Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей.
10 советских детей, проявивших особый героизм в Великую Отечественную войну
За годы войны госпитали Саратова и области вернули здоровье и силы примерно 300 тысячам солдат и офицеров. Несмотря на тяжелые условия, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией. К концу войны, вследствие расширения и реконструкции производства для нужд фронта, резко повысился удельный вес машиностроения и металлообработки. На саратовских предприятиях было выпущено более 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей. В первые же дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, в машинно-тракторные станции - 5 тысяч тракторов.
Многие из эвакуированных на Урал заводов стали базой для создания новых предприятий. Вот некоторые из них: в 1941 году на основе эвакуированного оборудования Харьковского радиозавода организовали Каслинский радиозавод «Радий»; Московский автозавод имени И. Пушкино — Челябинскому автомеханическлму заводу; текстильное оборудование из г.
Серпухова Московской области и г. Ярцево Смоленской области — Челябинскому текстильному комбинату; Ленинградский завод «Электросила» и Московский завод «Динамит» — Миасскому заводу специального электрооборудования; Московский завод контрольно-измерительных инструментов — Челябинскому заводу измерительных приборов «Калибр»; оборудование кузнечных цехов завода «Электросталь» — Чебаркульскому металлургическому заводу; Московское предприятие «Дукат» — Челябинской табачной фабрике; прокатный стан трубного завода из Мариуполя — Челябинскому трубопрокатному заводу; Московский автозавод ЗИЛ — Челябинскому кузнечнопрессовому заводу; Ленинградский завод К-4 — Челябинскому заводу оргстекла; Ленинградский завод «Химмаш» — Челябинскому заводу «Строммашина»; предприятия из Москвы, Ленинграда, Одессы — Магнитогорскому калибровочному заводу. Оборудование Нижнеднепровского завода металлических изделий, Солнечногорского сеточного завода и часть оборудования Ленинградского и Московского метизных заводов использовали для создания двух предприятий, которые пустили в 1942 году в 1954 году объединены в Магнитогорский метизно-металлургический завод.
В годы войны в области были пущены новые предприятия: осенью 1941 года — Челябинская артель «Трикотажник» в 1960 году преобразована в трикотажную фабрику ; в декабре 1941 года выпустило первую продукцию Челябинское предприятие «Сигнал»; в ноябре 1942 года — Челябинский лакокрасочный завод; в апреле 1943 года введена в строй первая очередь Челябинского металлургического завода; в августе 1943 года сдан в эксплуатацию Челябинский завод автотракторных прицепов. Эшелон за эшелоном на станцию Челябинск прибывали эвакуированные специалисты, рабочие. В начале войны 145 школьных зданий были переоборудованы под госпитали, рабочие общежития.
В общежитиях устанавливали двухъярусные кровати, в квартирах заселяли даже ванные комнаты. После многочисленных «уплотнений» в среднем на человека в Челябинске приходилось 2 — 2. И все же жилья катастрофически не хватало.
Приходилось экстренно строить временное жилье — бараки, землянки и плотно заставлять их двухъярусными нарами. Полураздетые, голодные подростки, работавшие по 12-16 часов в сутки, вынуждены были жить в темных, не отапливаемых землянках, больше похожих на пещеры, занесенные снегом. Но все понимали, что главное — обеспечить фронт военной техникой, боеприпасами.
В кратчайшие сроки область была превращена в мощный центр оборонного производства. К середине 1942 года перевод экономики на военные рельсы был завершен. На обслуживание нужд фронта перешли все отрасли народного хозяйства.
Военная промышленность резко увеличила выпуск вооружения, боеприпасов, снаряжения. За период войны, несмотря на значительные трудности, выпуск промышленной продукции в области вырос в 4,5 раза. Выпуск оборонных изделий вырос в 6 раз.
Расширилась номенклатура выпускаемых изделий. Завод имени Колющенко стал выпускать прославленные «катюши», ЧТЗ — танки. За 1942—1945 годы танковый завод дал 8 340 тяжелых танков.
В 1943 году стали выпускать танки серии «ИС» «Иосиф Сталин». Для организации массового производства лучшего танка Второй мировой войны — Т-34, заводчанам понадобилось всего 33 дня. С августа 1942 по март 1944 года выпустили 5 677 средних танков Т-34.
За 25 дней танкостроители разработали опытные образцы, провели испытание и запустили в производство самоходную установку СУ-152, которую после битвы на Курской дуге стали называть «зверобоем». Металлурги освоили выплавку броневой и многих десятков других марок спецсталей, варили их в мартеновских печах. Феррохром получали в домнах.
Броневой лист катали на блюмингах. Златоустовцы внедрили в производство более 170 марок высококачественной стали. Выросла выплавка меди, других цветных металлов, была развернута добыча бокситов и редкоземельных элементов.
Тюменский тыл в Великую Отечественную войну «Тыл — это половина Победы, даже больше», - так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны. Тюмень волею судьбы оказалась тыловым городом. В годы войны в тюменский край эвакуировали 30 промышленных предприятий и производств, научные и учебные учреждения, ряд министерств и ведомств. Тюменцы, сознавая свою ответственность перед Родиной и фронтом, совершали настоящие трудовые подвиги.
Работали женщины, молодежь, дети… Всё - ради долгожданной Победы! В Тюмени разместили госпитали, в которых врачи боролись за жизнь бойцов Красной армии. Под них освободили здания городских школ, музея, пединститута, дома санитарного просвещения и других учреждений. Госпиталями стали 26 самых вместительных и самых красивых зданий города.
Тюменцы, сами оставаясь без необходимого, неустанно помогали солдатам. Собирали и отправляли на фронт деньги, теплые вещи, бытовые принадлежности… В тылу ощущали себя единым целым с теми, кто отражал атаки фашистов на передовой. В период военного времени проявились лучшие качества сибиряков: стойкость, сила духа, любовь к Родине и к ближнему, самопожертвование. В годы войны в Советском Союзе развернулось мощное патриотическое движение по оказанию всемерной помощи фронту.
Опираясь на эти традиции, в наши дни страна помогает участникам СВО, организуя масштабные акции, такие как «100 миллионов для Победы». В этом материале вспомним о самых ярких фактах из жизни города во время войны. Фото пресс-службы губернатора Тюменской области Митинг на Базарной площади Война началась 22 июня 1941 года. В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз.
Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч. Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс.
Во время чистки топки паровоза провалились колосники. Чтобы поставить их на место, надо было охлаждать паровоз, но это задержало бы на несколько часов отправку срочного военного груза. Рискуя жизнью, Каширин влез в огненную топку и установил выпавшие колосники. Его мужество и выносливость позволили своевременно отправить эшелон с военным грузом. Бригада елецкого машиниста Никифора Афонина доставила срочный воинский эшелон на станцию Ефремов.
Развернув на поворотном круге паровоз, приготовились в обратный путь. В это время на станцию ворвались немецкие автоматчики и открыли огонь. Составителя и стрелочника на месте не оказалось, и Афонин решил спасти стоявшие на разных путях вагоны с грузом. Машинист передал управление своему помощнику Закревской, а сам с кочегаром Лицеровым переводил стрелки и сцеплял вагоны. Сформированный состав потянули на перегон.
Но неожиданно из-за стрелочной будки у выходных стрелок выскочил фашистский диверсант и перевел стрелку в тупик. Прилагая все силы и внимание, Афонину пришлось применить экстренное торможение. Поезд был остановлен, стрелка переведена на правильный путь. На перегоне немецкая авиация бомбила состав, в результате тендер паровоза был пробит в 7 местах. Заделав пробоины, машинист со своей бригадой сумел благополучно довести поезд до станции Лобаново.
За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал. Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями.
Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз. Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны.
Тюмень в годы Великой Отечественной войны
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. Трудовой подвиг татарстанцев во время Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа. Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. Топ-10 советских детей, проявивших мужество и героизм во время Великой Отечественной войны. Благодаря упорному труду, патриотическому настрою тружеников села в годы Великой Отечественной войны в районах области был увеличен валовой сбор зерна, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, увеличилась продуктивность скота.
Трудом ковалась Победа
Женщины в годы Великой Отечественной войны не только становились к доменным печам, но и спускались в шахту. Никитина, первая женщина-бурильщица в стране. Возглавляла бригаду бурильщиц на шахте им. Шмидта рудника им.
III Интернационала. Первой в стране женщиной-бурильщицей стала тагильчанка Раиса Терентьевна Никитина. По воспоминаниям племянницы Р.
Никитиной, Марии Павловны, она говорила: «Любую работу с успехом может выполнить женщина! Когда потребуется, каждая из нас должна заменить брата, мужа, отца, товарища на любом производственном участке». С шахты «Серная» Раиса Никитина перешла работу на шахту им.
На новом месте по-настоящему оценили ее энергию, знания. Там возглавила бригаду бурильщиц, обучила работать по-стахановски своих подруг, а сама не останавливалась на достигнутом. Поделиться своим опытом выезжала Никитина на шахту «Красногвардеец» г.
Красноуральск , организовала там женскую бригаду бурильщиков. Война застала Никитину на отдыхе в Пятигорске, и она сразу выехала домой. В газете «Тагильский рабочий» 10 октября 1941 года появилось сообщение о том, что жены горняков, желая заменить мужей, отцов и братьев, и домохозяйки по призыву знаменитой бурильщицы, комсомолки Р.
Никитиной решили пойти на шахту. И на одной из шахт была создана женская бригада. В конце войны она слегла.
Диагноз — силикоз, тяжелое легочное заболевание многих горнорабочих. Умерла бурильщица 9 января 1946 г. Возможно, что здоровье Раисы Никитиной повлияла и трагическая потеря — почти в самом конце войны, в марте 1945 г.
Сиротами остались две дочки Никитиной - восьмилетняя Нэлла и полуторагодовалая Галя. Работали женщины токарями и слесарями. Работали по 12-16 часов, а иногда и сутками не покидали производства, пока не выполняли задание правительства по выпуску оборонной продукции.
На предприятиях создавались женские бригады, в которых трудились и вчерашние домохозяйки, и школьницы, наравне с мужскими бригадами выполняя и перевыполняя план и завоевывая почетное для бригады звание «гвардейская». Первой гвардейской женской фронтовой комсомольско-молодежной бригадой на Уральском танковом заводе стала бригада Татьяны Бревновой. Награждена орденом В.
Ленина, медалями. Фото 1940-х гг. Ленина, медалями «За трудовую доблесть».
Среди них: ленинградский Кировский завод, московский завод «Компрессор», тульские заводы, выпускавшие оружие и боеприпасы. Челябинская область принимала, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий и учреждений. Удивляет, как удавалось размещать их так по-военному четко и быстро, слажено и в кратчайшие сроки. Для этого использовались площади действующих предприятий. Так, Челябинский станкостроительный завод принял эшелоны с оборудованием и людьми Московского завода имени Ленина, Ленинградского Ижорского завода, заводов из Донбасса, Брянска, Николаева, Одессы; Челябинский тракторный завод разместил у себя Ленинградский Кировский и Харьковский моторный заводы; Копейский рудоремонтный завод объединился с эвакуированным из Донбасса Горловским машиностроительным заводом, на основе этих предприятий был создан Копейский машиностроительный завод. С каждым днем в Челябинскую область прибывали все новые и новые предприятия оборонного значения.
Помещений не хватало, приходилось задействовать новые, неприспособленные площадки — один из заводов наркомата боеприпасов, эвакуированный из Ярославля, разместили в здании бывшего элеватора, завод боеприпасов пришлось развернуть в складском хозяйстве, один из заводов Наркомата вооружения получил производственные площадки в бывшем Доме печати, под патронный завод переоборудовали здание пединститута. Многие из эвакуированных на Урал заводов стали базой для создания новых предприятий. Вот некоторые из них: в 1941 году на основе эвакуированного оборудования Харьковского радиозавода организовали Каслинский радиозавод «Радий»; Московский автозавод имени И. Пушкино — Челябинскому автомеханическлму заводу; текстильное оборудование из г. Серпухова Московской области и г. Ярцево Смоленской области — Челябинскому текстильному комбинату; Ленинградский завод «Электросила» и Московский завод «Динамит» — Миасскому заводу специального электрооборудования; Московский завод контрольно-измерительных инструментов — Челябинскому заводу измерительных приборов «Калибр»; оборудование кузнечных цехов завода «Электросталь» — Чебаркульскому металлургическому заводу; Московское предприятие «Дукат» — Челябинской табачной фабрике; прокатный стан трубного завода из Мариуполя — Челябинскому трубопрокатному заводу; Московский автозавод ЗИЛ — Челябинскому кузнечнопрессовому заводу; Ленинградский завод К-4 — Челябинскому заводу оргстекла; Ленинградский завод «Химмаш» — Челябинскому заводу «Строммашина»; предприятия из Москвы, Ленинграда, Одессы — Магнитогорскому калибровочному заводу.
Оборудование Нижнеднепровского завода металлических изделий, Солнечногорского сеточного завода и часть оборудования Ленинградского и Московского метизных заводов использовали для создания двух предприятий, которые пустили в 1942 году в 1954 году объединены в Магнитогорский метизно-металлургический завод. В годы войны в области были пущены новые предприятия: осенью 1941 года — Челябинская артель «Трикотажник» в 1960 году преобразована в трикотажную фабрику ; в декабре 1941 года выпустило первую продукцию Челябинское предприятие «Сигнал»; в ноябре 1942 года — Челябинский лакокрасочный завод; в апреле 1943 года введена в строй первая очередь Челябинского металлургического завода; в августе 1943 года сдан в эксплуатацию Челябинский завод автотракторных прицепов. Эшелон за эшелоном на станцию Челябинск прибывали эвакуированные специалисты, рабочие. В начале войны 145 школьных зданий были переоборудованы под госпитали, рабочие общежития. В общежитиях устанавливали двухъярусные кровати, в квартирах заселяли даже ванные комнаты. После многочисленных «уплотнений» в среднем на человека в Челябинске приходилось 2 — 2.
И все же жилья катастрофически не хватало. Приходилось экстренно строить временное жилье — бараки, землянки и плотно заставлять их двухъярусными нарами. Полураздетые, голодные подростки, работавшие по 12-16 часов в сутки, вынуждены были жить в темных, не отапливаемых землянках, больше похожих на пещеры, занесенные снегом. Но все понимали, что главное — обеспечить фронт военной техникой, боеприпасами. В кратчайшие сроки область была превращена в мощный центр оборонного производства. К середине 1942 года перевод экономики на военные рельсы был завершен.
На обслуживание нужд фронта перешли все отрасли народного хозяйства. Военная промышленность резко увеличила выпуск вооружения, боеприпасов, снаряжения. За период войны, несмотря на значительные трудности, выпуск промышленной продукции в области вырос в 4,5 раза. Выпуск оборонных изделий вырос в 6 раз. Расширилась номенклатура выпускаемых изделий. Завод имени Колющенко стал выпускать прославленные «катюши», ЧТЗ — танки.
За 1942—1945 годы танковый завод дал 8 340 тяжелых танков. В 1943 году стали выпускать танки серии «ИС» «Иосиф Сталин». Для организации массового производства лучшего танка Второй мировой войны — Т-34, заводчанам понадобилось всего 33 дня.
Челюскинцев , кирпичный завод «Труд», хлебокомбинат, рыбный, мельничный, водочный , пивоваренный завод и другие. За годы войны в Тюмень было эвакуировано из прифронтовых районов СССР 30 промышленных предприятий и производств. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в Тюмень в течение 1941 года. В условиях такого массового перемещения в город техники, оборудования, служащих и рабочих эвакуированных предприятий, их семей, самой сложной и важной работой тюменского руководства явилось размещение и обеспечение людей и «быстрейшая организация восстановления этих заводов, переоборудование помещений, налаживание технологического процесса применительно к новым условиям и быстрейший выпуск продукции. Для размещения эвакуированных заводов потребовалось приспособить, переоборудовать и построить вновь более 70 000 кв. Пуск эвакуированных и перепрофилирование местных предприятий на выпуск оборонной продукции происходили в тяжелых климатических условиях тюменского региона осени-зимы 1941-1942 годов.
Задачам введения прибывших предприятий в эксплуатацию и переориентированию местных на выпуск военной продукции препятствовали общие трудности — острый недостаток транспорта, электроэнергии. Несмотря на это, уже в 1942 году все они, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, были введены в эксплуатацию и приступили к выполнению государственных заданий и планов. К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн. Тюменский судостроительный завод судоверфь, с 31. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота торпедные катера. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. С сентября 1942 по сентябрь 1945 года Тюменский судостроительный завод построил и передал фронту 83 торпедных катера: Г-5 и Г-7 и ТК-123 бис «Комсомолец». Проект катера 123-бис «Комсомолец» был разработан в Тюмени. Всего тюменскими судостроителями построено 165 боевых кораблей.
В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Со стапелей завода сошли катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. На 1 января 1942 года на заводе работало 1 193 человека. Ущев писал: «…От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе…».
Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Уникальный планер «Крылья танка — 60» КТ-60 , сконструированный и построенный в Тюмени, прошел успешные испытания, но серийного производства не получил из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60. Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фронт требовал увеличения поставок дельта-древесины для производства новой техники. Заводоуковский — ныне г. Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа. Кроме авиационной фанеры комбинат производил лыжные установки ЛМ для артиллерийских систем, лыжи для лыжных батальонов, пароконные повозки, корпуса для фугасных мин, спички, однотонные резервуары для воды. Тюменский аккумуляторный завод Главного управления смежных производств автотракторной промышленности Наркомата среднего машиностроения СССР был организован на базе Подольского аккумуляторного завода, эвакуированного в Тюмень в 1941 году, как завод-дублер. Первый выпуск продукции планировался в мае 1942 года, но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе 1942 года.
Завод выпускал аккумуляторы нескольких типов и модификаций. За годы войны завод изготовил для боевой техники более 400 тыс. Тюменскому аккумуляторному заводу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя горкома ВКП б и горисполкома, как победителю в социалистическом соревновании промышленных предприятий города Тюмени. Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуску новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Завод также выпускал мотоциклы АМ-600 и запасные части к ним, изготавливал детали для взрывателя типа КТМ-1. В конце 1942 года завод приступил к проектированию по заданию Главного автобронетанкового управления Красной Армии специального мотоцикла тяжелого типа модели TM3-53. Два образца были изготовлены и прошли испытания пробегом Тюмень-Москва уже в ноябре 1943 года. Впервые изготовленные в СССР мотоциклы TM3-53 были разработаны специально с учетом тактико-технических требований армии. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С.
Богданова и П. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А.
Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А.
Ей, еврейке по национальности, пришлось покрасить волосы перекисью водорода, чтобы казаться блондинкой. Маша носила узникам концлагеря «Дрозд» еду и воду, а затем устроилась медсестрой в лагерный госпиталь, там находились советские военнопленные. Она смогла передать в госпиталь фотоаппарат для изготовления фальшивых документов, а за это полагался расстрел. Также юная Брускина передавала раненым сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и доставала гражданскую одежду. В октябре 1941 года Мария Брускина была арестована, и повешена вместе с 16 другими подпольщиками. Немцы хотели устроить показательную казнь, но девушка гордо отвернулась от камеры, когда на нее набрасывали петлю. Александр Бородулин Один из пионеров-героев Великой Отечественной войны в детстве мечтал стать летчиком. Но война внесла в его планы свои коррективы.
Вместо неба Сашу ждал партизанский отряд, а за выполнение опасных заданий он был награжден орденом Красного Знамени. Когда партизан выследили каратели, и нужно было прикрыть отход отряда, 16-летний Саша вызвался добровольцем. Вместе с 4 товарищами он принял бой, а когда остался один, то позволил фашистам окружить себя, выхватил гранату, и взорвал себя вместе с врагами. За этот подвиг он был повторно уже посмертно награжден орденом Красного Знамени. Марат Казей Марат вместе со старшей сестрой Ариадной осиротели, когда их мать была убита немцами за помощь минскому подполью. Ребята присоединились к партизанам, и Марат стал разведчиком. И хотя в 1943 году им предложили обоим отправиться в глубокий тыл у Ариадны были отморожены обе ноги , 14-летний Марат предпочел остаться в отряде. В марте 1943 года Марат спас целый партизанский отряд, сумев выбраться из окружения и привести подмогу. Несмотря на свой юный возраст этот мальчик получил несколько наград: «За боевые заслуги», «За отвагу» и «Орден Отечественной войны» 1-й степени.
В мае 1944 года Марат Казей, возвращавшийся с разведывательной операции, столкнулся с немцами. По одной версии он взорвал себя гранатой, чтобы не достаться врагу живым. По другой версии, он взорвал себя вместе с несколькими немцами, которые подошли к мальчику слишком близко. Посмертно был награжден званием Героя Советского Союза. Надежда Богданова Эту девочку фашисты убивали дважды. Маленькая, жалкая 9-летняя «нищенка» бродила среди немцев, просила милостыню, а заодно прислушивалась к их разговорам, и приносила партизанам из отряда «Путивльский» ценную информацию. Когда Надю поймали первый раз, то жестоко били, а потом повели ко рву, чтобы расстрелять.
Трудовой подвиг советского народа в годы войны
Многие из них были незаметны, не награждены орденами и медалями, но они вынесли на себе все тяготы, ковали Победу в тылу. Очень сложно собрать воедино такое большое количество историй людей, но на мой взгляд, проект удался, все получилось. Наполнение сайта Книги трудовой славы Костромской области еще продолжается. Печатный вариант издания будет выпущен в 2025 году к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. На презентации Сергей Ситников предложил рассмотреть возможность создания в электронной версии книги еще одного раздела под рабочим названием «Потомки», посвященного новым героям трудового фронта. В нем можно представить материалы о современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Ответственный: Пресс-служба.
Говоря о Победе, чаще всего вспоминают бойцов, сражавшихся в самой гуще войны - на передовой. Но не только на передовой люди не спали и сражались, у каждого в этом аду была своя битва, ведь кто-то производил материалы на фронт работая сутками за станками. Тыловики, совершили не меньший подвиг. Тысячи людей от мала до велика в тяжелейших условиях круглосуточно работали по всей стране - их руками ковалось оружие Победы. Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством страны задачу максимально сохранить производственно-экономическую базу и организовать слаженную работу в тылу для достижения победы. Немецко-фашистские войска вторглись в европейскую часть Советского Союза — наиболее развитые в промышленном отношении регионы. Там находилось 31850 предприятий, в том числе машиностроительной, горнодобывающей, металлургической, текстильной, пищевой, химической промышленности, а также тысячи электростанций, колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций.
Неизбежность оставления этих территорий, а значит, и потеря этих гигантских материальных и людских ресурсов, стала очевидна для советского руководства в первые же дни. Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической трагедией явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из угрожаемых районов СССР на Восток населения, промышленных предприятий, имущества МТС, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией. Гитлеровская Германия рассчитывала, по аналогии с оккупацией стран Европы, использовать в своих целях производственно-сырьевую базу и трудовые ресурсы местного населения в оккупируемых районах. С экономической точки зрения, самой главной за всю Великую Отечественную войну победной стратегической операцией являлась переброска из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Эвакуация людей и предприятий в условиях быстрого наступления немецко-фашистских войск и их союзников является одним из подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны. Это подвиг советского народа, И. Сталина, правительства, рядовых и офицеров войск НКВД и руководителей советских предприятий, без которого не могла наступить победа 1945 года.
Первыми из прифронтовых районов отправлялись эшелоны с детьми. В течение месяца из Ленинграда было вывезено 300 тысяч детей, из Москвы и пригородов — около 500 тысяч. Эвакуация детей продолжалась и в последующем. Проводилась эвакуация и взрослого населения. В сложнейших условиях первых дней войны удалось эвакуировать: - 120 тысяч человек из прибалтийских республик, - 300 тысяч — из Молдавии, более 1 миллиона — из Белоруссии, - 350 тысяч — из Киева, а всего с Украины — 3,5 миллиона человек, - из Ленинграда — 1,7 миллиона, - из Москвы — 2 миллиона человек. Эвакуация промышленности в начале войны. Вывозиться на Восток должны были квалифицированные рабочие и служащие, женщины, старики и дети. Из оборудования и ресурсов особое внимание уделялось станкам и машинам, цветным металлам, горюче-смазочным материалам, прочему промышленному оборудованию.
Из продовольствия в первую очередь предписывалось вывозить запасы хлеба. Несколько позднее был утверждён порядок демонтажа и погрузки оборудования. С самого начала организационная структура Совета была тщательно продумана. Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. В 1942 году в целях обеспечения кадрами оборонных отраслей хозяйства была проведена мобилизация трудоспособного населения. Вывозились на восток культурные ценности музеев, библиотек, дворцов культуры, клубов, в том числе из музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Пскова, Смоленска, Тулы, Феодосии, городов Украины и Белоруссии. Из Третьяковской галереи Москвы было эвакуировано 18 430 экспонатов, из Русского музея Ленинграда — 300 тысяч экспонатов, из Эрмитажа — 1 миллион 117 тысяч экспонатов. В наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны.
За 6 месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов. Людей и грузы также перевозил морской и речной транспорт. Во второй половине 1941 года в намеченные сроки было перебазировано на восток 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных.
Больше всего меня терзает мысль, что я тебе доставила огромное беспокойство. Со мной ничего плохого не произошло... Если сможешь, передай мне, пожалуйста, мое платье, зеленую кофточку и белые носки. Хочу выйти в хорошем виде..
Когда в Минск вошли немецкие войска, Брускина стала работать в подполье. Ей, еврейке по национальности, пришлось покрасить волосы перекисью водорода, чтобы казаться блондинкой. Маша носила узникам концлагеря «Дрозд» еду и воду, а затем устроилась медсестрой в лагерный госпиталь, там находились советские военнопленные. Она смогла передать в госпиталь фотоаппарат для изготовления фальшивых документов, а за это полагался расстрел. Также юная Брускина передавала раненым сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и доставала гражданскую одежду. В октябре 1941 года Мария Брускина была арестована, и повешена вместе с 16 другими подпольщиками. Немцы хотели устроить показательную казнь, но девушка гордо отвернулась от камеры, когда на нее набрасывали петлю.
Александр Бородулин Один из пионеров-героев Великой Отечественной войны в детстве мечтал стать летчиком. Но война внесла в его планы свои коррективы. Вместо неба Сашу ждал партизанский отряд, а за выполнение опасных заданий он был награжден орденом Красного Знамени. Когда партизан выследили каратели, и нужно было прикрыть отход отряда, 16-летний Саша вызвался добровольцем. Вместе с 4 товарищами он принял бой, а когда остался один, то позволил фашистам окружить себя, выхватил гранату, и взорвал себя вместе с врагами. За этот подвиг он был повторно уже посмертно награжден орденом Красного Знамени. Марат Казей Марат вместе со старшей сестрой Ариадной осиротели, когда их мать была убита немцами за помощь минскому подполью.
Ребята присоединились к партизанам, и Марат стал разведчиком. И хотя в 1943 году им предложили обоим отправиться в глубокий тыл у Ариадны были отморожены обе ноги , 14-летний Марат предпочел остаться в отряде. В марте 1943 года Марат спас целый партизанский отряд, сумев выбраться из окружения и привести подмогу. Несмотря на свой юный возраст этот мальчик получил несколько наград: «За боевые заслуги», «За отвагу» и «Орден Отечественной войны» 1-й степени. В мае 1944 года Марат Казей, возвращавшийся с разведывательной операции, столкнулся с немцами. По одной версии он взорвал себя гранатой, чтобы не достаться врагу живым.
Благодаря этим данным были выявлены 500 тысяч наград, не врученных их владельцам в период Великой Отечественной войны. Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость. В настоящее время цель проекта — предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время. Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Техническая поддержка осуществляется корпорацией ЭЛАР. With this project, our contemporaries are given the opportunity to find information about the awards of their grandparents and great-grandparents, to discover the circumstances of their heroic deeds, having read the descriptions in archival documents. The data bank contains 12.
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение
Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. Важно понимать, что трудовые подвиги Великой Отечественной войны не менее важны, чем фронтовые, так как без тыла не было бы оружия.
Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу
Во время Великой Отечественной войны и в период восстановления мы, женщины и подростки, работали днем и ночью, особенно в период уборки хлебов, картофеля и льна. Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций. Народная, священная война. Кажется, о Великой Отечественной войне мы знаем очень много, но в то же время мы не знаем о ней почти ничего. С началом Великой Отечественной войны привычный ритм жизни города резко изменился. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной. Во время сражений с фашистами советские солдаты захватывали без оружия танки, шли с топорами на отряды противника и крушили превосходящие силы в рукопашных схватках.
«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день
Татьяна Барамзина отстреливалась до последнего патрона и уничтожила 20 вражеских солдат. Нацисты захватили блиндаж и расстреляли раненых из противотанкового ружья. Татьяну долго пытали: тело изрезали ножом, глаза выкололи, груди вырезали, в живот воткнули штык и добили выстрелом из противотанкового ружья в голову. Опознали ее только по остаткам обмундирования и по волосам. Похоронили 24-летнюю Татьяну Барамзину на станции Волма, а в 1963 году останки перенесли в братскую могилу в деревне Калита Смолевичского района Минской области. В Глазове и в Ижевске Татьяне Барамзиной установлены памятники. На здании Пермского педагогического института в память о Барамзиной установлена мемориальная доска. В 1941 году его назначили комиссаром 4-го батальона особого назначения войск НКВД. Батальон занял позиции у города Ирпень. При отступлении из Киева подразделение попало в окружение и было разбито 21 сентября при попытке прорыва у села Харковцы, в живых осталось шесть человек.
А уже в декабре в Орловской области он объединил под своим командованием пять партизанских отрядов общей численностью 151 человек. В октябре 1942 стал начальником штаба по руководству партизанским движением Житомирской области, был членом Житомирского областного комитета КП б У. Его партизанский отряд стал чуть ли не самым известным из всех. С марта 1942 года до апреля 1944 года командовал партизанским соединением, которое действовало в Сумской, Житомирской, Волынской, Ровенской и других областях Украины, а также Брянской и Орловской областях России и в южных районах Белоруссии.
Происходит новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства ГУОС НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе. К началу января 1942 г. В них трудилось 20 тыс. Только в течение 1941 г.
Во второй половине декабря 1941 г. К 5 декабря 1941 г. К обороне было подготовлено около 100 крупных городов. В соответствии с Постановлением ГКО от 26 марта 1942 г. Было установлено твердое штатное расписание военно-строительных органов и строительных колонн, определена новая организационная структура семи созданных управлений оборонительного строительства. Основная производственная единица новых органов — управление военно-полевого строительства — представляла сильный производственно-технический и административный аппарат, осуществлявший работы придаваемыми строительными колоннами и местным населением. Однако как показал опыт, основным недостатком такой организации было отделение производственно-технического персонала от рабочей силы. Переход Красной Армии от обороны к стратегическому наступлению поставил перед военными строителями ряд новых задач и привел к реформированию структуры оборонительного строительства снизу доверху. На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г.
Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ. Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов или около 1 000 000 одного миллиона личного состава, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей. Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков. Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны. Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач. Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 150 тыс. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности.
Военные строители на объектах стратегической обороны Широко известны и достаточно описаны в литературе героическая оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска и многие другие операции Советской Армии в этот период, в которых очень наглядно и поучительно проявились роль и значение строительства оборонительных сооружений. Например, в Московском оборонительном сражении только на Брянском направлении на фронте в 230 км в течение июля — августа 1941 г. Своевременная подготовка оборонительных рубежей помогла Советской Армии летом и осенью 1941 г. Столь же велик был размах фортификационных работ и в 1942 г. Особенно активизировались они с началом наступления немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении летом 1942 г. Используя опыт обороны Москвы, войска с большим упорством строили укрепления на дальних и ближних подступах к городу. Этот огромный труд не пропал даром. Действительно, только в самом Сталинграде за период его обороны было построено 2500 различных окопов, 200 дзотов, около 450 блиндажей и убежищ, установлено 37 железобетонных и броневых колпаков для пулеметов, приспособлено к обороне 186 зданий. Кроме фортификационных сооружений в городе и на ближайших подступах к нему было установлено большое количество различных заграждений.
Фортификация сыграла немаловажную роль в разгроме врага под Сталинградом. Наиболее широкий размах укрепление местности получило в Курской битве июль -август 1943 г. Здесь был максимально использован богатый боевой опыт, накопленный Советской Армией с начала войны, воплощены на практике передовые взгляды нашей фортификационной школы Главной особенностью инженерного оборудования в этот период явилось широкое применение системы траншей и ходов сообщения, дополнявшейся фортификационными сооружениями различного назначения. На главном направлении количество траншей и ходов сообщения доходило до 8 км на каждый километр фронта, а всего их было отрыто свыше 10 тыс. В тылу как на фронте По воспоминаниям генерала армии Комаровского А.
Была освобождена 8 мая 1945 года. Академику Николаю Морозову после многочисленных просьб разрешили «в виде исключения» принять участие в боевых действиях. Боевой Николай Александрович. Около 30 лет он просидел в царских тюрьмах за участие в заговоре против Александра II. Самостоятельно выучил 11 языков - французский, английский, итальянский, немецкий, испанский, латинский, древнееврейский, греческий, древнеславянский, украинский и польский. Написал множество трудов по физике, астрономии, математике, философии, политэкономии, даже авиации. К большевикам Николай Александрович относился критически, но все же смог с ними «ужиться». Поэтому, прибыв на фронт, показал отменную подготовку. В первый же день убил немецкого офицера. Затем еще одного и еще... Академик стал настоящей легендой Волховского фронта. Когда фашисты объявили на него охоту, личным приказом Сталина он был отозван в тыл. За боевые заслуги Морозов награжден орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда». Самый молодой герой Первую медаль «За отвагу» Ваня Кузнецов получил в 15 лет. А к войсковой части прибился годом раньше, в 1943 году. Его отца фашисты убили, маму угнали в Германию. Голодного паренька приняли в качестве «сына» в 185-й гвардейский артиллерийский полк. И ни разу об этом не пожалели! Бесстрашный Ваня. Вот лишь некоторые его подвиги. В составе орудийного расчета он уничтожил танк «тигр», пушку, минометную батарею, наблюдательный пункт противника. Метким огнем отбил четыре контратаки врага, уничтожив при этом до 100 вражеских солдат и офицеров, а также 6 дзотов и танк. Будучи раненным осколком снаряда, продолжал вести огонь прямой наводкой, подавив два пулемета и разрушив два дзота.
В 1985 г. До 1944 г. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн. За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. Нефтеперерабатывающий, Авиационный, Шарикоподшипниковый, аккумуляторные заводы, завод им. Это одни из ключевых оборонных предприятий всей нашей страны в те годы. Не меньший вклад внесли и остальные предприятия. А одна треть самолетов в войну было выпущено в нашем городе. Крупской было пошито 1,3 млн. Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. В августе 1942 — феврале 1943 гг. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам. Осенью 1942 г. За короткий срок было изготовлено 1 млн. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. Ленина, судоремонтного и др. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями. Трудовой героизм саратовцев годы Великой Отечественной войны С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. Уже 2 июля 1941 г. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. Саратовский комсомольцы были зачинщиками инициатив создания фронтовых цехов, а так же бригад. И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою! Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М. Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е. Полестеров, И. Яворук всего 64 человека. Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И. Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г. Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов. План сентября 1942 г. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3. Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. В октябре 1944 г. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых.
Ковали Победу
В Тюмени в годы войны находилось в эвакуации 30 предприятий. Кроме военных и продовольственных товаров, труженики тыла выпускали следующие виды продукции: Торпедные катера. Небольшой город Мариинск в Кемеровской области прославился, например, тем, что его жители в 1942 году собрали рекордный урожай картофеля. Жизнь тыла во времена ВОВ в 5 классе изучают кратко. Более подробно с этой темой можно познакомиться в курсе краеведения. Хорошо, если уроки идут в регионах, имевших важное тыловое значение в годы ВОВ, например, в Челябинской области.
В тылу, как и на фроите, молодые патриоты активно участвовали во всенародной борьбе против немецко-фашистских захватчиков, проявляя чудеса трудового героизма. Они поклялись... Горячие слова клятвы, которую дали Родине молодые сыновья и дочери советского народа, не разошлись у них с делом. Днём и ночью они самоотверженно работали в цехах, шахтах, у нефтяных вышек, на транспорте. Тысячи комсомольско-молодёжных бригад трудились на предприятиях Урала. Руками молодёжи была воздвигнута комсомольская шестая домна на Магнитке и домна в Нижнем Тагиле. Учащиеся ремесленных училищ и школ за время войны дали продукции на 3 миллиарда рублей. Сотни тысяч молодых рабочих работали на железнодорожном транспорте. В напряжённые дни войны с особой силой развернулись таланты и творческая активность молодёжи. Молодые рабочие не только освоили сложные профессии и современные машины, но и двигали вперёд технику, рационализировали и изобретали, стремясь как можно больше дать необходимой продукции фронту. Прославила себя в годы войны молодая работница Надежда Фесенко: она первая применила комбинированный резец и добилась увеличения производительности труда в 5 раз. На одном из оборонных заводов отличился ученик ремесленного училища Григорий Миронов. Он выполнил месячную программу в десять дней. В очерке «Богатыри труда» писатель Л. Никулин рассказывает: «Нельзя было не любоваться его работой у станка. Приятно было наблюдать, как падали в ящик искрящиеся золотом кольца. Лицо Гриши выражало полное спокойствие, точно всем своим видом он хотел доказать, что в такой артистической работе ничего нет мудрёного. Вот история его жизни. Пятнадцатилетний мальчик прошёл 800 километров по земле, оккупированной гитлеровскими захватчиками, и добрался до линии фронта, где его подобрали изголодавшегося, измученного наши разведчики. Гитлеровцы сожгли заживо в хате его мать и шестилетнюю сестрёнку. Теперь он мстил убийцам, он сознавал, что в каждом метком снаряде, который посылали наши артиллеристы фашистам, есть частица его... Две уральские девушки - работницы танкового завода Зина Данилова и Клава Рыбалова овладели в дни войны сложными, впервые установленными на заводе станками. В своём цехе они стали первыми тысячниками. Молодая работница оборонного завода Мария Изотова со своей комсомольско-молодёжной бригадой сделала сверх плана столько автоматов, сколько необходимо для вооружения целой дивизии. Советская патриотка Екатерина Подорванова стала забойщиком. За короткое время овладев сложной профессией, она возглавила бригаду на шахте. Её бригада ежедневно выдавала на-гора 40 вагонов угля вместо 32 по плану. На одном из военных заводов в цехе, где собирали корпуса мощных машин, потребовалось проложить 250 метров железнодорожного полотна, чтобы ускорить выполнение важного задания. Свободной рабочей силы не было. Поэтому начальник цеха обратился за помощью к молодёжной бригаде электросварщиков Киприянова. Юноши и девушки с энтузиазмом взялись строить дорогу в неурочное время. В течение двух недель, урывая часы у сна и отдыха, работали комсомольцы на прокладке пути. Важное задание было выполнено досрочно. В апреле 1944 года по новому железнодорожному полотну побежали электрокары. О том, как работали московские молодые рабочие, Константин Симонов писал: «Московские подростки зимы 41 и 42 года! Когда-нибудь хороший детский писатель напишет о них замечательную книгу. Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы, гранаты, снаряды, мины. Они дежурили в госпиталях, заменяя сиделок и сестёр. Они дежурили во время воздушных тревог в постах местной противовоздушной обороны. Они в своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок, делали жестяные кружки и вязали варежки и перчатки. Они были тоже защитниками Москвы, как и их взрослые братья, сестры, отцы. И если когда-нибудь в столице на площади будет воздвигнут памятник обороны Москвы, то среди бронзовых фигур рядом с отцом, держащим автомат в руках, должен стоять его...
Когда стали приходить эшелоны с людьми и оборудованием, в городе стояли сорокоградусные морозы. В годы войны завод выпускал гильзы и звенья для авиационных пушек. В послевоенный период был освоен выпуск мирной продукции: комплектующих для сельскохозяйственной техники, газовых плит, медицинских приборов, мебели для предприятий общественного питания, детских игрушек. Также смотриите "Трудовой фронт. На фото: первая прходная.
В основном шоферами во время войны были женщины. Находились в прифронтовой полосе. Идет наступление — и мы рядом. Отступление — и мы назад тарахтим котелками. Днем были занятия, вечером до 11 часов — строевая подготовка», — вспоминала фронтовой шофер Екатерина Васильченко. Другая участница войны, Мария Яковлева, вспоминает, что прорывалась на фронт буквально с боем — девушку неполных 17 лет не хотели брать, пока она не показала свежее водительское удостоверение — «Водители нам нужны! На морозе очень долго приходилось крутить ручку, чтобы завести мотор. Летом он заводился быстрее, поэтому мозоль с руки исчезал. Холод донимал. У нас ведь полушубков не было. Обмундирование — фуфайка, ватные штаны, кирзовые сапоги, шапка-ушанка. А вот для машин, чтобы они всегда были в боевой готовности, в специальной бочке постоянно грели воду и машинное масло. Два человека там всегда дежурили, дрова в печку подкладывали. Голод тоже донимал — кормили плохо. Когда перешли границу, с питанием стало лучше». Победу Мария Васильева встретила под Кенигсбергом. В мирной жизни, однако, шофером не стала. Профессию в мирной жизни тоже выбрала самую мирную — учитель. Красивое решение Мстислав Всеволодович Келдыш на пресс-конференции в московском Доме ученых «Одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки», — считал физик и академик Сергей Вавилов, ставший в 1945 году президентом советской Академии наук. Находки и решения русских исследователей сразу же внедрялись в производство. Так, в середине 30-х годов ведущие конструкторы всего мира бились над проблемой флаттера — нарастающей тряской, из-за которой при переходе на высокие скорости самолеты буквально разваливались. Проведя ряд математических расчетов, Келдыш сформулировал причины флаттера, разработал метод расчета критической скорости и доступные практические приемы для гашения возникающей при этом вибрации. А еще через несколько лет он же сумел преодолеть эффект шимми — сильных самовозбуждающихся колебаний шасси самолета, приводящих к поломке во время взлета и посадки. Математики всего мира до сих пор называют эту работу «красивой» и важнейшей для развития советской авиации. Результат — две Сталинские премии и орден Трудового Красного Знамени.