необычный праздник: в отличие ото всех остальных, посвященных, условно, кому-то одному, он одновременно Господский и Богородичный. Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова.
Сретение Господне: что это за праздник
Отец Николай заметил, что 15 февраля следует особенно чтить стариков и несовершеннолетних. На Сретение категорически нельзя заниматься грязной и тяжёлой физической работой. Кроме того, запрещается ссориться, выяснять отношения, учинять распри. Не стоит устраивать шумные гуляния и алкогольные возлияния. Церковь не одобряет венчание 15 февраля, поэтому лучше перенести такое торжество. Какие приметы на Сретение Господне? Со Сретением связано множество примет, которые касаются погоды весной, а ещё — земледелия. Так, если 15 февраля небо будет звёздным, а вечером ударит мороз, тепла ещё долго не ждите. Если на Сретение наблюдаете оттепель, значит, весна не за горами.
Наши предки предсказывали так: "На Сретеньев день снежок — весною дожжок". Если простыми словами, выпавший 15 февраля снег — к долгой и дождливой весне.
Но это не просто встреча в ее бытовом понимании. Использование слова «Сретение» придает данному событию более глубокий смысл: когда меньшее встречается с чем-то большим. Это и объясняет основной смысл торжества — встречу, сближение человека с Богом. Есть и еще одна трактовка, которая не противоречит, а дополняет данный смысл. Так, считается, что этот праздник знаменует собой момент, в котором сходятся Ветхий и Новый Заветы. Сретение Господне: духовный смысл праздника Сретение — это встреча человека с Богом.
Именно данное отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона, повстречавших младенца Иисуса в Иерусалимском храме. Их история может послужить примером того, что человек всегда должен быть готов к встрече с Господом. Считается, что каждый православный переживает такую встречу, к примеру, в тот день, когда впервые переступает порог храма. Именно с этого момента для него начинается путь к спасению. А после традиция празднования распространилась по всему миру. До современников дошли сретенские проповеди таких авторитетных церковных авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Торжеству посвящены несколько икон. Одна из них — Богоматери «Умягчение злых сердец» На ней Дева Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — это символ предстоящих материнских страданий.
Перед этим образом православные молятся о прекращении всякой вражды или ссор в семье, а также о защите от недругов. Еще одна икона, которая связана со Сретением Господним, — Симеона Богоприимца.
Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями. Несмотря на древнее происхождение, Сретение начали отмечать более торжественно только после того, как в VI веке, во времена бедствий, люди получили откровение о важности этого дня.
Официально праздник закрепили в 544 году, после чудесного избавления от несчастий в Византии. Это событие определяет не просто встречу, а встречу сущего с Вечным, когда земное касается небесного, выражая идею знакомства смертных с вечной жизнью. Основной смысл Сретения — общение человека с Господом, иллюстрируемое через встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом в Иерусалимском храме. Все вместе они демонстрируют важность постоянной готовности к контакту со Всевышним. Каждый из нас перед этим стоит.
Решаем мы это с помощью выстраивания отношений. Есть три основных уровня выстраивания отношений: с самим собой, с другими и с Богом. Последние должны выстраиваться на основе любви», — подчеркнул Алексей Золотай. Традиции в Сретение Господне Старая традиция освящения свечей в храмах на Сретение Господне сохраняется до сих пор. Перед началом литургии священнослужители произносят молитву над свечами, окропляют их святой водой и раздают верующим.
Сам ход богослужения тот же — состоит из вечерни и литургии.
Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т.
Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг. Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица.
Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий. Монастырь св.
Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г. Икона Сретения Господня.
Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне. Начало XIX в.
Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты.
Это один из первых бесстолпных новгородских храмов. Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород. В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г. Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г. Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях.
В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом.
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
В церковном календаре этот день отмечен как двунадесятый праздник, что означает его великую важность для нас всех. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл. Праздник Сретения Господне связан не только с жизнью Иисуса в человеческом теле, но и с его матерью Девой Марией.
История возникновения праздника Сретения Господня
- Сретение Господне. История и суть праздника
- Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?
- Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать
- Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника
- Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля
Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля
Если зажженная в праздник свеча горит ровно и спокойно, то все члены семьи будут здоровыми. Если покормить на Сретение Господне бездомного голодного пса, то в дом придет удача и достаток. Хорошей приметой на Громницы считается угостить близких людей, друзей и соседей блинами. Это принесет удачу гостям и домочадцам. Сретение Господне — один из двенадцати главных церковных праздников. Он сочетает в себе христианские обычаи и традиции языческого торжества Громницы. В этот день принято молиться, посещать храм, печь блины и желать близким людям счастья и благополучия.
Считается, что загаданные в этот праздник желания способны исполняться. Поздравления Со Сретеньем хотим поздравить вас И благодати пожелать, и света. У Бога счастья попросите вы сейчас И на вопросы ясного ответа. Пусть пазлы жизни все сомкнутся враз, Легко соединившись воедино, Пускай в подарок создадут они для вас Прекрасной жизни славную картину. Впервые с Богом встреча человечества произошла, Когда Иисуса младенцем в храм Мария принесла. С тех пор мы отмечаем в этот день Сретение.
Обряд жертвоприношения был довольно кровавым: одну птицу закалывали, а крылья другой обмакивали в кровь и отпускали её на волю. Что значит Сретение Часто встречается вопрос, что значит слово «сретение». Сретение — слово из старославянского языка, которое означает «встреча», — недаром оно однокоренное со словами «встретить», «обретать». Это слово стало калькой с греческого Hypapante, которое означает то же самое. Встреча, о которой идёт речь, произошла в Иерусалимском храме, когда туда принесли Младенца Христа. В этот момент там присутствовал старец, обладающий пророческим даром, по имени Симеон — один из 70 учёных, которые переводили Священное писание с иврита на греческий.
Согласно преданию, во время перевода он собирался исправить во фразе «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» слово «дева» на «жена» — то есть «непорочная девушка» на «женщина», — однако ему явился ангел и предрёк, что Симеон не умрёт, пока не увидит, как сбылось пророчество и родился мессия. Ждать ему пришлось долго — предание гласит, что на момент встречи с Иисусом ему было около 300 лет. Симеон, увидев в храме родителей Иисуса, после обряда подошёл к ним и, взяв Младенца на руки, произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Следом за ним подошла работавшая в храме праведная Анна — она поклонилась Иисусу и вышла на улицу, рассказывая о рождении мессии. Именно об этой встрече Симеона и Анны с Сыном Божиим и идёт речь в названии праздника. Однако до определённой поры празднование проходило скромно. Считается, что на Западе этим праздником старались «перебить» языческий праздник луперкалий, который проводился 13—15 февраля в честь бога плодородия Луперка одно из имён Фавна и был известен разнузданными оргиями.
Установил его или папа Геласий в 496 году как раз когда отменил луперкалии , или папа Григорий Великий в 600 году. На Востоке же праздник Сретения Господня связывают с моровой язвой в Константинополе 544 года. Страшная эпидемия прекратилась, когда по городу прошёл крестный ход и целую ночь верующие провели в молитве. Тогда император Юстиниан распорядился отмечать Сретение Господне более торжественно. С одной стороны, он подтверждает, что Иисус Христос действительно существовал и был рождён человеком — вопреки некоторым еретическим учениям, по которым Христос только принял облик человека, не являясь им по сути.
Считается, что они оберегают дом от несчастий, например, от грабежей или попадания молнии. Однако священнослужители полагают, что эти поверья имеют языческие корни. Сретение Господне — радостный и светлый праздник. Очень важно провести его в кругу родных и близких людей, устроив домашнее застолье.
По традиции в этот день верующие дарят друг другу иконы. Православные верят, что вода, освященная на Сретение, обладает целебными свойствами, защищает от болезней и сглаза. Также 15 февраля принято молиться перед иконой Богородицы "Умягчение злых сердец", чтобы исцелиться от психических болезней и эпилепсии. Что нельзя делать на Сретение Господне Православные рассказывают, что в этот день стараются соблюдать несколько правил. В этот чистый и светлый праздник не следует ругаться и ссориться с близкими. На Сретение верующие не занимаются бытовыми делами и работой по дому. Также не рекомендуется злоупотреблять алкоголем. Многие верят, что на Сретение Господне нельзя надолго оставлять своих родных и отправляться в дальнюю поездку.
Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г.
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса.
И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания полиелеоса молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т.
Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее.
По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.
Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий.
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение.
Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г.
Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г.
Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне.
Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства.
По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг.
Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов. Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород.
Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки. Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон - переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда переводчику Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока не увидит Спасителя воочию, своими глазами. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, но дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения, Встречи с Богом.
И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и состарившийся Симеон. Вслушайтесь, сколько тепла и нежности в этой сцене, изложенной стихом Иосифа Бродского: "И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке Храма. И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона". Рембрандт, 1627 г. Я дождался Тебя, я увидел Бога воочию и теперь могу уйти! И Симеон произносит знаменитые слова, которые звучат 15 февраля в каждом храме: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...
Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью. Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.
Считалось, что все загаданные на Сретенье желания сбываются. Собака лает — к пустым разговорам, воет — к плохим новостям, рычит — к визиту злого человека. Птицы у дома беспокойные — может произойти ссора.
Если покормить на Сретение бездомное животное, то целый год не будешь нужды знать. Курица снесла четное количество яиц — к удаче. Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля Существовали на Сретенье и суровые запреты. Чтобы нельзя делать 15 февраля? Нельзя в праздник заниматься домашними делами — стирать, убираться, а также шить и вязать, потому что можно навлечь на себя и свою семью беды и болезни.
Запрещалось подметать пол и выносить мусор после заката, иначе можно из дома вымести счастье. Не разрешалось грустить, чтобы год не провести в горестях и печалях. Не отправлялись на Сретенье в дальнюю дорогу, не планировали путешествия. Верили, что поездка не будет удачной, у человека возникнут непредвиденные преграды и проблемы. Нельзя 15 февраля ссориться, потому что любое злое слово к произнесшему его человеку вернется, причем в тройном размере.
Не считали в этот день деньги и не клали их не стол, иначе перестанут в доме водиться.
И Иосиф Обручник, названный отец, с Матерью Божией принесли новорожденного ребенка в храм. Древний богоизбранный народ верил, что есть единый Бог, и считал, что у него может быть только один храм, в отличие от язычников, у которых богов было множество и множество разного рода капищ. То есть Богомладенца принесли в единственное место, куда нужно было его принести. Там, на пороге этого храма, когда совершались все положенные действия, связанные с благодарением, жертвой Богу, и произошла встреча. Замечательная в разных смыслах», — поделился священник. По словам Ильяшенко, праздник Сретение Господне стоит провести в спокойствии и молитве.
Нужно постараться что-то сделать для Бога и прежде всего — поучаствовать в богослужебной части дня, то есть быть участником службы, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
У входа их встречал Симеон, который долгие годы ждал этого дня. Ангел сказал старику, что он спокойно умрет только после того, как своими глазами увидит Мессию. На момент встречи Симеону было уже больше 360 лет. Сретение — это и есть встреча.
Когда Симон принял из рук Девы Марии маленького Иисуса Христа, сказал: — Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. В тот же день с радостью в сердце и легкой душой старик умер. Встречу новозаветного Младенца и ветхозаветного старца описали в Новом Завете.
Смысл Сретения во встрече двух заветов, переходе от Закона к благодати.
Встреча Господа Иисуса Христа. Это один из двунадесятых, то есть один из 12 главных праздников церковного и, соответственно, астрономического года. Среди этих 12 есть чисто Богородичные праздники, связанные с Божией матерью, например, Благовещение или Рождество Божией матери. Сретение же — праздник и Богородичный, и Господский. Внешне, например, это выглядит так: в этот день священники будут носить в храме облачения голубого цвета, Богородичного, а по элементам богослужения это будет праздник вполне Господский. Сам по себе этот праздник, даже по каким-то внешним и специальным уставным вещам, весьма интересен.
По обычаю своего времени новорожденного младенца приносили в храм, и совершались положенные действия, приносилась жертва благодарности Богу за рождение ребенка, происходило посвящение ребенка Богу.
Смысл праздника Сретение Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников христианской Церкви. По иудейской традиции, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день должны были принести его в храм — для обряда посвящения Богу. Дева Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести очистительную жертву в виде сожжения двух голубей. После совершения обряда святое семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик Симеон. По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было больше 300 лет, но он должен был умереть лишь тогда, когда увидит Спасителя.
Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон сказал ей: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец" Лк 2:34-35. История празднования Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках.
Если солнце в этот день не выглядывало вовсе, то следовало ожидать холодные дни. Исходя из народных традиций, в Сретение Господне запрещены любые работы, кроме тех, что служат людям во благо.
А зарабатывание денег в этот день вовсе считается греховным занятием. Кроме того, в этот день запрещено употреблять алкоголь и сквернословить. Надеемся, мы ответили на распространенный вопрос: что за праздник — Сретение Господне.
Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?
Православные христиане 15 февраля отмечают знаменательный день — праздник Сретения Господня. Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова. Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, это значит, что его всегда отмечают 15 февраля. В церковном календаре этот день отмечен как двунадесятый праздник, что означает его великую важность для нас всех. Своеобразная двойственность праздника Сретения Господня отразилась на облачение священнослужителей.
Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника
Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне. В VI веке праздник стал общегосударственным для Византии. Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом. Что значит слово "Сретение" и суть праздника На церковнославянском языке слово "сретение" означает "встреча". Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
Сегодня верующие отмечают один из главных христианских праздников – Сретение Господне, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. Сретение Господне: история и значение праздника. один из двунадесятых (главных из 12) церковных праздников, который символизирует встречу Ветхого Завета в лице Симеона с Новым - с христианством в облике маленького Иисуса. Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной.
Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать
Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля Существовали на Сретенье и суровые запреты. Чтобы нельзя делать 15 февраля? Нельзя в праздник заниматься домашними делами — стирать, убираться, а также шить и вязать, потому что можно навлечь на себя и свою семью беды и болезни. Запрещалось подметать пол и выносить мусор после заката, иначе можно из дома вымести счастье. Не разрешалось грустить, чтобы год не провести в горестях и печалях. Не отправлялись на Сретенье в дальнюю дорогу, не планировали путешествия.
Верили, что поездка не будет удачной, у человека возникнут непредвиденные преграды и проблемы. Нельзя 15 февраля ссориться, потому что любое злое слово к произнесшему его человеку вернется, причем в тройном размере. Не считали в этот день деньги и не клали их не стол, иначе перестанут в доме водиться. Не мылись на Сретенье. Считалось, что к телу могут прилипнуть болезни.
Не стригли 15 февраля волосы, чтобы жизнь и здоровье свои не отрезать. Под строгим запретом в праздник также были любые магические ритуалы. Приметы на 15 февраля о погоде По приметам 15 февраля наши предки предсказывали погоду на всю весну.
Открылись, то есть люди стали говорить, что думают и сами определяли: быть им со Христом, Мессией, Которого они так ждали, или же отвернуться от Него и продолжать верить в приход другого избранного, который избавит народ Израильский от власти Рима и сделает их властелинами всей земли. Также после распятия и Воскресения Христа многие неверующие утвердятся в вере во Христа и станут основанием для Церкви Христовой на земле.
Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? На сороковой день святое семейство прибывает в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. Евангелие повествует нам, что при входе в храм святых родителей встречают двое людей — мужчина и женщина. Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Судя по всему, при храме существовал особый институт вдовиц, посвятивших себя служению Богу. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства Когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или же когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды, святая Анна, подойдя и подтверждая пророчества Симеона Богоприимца, славила Господа и благовестила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. По сути дела, это единственные сведения о святой, дошедшие до нас благодаря евангелисту Луке. Стоит отметить, что до Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия. Они удостоились встретить в храме Младенца, в Лице Которого уже соединились Божество и человечество.
Примечательно, что Православная Церковь на следующий день после Сретения празднует память праведных Симеона и Анны, подобно тому, как сразу после других двунадесятых праздников Церковь отмечает память основных действующих лиц того или иного священного события — как Иоанна Предтечи после Крещения и Архангела Гавриила после Благовещения. Какова история появления и развития праздника Сретения Господня в Церкви? Первое упоминание о празднике Сретения Господня мы находим в древнем христианском источнике IV века «Паломничество ко Святым местам» монахини Этерии, которая в 80-х годах четвертого столетия совершила паломничество на Святую Землю и в своих воспоминаниях об этом путешествии описала особое торжество, совершающееся на 40-й день после Богоявления в Церкви Иерусалима. Этерия пишет: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис так в Иерусалиме называли Храм Гроба Господня , и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.
Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст». Гвидо да Сиена. Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы. По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события.
Коптская икона К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства. В католической церкви этот праздник не является торжеством высший разряд праздников , а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много. В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя. Сорокадневный рождественский цикл, о котором говорилось выше, является неким разворотом древнейшего праздника Богоявления, который изначально включал в себя в себя все современные праздники, посвященные евангельским событиям Рождество, Крещение, Сретение и дни памяти святых, связанных с этими событиями.
Праздник Богоявления с течением времени раздробился на большое количество отдельных праздников, насколько возможно полно раскрывающих тайну Боговоплощения. Святой Исихий Иерусалимский так писал о празднике Сретения, завершающем цикл богоявленских праздников: «Не ошибется тот, кто признает Сретение праздником праздников, субботой суббот, назовет его святая святых. Ибо здесь сосредотачивается всё таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в воплощении Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества». Праздник Сретения — он Богородичный или Господский? Все двунадесятые праздники четко разделяются на Господские и Богородичные.
Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе. Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника Рождество, Крещение, Вознесение и другие , а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. К разряду Господских праздников Сретение относит наличие входного стиха на малом входе, который произносится диаконом, держащем в руках Евангелие, в открытых Царских вратах, а также собственного праздничного отпуста в конце службы: «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников. Исходя из этого, правильнее будет сказать: праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника. В каком из песнопений Страстной Седмицы упоминается событие Сретения Господня? Интересно, что события праздника мы вспоминаем не только в сам его день. На Страстной седмице в Великую субботу перед чтением 1-го часа во время целования народом Плащаницы положено пение особой стихиры, в которой описываются события тех великих и печальных дней человеческой истории: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое!
Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде; но в радость Воскресения Твоего плач преложи. В этом песнопении мы видим отсылку к Сретению Господню, а именно к словам праведного Сименона, которые он сказать Матери Христа: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец Лк. В этом песнопении Богородица вспоминает о давнем пророчестве старца, сказанном над 40-дневным Младенцем. Толкователи понимали это место как пророчество о тех страданиях, сомнениях и переживаниях, которые Пресвятая Дева будет претерпевать при виде висящего и страдающего на кресте Своего Сына. Так, блаженный Феофилакт Болгарский XI в.
Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых». Эти слова праведного Симона с полной точностью передают то, что Богородица переживала при кресте, как мать.
Из церкви люди приходили с освещенными свечами - "громницами" - и хранили их в течение года. Считается, что они оберегают дом от пожара и бед, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней.
Также церковь освещала воду, и она становилась целебной наравне с крещенской. Можно, так как Великий пост наступит только 27 февраля. Хозяйки накрывали богатый стол и приглашали много гостей. Все вместе устраивали шумные гуляния.
Единственное ограничение - день Сретения в 2023 году выпадает на среду, поэтому мясные блюда следует заменить на рыбные деликатесы. Рыба, морепродукты 5 Традиционные блюда Традиционно хозяйки в день Сретения пекут блины - символ солнца.
Освящают в праздник не только свечи, но и воду. Считается, что она обладает целебными свойствами и может защищать от болезней и сглаза. Кроме того, 15 февраля верующие молятся перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец».
Это помогает исцелиться от психических болезней и эпилепсии. Ругаться и ссориться с близкими. Заниматься бытовыми делами. Злоупотреблять алкоголем. Надолго оставлять своих родных.
Отправляться в дальнюю поездку. Мыть голову и стричься.
Народные приметы 15 февраля
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать | Значение праздника Сретения для верующих — встреча христианина с Господом в своем сердце. |
Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем? - Новости | Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова. |
Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы | Православные христиане 15 февраля отметят один из древнейших двунадесятых праздников — Сретение Господне. |
Сретение Господне что за праздник - Российская газета | Сретение Господне — один из двенадцати важнейших праздников после Пасхи, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. |
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
Сретение Господне 2024: что нужно и что запрещено делать в двунадесятый праздник | ОТР | Сретение Господне – один из 12 важных церковных праздников, который празднуют на сороковой день после Рождества. |
15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы. | Таким образом, и праздник «Сретенье Господне» – это воспоминание события, через которое Бог ясно говорит о спасительной миссии Своего Сына. |
Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника | Сретение Господне – это один из важных православных праздников, который отмечают в феврале. |
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник? | В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. |
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
Праздник Сретения Господня в 2024 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане. Сретение Господне – это один из важных православных праздников, который отмечают в феврале. В праздник Сретение Господне не принято употреблять спиртное, поскольку это духовный праздник. На Руси праздник Сретение Господне любили еще и потому, что совпадал он с окончанием морозов. В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим.