Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику.
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
Эти волшебные крылья распластаны под телом бывшего хозяина и служат ему то ли неуютным ложем, то ли саваном. Фигура кажется неодушевленной — хрупкое, бесполое существо словно уже мертво — его кожа голубоватого «трупного» оттенка, тело застыло в неестественной позе. Он напоминает подстреленную и уже ощипанную птицу — жертву небесного охотника. Но взгляд Демона устремлен в пространство и горит гневом. И лицо его еще хранит суровое, воинственное выражение: губы плотно сжаты, брови нахмурены, на лбу залегли глубокие складки.
Третьяковская галерея 460 подписчиков Подписаться Сидит, летит, повержен. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля.
Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, но не иллюстрациями к его поэзии и прозе.
Но, между тем, критики и художники больше всех клеветали именно на Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и даже за неумение рисовать. Хотя сам Врубель говорил как-то Репину: "Ты не рисуешь, а срисовываешь. Стасов, этот критик-самолюбец, назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников Серов, Коровин и ценителей понимали значение уникальных рисунков Врубеля, их гениальность и адекватность произведениям поэта.
Однажды он изумил и испугал всех, искусно загримировавшись в умершего соседа.
Как пишет Иванов, «присутствовавшие на вечернем чае. В другой раз во время спектакля «Кармен» загримировался в Хозе и просил главного тенора уступить ему партию — художника отговорили с большим трудом. И неудивительно, что выставка довольно подробно исследует последние трагические годы Врубеля. Тем более что его гений, как писал лечащий врач Усольцев, угасал в последнюю очередь, хотя обычно эстетические представления — последние по времени — погибают первыми. Он жил в странном ритме — возвращение к жизни, погружение в пучину безумия, снова просветление — и эта пульсация наглядно показана на выставке.
Организаторы создали длинный черно-белый коридор, где в черных «залах» представлены рисунки, сделанные то ли ребенком, то ли художником-авангардистом. А в белых — искусные работы, с изящной штриховкой, выполненные твердой рукой. Хотя в глазах моделей — в основном тоже пациентов — виден затаенный ужас. Глаза вообще были важнейшей деталью для художника — обычно он изображал их в последнюю очередь, когда портрет был уже почти готов. И так удивителен и странен его собственный взгляд в поздних автопортретах, где Врубель пристально всматривается в реальность, словно пытаясь ухватиться за нее, вынырнуть из бездны.
И совершенно особое место занимает серия «Бессонница», сделанная в последние годы. Простые вещи: одинокое окно, скомканное одеяло, опустевшая кровать — то, что художник видел вокруг себя, переезжая из клиники в клинику. В этих карандашных набросках есть что-то общее с картиной «Цветущие ветки миндаля» Ван Гога — тоже написанной в лечебнице для душевнобольных. Повседневные мелочи становились как бы автопортретом художника и одновременно выразителем его мук. И здесь же, в финале экспозиции, — последние всплески творческого гения Врубеля.
Прежде всего, «Жемчужина» 1904—1905 , вдохновленная перламутровой раковиной, которую мастеру подарили как пепельницу. Врубель задался целью передать на бумаге чудесные переливы цвета, в том числе в черно-белом варианте, простым карандашом — и, как ни странно, преуспел: на выставке представлены эскизы, демонстрирующие его мастерство. А замыкает ретроспективу удивительный «Шестикрылый Серафим» 1904 — лебединая песня художника, после которой хочется верить, что даже если демон забрал разум Михаила Врубеля, то в битве за его душу точно проиграл.
«Демон поверженный»: первая за 60 лет выставка Врубеля открылась в Русском музее
Но он бежал из Киева, где ему было так хорошо и так тяжко, где он несчастливо влюбился, где создал первые выдающиеся монументальные произведения и где прослыл странным чудаком, у которого «таланту бездна», а трудолюбия — «на алтын». В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута.
Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы.
С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное. Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу.
В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой. В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи. В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение.
Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.
Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий. В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.
«Демон поверженный»: первая за 60 лет выставка Врубеля открылась в Русском музее
Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. это картина 1901 года, выполнена на холсте маслом. Эта тема о картинах демонов Михаила Врубеля несет в себе отрицательный характер.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
В Русском музее его повторили, поставив в центр композиции ту самую чудом уцелевшую раковину, чьи перламутровые переливы в графике и пытался передать Врубель. Ее художнику подарили как пепельницу. Вокруг нее собраны рисунки-штудии, а справа если считать от входа в зал висит сама картина. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу. Хотя художник говорил, что они будто сами там возникли, когда он стал работать красками. По традиции черты одной из них напоминают образ его жены — оперной певицы Надежды Забелы, чьи портреты он писал всю жизнь. Государственная Третьяковская галерея «Демон сидящий» 1890 , Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей «Демон летящий», 1899. Майолика, 1894, Государственный Русский музей «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» майолика , 1894 Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». В версии Русского музея их два, то есть «встреча» не такая уж и историческая но есть и акварель «Тамара и Демон» 1891 года. Зато есть и бонус — гипсовая «Голова Демона», которая на гастроли в Москву не ездила.
Тоже из соображений безопасности для хрупкого экспоната — ее уже восстанавливали по кусочкам, когда в 1920-х майолику разбил страдающий ментальным расстройством посетитель. Рядом есть и набросок будущей «Головы». Говорят, современники угадывали в ней черты Эмилии Праховой — большой любви Врубеля до встречи с Забелой и жены его киевского заказчика и покровителя. Согласно апокрифу ее же лицо он ранее изображал ликом «Богоматери с младенцем» в иконостасе Кирилловской церкви.
Повесив в мастерской электрическую лампу, писал допоздна.
Длинные ночи располагали к раздумьям - мысли художника становились все мрачнее. Снова появились видения - тревожные и манящие. Первый - «сидящий» - возник в его воображении еще в 1884-м. Созданный позже набросок Михаил показал отцу. Мощная фигура, словно вырывающаяся из холста, гранитное лицо с недоброй улыбкой.
Увидев рисунок, Врубель-старший сообщил родным: «На первый взгляд Мишин Демон показался мне злою, чувственною, пожилою бабой». Странные черты отметил и друг Врубеля - художник Константин Коровин: «Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Тот искал умелого мастера для росписи Кирилловской церкви в Киеве. Питерский знакомый - преподаватель Врубеля Павел Чистяков - прислал Михаила. Начав работу, 27-летний художник признавался сестре, что вовсе не благоговейный трепет охватывает его, когда он пишет лики святых: «Рисую изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность...
Во фрагменте «Сошествие святых» изобразил душевнобольных - пациентов клиники, находившейся на территории Кирилловского монастыря. Но что бы он ни делал, образ 32-летней Эмилии Львовны преследовал его. Ее лицо художник подарил Богородице, списав маленького Христа с младшей дочери Праховых. Эмилия была для него божеством, постепенно превращаясь в разрушающего душу Демона. Боясь пересудов, дама велела сжечь все письма, которые писал ей ее воздыхатель.
Врубель же, сосланный Праховым в Венецию - от греха, исполосовал себе грудь ножом, стараясь забыть пленившую его женщину. Художник часто изображал на картинах любимую Наденьку. Жил в безденежье - расплачивался за обед в ресторанах собственными рисунками. Один из них отдал за рубль, а когда пришел, чтобы выкупить его за пару целковых, хозяин, получив от художника два рубля, радостно вернул «мазню». Кстати, сегодня та акварель - этюд к «Восточной сказке» - украшает Русский музей.
Мучился сильнейшими мигренями. Страдал от непонимания. Его любили как оригинала, но все же было то, что вот те все - настоящие художники, а этот - такой, которого надо доделать - учить… Нет в нем положительного, а пишет черт знает что такое - за него совестно: то какими-то точками, то штрихами.
Врубелю достаётся поэма «Демон». Он пишет для нее тридцать работ. Его рисунки критикуются и отмечаются малым профессионализмом.
Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола. Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже.
Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности.
Супруга стала не только основной моделью художника, но и верным другом на протяжении всей жизни, разделив в годы болезни судьбу мужа. А когда Врубель ослеп, голос Забелы-Врубель стал для него единственной связью с миром. Еще одним интересным пунктом на выставке стал Ренессансный зал, где кураторы смогли собрать три панно и три плафона, созданные Врубелем для дома инженера К.
Дункера и Е. Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы.
А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа.
Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический. По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета.
«Демоны» Михаила Врубеля
Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. В 1901 году Врубель сделал первые эскизы к картине «Демон поверженный». Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон поверженный. это произведение искусства, созданное известным русским художником Михаилом Врубелем.
«Дьявольская красота» Врубеля: какие пророчества зашифрованы в его картинах
Забела писала сестре: На днях обедали делегаты Венского Сецессиона , очень милые венские художники, они в восторге от Миши и всё хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку. Вообще у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет. Мамонтов вышел из тюрьмы и тоже требует от Миши эскизов. В 1901 году у Врубелей родился первенец — сын Савва. Ребёнок родился с челюстно-лицевым дефектом — заячьей губой. Сестра художника считала, что этот дефект расстроил Врубеля. В разгаре работы над «Демоном» Врубель написал большой акварельный портрет шестимесячного сына.
Выставка «Мир искусства» [ править править код ] В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением « Мир искусства » в Санкт-Петербурге. Полотно произвело настоящую сенсацию. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал своего Демона, стирал и накладывал краски, менял позу фигуры и фон, но больше всего он сделал изменений в лице «Демона». Александр Бенуа , наблюдавший за попытками Врубеля изменить законченную картину, писал: Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре.
Демон сидящий, эскиз, 1890 2. Демон сидящий, 1890 Одновременно с иллюстрациями к Лермонтову Врубель работал над собственной картиной «Демон сидящий». В ней проявились все уникальные особенности живописи Врубеля.
Несмотря на очень красивые оттенки, из них складывается довольно мрачная картина. Фигура Демона напоминает скульптуру или витраж. Врубель добился такого эффекта, накладывая широкие плоские мазки.
Он печален, сидит со сцепленными руками, будто зажатый верхней и нижней границами картины, и с грустью смотрит вдаль.
С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... Мухина, который учился у М. Врубеля в Строгановском училище.
Они напоминаю павлина, который падает в вечность. Но крылья демона, это еще не самая важная вещь, которую хотел показать художник. Демон изображен на фоне огромного заката. В связи с этим образ демона представлен небольшого размера, можно сказать, зажатым между пространством и временем. Грани работы восхищают, Врубель добился того, чего хотел. Плоские мазки придали картине уникальный вид. Стоит заметить, что художник не пожалел бронзового порошка когда работал над этим полотном.
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Содержание картины-панно М.А. Врубеля «Демон поверженный» — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника Михаил Врубель, "Демон поверженный". Я встречала её на различных репродукциях, но живьём не видела никогда и, оказавшись в зале Врубеля, в стенах Третьяковской галереи, я направилась именно к ней, встретив на своём пути одно маленькое препятствие – картину «Демон поверженный».
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Над финальным полотном серии — «Демоном поверженным» — Врубель работал особенно отчаянно. Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный» / @ripe_chap. Второй период принято называть «московским», временные рамки ставятся от даты сотворения картины «Демон сидящий» (1890 год), заканчивается период в 1902 году, написанием картины «Демон поверженный», после этого периода Врубеля настигает болезнь. Зайдя в зал, смотрительница сразу заметила, что отутствует картина Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”.
Неразменный Врубель: грандиозная выставка в Новой Третьяковке
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Питере» spb.
Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье.
Пророчества вскоре сбылись. Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания.
Кажется, что Врубель в точности повторяет судьбу своего рисованного демона, зрительный образ стал частью его собственной жизни. Спустя еще какое-то время художник слепнет. Свою последнюю картину "Портрет поэта Брюсова" Врубель так и не успел дописать. Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе. Газеты пишут, что его «Демон», уничтожил своего творца. Удивительным образом Врубель словно мнит себя самого демоном.
Фигура кажется неодушевленной - хрупкое, бесполое тело застыло в неестественной позе. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей. Врубель включил в картину реальное изображение жемчужных вершин Эльбруса и Казбека, которые он написал по фото. Много нареканий друзей-художников и критиков вызывали неточности в анатомических пропорциях тела Демона, на которые сам Врубель реагировал очень негативно.
В 1902 году на выставке «Мира искусства» экспонировался «Демон поверженный», где произвел сенсацию. Но самого художника не отпускал Демон. Желание окончить холст переросло в одержимость. Пока шла выставка, каждое утро публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах.
После его похорон жизнь Врубеля покатилась под уклон. Потеря сына обострило ощущение сиротства, знакомое с детства, - мать художника умерла, когда тому было всего три... Пустоту заполняли демоны. Чувствуя приближение страшных наваждений, Врубель сам попросил отвезти его в лечебницу. В нем уже трудно было узнать прежнего франта - а выглядел Михаил Александрович всегда благородно и утонченно. Екатерина Ге писала: «…бедный Миша теперь весь в прыщах, красных пятнах, без зубов». Удивительное дело, но известие о сумасшествии Врубеля возвело его картины в разряд гениальных - хулители мастера тут же переметнулись в ряды его почитателей. В периоды просветления художник выходил из больницы, много работал.
Но вскоре стал слепнуть. Жаловался жене на воробьев - в их чириканье ему слышалось: «Чуть жив, чуть жив…» Однако с потерей зрения приступы помешательства смягчились. Демоны отступали. С 1906 года Врубель почти не покидал клинику. Одну из последних работ - портрет поэта Валерия Брюсова - он писал почти на ощупь. Брюсов вспоминал сеансы в больнице: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. Ему дана власть за то, что я, будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил», - говорил он». Одну из январских ночей художник провел у открытой форточки - хотел простудиться.
Началось воспаление легких, которое оказалось смертельным. Через три года сразу после концерта умерла и его жена Надежда Забела - говорили, что она покончила с собой. Ей было всего 45. Имей в виду Наиболее полное собрание произведений Михаила Врубеля принадлежит Третьяковской галерее. Также в постоянной экспозиции представлено монументально-декоративное панно - камин «Микула Селянинович и Вольга». Картину «Демон летящий» можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Демоны» Михаила Врубеля
«Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. © Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. "Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой.