Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности.
Психологическая интервенция
Это позволяет осознать свои эмоции и взглянуть на отношения с родителем с новой перспективы. Важный человек На пустой стул можно посадить важного человека из своей жизни, с которым у вас есть нерешенные проблемы или незавершенный диалог. Такая воображаемая встреча может помочь высказать свои мысли, переживания и эмоции в отношении этого человека, а также получить более глубокое понимание ситуации. Это может быть полезным для разрешения конфликтов и принятия дальнейших решений. Части личности На пустой стул можно посадить различные части личности, которые могут быть внутренними субличностями или представителями разных аспектов личности. Такая техника позволяет провести диалог между разными частями себя, чтобы лучше понять свои внутренние конфликты и стремления. Фантазийные объекты На пустой стул можно посадить фантазийные объекты или персонажей, чтобы провести диалог с ними или взаимодействовать с ними воображаемым образом. Это может быть полезным для развития творческого мышления, преодоления страхов или получения новых идей. Заключение Техника «Пустой стул» Ф. Перлза предлагает широкие возможности для работы с различными воображаемыми или реальными объектами и людьми. Посадка на пустой стул позволяет создать ситуацию диалога или конфронтации, что способствует осознанию и преодолению проблем.
Попробуйте использовать эту технику в своей практике и исследовать себя и мир вокруг с помощью воображения. Условия и результаты техники Условия проведения техники «Пустой стул»: Клиент должен согласиться на проведение данной техники и быть готовым к открытому и честному разговору. Необходимо наличие двух стульев, которые будут использоваться в качестве символов взаимодействия. Терапевт должен обладать достаточным уровнем профессионализма и эмпатии для проведения техники. Сессия должна проходить в комфортной и безопасной обстановке. Результаты использования техники «Пустой стул»: Применение данной техники позволяет клиенту более глубоко осознать свои эмоции и тревоги, а также получить новые инсайты и понимание ситуации. Путем взаимодействия с символическими стульями, клиент может пережить и эмоционально обработать различные ситуации и отношения.
На самом деле это стремление мозга разрешить травму. Воспоминания о недавней ссоре с близким человеком могут вызывать желание вернуться назад и поступить иначе. К таким ситуациям относятся не только вопросы взаимоотношений, но и невыполненные домашние задания или важные пропущенные события: например, концерт любимого артиста.
Как мозг реагирует на гештальт Когда мы получаем информацию с помощью органов чувств, наши мозговые нейроны, направленные на формирование цельного образа, реагируют первыми. Затем активизируются ответственные за распознавание деталей нейроны. Мозг не просто обрабатывает поступающие сигналы, но и пытается предугадать, какая информация будет получена дальше, а после сравнивает свое предсказание с фактическими данными. Если предсказание подтверждается и формируется целостный образ, или гештальт, выделяется дофамин — нейромедиатор, который вырабатывается, когда человек предвкушает удовольствие или ожидает вознаграждение. В случае несоответствия ожиданий и действительности нейронная активность усиливается для обработки новой информации. Некоторые ученые полагают, что такой механизм позволяет мозгу упрощать задачи и экономить энергию: вместо того, чтобы заново обрабатывать каждый сигнал, мозг сравнивает его с уже известными моделями и объединяет информацию в гештальты. Эта способность мозга значительно упрощает восприятие мира, делая его более предсказуемым и понятным. У каждого гештальта есть свое поле влияния, состоящее из сенсорных комплексов. Есть некое внутреннее впечатление, относящееся к одному и тому же объекту, но в разных состояниях. Восприятие организовано так, что мы склонны группировать элементы в целостные формы или фигуры на основе определенных закономерностей.
В случае с «Вазой Рубина», в зависимости от того, на чем сфокусировано внимание, мы можем увидеть либо вазу на черном фоне, либо два обращенных друг к другу лицевых профиля. В чем суть гештальт-психологии История гештальт-психологии Понятие «гештальт» впервые предложил в конце XIX века австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс. Он выдвинул теорию, согласно которой человеческое восприятие выходит за рамки суммирования ощущений органов чувств. Фон Эренфельс предположил, что в процессе восприятия человек объединяет впечатления в цельные образы или структуры. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Их исследования привели к формированию теории, согласно которой психические феномены должны изучаться как целостные структуры, а не как сумма отдельных элементов. Сама школа начала формироваться в 1912 году после публикации Вертгеймером статьи о восприятии движения. Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что наше восприятие организовано таким образом, что мы видим мир вокруг как целостные образы, а не наборы отдельных частей. А свойства этих целостных образов нельзя объяснить через свойства их составляющих. Это направление также внесло вклад в понимание причин, по которым нам сложно отвлечься от незавершенных задач — эффект Зейгарник, который назвали в честь советского психолога Блюмы Зейгарник.
В 1920-х годах она обнаружила, что незавершенные задачи остаются в нашем сознании гораздо дольше завершенных. По наблюдению Зейгарник, официанты всегда запоминают неоплаченные заказы, но быстро забывают, когда счет закрыт. Она объяснила это тем, что незавершенные действия вызывают психологическое напряжение, которое держит наше внимание на нерешенной проблеме, в то время как завершенные задачи быстро уходят из памяти.
Клинические ролевые игры и психодрама Пустой стул иногда вспомогательный стул — это один из наиболее широко известных и часто применяемых методов ролевых игр, в психодраме и гештальттерапии. Здесь протагонист действует без помощи вспомогательных лиц. Вернее, протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения.
Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.
Это может быть кто-то из семьи, друг, коллега или даже погибший человек. Путем визуализации и ведения диалога с пустым стулом, клиент имеет возможность лучше понять свои эмоции, отношения и взаимодействия с этим человеком или собственным внутренним «я». Процесс начинается с того, что клиент выбирает пустой стул и представляет на нем второе «я» или другую личность. Затем клиент садится на другой стул, напротив пустого, и начинает вести диалог. Во время диалога клиент может задавать вопросы, выражать свои эмоции, обсуждать определенные события и проявлять свою точку зрения. Ответы на вопросы и реакции другой личности могут быть очень полезны для клиента, так как позволяют ему лучше понять свои собственные мысли и чувства. Техника пустого стула позволяет клиенту получить новые и неожиданные идеи, увидеть ситуацию с разных ракурсов и найти выход из сложных ситуаций. Она также может помочь клиенту избегать конфликтных ситуаций и улучшить свои отношения со значимыми людьми.
Кроме того, она может способствовать самопознанию и самоанализу, помогая клиенту найти способы лучше понимать и управлять своими эмоциями. Использование техники пустого стула требует определенных навыков и опыта со стороны психотерапевта. Важно создать доверительную атмосферу и поддерживать клиента во время сеанса. Техника может быть эффективна при работе с различными проблемами, включая семейные конфликты, тревожность, депрессию и принятие сложных решений. Методы применения техники пустого стула в различных ситуациях Одним из методов применения техники пустого стула является использование его как «персонажа» в импровизационных играх. Клиент может сыграть роль самого себя и занять место на одном стуле, а затем переместиться на другой стул, представляя своего воображаемого собеседника или «внутреннего критика». Такой подход позволяет клиенту попробовать разные точки зрения и пережить ситуации с разных сторон, что помогает ему получить новые идеи и решения. Техника пустого стула также может использоваться для экспрессии эмоций. Клиент может задавать вопросы или выражать свои эмоции пустому стулу, представляя, что на нем находится человек, вызывающий эти эмоции.
Это позволяет клиенту осознать и выразить свои чувства в безопасной и контролируемой среде. Другой метод использования техники пустого стула — это работа с внутренними конфликтами. Клиент может занять один стул, представляя одну сторону конфликта, а затем переместиться на другой стул, представляя другую сторону. Такой подход позволяет клиенту более глубоко понять причины и последствия конфликта, а также найти способы его разрешения. Техника пустого стула также может быть использована для развития самосознания и работы с личностным ростом. Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить свои различные аспекты личности или возможные версии себя в будущем. Такой подход помогает клиенту исследовать свои ценности, мотивы и цели, а также определить пути и стратегии для их достижения. Использование техники пустого стула в импровизационных играх. Экспрессия эмоций через общение с пустым стулом.
Работа с внутренними конфликтами и поиск способов их разрешения. Развитие самосознания и работы с личностным ростом.
Пустой Стул - значение символики
Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте.
Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул»
- Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
- Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул»
- Техника пустого стула в гештальт-терапии в психологии – как она проводится
- Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
- Пустой Стул - значение символики
- Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности.
Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул». На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула.
Диалог устанавливается путем смены ролей в кресле. То есть человек сначала займусь тем, что проектирует в кресле, будет говорить с вами и говорить все, что вам нужно, как если бы вы действительно присутствовали на сессии. Впоследствии он займет место того, что предполагал и это даст вам голос, который будет адресован вашей персоне. Конфронтация, возникающая при постановке пустого стула, позволяет человеку столкнуться с конфликтами, как нынешними, так и прошлыми.. Идея состоит в том, чтобы создать важный катарсический и трансформирующий эффект.. Обычно используется для работы трех разных целей. Ситуация или событие Они работают с любым событием, которое значительно отметило человека и каким-то образом изменило его жизнь.. Это может представлять тревожную ситуацию или травмирующее событие.
Например, изнасилование, несчастный случай, жестокое обращение, физическая агрессия или сцена детства с вашей матерью. Таким образом, человек может дать голос и другое понимание в настоящем событии, которое произошло в прошлом. Где, несмотря на то, что не может быть изменено, что случилось, через контакт с эмоциями и мыслями этого момента человек сможет выразить то, что не мог в то время, и придать иной смысл. Техника пустого стула, создавая экранный эффект - когда человек обращает внимание и проецирует событие - может познакомить человека с эмоциями и их влиянием на жизнь. Используя воображение, человек вызывает эту значительную фигуру, которая больше не существует в физической реальности, но в его психологической реальности, сидя на пустом стуле..
Среди них - взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба. Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее - в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности. Цикл гештальта Идеальный цикл выглядит следующим образом: Формирование потребности. Удовлетворение потребности. Завершение контакта. Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта. Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей. Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики. Какие механизмы защиты могут выйти из строя? Среди таковых следующие: Интроекция. Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом. Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность. Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта. В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя. Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных. Идентификация психики таких людей в большинстве случаев происходит за короткий промежуток времени. Патологическое слияние сопровождается сверхконтролем других людей. Желание сделать с собой то, что хочется сделать с другими людьми, либо получить от них. Патологическая ретрофлексия часто сопровождается психосоматическим заболеванием и аутоагрессией. В запущенных случаях может привести к самоубийству человека.
Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите и, конечно, спрашивайте , какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека? Техники в гештальт эксперименте. В экспериментах используется огромное разнообразие техник. Классификация техник в экспериментах. Принятие неудачи Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает. Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью через прерывание контакта и т. В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение парадоксальный принцип изменения. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств. Арт-материалы На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги. Нестандартная реакция Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше. Ролевая игра Существует два вида ролевых игр. Первый вид ролевой игры — когда клиент вступает в диалог с воображаемыми образами реальных людей, которые играли или играют важную роль в жизни клиента. Этот эксперимент позволяет разыграть в безопасном пространстве реальные жизненные ситуации. См, выше о технике «пустого стула». В такой игре клиент вступает в диалог с собой, пытаясь примирить в себе крайности. Например, клиент, который устал по привычке всем угождать, может попробовать найти в себе «злого полицейского» и поговорить с ним. Клиент может прислушаться к своему внутреннему диалогу, дать право высказаться обеим сторонам, пересаживаясь с одного стула на другой. Ролевые игры очень помогают завершать гешталь-ты, выражать подавляемые чувства и мысли, выявлять интроекты и базовые презумпции, присваивать то, что клиент в себе отвергает, искать новые способы поведения. Групповая работа Скульптуры: клиент с помощью других участников группы «лепит» скульптуру своей семьи или самой группы, расставляя участников по комнате — в груда пах или по одному. Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах. Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее. Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь. Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента. Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника. Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента. Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить. Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали? Пример В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности. Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента «Как вы сейчас дышите? На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент. Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает? Что я могу изменить, какой новый элемент внести и как от этого изменится общая картина? Какие чувства клиент не выражает? У клиента появится больше энергии, и тогда эксперимент может продолжаться без вмешательства терапевта. У терапевта в голове может быть картинка о том, что должен пои пять клиент, но истинная цель любого эксперимента — навыки, приобретаемые клиентом в процессе: то, как клиент учится выражать свои эмоции более полно, повышает самоподдержку, завершает гештальты, чувствует удовлетворение, принимает в себе те или иные качества. Результат — дело клиента. Завершение гештальт эксперимента.
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого. Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения. Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора. Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным.
Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно. Протагонист открыт и действие ролевых игр протекает без сбоев. Использовать осторожно при лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями. Техника обмена ролями Одним из самых популярных и значимых методов терапевтического вмешательства является метод обмена ролями.
На короткое время два человека меняются местами. Как показывает опыт, обмен ролями для многих знакомое явление, поскольку человеческие взаимоотношения часто включают мысленный обмен ролями. Люди часто задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, а потом развивают целую цепь фантазий касательно событий, которые могли бы с ними произойти, будь они кем-то другим. Часто нам задают вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте? В технике обмена ролями два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда участвует протагонист.
Он временно становится вспомогательным лицом, а последний играет роль протагониста на срок, определенный этим обменом ролей. Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им. А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация.
Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица. Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите. Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон. Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т.
Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись.
Моя мама никогда меня не слушала, а лишь продолжала меня критиковать. Мне нужно держать эмоции и чувства в себе, я должен оставаться спокойным. Есть несколько способов выполнения техники: Первый способ Способ ответной проработки использующийся в классической психологии Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Берем два стула. Садимся на один из стульев. Представляем на пустом стуле человека, с которым хотите поговорить. Выскажите все что вы хотите сказать данному человеку. Когда закончите говорить, сядьте на пустой стул и представьте что вы и есть ваш собеседник и скажите, что бы он ответил вам.
Второй способ Этот способ распространен в основном в гештальт направление. В отличии от классического способа он не требует ответной реакции Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Третий способ Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом.
По мнению Б. Брински, 1 , горе — универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек.
Горе — сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере о том человеке, который умер и т. Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул».
Это также может быть неприятие со стороны общества, какие-то конфликты с окружающими или с самим собой. Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе? Можете со стороны задавать этой части личности вопросы и отвечать на них. А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми. Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность.
Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени. Преподаватель на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу.
Техника «Пустой стул»
В технике обмена ролями два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда участвует протагонист. Он временно становится вспомогательным лицом, а последний играет роль протагониста на срок, определенный этим обменом ролей. Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им.
А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация. Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица.
Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите. Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон. Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т. Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами.
Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.
Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой.
Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения.
Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется?
Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул.
Рассматриваемая техника пытается воспроизвести встречу с ситуацией или человеком, чтобы вести с ними диалог и эмоционально контактировать с событием, имея возможность принять ситуацию и сделать вывод. Название техники «Пустое кресло» происходит от использования настоящего стула, в котором пациент воображает «усадит» человека, ситуацию или аспект, который вызывает эмоциональную блокировку, чтобы позже установить вышеупомянутый диалог. Использование пустого стула Его использование очень часто в случаях, подобных показанному в примере, как способ справиться с травматическими потерями или в процессе подготовки горя. Однако его применение не ограничивается только этой областью, а скорее Он также используется как элемент, позволяющий принять аспекты собственной личности. Характеристики этого метода также позволяют применять его в мире образования или даже на уровне организаций, в таких явлениях, как выгорание или преследование.
Во всех случаях они действуют, полагая, что «пациенту нужен только опыт, а не объяснение», чтобы завершить завершение незавершенного процесса и принять свою ситуацию. На уровне терапии, помимо того, что клиент может исследовать собственное видение и контактировать со своими эмоциями, это элемент, который предоставляет много информации как самому человеку и профессионалу о том, как пациент обрабатывает ситуацию и как это повлияло на качество их жизни, в пользу применения других действий, которые улучшают решение анализируемых проблем. Как работает техника Давайте посмотрим ниже, как работает использование пустого стула.. Во-первых, на подготовительной фазе пациент физически сталкивается с пустым стулом. То есть пустой стул располагается перед человеком хотя иногда его ставят по диагонали, чтобы не было видно противодействия воображаемому человеку или ситуации. Затем пациенту предлагается представить себе человека, ситуацию или чувство или часть личности, с которой будет происходить диалог на стуле.
На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанную проекцию, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено. Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как о человеке, так и о ситуации или ее последствиях. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события, и то, что происходило до него. Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой.
Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации. Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется? Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик.
В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать.
Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется». Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности.
Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности. Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей. Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась. Техника может показаться простой, но реально и с реальными людьми это не так просто.
Некоторые клиенты очень охотно усаживаются играть с психотерапевтом в эту игру и придумывают замечательный литературный сценарий. Вот, например, сидит клиентка и рассказывает: «А во мне еще есть такой танк, который на всех прет, прет, прет, а еще есть такой маленький зайчишка, который всех боится и так ушками прядает». Она фантазирует, и вроде даже то, о чем она рассказывает, к ней имеет какое-то отношение. Но никаких реальных субличностей нет. Если, к примеру, это «дубль», которого я, как у Стругацких в «Понедельнике», послал за зарплатой, то он знает по крайней мере, сколько денег мне должны были выписать, и если мне выписали меньше, он искренне возмутится. Перлозовская «часть» должна быть реальной частью человека, со своими видами на жизнь, со своими заморочками, и нужно, чтобы ей было что сказать, в том числе в нештатных ситуациях. У субличности, у реальной «части» должны быть реальные интересы. С другой стороны, для этих частей-субличностей нужно приготовить «стулья». Чтобы субличность могла проявиться, нужно организовать особую, психотехническую коммуникацию, важным свойством которой является «свободный интерес».
Рассаживание субличностей по стульям «субличностный анализ» потому и оказывается психотехническим действием часто очень эффективным , что в до-техническом состоянии они в человеке склеены, находятся в клинче, и между ними должен войти «рефери», разнять этот клинч, чтобы они могли начать взаимодействовать. Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего.
Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность.
Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью. Предсказательная модель — прорывная модель для гештальтпсихологии Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление.
Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта: Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания.
Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира. Это было показано в экспериментах. Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры.
Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность. Рисунки, отображающие эффект гештальта Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия.
Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация. Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности. Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки. Ученый Анил Сет рассказывает о так называемых «управляемых галлюцинациях» Гештальты возникают на границе контакта нашей модели мира с реальностью.
Они помогают воспринимать мир в его целостности. О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением. Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов.
Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты. Что нужно знать о гештальтах Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием. Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком. Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия.
К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены. Сегодня эти правила активно применяются в дизайне и искусстве.
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.
Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. методу, объединившему в себе искусство и науку.
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
Анонимность гарантируем. ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj Что такое техника пустого стула в психологии? Суть техники заключается в том, что клиент может напрямую общаться с воображаемым собеседником на пустом стуле и выражать свои мысли, чувства и претензии. Это помогает клиенту осознать свои эмоции и взглянуть на проблемную ситуацию с разных точек зрения. Во время работы с техникой пустого стула психолог может задавать клиенту вопросы и проводить диалог между ним и воображаемым собеседником. Это помогает клиенту лучше понять свои ожидания, страхи и намерения в отношении других людей. Техника пустого стула может быть эффективной в различных ситуациях, связанных с коммуникацией и отношениями, включая конфликты, проблемы в семье или на работе, фрустрацию и несоответствия ожиданий. Заметьте: эта техника требует профессионального руководства психолога и не должна использоваться без надлежащей подготовки и понимания ее принципов. Основные принципы применения техники пустого стула 1.
Создание пустого стула. Для начала сеанса психолог устанавливает настоящий стул перед клиентом и просит его представить на нем отсутствующую или воображаемую личность. Это позволяет пациенту лучше сосредоточиться и включиться в процесс работы. Диалог с пустым стулом. Психолог проводит с клиентом диалог, представляя себя в роли воображаемой личности на пустом стуле. Во время диалога психолог задает вопросы и помогает клиенту выразить свои мысли и чувства, обсуждая проблему или конфликт. Использование ролевых игр. Психолог может предложить клиенту самому сесть на пустой стул и представить воображаемую личность, чтобы вести диалог с собой. Это позволяет клиенту лучше понять и преодолеть свои внутренние противоречия и конфликты.
Эмоциональная отработка. Во время работы с пустым стулом психолог активно использует эмоциональную сферу клиента. Он может предложить клиенту выразить свои эмоции и чувства в отношении воображаемой личности, что способствует их осознанию и преодолению. Изменение перспективы. С помощью техники пустого стула психолог может помочь клиенту увидеть проблему или ситуацию с другой точки зрения. Это способствует расширению кругозора и нахождению новых решений. В целом, основные принципы применения техники пустого стула основаны на активном взаимодействии психолога и клиента, использовании воображения и эмоциональной отработке. Благодаря этим принципам, техника пустого стула способна помочь клиенту лучше понять и решить свои проблемы и конфликты. Это интересно: Значение снов о том, что муж изменяет с другой женщиной Как работает техника пустого стула в психологии Основная идея техники заключается в том, чтобы «занять» пустой стул, представляющий другую, значимую для клиента, личность или аспект его самого.
Ну действительно, как же так: все шло по четко выстроенному плану, почему в какой-то момент все сорвалось? Именно этот максимализм, стремление к идеалу и не дает возможности оторваться от прежней цели, даже если вы уже на полном пути к новой. Нам кажется, что мы движемся к новой цели, однако наступаем на одни и те же грабли Если вкратце, ситуация с эффектом Зейгарник разворачивается в несколько этапов: Человек видит перед собой цель, ставит какую-то задачу. Его психика и организм мобилизуются для ее реализации.
В какой-то момент по любой непонятной причине действие прерывается. Это как если бы вы участвовали в гонках и не дошли до старта. Представьте, какие чувства у вас бы тогда возникли: обида , желание переиграть ситуацию, начать соревнования с чистого листа. Из-за ряда причин ситуацию нельзя повторить.
Вы можете снова пойти на соревнования, но список участников будет уже не тот. Призовой фонд будет уже не тот. И у вас в памяти будет бесконечно возникать тот момент, когда все могло пойти по-другому. Наша психика устроена так, что она всегда стремится к гармонии.
Если появилась какая-то потребность, ее необходимо удовлетворить. Неудовлетворенная потребность встает в «список ожидания» и зачастую приводит к психосоматическим заболеваниям. Психосоматические заболевания отчасти родом из ностальгии: когда мы не достигли наших целей, мы начинаем гнобить себя, а страдает в итоге организм Между мотивацией и памятью существует определенная связь. Память действует избирательно, когда задание, данное ей разумом, выполнено не до конца.
Человек непроизвольно удерживает в памяти те события, которые отвечают его наиболее актуальным, но не завершенным действиям. Гештальт-терапия: что это такое Гештальт-терапия основана на принципе целостности и завершенности. Если прерванная задача приводит к психологическому напряжению, значит, для разрядки образ или действие необходимо сделать полным, идеальным для субъекта. Гештальт в переводе с немецкого означает «образ».
Для проработки незавершенных действий и ситуаций можно прибегнуть к помощи психолога , если они по-настоящему болезненные, однако некоторые из них можно попытаться разрешить самостоятельно. Обратитесь за консультацией к психологу, чтобы прояснить, что на самом деле представляют собой ваши нереализованные мечты Техники гештальт-терапии Техника Письмо Вернемся к ситуации, описанной в начале статьи. Если вдруг случилось так, что вы по какой-то причине расстались с идеальным для вас молодым человеком, но не имеете возможности вернуть отношения в прежнее русло, вы можете воспользоваться данной техникой. Напишите своему возлюбленному письма.
Важно обращать внимание на все наши органы чувств: какое ощущение нам дарит, какие ароматы мы улавливаем, какой вкус он имеет, меняется ли он со временем и вызывает ли чувства или воспоминания. А также как тепло распространяется по нашему телу. Подобный подход можно применять в общении с другими людьми: т. Как внутри нас, так и вовне. Техника: «Монолог телесных переживаний» Этот метод разработан для помощи клиентам в лучшем осознании и переживании своих чувств, а также для исследования отмеченных ранее эмоций. В рамках данной техники пациенту предлагается выразить монолог от лица различных частей своего тела или предметов, находящихся в его окружении. К примеру, если в процессе коммуникации он активно использует жестикуляцию, то гештальт-терапевт предлагает ему выразить несколько фраз, словно это голос его собственных рук. А в случае, если пациент страдает от головной боли и рассматривает ее как свою проблему — ему предоставляется возможность произнести монолог от лица самой головной боли. Этот подход помогает пациентам глубже понимать свои эмоции и переживания. А также предоставляет возможность исследовать их с новых ракурсов.
Это способствует лучшему самопониманию и возможности более эффективно работать над своими внутренними состояниями. Методика «Переключения внимания» Подход, известный как методика «Переключения Внимания», представляет собой процесс перемещения внимания с одного переживания или вида деятельности на другой, и обратно. К примеру, он может совмещать произнесение слов и внимательное прослушивание собственного голоса. В данном случае, психотерапевт играет важную роль в облегчении этого процесса. Он направляет клиента на осознание того, что было сказано, и как это было сделано. Психолог может задавать вопросы по принципу: «Вы осознаете это предложение? Этот процесс сопровождается внутренними ощущениями и способствует завершению соответствующей задачи или дела.
Каким задачам посвящена? Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. Как организуется, выглядит? Напротив сидящего на стуле клиента размещают второй, пустой стул, и просят "посадить" туда любую, актуальную на данный момент проблему. Этапы проведения техники. Разместив проблему напротив, клиент может олицетворить её в образе.
Что такое техника пустого стула?
- В чём заключается это упражнение?
- Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
- Основные цели эксперимента в гештальт-терапии:
- Что это такое?
- Гештальт-терапия: описание, методы, техники -
Целое невероятнее частей
- Техники в гештальт подходе. Эксперимент - Сайт Марии Загорской
- Техника Перлза: основные принципы и особенности техники пустой стул
- Эффект незаконченного действия
- Ход эксперимента в гештальт-терапии.
- КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ
- Какова техника пустого стула??
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.
Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы.