Участники первой Всероссийской онлайн-олимпиады Яндекс Учебника по информатике разработали 275 навыков для голосового помощника Алисы. В апреле 2024 года «Яндекс» обновил «Алису» и «Станции».
Обзор Яндекс.Станции Лайт и 10 неочевидных, но полезных фишек Алисы
Поэтому новости, которые имеют явную политическую подоплеку или ярко выраженную биасность, не рекомендуется включать в список новостей для Алисы. узнайте о популярных сценариях, которые можно применять для яндекс станции или мобильного помощника для учебы и развлечений. Мы уже рассказывали о скрытых играх и развлечениях в любой колонке с Алисой, а сейчас предлагаем каталог полезных навыков для нее. Весной этого года Яндекс впервые интегрировал в Алису языковую модель нового поколения, предоставив пользователям навык «Давай придумаем». Поэтому новости, которые имеют явную политическую подоплеку или ярко выраженную биасность, не рекомендуется включать в список новостей для Алисы.
Hello Alice! Голосовой помощник от Яндекс
К примеру, с помощью Алисы можно заказать пиццу, составить список покупок, узнать баланс, посмотреть новости, выбрать одежду или вообще найти вакансию. serger3456, Думаю речь идёт про навыки Алисы. Некоторые из этих навыков позволяют выбирать источники новостей из определенного списка или добавлять собственные источники. Установив это приложение, у вас всегда будет под рукой самый актуальный список команд для Алисы. 15 полезных навыков для Алисы от Яндекса.
📂 Навыки Алисы
Теперь мы берем телефон, переворачиваем его экраном вниз и общаемся с навыком только голосом. На последнем хакатоне в июне мы как раз показывали, как краш-тестим навыки премиантов Алисы — в навыке не должно быть никаких саджестов, никаких кнопок, все делается только голосом. Это особенно важная история для Яндекс. Станции, где ты вообще никаких подсказок не видишь: нужно, чтобы навыком можно было управлять голосом, чтобы любые формулировки срабатывали. И это принесло свои плоды. Когда мы только начинали, качество навыков, их потенциал срабатывания, уровень голосового UX был ниже, чем сейчас. Я горд за наших разработчиков, это очень здорово.
Кроме того, теперь у Премии есть жюри, которое отбирает предварительную дюжину навыков-номинантов. А в каталоге Алисы появился раздел с номинантами — в нем крутятся навыки, которые могут получить Премию в этом месяце, мы льем на них трафик, смотрим, как с ними взаимодействуют реальные пользователи, смотрим на объективные метрики, чтобы соревнование было честным. Ну и вообще-то про победителей Премии мы теперь рассказываем в каталоге Алисы — там на самом верху появился раздел, где ротируются все победители. Думаю, они подтвердят, что за счет этого получили дополнительный трафик в свои навыки. Безусловно, есть пересечение с теми, кто посылал заявку в прошлом месяце и, например, получив фидбэк, что-то доработал и решил послать еще раз. Но это десятки заявок, из которых всего 12-15 становятся претендентами.
Посмотрим, как новая схема будет жить, надеемся, что она позволит нам выбирать навыки победителей еще более объективно. По мере роста популярности голосовых ассистентов и навыков появляются фреймворки и библиотеки для разработки диалоговых систем. Расскажи, как в комьюнити Алисы распределяется популярность языков программирования и фреймворков? В топе, как всегда, JavaScript и Python. На удивление очень мало разработчиков сегодня используют фреймворки я имею ввиду кодовые, а не конструкторы как, например, Aimylogic. Все остальные языки существенно уступают в популярности, хотя мне, честно говоря, искренне жаль — я большой приверженец Kotlin.
И, на мой взгляд, именно Kotlin будет очень хорошим языком для разработки на горизонте в пару лет, потому что на нем можно делать хорошие DSL с одной стороны, а с другой стороны — полнофункциональную бизнес-логику любой произвольной сложности, и обрабатывать что угодно, взаимодействовать с любыми сервисами, делать это в statically typed языке. Мне кажется, пока что Kotlin недооценен. Можешь выделить какой-то особенный? Это прям мой-мой навык, я его разработал и катал на нем все те фичи, которые мы выкатывали в весеннем обновлении, будущие фичи раскатываю, на нем проверяю, как естественные процессы работают в каталоге, как происходит ранжирование, что происходит при наливе или при снятии трафика, как работает реклама и все-все-все. Раз в неделю смотрю логи, обогащаю грамматику. Ну а если серьезно, самое большое впечатление за последнее время произвел навык, который, как ни странно, был сделан не командой Алисы.
Это квест «Смешарики с динозаврами». Я помню, что мне показался новым этот экспириенс: навык был хорошо сделан внутри, там было много записанных смешариковых голосов, отличная сюжетная линия, которая не позволяла вываливаться из квеста — навык тебе всюду помогал, делал подпорочки. Помню, как хвалил ребят, очень круто сделано. Но вообще я состою в жюри Премии и смотрю навыки десятками! И здесь отмечу: судя по тому, что мы видим и в Премии, и на хакатонах, — появляются новые механики. Например, hotseat-навыки с мультиплеером, это полноценная игра с несколькими игроками, где с каждым ведется взаимодействие, удерживается его контекст.
Появляются механики, позволяющие людям играть на разных устройствах. Мне кажется, это открывает большие перспективы. Не так давно мы рассказывали, что разработчик игры «Дай пять» сделал голосовое управление к настольной игре, и в нее теперь можно играть с Алисой. Это интересная связка настольного, физического игрового мира с голосовыми помощниками. Здесь нас тоже ждут какие-то события! Тема действительно очень перспективная.
Сначала нужно построить прототипы, и сейчас мы как сообщество разработчиков находимся именно на этом этапе. Все необходимые инструменты для этого есть: например, внешнее хранилище, где ты синхронизируешь состояние игровых комнат. Алиса и краштесты навыков Г. Если навык работает на Яндекс. Станции, все, что мы о нем знаем, это его название. А дальше наша задача — запустить и внутри навыка разобраться, что он делает, как с ним управляться, чтобы ничего не развалилось.
В общем, быть таким честным пользователем, который задает вопросы естественным образом. Мы рассматриваем навык не как бота в этот момент, а как собеседника, и ожидаем от него соответствующего поведения. Конечно, это утопия думать, что абсолютно все запросы пользователя навык сможет обработать. Да он и не должен. Мы понимаем, что работаем в этот момент с голосовым приложением, и есть понятный скоуп того, что оно умеет. Но именно это навык и должен делать хорошо, а на все остальное говорить: «Я вас не понимаю, я умею вот это», и возвращать нас в контекст беседы, для которой он был создан.
Но вот внутри контекста мы ожидаем, что навык достаточно хорошо понимает пользователя, который изъясняется вольным способом и делает это голосом. Когда мы говорим про голос, мы всегда сталкиваемся с проблемой распознавания речи. Создавая голосовой навык, разработчик оставляет себе подсказки, а если видит, что в логах то или иное слово часто распознается не так, как он ожидает, а как близкое по звучанию, то понимает, как с этим работать. Наш последний хакатон показал, что за один день команды могут создать множество разных навыков — у нас было около 60 участников, и около 30 навыков они вынесли на Премию. То есть всего за 6 часов ребята разработали навыки, многие из которых отлично проходили краш-тест. Это очень здорово!
Алиса и ее челленджи Г. Как пользователь, например, колонок, будет узнавать о новых навыках, находить их? Будет ли голосовой ассистент предлагать их проактивно? Как вы в Алисе решаете эту известную проблему? Это понимают абсолютно все игроки и в нашей стране, и за рубежом. Мы видим, как представители индустрии с разных сторон подходят к этой проблеме и предлагают свои решения.
Но «золотой пули» пока не придумал никто. Могу рассказать, что сделали мы. Действительно, пользователю сложно запомнить, как навык надо запускать, еще сложнее — как он называется. И у этой проблемы есть два этапа — когда мы запускаем навык в первый раз и когда возвращаемся. У нас есть инструменты, чтобы упрощать пользователю вход в навыки. Навык определяет его уникальное название, и мы достаточно требовательны к тому, какое название выбирает разработчик.
Подобно приложениям в мобильных сторах голосовых навыков много, а будет их еще больше. И если они будут «занимать» слишком общие фразы, это не позволит экосистеме развиваться. При этом у навыков есть активационные фразы, которые тоже должны быть уникальными, чтобы был гарантированный способ запустить навык, если ты знаешь эту фразу. И дальше возникает проблема: «А я эту фразу не помню». Иногда мы пытаемся активировать навык по переформулировке, чему-то близкому. Например, если сказать: «Запусти игру про динозавров», будет предложен квест Смешариков.
Источник: yandex. После каждого этапа Алиса будет делать паузу, чтобы вы успели выполнить ее советы. Чтобы перейти к следующему шагу, нужно сказать: «Дальше». В этом режиме Алиса будет сама ставить таймер. Например, если нужно что-то запекать или варить определенное время.
Мы долго этого ждали! Алиса и карантин Г. Может быть, мы вернемся к прежней нормальности, может быть, останемся в новой, но в любом случае статистика показывает стремительный рост трафика в навыках голосовых ассистентов. Пользователи стали больше с ними общаться, слушать через них подкасты, обращаться с какими-то медицинскими вопросами. А как пандемия повлияла на интересы аудитории Алисы? Мы видели, как удлиняются сессии, люди чаще возвращаются в течение дня и обращаются к ассистенту. Это естественная вещь, всем нам надо было чем-то заниматься, мы оказались в изолированном состоянии, и внешним миром для нас стали либо какие-то медиасервисы, либо службы доставки, либо ассистенты. Развлечений было гораздо меньше, и доступные стали популярнее — это объективная реальность. И Алисе эти вопросы тоже массово задавали, это новый поток обращений, которого раньше, в обычной жизни, не было. Алиса успешно отвечала на вопросы. Эта новая тематика запросов и фокус на развлекательный контент — самые заметные изменения в поведении пользователей. Но сейчас, когда страна постепенно уходит от этого бесконечного коронавируса, мы видим, как люди начинают перетекать обратно в офлайн-сервисы. Алиса и ее комьюнити Г. В ноябре вы отмечали, что активная месячная аудитория пользователей Алисы — 45 миллионов человек. Изменились ли охват и портрет пользователя? Соответственно, портрет пользователя Алисы — это портрет жителя России. Честный портрет. Алисой пользуются маленькие дети: года в 2-3 они уже начинают коммуницировать с ассистентом. Вот у меня дочке 9 месяцев, и она уже обращает внимание на Алису, знает, что родители что-то спрашивают у Алисы, что с ней можно общаться, ей нравится, когда Алиса включает детскую музыку. Не то что бы она создавала пользовательскую сессию в Алисе, нет, но о существовании ассистента знает. А дети постарше уже становятся пользователями. А с другой стороны — и самые пожилые граждане с Алисой общаются. Я знаю много примеров, когда пожилым родственникам, родителям дарят Яндекс. Станции — взрослой аудитории тоже интересно общаться с голосовым ассистентом. Они часто говорят с ней о культуре или просят включить музыку например, музыку из советского времени, которую Алиса хорошо знает. Диалогов самое большое комьюнити разработчиков голосовых навыков в России. И у вас есть отличный способ их мотивировать — это Премия Алисы. Расскажи подробнее про результаты Премии, помогла ли она сделать каталог навыков разнообразнее? И какие у вас дальнейшие планы по поддержке комьюнити? Оно очень активное. Летом численность телеграм-канала Яндекс. Диалогов превысила 2200 человек. Чат очень живой, там много чего происходит. Очень здорово, что с основными контрибьюторами, создателями навыков, лидерами мнений мы знакомы лично. Мы встречаемся на хакатонах, они участвуют в наших закрытых бета-тестированиях, мы их привлекаем, чтобы показать новые фичи и получить фидбэк. Например, мы в течение нескольких месяцев тестировали функционал, который выпустили этой весной — получали обратную связь и учитывали пожелания разработчиков. Большое им за это спасибо! Премия Алисы в 2020 году изменилась очень сильно: сменился фокус — мы теперь рассматриваем только голосовые приложения и вынесли за рамки Премии те, что больше похожи на чат-ботов то есть те, с которыми нельзя взаимодействовать голосом. Мы поменяли подход к тестированию навыков. Теперь мы берем телефон, переворачиваем его экраном вниз и общаемся с навыком только голосом. На последнем хакатоне в июне мы как раз показывали, как краш-тестим навыки премиантов Алисы — в навыке не должно быть никаких саджестов, никаких кнопок, все делается только голосом. Это особенно важная история для Яндекс. Станции, где ты вообще никаких подсказок не видишь: нужно, чтобы навыком можно было управлять голосом, чтобы любые формулировки срабатывали. И это принесло свои плоды. Когда мы только начинали, качество навыков, их потенциал срабатывания, уровень голосового UX был ниже, чем сейчас. Я горд за наших разработчиков, это очень здорово. Кроме того, теперь у Премии есть жюри, которое отбирает предварительную дюжину навыков-номинантов. А в каталоге Алисы появился раздел с номинантами — в нем крутятся навыки, которые могут получить Премию в этом месяце, мы льем на них трафик, смотрим, как с ними взаимодействуют реальные пользователи, смотрим на объективные метрики, чтобы соревнование было честным. Ну и вообще-то про победителей Премии мы теперь рассказываем в каталоге Алисы — там на самом верху появился раздел, где ротируются все победители. Думаю, они подтвердят, что за счет этого получили дополнительный трафик в свои навыки. Безусловно, есть пересечение с теми, кто посылал заявку в прошлом месяце и, например, получив фидбэк, что-то доработал и решил послать еще раз. Но это десятки заявок, из которых всего 12-15 становятся претендентами. Посмотрим, как новая схема будет жить, надеемся, что она позволит нам выбирать навыки победителей еще более объективно. По мере роста популярности голосовых ассистентов и навыков появляются фреймворки и библиотеки для разработки диалоговых систем. Расскажи, как в комьюнити Алисы распределяется популярность языков программирования и фреймворков? В топе, как всегда, JavaScript и Python. На удивление очень мало разработчиков сегодня используют фреймворки я имею ввиду кодовые, а не конструкторы как, например, Aimylogic. Все остальные языки существенно уступают в популярности, хотя мне, честно говоря, искренне жаль — я большой приверженец Kotlin. И, на мой взгляд, именно Kotlin будет очень хорошим языком для разработки на горизонте в пару лет, потому что на нем можно делать хорошие DSL с одной стороны, а с другой стороны — полнофункциональную бизнес-логику любой произвольной сложности, и обрабатывать что угодно, взаимодействовать с любыми сервисами, делать это в statically typed языке. Мне кажется, пока что Kotlin недооценен. Можешь выделить какой-то особенный? Это прям мой-мой навык, я его разработал и катал на нем все те фичи, которые мы выкатывали в весеннем обновлении, будущие фичи раскатываю, на нем проверяю, как естественные процессы работают в каталоге, как происходит ранжирование, что происходит при наливе или при снятии трафика, как работает реклама и все-все-все. Раз в неделю смотрю логи, обогащаю грамматику. Ну а если серьезно, самое большое впечатление за последнее время произвел навык, который, как ни странно, был сделан не командой Алисы. Это квест «Смешарики с динозаврами». Я помню, что мне показался новым этот экспириенс: навык был хорошо сделан внутри, там было много записанных смешариковых голосов, отличная сюжетная линия, которая не позволяла вываливаться из квеста — навык тебе всюду помогал, делал подпорочки. Помню, как хвалил ребят, очень круто сделано. Но вообще я состою в жюри Премии и смотрю навыки десятками! И здесь отмечу: судя по тому, что мы видим и в Премии, и на хакатонах, — появляются новые механики. Например, hotseat-навыки с мультиплеером, это полноценная игра с несколькими игроками, где с каждым ведется взаимодействие, удерживается его контекст. Появляются механики, позволяющие людям играть на разных устройствах. Мне кажется, это открывает большие перспективы. Не так давно мы рассказывали, что разработчик игры «Дай пять» сделал голосовое управление к настольной игре, и в нее теперь можно играть с Алисой.
Чтобы посмотреть мои навыки для конкретного устройства, откройте в каталоге фильтр Все устройства и выберите нужную платформу. Переключайтесь по категориям например, «Игры и развлечения», «Для детей», «Образование» — в списке будут отображаться только те навыки, которые работают на выбранном устройстве. В Навигаторе и Станции я выполняю навыки, хорошо адаптированные к голосовому вводу. Для начала диалога или завершения работы с ним нужно сказать «Алиса» и добавить специальную фразу.
Новые функции «Алисы» и «Яндекс Станций» за апрель 2024 года
«Яндекс» добавил в «Алису» способную писать тексты нейросеть YandexGPT. Благодаря нейросети, которую «Яндекс» внедрил в колонки и «умные» телевизоры, «Алиса» теперь может писать тексты и генерировать идеи, сообщили в компании. К примеру, с помощью Алисы можно заказать пиццу, составить список покупок, узнать баланс, посмотреть новости, выбрать одежду или вообще найти вакансию. Важная отличительная черта Алисы, которая выделяет её на фоне других помощников, — продвинутый голосовой движок.
Топовые фишки Яндекс.Станции, о которых вы могли не знать
Начнем с музыки, ведь всё-таки это колонка, и не простая, а умная: подберет персональный плейлист треков специально для вас; может управлять треками, перемешав плейлист, чтобы вам не было скучно; распознает незнакомую композицию с другого аудиоисточника, а если вы ей напоете мелодию, то и с вашего голоса; даст информацию о названии песни, композиторе, авторе стихов и исполнителе; отрегулирует звук так, как вам нравится, настроит эквалайзер; сделает комфортным уровень громкости или запустит успокаивающие звуки, например, шум моря или дождя. Модуль; с помощью голосовой команды запустит YouTube или «Кинопоиск», когда телевизор включен; и даже способна избавить вас от просмотра заставки, только попросите Алису об этом. Станция от Яндекса поможет делать покупки: умная колонка сообщит статус вашего заказа на Яндекс. Маркете, если вы спросите: «Алиса, где мой заказ? Просто скажите, какой товар вам нужен, и Алиса подскажет его среднюю цену на Яндекс. Маркете; на маркетплейсе Яндекс. Маркет представлено множество продавцов, и Алиса поможет вам выяснить, где выгоднее купить: просто попросите Алису найти вам самое дешёвое предложение. Разберется в дорожной ситуации: поможет с вызовом такси.
Просто скажите: «Алиса, вызови такси! Навигаторе маршрутам; Алиса подскажет, как далеко находится от вас нужное место, даст информацию о расстоянии; поделится информацией о культурных местах поблизости, если вы захотите узнать, что интересного есть рядом с местом, где вы находитесь. Алиса для детей: почитает им сказку. Научите ребенка просить Алису рассказать ему сказку, можно и указать, какую именно; позаботится об их спокойном сне и споет колыбельную. Перед сном попросите Алису включить любимую колыбельную песню; поработает радионяней. В приложении «Умный Дом» выберите режим радионяни и слушайте, что происходит в детской комнате; будет создавать для вашего ребенка спокойный музыкальный фон. Попросите включить шум леса или моря; поможет детям с освоением математики или иностранного языка.
Нужно просто спросить, как на английском будет «дом» или любое другое слово. А взрослым: включит радио. Если вы попросите включить радио, можно выбрать любимую радиостанцию, и в дальнейшем Алиса всегда будет её включать, когда вы будете говорить: «Включи радио! Просто скажите: «Алиса, расскажи новости! Спросите, например, у Алисы рецепт финского супа, и Алиса расскажет, из чего его можно приготовить; включит таймер и даже не один, а сразу несколько при необходимости, особенно это полезно во время готовки. Скажите: «Поставь таймер на 3 минуты! Поставьте будильник и скажите Алисе, чтобы включила любимую музыку; поможет найти телефон, если забыли, куда положили.
Скажите: «Алиса, найди мой телефон! В приложении «Умный Дом» выберите нужную колонку и напишите, что хотите послать. Алиса прочитает сообщение, а ваши домашние его услышат; примет входящий звонок. Если ваши домашние будут звонить на Яндекс. Станцию, можно просто принять звонок, нажав яркую фирменную кнопку; ответит шепотом. Если нельзя никого беспокоить, задайте Алисе любой вопрос шепотом, и она ответит вам тем же. И это далеко не всё, что умеет «Яндекс.
Выводы Мы посмотрели на некоторые особенности умных колонок Яндекс. Станция и отразили в этой статье только некоторые из них. На самом деле Яндекс. Станции умеют значительно больше, и самое главное, что их навыки и умения постоянно развиваются, появляются новые навыки и умения, а приложение «Умный Дом» информирует хозяина об этих новых возможностях, рассказывая о них с помощью наглядных виджетов и приглашая присоединиться к изучению новых возможностей. Также постоянно растет и количество партнёров, которые хотят подружить Алису со своими устройствами, а это значит, что в доме скоро не останется уголка или прибора, который будет обходиться без помощи Алисы. Поэтому скоро представить себе современный дом без Яндекс. Станции будет просто невозможно.
Все умные колонки от Яндекс Вопрос-ответ Что такое протокол ZigBee и для чего он нужен в умной колонке? Протокол ZigBee предназначен для взаимодействия с различными датчиками в системе умного дома. Обычно для взаимодействия с различными конечными устройствами в системе умного дома используется сеть Wi-Fi, но у различных Wi-Fi устройств есть несколько ограничений. Прежде всего, обычно они потребляют много энергии для поддержания связи с сетью, также в условиях многоквартирных домов сеть Wi-Fi обычно сильно забита другими работающими устройствами, что может негативно отражаться на стабильности соединения и качестве сигнала. Специально для обеспечения работы маломощных датчиков в системе умного дома разработали протокол связи ZigBee, он позволяет подключать к концентратору, который соединен с интернетом, большой набор датчиков, например, датчики открытия, температуры и влажности, датчики движения, кнопки включения и т. Как работает сеть устройств, связанных по протоколу ZigBee? Устройства, работающие по протоколу ZigBee, могут связываться между собой, благодаря чему их можно расположить последовательно, и они могут работать даже там, где в доме или квартире нет сигнала Wi-Fi, обеспечивая передачу сигнала от устройства к устройству.
Кроме того, работа устройств по протоколу ZigBee требует существенно меньшего расхода энергии, поэтому одной батарейки, установленной в таком датчике, может хватить на год или даже полтора работы, что в случае с устройствами в Wi-Fi сети просто невозможно. Добавив к Яндекс. Станции поддержку устройств, работающих по протоколу ZigBee, Яндекс убивает сразу двух зайцев: у вас появляется не только умная колонка, но и концентратор, к которому можно напрямую подключить разные датчики без необходимости покупки отдельного устройства управления. Какие колонки поддерживают ZigBee? Поддержка ZigBee реализована в двух старших колонках, Яндекс.
Каталог навыков "Алиса, давай поиграем", обращаюсь я к голосовому помощнику на моём ноутбуке. Каждой кнопке соответствует свой так называемый "навык". Навык - это своего рода приложение внутри Алисы, исполняющее какую-то конкретную функцию. Удобно воспринимать навык как отдельную чатботную "личность" внутри Алисы; если позвать её по имени, Алиса передаст этому чатботу трубку. Например, я могу сказать "Алиса, запусти навык Наука или выдумка ", и провалюсь в игру с соответствующим названием.
Подключить свой навык в Алису может любая компания и даже любой независимый разработчик но нужно пройти модерацию. Публичных навыков "общего типа" в Алисе почти две тысячи а кроме них есть ещё навыки Умного дома, про которые мы сегодня говорить не будем. Для желающих создать свой навык есть много ресурсов: официальная документация и видосы Школы Алисы , полуофициальная вики и неофициальный сборник ресурсов по разработке навыков. К сожалению, Яндекс не публикует данные о том, какие люди пользуются навыками, насколько массово запускают их, и насколько часто в них возвращаются. Но пользователи могут ставить навыкам оценки в каталоге по пятибалльной шкале, и именно на этих оценках я и построил свою статистику. Понятно, что эти числа несовершенны, ибо их можно накрутить, но приходится работать с тем, что имеем. Сделаем героическое допущение, что чем больше оценок поставили навыку, тем он популярнее, и чем больше средняя оценка, тем более пользователи довольны навыком и потенциально готовы в него возвращаться.
Делаем домашнее задание с «Умным пересказом» Этот навык предназначен для тех, кто не смог осилить домашнее задание по литературе и не успел во время прочитать одно из классических произведений. Достаточно запустить навык и выбрать произведение из школьной программы, а ассистент предоставит краткий пересказ сюжета и познакомит с действующими лицами романов, повестей и пьес.
Проходим различные «Аудио-квесты» Это не один конкретный навык, а целая ниша сценариев для нескучного проведения досуга. Голосовой ассистент будет задавать правила и озвучивать историю, а игроки в ключевых моментах будут выполнять важные действия. Иногда нужно будет выбрать способ решения задачи, пытаться угадать ответ на вопрос или просто совершить какое-то действие. Есть квесты по вселенной комиксов, видеоигр, сериалов. Присутствуют абстрактные квесты или истории, повторяющие знакомые сюжеты из фильмов или книг. Отличная возможность пройти квест без дополнительного реквизита и абсолютно бесплатно. Узнаем, что съели с «Умным счётчиком калорий» Следящие за фигурой и питанием пользователи часто ведут учет потребленных калорий. После любого приема пищи можно запускать данный навык и говорить Алисе, что вы только что съели. Ассистент достаточно точно подскажет, сколько калорий попало в организм.
Проверяем полезность пищи с навыком «Расшифровка пищевых добавок» Еще одна полезная фишка голосового ассистента для любителей здорового образа жизни и правильного питания. Этот навык помогает узнать все необходимое о любой пищевой добавке от ее происхождения до вреда для организма. Быстро готовим из подручных ингридиентов с навыком «Умный Шеф» Это книга кулинарных рецептов в формате аудио. Повар-помощник будет рассказывать каждый рецепт пошагово и ждать команды для перехода к следующему шагу. Можно и вовсе при запуске навыка попросить подобрать рецепт для имеющихся в холодильнике ингредиентов. Добавляем все необходимое в «Список покупок» Данный навык является облачным списком покупок, в который можно добавлять любые продукты, товары или вещи.
Алиса станет вашим эрудированным напарником: поможет придумывать идеи, писать и редактировать тексты. И не только это. Настройте в приложении Дом с Алисой, какой контент и в каком порядке хотите слушать: подкасты на разные темы, прогноз погоды, конкретные навыки, треки или новости из определённых источников. Так проще быть в курсе последних событий в городе или мире, а ещё не пропустить концерт любимой группы или премьеру фильма. Только зайдите в «Настройки», далее «Дисплей» и «Афиша» и выберите то, что вам интересно: концерты, выставки, лекции или что-то другое — и в рекомендациях на экране будут отображаться только эти события.
Hello Alice! Голосовой помощник от Яндекс
Сегодня с помощью «Алисы» клиенты могут узнать статус своей посылки, рассчитать примерную стоимость отправки из одного города в другой и вызвать курьера, назвав свой номер телефона «Алисе», — отметил Максим Карпин, руководитель проектного офиса СДЭК. Теперь владельцы линейки саундбаров Samsung смогут управлять ими с помощью Алисы. Об этом стало известно 4 декабря 2020 года. Всего поддержку Алисы на декабрь 2020 года получило 13 моделей аудиосистем 2018 -2020 годов. С помощью голосовых команд пользователи смогут включать и выключать саундбары, а также полностью управлять громкостью. Голосовое управление осуществляется через любой гаджет с поддержкой помощника от « Яндекса », например, через умную колонку , смартфон или ПК с открытым браузером. Взаимодействие реализовано на основе открытой платформы Samsung SmartThings , которая объединяет устройства умного дома , подключенные к Wi-Fi.
Кроме этого, некоторые модели стиральных машин и роботов -пылесосов Samsung, которые ранее были совместимы с Алисой, получили обновленный функционал. Теперь их можно не только включить и выключить при помощи голосовых команд, но и поставить на паузу. Также для пылесосов можно задать скорость работы. Активировать появившиеся функции можно в разделе «Устройства» приложения «Яндекс». Для этого в списке необходимо выбрать систему «умного дома» от Samsung и в открывшемся меню задать навык для Samsung SmartThings. После этого все возможности активируются автоматически.
Если навык уже привязан и девайсы есть в списке, нужно найти Навык для Samsung SmartThings и нажать «Обновить список устройств» [2]. Обучение навыку рисовать картины на любые темы 2 июня 2020 года стало известно, что голосовой помощник « Яндекса » «Алиса» теперь умеет создавать картины по просьбе пользователей. Стоит попросить — и она изобразит что угодно, будь то оливковая роща или пустынный пляж. Чтобы «Алиса» создала картину, достаточно попросить: «Алиса, нарисуй панду» или «Алиса, нарисуй осенний пейзаж». Она способна изобразить даже то, что сложно себе представить — например, вдохновение. Его можно скачать, чтобы потом перенести на футболку, напечатать на холсте или, например, сделать фоном в видеоконференции.
Одна из них была обучена на работах художников ХХ века и умеет генерировать картины. Другая нейронная сеть определяет, что на них изображено. Чтобы научить нейронную сеть сопоставлять смысловую близость изображения и слов, ее обучали на поисковых запросах. Таким образом, «Алиса» всегда знает, какую картину предложить пользователю. Если показать ей случайное фото и спросить: «На какую картину это похоже? Голосовой помощник умеет также распознавать, что изображено на картинке, и определять, на кого из известных людей похож человек.
Все эти возможности доступны в мобильном приложении «Яндекс» и в « Яндекс. Браузере », где присутствует голосовой помощник «Алиса» [3]. Обучение Алисы навыку вызвать виртуального помощника Райффайзенбанка 2 апреля 2020 года « Райффайзенбанк » сообщил, что пользователи сервисов « Яндекс » могут узнать о продуктах Райффайзенбанка, подобрать кредитную карту и оставить заявку на звонок менеджера банка , просто поговорив с «Алисой». Разговорные AI становятся частью все большего числа девайсов и стремительно набирают популярность среди пользователей во всем мире, меняя в том числе и потребительские привычки. Мы также отмечаем тренд на рост популярности голосового ввода, поэтому планируем развивать это направление. Наша цель — сделать так, чтобы продукты и услуги были доступны клиентам в тех каналах, где им удобно, пояснил Илья Щиров, ведущий менеджер проектов отдела дистанционной работы с клиентами Райффайзенбанка Активировав голосового помощника на любом устройстве станция, навигатор , мобильный телефон , в браузере и пр.
Чтобы завершить оформление заявки, Алиса попросит пользователя дать согласие на обработку персональных данных , уточнит имя и номер телефона. В ближайшее время с клиентом свяжется сотрудник банка, чтобы оформить продукт. Навык будет расширяться, и в перспективе Алиса сможет помочь с персональным выбором дебетовых карт, накопительных и страховых продуктов Райффайзенбанка. Навык Алисы был создан совместной командой разработки банка и платформы вендора. Развитием направления будет заниматься Райффайзенбанк. Реплики голосового помощника и стиль общения проработаны командой контакт-центра банка исходя из опыта консультирования клиентов по продуктам и позиционирования бренда Райффайзенбанка.
Она по команде вызывает цифрового помощника Tele2, который ответит на популярные вопросы абонентов. Запуск виртуального помощника на основе технологий искусственного интеллекта — это очередной этап в развитии цифрового обслуживания в компании, созданный в дополнение к чат-боту , мессенджерам и диалогам в соцетях. Прежде Алиса находила потерянный телефон по специальной команде, а теперь вызывает виртуального помощника: он отвечает на популярные вопросы пользователей и обучается по мере «общения» с собеседниками. Работа на базе нейросети позволяет помощнику постоянно совершенствоваться. Уже на этапе тестирования он умеет отвечать на 900 вопросов. Виртуальный ассистент консультирует по таким темам, как параметры тарифа, проверка баланса, адрес ближайшего офиса, возможность делиться гигабайтами, проверка списка платных услуг, обслуживание в роуминге и многое другое.
Сервис запущен в тестовом режиме и на 16 декабря 2019 года доступен всем клиентам. К виртуальному помощнику могут обратиться даже абоненты других операторов — встроенный в Алису цифровой помощник ответит на вопросы о переходе в Tele2 по MNP. Навык работает на любом гаджете, где есть Алиса — на телефоне или планшете с приложениями «Яндекса», в навигаторе, умной колонке « Яндекс. Станция » или на компьютере с « Яндекс. Браузером ». Чтобы вызвать помощника, достаточно произнести фразу: «Алиса, запусти личного помощника Tele2».
На декабрь 2019 года у Tele2 около 25 цифровых каналов поддержки клиентов. Мы активно используем чат-ботов, и их преимущества в работе с клиентами очевидны: они разгружают контактные центры и обрабатывают более половины вопросов от пользователей сайта и приложения « Мой Tele2 ». Что касается голосового помощника, то в будущем он станет основным интерфейсом при взаимодействии клиента с цифровыми сервисами. В мире есть много успешных случаев адаптации виртуальных помощников для различных сценариев использования. Tele2 как высокотехнологичная компания поддерживает этот тренд. Запуская цифрового помощника на базе технологий искусственного интеллекта, мы отвечаем на запрос нашей аудитории, которая ждет нестандартных решений в сервисе Tele2, сказал Роман Кананыхин , директор по управлению продажами и клиентским сервисом Интеграция с системой «Триколор Умный дом» 13 декабря 2019 года Центр исследований и разработок GS Labs сообщил о расширении функциональности системы «умный дом» для абонентов Триколора , реализовав возможность управления посредством голосового помощника «Алиса» от Яндекса.
Поддержка турецкого языка В ноябре 2019 года « Яндекса » сообщила о поддержке первого иностранного языка в своём голосовом помощнике «Алиса». Теперь он понимает турецкую речь. Турецкая «Алиса» может практически все, что может и оригинальная версия на русском языке — подсказать адрес, рассказать о погоде, построить маршрут и давать подсказки в пути. Турецкая «Алиса», как и российская, поддерживает свободное общение с пользователем на отвлечённые темы. Алиса» на турецком — это не простой перевод. Навигатор» в Турции — одно из самых популярных приложений с аудиторией 4 млн пользователей в месяц, а «Алиса» отлично зарекомендовала себя как помощник в дороге в российской версии, объяснили в «Яндексе» выбор страны и сервиса для интеграции помощника.
Ранее в компании говорили, что «Яндекс» собирается научить голосового помощника «Алису» говорить на языках стран СНГ, в том числе на украинском, белорусском и казахском языках. Поддержка устройств умного дома Aqara Производитель устройств для умного дома Aqara сообщил 7 ноября 2019 года о начале официальных продаж в России. Как отмечается, Aqara научилась работать с умным домом Яндекса и его голосовым помощником Алисой. Алиса умеет управлять лампочками, настенными выключателями, умной розеткой и центром умного дома Aqara Hub. Навык поиска потенциально опасных родинок для борьбы с раком кожи 16 октября 2019 года стало известно о появлении в голосовом помощнике «Алиса» функции определения опасных родинок для борьбы с раком кожи. Её разработала компания Eora совместно с социальным проектом «Живи без страха».
О новинке на своей странице в соцсети Facebook рассказал глава Eora Роман Доронин. Навык бесплатного поиска потерянного телефона с помощью Tele2 Компания Tele2 , альтернативный оператор мобильной связи, 23 августа 2019 года объявила о запуске для виртуального помощника « Яндекса » навыка бесплатного поиска потерянного дома или в офисе телефона. По команде пользователя Алиса свяжется с сетью Tele2, и компания позвонит на потерянный дома или на работе телефон. В компании считают, что навык будет востребован, так как аудитория виртуального ассистента превышает 35 млн человек. Tele2 не ограничивает круг клиентов — воспользоваться навыком Алисы могут абоненты любых операторов. Чтобы найти потерянный телефон, пользователю достаточно произнести фразу: «Алиса, попроси Tele2 найти мой телефон».
При первом вызове Алиса предложит абоненту привязать свой номер к тому устройству, с которого в будущем он планирует искать смартфон. Это может быть любой гаджет, где есть Алиса — умная колонка « Яндекс. Станция », компьютер с « Яндекс. Браузером », второй телефон или планшет с приложениями «Яндекса». Регистрация номера на устройстве проста: Алиса попросит пользователя продиктовать номер, а затем код подтверждения, указанный в SMS. Для следующего поиска достаточно будет произнести кодовую фразу, и потерянный телефон начнет звонить.
Внешне простой навык основывается на технологии искусственного интеллекта. Умная Алиса будет помогать пользователю и вести с ним диалог, даже если он неправильно назвал кодовую фразу или не сразу нашел свой телефон. Tele2 полагает, что у данного навыка Алисы есть большой потенциал на российском рынке. По данным оператора, функция поиска телефона с помощью виртуального помощника популярна за рубежом и входит в пятерку самых востребованных навыков. При этом в отличие от российской, американская версия является платной. Среди популярных среди пользователей навыков Алисы — проигрывание музыки, прогноз погоды, распознавание изображений, расчет маршрута, установка будильника и переводчик.
Навыки голосового ассистента Алисы пополнились звуками « Яндекс » объявил в июне 2019 года о том, что теперь разработчики навыков для Алисы могут использовать короткие аудиозаписи — длительностью не более двух минут. Таким образом можно добавлять в навыки актерскую озвучку реплик, различные звуковые эффекты или звуки, которые создают образ бренда. Всё это позволит компаниям повысить вовлеченность пользователей навыка. Новая функциональность расширяет возможности коммуникации бизнеса со своими клиентами, а также даёт широкий простор для фантазии разработчиков», — сказал Даниил Колесников, руководитель маркетинга Алисы. Загрузить аудиозапись можно в личном кабинете «Яндекс. Диалогов», для этого достаточно перенести файл в область загрузки.
Всего загрузить можно до 1 ГБ материалов. Звуковые дорожки будут храниться на серверах Яндекса и воспроизводиться при взаимодействии пользователя с навыком. Возможность уже протестировали несколько компаний. Так, команда Finna разработала навык «Цитадель.
Голосовой помощник может ответить на запрос и при заблокированном экране телефона [28]. Станцию Мини. Станции за 9990 рублей колонка отличалась меньшей ценой 3990 рублей , а также с ней можно взаимодействовать с помощью жестов [29]. Портативная модель защищена от воды и работает до восьми часов без подзарядки. С помощью док-станции её можно сделать стационарной [30].
Станция Макс». Она сохранила корпус предыдущей модели, получила LED-экран, трехполосный звук совокупной мощностью 65 Вт и поддерживает видео в 4k [31]. Станцию Лайт. В октябре 2021 года — Яндекс. Станция Мини 2-го поколения. На момент анонса Станции Лайт её родоначальная версия Станция Мини стоила уже 6990 рублей[ источник не указан 48 дней ]. Конструкторы навыков Для создания навыков для Алисы можно воспользоваться конструкторами навыков. Чтобы создать навык, необходимо задать его алгоритм в специальном визуальном конструкторе. Конструктор представляет собой дерево с множеством условных переходов ветвей.
Можно передать заявки от клиентов из Алисы в amoCRM, Битрикс24, Google-таблицы и на электронную почту [ источник не указан 48 дней ]. На других языках С марта 2019 года «Алиса» доступна на турецком языке в приложении « Яндекс. Навигатор » под названием Alisa с ударением на последний слог [32]. Озвучила «Алису» турецкая актриса дубляжа Селяй Ташдоген [33]. Прочее Пользователи положительно оценили способность Алисы поддерживать беседу, шутить и давать ответы на нетривиальные вопросы. С запуском голосового помощника в СМИ вышли многочисленные репортажи со скриншотами чатов, в которых в ответ на провокационные запросы Алиса повела себя неожиданным для пользователя образом: часто дерзила, дразнилась, спорила и отказывалась выполнять команды [34]. В беседе двух Алис одна другой посоветовала выброситься в окно [35]. Алиса продемонстрировала, что понимает вопрос про миелофон , а также умение рассказывать анекдоты о роботах и читать известные стихи, добавляя к ним технологические термины [34] [35] , понимает жаргон [9]. Алиса появлялась в русскоязычной версии мультфильма « Монстры на каникулах 3: Море зовёт »: в одном из эпизодов главный герой Дракула общался с голосовым помощником данный product placement используется в рамках исключительной договорённости Яндекса с Sony Pictures Entertainment , в прокате для других стран голосовой поисковик остался обезличен.
Ещё раньше с ней общались герои российского фильма « Я худею » [36]. В 2018 году вышел фильм «Алиса», снятый Василисой Кузьминой при поддержке продюсерской компании Bazelevs Тимура Бекмамбетова.
Сделаем героическое допущение, что чем больше оценок поставили навыку, тем он популярнее, и чем больше средняя оценка, тем более пользователи довольны навыком и потенциально готовы в него возвращаться. На момент анализа в мою выборку попали 1810 навыков в 18 категориях.
Больше всего навыков в категориях "Игры", "Бизнес", "Образование" и "Поиск" - суммарно больше половины всех навыков. Но из этого не следует, что данные категории самые популярные. И в категории "Детские" большая часть навыков - тоже игры. Поэтому первый наш вывод можно сформулировать так: почти все оценки в каталоге поставлены навыков-играм.
Может быть, причина этого в том, что неигровыми навыками пользуется особый вид людей, которые не любят ставить оценки. Но, скорее всего, неигровыми навыками просто не пользуется вообще никто. Здесь надо оговориться, что под "навыками" я подразумеваю исключительно возможности Алисы, созданные внешними разработчиками. Среди моих знакомых много владельцев колонки "Яндекс.
Станция" с Алисой, и внешними навыками Алисы они почти не пользуются. А пользуются "нативными" навыками, созданными самим Яндексом и не требующими активации по ключевому слову: включают музыку, ставят будильники и таймеры, узнают погоду, и просто болтают с Алисой.
Полезные уведомления с доставкой на колонку Алиса, что нового?
Мало кто знает, но на колонку с Алисой могут приходить полезные уведомления. Почти как на смартфон, только на колонку. Не беспокойтесь, никакого спама.
Подписаться можно на три типа уведомлений: Дайджест Алисы. Редкие уведомления о новшествах, которые появляются в Алисе или как-то с ней связаны. Полезно для тех, кто хочет постоянно открывать для себя какие-то новые фишки голосового ассистента.
Больше музыки. На мой взгляд, самые полезные уведомления — они приходят, когда у кого-то любимых исполнителей выходит новый сингл или альбом. Свежий подкаст.
Аналогичные предыдущим, уведомления, которые рассказывают о появлении новых выпусков ваших любимых подкастов. Когда приходит уведомление, раздаётся короткий звуковой сигнал, а диоды на колонке начинают мигать зелёным светом. Стоит сказать «Алиса, что нового?
Например, если это новый трек или подкаст, она предложит его тут же послушать, но можно и отказаться. По умолчанию, кстати, уведомления выключены. Включаются они все по пути: раздел «Устройства», вкладка «Настройки», пункт «Уведомления от Алисы».
Включение звуков для релакса или фокусировки, а также сказок для детей Алиса, включи звуки природы. Алиса, расскажи сказку про колобка. Включение музыки через Алису — это, пожалуй, один из первых навыков, который осваивают большинство пользователей.
Но немногие знают, что Алиса умеет включать разные полезные звуки для релакса, фокусировки или даже сна, стоит только сказать, например, «Алиса, включи белый шум». Причём это могут быть шум океана, звук поезда, мурчание кота, треск костра, пение птиц, шум леса и так далее. А если у вас есть дети, то отличный способ их отвлечь от телевизора или смартфона — это попросить Алису «включить сказку».
В базе ассистента есть довольно много сказок, озвученных в том числе известными актёрами и музыкантами.
Инженерные навыки Алисы
Кто наберет больше правильно ответов, тот и победил. Пробуем стратегические игры «Да, милорд» и «День Выборов» Принцип первой игры напоминает классическую серию Reigns для iPhone только выполнен в формате аудио. Ассистент будет рассказывать историю о принце на троне средневекового государства и предлагать варианты решения возникающих проблем. Игрок решает, строить ли церкви, казнить ли преступников и повышать ли налоги. Каждое решение влияет на изменение ключевых показателей, а череда неверных ответов приведет к свержению с престола и даже казни. Другая аналогичная игра предлагает пройти предвыборную гонку за пост презедента США. Игроку нужно умело отвечать на вопросы, чтобы не растерять рейтинг перед выборами. Готовимся к экзаменам с «Тотальным диктантом» Здесь Алиса выступит в роли преподавателя и прочитает текст диктанта. Нужно следовать указаниям и записать все услышанное, а затем самостоятельно проверить ошибки на специальном сайте. Делаем домашнее задание с «Умным пересказом» Этот навык предназначен для тех, кто не смог осилить домашнее задание по литературе и не успел во время прочитать одно из классических произведений.
Достаточно запустить навык и выбрать произведение из школьной программы, а ассистент предоставит краткий пересказ сюжета и познакомит с действующими лицами романов, повестей и пьес. Проходим различные «Аудио-квесты» Это не один конкретный навык, а целая ниша сценариев для нескучного проведения досуга. Голосовой ассистент будет задавать правила и озвучивать историю, а игроки в ключевых моментах будут выполнять важные действия. Иногда нужно будет выбрать способ решения задачи, пытаться угадать ответ на вопрос или просто совершить какое-то действие. Есть квесты по вселенной комиксов, видеоигр, сериалов. Присутствуют абстрактные квесты или истории, повторяющие знакомые сюжеты из фильмов или книг. Отличная возможность пройти квест без дополнительного реквизита и абсолютно бесплатно.
Правда, только если он от «Яндекса». Источник: yandex.
После каждого этапа Алиса будет делать паузу, чтобы вы успели выполнить ее советы. Чтобы перейти к следующему шагу, нужно сказать: «Дальше». В этом режиме Алиса будет сама ставить таймер.
Каким бы устройством вы не пользовались, процесс взаимодействия будет схожим. Навыки Алисы для Яндекс Станции Мини или, например, умных часов могут отличаться — но суть работы одна! Вызовите помощника удобным способом — нажав на кнопку или произнеся голосовую команду активации; Скажите: «Алиса, запусти навык…» и назовите его! Этого достаточно, остальное ассистент сделает самостоятельно. А дальнейшие действия зависят уже от особенностей алгоритма, от возможностей, которыми его наделил разработчик.
Вы должны понимать, что умения помощника — это не произвольное общение с пользователем, это работа по четкому алгоритму, стандарту. За рамки определенных сценариев выйти невозможно. Давайте протестируем?
Чтобы узнать больше о доступных навыках, откройте раздел Навыки в приложении Алисы.
Во-вторых, вы можете использовать навигационные навыки Алисы, чтобы она помогла вам найти конкретные новости на различных сайтах новостей. Например, вы можете попросить Алису найти новости о технологиях или спорте на сайте стандартный новостей. Кроме того, вы можете установить приложения новостных изданий на свое устройство и настроить их с помощью голосового помощника Алисы. Некоторые известные новостные приложения, с которыми совместима Алиса, включают «Яндекс.
Проверьте список доступных приложений в разделе Приложения в приложении Алисы. Также можно создать собственный навык или навигационный навык, который будет искать новости на специфических сайтах или в определенных категориях. Для этого потребуется некоторое программирование, но статьи разработчиков Яндекса и других источников информации помогут вам в этом. Учитывайте, что некоторые функции и навыки могут быть доступны только для определенных стран или регионов, поэтому результаты могут отличаться в зависимости от вашего местонахождения.
Надежные источники с актуальными новостями В наше время получение актуальной информации становится все важнее. Со всемирными событиями, политическими изменениями и быстрым темпом жизни очень важно быть в курсе последних новостей. Для этого AI-ассистенты, такие как Алиса, становятся очень полезными. Но откуда получать актуальные новости для Алисы?
Существует много надежных источников новостей, которые постоянно обновляются и предоставляют своим пользователям самую актуальную информацию. Некоторые из самых надежных источников включают: Большие новостные издания: известные новостные издания, такие как BBC, CNN, The New York Times и The Guardian, обладают широкой сетью корреспондентов и редакторов по всему миру, что позволяет им оперативно освещать последние события. Новостные агентства: агентства, такие как Reuters и Associated Press, специализируются на сборе, проверке и распространении новостей. Они являются независимыми источниками информации и предоставляют свежие новости со всего мира.
Социальные медиа: популярные социальные медиа платформы, такие как Twitter и Facebook, часто становятся источниками новостей благодаря возможности мгновенно делиться информацией. Однако, важно быть внимательным к достоверности и проверенности источников. Специализированные блоги и сайты: существует множество блогов и сайтов, специализирующихся на определенных областях, таких как технологии, политика или спорт. Эти ресурсы обычно обновляются регулярно и предоставляют глубокий анализ и экспертное мнение.
Важно выбирать надежные источники новостей и проверять информацию, особенно при использовании AI-ассистентов, чтобы быть уверенным в актуальности и достоверности полученной информации. Сочетание различных источников поможет получить всеобъемлющую картину происходящих событий и быть в курсе последних новостей.
Публикации
- 10 уникальных навыков Алисы, которые нужно попробовать — Блог restore Digest
- Hello Allice! - Голосовой помощник Алиса от Яндекс. Как скачать, настроить и пользоваться.
- Свежие материалы
- Новые навыки «Алисы» пригодятся всем пользователям
- Новые навыки «Алисы» пригодятся всем пользователям
Новые навыки «Алисы» пригодятся всем пользователям
- Топ-24 крутых навыка Алисы, о которых вы могли не знать — для взрослых и детей
- Вышло апрельское обновление Алисы и умных устройств Яндекса
- Артём Суровцев
- Hello Alice! Голосовой помощник от Яндекс
- Полезные команды