1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. В целом, повинности помещичьих крестьян были определены их социальным и правовым статусом, а также положением на феодальной лестнице. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности | Основными формами повинности крепостных крестьян были. |
Повинности которые несли крестьяне | это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России. |
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности | Повинности крестьян были многообразными и ответственными, но они справлялись с ними с достоинством и энтузиазмом. |
Крестьяне в России | Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. |
Крестьяне несли повинности | 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. |
Повинности крепостных крестьян
Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли. Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму. Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли. Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму. Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность. Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования — на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение. Ответ: Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства. Например, усиление царской власти и смена системы управления государством после смутных времен обусловила формирование дворянского сословия как опоры власти. Развитие городов позволило сформироваться посадскому населению с многочисленными ремесленными категориями людей. Развитие торгово-денежных отношений сформировала категорию купеческого посадского населения. Стремление усилить зависимость дворянства от государства привело к закрепощению крестьян, что стало фактором экономического благосостояния служилых людей. В свою очередь это же закрепощение создало самый многочисленный и самый бесправный класс зависимых крестьян. Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привела к появлению казачьих общин. Расширение территорий государства за счет освоения новых земель помогло сформироваться таким категориям как ясачные люди и черносошные крестьяне. Духовенство же изначально оформилось как самостоятельное сословие, и его благосостояние со временем стало неразрывно связано с благосостоянием государства. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в. Ответ: Сословие — это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом или нормами традиций. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству. В странах Западной Европы в сословном делении обычно встречались категории духовенства, аристократии дворянства и общинников тех, кто трудится. Положение различных сословий в XVII в. В большинстве европейских стран происходило разрушение черт аграрного общества, постепенно размывалось сословное деление общества и возникало новое классовое деление. Старые средневековые ценности уступали место новым. Новое хозяйство и образ жизни сближали представителей разных сословий и разделяли их не по правам и обязанностям, а по наличию или отсутствию капитала, уровню дохода. Это деление общества принято называть классовым. Класс капиталистов буржуазия, предприниматели объединяло то, что все они были частными собственниками капитала, организующими производство или торговлю с целью получения прибыли, и использовали при этом труд наемных рабочих. Класс наемных рабочих объединял людей, лишенных собственности на землю, дома, орудия труда, добровольно нанимающихся на работу к капиталисту и получающих за свой труд зарплату. Отживало свое крепостничество, крестьяне превращались в фермеров на собственной земле, которые обязаны были платить налоги. Обнищавшие крестьяне уходили в город и становились наемными работниками. Наиболее удачливые ремесленники превращались в держателей мануфактур. В отличие от стран Западной Европы в России товарно-денежные отношения еще не играли главенствующей роли, поэтому становление капиталистических отношений было очень слабым. Наоборот, в это время в России еще больше закрепился феодальный порядок отношений. Господствующим в нашей стране стал не буржуазный класс, а сословие дворян. Положение низших сословий было обусловлено сильной зависимостью от государства и помещиков. Закрепощение крестьян снижало любую их деловую активность и препятствовало повышению эффективности экономики. Количество же лично свободных крестьян постоянно уменьшалось.
Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства. Церковная десятина Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши. Оброк Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов: - Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.
Повинности крестьян: понятие и значение
Повинности которые несли крестьяне | В начале столетия выделялись две основные группы крестьян: крепостные (владельческие), которые принадлежали разным частным собственникам, и черносошные, которые были формально свободны, но несли государственные повинности. |
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19 | Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. |
§19. Изменения в социальной структуре российского общества. | 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. |
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? — Образование и развитие | Найди верный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. |
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности | Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. |
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19
Повинности временнообязанных крестьян. Освобождение дворовых крестьян. перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История.
Феодальные повинности крестьян в Средневековье
В «Аграрной истории Северо-Запада России» на примере Новгорода было показано, как и когда это происходило. И мы можем полагать, что еще до XIV в. А грамота Царевоконстантиновскому монастырю от 1391 г. Рост барщины сдерживался в тех земельных владениях, где жили и работали на пашне холопы.
У светских землевладельцев, усадища которых были расположены в непосредственной близости от принадлежавших им деревень, быстрее укоренялась и распространялась барщина. А в деревнях, удаленных от усадищ, и особенно в мелких, разбросанных волостках крупных землевладельцев, в которые не было смысла сажать приказчика и не было возможности постоянно держать крестьян под контролем, больше распространялся оброк. В мелких землевладениях, например во владениях новгородских своеземцев, была относительно высока доля господских обеж.
И в других пятинах этот процент был близок к 25. Немалую ее часть обрабатывали сами своеземцы, представлявшие собой беднейшую часть землевладельцев. О том, что доля господской запашки была выше в мелких земельных владениях, чем в крупных, свидетельствуют также данные, относящиеся к разделенным между помещиками владениям крупных новгородских бояр.
Вместе с появлением большого числа помещичьих усадеб заметно увеличилась господская пашня. Вероятно, играла роль и степень устойчивости урожаев. В регионах, где особенно частыми были малоурожайные годы, выгоднее было получать фиксированный оброк.
Действовали и другие трудно уловимые причины. Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья.
Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа. Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении. Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков.
По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое.
Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян. Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в.
В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли. На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась.
Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян. Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в.
Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк. На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине.
В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной. Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное.
Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е. Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк.
Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей. Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины. Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины.
Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом. Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской. В XVI в.
Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью». Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять.
Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г.
Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10. Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам.
Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1. Писцовые книги зафиксировали крайне мало поместий, в которых это отношение поднималось до 5:1. Данные табл.
В докризисное время рост средней запашки на господское хозяйство сопровождался ростом запашки на крестьянскую семью. Следовательно, он осуществлялся не за счет сокращения наделов. От начала до середины XVI в.
Однако при сравнении запашки на государя, митрополита и монастырь с господско-служней запашкой в поместьях следует учитывать, что в дворцовых и церковных волостях отсутствовали холопы-страдники на пашне, а в поместьях они обрабатывали значительную часть барских полей и иногда получали надел. Писцовые книги не выделяли холопьи наделы из общего числа господско-служних обеж и не разделяли господскую запашку, возделанную трудом холопов и трудом крестьян. Особенно важно это учитывать при анализе той части табл.
Однако, судя по дозорной книге Бежецкой пятины, изученной Г. Абрамовичем, в 1594—1595 гг.
Также черносошные крестьяне расселялись на всех новых землях, присоединяемых к Российскому государству на протяжении XVII века закрашены светло-зелёным цветом. Думаем, сравниваем, размышляем 1. Объясните происхождение слова «крепостной». На его основе подготовьте сообщение сопроводив его электронной презентацией. Ответ: Скачать презентацию «Крепостные крестьяне XVII века» Слово «крепостной» произошло от понятия «крепость», что в древнерусском праве означало акт, символический или письменный, утверждавший власть какого-либо лица над чем-нибудь. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь. Предметом крепостного обладания в России были и люди.
Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой — крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб». Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. Крепостное право в России Ответ: Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше. Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение.
В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии.
Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». Крестьяне в XVII веке Ответ: После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия.
Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: Ответ: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства.
Они также могли быть обязаны обслуживать гостей господина и участвовать в организации развлечений. В целом, повинности помещичьих крестьян были определены их социальным и правовым статусом, а также положением на феодальной лестнице. Они предоставляли свою рабочую силу и ресурсы в обмен на защиту и привилегии, хотя условия их повинностей могли различаться в зависимости от времени, места и других факторов.
Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников.
Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами. В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты.
Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя.
В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе.
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
Найдите правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России. 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Найдите правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует. Основными принципами, регулирующими повинности крестьян, были обязательность и обусловленность.
Крестьяне несли повинности
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. В отличие от черносошных владельческие крестьяне уплачивали ренту и несли разного рода повинности непосредственно в пользу своего владельца. принудительные обязанности крестьян в пользу феодала.
Феодальные повинности
Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права. Посошные люди. Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв. Посошные люди собирались по указу. Из грамоты 1547 года известно, что к Казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи «по конному да пешему» , в слободах — по одному человеку с десяти дворов. Посошные люди выполняли в армии роль пехоты и вспомогательные функции строительство укреплений, обслуживание артиллерии. В 16 веке посошные люди привлекались и в мирное время для выполнения строительных и ремонтных работ. Посполитные крестьяне. Лично свободное население Левобережной и Слободской Украины во второй половине 17-18 вв.
Посполитный крестьянин был лично свободен, мог менять место жительства, владел землей и другим имуществом на праве полной собственности. Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности — подводную, постойную. Казаки и посполитные крестьяне не были обособленными группами: казак мог сделаться посполитным, посполитный крестьянин — казаком. Главную роль в переходах играли причины экономического характера. Только в 18 веке посполитные крестьяне обособились от казаков. Приписные крестьяне. Государственные, дворцовые и экономические крестьяне в России 18 в. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определенного срока, то есть навечно.
Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике их эксплуатировали и наказывали как крепостных крестьян. Тяжелое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. В конце 18 века правительство прекращает приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. В начале 19 века приписные крестьяне вошли в категорию посессионных крестьян, которая была ликвидирована с отменой крепостного права. Работные люди. Рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России 17 — первой половины 19 вв. В исторических источниках название встречается с 17 века.
Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы. Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века — посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв. В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы. С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 — начале 17 века. Служилые люди.
Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач. С середины 16 века служилые люди делились на служилых людей «по отечеству» и на служилых людей «по прибору». К служилым людям «по отечеству» относились бояре, дворяне, дети боярские. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, пушкари, городовые казаки. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей. Места должности служилых людей «по отечеству» переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии. Источники 11-12 веков указывают на смердов отмечены в Киевской Руси Русская правда и другие источники , в Польше и др.
Смерды на Руси — крестьяне, постепенно попадавшие в зависимое состояние полностью или частично. Правовое положение отдельных групп смердов было различным. В 11-12 веках смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки. Но юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» пытать на суде смерда «без княжа слова». С начала 12 века расширилась практика передачи князем земель, населенных смердами, в руки своих приближенных. В некоторых случаях термин «смерды» служит для обозначения всего сельского населения той пли иной местности.
Но их личная свобода была ограничена: им запрещался переход в другое село или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Новгородские и псковские смерды должны были исполнять повинности «дани», «работы» в пользу города. Категория крестьян на Руси 14-17 вв. В эту категорию крестьян на Руси до конца 15 века входила основная часть зависимого крестьянского населения. Старожильцы пользовались правом свободного перехода до Судебника 1497 г. Тяглые крестьяне. Название крестьян в Русском государстве 15 — нач. В разряд тяглых крестьян входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со второй половины 17 века также бобыли, а с начала 18 века и холопы.
С введением подушной подати 1724 тяглых крестьян стали называть податными или окладными крестьянами. Удельные крестьяне.
Их называли сохами.
Тягло должны были уплачивать крестьяне, дворяне. Тягло выплачивал тот, кто занимался хозяйственной деятельностью на данной земле. Некоторые привилегированные сословия освобождались от данной повинности.
Какой была структура российского общества в XVI в.? Объясните значение понятий «урочные лета» и «заповедные лета». С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах.
Способствовала ли такая система управления развитию России? Вся жизнь земледельца протекала в соседской общине миру. До XVII п.
Община распределяла пахотные наделы и угодья пастбища, луга, леса, водопои и отвечала за уплату податей круговой порукой. Общинные старосты решали дела с господами и местной администрацией и распределяли повинности между односельчанами. Вместе с гостями «черные люди» составляли посадскую общину, выбирали "купеческих старост", заседали в суде у наместников.
Но горожане не имели своего городского суда и других «вольностей. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр.
А грамота Царевоконстантиновскому монастырю от 1391 г. Рост барщины сдерживался в тех земельных владениях, где жили и работали на пашне холопы. У светских землевладельцев, усадища которых были расположены в непосредственной близости от принадлежавших им деревень, быстрее укоренялась и распространялась барщина. А в деревнях, удаленных от усадищ, и особенно в мелких, разбросанных волостках крупных землевладельцев, в которые не было смысла сажать приказчика и не было возможности постоянно держать крестьян под контролем, больше распространялся оброк. В мелких землевладениях, например во владениях новгородских своеземцев, была относительно высока доля господских обеж. И в других пятинах этот процент был близок к 25. Немалую ее часть обрабатывали сами своеземцы, представлявшие собой беднейшую часть землевладельцев.
О том, что доля господской запашки была выше в мелких земельных владениях, чем в крупных, свидетельствуют также данные, относящиеся к разделенным между помещиками владениям крупных новгородских бояр. Вместе с появлением большого числа помещичьих усадеб заметно увеличилась господская пашня. Вероятно, играла роль и степень устойчивости урожаев. В регионах, где особенно частыми были малоурожайные годы, выгоднее было получать фиксированный оброк. Действовали и другие трудно уловимые причины. Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья. Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа. Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении.
Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков. По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое. Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян. Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в. В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли.
На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась. Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян. Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в. Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк. На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине. В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной.
Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное. Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е. Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк. Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей. Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины. Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины. Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом. Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской.
В XVI в. Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью». Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять. Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г. Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10.
Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам. Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1. Писцовые книги зафиксировали крайне мало поместий, в которых это отношение поднималось до 5:1. Данные табл. В докризисное время рост средней запашки на господское хозяйство сопровождался ростом запашки на крестьянскую семью. Следовательно, он осуществлялся не за счет сокращения наделов. От начала до середины XVI в. Однако при сравнении запашки на государя, митрополита и монастырь с господско-служней запашкой в поместьях следует учитывать, что в дворцовых и церковных волостях отсутствовали холопы-страдники на пашне, а в поместьях они обрабатывали значительную часть барских полей и иногда получали надел. Писцовые книги не выделяли холопьи наделы из общего числа господско-служних обеж и не разделяли господскую запашку, возделанную трудом холопов и трудом крестьян.
Особенно важно это учитывать при анализе той части табл. Однако, судя по дозорной книге Бежецкой пятины, изученной Г. Абрамовичем, в 1594—1595 гг. Важно учитывать и то, что приведенные проценты относятся только к Бежецкой пятине. Поэтому не следует считать, что положение в других регионах было аналогичным.
Ежегодные монастырские платежи — это платежи, которые крестьяне должны были совершать в пользу монастырей или церквей в качестве проявления веры и признания их важности. В случае неисполнения этих налоговых и финансовых обязательств, крестьяне могли быть подвергнуты различным мерам наказания, которые могли включать штрафы, конфискацию имущества или даже утрату свободы. Вопрос-ответ Какие обязанности имели крестьяне? Крестьяне имели множество обязанностей перед своими помещиками. Они должны были работать на земле помещика определенное количество дней в году, выполнять различные ручные работы, платить деньги и натуральные продукты в качестве арендной платы. Какие были последствия невыполнения крестьянами своих обязанностей? Невыполнение крестьянами своих обязанностей могло повлечь за собой разнообразные наказания. Они могли быть выселены со своих земель, лишиться права владения скотом или даже быть подвергнуты физическому наказанию. Какие обязанности были особенно тяжелыми для крестьян? Самые тяжелые обязанности для крестьян связаны с работой на земле помещика. Они должны были заниматься вспашкой, посевом и уборкой урожая. Это было физически и психологически тяжелое занятие, требующее больших усилий и времени. Могли ли крестьяне отказаться от своих обязанностей? Фактически, крестьяне не имели возможности отказаться от своих обязанностей перед помещиками. Они были привязаны к земле и не могли уйти с нее без разрешения помещика. Отказ от выполнения обязанностей мог привести к наказаниям и потере имущества. Какие права имели крестьяне помимо своих обязанностей? Крестьяне имели ограниченные права на владение землей, скотом и другим имуществом. Они имели право выращивать свои культуры на небольшом участке земли и использовать его для личных нужд. Однако, все эти права были строго ограничены и контролировались помещиками. Оцените статью.
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России
Цена работы Исторический контекст и формирование повинностей Для того чтобы понять, что такое повинности крестьян, нужно обратиться к историческому контексту их формирования. В России существовала система крепостного права, которая была установлена в 16 веке и продолжала действовать до 1861 года. Под крепостным правом понималась система социального устройства, в которой крестьяне были принудительно привязаны к земле и владельцам поместий, называемым помещиками. Крестьяне были обязаны выполнять определенные повинности перед своими помещиками в обмен на право пользоваться землей. Формирование повинностей крестьян было связано с экономическими и социальными потребностями того времени. Помещики нуждались в рабочей силе для обработки земли и выполнения различных работ на поместье. Крестьяне, в свою очередь, нуждались в земле для выращивания продуктов питания и обеспечения своей семьи. Таким образом, повинности крестьян были установлены для обеспечения экономической и социальной стабильности в крестьянском обществе. Они включали в себя выполнение работ на поместье, уплату денежных и натуральных пошлин, а также обязанность служить в армии в случае войны.
Основные виды повинностей крестьян Повинности крестьян в истории России были разнообразны и зависели от социально-экономического положения крестьянского класса. Вот некоторые из основных видов повинностей, которые крестьяне выполняли: Обязанность работать на помещиков Одной из основных повинностей крестьян было выполнение работ на помещичьих землях. Крестьяне должны были обрабатывать землю, сеять и собирать урожай, выполнять различные работы на поместье, такие как строительство и ремонт зданий, содержание скота и т. Эти работы выполнялись в рамках обязательств, установленных в договоре между крестьянином и помещиком. Уплата денежных и натуральных пошлин Крестьяне также были обязаны уплачивать различные пошлины помещикам. Это могли быть денежные платежи, такие как десятины десятая часть урожая , арендная плата за землю или другие деньги, которые крестьяне должны были отдавать помещику. Кроме того, крестьяне могли быть обязаны предоставлять помещику натуральные продукты, такие как зерно, мясо, яйца и т. Военная повинность В случае войны или угрозы военного конфликта, крестьяне могли быть призваны на военную службу.
Они должны были служить в армии и выполнять свои военные обязанности, такие как защита границы и участие в боевых действиях. Военная повинность крестьян была особенно значима в периоды войн и конфликтов, когда государство нуждалось в массовой мобилизации сил. Это лишь некоторые из основных видов повинностей, которые крестьяне выполняли в истории России. В разные исторические периоды эти повинности могли изменяться и дополняться в зависимости от политических, экономических и социальных условий. Роль повинностей в жизни крестьянского общества Повинности играли важную роль в жизни крестьянского общества в истории России. Они определяли обязанности, которые крестьяне должны были выполнять перед государством, помещиками и другими членами общины. Во-первых, повинности обеспечивали экономическую стабильность и процветание крестьянского общества. Крестьяне были обязаны работать на земле помещика и отдавать ему часть своего урожая или деньги в качестве арендной платы.
С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными чиншевыми. Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы. Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян бояре панцирные, путные бояре, служки , сельскую администрацию войты, тиуны , прислугу повара, пивовары и др. Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... Путные бояре с 1557 г. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.
После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке. Оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди. Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу? Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности то есть принудительные обязательства крестьян в пользу воинов — членов рода. Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря.
В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку , а в средние века таким был тот человек, который имел много земли. Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа. До начала 11 ст. Она перешла во владение королей, графов, рыцарей , а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны были выполнять различные повинности, размер и количество которых регулировалось обычаем. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю , продуктовый натуральный или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т. Уровень зависимости Крестьян был неодинаков. Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета.
Крестьян, которые выполняли много повинностей, во Франции называли сервами, в Англии — виланами. Но ни сервов, ни виланов нельзя было назвать крепостными. Крепостничество как полная форма крестьянской зависимости распространилась в Восточной Германии , Польше, Австрии только в 18 ст. Английского вилана или Французского серва нельзя так же сравнивать с крепостным крестьянином Российской империи 18-19 ст. Ни вилана, ни серва нельзя было без последствий казнить, продать или обменять без земли или отдельно от семьи; не разрешалось даже лишить его земли, если он исполнял все повинности. Взаимоотношения между крестьянином и господином регулировались не желаниями господина , а давно установленными обычаями. В некоторых странах в случае их нарушения со стороны господина крестьянин мог обратиться в суд и требовать возмещения ущерба. Долгое время зависимость крестьян не была очень тяжелой: землевладелец забирал у крестьянина столько продуктов, сколько нужно было для его семьи и дворовой челяди.
Местничество — порядок занятия государственных должностей в зависимости от знатности и прежней службы.
Что такое крепостное право? Крепостное право — наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от землевладельцев, власть которых распространялась на личность, имущество, труд принадлежавших им крестьян. Что такое слободы? Слобода — территория, освобожденная от уплаты повинностей. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Дворяне несли налоговые и воинские повинности. Какую сферу отношений регулировало местничество? Местничество регулировало отношения между членами «государева двора», то есть между дворянами на службе. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в?
Чем были вызваны эти перемены? В конце XVI и. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство при проведении новой переписи земель в 1581 г. Ввело заповедные лета - запретило уходить из вотчин и поместий. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
Повинности крестьян — это ещё и воинская служба. О том, какие повинности были у крестьян, можно узнать из законодательных актов прошлого.
Например, император Пётр I ввёл подушную подать, а его правнук Павел I в 1797 году ограничил барщину тремя днями.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ — | lvan77krychkov lvan77krychkov. Ответ: Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк, строительство, загатовка кормов. Объяснение. |
ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 49 | основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. |
Крестьянские наделы и повинности.
Для крестьян существовала барщина – неоплачиваемый труд в пользу господина. lvan77krychkov lvan77krychkov. Ответ: Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк, строительство, загатовка кормов. Объяснение. Найдите правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует. Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Для крестьян существовала барщина – неоплачиваемый труд в пользу господина. основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк.
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России
Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами. В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями».
Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение.
Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем. Половая вседозволенность со стороны помещика была распространена повсеместно, причем закон никогда не вставал на сторону пострадавших крепостных. Всегда в любых спорах победу одерживал помещик, а подневольный человек, посмевший пожаловаться на господина, карался еще больше. Так, крепостных могли отправить на каторгу или сослать в Сибирь, подвергнуть телесным наказаниям.
Крестьянские семьи разрешалось разлучать, членов одной семьи помещики могли продавать, дарить, проигрывать в карты, отдавать за долги. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика. Барщина Определение Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника. Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику. Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения.
За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая. Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям. Примечание В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье. После публикации указа об отмене крепостного права 1861 г. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.
Иногда денежный оброк заменялся натуральным.
Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян — они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик. Барщина — работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна.
Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно.
Большее число барщинных дней лежало на первых десятинах надела. Барщина должна была регулироваться специально составленным для каждой губернии «урочным положением». За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира». Правительство стремилось возможно быстрее ликвидировать барщину, которая не могла быть эффективной в условиях личной свободы крестьян. Поэтому сельским обществам и отдельным домохозяевам разрешалось переходить на оброк, но при соблюдении определенных условий: предупредив об этом помещика за год и внеся вперед причитающуюся полугодовую сумму. В пределах мирской земли сохранялись прежние семейные наследственные участки, причем за основу семейного надела принимался высший «пеший» участок; вся остальная земля, обрабатываемая домохозяином, рассматривалась как «добавочный участок», который в известных случаях мог быть сокращен и даже отобран целиком для наделения безземельных и малоземельных односельчан. Крестьянин-барщинник освобождался от тяглой работы, если он сам не заключал о ней добровольного договора с помещиком. Взамен круговой поруки за выполнение барщины и оброка вводилась ответственность каждого отдельного домохозяина. Несколько иначе было составлено «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской». Здесь, на Правобережной Украине, помещиками были преимущественно поляки, а крестьянами — украинцы. При наличии классового антагонизма и национально-религиозных различий царское правительство стремилось привлечь к себе крестьянство в своей борьбе с польским национально-освободительным движением.