EC в октябре нарастил потребление газа на 5,1% год к году, до 23,6 млрд куб. м. Тем самым Европа. Это список стран по годовому потреблению природного газа.[1][2] В информационных целях в этот список также включены несколько несуверенных субъектов. В агентстве добавили, что в Европе суточное потребление газа выросло в течение шести дней начала января почти на 40%, до 2,5 млрд кубометров. По заказу РИА Новости экспертами РИА Рейтинг подготовлен очередной рейтинг европейских стран по доступности природного газа для населения. Отмечается, что потребление природного газа увеличилось на Мальте (плюс 7,1%) и в Словакии (плюс 2,6%).
Темп роста потребления газа в мире сильно зависит от сотрудничества стран Евразии - Миллер
«Потребление природного газа в 2023 году останется в целом на прежнем уровне». Российские новости о газе могут сильно влиять на мировой рынок. В прошлом месяце в Европе сократилось потребление природного газа, пишет агентство Bloomberg. На поддержку бизнеса предлагается выделить €3 млрд, но на фоне дефицита топлива и рекордных цен на газ это соломинка для утопающих. «Потребление природного газа в 2023 году останется в целом на прежнем уровне». Потребление природного газа в Китае в 2023 году увеличилось на 7,6% относительно 2022 года и достигло 394,53 млрд кубометров, сообщил Государственный комитет по делам развития и реформ (NDRC).
Новости по теме: потребление газа
Европа за два года сократила потребление газа более чем на 100 миллиардов кубометров, в 2023 году показатель ожидается на уровне 490 миллиардов кубометров, сообщил вице-премьер России Александр Новак в интервью телеканалу "Россия 24". Интересно, что Китай, который называют мировой фабрикой, по потреблению газа уступает России. Цены на газ в Европе продолжили снижаться, несмотря на похолодание, поскольку газ потерял свое прежнее значение для производства энергии. Европейские государства по итогам 11 месяцев снизили потребление российского газа до уровня 1996 года.
Страны ЕС снизили потребление газа
Кроме того, сектор электрогенерации, особенно в Германии и Италии, продемонстрировал признаки оживления", - говорится в документе. Импорт трубопроводного газа в ЕС в октябре составил 13,7 млрд куб. Сокращение импорта СПГ было обусловлено высокими запасами газа, снижением спроса и разницей спотовых цен между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, которая делает спотовые поставки в АТР более привлекательными.
Пандемия оказала двоякое воздействие на мировой рынок пропана. С одной стороны, резко снизился спрос на пропан со стороны промышленности и транспорта. С другой стороны, спрос со стороны домохозяйств и жилищного сектора, напротив, вырос: семьи большую часть года находились дома, что способствовало росту спроса — это предотвратило более серьезное снижение совокупных объемов продаж.
Эти два вопроса хоть и взаимосвязаны, но по сути самостоятельны. Если мы говорим про хаб с точки зрения приема и распределения газа, поступающего из разных источников и направляемого разным адресатам,то в Турции он в последние годы формируется естественным путем. В перспективе могут добавиться поставки из Израиля и Иракского Курдистана. При этом обсуждаются перспективы существенного увеличения поставок как азербайджанского, так и иранского газа.
Если в этом узле приема и распределения газа пытаться организовать биржевые и внебиржевые торги газом, то тогда участие России понадобится. Поскольку нужно будет убедить поставщиков и потребителей перенести сделки купли-продажи газа именно в Турцию, а не осуществлять их в Италии, Австрии или в какой-то иной точке, где сосредоточен спрос. Это весьма непростая задача. Основная слабость Турции в том, что все крупные рынки сбыта в ЕС сильно удалены от ее границ.
А газ обычно продается ближе к потребителю. Турция могла бы заманить поставщиков, суля им возможность продаж газа на ее внутреннем рынке он один из крупнейших в Европе — около 60 млрд куб. Но это уже противоречит энергетической политики самой Турции. Она не хочет допускать нерезидентов на свой внутренний рынок из-за широко распространенного перекрестного субсидирования то есть когда основная масса потребителей платит за газ существенно меньше его рыночной стоимости.
На основе торгового хаба теоретически можно создать ценообразующий хаб. Если у вас есть несколько сделок купли-продажи газа, цены по которым открыты, то несложно вычитать средний индекс. Но проблема в том, как убедить участников рынка использовать этот индекс в собственных внебиржевых сделках. Исходя из международного опыта, это почти непосильная для Турции задача.
В Европе сейчас 12 крупных хабов, но максимум два из них претендуют на ценообразующую роль. Все остальные хабы, по существу, ретранслируют цены, которые складываются на TTF. То же самое мы видим в Северной Америке, где существует около 30 крупных торговых хабов, не говоря уже о паре сотен мелких торговых точек, но реальный ценовой индекс, по крайней мере, значимый для международной торговли складывается только на Henry Hub. Именно в этих точках сложились наиболее благоприятные условия.
Там есть огромный спрос, сходятся многочисленные потоки газа, отлично развита финансовая структура, есть политическая стабильность и выполняется еще ряд условий. А в Турции почти ничего этого нет, кроме транзита газа из трех стран причем, в основном, по долгосрочным договорам и пустующих мощностей по приему СПГ. Для инфраструктурного хаба этого достаточно, но для ценообразующего слишком мало. Что бы Россия не делала, турецкий хаб в ближайшие 15-20 лет не сможет конкурировать с TTF.
Но главное — со стороны европейцев никто не дает и не даст гарантии спроса на поставки по новому газопроводу. Мне кажется, в данном случае это опять же попытка удержать инициативу, не упустить ее. Тоже самое уже происходило в 2014-2015 годах, когда Россия, поняв бесперспективность переговоров с ЕС по «Южному потоку» был такой мегапроект , неожиданно от него отказалась и решила строить сначала «Турецкий поток», а затем и «Северный поток — 2». Только разница в том, что в 2014 году эти потоки были обеспечены спросом, а сейчас - нет.
Хотя, мне кажется, далеко не все еще в России понимают, что европейский рынок газа для нас в значительной мере уже потерян, хода назад нет. Это, скажем, остается экспертной точкой зрения, которую я, например, разделяю, но возможно что в «Газпроме» не все с ней согласны. Да, действительно увеличилась выработка угольных электростанций, но куда больше в этом году возросла генерация солнечной и ветровой энергии. И в целом основной выход из сложившегося кризиса Европа видит в ускорении декарбонизации и перехода на возобновляемые источники энергии.
Газ при этом становится все менее популярным. Я думаю, что потеря российского газа сильно сократит общее потребление газа в ЕС не только в ближайшие пару лет, но и в 2030-2040-е годы. Без российского газа конец «эры газа» в Европе наступит значительно раньше, чем это планировалось ранее. Пока же снижение потребления газапроисходит, в основном, за счет сокращения производства в газоемких отраслях промышленности газохимия, производство удобрений, металлургия, производство строительных материалов и прочее , которые просто не выдерживают такого ценового давления.
И это ведет к долгосрочной потере конкурентоспособности Европы именно в энергоемких отраслях, то есть вполне возможен исход ряда производств на другие рынки, где цены гораздо ниже, в те же США. Но с точки зрения достижения формальных целей декарбонизации это сыграет Европе только на руку. Перспектива новой «Силы Сибири» -Газопровод «Сила Сибири» остается последним оплотом российских экспортеров? Когда-нибудь азиатский рынок станет сопоставим с европейским по ценам и объемам поставок?
Это, конечно, почти в полтора раза больше, чем в прошлом году, но объем по-прежнему скромный. На проектную мощность данный газопровод выйдет к 2025 году на уровне 38 млрд куб. В 2026 году, как ожидается сам Газпром о сроках пока умалчивает , к нему должен добавиться так называемый Дальневосточный маршрут, по которому в Китай планируется поставлять еще 10 млрд куб. Оба этих маршрута изолированы от Единой системы газоснабжения России и поэтому не могут перенаправлять в Китай газ, высвобождающийся в европейском направлении.
На стадии обсуждения остается трубопровод «Сила Сибири — 2», который географическиникак не связан с «Силой Сибири — 1», это совсем другой маршрут и иная сырьевая база. По нему как раз можно будет поставлять «европейский» газ. Но его стройка растянется на много лет. Маловероятно, что первые поставки начнутся ранее 2029-2030 гг.
А на проектную мощность около 50 млрд куб. В общем, это очень небыстрая история, которая лишь спустя многие годы и то лишь отчасти поможет нам заместить тот рынок, который мы сейчас теряем в Европе. Или уже потеряли. К этому стоит добавить, что в отношении «Силы Сибири — 2» до сих пор не решен ключевой вопрос — цены.
В этой связи можно вспомнить историю запуска «Силы Сибири — 1». Решения по другим вопросам были согласованы в конце 2000-х годов, а по цене торговались еще лет пять, если не больше, закончив переговорылишь к 2014 году.
Больше всего газа потребуется Китаю. В то же время пик потребления угля прогнозируется в 2025 году, однако уже в 2027 году спрос на уголь начнет снижаться. Но даже при таких условиях в 2030 году будет потребляться больше угля, чем в 2021 году.
Газ испаряется и дорожает
Стремление заменить российский газ импортом со всего мира вызвало резкий рост цен и серьезный кризис стоимости жизни, который обошелся европейским правительствам в миллиарды евро. В 2023 году мировое потребление газа, по прогнозам, увеличится примерно на 1%, при этом рост будет происходить за счет США, Китая и некоторых развивающихся стран в АТР. Пока попытки европейцев снизить потребление газа за счет экономии, перехода на другие источники энергии и поиска альтернативных поставщиков голубого топлива выглядят не очень убедительно. – Мы видим снижение потребления газа в промышленном секторе на 30%.
МЭА: Европа сократила потребление газа на 15 процентов
Мировое потребление газа снизилось в прошлом году на 0,4%, до 4,03 триллиона кубометров, но ожидается, что показатель вернется к росту и увеличится на 1% по итогам текущего года, говорится в докладе Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Отмечается, что потребление природного газа увеличилось на Мальте (плюс 7,1%) и в Словакии (плюс 2,6%). “В июне 2023 года потребление газа в Европейском союзе сократилось на 12% в годовом выражении, достигнув в общей сложности 18 млрд куб. м. Это снижение произошло в первую очередь из-за растущей выработки энергии от ветра и солнца, что привело к снижению. Пока попытки европейцев снизить потребление газа за счет экономии, перехода на другие источники энергии и поиска альтернативных поставщиков голубого топлива выглядят не очень убедительно.
Газ в Европе становится все большим дефицитом
Читайте также Крым: Зеленский пытается оставить Севастополь, Ялту, Евпаторию без газа Удар ВСУ по морским платформам «Черноморнефтегаза» стал информационным шоком для жителей полуострова Кандидат технических наук, старший научный сотрудник Крыловского государственного научного центра Олег Таровик рассказал «СП», что расстояние при доставке сжиженного природного газа из Соединенных Штатов и Катара принципиально не отличается. Средняя эксплуатационная скорость морских газовозов СПГ составляет около 16 узлов, то есть время в пути составит приблизительно 12,5 суток. Кроме того, стоит учитывать, что маршрут из Катара идет в пиратоопасных водах Аденского залива, что, согласитесь, имеет свои нюансы. Дело в том, что многие газовозы СПГ используют груз в качестве топлива. Так что, практически весь объем выпара будет израсходован в энергетической установке судна. Если же газовоз не может расходовать СПГ есть такие суда , то на нем будет стоять установка повторного сжижения, которая сжижает весь испарившийся газ.
Что касается газовых потерь, то, как заметил Алексей Гривач, заключаемые контракты учитывают подобные нюансы. И в подписываемых документах стараются это предусмотреть — переплачивать никому не хочется. Впрочем, не стоит забывать, что потери различного характера возможны только у СПГ, но и трубопроводного газа — в частности, при транспортировке. И объем газа, закачиваемый в трубы и приходящий к потребителю не один и тот же.
Спрос на природный газ в Европе не восстановился, несмотря на снижение цен. Цены упали отчасти из-за того, что европейские газохранилища уже заполнены. При этом базовый спрос также снизился. Восстановлению потребления газа в частности мешает более слабый экономический рост. По словам Бена Макуильямса, автора трекера Bruegel, еще одна причина может быть связана с тем, что более низкие оптовые цены еще не дошли до конечных пользователей. Другие факторы будут более постоянными, особенно новые технологии. Для работы тепловых насосов требуется электричество, которое часто вырабатывается с использованием газа, но здесь ситуация тоже меняется.
Здесь можно выделить две главные причины: сокращение поставок из РФ в ЕС и снижение потребления газа в Китае из-за коронавирусных ограничений. Согласно оптимистичным прогнозам, которые, в частности, делают представители «Газпрома», влияние этих факторов со временем нивелируется, и кривая спроса вернётся к стабильному спросу. Однако с подобными оценками согласны не все. По его словам, это связано с высокими ценами на газ, из-за чего потребители в КНР активно перестраиваются на уголь, мазут и атомную энергию. Первые недели 2023 года пока подтверждают это предположение: спрос на газ после отмены большинства коронавирусных ограничений в Китае растёт не так быстро, как ожидалось. Ещё более активно эти процессы идут в Европе. Снижению цены способствовали не только тёплая зима, но и увеличение выработки электроэнергии на ветряных станциях и снижение промышленного производства газа. Очевидно, что это долгоиграющий тренд: при высоких ценах, нестабильных поставках и угрозе дефицита крупные предприятия будут и дальше отказываться от газовой генерации или как минимум не станут реализовать новые проекты на этом топливе. Другими словами, в ближайшие годы мы можем увидеть не рост, а сжатие мирового газового рынка. Новые задачи для российских экспортёров В этих непростых условиях российским компаниям предстоит кардинальным образом перестраивать структуру экспорта. Достаточно сказать, что в 2022 году поставки «Газпрома» в ЕС составили всего 61 млрд куб. А всего экспорт корпорации в страны дальнего зарубежья сократился почти на 85 млрд куб. Очевидным выходом видится переориентация на азиатских потребителей, однако здесь российских экспортёров ждёт ряд проблем. И ключевая из них — отсутствие необходимой инфраструктуры. Строительство «Силы Сибири — 2» ещё не началось, пока проект находится на стадии проектирования. Ожидается, что газ пойдёт по этому трубопроводу только в 2030 году.
На этот вопрос отвечали Финансы Mail. Источник: РИА "Новости" Европейские страны традиционно начинают пополнение запасов газа весной, после завершения отопительного сезона. Отбор газа из хранилищ начинается осенью. Но 2023 и 2024 годы для энергетики ЕС оказались аномальными. Этой весной после, завершения отопительного сезона, в европейских подземных хранилищах газа ПХГ остается впервые в истории наблюдений около 64 млрд куб. Запасы начали обновлять исторические максимумы во время закачки газа на протяжении лета и осени 2023 года. Экономическое праноедение? Как региону удалось отказаться от газа в своей экономике? Неужели состоялся энергетический переход, и теперь экономике ЕС достаточно энергии солнца и ветра? Все дело в сокращении потребления газа в ЕС, пояснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. В 2023 году потребление газа в ЕС составило порядка 325 млрд кубометров, снизившись на более чем 100 млрд куб. Спад идет вверх? Это произошло за счёт деиндустриализации», — отметил Игорь Юшков.