Цифровая зависимость: опасности интернет-зависимости и её характеристика. Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета. Интернет-зависимость проявляется навязчивым стремлением использовать интернет. Патология приводит к изменению сознания, работоспособности головного мозга и когнитивных функций. О причинах и рисках зависимости от интернета с онлайн-конференции «Интернет-зависимость: опасность или просто дух времени».
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
«Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». Но, как и любая зависимость, цифровая одержимость излечима.
Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
Наиболее подробно эту проблему исследовала доктор Кимберли Янг, профессор психологии Питтсбургского университета США, автор книги «Пойманные в Сеть» 1998г. Так, что же такое интернет-зависимость? По мнению исследователей, это навязчивое желание зайти в интернет, если человек не в сети off-line и неспособность выйти, если человек в сети on-line. Это радость, эйфория, отсутствие контроля над временем при нахождении в Сети, а при отсутствии возможности попасть в виртуальную реальность — угнетенность, пустота и депрессия. Учёные выделяют пять этапов, по которым проходят люди, знакомясь с всемирной паутиной: 1. Пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Человек, уже знакомый с Сетью, использует ее для учебы, для развлечения, для работы и т. Интернет становится всем, все время тратится на виртуальную жизнь, которой подчинено все в жизни реальной Зависимость от интернета.
Наступает разочарование и временное возвращение в настоящий мир. Пользователь прошел все этапы отношений с Интернетом. Умеренно и разумно использует его возможности в работе и повседневной жизни. Самый гармоничный этап. Чем же опасна интернет — зависимость? В результате проводимых исследований выделяют следующие негативные последствия этого явления: 1. При длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга.
Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить. Быстрый и регулярный просмотр сайтов приводит к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. Погружение с головой в всемирную паутину приводит человека к постепенной утрате навыков реального общения, что приводит к асоциальности. Человек начинает раздражаться без особой причины. Перестает следить за личной гигиеной. Коммуникативные навыки и способности постепенно пропадают. Человек испытывает затруднения в формировании своих мыслей, и все чаще употребляет односложные ответы 4.
Как следствие предыдущего пункта. Человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи. Возможно появление мыслей о суициде. Кроме психических и мыслительных расстройств возникают физические заболевания — ухудшается зрение, появляется тунельный синдром запястья, часто возникают заболевания позвоночника и суставов сколиоз, остеохондроз, артроз , сердечно-сосудистые патологии тахикардия, аритмия, артериальная гипертония, варикоз нижних конечностей и многие другие заболевания. В настоящее время существует несколько тестов по определению интернет-зависимости.
Нам кажется нормальным, что подавляющее большинство офисных работников в своё рабочее время сидят в социальных сетях, делают онлайн-покупки, смотрят порнографию и играют в игры; что, возвращаясь с работы, люди в транспорте занимаются веб-сёрфингом, играют в игры или переписываются в мессенджерах; сидя в кафе или на лавочке в парке, не разговаривают друг с другом, а зачарованно смотрят в смартфоны; вечером смотрят в Интернете сериалы и болтают с друзьями в мессенджерах. С момента пробуждения и до отхода ко сну современный человек держит руку на своём гаджете и готов в любой момент «нырнуть в него». Реактивная модель общения с миром. Традиционная концепция человеческой активности, парадигма активного действия «реши, что нужно делать, и делай это» постепенно заменяется реактивной парадигмой «получи воздействие и отреагируй на него», то есть сделай то, что от тебя хочет «чужой дядя». При этом, очевидно, этот «чужой дядя» часто даже никакой не дядя, а банда бездушных роботов, посылающих пользователю сформированный программно поток предложений, уведомлений, побуждений, звоночков, валом сыплющихся в почту, мессенджеры и т. Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром. Конечно, это не абсолютное зло опустим очевидные аргументы о полезности цифровых сервисов и устройств , но психологам и исследователям взаимодействия «человек — машина» уже известно, что вовлечённость в цифровую сферу постепенно превращается в зависимость и приводит к развитию депрессии, тревожных расстройств, фобий и других проблем. Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. В последние 10—15 лет это признали большинство психиатров и психологов. Основные типы цифровых зависимостей, по мнению современных психологов, таковы. Навязчивое «чтение Интернета» — бездумный, хаотичный веб-сёрфинг, поиск в поисковиках, пролистывание новостных тизеров по аналогии с постоянным переключением каналов ТВ-пультом.
В данном случае важен родительский контроль. Чтобы понять, есть ли у подростка зависимость, важно знать ещё, чем именно он занимается в смартфоне. Потому что в наш век цифровых технологий многие дети учатся, читают, узнают полезное, но при этом у них сохраняется реальная жизнь, общение с друзьями, прогулки, спорт — вот это могут оценить родители. Если же этого нет, а время в смартфоне проводится только за играми, то имеет смысл насторожиться. Также по теме Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней... Старшее поколение имеет некую память, ностальгию по запаху, шороху бумаги, уюту при чтении бумажной книги, но современные люди этим опытом не обладают или обладают в меньшей степени, потому их выбор очевиден, за исключением редких предпочтений. Вытеснит или не вытеснит — вопрос воспитания каждого конкретного ребёнка, приобщения его к классическим, бумажным книгам, мотивации к живому общению, помощи в организации его досуга. Потому что современные дети, как правило, не умеют организовывать собственный досуг. Следует акцентировать внимание на плюсах этого досуга, выработать умение радоваться совместно проведённому времени и позитивным моментам вне смартфона. Я со своими детьми придумала игру перед сном — воспоминания, что было хорошего за день. Каждый, лёжа в кровати, рассказывает приятные события дня, связанные с друзьями, события в садике, в школе, на площадке, смешные моменты… Цель родителей — показать, что жизнь насыщенна, интересна за пределами виртуальной реальности и что эта жизнь даёт возможность испытывать более глубокие эмоции и чувства, чем те, которые они испытывают в смартфонах. Полезно ли это для психики человека? Если да, то как лучше его проводить? Важно устанавливать самому себе лимит времени, которое мы проводим в смартфоне. Есть экранное время, отчёт, за которым можно наблюдать и контролировать. Если вы пришли с работы, важно откладывать телефон и общаться с семьёй, заниматься домашними делами или хобби. Отдыхать без смартфона за чтением книг, прослушиванием музыки и прочим. Я часто вижу, как мамы, которые гуляют с детьми, параллельно сидят в телефоне. Но ребёнку важно не просто присутствие мамы рядом, не количество, а качество времени, её вовлечённость в их деятельность, их общение.
Залогом успеха также является самоконтроль. Вы можете начать, например, постепенно ограничивать время, проведенное в цифровом пространстве. Выделите конкретные часы, когда вы не будете пользоваться гаджетами или установите в программах специализированные таймеры. Попробуйте устраивать себе хотя бы раз в неделю на несколько часов «цифровой детокс». Отслеживайте, сколько времени в день вы проводите с гаджетами в руках. Отключайте оповещения, если они вам не нужны, чтобы не отвлекаться. Избегайте смартфона утром и перед сном. И не переносите всю свою жизнь в цифровую реальность. Записывайте важную информацию в бумажной записной книжке. Кстати, и заниматься спортом прекрасно получается без смартфона в руках. Постарайтесь найти замену «цифровым развлечениям» в реальном мире: это особенно актуально, если вы давно не виделись с друзьями или семьей, не гуляли на улице и не учились чему-то новому.
Отзывы о НЦРДО
- Профилактика цифровой зависимости
- Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
- Тамбовская область
- Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ
- Интернет-зависимость: причины, признаки, риски
- Гаджет-зависимость. Наркотик XXI века
- Что хотите найти?
- Интернет-зависимости больше подвержены мужчины
- Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ
- Что хотите найти?
1. Улучшить свою производительность на работе или дома
- Цифровая зависимость. Миф или реальность?
- Интернет-зависимость: современное состояние проблемы | Медицинские интернет-конференции
- Концентрация — золото XXI века
- Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
Это так называемый цифровой детокс, он становится все популярнее. Например, в США некоторые рестораны предлагают скидки к меню, если посетитель при входе сдаст свой смартфон и не будет им пользоваться в заведении. Многие компании запрещают работникам использовать рабочую почту в нерабочее время. А во Франции правительство объявило о вреде избыточного использования "цифры" и готовит законопроект, который запретит использовать гаджеты в учебных заведениях. Сам себе хозяин И все-таки свое поведение каждый должен выстроить сам. Ситуация усугубляется, если мы поглощаем ненужную, тем более негативную информацию, - поясняет завотделением медицины сна Первого МГМУ имени И.
Сеченова Михаил Полуэктов. В то же время современное цифровое пространство устроено так, чтобы мы поглощали его все больше и больше. Звуковые уведомления на каждое обновление, подписки "по умолчанию", спамовые рассылки, всплывающие баннеры, - если не сдерживать весь этот поток, он может просто накрыть. Что делать "Для мозга лучший отдых - смена деятельности. Если чувствуете, что утомились, не воспринимаете информацию, переключитесь на какое-то дело, требующее физической активности", - советует Марина Фокина.
Пора всерьез задуматься об организации периода «детокса» и «разгрузочных каникул» от цифровых технологий. Планируем цифровую детоксикацию При составлении плана цифровой детоксикации необходимо в первую очередь определиться со своими приоритетами и целями на этот период. Может быть, вы хотите полностью отказаться от использования интернета на какое-то время? Или лишь ограничить свою активность в Сети самым необходимым? Важно понимать, что резкий полный отказ от интернета может стать сильнейшим стрессом и шоком для организма, привыкшего к постоянному онлайн-режиму. Поэтому специалисты рекомендуют начинать с постепенного сокращения времени, проводимого в Сети и у экранов различных гаджетов.
Елена Бахадова отмечает, что мыслительная деятельность человека в покое сильно отличается от состояния при просмотре фильмов для взрослых. Поэтому неудивительно, что болезнь Паркинсона и Альцгеймера значительно помолодели в последнее время. На сегодняшний день существуют примеры, когда семилетние дети страдают подобными заболеваниями», — добавляет Бахадова. Стоит отметить, что даже если ребёнок посещает вполне приемлемые сайты и проводит всего пару часов перед экраном компьютера в день, у него также есть риск приобретения большого количества нарушений. Появляются проблемы со сном, поведением, вниманием, у детей наблюдается гипервозбудимость, нарушение кровообращения в шейном отделе, зрения, речи и пищевых привычек, мелкой моторики и физического развития, искривление позвоночника, ожирение и нарушение пищеварения. Есть общее мнение у родителей, что навыки, которые можно изучить в играх или других цифровых сферах, могут оказаться полезными в жизни.
Но методы, приёмы выживания и правила, которыми руководствуются дети в виртуальной реальности, не переносятся непосредственно на повседневную жизнь, потому что задействуются другие нейронные связи. Поэтому игры на компьютере или телефоне в дошкольном возрасте абсолютно бесполезны. Современные дети, что называется, рождаются со смартфоном в руках и встроенным дисплеем в головах, поэтому у них нет ощущения реальности. По словам психолога, это также серьёзная проблема, поскольку сегодня кажется, что для ребёнка существование в параллельных мирах — норма. Жить реальной жизнью — задача со звёздочкой Елена Бахадова отмечает полную ответственность родителей за цифровую осознанность или неосознанность детей, потому что именно взрослые устанавливают границы дозволенного и недозволенного. Кроме того, они же растят ребёнка в цифровой реальности, постоянно расширяя его возможности, показывая, как он может заполнять собой пространство.
Иными словами, родители контролируют постепенную цифровую социализацию детей. Среди наиболее действенных и важных инструментов влияния на ребёнка психолог называет личный пример, а также формирование навыков цифровой гигиены. Так как процесс появления новой привычки занимает не менее 40 дней, взрослым придётся изрядно потрудиться, прежде чем новое правило пустит корни в семье. Тогда можно будет говорить, что все гаджеты, подаренные детям, не личные, а являются достоянием семьи. А значит, родитель имеет полное право на установление границ и качества распоряжения телефоном или планшетом. Ведь родителю важно знать и контролировать, в какие сети и на какие площадки ребёнок имеет доступ.
Очень важно понимать, что гаджет — это инструмент для изучения, исследования чего-то нового, а не предмет поощрения и наказания. Елена Бахадова категорически не советует использовать времяпрепровождения в интернете как бонус за хорошее поведение или отметки в школе, поскольку таким образом увеличивается самоценность того или иного гаджета. А это, в свою очередь, может привести к необратимым последствиям, когда телефон или компьютер превратятся в сакральный предмет.
Census 2000 свидетельствует, что сейчас женщины составляют половину лиц, которые излишне используют Интернет, и что это равенство с мужчинами, по-видимому, связано с растущим количеством женщин в Интернете в целом. Orzack 1999 отмечает, что аддикты старшего возраста и женщины чаще общаются в чатах, где они имеют возможность анонимно обмениваться частными сообщениями, особенно на сексуальные темы. Молодые аддикты и мужчины чаще играют в игры например, взаимодействующие ролевые игры и путешествуют по порнографическим сайтам [4]. В России компьютерной зависимостью начали заниматься последнее десятилетие. Данная проблематика рассматривается в трудах таких ученых как Жичкина А. Бурлаков зависимость от компьютерных игр , Генисаретский О. Для них интернет является не только местом, где можно почерпнуть информацию, средством общения, но и тем местом, где возможно уйти от реальности и получить удовольствие.
По мнению Ц. Короленко 1991 , развитие компьютерной зависимости полностью укладывается в основные этапы развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, ее формирование как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения [5]. Важной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой, с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости. Это синдром, при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погружаясь в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофонических наушников, игнорируют социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образование и достижение полного развития личности. В настоящее время увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами и компьютерными играми различной сложности. Существенно изменилась и структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. Можно сказать, что компьютерная зависимость среди студентов становится особенно актуальной в последнее время, так как именно среди студентов выявляется наибольшая часть интернет зависимых. Недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет — ICQ, e-mail или различных социальных сетей.
Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования». Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [6]. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления [7]. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Проводились исследования среди студентов гуманитарных и технических специальностей. Хетагурова СОГУ г.
Как справляться с цифровой зависимостью? 10 правил цифровой гигиены
Одним из пусковых факторов интернет-зависимости у подростков называют популяризацию IT-профессий. цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Агентство особых новостей Цифровая зависимость Официальные сайты инвалидов, общество инвалидов, права инвалидов, семьи с.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Необходимо информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости. Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях Л. Юрьева, Т. Больбот, 2006 : 1.
Известно, что всего курс лечения прошли 60 тысяч человек, вылечились лишь 75 процентов. Это люди, которые в сети проводят не более шести часов, что само по себе является далеко не минимальным значением. В 2011 году в стране был даже введён комендантский час для юных геймеров.
Иными словами, в ночное время с 22. После этого проблемой сетевой зависимости озаботились в Европе. В 2018 году во Франции появился закон, согласно которому детям не разрешалось носить гаджеты в школу. С этого года такое правило появилось и в России. По словам Бахадовой, это большой шаг в сторону цифровой осознанности. Цифровой зависимости все возрасты покорны Технологическая исследовательская компания Mediascope провела анализ данных и выяснила, что в среднем в день обычный россиянин пользуется интернетом 3 часа 40 минут.
Несмотря на то что цифра не самая маленькая, это, что называется, средняя температура по больнице. То есть в неё входят как обладатели городских телефонов пенсионеры , так и заядлые геймеры. Так, представители группы от 12 до 17 лет почти 6 часов в день тратят на гаджеты. Стоит отметить, что с возрастом человек становится менее подвержен цифровой зависимости. Елена Бахадова отмечает, что россияне начинают осваивать виртуальную реальность с пелёнок. Так, для нашей страны стандарт приобретения телефона или планшета для игр и мультфильмов — три года.
Такой ранний пользовательский возраст ведёт к появлению негативных последствий, которые выражаются не только в привыкании к гаджету, но также в плохой физической форме и появлению множественных нарушений. Алкоголизация как вид социализации пользователя сети По словам психолога, активный пользователь социальных сетей может абсолютно незаметно для себя стать зависимым, и эта связь ничуть не меньше, чем связанность алкогольная или наркотическая. Дело в том, что любая зависимость влияет на человеческий организм одинаково. Поэтому, кстати, и состояние отказавшегося от использования телефона или планшета ничем не отличается от того, кто испытывает наркотическую ломку. Дело в том, что и в первом, и во втором случае мозг работает по одной и той же схеме. Согласно результатам, подавляющее большинство проводят время в играх и смотрят развлекательные видео и мемы.
Импортонезависимость «Конечно, случаи цифровой зависимости у детей встречаются, и это серьезная проблема. Однако такое заключение может дать только квалифицированный специалист, он же поможет справиться с проблемой, — отметил Андрей Сиденко , руководитель направления « Лаборатории Касперского » по детской онлайн-безопасности. Поэтому родителям важно помогать детям развивать позитивные навыки цифрового поведения и привычки, учить их не злоупотреблять экранным временем. В этом могут помочь программы родительского контроля , благодаря которым можно составить расписание использования устройств, настроить лимиты для определенных приложений».
И вторая группа — действительно зависимые люди.
Как правило, они свою зависимость не признают. Признание — уже первый шаг к исцелению. Для начала человек может посчитать, сколько времени он проводит в играх или социальных сетях, и попробовать уменьшить его. Если усилиями собственной воли решить вопрос не получается, лучше обратиться к специалисту, который подскажет, почему человек находит свою самореализацию в виртуальной жизни, а не в реальной. Что делать, если родной человек впал в зависимость от интернета?
Можно с любовью, без агрессии попросить близкого уделять тебе больше времени. Если со стороны зависимого не будет агрессивной реакции, то продолжать в этом направлении. Попробовать тщательно продумывать досуг, разнообразить совместные выходные. Если речь о ребенке или подростке, попытаться понять, чем еще он интересуется. Можно отправить его в детский лагерь, привлечь к спорту.
Да, это финансово обременительно, но еще большим обременением впоследствии может стать лечение от интернет-зависимости. Если же близкие не уверены, что правильно смогут выстроить беседу или уже наталкивались на агрессивную реакцию, то лучше сразу же обратиться к специалисту и совместно с ним выработать алгоритм действий. Об интернет-зависимости почти не говорят — В 2015 году вы открыли центр по борьбе с интернет-зависимостью «Чистый разум». Это первый подобный центр в Казани? Мы единственные не распылялись на другие виды зависимости.
По России сказать сложнее. Я не мог отследить всех психиатров, которые работают в этой области. Собирал опыт. Получал обратную связь от знакомых врачей-психиатров, которые сталкивались с интернет-зависимыми людьми. Консультация была бесплатной.
Дальше по результатам тестирования и после определения состояния человека я передавал его в руки специалистам. Это мог быть социальный психолог, семейный психолог. В некоторых случаях требовался психотерапевт. На данный момент мы приостановили все консультации на коммерческой основе. Сейчас существует социально-просветительский проект «ИнтернетНезависимость».
В рамках него люди могут получить консультацию бесплатно. Такое решение было принято в связи с ситуацией, с которой мы столкнулись в Татарстане и в целом в России. Люди оказались мало информированы о том, какой вред здоровью человека может нанести зависимость от технологий. Об этом практически не говорят. Первый сюжет на эту тему я увидел на одном из федеральных каналов буквально пару месяцев назад.
До этого была полная тишина. Поэтому сейчас мы пытаемся выйти на школы, детские сады, средне-специальные учреждения, чтобы в рамках школьных часов или родительских собраний говорить об этой проблеме. Просто мы перестали вкладывать деньги в рекламу. Люди туда могут обратиться, но мы не продвигаемся. Но у нас и не было возможности принимать больше людей, ресурсов не хватало.
После запуска проекта «ИнтернетНезависимость» мы будем дальше думать как развивать это направление в республике и в России». Почему берете на себя такую ответственность? И, если требуется, мы можем человека перенаправить к кому-то из профильных специалистов. Сколько обращений поступило? Тут ведется работа не только с самим зависимым, но и с его близкими, которые становятся созависимыми.
От рецидива опять же никто не застрахован. Поэтому люди, которые к нам обращались, находятся постоянно на связи со специалистами, и работа с ними продолжается по сей день. Самый главный результат для меня — возможность заявить о том, что такая проблема существует. Мы отработали алгоритм и приобрели бесценный опыт работы с этим, для многих экзотичным, видом зависимости. Сразу скажу, что пациентов за два года не набралось и десятка.
После запуска проекта «ИнтернетНезависимость» мы будем дальше думать как развивать это направление в республике и в России. Digital Detox как профилактика информационного инфаркта — Летом этого года вы открыли офлайн-лагерь для взрослых «Все выключено». Правильно ли я понимаю, что проект — продолжение «Интернет Независимости»? Как родилась идея его создания?
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
Как лечить? По словам Петелина, любая медицинская помощь в области психиатрии делится на медикаментозную и немедикаментозную. Было буквально несколько маленьких исследований с разными препаратами разных классов, и их просто недостаточно для того, чтобы сформировать однозначные рекомендации", - пояснил он. Лучшим и важным способом лечения пациентов с тяжелой формой игровой зависимости является помещение их в специальные лечебные дневные лагеря для того, чтобы избавить человека от привычной среды существования, отвлечь другими альтернативными формами активности. Советы родителям Отвечая на вопрос о том, что можно посоветовать родителям, которые подозревают, что у их детей может быть игровая зависимость, и в целом как избежать такого развития сценария, специалист отметил, что главное сохранять спокойствие и не преувеличивать какие-то проявления в поведении подростков. С другой стороны, я категорически против упора на то, что якобы главное, чтобы ребенок не сидел слишком много за компьютером, так как из-за этого он может стать игроманом. Это так не работает", - отметил Петелин.
Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной.
Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой. Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве. В своих исследованиях К. Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям. Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше. Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой. Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером.
Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив. Неограниченный доступ к информации и развлечениям.
Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность. Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения.
По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера. Последствия Компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Компьютерная аддикция включает некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость, игромания и порнофилия, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются синдром абстиненции, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Как уже было сказано ранее, симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Психические признаки компьютерной зависимости схожи с проявлениями зависимостей другого типа. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается. Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызваны длительным нахождением за компьютером в статичном положении.
Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей, вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером ввиду профессиональной деятельности. В разумных количествах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а во Всемирной паутине много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда человек проводит за компьютером слишком много времени, и формируется патологическое пристрастие и необходимость находиться перед экраном монитора больше времени. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания.
Любое лечение начинается с искреннего признания того факта, что проблема существует. Без этого нет смысла действовать, поскольку результатов не будет. В больших городах нашей страны уже существуют клиники, специализирующиеся на избавлении именно от этого вида аддикции.
Но такой вариант подходит не всем. Что же можно сделать, если проблема явно существует? Обратитесь к психотерапевту. Опытный специалист проведет диагностику, чтобы выявить вид проблемы, ее причину, и подберет коррекционный метод для устранения зависимости. Изучите метод когнитивно-поведенческой терапии на нашем дистанционном курсе. Вы не только научитесь справляться с разными видами зависимости, повышенной тревожностью, негативными эмоциональными реакциями, но и сможете оказывать помощь другим людям, работая психологом. Контролируйте время, потраченное в сети. Откажитесь от посещения сайтов на несколько дней.
Восстановите давно забытое хобби или придумайте новое. Реализуйте себя в настоящей жизни, верните общение с друзьями, займитесь самосовершенствованием и образованием в любой интересной вам области. Заблокируйте те сетевые страницы, которые отнимают у вас самое большое количество времени. Отключите уведомления об обновлениях. Включите в жизнь физические нагрузки. Контролируйте себя, включайте компьютер только при необходимости. Не принимайте пищу за компьютером. Составьте распорядок дня и старайтесь его соблюдать.
Помните, что интернет при его дозированном использовании способен принести большую пользу человеку и из вредителя превратиться в верного друга, ведь с помощью него можно совершенствовать знания, изучать языки, общаться с родственниками, которые находятся далеко, слушать музыку, улучшать свою жизнь.
По возможности не используйте будильник на телефоне, иначе при пробуждении вы сразу же начнете проверять соцсети. Вы не должны отвечать на сообщения каждому в самые кратчайшие сроки. Некоторые беседы лучше вообще не начинать, особенно в случае коммуникации с Интернет-троллями.
Не давайте детям мобильные телефоны и гаджеты в очень раннем возрасте. Гаджеты считаются новыми сосками. Когда детям нечего делать, они хотят поиграть в смартфон. Иногда родители используют гаджеты, чтобы успокоить своих детей. Это большая ошибка.
Такое поведение может привести к нарушению когнитивных способностей у ребенка. Важно установить временные рамки по использованию гаджетов для себя и своих детей. Установите правила и ограничения по времени, а затем вместе научитесь придерживаться их. Вместо того, чтобы позволить вашему ребенку увлекаться онлайн-играми или копаться в мобильных приложениях, приобретите хорошие настольные игры, головоломки и книги. Если вы или кто-то из ваших родственников страдает от тяжелой зависимости от гаджетов, обратитесь за профессиональной психологической помощью.
Постарайтесь читать как можно больше книг, вместо того, чтобы сидеть в соцсетях. Вначале вам будет очень сложно, так как наше внимание становится все более рассеянным. Придется приложить усилия, чтобы сконцентрироваться на тексте, особенно художественном. Но через несколько дней вам станет легче, и концентрация станет лучше. Если читать книги слишком сложно или у вас устают глаза при работе с компьютером, включайте радио или подкасты.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Мы просто «приросли» к ним. У нас зависимость от телефона. Когда его забываешь дома, ощущаешь, чего-то не хватает, кажется, что ты можешь пропустить какой-то важный звонок, какую-то важную информацию. А когда телефон в руке, есть обманчивое ощущение, что ты контролируешь ситуацию. В общем, «цифровое детство» - тема многогранная, сложная, и вопросов здесь больше, чем ответов… Но об этом необходимо говорить, это необходимо обсуждать педагогам, медикам, психологам, нейрофизиологам, другим специалистам совместно с родителями. Альтернатива «цифре» есть - Как вытащить ребенка из этой «цифровой» зависимости и виртуальной реальности? А это возможно сделать только одним способом - заинтересовать его чем-то другим: подвижными играми, спортом, любым видом творчества, совместными прогулками, беседами. Главное, чтобы было живое общение. Слушайте как можно больше сложной классической музыки, читайте как можно больше разных книг, изучайте иностранные языки... Если мы будем загружать мозг сложными, нестандартными задачами, он будет работать, развиваться. Надо активнее использовать возможности системы дополнительного образования.
Многие родители просто не знают о существовании досуговых центров, центров детского творчества, школ искусств, центров внеклассной работы, где есть бесплатные кружки по разным видам творчества, спортивные секции. К сожалению, родители настолько заняты своими проблемами, зарабатыванием денег, что на общение с детьми у них остается очень мало времени. Знаете, недавно в Америке 27-летний парень подал в суд на родителей за то, что они его не научили быть счастливым. Случай вроде бы курьезный, но на самом деле проблема очень серьезная. Система образования активно переходит на новые компьютерные технологии. Часто, вместо того чтобы объяснить тему, ответить на вопросы учеников, учитель говорит: «Найдите сами в интернете! Создана платформа Российской электронной школы. Сейчас идет речь о том, чтобы на эту платформу выкладывать записанные на видео уроки. Если ученик пропустил урок, он может наверстать его, просмотрев запись.
Не давайте детям мобильные телефоны и гаджеты в очень раннем возрасте. Гаджеты считаются новыми сосками. Когда детям нечего делать, они хотят поиграть в смартфон. Иногда родители используют гаджеты, чтобы успокоить своих детей. Это большая ошибка. Такое поведение может привести к нарушению когнитивных способностей у ребенка. Важно установить временные рамки по использованию гаджетов для себя и своих детей. Установите правила и ограничения по времени, а затем вместе научитесь придерживаться их. Вместо того, чтобы позволить вашему ребенку увлекаться онлайн-играми или копаться в мобильных приложениях, приобретите хорошие настольные игры, головоломки и книги. Если вы или кто-то из ваших родственников страдает от тяжелой зависимости от гаджетов, обратитесь за профессиональной психологической помощью. Постарайтесь читать как можно больше книг, вместо того, чтобы сидеть в соцсетях. Вначале вам будет очень сложно, так как наше внимание становится все более рассеянным. Придется приложить усилия, чтобы сконцентрироваться на тексте, особенно художественном. Но через несколько дней вам станет легче, и концентрация станет лучше. Если читать книги слишком сложно или у вас устают глаза при работе с компьютером, включайте радио или подкасты. Старайтесь использовать доступное свободное время более эффективно и с конкретной целью. Некоторые методы тайм-менеджмента могут помочь вам с этим. Постарайтесь мотивировать себя и свою семью выполнять ежедневные упражнения.
Конечно, не всякое использование смартфона или общение в Интернете является сформированной цифровой зависимостью. Далее обсудим, когда же стоит насторожиться. Признаки цифровой зависимости Интернет-зависимость, или цифровая зависимость, — относительно новая зависимость в череде других терзающих человечество, среди которых алкогольная, игровая, наркотическая, сексуальная, химическая и прочие зависимости. Но она мало чем отличается от других зависимостей своими симптомами, развитием и течением расстройства. Интернет-зависимости можно избежать, если вовремя её обнаружить и скорректировать. Она имеет типичные признаки, а также может включать в себя дополнительные симптомы которые разные авторы включают в перечень симптомов зависимости или исключают из него. На сегодняшний день психологи разработали модели выявления любой зависимости, в том числе от Интернета и цифровых устройств, и они включают следующие признаки. Предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость. Отмечаются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность выйти в Интернет, например, во время путешествий. Возникает необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости, повышать время использования. Если лишить человека доступа к предмету зависимости, он начинает испытывать своеобразную ломку, стресс, тревогу, беспокойство, физиологическое недомогание.
Дело тут не в настоящем моменте удовольствия, а в ожидании следующего — нового ролика на YouTube, видео в TikTok или сообщения. На нейрохимическом уровне дофаминовое потребление работает так: нейромедиатор воздействует на мозг через рецепторы, и чем больше вещества на них попадает, тем сильнее получается передаваемый сигнал. Когда нейронная система постоянно вырабатывает одно и то же количество дофамина, он накапливается и появляются новые рецепторы. Из-за этого чувствительность падает. Постоянная стимуляция соцсетями и YouTube-роликами, возможно, формирует толерантность к дофамину. Дофамин — ценное химическое соединение, наш организм им просто так не разбрасывается. Нейромедиатор хранится в синаптических пузырьках, из которых попадает в синаптическую щель между двумя нейронами во время смешных видео в TikTok. Есть мнение, что длительное использование интернета уменьшает количество белков-транспортёров, которые помещают вещество обратно в пузырьки. Стоит отметить, что нейрохимические механизмы цифровой зависимости ещё до конца не изучены. И наверняка она связана не только с дофамином, но и со множеством других веществ. Как понять, что у меня цифровая зависимость? Её симптомы пока нигде формально не обозначены, но клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Ивана Голдберг в 1996 году провели исследование под эгидой Американской психологической ассоциации. Они вывели следующие критерии этого расстройства: мысли об интернете, о прошлых и будущих сессиях; необходимость увеличивать время пребывания в сети, чтобы получить удовлетворение; неудачные попытки избавиться от цифровой зависимости: негативные чувства при отсутствии интернета или отказе от него; пребывание онлайн без намерения, например, бессмысленный скроллинг ленты; негативное влияние на другие сферы жизни — ссоры с родными, опоздания на работу; ложь близким или терапевтам, чтобы увеличить время пребывания в сети; интернет, как способ уйти от реальности или справиться с какими-то негативными переживаниями. Эти пункты «классические» — они подходят и к алкогольной, и к наркотической, и к любой другой серьёзной зависимости. Со временем их дополнили более близкими к жизни симптомами: тревожность без девайса под рукой; подъем с кровати и отход ко сну со смартфоном; постоянное листание ленты; смартфон всегда под рукой. Какие последствия у цифрового расстройства? Статистика настораживает: средний пользователь прикасается к своему смартфону 2 617 раз в день и проводит в нём около 145 минут, а уже пристрастившийся человек трогает гаджет 5 427 раз, его общее экранное время — 225 минут. И это вполне объяснимо — технологии окружают нас повсюду, а бизнес и образование почти полностью перешли в онлайн, тем более во время пандемии COVID-19. Есть несколько гипотез о том, как это влияет на человека: Мы не отдыхаем от переработки информации. Раньше живые социальные активности во многом заменяли соцсети — человек делал что-то руками, читал книги, прогуливался и мог отдохнуть от информационного потока.
14% россиян не могут преодолеть зависимость от цифровых устройств
В данной статье мы рассмотрим понятие цифровой зависимости, ее влияние на психическое здоровье, признаки и последствия, а также методы профилактики и. Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей? В данной статье мы рассмотрим понятие цифровой зависимости, ее влияние на психическое здоровье, признаки и последствия, а также методы профилактики и.