Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. О том, кто имеет и не имеет права голосовать на выборах, рассказываем подробнее. Действительно, на основании ч.3 ст.32 Конституции РФ и п.3 ст.4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права избирать и быть избранными граждане.
AZ-libr.ру
Статья 32 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями) | При этом ЦИК имеет право отложить подготовку и проведение назначенных выборов в случае возникновения угрозы жизни и здоровью населения на территориях с военным положением. |
Глава 2. Статья 44. Право на избрание | 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. |
AZ-libr.ру
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и или профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Иные требования в том числе к стажу и опыту работы законом субъекта Российской Федерации установлены быть не могут. Конкурсная комиссия осуществляет предварительный отбор кандидатур и последующее представление их представительному органу муниципального образования. При отборе кандидатов комиссия должна руководствоваться законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и порядком проведения конкурса, принятым представительным органом муниципального образования. При этом единственным основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата должны служить ограничения пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Все кандидаты, не имеющие указанных ограничений, должны быть зарегистрированы конкурсной комиссией и допущены к участию в конкурсе.
Конкурсная комиссия, осуществляя отбор кандидатов на должность главы муниципального образования, должна проверить соответствие кандидатов требованиям к уровню профессионального образования и или профессиональным знаниям и навыкам, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации для данного муниципального образования. В связи с этим целесообразно в условия проведения конкурса включить тестирование, собеседование, защиту программы кандидата и т.
Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет.
Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных представительных органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации далее также - государственные должности , должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.
На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи не допускается. Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня? Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей.
Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень? Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя. Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня.
Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования? В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление письменно, устное, в т. Заявление обращение может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня.
Форма заявления - см. Приложение 1 При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке? Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям обращениям избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления обращения которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.
Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе? За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней - на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня - в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре.
Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися?
Так, по смыслу положений ч. Аналогичная формулировка содержится в п. Важно также иметь в виду, что нормативное содержание правомочий граждан по участию в референдуме имеет определенные особенности, связанные с классификационными характеристиками отдельных видов референдумов: это могут быть, например, обязательные и факультативные референдумы, а в рамках последних - инициативные петиционные референдумы. Референдум считается факультативным, если в нормативных правовых актах устанавливается возможность, но не обязательность его проведения по определенному кругу вопросов.
Так, Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование часть 3 статьи 135 Конституции России. Референдумы, инициируемые гражданами петиционные референдумы , предполагают более широкий набор правомочий граждан на участие в референдуме, чем в тех референдумах, которые проводятся по инициативе органов государственной власти. В петиционном референдуме фактически совмещаются два института непосредственной демократии: народная инициатива подача петиции и собственно референдум. Аналогом права на петицию в системе конституционных прав и свобод российских граждан выступает право на обращение см. Однако возможность обращения граждан, инициирующего референдум, следует трактовать именно в контексте содержания права на участие в референдуме. Особенностью комментируемого конституционного права является то, что инициировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения о его назначении граждане могут только совместно, на коллективной основе участников такого инициируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума федеральный, субфедеральный, местный. Так, согласно Закону о референдуме, инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Федерации, где она образована ч.
Инициатива проведения федерального референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. Все названные условия принципиально преодолимы и соотнесены с целью обеспечения подлинности народного волеизъявления. Такое же значение имеют законодательные установления периодов, в течение которых инициатива проведения референдума не может быть выдвинута. Для законодательного решения данного вопроса важное значение имела правовая позиция Конституционного Суда, выработанная в Постановлении от 11. В этом решении Суд, признав не противоречащим Конституции установление федеральным законодателем запрета на проведение референдума и выдвижение инициатив о проведении референдума в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента, Государственной Думы, указал, что такое правовое регулирование может рассматриваться как конституционное, поскольку по его смыслу период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов. Реальность конституционного права граждан участвовать в референдуме как форме непосредственного волеизъявления народа во многом зависит также от законодательного решения вопроса о предмете референдума. Так, в соответствии с положениями ст.
Таким образом, за рамками перечня и требований, в которых фактически конкретизированы и установлены конституционные ограничения и регулирующие условия пользования правом на участие в референдуме в отношении возможностей его инициирования, законодателем утверждается свобода принятия принципиального о необходимости и содержательных о предмете референдума решений правообладателями. Некоторые из положений указанной статьи были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подчеркнул, что федеральный законодатель не вправе отменить или умалить само принадлежащее гражданам РФ право на участие в референдуме, а свобода усмотрений законодателя при регламентации данного права ограничена особенностями и предназначением референдума как высшей формы непосредственного народовластия. Одновременно Суд признал конституционную соразмерность ограничения, предусматривающего, что на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ п. В первом случае в основание решения Конституционного Суда был положен тезис о самостоятельном конституционном значении форм непосредственной и представительной демократии, во втором - о необходимости гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле граждан, которым принадлежит конституционное право участия в данной форме непосредственного осуществления народом-сувереном своей власти. Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. Права граждан на участие в референдуме субъекта РФ и местном референдуме следует рассматривать как конкретизированные возможности пользования правом, закрепленным в ч. При этом важно учитывать, что как в комментируемой норме ст.
Это, в свою очередь, является подтверждением достаточно широкой дискреции федерального законодателя при решении вопроса об условиях и порядке проведения федерального и регионального референдумов, на что обращает внимание и Конституционный Суд см. Положения ч. Эти ограничения распространяются только на лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Непосредственно конституционный характер ограничений означает, что они имеют высшую юридическую силу и не могут быть отменены или "ослаблены" законодателем, поскольку их цель и соразмерность уже определены в духе общей установки о допустимости ограничений, обусловленных необходимостью защиты иных конституционных ценностей ч. Вместе с тем непосредственное конституционное закрепление ограничивающих требований в отношении пользования соответствующими политическими правами не может рассматриваться как установление принципиально исчерпывающего перечня нормативных ограничений этих прав, поскольку оно направлено на установление безусловных, не подлежащих законодательному пересмотру в парламентской процедуре, изъятий из конституционной правосубъектности личности. Часть 3 ст. Из этого исходит и Конституционный Суд.
Так, в Определении от 04. Особенностью комментируемых ограничений является то, что они начинают действовать в отношении тех или иных конкретных граждан только на основании вступивших в законную силу правосудных решений см. Постановление КС РФ от 27. Недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими; если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным ст. При этом законодатель устанавливает дополнительные гарантии законности такого рода решений. В Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" подчеркивается недопустимость ограничения прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении ст. В то же время Федеральный закон от 05.
Вопрос о распространении этих ограничений на конституционное право граждан участвовать в референдуме не имеет официального решения. Как представляется, с учетом смыслового и функционального наложения прав, закрепленных в ч. Нормативное содержание ч. С одной стороны, речь идет о конституционном праве граждан на доступ к государственной службе, что неоднократно подчеркивалось в решениях КС РФ. С другой стороны, имеет место фактическая конкретизация конституционного принципа равенства основных прав и свобод в соответствующей сфере отношений статья 19 Конституции России. И наконец, использованная формулировка недвусмысленно, посредством категории "доступ", подчеркивает, что комментируемое право содержательно характеризуется не полномочиями государственной службы как таковыми, а возможностями претендовать на получение и сохранение таких статусных полномочий, при условии соответствия претендента и подтверждения соответствия служащего если речь идет о продлении или прекращении полномочий равно определенным требованиям. Равенство доступа к государственной службе должно пониматься как равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое.
Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому п. Вместе с тем его обеспечение не исключает, а предполагает конституционное дифференцирование, критерии отбора претендентов по тем или иным обоснованным признакам образование, возраст, профессионализм, компетентность, деловые качества и т. Необходимое конституционное дифференцирование в этих вопросах предполагает и учет национальных традиций, сложившейся системы и практики государственной службы. В силу чего, как подчеркнул Европейский Суд по правам человека, соответствующее право не фигурирует ни в Европейской конвенции, ни в Протоколах к ней, а отказ произвести назначение какого-либо лица на государственную службу не может как таковой служить основанием для жалобы в соответствии с Конвенцией. Тем не менее ограничения основного права на доступ к государственной службе чаще всего оцениваются в связи с проблематикой равенства и общим принципом недискриминации правообладателей, исходя из профессионально-трудового характера государственной службы. Федеральным законом от 27. По видам государственная служба делится на гражданскую, военную и правоохранительную.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях, а пользование комментируемым конституционным правом всегда тесно соотнесено с гарантированным Конституцией правом каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ч. Как подчеркивает Конституционный Суд, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала.
Право на отказ от участия в выборах в Государственную Думу по Конституции РФ
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). |
В ЦИК объяснили, что делать, если человека нет в списке избирателей | Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, не имеют права голосовать на выборах недееспособные, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. |
I категории участников Интернет-викторины «ProВыборы» | Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. |
Вестник Мигранта: Могут ли иностранцы голосовать на выборах 19 сентября? | Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. |
Статья 32 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
Активным избирательным правом по федеральному избирательному округу обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. Статья 58 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право свободно участвовать в выборах, голосовать при них или выдвигать свою кандидатуру". Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. В случае нарушения избирательных прав гражданин имеет право обратиться с жалобой в избирательную комиссию, вышестоящую избирательную комиссию, правоохранительные органы, в прокуратуру или в суд. Активным избирательным правом по федеральному избирательному округу обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными.
Избирательное право в РФ: особенности и распространенные мифы о его отсутствии у граждан
В случае обращения иностранного гражданина в избирательную комиссию с целью участия в голосовании на выборах в органы местного самоуправления в силу пункта 10 статьи 7 и пункта 3 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо принимать решение о предоставлении возможности проголосовать исходя из следующего: 1. Согласно международным договорам, заключенным Российской Федерацией с иностранными государствами: - правом голосовать в представительные органы муниципальных образований, правом на участие в местном референдуме обладают постоянно проживающие на территории муниципального образования граждане Киргизской Республики - правом голосовать на выборах главы муниципального образования, на выборах в представительные органы муниципальных образований, правом на участие в местном референдуме обладают постоянно проживающие на территории муниципального образования граждане Туркменистана - быть избранными в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования могут постоянно проживающие на территории муниципального образования граждане Туркменистана, а граждане Киргизской Республики могут быть избранными только в представительные органы местного самоуправления 2. Для включения в список избирателей иностранного гражданина необходимо предъявление им документа, выданного Федеральной миграционной службой «Вид на жительство иностранного гражданина», действительного на день голосования, с указанием в нем на соответствующее гражданство страница 16 «Вида на жительство иностранного гражданина» , а также с отметкой о регистрации перерегистрации по месту жительства страницы 4-8, 13 «Вида на жительство иностранного гражданина».
Для получения пассивного избирательного права обычно предусматриваются более высокие возрастные цензы. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ , необходимо достичь возраста 21 года на день голосования. Установление максимального предельного возраста для реализации избирательных прав обычно не практикуется, а в ряде государств в том числе и России [2] прямо запрещено. Ценз гражданства[ править править код ] По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства.
Активное избирательное право — это конституционное право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. В списки избирателей на избирательных участках, образованных на территории Российской Федерации, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Надо заранее, за 45-5 дней до дня голосования, подать заявление о голосовании по месту нахождения в ТИК, МФЦ, на портале «Госуслуги», за 20-5 дней в УИК и указать тот населенный пункт, где они будут находиться в день голосования.
В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются: Варианты ответов. По дате и времени регистрации кандидатов По дате и времени выдвижения кандидатов В алфавитном порядке Кулответ: В алфавитном порядке Статья 67. Избирательный бюллетень 4. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: Выборы Президента Российской Федерации назначает: Варианты ответов. Назначение выборов Президента Российской Федерации 2. Куда можно обжаловать решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей? Варианты ответов. В вышестоящую комиссию или в суд В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации Кулответ: В вышестоящую комиссию или в суд Статья 75.
Кто не имеет права голоса на выборах в России: полный список категорий
Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Активное избирательное право делает человека гражданином. Право избирать и быть избранным провозглашено в Конституции Российской Федерации и регламентируется федеральными законами. Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане Российской Федерации. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ. — Под активным избирательным правом понимается право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя.
Активное избирательное право
Активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. Согласно статье 32 такое право имеют граждане России,следовательно права избираться и быть избранным не имеют иностранные граждане и лица без гражданства. Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. Гражданам Российской Федерации, не являющимся жителями города Москвы, но находящимся в дни выборов в Москве, необходимо было подать заявление о голосовании по месту нахождения. Гражданам Российской Федерации, не являющимся жителями города Москвы, но находящимся в дни выборов в Москве, необходимо было подать заявление о голосовании по месту нахождения.
Избирательные права граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом , конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и или муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. Федеральных законов от 11.
Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Необходимо отметить, что повторная выдача открепительного удостоверения, в том числе в случае утраты последнего, не допускается. В случае если избиратель во время голосования при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного п. Также, статьей 65 Закона предусмотрено проведение досрочного голосования групп избирателей, которые будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах.
В соответствии с Федеральным законом от 12. Так, согласно ч. Граждане Российской Федерации равны в возможности осуществления избирательных прав, а значит, их реализация не может ставиться в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В месте с тем, избирательное право является прямым, что означает непосредственное голосование граждан «за» или «против» кандидата списка кандидатов. Гражданин РФ на выборах голосует свободно, то есть согласно своему внутреннему убеждению.
В соответствии со ст. В Думу автономного округа может быть избран любой гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 21 года статья 38 Устава Ханты-Мансийского автономного округа. Главой местного самоуправления и депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избрано лицо, достигшее возраста 21 года.
Кто не имеет права голоса на выборах в России: полный список категорий
По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными: - граждане РФ. Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы.
Ценз гражданства[ править править код ] По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства.
Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены. В отдельных странах закон предоставляет иностранцам ограниченные избирательные права. Например, иностранцам, постоянно проживающим в России, предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления , если такая возможность предусмотрена международным договором [3].
Жители Петербурга проголосовать онлайн на этих выборах не смогут. Как проголосовать с помощью ДЭГ Сначала не забудьте до 11 марта 23:59 по московскому времени подать заявление на "Госуслугах". Если вы прописаны в Москве, то подавать заявление не нужно. Жители 28 регионов смогут проголосовать на сайте vybory.
А для граждан с пропиской в Москве доступно голосование на mos. Голосование в рамках ДЭГ будет проводиться в течение трех календарных дней — с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта 2024 года по местному времени. Как москвичам проголосовать на mos. При этом на онлайн-голосование не нужно регистрироваться заранее. Оно доступно для всех, у кого есть постоянная регистрация в Москве и полная учетная запись на mos. Как уточняется на портале мэрии, москвичи смогут проголосовать онлайн с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта зайти в личный кабинет mos. При этом если в дни выборов вы уезжаете из Москвы, вы можете проголосовать онлайн из любого места, где есть доступ к интернету.
Что еще важно знать: Если вы на время выборов прикрепитесь к избирательному участку другого региона, проголосовать онлайн на mos. Но при желании вы сможете аннулировать свое прикрепление и проголосовать онлайн. Если же вы прикрепились к избирательному участку столицы, то при желании вы сможете проголосовать онлайн, не аннулируя свое прикрепление. Узнать статус своей учетной записи на mos. Для этого надо зайти во вкладку "Профиль" меню, расположенного слева. Избирателям, которые планируют принять участие в онлайн-голосовании, необходимо заранее повысить уровень учетной записи до полной. Полная инструкция по голосованию онлайн в Москве, а также ссылка на сервис по проверке, полный ли у вас аккаунт, доступны здесь.
Голосование на дому не является ДЭГ. При голосовании на дому члены участковой избирательной комиссии в согласованное время придут к вам домой с бюллетенем и переносным ящиком для голосования. Стоит отметить, что данный способ участия в выборах доступен только для тех избирателей, которые не могут посетить избирательный участок по уважительным причинам.
Так, согласно ч. Граждане Российской Федерации равны в возможности осуществления избирательных прав, а значит, их реализация не может ставиться в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В месте с тем, избирательное право является прямым, что означает непосредственное голосование граждан «за» или «против» кандидата списка кандидатов. Гражданин РФ на выборах голосует свободно, то есть согласно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей.
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
Традиционно основной формой осуществления активного избирательного права является личное голосование избирателя в день голосования в помещении соответствующего избирательного участка, где избиратель зарегистрирован по месту жительства и включён в список избирателей, посредством заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов в случае его использования. Также в избирательном законодательстве большинства государств мира предусматриваются различные дополнительные субсидиарные формы реализации активного избирательного права. Они призваны обеспечить возможность голосования для избирателей, которые по уважительным причинам не могут лично присутствовать в день проведения выборов в помещении для голосования. В РФ применяются следующие дополнительные формы реализации активного избирательного права: голосование до дня голосования на выборах досрочное голосование , в том числе голосование по почте ; вне пределов избирательного участка голосование по открепительным удостоверениям ; вне помещения для голосования надомное голосование. Начиная с 2019—2020 гг. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения п. Многодневное голосование может осуществляться по решению избирательной комиссии, организующей выборы.
Срок его проведения не должен составлять более трёх дней подряд п. Практика многодневного голосования получила своё распространение в целом ряде зарубежных государств Великобритании, Германии, Франции, Швеции и др. В Швеции, например, граждане имеют право голосовать в течение 18 дней до дня основного голосования. В США в зависимости от штата такое голосование может длиться от 3 до 46 дней Турищева. Опубликовано 1 декабря 2022 г. Последнее обновление 1 декабря 2022 г.
Что касается лиц с двойным гражданством , то их избирательные права также могут быть ограничены. В частности, российское законодательство лишает бипатридов пассивного избирательного права, сохраняя за ними активное [4]. В некоторых государствах уровень пассивного избирательного права может зависеть от срока пребывания в гражданстве данной страны.
Решения и действия бездействие комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: Выборы Президента Российской Федерации проводятся: Варианты ответов. По единому федеральному избирательному округу По многомандатным избирательным округам Кулответ: По единому федеральному избирательному округу Статья 4. Федеральный избирательный округ Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
К участию в выборах допускаются только партии, которые: Варианты ответов. Прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации Победили на региональных выборах Имеют численность не менее 100 человек Кулответ: Прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах 2. Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении проведении которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; а. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.
Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а", "а. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и или форм деятельности в том числе отдельных мероприятий , в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и или выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи тем целям и или формам деятельности в том числе отдельным мероприятиям соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической. Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Статья 32 Конституции Российской Федерации
Ограничение избирательных прав граждан необходимо рассматривать в аспекте общего института ограничения конституционных прав и свобод. Правом быть избранным в органы местного самоуправления Российской Федерации неграждане не обладают. "Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным.
Основные избирательные права российских граждан
Это граждане Российской Федерации, обладающие правом контролировать проведение голосования, подсчет голосов и иную деятельность избирательной комиссии. По достижении 18-летнего возраста гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава X. Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Ограничение избирательных прав граждан необходимо рассматривать в аспекте общего института ограничения конституционных прав и свобод. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.