В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем.
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника
О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей? О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица». Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп.
Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024
"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА? - Телеканал «СПАС» | О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица». |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на небо. |
Четвёртое воскресенье Великого поста | Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли – «Лествица». |
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника | Сейчас четвертое воскресенье Великого поста – пожалуй, самый известный и чтимый церковным народом день памяти преподобного Иоанна Лествичника. |
Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения | Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. |
Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника
Во всем множестве духовной, аскетической литературы не было и не будет, по мнению Церкви, такой краткой, насыщенной, богооткровенной, такой концентрированной или, как бы сказал старец Паисий Афонский, «высококалорийной» книги духовной, как «Лествица». В этой маленькой — всего в 250 страниц — книге описаны тридцать «ступеней» восхождения человеческой души от земли на небо. Вот так оценила Церковь его богомудрый ум, его богомудрое писание: и в древности во время великопостных богослужений по Уставу Церкви читались поучения преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. И вспоминаются нелегкие советские времена, когда не было вообще никаких духовных книг. Самое ценное, что мы имели в руках — это «Журнал Московской Патриархии», Новый Завет и переизданный Московской Патриархией молитвослов. Все это было для человека очень большой ценностью. И если удавалось приобрести календарь на наступающий год, это было, конечно, сокровищем для христианина! Евангелие, молитвослов, акафисты, переписанные от руки... И если что можно было купить, то только лишь «Журнал Московской Патриархии». И все. Вот такой был духовный голод в те нелегкие времена безбожия, безверия и гонения на Церковь.
Книга преподобного Иоанна Лествичника содержит тридцать «ступеней». Выделим из них только несколько добродетелей, которые составляют сущность христианской жизни. О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей? О чем мы просим Господа? О самом главном: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми» — вот о чем мы молим Бога день и ночь, о стяжании именно этого духа! И преподобный Иоанн Лествичник нам говорит о том, как практически нам стяжать это духовное и телесное целомудрие. Потому что много было сказано об этом вещей теоретических, но мы-то люди, нам «вынь да положь» конкретно: что нам делать, как нам поступать? И богомудрому Иоанну Лествичнику был открыт путь восхождения души на небо. Он образно говорит о том, что некогда встретился со своим естеством, со своим телом, со своей плотью. И духовно обращаясь к своей плоти, как бы разговаривает с ней: «Скажи мне, супруга моя — естество мое; ибо я не хочу никого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается; скажи мне, как могу я пребывать неуязвляем тобою?
Как могу избежать естественной беды, когда я обещался Христу вести с тобою всегдашнюю брань? Как могу я победить твое мучительство, когда я добровольно решился быть твоим понудителем? Она же, отвечая душе своей, говорит: "Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь; но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего самолюбие. Внешние разжжения происходят от угождения мне и от чрезмерного во всем покоя; а внутренние от прежде бывшего покоя и от сладострастных дел. Зачавши, я рождаю падения; они же, родившись, сами рождают смерть отчаянием. Если явственно познаешь глубокою мою и твою немощь, то тем свяжешь мои руки. Если гортань умучишь воздержанием, то свяжешь мои ноги, чтобы они не шли вперед. Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову"». Вот что говорить блудная страсть.
Вот что говорит Иоанн Лествичник о том, каким образом мы должны стяжать целомудрие души и тела. Еще мы просим в молитве духа смирения и терпения, а этому противится наша гордость, и с ней также беседует преподобный Иоанн: «Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения». Вот почему мы никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не хотим повиноваться, хотя в семейной жизни конкретно определено, кто кому голова, и кто кого должен слушать. Однажды на исповеди подходит некая раба Божия — это буквально вчера было — и говорит: «Батюшка! Великим постом я попробовала, как Вы говорили, во всем безпрекословно слушаться мужа». Муж, правда, у нее верующий и семья живет таким единством. Но она всегда была, как коза упрямая, а постом все-таки решила попробовать.
И говорит: «Такая радость, так все просто, так, вроде бы, спокойно! Ну, мелочи какие-то». А муж посмотрел-посмотрел на такое дело — целый месяц жена неузнаваемая — и тоже решил во всем ее теперь слушать. Пример, говорят, заразителен. Ну вот, привнесенный закон отношений. Ну, это же просто? А бодаться? Ну, внесли закон бодания — так и будет он. Внесли закон уступать — так и будет этот закон. Мы сами пишем внутри себя эти законы.
Слава Богу, что есть такое единство в семье, но кто-то должен начать первым кому-нибудь подчиняться. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним». Представляете, какая страшная, тонкая духовная брань воздвигнута против нас? Гордость говорит: «Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним». Человек совершает эти добродетели, и правильно делает, и хорошо, что он их делает, а гордость тут как тут: «Молодец, давай, давай-давай — это всё ты! Не Божия помощь, а «это всё ты». И человек начинает себе потихонечку, уже при жизни, сочинять тропарь, кондак, чтобы после смерти никого не утруждать, чтобы заранее все это было написано, рамочку там сделать заранее. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и на сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину».
Вот где источник смирения и терпения — искренний источник, а не просто так на словах: «Грешная, я самая великая грешница... Если она даже грешница, то она должна быть самой великой: «Я самая великая грешница». Удивляется: «Кто, я?.. До этого она была «самая великая грешница», а когда конкретно говоришь об этом человеку, то этим уже наносишь нестерпимую обиду его самолюбию: «Ничего себе! Я-то себя великой грешницей считала, а через это попадала во святые, и тут вдруг мне в глаза, мне искренно говорят нелицеприятное для моей гордыни! Поэтому не на словах, а искренно надо укорять себя... Мы многие укоряем себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц. И вот верхом христианских добродетелей является любовь. И у преподобного Иоанна Лествичника именно эта добродетель является тридцатой — последней ступенью в этой духовной лествице восхождения. И он говорит о любви: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству — источник веры, бездна долготерпения, море смирения». Морем смирения называет Лествичник любовь... А как нам достичь этой любви? Где нам взять пример этих отношений, чтобы хоть чуть-чуть стало понятно, что это за любовь между нами и Богом? И преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак, блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердные в служении господину своему.
Святитель Григорий в своих трудах очень большой акцент делал на так называемое «умное делание», внутреннее внимание и концентрацию на постоянной молитве. Приведу один пример-цитату: «Прежде всего наше имение и богатство — это врожденный наш ум. До тех пор пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума — Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство — это здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу». Проведя первую неделю поста в борьбе с чревоугодием, пришло время собраться с мыслями и направить на путь спасения и наш ум. Это богатство, данное нам Богом, которое мы к сожалению, часто расточаем бездумно. Поэтому, думаю, стоит отложить разбор постных рецептов и подумать хоть немного, для начала, о спасении через Любовь Христову. Это духовное творение человека, с ранней юности посвятившего свою жизнь Богу, безусловно, является практическим руководством к спасению души. Мне часто задают вопрос: «Как настроиться на пост, на покаяние, на молитву? Для начала нужна любовь! Именно любовь к Богу может создать нужное настроение. Вот какой пример приводит в своей книге прп. Иоанн Лествичник: «Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн.
В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года послушания был пострижен в иноки. После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню Фола близ Синая , где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».
В возрасте около 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный Иоанн был избран игуменом Синайской обители. В период его игуменства настоятель Раифского монастыря, которого тоже звали Иоанн, от лица всех монахов своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Сначала преподобный Иоанн несколько смутился, но потом из послушания приступил к исполнению просьбы раифской братии. О своём творении святой Иоанн сказал так: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». То есть каждая степень «Лествицы» — это по сути «прехождение из силы в силу» на пути стремления человека к совершенству, которое не в один момент, но лишь постепенно может быть достижимо. Восхождение по этой лествице предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты души, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Например, 22-я степень «Лествицы» раскрывает подвиг истребления тщеславия, которое выказывается при каждой добродетели: и при посте, и при нестяжании, и при молчании, и при сокрытии всех подвигов. Преподобный Иоанн назидает: «Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет неверен и тщеславен.
26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
Иоанна Лествичника Новости обители Неделя 4-я Великого поста. Иоанна Лествичника Архимандрит Иоанн Крестьянкин : Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием.
Но что значит покаяться?
И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 50. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
Принцип этот мы наблюдаем очень часто в нашей жизни. Поставив себе цель, начинают всегда с простого, стремясь к сложному.
Любой учебный процесс основан на этом принципе, в спорте и в любом другом деле точно так же. Великий пост, в некотором смысле - тоже лестница, когда мы, ступень за ступенью, восходим к Страстной и самой Пасхе. Заповеди блаженств из Нагорной проповеди - тоже лестница, если присмотреться.
Они мечтали покинуть это безводное, засушливое и непригодное для жизни место ради земли обетованной. Однако их водительство Моисеем было не напрасно. В скалистой пустыне они узрели великое чудо — чудо Божественного откровения и дарования первого закона — Декалога. Прошло почти два тысячелетия, и на Синайский полуостров снова стали стекаться люди, но на этот раз уже по доброй воле. Как и древние израильтяне, они терпели многие неудобства от солнечного зноя, жажды и бедности земли ради высшей цели — стяжания не земного, но Небесного Отечества.
«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника | Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна. |
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника | Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. |
ЛЕСТВИЦА☦ – Telegram | Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. |
Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения | «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов. |
“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного. Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица. Он, как и все мы, был некогда обложен немощью плоти, но постом, бдением и молитвою сделался «и в телеси яко Ангел», и опыт своих великих подвигов изложил для наставления в сочинении «Лествица рая». Новости. Лествица Великого Поста. Мы подготовили для вас краткую памятку пути и предлагаем вместе пройти Святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу – ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом.