Новости хованщина мусоргский опера

Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». Песня Марфы Исходила младешенька. В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. один самых неоднозначных, противоречивых и окутанных многочисленными тайнами шедевров.

Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии

Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым.

Главная - Композиторы - «Хованщина» — характеристика оперы М. Мусоргского «Хованщина» — характеристика оперы М.

Мусоргского 15. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве. Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд.

Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру.

В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру.

На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I.

Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью. Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли. А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета.

Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских.

В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность.

В то же время оркестровки почти не было [83] , и этой задачей занялся Николай Римский-Корсаков [9]. Из его воспоминаний известно, что пришлось многое переделывать в опере. Так, в первом и втором действиях «оказалось много лишнего», а в пятом, напротив, «многого не хватало совсем». Например, Римский-Корсаков для монолога Досифея в пятом действии был вынужден заимствовать музыку из первого и изменить песни Марфы в третьем. Немногочисленные фрагменты, которые были оркестрованы самим Мусоргским, Римскому-Корсакову приходилось переоркестровывать.

Согласно музыковеду Марине Сабининой, Римский-Корсаков урезал монолог Голицына, убрал его диалог с пастором, сократил партию Сусанны, арию Шакловитого, а также другие мелкие фрагменты [90]. Его работа из-за этого вызывала споры критиков, в то же время музыковеды признают, что если бы не Римский-Корсаков, неизвестно, вышла бы когда-нибудь «Хованщина» на оперную сцену [90] [1]. В 1882 году Римский-Корсаков завершил оперу и спустя год представил её комитету Мариинского театра по приёмке произведений, однако «Хованщина» не была допущена к рассмотрению, один из членов комитета заявил: «Довольно с нас и одной радикальной оперы Мусоргского» [1] [91] [90]. Хотя путь к постановке в государственном театре был закрыт, оперу поставили в Санкт-Петербурге на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале И. Кононова, премьера состоялась 9 21 февраля 1886 года [92]. Владимир Стасов прокомментировал это событие как «великолепный пример и доказательство музыкального сознания и художественного развития современного общества» [91]. Начальные этапы постановки и выбор актёров[ править править код ] Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского.

Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл. Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96].

Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

1886 - Хованщина В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Опера Хованщина 2024 в музыкальном театре, Москва — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ».
Хованщина Народная музыкальная драма в пяти действиях 6 картинах Либретто м.Мусоргского В опере «Хованщина» Мусоргского зрители попадают в Москву 1682 года.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Совсем скоро страну ждут великие перемены. А пока в «Хованщине» на кострах горят гордые последователи традиционных веры и власти. Впервые на императорской сцене «Хованщина» была поставлена в Петербурге в 1911 году, партию Досифея, главы раскольников, исполнил великий русский бас Федор Шаляпин. Он же выступил и режиссером первой постановки.

Гедимина кровь во мне, и потому кичливости твоей не потерплю я.

Гедимин — Великий князь Литовский 1316-1341 , собиратель земель Литовских, основатель Вильнюса, тесть Дмитрия Грозные Очи и прочая, и прочая. Узнаешь брата Колю? Нет, изволь, скажи мне: чем кичишься? Небось, не славным ратным ли походом, когда полков тьмы тем без боя ты голодом сморил?

Первое, что приходит в голову — Крымские походы 1687 и 1689 годов, когда он с огромным войском 100 и 112 тыс. Впрочем, официально это плюходейство было подано как великий триумф русского оружия: "Правительница сделала, что могла, чтобы изгладить тягостное впечатление, произведенное вторичным фиаско её любимца, и заставить молчать злые языки; в грамоте на имя Голицына она официально признала поход победоносным и осыпала все войско, от генерала до последнего рядового, наградами". Петр потом ему это припомнит. Но так как Хованский — не Марфа и не может знать, что случится через пять лет, скорее всего, он намекает на Чигиринские походы 1674 и 1678 годов — тоже не очень успешные.

Опять появляется Досифей и опять пытается призвать к порядку. Между делом выясняется, что он — удалившийся от суеты мирской князь Мышецкий впрочем, это место тоже часто купируют — чтобы у бедных слушателей окончательно не взорвался моск. Гугль знает двух Мышецких — Андрея и Симеона Дионисиевичев родные братья? Но первому на момент бунта было только 18 лет, второй же вообще едва появился на свет.

Значит, подразумевается третий Мышецкий? Оказывается, был еще Петр Иванович Мышецкий, единственным известным мне фактом жизни которого было самосожжение в 1690 году. Похоже, это он и есть. Далее начинается продуктивная дискуссия слепого, немого и глухого — все трое самозабвенно несут какую-то ересь, и никто никого не слушает.

Ну что ж, веди на нас Теута с ополчением бесовским его. Изволь, разводи и у нас прохлады и танцы, дьяволу в угоду. Не знаю, действительно ли Голицын учился за рубежом кажется, нет , но образован он был прекрасно — в частности, владел немецким, греческим и латынью. Разумеется, был ярым западником и ненавидел все русское.

Теутом русские староверы называли ложного по их мнению бога — сатанинского идола католической и протестантской Теологии. Сравните с польским трактатом «Против человека, всечестнаго Божия создания, завистное суждение и злое поведение проклятаго демона»: «Люцифер посла и в нашу страну целой полк демонов или паче тьму ловити и приводити во многая любострастия, а паче в гордость и в пианство, в прохлады и танцы». Голицын хорошо относится к немцам тевтонам — следовательно, продался Сотоне. Досифей переключается на Хованского и его стрельцов.

Маммон - демон скупости и богатства. По народным поверьям, он первым научил людей разрывать землю, чтобы похищать оттуда сокровища. Велиал - в Библии демоническое существо, дух небытия, разврата, разрушения. В Новом Завете апостол Павел спрашивает: «Kакoe общение праведности с беззаконием?

Какоe согласие между Христом и Велиаром? Эх, Тараруй ты, Тараруй! Буквально — пустомеля. Действительно, Хованский тайно держался старообрядства как и многие стрельцы , и теперь, пользуясь оживлением раскольников, решил половить рыбку в мутной воде.

Он встречался с их лидерами, принимал челобитные и в конце концов организовал всенародные прения о вере 5 июля. Возможно, что на дворе как раз это число и раскольники возвращаются после дискуссии из Кремля. Пререкохом никоньянцев и препрехом! В реале было так: «Раскольники вышли со всеми своими налоями, книгами, образами и кричали во все горло, подымая два пальца вверх: «Победихом!

Вот как веруйте! Расколоучители остановились на Лобном месте и стали поучать народ, а оттуда отправились в церковь Спаса в Чигасах, отслужили со звоном благодарственный молебен и потом уже разошлись по домам». Правда, Хованский принимал в прениях самое живое участие — уговаривал Софью устраниться от дебатов, провожал патриарха в Кремль и без сомнения присутствовал в Грановитой палате — то есть, никак не мог быть в тот день у Голицына. Но это мелочь, конечно.

Вбегает Марфа, спасенная Божественным Провидением «потешными» Петра. Опять неувязочка: потешные полки Петр заведет только год спустя в селе Преображенском, да и состоять они будут на первых порах исключительно из его сверстников. Царевна велела весть вам дать. В Измайловском селе донос прибит: Хованские на царство покусились.

Не в Измайловском, а в Коломенском см. Усиленная работа над документами дает себя знать, не иначе. А что сказал царь Петр? Все стоят в недоумении.

Недоумение вполне понятное: царю Петру только-только исполнилось 10 десять! К тому же жил он не в Москве, а в Преображенском по сути, в ссылке , и до 1689 года государственными делами не занимался, развлекаясь игрой в солдатики. В следующем акте опять любовная линия, ничего интересного. Приходит Шакловитый и поет свою арию, из которой следует, что донос его был продиктован не личной злобой, завистью и желанием сесть в кресло Хованского Боже упаси!

Пробуждение похмельных стрельцов, их разборки с женами — опять ничего интересного. Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость. Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили... Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась.

Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло. Мало похоже это и на события 1689 года, где также были замешаны стрельцы — собственно военных столкновений не было, под давлением Петра вожди заговорщиков были быстро выданы и казнены. Видимо, речь идет о мятеже 1698 sic! Но дело этим не кончилось.

Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты. К этому мы еще вернемся. Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены.

Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице. Вот забавно, вот-то смешно! Пугать изволят князя!.. Литва проснулась!

Вставай, Хованский! Князь вспоминает единственное достойное дело в своей никчемной жизни — победу под Мяделем в войне с Речью Посполитой. В феврале 1659 Хованский одержал блестящую победу над частью литовской армии под Мяделем. За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского».

Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь! Опять Красная Площадь.

Голицына везут в ссылку.

Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея. Благодаря мировой известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 году в Мариинском театре и в 1912 году в Большом театре.

Действие 4 Наемник Шакловитого убивает Хованского. Голицына спешно ссылают, петровское войско стоит перед Кремлем. Стрельцы ждут смерти, но Петр их прощает.

Действие 5 Раскольники прячутся в лесу. Тут и Андрей. Петровцы приближаются. Досифей и его сторонники идут в огонь за старую веру. Марфа ведет в костер Андрея. Читательский дневник по опере «Хованщина» Мусоргского Сюжет В Москве 1682 года стрельцы во главе с князем Иваном Хованским и раскольники во главе с Досифеем восстают против власти царевны Софьи и юного, но уже грозного Петра.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Здесь ее пели очень многие певцы. У нас достаточно большая и сильная семья артистов, и конечно мы очень рассчитываем на то, что и следующее поколение тоже найдет в этой великой русской опере возможности для укрупнения своего театрального музыкального дарования". В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона Алексея Маркова в парти и боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы. Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает. У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит.

Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций. Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом". Зинаида Царенко достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины любящей женской души.

Царевна велела весть вам дать. В Измайловском селе донос прибит: Хованские на царство покусились. Не в Измайловском, а в Коломенском см.

Усиленная работа над документами дает себя знать, не иначе. А что сказал царь Петр? Все стоят в недоумении. Недоумение вполне понятное: царю Петру только-только исполнилось 10 десять! К тому же жил он не в Москве, а в Преображенском по сути, в ссылке , и до 1689 года государственными делами не занимался, развлекаясь игрой в солдатики. В следующем акте опять любовная линия, ничего интересного.

Приходит Шакловитый и поет свою арию, из которой следует, что донос его был продиктован не личной злобой, завистью и желанием сесть в кресло Хованского Боже упаси! Пробуждение похмельных стрельцов, их разборки с женами — опять ничего интересного. Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость. Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили... Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась. Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло.

Мало похоже это и на события 1689 года, где также были замешаны стрельцы — собственно военных столкновений не было, под давлением Петра вожди заговорщиков были быстро выданы и казнены. Видимо, речь идет о мятеже 1698 sic! Но дело этим не кончилось. Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты. К этому мы еще вернемся.

Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены. Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице. Вот забавно, вот-то смешно! Пугать изволят князя!.. Литва проснулась! Вставай, Хованский!

Князь вспоминает единственное достойное дело в своей никчемной жизни — победу под Мяделем в войне с Речью Посполитой. В феврале 1659 Хованский одержал блестящую победу над частью литовской армии под Мяделем. За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского». Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь!

Опять Красная Площадь. Голицына везут в ссылку. Помоги тебе господь в твоей неволе! Голицын пал вместе с Софьей в 1689 году и только благодаря заступничеству двоюродного брата, Бориса Алексеевича, близкого сподвижника Петра, отделался очень дешево — пожизненной ссылкой в Архангельскую губернию. Велено рейтарам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаленья губить нас. Видимо, отсылка к «12 статьям» царевны Софьи от 7 апреля 1685 года, первая из которых гласила: "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять".

Неудивительно, что многие такой радости не дожидались и сжигали себя сами. Появляется Андрей Хованский, которому вообще-то семь лет назад отрубили голову. Но голова, похоже, приросла обратно — князь здоров, полон сил и готовится умереть вторично. Продолжение любовной линии, не представляющей для нас интереса. Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами. Неожиданно следует хэппи-энд.

Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя. Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье. Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа.

Шакловитому отрубили голову топором. То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь». Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе.

Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом. Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра.

Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников.

В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском.

Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек.

Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода.

Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий.

России Л. Тадтаева Балетмейстер — лауреат Всерос. Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности.

ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина

Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского — третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Краткое содержание Действие происходит в Москве в период между 1682 и 1689 годами Первое действие События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый.

Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку.

Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны.

По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына.

Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности. Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники.

Давайте поговорим об этой опере, о том, как ее восстановили, чем интересна ее музыка, а начнем с того, что обсудим историческую основу, сюжет. В опере нет исторической достоверности, стрелецких бунтов было несколько, и Мусоргский собирает их все в один. У него очень хорошо получается передать дух смутного времени мы не имеем в виду исторический термин , передать атмосферу неизвестности, перемен, того времени, когда вдруг какие-то силы, которые были в полуактивном состоянии, выходят на арену. В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич умирает, и у него не остается прямых наследников. Есть два брата: Иван и Петр, который потом станет Петром I. Иван старше Петра, но, по-видимому, страдает умственным расстройством и совершенно не приспособлен к тому, чтобы управлять государством, да и не выказывает интереса к этому. А Петр еще мал. Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Из этого рода происходил сам Федор Алексеевич и его брат Иван. И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться. Это была первая регулярная армия в России, которая довольно быстро превратилась в достаточно плотное воинское сообщество с традициями наследования: если отец был стрельцом, то сын тоже им становился. Стрельцы жили хорошо, но к концу 17 века экономическая обстановка не была благоприятной, заняться стрельцам было нечем, им приходилось выполнять функции городской полиции. Казна пустела, платить им было нечем, и у них росло недовольство, которое началось еще при Федоре Алексеевиче. А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону.

Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н. Римский-Корсаков в 1883 году, но добиться постановки оперы с таким вызывающе-политическим сюжетом было не так-то просто.

Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича­-Данченко

Работа же над "Хованщиной" растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников... На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил.

И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов — 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто зафиксированного лишь в 1879 году и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла.

Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским " Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , — градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше.

Причем, в своих амбициях и притязаниях ни один не готов уступить не только кому бы то ни было, но и друг другу. Большого труда стоит Игумену Досифею вразумить князей на противостояние не друг другу, а разрушителям исконной русской христианской веры. И с той же запальчивостью, которая только что была явлена в противоборстве за тело Эммы, больший Хованский готов расправиться с врагами православия. О сыне же его можно сказать только одно в создавшемся историческом конфликте: молодому человеку ни до чего нет дела, кроме собственных желаний и прихотей. Ни отец «батька» московских стрельцов, ни его сынок симпатий у Эммы вызвать не могут. Тогда в чем причина её общения с такими ужасными людьми?

Лютеранский пастор. Как за Марфой стоит Досифей, указующим персом и защитой от коварства мира, так за Эммой — её духовник. Жалуясь Василию Глицину на недостойное поведение князей Хованских по отношению к его прихожанке лютеранский священник использует это как повод для выказывания совершенно недвусмысленного прошения, смогущего загладить в глазах немецкой паствы такое оскорбление: - Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены. Девушка из немецкой слободки , чудом избежавшая смерти от рук вожделевших её негодяев - становится в глазах духовника разменной монетой для интриги, в качестве откупного — разрешение на возведение лютеранской церкви. Да, кстати: сегодня я жду к себе на совещанье Хованского, senior, и, что важно, Досифея; встреча с ними удобна ли вам будет, скажите? Разумеется, не удобна. Но настанет время — немецкая слободка вспомнит этот ответ.

Придет день и час Эммануила, в переводе звучащем, как Эмма — с нами бог. Три девушки стояли у черты. И можно порадоваться за удачный подбор исполнительниц партий, либо напротив - остаться равнодушным или недовольным. То присутствие третьей девушки - в историческом процессе того времени одной из наиболее значимых фигур - только один раз дается нам "на слух". Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от "женщины властолюбивой и сильной", от царевны. Грустное это чтиво.

Любовное послание перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют "свет мой", "батюшка мой". Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной. Больше о царевне Софье нам почти ничего не скажут: один раз дала весточку, что раскрыт заговор князей Хованских, коий Петруша назвал "хованщиной", второй - приглашение Ивану Хованскому на совет к царевне, который так и не состоится: наемный убийца заколет "батьку" стрельцов. Это выведение Софьи из действующих фигур, замена царевны царевичем Петром - делают роль старшей сестры будущего царя-реформатора России абсолютно лишённой жизни. А ведь где-то на втором плане разноголосица черноряжцев не даёт усомниться - в стране неспокойно, идет церковный раскол, идут дебаты по вопросам веры: - Победихом, посрамихом, пререкохом, Пререкохом и препрехом ересь... Ересь нечестия и зла стремнины вражие... Хитрая и мудрая Софья вступает в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу.

Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов. Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения. Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате. От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным.

Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки. Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они.

Шаляпин был великим артистом, но не надо забывать об огромной силе воздействия Мусоргского. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы М. Единственный любовный дуэт в польском акте между Мариной Мнишек и самозванцем.

Опера «Борис Годунов». Давайте поговорим об этой опере, о том, как ее восстановили, чем интересна ее музыка, а начнем с того, что обсудим историческую основу, сюжет. В опере нет исторической достоверности, стрелецких бунтов было несколько, и Мусоргский собирает их все в один. У него очень хорошо получается передать дух смутного времени мы не имеем в виду исторический термин , передать атмосферу неизвестности, перемен, того времени, когда вдруг какие-то силы, которые были в полуактивном состоянии, выходят на арену. В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич умирает, и у него не остается прямых наследников.

Есть два брата: Иван и Петр, который потом станет Петром I. Иван старше Петра, но, по-видимому, страдает умственным расстройством и совершенно не приспособлен к тому, чтобы управлять государством, да и не выказывает интереса к этому. А Петр еще мал. Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Из этого рода происходил сам Федор Алексеевич и его брат Иван.

И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

Мусоргского без всякого преувеличения можно назвать крупным знатоком отечественной истории, и это обнаруживается тем явственнее, чем больше вдумываешься в смысл его национально-исторических опер. Стейн Винге представляет версию оперы, досочиненную Шостаковичем через несколько лет после смерти Мусоргского, на сцене Большого театра «Лисео» в Барселоне. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы.

Мусоргский: Хованщина

Работа ского над "Хованщиной" длилась с 1872 по 1880 г. однако композитор умер, не завершив финала и не сделав оркестровки. это быстро, легко и просто. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев.

В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”

ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина».
модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен) Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина» Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым.
Хованщина Мусоргский слушать и скачать музыку в mp3 на телефон – LightAudio Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов».
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского Мусоргского без всякого преувеличения можно назвать крупным знатоком отечественной истории, и это обнаруживается тем явственнее, чем больше вдумываешься в смысл его национально-исторических опер.

Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька

Новости о премьере оперы «Борис Годунов», 7 канал Красноярск. Над «Хованщиной» Мусоргский работал семь лет, но так и не завершил. Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий