Белорусские дипломаты приняли участие в мероприятии в память о жертвах агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия.
В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия
Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии | В 1999 году во время вооруженного противостояния сепаратистов Албании, полиции и армии Сербии начались бомбардировки СРЮ (Союзная Республика Югославия), организованные силами НАТО. |
События в истории 27 апреля | Читайте последние новости и смотрите свежие видеорепортажи на сайте Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. |
Демонстрация силы
- Новости RT
- Какие страны входили в состав Югославии? | Аргументы и Факты
- Поделиться
- Как было принято решение бомбить Югославию
- Югославская СФСР | КБ 2024 | ВКонтакте
- После распада Югославии сборная перестала существовать. Новая команда собралась только в 1994-м
Парламент Югославии принял сегодня решение о присоединении страны к союзу России и Белоруссии
Однако переговоры не привели к каким-либо результатам, а лишь показали существующие противоречия и конфликты, республики начинают принимать решения о выходе и заявляют о своем суверенитете, вследствие чего вспыхивает гражданская война. В июне 1991 года парламенты Словении и Хорватии объявляют о своей независимости, 8 сентября того же года в Македонии проводится референдум за независимость, Босния и Герцеговина декларируют о своей независимости в марте 1992 года, а в апреле того же года в Белграде провозглашается Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории. Проводятся многопартийные выборы в парламент, принимается Конституция нового государства. Делается заявление о признании Союзной Республикой Югославией независимости всех государств — бывших югославских республик и об отсутствии территориальных претензий к ним. После распада Югославские республики в целом сохранили свои территориальные границы, образовалось шесть независимых государств: Сербия, Черногория, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а также частично признанное государство Косово. Международные организации и Югославия Происходящие на Балканах события не могли не вызывать озабоченность международного сообщества. Со временем мандат миссии расширяется и включает защиту аэропорта в Сараево, также войска размещаются в Македонии, в ее состав включаются воинские подразделения из 40 стран мира.
Миссия действовала в период с 1992 по 1995 годы.
Дальнейшая история В 1944 году был основан Демократическая Федеративная Югославия. Он построил у себя основы социализма и федерации, после чего через год провозгласил себя Социалистической Федеративной Республикой СССР рассчитывал на то, что после окончания Второй мировой СФРЮ станет советской республикой и войдёт в его состав. Однако СФРЮ обладал слишком высоким суверенитетом, и отказался от этой идеи. Это стало причиной вражды ненависти между обоими социалистами.
Но обстановка не был такой же жёсткой, как с СССР.
В августе 1951-го в Югославии прошел показательный процесс над «группой советских шпионов». К 1953 году русская община там практически исчезла. Дипломатам стран советского блока ограничили свободу передвижения.
На русских священников стали смотреть как на потенциальных агентов Москвы, а кого-то из них выслали в Албанию. В мае-июне 1951 года венгерский Генштаб разработал план нападения на Белград с румынского и болгарского направлений. Югославский Генштаб готовил планы отражения вторжения и развертывания партизанской борьбы. Терпение Сталина иссякло, и 22 июля 1952 года дипломатическим представителем Коста-Рики в Югославии стал советский разведчик Иосиф Григулевич, давно живущий в Латинской Америке.
Григулевич встречался с Тито и, по данным Павла Судоплатова, должен был его убить. Однако покушение не состоялось. О советских руководителях он высказался так: «После того, что они сделали с нами за последние четыре года, мы с трудом сможем в будущем верить им на сто процентов». Договор предусматривал, что нападение на одну из этих стран приравнивается к нападению на все три.
Под агрессором подразумевались прежде всего СССР и страны соцлагеря. Это исключало вхождение Югославии в Организацию Варшавского договора, созданную в 1955 году. К тому же Тито уже работал в то время над созданием Движения неприсоединения, объединившего в 1961-м 120 стран на принципах неучастия в военных блоках. Все это не нравилось Советскому Союзу.
И в июле 1956 года он направил союзным странам письмо о том, что Тито стремится навязать всем свои политические взгляды и что брать с него пример в деле построения социализма не следует. Кого-кого, а Албанию в этом не нужно было убеждать. Ходжа по-прежнему с опаской относился к Югославии. В ноябре 1956 года Тито назвал его начинающим марксистом, который, кроме слов «марксизм-ленинизм», ничего не знает.
Советское руководство приняло сторону Албании, члена Варшавского договора, и подвергла Тито критике. С начала 1957 года Энвер Ходжа не раз прилетал в Москву «для консультаций» и попутно критиковал «югославский ревизионизм». А СССР предоставлял Албании все новые и новые кредиты, списывая долги, накопленные за предыдущие годы. Происходящее не могло не беспокоить Тито.
В том же 1957 году он отказался принять личное участие в Совещании представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. А присланный им представитель не стал подписывать итоговую декларацию, где СССР признавался лидером международного коммунистического движения. В Москву зачастили албанские военачальники. Готовился и визит в эту страну советского министра обороны Георгия Жукова.
Конечно, это выводило Тито из себя.
Власти отказались признать победу оппозиции в 14 городах Сербии. Оппозиция ответила массовыми многомесячными акциями протеста.
Международное давление, критика партий-союзниц и осуждение Сербской православной церкви заставили режим отступить. Но противоречия в оппозиционном лагере позволили С. Милошевичу выйти победителем из политического противостояния.
Милутинович — президентом Сербии, а на проходивших в том же году выборах в сербский парламент социалисты вновь подтвердили своё доминирование. Однако позиции правящего режима были сильно подорваны, особенно из-за неблагоприятного для Сербии развития косовского кризиса, усугубленного военным вмешательством НАТО. Результаты выборов указывали на явное превосходство Коштуницы, но власти, стремясь избежать поражения, настаивали на втором туре.
Оппозиция обвинила режим в фальсификации выборов и призвала к всенародному протесту. Попытка сохранить власть силой не удалась: полиция, армия и даже спецназ государственной безопасности не пожелали пятнать себя подавлением протеста, принявшего общенациональный характер.
Распад Югославии: причины и последствия
Хорватия к тому времени стала частью новосозданной Югославии. Броз вступил в Компартию этой страны КПЮ , вел соответствующую пропаганду, за что получил пять лет каторги. И в 1937 году вернулся в Югославию, где возглавил Компартию. Тито стал кавалером ордена «Победа» — высшего советского военного ордена — и возглавил правительство своей страны. Одной из причин этого стал проект создания Балканской федерации, которая должна была объединить Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию на основе коммунистической идеологии. Затея была непростая, и Тито со Сталиным не сошлись во взглядах на ее реализацию. Яблоком раздора стали и отношения Белграда с Албанией. По окончании войны Тито решил присоединить эту страну к Югославии, однако Сталину эта мысль не понравилась. Его беспокоила чрезмерная самостоятельность Тито, и он решил включить Албанию в сферу прямого влияния Москвы.
Для чего использовал своего адепта — лидера этой страны Энвера Ходжу. При этом Ходжа знал о нелегкой жизни албанского меньшинства в Югославии и не хотел оказаться под властью напористого соседа. Уже в августе 1945 года из СССР в Албанию прибыли первые пароходы с продовольствием, машинами и медикаментами. Туда же направлялись советские геологи, конструкторы, преподаватели, врачи. Сотни албанских студентов начали учиться в советских вузах. В конце 1947 года Тито вознамерился включить Албанию в югославский пятилетний план, а также включить в бюджет Югославской армии содержание и Албанских вооруженных сил. Сталин сказал «нет», и по его требованию Белград подписал соглашение с Москвой об обязательных консультациях по внешнеполитическим вопросам. Ходжа по указанию Сталина выдворил из Албании всех югославских специалистов и советников и в одностороннем порядке разорвал послевоенные экономические договоры с Белградом.
В обмен Москва выдала Албании щедрые кредиты. В Югославии Ходжа был объявлен «главным советским агентом». В Албании распространялись листовки, призывающие к борьбе с Ходжой. На границах двух государств начались обоюдные провокации. В 1949-м руководство Советского Союза разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. Началась пропагандистская кампания по дискредитации югославского руководства. В советских газетах замелькали слова: «... СССР и его европейские сателлиты призвали югославских коммунистов «заставить своих нынешних руководителей открыто и честно признать свои ошибки и исправить их».
А если они этого не сделают, сменить руководителей. Ставилась задача создания в Югославии подпольной «революционной и интернационалистской» Компартии, призванной освободить страну от «ига узурпаторов». Югославские эмигранты забрасывались в Югославию для ведения там подрывной работы.
Начался просто ужас. Мы не понимали, что происходит. Трещины начали появляться над окнами и дверью. Из окна было видно, как начали появляться маленькие красные точки — ПВО в Белграде начало работать. Прерывается сериал, появляется маленький мигающий самолетик в углу экрана.
Началась бомбардировка. Я отлично помню страх, который я ощутил в ночь, когда "Томагавк" угодил в теплостанцию в районе Новый Белград неподалеку от нашего дома. Взрыв меня разбудил, а свет от пожара был настолько сильным, что мне казалось, будто горит комната, в которой находились мы с братом. Стеван Гайич, житель Белграда По воспоминаниям бывшего военного Союзной Республики Деяна, натовские бомбардировщики били не только по военным объектам. Они бомбили здание Радио и Телевидения Сербии, там погибло несколько человек, они обстреляли пассажирский поезд, в котором находились люди, там тоже много погибло. Были постоянные попадания по мирному населению. Они убивали наших детей в домах. Никто за это никогда не отвечал", — говорит очевидец.
Бомбили снова и снова, бомбили центр города. Погибло много детей, свыше 90, но все мы запомнили маленькую Саню из Варварина, которая была лучшей по математике, и особенно маленькую Милицу Ракич — двухлетнего ребенка из Батайницы, который погиб в результате бомбардировок. Невинное дитя, ни в чем не виноватое. И это стало символом того страшного преступления, совершенного над Сербией и над нашим народом". Я перевозил детей к родителям жены, потом в район Мириево. Моему младшему сыну тогда было меньше одного года, он был совсем малыш. В первую ночь, когда начались бомбардировки, мать спрятала его в подвале и держала его там на морозильной камере. Но ребенок и в этом несознательном возрасте было настолько напуган, что следующие несколько лет, когда слышал звук самолета, убегал, прятался под стол или еще куда-то.
Он родился 28 июня 1998 года, ему было меньше года, когда все началось.
Ещё одной проблемой для Югославии, связанной с Косово стал терроризмом, после смены администрации в США с Демократической на Республиканскую, а также после 11-ого сентября АОК, установила ещё более тесные связи с различными террористическими организациями, в частности с "Аль-Каидой", беженцы же являлись прекрасными кадрами для их вовлечения в различную террористическую деятельность. Характерной чертой террористической деятельности в Косово было фактическое отсутствие и АОК сильных лидеров. Теракты проходили как на территории самого автономного края, так и в остальной части Югославии, часто теракты на территории Косово приводили к этническим столкновениям, особенно сильные они были после того как 5 мая 2002-ого года на Пасху, смертница привела в действие взрывное устройство в Церкови Богородицы Одигитрии, в результате которого 20 человек погибло и 14 было ранено, начавшиеся вслед за этим погром косовских албанцев с трудом был остановлен миротворцами и Югославской милицией. Самым же крупным терактом стал взрыв поезда Приштина - Белград, 19 октября 2003-ого года, прямо перед выборами в Югославии, в результате теракта погибло 67 человек и ещё около 50 оказалось ранено. В целом, в результате терактов, полицейских рейдов и столкновений с боевиками, с 2000 по 2007 годы погибло 234 человека и около 300 оказались ранены. При этом, террористическая деятельность, жертвами которой становились не только сербы, но и косовские албанцы, привело к тому, что в следующие годы, многие бывшие борцы за независимость региона отказывались от связи с АОК и возвращались в Югославию, принимая сложившийся порядок дел, некоторые даже продолжали заниматься политикой, как например, один из лидеров косовского студенческого движения в 1990-ые годы - Альбин Куртин, в 2003-ем году вернувшемся из эмиграции и основавшем левую "Социал-демократическую партию Косово". Также процесс восстановления Косово был довольно неравномерным, если столица автономии за годы восстановления, действительно, преобразилась то менее крупные города Косово, деревни и села, продолжают прибывать в запустении, несколько снизить зависимость Косово от федерального центра удалось после того как при содействии российских и британских специалистов был вновь запущен промышленный комплекс "Трепча", который предоставил для жителей автономии большое количество рабочих мест и способствовал привлечению в регион инвестиций, тем не менее, как перед крахом режима Слободана Милошевича, так и в наше время Косово продолжает во многом зависеть от субсидий приходящих из Белграда. Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ.
Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата. В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ. Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара. В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС.
Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии".
Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов.
Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры.
Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД.
Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель. После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины.
В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков. Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 — по БТР, 339 — по военному транспорту, 389 — по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии. Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным. БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990—1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано. Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс. Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск. Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи. По подсчетам бюджетного управления Конгресса США, к уже имеющей место ежемесячной сумме расходов на операцию в 1 млрд. Больше всего союзников, в первую очередь американцев, беспокоил вопрос о возможных потерях в случае наземных сражений с югославскими частями и соединениями. По оценкам американских специалистов, урон в военных действиях только в Косово мог бы составить от 400 до 1500 военнослужащих, которые скрыть от общественности уже не удалось бы. Как, например, тщательно укрываемые данные о потерях, по оценкам, нескольких десятков натовских летчиков и спецназовцев, «консультировавших» югославских албанцев и участвовавших в спасении сбитых пилотов ОВВС НАТО. В результате Конгресс США проголосовал против рассмотрения резолюции, разрешающей американскому президенту как верховному главнокомандующему вооруженными силами применять сухопутные войска в ходе военной операции против Югославии.
Бомбардировка Югославии. Операция НАТО союзная сила
По информации властей Союзной Республики Югославия, за время проведения операции НАТО, с 24 марта по 10 июня 1999 года, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были ранены. В воскресенье, 24 марта, исполнилось 25 лет со дня нападения армии Организации Североатлантического договора (НАТО) на Сербию, которая на тот момент была частью Союзной Республики Югославия (СРЮ). В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ).
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
Новости и события Российского исторического общества | Операция привела к концу существования Союзной Республики Югославия (СРЮ). Формальной причиной для агрессии НАТО стал межэтнический конфликт между исторически проживавшими в Косово албанцами и сербами. |
Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии | Сербия не желает вступать в НАТО и забывать, кто бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году и отнимал Косово и Метохию. |
Недовольство действиями властей Косово скрывает хитрый план Запада - МК | Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года. |
В Китае припомнили НАТО бомбежку Югославии | Такое мнение высказал бывший министр иностранных дел Союзной Республики Югославия Живадин Йованович в воскресенье, 26 марта. |
СФРЮ — Polandball вики | Королевство Югославия по понятным причинам не дружило с «первой в мире страной социализма» – Советским Союзом. |
Союзная Республика Югославия
Бывший глава МИД Союзной Республики Югославия Живадин Йованович заявил, что приходит время, когда Сербия потребует возместить ущерб от бомбардировок НАТО 1999 года. Об этом информирует РИА Новости. Югославия обсуждение проблемы и независимые новости по теме на Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия). В 1999 году во время вооруженного противостояния сепаратистов Албании, полиции и армии Сербии начались бомбардировки СРЮ (Союзная Республика Югославия), организованные силами НАТО. В течение первых двух суток операции «Решительная сила» по объектам на территории Союзной Республики Югославии (СРЮ) было нанесено два ночных массированных ракетно-авиационных удара продолжительностью около трех часов каждый.
Союзная Республика Югославия
Бомбардировки Югославии силами НАТО (в документах НАТО — операция «Союзная сила», англ. Operation Allied Force; также используются наименования операция «Благородная. В Белграде "закатилась" звезда Слободана Милошевича Сегодня, когда прошло более двух лет после свержения неокоммунистического режима Слободана Милошевича, со здания резиденции президента бывшей Социалистической Республики Югославия (СРЮ) была снята бронзовая. Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. 24 марта 1999 года НАТО начало военную операцию «Союзная сила» (Operation Allied Force) против Союзной Республики Югославия.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Агрессия НАТО против Союзной Республики Югославии – операция "Союзная сила"
- С бомбардировок НАТО в Югославии – 25 лет: как и почему уничтожали страну
- Как было принято решение бомбить Югославию
- Союзная Республика Югославия (Новая Россия) | Альтернативная История | Fandom
- Ночной геноцид: Как США и НАТО убивали Югославию
- Как было принято решение бомбить Югославию
Недовольство действиями властей Косово скрывает хитрый план Запада
В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тем интереснее для нас опыт Союзной Республики Югославия, находившейся под подобными жесткими санкциями и внешнеторговыми ограничениями большую часть 1990-х годов. Союзная Республика Югославия распалась в 2003 году после того, как Федеральное Собрание Югославии проголосовало за принятие Конституционной хартии Сербии и Черногории, которая учредила Государственный союз Сербии и Черногории. Сербия не хочет вступать в НАТО и забывать, кто отнимал Косово и Метохию и бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году, заявил в интервью РИА Новости гендиректор компании «Србиягаз», зампредседателя Социалистической партии Сербии (СПС). В воскресенье, 24 марта, исполнилось 25 лет со дня нападения армии Организации Североатлантического договора (НАТО) на Сербию, которая на тот момент была частью Союзной Республики Югославия (СРЮ).