Синдром потери кратковременной памяти Кратковременная потеря памяти Памятью называют комплекс высших функций психики, благодаря которым происходят. это совершенно нормальное явление в современном - процесс запоминания, узнавания, сохранения и воспроизве. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях.
Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память - | Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний. |
Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах | это совершенно нормальное явление в современном - процесс запоминания, узнавания, сохранения и воспроизве. |
Проблемы с памятью. Нарушения памяти. Лечение. | Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. |
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать | Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. |
Виды нарушений памяти - Нейропсихология (Психология) | Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. |
И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. это расстройство, которое характеризуется снижением способности запоминать и вспоминать информацию. Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Причины проблем с памятью у взрослых и молодых людей: из-за чего она ухудшается | Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. |
Нарушение памяти | С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память? |
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы? | Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. |
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости | «В неврологии нарушения памяти являются актуальной междисциплинарной проблемой. |
Виды нарушений памяти | Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. |
Проблемы с памятью
Не понимаю, о чем вы толкуете? Корсаковский синдром часто сочетается также с нарушением ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим. Нарушается линейность времени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдельных отрезков жизни между собой. Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии.
Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер. Например, одной больной казалось, что она живет в начале прошлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина».
Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом.
Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга. Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер. В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики, больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать, то есть на первый план выступают колебания их мнестической деятельности.
Если такому больному предложить запомнить 10 слов при десяти предъявлениях и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 слов. Оценка памяти подобных больных в терминах «память больного снижена», «память больного не нарушена» не является адекватной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь текста.
Больные то подробно с детализацией воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать более легкий сюжет. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амне-стическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами, мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона.
Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга в отдаленном периоде болезни , при некоторых интоксикациях и профвредностях. Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Следует отметить, что одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования. В повседневной своей жизни больные сами прибегают к такому способу, отмечая: «Я уже стал делать себе отметочки на память», «Я себе примечаю что-нибудь, чтобы мне напомнило».
Однако в некоторых случаях выступили парадоксальные факты: операция опосредования например, метод пиктограмм приводила не к улучшению, а к ухудшению процесса воспроизведения. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям посттравма-тического, инфекционного и другого генеза , может проявиться в забывчивости, в неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала.
Во всех этих случаях измененным оказывается именно динамический компонент памяти. Клиническому психологу следует иметь в виду, что правильная квалификация нарушений динамики мнестической деятельности. Утрату своей работоспособности больные нередко объясняют снижением памяти, особенно часто такое объяснение применяется при снижении учебной успеваемости. Больные пытаются «тренировать» свою память, заучивать, по много раз повторять материал.
Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут скомпенсировать невозможность удержания цели. Нарушение опосредованной памяти Опосредованное запоминание - это использование промежуточного, или опосредующего, звена узелки, пиктограммы, рисунки и т. Из общей психологии работы А. Леонтьева известно, что акт опосредования своих действий является адекватным свойством психической деятельности зрелого человека, что одним из показателей развивающейся личности является формирование умения опосредовать свое проведение.
При этом опосредование, несмотря на то, что оно отвлекает на себя усилия человека, не заслоняет собой содержания мнестической деятельности и не ухудшает памяти. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто становятся помехой. Этот факт был еще в 1934 г. Исследуя больных разных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания.
Как известно, метод этот, предложенный А. Лурия, состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания ему нужно придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем помочь воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается.
Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается и время выполнения этого задания. Задание по методу пиктограммы может быть выполнено двумя способами. Первый заключается в том, что изображение представляет собой условное обозначение понятия, заключенного в слове.
Например, для запоминания слова «развитие» можно нарисовать любую маленькую и большую фигуру квадрат, круг , для слова «сомнение» - вопросительный знак и т. При втором способе выполнения задания условно изображается, например, понятие, менее общее по сравнению с заданным; первое должно служить как бы условным знаком для второго. Например, «развитие» - «развитие промышленности», «развитие умственное» и т. То же с предметом и т.
Посмотрим, в чем состоит психологический механизм опосредованного запоминания. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием. Вполне очевидно, что круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова.
Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. По его словам, чтобы улучшить память, нужно в первую очередь понять причину ее ухудшения: это органическое заболевание, алкогольная интоксикация или же эмоциональная установка. Затем можно приступить к тренировке мозга за счет эмоционально-интеллектуальных усилий. И параллельно лечить органические проблемы, если они есть.
И — о чудо! Зачастую буквально в течение первых пяти минут человек вспоминает то, что не мог», — подчеркнул Толоконин.
Эта форма памяти отличается повышенной чувствительностью к различным внешним воздействиям интоксикации, гипоксия, травмы, аффекты. Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти, служит для удержания информации по ходу ее извлечения из долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов деятельности и имеет исключительно большое значение при реализации почти всех психических процессов. Промежуточная буферная память имеет единственное хранилище информации, в котором она удерживается до трех суток. Для этого информация из промежуточной направляется в кратковременную память, там интерпретируется и только затем поступает на хранение в долговременную память. Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни.
Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные структуры. В каждой из них существует два блока информации. В первом последняя хранится в организованном виде и активно используется. В другом блоке информация неорганизована и произвольному воспроизведению у большинства людей недоступна. Различают ряд форм организации материала долговременной памяти: — пространственную, позволяющую установить опорные пункты и связи в нашем физическом и социальном окружении. Лежит в основе «когнитивных карт», связующих в одно целое разные элементы поля; — линейную, например, по алфавиту, дням недели и т. В первой, «автобиографичной» хранятся личные впечатления индивидуума.
Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила. До сих пор не известно о конкретных способах извлечения информации из долговременной памяти, которые субъективно протекают подсознательно и чрезвычайно быстро. Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями на уровне рецепторов. Работу кратковременной памяти объясняют циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60 мин. В течение этого времени нейронные контуры кратковременной памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии.
После стадии консолидации информация переходит в долговременную память. Механизмы последней согласно гипотезе Хебба, связаны с длительным изменением синаптических связей. Биохимическая теория памяти Хидена объясняет механизм долговременной памяти с процессами образования РНК. Основным субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность участия в этом нейроглии. Гипотеза Лэшли о существовании центра памяти не подтвердилась. Тем не менее есть все основания считать, что гиппокамп и связанные с ним образования миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела играют особо значительную роль в фиксации и хранении следов памяти.
Установлено, что двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, которые известны в клинике под названием «корсаковский» или «лимбический» синдром. Поражение мозговой коры никогда не приводит к общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается выпадение возможности закреплять следы модально-специфических раздражений, соответствующих локализации поражения. Поражение лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность произвольного управления функцией памяти, но не препятствует бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти. Повреждение височных областей коры приводит к нарушению правильной последовательности воспроизведения памятных следов. Психопатология памяти Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения парамнезии , при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого. Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию.
Выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. Различают следующие виды амнезии. Фиксационная амнезия. Утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена — амнестическая дезориентировка. Фиксационная амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома, наблюдающегося при корсаковском психозе, черепно-мозговых травмах, атеросклеротических, других органических психозах, интоксикациях например, окись углерода , атрофических процессах старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера.
При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов кратковременной, а возможно и непосредственной памяти. Существуют экспериментальные доказательства того, что при фиксационной амнезии нарушается скорее репродукция, а не процессы запечатления: так, пациент, которому при рукопожатии незаметно наносят укол иглой, со временем перестает протягивать руку для приветствия. Прогрессирующая амнезия. Постепенно нарастающее и далеко идущее опустошение памяти. Утрата запасов памяти происходит в определенной последовательности, подчиняющейся закону Рибо-Джексона; от частного — к более общему, от позднее приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного—к тому, что было приобретено раньше, прочнее закреплено, более организовано и автоматизировано; от менее эмоционально насыщенного — к более эмоционально значимому. Дольше всего сохраняются следы двигательной и эмоциональной памяти — двигательные навыки привычные действия, походка, жесты , характер аффективных реакций на определенные ситуации. Различают несколько этапов развития прогрессирующей амнезии.
На первом этапе наблюдается резкое снижение памяти на текущие события — фиксационная амнезия. Память на прошлое может быть удовлетворительной или даже несколько повышенной иногда оживление памяти на прошлые события достигает степени гипермнезии. На втором этапе амнезии присоединяются пробелы памяти на события, предшествовавшие началу заболевания, а затем все более отдаленные — ретроградная амнезия. На третьем этапе сохраняются разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к детским годам жизни. Путаются события, даты, не узнаются родственники и знакомые, теряются воспоминания о самых важных эпизодах жизни. Не узнаются свои фотографии. Собственное изображение в зеркале принимается за облик незнакомого человека — симптом зеркала.
Нарушены все виды ориентировки. Воспоминания далекого прошлого могут переживаться как происходящее в данный момент — экмнезия. Экмнезии, которые впервые выделил Питр 1882 , представляют собой яркие воспоминания прошлых событий, имевших место перед теми, которые подверглись амнезии. Сумбаев указывает, что такая амнезия может быть обусловлена истерическими механизмами или постгипнотическим внушением. В острых психотических состояниях экмнестические воспоминания могут приобретать иллюзорно-галлюцинаторный характер. В настоящее время экмнезии отождествляются с конфабуляциями экмнестические конфабуляции , но это едва ли можно считать оправданным, если понимать под конфабуляциями вымыслы с характером воспоминания. Как видно, при прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти кратковременная, промежуточная, долговременная.
Прогрессирующая амнезия наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо органических поражениях. Ретроградная амнезия. Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии например, самоповешение , развитию острого психотического синдрома. Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются. В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Впечатления, непосредственно примыкающие к началу болезненного эпизода, реже восстанавливаются в памяти, так как «короткая» память в период консолидации, как упоминалось, отличается высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям.
Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным. Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет.
Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось. Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания.
Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия. Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности.
Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания. Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом.
Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста.
В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента.
Систематизированные системные амнезии.
Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию. Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие. Сюда также входят качественные расстройства памяти, при которых искажаются существующие воспоминания.
В некоторых условиях воспоминания бывают заменены ложными. То же самое происходит с некоторыми деталями воспоминаний при сохранении их общей структуры. Провалы в памяти — количественные расстройства, при которых доступ к самим воспоминаниям невозможен. Среди этих расстройств выделяют следующие типы: амнезия — неспособность вспомнить определенный период времени; экмнезия — восприятие воспоминаний как настоящего; гипомнезия — трудности с запоминанием; гипермнезия — чрезвычайно редкая способность запоминать каждое событие жизни, включая незначительные или обыденные детали. Кратковременная потеря памяти Легкие провалы кратковременной памяти иногда случаются у всех, независимо от возраста.
Это забывание о повседневных обязанностях или неспособность вспомнить, что только что вы сделали.
Лекция 7 Нарушения памяти
Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Нарушение памяти в престарелом возрасте требует от окружающих близких пожилого максимального терпения и заботы. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Нарушения памяти в резидуальном периоде после операции аневризмы передней соединительной артерии. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?
Провалы в памяти | Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. |
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас | Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. |
Провалы в памяти причины и способы лечения | Частная клиника РОСА Москва | Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. |
Синдром потери кратковременной памяти | Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. |
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Вот пример из клиники. Больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит исторические даты, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач и т. Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, нередко можно получить ответ: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы - значит, жена приходила». Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей. Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержания материала. Ряд хорошо известных в медицинской психологии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении.
Приведем эти данные. Еще в 1911 г. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной перестал подавать Э.
Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались. В лаборатории Б. Зейгарник были поставлены следующие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета.
Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю». Какие же выводы мы отсюда должны сделать? Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохранения опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса воспроизведения. Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пышную встречу».
Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который подтверждается и другими наблюдениями. В подтверждение приводим выписки из истории болезни как всегда по Б. Зейгарник , внесенные в нее психиатром и клиническим психологом. Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат».
Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Также упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память. Психолог: Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту.
Он не может выполнять задания, требуемого учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Результаты четырех предыдущих воспроизведений: 1, 2, О, 1 слово.
Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 слова хотя 2 слова хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа «Галка и голуби». Экспериментатор: «Почему Галка полетела к голубям?
Экспериментатор: «Может, она слышала, что у голубей хорошая пища была? Экспериментатор: «Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился? Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете?
Корсаковский синдром часто сочетается также с нарушением ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим. Нарушается линейность времени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдельных отрезков жизни между собой. Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии. Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве.
Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер. Например, одной больной казалось, что она живет в начале прошлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина». Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени.
Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга. Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер.
В попытке объяснить такое положение дел, добавил он, были проведены исследования, которые выявили связь между когнитивными нарушениями и временем взаимодействия с цифровыми устройствами. Таким образом, возникла новая пандемия, которая зовется некоторыми авторами «цифровым слабоумием». Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин. Чтобы улучшить память, считает эксперт, современному человеку необходимо соблюдать цифровую гигиену: проанализировать потребляемый контент и экранное время, делать длительные перерывы во взаимодействии с устройствами, отказаться от социальных сетей и просмотра коротких видео. Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю.
Злоупотребление алкоголем может привести к деменции По его словам, причин для снижения памяти великое множество, но условно их можно разделить на две категории: органическая и эмоциональная. Органическая причина связана с наличием каких-либо заболеваний головного мозга, возрастных изменений или алкогольной интоксикации, вследствие которой мозг начинает плохо функционировать. Человек испытывает не только проблемы с памятью, но и трудности с коммуникацией, так как из-за хронического отравления мозг работает хуже», — предупредил Толоконин. Вторая причина забывчивости связана не с заболеваниями мозга, а с эмоциональными нарушениями. Психотерапевт отметил, что некоторые люди сами себя неосознанно программируют на плохую память и отсутствие концентрации. Они забывают, куда и что положили, плохо усваивают новую информацию.
При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей. Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала. В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный. Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. Нужно сказать, что у «лобных» больных особенно при двухстороннем поражении лобных долей наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др. Нейропсихологический анализ нарушений памяти является достижением отечественной нейропсихологии и прежде всего А. В ряде его монографий - «Высшие корковые функции... Среди этих работ значительное место занимают нейропсихологические исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала работы Э. Симерницкой, Н. Корсаковой, Л. Московичюте, Ю. Микадзе, О. Кротковой и др.