Фото 2020 года: Историческая реконструкция прибытия по Дороге Победы первого поезда после прорыва блокады Блокадная зима 1941 года оказалась для. Неоднократные попытки прорвать блокаду страдающего от голода Ленинграда терпели крах, пока наконец в начале 1943 года Красной армии не улыбнулась удача. Больше 10 лет назад я прочитал в журнале «Меценат» статью Дмитрия Каралиса о Шлиссельбургской железной дороге, служившей для доставки грузов в блокадный Ленинград. Дорога победы — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград. Одновременно в главном здании вокзала открылась выставка, посвященная подвигу железнодорожников и "Дороге Победы", благодаря строительству которой в блокадный Ленинград пошли поезда с Большой земли.
Дорога Победы
Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни&. «Дорога победы» сыграла немаловажную стратегическую роль в защите Ленинграда, также как и в полном снятии блокады.
Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
Угрюмова: «Ведя состав, машинист должен был неотрывно следить за всем происходящим впереди, чтобы не врезаться в хвост впереди идущего поезда. Отопление локомотива нельзя было резко форсировать, так как при этом неизбежно вырывался огонь из трубы, и тем самым обнаруживалось движение перед наблюдателями противника». Уже к 25 марта удалось добиться прохода 20-25 составов за ночь, в мае уже стало проходить более 30. В результате в Ленинград стало поступать в два с половиной раза больше грузов, чем по ледовой «Дороге жизни» через Ладогу. Первое повышение норм выдачи продовольствия в городе было уже 23 февраля. Дорогу эту назвали «Дорогой Победы», но ещё в процессе строительства она получила название «Коридор смерти». Несмотря на то, что поезда двигались только ночью, для немцев не составляло большого труда обстреливать дорогу, днём пристреляв цели. Огонь вели не только из пушек, но в некоторых местах даже из батальонных миномётов. Железнодорожные составы представляли собой весьма удобную цель. Люди, обеспечивающие движение, были совершенно беззащитны перед обстрелами. Ленинградский и петербургский журналист-историк Вольт Суслов в сборнике «Был город-фронт, была Блокада...
По другим, более поздним данным, было уничтожено полторы тысячи единиц подвижного состава. Из числа железнодорожников НКПС за время эксплуатации дороги было убито 110 человек и ранено 175, но считается, что данные неполные.
Отсюда и дугообразная в плане форма моста, так как это повышало его устойчивость к быстрому течению. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы было обнаружено 1 730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Помимо этого, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом. Для ускорения производства, дорогу строили по облегченным условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъемами, а вместо шпал порой использовали обычные бревна. Железнодорожная линия Шлиссельбург - Поляны, построенная всего за 17 суток, была сдана в строй 5 февраля 1943 года.
Ее длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста - через Неву, Назию и Черную, и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.
Свайные опоры речной части были скреплены между собой только льдом и верхней частью моста. Четыре дня спустя по эстакаде двинулись воинские эшелоны. По аналогии с Дорогой жизни новую линию начали называть Дорогой Победы. Встреча воинов 2-й ударной и 67-й армий, 18 января 1943 года, фотография Д. При этом использовалась предложенная академиком Григорием Передерием технология свайных опор с ограждением в виде сплошной стенки с засыпкой камнем.
Несмотря на обстрелы противника, мост был возведён чрезвычайно быстро. Первый, обкаточный поезд испытал его 18 марта, а на следующий день по мосту было открыто полноценное движение. Длина нового моста составила 852 м, высота — 8,21 м. Эстакаду изначально планировали разобрать. Но из-за постоянных обстрелов со стороны нацистов её решили сохранить в качестве запасного перехода. Для этого в её конструкцию внесли ряд изменений.
Её постоянно обстреливали. Гибли люди, подвергались разрушению пути», — рассказал в беседе с RT старший научный сотрудник музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» Александр Войцеховский. Он проходил в двух-трёх километрах к северу и был лучше укрыт от противника рельефом местности. С 8 февраля 1943 года по Дороге Победы должны были круглосуточно ходить четыре пары поездов. Однако выдержать такой график не удалось. По словам историков, в тёмное время суток старались пропускать по три пары поездов: три в направлении Ленинграда и три — в противоположную сторону.
Однако руководство железной дороги не сдавалось и искало способы повысить её пропускную способность: разрабатывалась специальная система светофоров, поезда пускали потоком одни сутки в сторону Ленинграда, другие — в направлении «большой земли». В отдельные ночи между Шлиссельбургом и Полянами проходили до 20—25 составов. После того как морозы отступили, началось размывание путей.
Люди месяцами не получали необходимые для существования организма жиры, многие даже ели олифу. Именно поэтому в город в первую очередь отправился эшелон со сливочным маслом. Груз развезли по госпиталям, заводам, столовым. За год, который проработала Дорога победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но машинистов ничто не останавливало — они выполняли свой долг, вновь и вновь отправлялись в опасный путь, доставляя в Ленинград продовольствие и топливо и вывозя из города людей и военную продукцию. По Шлиссельбургской трассе пошли поезда. Каждый рейс машинисты и бригада поезда рисковали жизнью.
Дорогу бомбили. За год с небольшим существования трассы она пережила более 1200 бомбежек. Чинили дорогу железнодорожники. Целью врага было не только вывести из строя инфраструктуру, но и подорвать поезд. Машинисты шли на хитрость. Ирина Паршакова говорит, что немецкие артиллеристы прежде всего ориентировались на звук паровоза и дым и пар, которые он выпускал. Поэтому в лесистых участках машинисты заранее разгонялись, а при выходе на открытые локации все форсунки закрывались и поезд катился по инерции до следующего участка. Сама дорога, естественно, никак не освещалась. Более того, в полной темноте была и станция Петрокрепость. И все же, несмотря на колоссальные усилия, в первые недели пропускная способность дороги, на которую было сделано столько ставок, была невысока — пять-шесть поездов в сутки.
Тогда начальник Октябрьской железной дороги Борис Саламбеков отдал приказ о формировании особой 48-й паровозной колонны. Здесь все было по-военному. Всего в колонне было 30 паровозов. Помимо товарных вагонов, к каждому составу цеплялся турный вагон. В нем бригады железнодорожников спали. Смены длились неделями. Также на однопутной дороге стали использовать караванный метод. Его суть в том, что в одну ночь поезда шли в одном направлении, на следующую — в обратном. За сутки теперь могли проходить до 25 составов. За год с небольшим по Дороге Победы прошло порядка 6000 составов.
Необходимость во временной дороге отпала.
Архив номеров
- Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы»
- 75 лет Дороге жизни: как советская наука спасала блокадный Ленинград
- 75 лет Дороге жизни: как советская наука спасала блокадный Ленинград Из первых уст
- Выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда» в ЦМЖТ РФ
- Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы»
Исторические предпосылки и положение города
- Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года
- Путь в ад и обратно. Как лёд и смелость спасли десятки тысяч жизней | Аргументы и Факты
- «Дорога победы»
- «Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней
- Как Дорога победы спасла ленинградцев
- Форма обратной связи
Мемориальный комплекс «Дорога Победы» на железнодорожной станции Петрокрепость
Мемориал «Разорванное кольцо блокады» | В блокадном Ленинграде осенью 1941 г. работало 103 школы. |
«Коридор смерти»: почему так назвали дорогу в блокадный Ленинград | Больше 10 лет назад я прочитал в журнале «Меценат» статью Дмитрия Каралиса о Шлиссельбургской железной дороге, служившей для доставки грузов в блокадный Ленинград. |
Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы»
Паровоз поезда, доставившего на Большую землю груз из осажденного города, давно уже памятник. А железнодорожники, строившие и поддерживавшие ту жизненно важную трассу, — ветераны. Николай Прокофьев, осмотрщик вагонов: «Ладога закончила свое существование. Там уже не перевозили ничего ни водным путем, ни по льду. Вся нагрузка легла на железную дорогу, на эту Дорогу Победы. Так называемый коридор смерти — это 33 километра железнодорожного полотна, уложенного на топких болотах всего за 18 дней. Строительство свайно-ледового моста от станции «Шлиссельбург» и железнодорожной линии до станции «Поляны» до сих пор считают невероятным с точки зрения инженерной науки и элементарных понятий безопасности. Людмила Французова, директор мемориального музея «Дорога Победы»: «На всей территории было пять заброшенных путей. И когда шли поезда, ни по каким техническим условиям нельзя было допустить, чтобы колес поезда касалась вода.
В данном же случае часто шел состав, и наполовину колеса была вода. На малом ходу, но все равно движение продолжалось».
Но создание этой системы тоже требовало времени, а движение поездов по дороге не должно было останавливаться. Выход был найден такой: вдоль трассы начали работать железнодорожники с фонарями в руках. Светильники были с двумя стеклами — зеленым и красным. Когда поезд заходил на перегон, сигналисты выставляли фонарь красным стеклом. Свет видели коллеги, находящиеся в сотнях метров, они тоже выставляли красные фонари, и так до конца участка передавалась информация, что перегон занят. Когда поезд уходил с одноколейки, красное стекло менялось на зеленое, и шел сигнал, что дорога свободна. Вячеслав Мосунов, к. Это был их пост, по сути боевой пост.
Сотрудники НКПС были приравнены к военнослужащим не только по снабжению, но и по своим обязанностям». В коридоре бессмертия В 1944 году были освобождены Мга, Чудово и Любань. Временная ветка больше была не нужна, поезда стали ходить по путям Октябрьской железной дороги. Последний поезд отправился по «Дороге Победы» 10 марта 1944 года. Долгие годы о «Дороге Победы» мало кто знал. О ней не писали, чтобы враг не бросил все силы на уничтожение железнодорожной артерии. Тем не менее, в какой-то момент 75 процентов всех грузов в осажденный Ленинград начали доставляться именно железной дорогой. С осени 1943 года, когда интенсивность обстрелов спала, по этой ветке стали вывозить людей в эвакуацию. Каждый поезд защищали.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. После частичного прорыва блокады в январе 1943 года появился долгожданный шанс наладить транспортное сообщение с городом. Чтобы обеспечить население Ленинграда продовольствием и организовать переброску войск для укрепления Ленинградского фронта, началось строительство временной железнодорожной магистрали. Позже этот путь вошёл в историю как «Дорога Победы», но те, кто возводил ветку под непрекращающимся огнём врага, называли его в то время «коридором смерти». Появилась возможность наладить транспортную связь с городом, которая могла бы стать гораздо лучшей альтернативой ледово-паромной переправе «Дорога жизни». В итоге, решение о строительстве железнодорожного пути на освобождённой полосе территории было принято в тот же день. Исполнять задачу, срок которой составлял 20 дней, поручили начальнику Ленметростроя Ивану Георгиевичу Зубкову. Перед строителями стояла задача: переработать более трёх тысяч кубометров леса, установить свыше 2 500 свай, проложить вручную 33-километровую полосу из металлических рельсов. К тому же рядом располагался фронт, и гитлеровцы постоянно обстреливали намеченный маршрут, используя и наземные батареи, и авиацию. Для прокладки железнодорожного полотна задействовали более пяти тысяч человек. Среди них находились и профессиональные строители — метростроевцы из Ленинграда, занятые до войны возведением метро, и обычные женщины, заменившие собой на стройке сражающихся на фронтах мужчин. О соблюдении технических регламентов даже не было речи: дорогу сооружали, применяя шпальную клетку — простейший способ укладки шпал, которые часто заменялись обычными брёвнами.
Физики определили, как деформировался ледовый покров на озере под влиянием статических нагрузок разной величины, какие колебания происходили в нем под влиянием ветра и изменений сгонно-нагонных уровней воды, рассчитали износ льда на трассах и условия его пролома. Для автоматической записи колебаний льда ученый физтеха Наум Рейнов изобрел специальный прибор — прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни ушли под лед около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. Правила движения по Дороге жизни разрабатывали не в Госавтоинспекции, а в Ленинградском физико-техническом институте. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы дороги ушли под лед около сотни грузовиков. Влияние оказывала также отраженная от берега волна и волны, создававшиеся соседними машинами. Ученые не рекомендовали также вести машины колоннами и предостерегали от обгонов на льду. При движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть не менее 70—80 м. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см. Ленинградские метеорологи составили по Ладоге специальный прогноз погоды на зиму 1941—42 годов, постоянно обновляли справки по режиму озера, составляли подробные карты с обзорами ледовой обстановки и прогнозом ее развития на два и десять дней. Грузоподъемность льда определяли заново несколько раз в месяц, каждые десять дней составляли гидрологические бюллетени с прогнозами о толщине льда: только за первую блокадную зиму она измерялась более 3640 раз. От коней до автобусов Грузооборот трассы мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и Лаврово определялся 4000 тонн в сутки. С 22 ноября по дороге открывалось пешеходное и гужевое движение, с 25-го — автомобильное. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок! Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести". Немецкие снаряды и бомбы оставляли полыньи, которые на морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой обнаружить их было абсолютно невозможно. Провалившиеся машины старались вытаскивать. Спасали и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба Ледовая трассы находилась всего в 12—15 км от немецкий позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой обнаружить их было абсолютно невозможно. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно. Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба. Дело осложнялось и тем, что старая железная дорога между Осиновцом и Ленинградом не была готова к приему интенсивных грузопотоков: до войны она пропускала не больше одного поезда в день, а теперь по шесть-семь крупных составов. В январе 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни. Танки без башен За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек. Инфраструктуру обслуживали профессиональные рабочие — грузчики на складах, три авторемонтных завода: слесари, токари, кузнецы, наконец, среди шоферов были не только военные, но и шоферы с гражданских предприятий.
В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы
Ленинград оказался в блокаде. Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной и проходившая по Ладожскому озеру. В представленной презентации «Блокада Ленинграда» дети просмотрели фотоматериалы будней блокадного Ленинграда, узнали о трагических событиях того времени: 40 километровой полосе по Ладожскому озеру, как ее называли «Дорогой жизни».
Как прокладывали Дорогу Победы
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Позже те, кто выжил благодаря этой магистрали и встретил день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, назовут ее Дорогой Победы. Дорога жизни блокадного Ленинграда. В представленной презентации «Блокада Ленинграда» дети просмотрели фотоматериалы будней блокадного Ленинграда, узнали о трагических событиях того времени: 40 километровой полосе по Ладожскому озеру, как ее называли «Дорогой жизни». Ленинград оказался в кольце блокады 8 сентября 1941 года. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду.
Мемориал «Разорванное кольцо блокады»
У стенда «Блокада Ленинграда – боль и смерть» рассказывали, как мужественно сражался осажденный врагом город Ленинград, о стойкости его жителей, ладожской «Дороге жизни». день победы. блокада ленинграда (1941-1944). великая отечественная война (1941-1945). фотография. история ссср. новости беларуси. Что такое Дорога жизни, по-настоящему понимают, наверно, лишь те, кто пережил самую страшную первую блокадную зиму и кого спасла эта невидимая трасса через Ладожское озеро — единственная ниточка, связывавшая осажденный Ленинград с остальной страной. Дорога жизни, это по сути дорога проходящая по Ладожскому озеру связывающая блокадного Ленинграда со страной С 12 сентября 1941 по март 1943 года.
Выставка «Ленинград. Дорога жизни» открылась в Музее Победы
Надо знать: 5 февраля 1943 года была запущена «Дорога победы» для доставки грузов в | Blog Fiesta | Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось. |
Ленинград. Дорога жизни | Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось. |
Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы» | Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду. |
Первый блокадный поезд прибыл в Ленинград (реконструкция) | Мероприятие прошло в рамках проекта «Стальные магистрали блокадного Ленинграда», реализуемого на средства Президентского гранта историко-краеведческим фондом «Люби свой край». |
Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости
Дорога Победы в блокадный Ленинград. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокированный Ленинград. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. В Музее железных дорог России открыта выставка «Артерии Победы» посвящена 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по Дороге Победы. узкая полоса земли, отбитая войсками Ленинградского и Волховского фронтов, - стала транспортной артерией, которая питала защитников города такими дефицитными боеприпасами и продовольствием. «Дороге жизни» исполнилось 80 лет. Эта легендарная трасса, проложенная в годы войны по льду Ладожского озера стала той нитью, которая в суровую зиму 1941-194.