Как от пожара погиб атомный подводный торпедоносец К-278 «Комсомолец», вы узнаете, прочитав данную статью. Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. Советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» вошла в историю военного флота особой строкой.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец» | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. |
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения | 7 апреля 1989 г. в Норвежском море погибла советская атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". |
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время | 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников». |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
Гибель ПЛА «Комсомолец» Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года. Советская подводная лодка «Комсомолец» (К-278) затонула в 1989 году. На "Комсомольце" установили самое новейшее оборудование, и никто не знал, как оно поведет себя во время испытаний.
Боевой атом
- Гибель атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец"
- Гибель АПЛ «Комсомолец»
- Несостоявшийся Герой
- Огонь и безысходность. Трагедия на подводной лодке К-278 «Комсомолец»
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
На ее борту были торпеды и две ядерные боеголовки. В результате трагедии погибли 42 человека, 27 — удалось спасти. После было проведено семь экспедиций к месту происшествия, и исследователи пришли к выводу, что поднять лодку нельзя. Чтобы защитить окружающую среду от радиации, аппарат законсервировали в 1995 году.
Чернову Е. Западная Лица успешно проведены испытания отстыковки всплывающей камеры. Чернов Е. На борту находились: Главный конструктор проекта Кормилицин Ю. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками.
Капитанец И.
Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько — от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось. В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин. Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной.
Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора. В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась. В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь. После этого гибель подлодки «Комсомолец» была, по сути, предопределена. Начался объемный пожар с запредельно высокой температурой.
Огонь перекинулся на соседний 6-й отсек, а в нескольких других отсеках стали возникать возгорания электрощитов. Системы пожаротушения не смогли справиться с расширением пожара, распространившегося с 7-го по 5-й отсеки. Продукты горения распространились по большинству отсеков и, попав в систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов, привели к массовому отравлению подводников.
Когда начался пожар, экипаж к тушению был не готов. Фактически настоящей борьбы за живучесть не было. Вместо этого была паника, беготня. А пожар распространялся по лодке. Горели седьмой отсек и шестой. Пронеслась вспышка в пятом, обожгла ребят. В гиропосту все было в дыму.
Я натянул маску ШДА шланговый дыхательный аппарат, подключенный к стационарной дыхательной системе. Не знал, что в систему уже проникли токсичные газы. Перед глазами поплыли коричневые пятна, стал терять сознание. Хорошо, что мой мичман с меня маску сорвал и вытащил на верхнюю палубу. Сорок пять минут я лежал там, пока отдышался. При мне вынесли на палубу матроса Володю Кулапина и мичмана Сережу Бондаря. Обоих со смертельным отравлением угарным газом. Я снова спустился в гиропост и был там до самого конца. Никак не мог понять, почему не дают SOS. Все ждали чего-то.
На чудо. Командование было просто деморализовано. Команды надеть гидрокомбинезоны, теплое белье, спасжилеты не было. И когда скомандовали готовиться к эвакуации, я решил, что спасатели подошли. Когда же выбрались наверх, оказалось, что никакого судна нет. Лодку качало, корма быстро уходила в воду. Шторм был 4 балла. Первый плот вытащили через верхний разъем контейнера. Командовал этим капитан первого ранга Коляда. Плот лежал на палубе, в него забралось человек шесть или восемь.
На моих глазах волна ударила плот так, что смыла за борт. Все разлетелись в воду. Я подбежал ко второму плоту, его еще надо было достать из контейнера. Контейнер перед этим отвалить на 90 градусов. Потом отвернуть нижние кремальеры, чтобы корпус капсулы автоматически открылся и надулся плот. Но этого никто не знал! Я кричал: «Мужики, мать вашу так, кто знает, как это делается? Нас же никто ни разу не тренировал. Ни разу! И тут лодка, задрав нос, стала уходить на дно.
Мы бросились в воду и поплыли от нее, чтобы не попасть в воронку. Мне штурман Смирнов закричал: «Вася, отплывай! Когда я подплыл к плоту, он плавал вверх дном и был полузатоплен. И на этом днище сидели те, кто смог туда взобраться. Я увидел, что из-под плота торчат чьи-то ноги. Нырнул, выпутал тонущего из лееров, вытолкал на плот. Это был прапорщик Подгорный. Мне помогли взобраться на плот. А многие плавали рядом, держались за наши руки, за леера. Нас то и дело накрывала волна.
Люди умирали от переохлаждения, на моих глазах уходили на тот свет. И я для себя решил — никогда этого командованию не прощу. Они, мертвые, уже не могут ничего сказать. Мы — оставшиеся — выжили чудом. Но кто-то же должен рассказать, как мы погибали, почему. Когда начинаешь об этом говорить, наживаешь себе врагов. Это страшная трагедия не только нашего совдепа, но и людей, служащих сейчас на лодках. То, что происходит вокруг «Комсомольца», страшно. Мое личное дело сначала украли, и я не мог ни перевестись, ни уволиться. Потом оказалось, что в нем нет записи, что я был на К-278.
Сделано это было для того, чтобы дать понять: не высовывайся, говори так, как мы тебе скажем. Два раза грабили квартиру, искали дневники, разбивали машину. Почти шесть часов К-278 находилась в надводном положении. Шесть часов продолжался пожар. Лодка все больше и больше погружалась кормой в воду. Через прогоревшие сальники в прочный корпус стала поступать вода. Об этом знал капитан первого ранга Ванин, знал старший на борту, заместитель командира дивизии капитан первого Борис Коляда. У «Комсомольца» была связь со штабом флота, с самолетом Ил-38. Тот с 14 часов 40 минут кружил над тонущей лодкой, и его экипаж видел, как нарастал дифферент на корму. Почему за это время Ванин и Коляда не отдали приказ приготовить и спустить на воду спасательную лодку, которая была в первом отсеке?
Почему не приказали надеть теплое белье, гидрокомбинезоны, спасжилеты? Уже через полчаса после начала пожара по приказу Ванина почти весь экипаж находился на верхней палубе, чтобы отдышаться. Все они были исключены из борьбы за живучесть. А тем временем внизу, в задымленных отсеках, немногочисленные спасательные партии пытались справиться с пожаром.
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
Её гибели предшествовал пожар, распространившийся из кормового отсека субмарины. На борту подлодки находились 69 человек, 42 из них спасти не удалось. Субмарина была построена в Северодвинске в 1983 году. Основной версией считается возгорание электрооборудования.
Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром. Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде.
Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился.
Во время аварии погибло 42 подводника. Только 27 членов экипажа удалось спасти прибывшим спасателям. В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны- подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших... Климова и Ю. Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля.
Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.
С этого момента события стали развиваться стремительно. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры 17:08 — К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов затонула в точке с координатами 73. В воде оказались пятьдесят девять подводников. Пятеро, включая командира К-278 Е.
Ванина, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один подводник — мичман В. Слюсаренко Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель — генератора. К этому моменту погибли от переохлаждения утонули шестнадцать подводников, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли тридцать оставшихся в живых и шестнадцать погибших моряков. Реактор подводной лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето — торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части.
В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А. Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится.
Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой.
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец», что произошло на самом деле
День памяти моряков-подводников 7 апреля — история Субмарина АПЛ К-278, созданная в Северодвинске, была спущена на воду в августе 1983 года. Подводная лодка была способна опускаться на глубину в 1020 м и имела выдающиеся технические характеристики. Субмарина выполняла научные и оборонные функции, а также использовалась для учений флота. Причина возгорания до сих пор не установлена. ЧП повлекло за собой разгерметизацию корпуса. Попытки экипажа ликвидировать последствия оказались безрезультатны — после шести часов усилий подводников субмарина всё-таки пошла ко дну. Отечественный подводный флот не застрахован от новых происшествий с тяжкими последствиями Подводная лодка затонула на глубине 1680 км, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий.
Их стойкостью и силой духа будут восхищаться новые поколения наших мальчишек, и так же, как они, мечтать о море, о подводном флоте», - подчеркнул депутат. В 17 часов 8 минут - официальное время гибели подводной лодки "Комсомолец" - корабли и суда приспустили Андреевские флаги. Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в Храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, прошла поминальная литургия.
Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед. Погибли 42 человека, 27 были спасены. Это крупнейшее по числу жертв происшествие на подводных аппаратах Минобороны России с ноября 2008 года. Тогда авария на построенной, но еще не принятой в состав ВМФ атомной подводной лодке «Нерпа» унесла жизни 20 человек, еще 21 человек пострадал. ЧП произошло во время заводских ходовых испытаний подлодки в Японском море. Из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ лодочная объемная химическая в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Вместо этого он встретился с министром обороны Сергеем Шойгу. Путин назвал случившееся «большой потерей для флота, да и вообще для армии». Глава государства выразил соболезнование семьям погибших и поручил главе Минобороны оказать им всю необходимую помощь и поддержку. Президент также поручил Шойгу вылететь в Североморск и на месте обеспечить тщательное расследование причин пожара. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис написал на своей странице в Facebook, что гибель подводников — страшная трагедия.
Сработала аварийная защита реактора и субмарина потеряла ход. К-278 всплыла и начала передавать сигнал об аварии, однако он был принят в штабе Северного флота с запозданием. К месту катастрофы были высланы самолеты Ил-38 и направлены находящиеся поблизости суда. При всплытии и выравнивании крена был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный внутренний корпус лодки стала поступать вода - по одной из версий, через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, по другой - через открытые системы вентиляции.
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
К-278 «Комсомолец» / ©TV2. Ранее ученые уже брали пробы рядом с атомной субмариной К-278, однако они не показали существенного превышения допустимых норм. О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА вый рекордсменПодлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м. В одном из отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. Атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", – признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов.
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Но абсолютным рекордсменом по этому параметру была и до сих пор остается советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». О последних минутах "Комсомольца" — в материале Николая Протопопова для РИА Новости. Предисловие О гибели «Комсомольца» писали все, кто умеет это делать профессионально, и ничего не писали профессионалы, то есть подводники, корабельные инженеры-механики.
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец»
Именно она за четыре года до трагедии первой в мире совершила погружение на глубину более одного километра. До нее предельной глубиной спуска было 300-400 метров. Благодаря способности опускаться так глубоко, «Комсомолец» был неуязвим для надводных кораблей, чем ставил в тупик западных военных. Абсолютный мировой рекорд по погружению в воду субмарина установила 4 августа 1985 года.
Атомоход опустился на глубину - 1027 метров. При этом на глубине 800 метров «Комсомолец» выпустил учебные торпеды. Подлодку так и не подняли со дна моря В свой последний поход подлодка ушла 28 февраля 1989 года.
Перед этим ее основательно проверили - такое распоряжение пришло после ЧП на другой субмарине. Находившийся там матрос Нодари Бухникашвили погиб мгновенно. Третья боевая смена, в которую я входил, была на центральном посту.
Мы попытались связаться с 7-м отсеком. Оттуда никто не ответил. Дальше пошла уже аварийная тревога, борьба за живучесть корабля.
Нужно отдать должное мичману Владимиру Колотилину из 6-ого отсека, который успел доложить, что масло бьет в щиты, после чего он сразу же погиб. Дело в том, что воздух пошел из 7 в 6 отсек, дальше за счет распыл масла, попадания его в электрические щиты, начался объемный пожар. Сразу же после этого были предприняты действия, чтобы всплыть.
Был использован воздух высокого давления.
Атомная подлодка Комсомолец. Фото rg. В то время, как и после взрыва на Чернобыльской АЭС, руководство страны отделывалось скупыми сводками: «произошел пожар», «благодаря героизму», «реактор надежно заглушен, опасности радиационного загрязнения нет, семьям погибших и выжившим морякам оказана материальная помощь»... Это породило самые разные версии произошедшего, которые и ныне живут в Интернете. Но у нас имеется уникальное интервью, которое взял наш коллега спустя месяц после трагедии. Звонок другу В середине мая 1989 года мне позвонил Толик Некрасов. Он был самым близким моим школьным другом, парень из удивительной семьи моряков.
Отец, Никандр Ильич, подполковник в отставке, во время войны служил в военной разведке, после Победы работал против западных спецслужб в советской оккупационной зоне в Германии. Не успел - умер за год до этой даты... Старшие братья Толи служили на флоте: Валерий - на надводных кораблях Тихоокеанского, а Юрий - на подлодках Северного флота - да на каких… От друга я знал, что Юра был в экипаже первой советской атомной субмарины "Ленинский комсомол", вступившей в строй в 1961 году. Через год стал участником первого всплытия подлодки на Северном полюсе, в 1967 году спасал ее во время первого крупного пожара в истории отечественного атомного флота, был награжден орденом Красной звезды. С Толиком мы вместе занимались парусным спортом, гоняли на швертботах по Онего, а после школы пути разошлись: он поступил в "Дзержинку" - Ленинградское военно-морское инженерное училище, носившее почему-то имя главного чекиста - а после его окончания выбрал Северный флот. Интернета тогда не было, мы переписывались, и почтовый адрес у него был мудреный - "Мурманск-150". Анатолий был инженером по эксплуатации силовых установок АПЛ, много плавал на подводных лодках, затем был переведен в электромеханическую службу соединения подлодок, как он говорил для секретности. Уже имел звание капитана II ранга, по сухопутному - подполковника.
И вот он позвонил. Я слышал, что в Петрозаводске есть такой архитектор - Евгений Карманов, можешь его разыскать? С этим человеком я не был знаком, но найти его было несложно. И уже вскоре я сел в поезд с архитекторами Евгением Алексеевичем Кармановым и Николаем Николаевичем Овчинниковым, а вышел на мурманский перрон с умными и обаятельными друзьями Женей и Колей. От смерти до славы К нам подошел каплей - капитан-лейтенант: "Вы к капитану второго ранга Некрасову в Западную Лицу? Моряк усадил нас в черную "Волгу" ГАЗ-24, с уважением отметив: командира, мол, машина - почет вам и всяческий респект! По дороге наш сопровождающий раскрыл секрет конечной точки маршрута: Название Мурманск-150 - это плод буйной фантазии военной цензуры, пытавшейся ввести в заблуждение западных супостатов.
В комиссию входили представители ВМФ и Минсудпрома. Мы с ответственным сдатчиком Владимиром Чувакиным и сдаточным механиком Эдуардом Леоновым представляли в рабочей группе судостроительную промышленность. Уже на аэродроме командующий флотом доложил Главкому Владимиру Чернавину — пожар возник из-за того, что лопнула труба с маслом, оно пролилось на контакты.
А ведь оставшихся в живых членов экипажа никто не опрашивал! Они еще на борту «Кирова» были. Уже тогда прослеживалось: Северный флот намерен обвинить в катастрофе промышленность или конструкторов. Но еще до них выступили командир флотилии Ерофеев и командир дивизии Шкирятов. Они и заявили правительственной комиссии: корабль был черте-те какой, с недоделками. В седьмом отсеке установлены стальные насосы, а корпус-то титановый. Вот насосы и скорродировали, ударила вода. На членов правительственной комиссии это рассуждение произвело впечатление. Но оно было ложью! Сидели Бакланов, зампредседателя Совмина Белоусов, министр обороны Язов.
А нашу группу специалистов «режиссеры» специально посадили на галерке. И я не мог оттуда кричать, что Ерофеев и Шкирятов врут! Как только заслушали несколько человек из команды, я понял — экипаж оказался плохо подготовлен к походу. Были допущены элементарные ошибки. Бросалось в глаза, что со спасенными уже плотно поработали, отрепетировали все на борту «Кирова», пока тот шел на базу. Видно, наставляли: валите всё на промышленность. И во время опроса в том битком набитом зале представители ВМФ не стеснялись их поправлять, подсказывая, как именно надо говорить. А что началось во время работы правительственной комиссии! Меня, Леонова, Чувакина и начальника первого главка Минсудпрома Солдатова засунули в секцию «Эксплуатация и борьба за живучесть». И мы должны были без всяких опросов уцелевших нам сказали, их нельзя травмировать!
Нам тогда казалось, что раз председатель комиссии сам Бакланов, то разбирательство будет объективным. Мы же верили. В партию, в ЦК. Нас было четверо гражданских в этой секции, остальные офицеры. Руководил секцией вице-адмирал Зайцев. Тот самый, который на флоте был начальником Главного управления по эксплуатации и ремонту. С первых же минут работы я понял — никакого объективного разбора в этой секции не будет и в помине. Нас крыли матом, адмиралы стучали кулаками по столу. Николай Перегудов из технического управления Северного флота дал мне совет: «Тебе, Романов, не вопросы задавать надо, а бежать в магазин, купить веревку и повеситься! Но при Северном флоте создали пресс-центр, при котором были аккредитованы корреспонденты почти всех центральных и местных газет.
Нас, гражданских специалистов, строго-настрого предупредили — с журналистами не общаться! И мы, как последние дураки, ничего журналистам не говорили. А в это время ВМФ поливал нас грязью. Флот — герой на герое. А конструкторы и проектанты поставляют гробовую технику! Акт нашей секции писали военные, наши предложения и выводы они отмели, от нас же жестко потребовали — подписывайте. Я, Чувакин и Леонов подписывать такой акт отказались. Только при условии изложения нашего особого мнения. Нам, неподписантам, сразу стали показывать, где наше место. После 9 Мая непокорную троицу вызвали в Москву и предъявили новый акт.
Еще хуже старого. И снова требование — подписывайте! Мы уперлись: подпишем только с изложением особого мнения. Утром 13 мая составили наши особые мнения. У меня там было 28 пунктов. По дороге к Зайцеву купили «Правду». А в ней напечатано постановление ЦК: «В критической ситуации экипаж действовал с предельным мужеством и технически грамотно, ведя борьбу за спасение корабля и приведение его в безопасное состояние». Все члены экипажа, погибшие и выжившие, были награждены орденом Красного Знамени. Все стали героями. Это награждение должно было окончательно заткнуть нам глотку.
Пришли мы в кабинет к Зайцеву, а он нас ехидно спрашивает: — Вы и теперь будете писать особое мнение? Но мы ответили: обязательно будем! Из многих наших пунктов оставили семь основных. И главный был — при всех условиях «Комсомолец» мог находиться на плаву до прибытия спасателей, если бы экипаж использовал запас воздуха в командирской группе воздуха высокого давления. Но ведь экипаж просто не знал, как это делается. Забили мы эти семь пунктов, как семь гвоздей, и уехали из Москвы. И началась в столице подковерная борьба. Подтасовки, подделки. На очередном этапе этого позорища мы втроем обратились с письмом к председателю комиссии Бакланову. После того как он его прочел, вызвал нас и спросил: — А вы с этим письмом пойдете до конца или меня бросите?
И мы ответили — пойдем до конца! Прошло две недели. Мы — опять к Бакланову. А он с кислой миной: — Чего вы от меня хотите? Я же ничего не решаю, я не председатель, я всего лишь сопредседатель. Оказалось, что Горбачев специально назначал в такие комиссии по несколько сопредседателей, чтобы в любой момент можно было спрятаться за спину другого. Так же было и после тбилисской трагедии. Позже я узнал, что Минобороны и Минсудпром договорились: накажем по два человека от каждого ведомства.
Включение лодочной химической системы пожаротушения не помогло справиться с пожаром. Было решено вывести «Комсомольца» с глубины, но прежде надо было проверить, что на поверхности нет суден, с которыми может столкнуться подлодка. Лодка достигла поверхности через 13 минут и подала сигнал об аварии в штаб. Из-за высокого давления углекислый газ стремительно распространялся по отсекам подлодки, достигая смертельных значений в воздухе — противогазы не помогали. В бортовом журнале начали появляться записи: «12. Задымленность в 4—м отсеке очень большая. В 1-м отсеке обстановка нормальная. Подсчитать всех людей. Выведен из 5-го отсека Кулапин. Начался сеанс связи. Нет пульса у Кулапина. Состояние главной энергетической установки: заглушен реактор всеми поглотителями. У Кулапина пульса нет. Дворов потерял сознание в 3-м отсеке. В 5-м отсеке людей нет, 5-й отсек осмотрен. Бондарь поднят наверх без сознания. Слюсаренко, Третьяков — страхующие, Юдин, Апанасевич — аварийная партия в 6-й отсек. Кулапин и Бондарь — умерли.
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке
Ученые предположили, что облако пыли вызвано подводным течением, а само отверстие связано с реактором подлодки. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. После трагедии Россия и Норвегия неоднократно совершали экспедиции по исследованию атомной подлодки. Сейчас «Комсомолец» находится на глубине 1665 метров. За 30 лет корпус подлодки сильно пострадал.
Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Борьба за живучесть Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19.
Однако, его рабочий день, начинался и заканчивался с экипажем: решал возникающие проблемы, а они появлялись постоянно, ведь мы принимали первую в мире, глубоководную подводную лодку, выслушивал доклады, принимал решения, ставил задачи и многое, многое другое. Кто не имел опыта приёма кораблей от судостроителей, тому не понять всех сложностей с которыми сталкиваются подводники на новостройках, особенно головных, а те, кто прошел новостройку, тот помнит об этом всю жизнь. Командир Зеленский Ю. Красавица—лодка самостоятельно закачалась на морской глади Беломорья. Традиционно была разбита бутылка шампанского, после торжеств посвященных спуску лодки на воду и подъему на ней государственного флага, начался этап швартовых и ходовых испытаний. Ходовые испытания обеспечивались сдаточной командой, состоящей из заводских специалистов и экипажа подводной лодки. Государственные испытания к концу 1983г. Все что можно было испытать на Белом море, где глубины позволяли погружаться не более 300 метров, было испытано. Были проверены все системы и механизмы, включая совершенно новую систему газогенераторов твёрдотопливных ГГТТ , обеспечивающих всплытие с больших глубин. Экипаж получил хороший опыт эксплуатации технических средств и обслуживания оружия. Выявленные недостатки оперативно устранялись заводскими специалистами при непосредственном участии экипажа в этих работах. Не обошлось без ЧП. Была проверена работа гидроакустического комплекса, штурманского оборудования, проведены замеры скорости, как в надводном так и подводном положении и еще выполнено ряд проверок возможности подводной лодки. Опытная эксплуатация предусматривала два этапа. На первом этапе ПЛ находилась в Северодвинске, продолжались некоторые испытания, затем ревизия всех механизмов и технических средств с устранением заводом выявленных замечаний. В августе 1984г. В декабре 1984 года подводная лодка К-278 прибыла к месту своего постоянного базирования- губу Западная Лица Мотовского залива. Первая половина 1985 года посвящена подготовке к выполнению основного испытания подводной лодки — погружению на предельную глубину. Готовясь к этому ответственному мероприятию, экипаж тщательно отработал и успешно сдал все задачи курса боевой подготовки, выполнил практическую проверку отделения на глубине и всплытия аварийной спасательной камеры с личным составом. Контрольные проверки качества отработки задач показали высокий уровень теоретических и практических знаний и навыков, высокую квалификацию корабельных специалистов. В экипаже дисциплина и сознательность были нормой поведения. Конечно, нельзя говорить об абсолютном отсутствии дисциплинарных нарушений, но они никак не влияли на приобретение твердых знаний и уверенных навыков управления техникой корабля и борьбы за живучесть. Экипаж был хорошо сплочен и «сплаван». Должен обратить внимание, что это не просто мое мнение. Данные факты были подтверждены актами контрольных проверок готовности нашего экипажа комиссий штабов 6 дивизии, 1 флотилии и Северного флота. Ах, эти контрольные проверки! Кого не проверяли, тот не поймет. Кого проверяли, тот о них никогда не забудет. На первом плане, слева направо: Командир Бел. ВМБ вице-адмирал Мочалов В. При проверке готовности ПЛА К-278 к выходу и погружению на глубину 1000 метров, контрольной комиссией штаба Северного флота, экипажу была дана высокая оценка. Однако при опросе офицеров и мичманов проверяющему от политуправления флота не понравилось высказывание членов экипажа о том, что экипаж не был в отпуске более двух лет. А на подведении итогов этот проверяющий вынес вердикт: «Экипаж морально не готов к выполнению глубоководного погружения». И только благодаря аргументированным возражениям командира Зеленского Ю. И экипаж получил «добро» на спуск в глубины океана. Тысячеметровой глубиной были проверены новые конструкторские решения, технические средства и устройства. Прочный корпус показал несомненную надежность. Командир первого дивизиона БЧ-5 нашего экипажа Тужиков М. В действии были проверены все системы, оружие и вооружение корабля. И первая в мире глубоководная подводная атомная лодка подтвердила свою способность действовать на предельной глубине погружения. На глубине 1000 метров мы находились почти час 51 минуту. Затем погрузились еще, по одним манометрам это была глубина 1040 метров, но по общему согласию была официально зафиксирована глубина 1020 метров. На борту подводной лодки, кроме членов экипажа находились офицеры штаба 1 флотилии, 6 дивизии, конструктора и заводчане. В центральном посту ПЛ рядом с командиром Зеленским Ю. А, были председатель комиссии по опытной эксплуатации ПЛ вице-адмирал Чернов Е. Романов Д. Как было заведено у нас в стране, каждое важное событие отмечается митингом. И мы провели митинг. Митинг длился 30 минут. Было сказано много справедливых благодарственных слов в адрес конструкторов, кораблестроителей и экипажа за разработку, создание и освоение уникальной глубоководной подводной лодки. Много было сказано о перспективах данного подводного корабля. Особые слова благодарности вице- адмирал Чернов Е. Каждому участнику глубоководного погружения было вручено «Удостоверение». На бланке, в тексте, в связи с секретностью, глубина погружения 1000 метров не была указана, однако мы зелёным цветом нанесли цифру 3411,2 ф. Удостоверение о погружении на глубину 1000 метров Жизнь всегда полна сюрпризами. Был он и у нас в тот исторический день.
На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Из находившихся в ней остался в живых только один человек, которого выбросило наружу избыточным давлением. Более часа моряки с подводной лодки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза «Алексей Хлобыстов». Тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на его борт и промысловое судно «Ома». В результате трагедии из 69 членов экипажа АПЛ «Комсомолец» погибли 42 подводника, причем многие от переохлаждения. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года все 69 членов экипажа 42 посмертно были награждены орденом Красного Знамени. Имена погибших увековечили на мемориальной доске в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. В Северодвинске, где строилась лодка, на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенного членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области. Корпус подводной лодки «Комсомолец» до сих пор находится на дне Норвежского моря на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. С 1989 года по 1998 год с помощью глубоководных аппаратов «Мир» было проведено семь экспедиций, в ходе которых осуществлялось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушен надежно, и она не представляет угрозы для окружающей среды. В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъема подводной лодки и ее осмотра не представляется возможным». В память об этой трагедии 7 апреля приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года объявлено Днем памяти погибших подводников. Ежегодно, 7 апреля в 12. Источник: Тип статьи: Авторская.
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Памяти погибших подводников | атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. |
Гибель «Комсомольца». | Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». |
Неразгаданные тайны «Комсомольца» | Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. |
Памяти погибших подводников | В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не. |
История разработки
- АПЛ «Комсомолец» сейчас
- 100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
- От мускульной силы к электродвигателю
- В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
Памяти АПЛ К-278 «Комсомолец»
В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не. 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». На Серафимовском кладбище Петербурга могилы сразу трех членов экипажа «Комсомольца»: командира подлодки Евгения Ванина, старшего лейтенанта Сергея Маркова и капитана 2-го ранга Олега Аванесова. К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» была спущена на воду в 1983 году. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий.