Кондрашин В. Актуальность исследований П. Накануне сплошной коллективизации: 1928 — 1929 гг. Государственная власть и крестьянство.

Горский, В. Семенова-Тян-Шанского, 2023. Спецвыпуск о модернизации. Документы архивов ЗАГС о демографической ситуации в советской деревне во время голода 1932—1933 гг. Спецвыпуск о демографии. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2023. Размышления после прочитанной статьи профессора А.

История, педагогика, филология. Региональные столицы России — точки опоры и роста: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Екатеринбург — Пермь, 20—22 сентября 2023 г. Екатеринбург: «Альфа Принт», 2023. Формирование «советской модерности» и региональная элита в 1960—1970-е гг. Выпуск 3 С. Вестник фонда «История Отечества». Кочетова А. Председатель Совета по делам Русской православной церкви Георгий Карпов: судьба сталинского выдвиженца.

Подведение итогов и выбор пути: Материалы XV Международной научной конференции. Екатеринбург, 21-24 июня 2023 г. Куренков Г. Сборник РУСО. Исторические чтения на Лубянке. Юбилейные даты отечественных органов госбезопасности в 2023 г. Лазарева Л. Подведение итогов и выбор пути : Материалы XV Международной научной конференции.

Екатеринбург, 21—24 июня 2023 г. Ельцина, 2023 — 623 с. История сталинизма.

Мартов интервью

Мартов, Юлий Осипович Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в колумбарии на Герихтштрассе в берлинском районе Веддинг.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году Главная» Новости» Мартов юлий.

Мартов, Юлий Осипович

Юлий Осипович Мартов настоящая фамилия Цедербаум — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. В марте 1901 года Юлий Осипович приехал в Мюнхен и сразу стал соредактором выходившей уже газеты «Искра». Образ ведущего новостей. Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе.

Мартовский код

Мартов Ю. О. Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) — вместе с В. И. Лениным — основатель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». 24 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения Юлия Осиповича Мартова (1873–1923), а 4 апреля состоялась 100-летняя годовщина со дня его смерти. Мартов Юлий Осипович (1873–1923), деятель российской социал-демократии, один из идеологов и лидеров меньшевиков, мемуарист.

Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году

2023 - Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Мартов, Юлий Осипович (1873 1923) российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма.
Ответы : Были ли у Ю. О. Мартова жена и дети? Поэтому актуальность упоминания Юлия Осиповича Мартова не должна исчерпываться кругленькой датой или каким-нибудь еще юбилеем.
Трагедия Мартова. Ленин. Книга 1 Главная» Новости» Юлий осипович мартов революционеры россии. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков.
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков.
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина На родину Юлий Осипович Мартов больше не вернулся. Он продолжал жадно ловить все новости из Москвы.

10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина

Главная» Новости» Мартов юлий. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в колумбарии на Герихтштрассе в берлинском районе Веддинг. Мартов, Юлий Осипович (1873 1923) российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий