русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета. В 1892 г. Менделеев принял предложение премьер-министра Витте занять должность «ученого хранителя» при депо образцовых мер и весов.
Периодический закон Менделеева, суть и история открытия
3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее. Таким образом, Менделеев нашел оптимальный путь презентации своей работы: доклад Н.А. Меншуткина, редактора ЖРХО, от имени автора предстоящей публикации, при этом без риска излишних словопрений. Таким образом, Менделеев нашел оптимальный путь презентации своей работы: доклад Н.А. Меншуткина, редактора ЖРХО, от имени автора предстоящей публикации, при этом без риска излишних словопрений.
Менделеев Дмитрий Иванович
В Гейдельберге он оборудовал собственную лабораторию, опыты в которой среди прочего привели его к открытию «температуры абсолютного кипения» — индивидуальной для каждого вещества характеристики, при которой жидкость превращается в пар. Оно прошло незамеченным, а по сути, предвосхитило понятие «критическая температура», введенное 10 лет спустя ирландцем Томасом Эндрюсом. В Гейдельберге Менделеев влился в компанию талантливых ровесников-соотечественников: химика и композитора Александра Бородина, физиологов Ивана Сеченова и Сергея Боткина, также прибывших в Германию на стажировку. С Бородиным Менделеев много путешествовал по Европе и участвовал в эпохальном Международном химическом конгрессе в Карлсруэ, целью которого было создать общую для химиков всего мира систему координат и терминов.
Но кругом русских общение Менделеева не ограничивалось. Отношения с немецкой ак трисой Агнессой Вой тман зашли та к далеко, что она родила ему дочь Розамунду, которую он много лет материально поддерживал. Периодический закон Вернувшись на родину, Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой» — эта история трансформировалась позже в легенду об изобретении им эталонной водки.
Он измерял плотность и тепловое расширение смеси этилового спирта и воды в разных пропорциях, но к 40-градусной водке эти опыты отношения не имели. Начав в конце 1860-х работать над учебником «Общая химия», Менделеев задумался о том, как лучше и нагляднее систематизировать не только научную информацию, но и 63 известных в то время химических элемента. Он знал о попытках других ученых создать такую систему.
Ближайшей из них по времени и по замыслу была «теория октав» 1866 англичанина Джона Ньюлендса, который, расположив элементы в порядке возрастания их атомных масс, заметил сходство в каждом восьмом элементе ряда, что напомнило ему нотную октаву. Однако стройная система сбивалась, когда доходила до тяжелых элементов. Она учитывала атомную массу и свойство каждого элемента.
Таблица со временем совершенствовалась, но базовая форма осталась прежней: горизонтальные строки-периоды, в которых элементы расположены по возрастанию массы атома, и вертикальные группы, объединяющие элементы со схожими характеристиками. Менделеев был так уверен в верности своей системы, что позволил себе исправить атомные массы некоторых элементов. Его «дерзость» оправдала себя: теоретический расчет оказался точнее опытных измерений той поры.
Вдобавок система Менделеева предсказывала еще не известные науке элементы и их атомную массу. И в течение нескольких лет после публикации первого варианта таблицы европейские ученые открыли три элемента, предсказанные Менделеевым: галлий, скандий и германий. Вопреки мифам периодическая таблица не явилась Менделееву во сне.
Уже при его жизни ходили слухи о некоем внезапном озарении, посетившем его в 1869-м, но самого химика они возмущали: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово», — ворчал он, имея в виду таблицу. В своем отечестве Труды в области химии сделали Менделеева почетным членом многих научных академий: Парижской, Прусской, Римской, Шведской, Американской. В России же выдвижение в академики забаллотировали, из-за чего в 1880 году разразился большой общественный скандал, ведь Менделеев был популярной фигурой.
Среди прочего обсуждался вопрос о засилье в Императорской академии «иноземцев», которые, мол, не дают дорогу русским ученым. Иноземцы иноземцами, но президент академии, а по совместительству министр внутренних дел граф Дмитрий Толстой, говорят, даже на смертном одре шептал: «Менделеева в академию ни под каким видом». Еще один пример «теплого» отношения к великому ученому со стороны российского официоза: Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, и все три раза это делали зарубежные ученые, отечественные — никогда.
Как неоднократно указывалось, то, что его часто посылали за границу, было на самом деле плохо замаскированными попытками держать его на приличном расстоянии от дома», — полагал английский химик Томас Торп. Другим примечательным сюжетом, до боли напоминающим «Левшу» Лескова, стала печальная история о бездымном порохе для тяжелой артиллерии. Просьбу разработать это вещество Менделеев в начале 1890-х получил от морского министерства и, изучив зарубежный опыт, блестяще справился с задачей, создав порох, который он назвал пироколлодием.
Испытания, проведенные вице-адмиралом Макаровым, показали его высокую эффективность. Однако вместо быстрой реализации проекта началась волокита, вызванная, как говорят, ревностью одного ведомства к успехам другого. Шли годы, пироколлодий в России никто применять не собирался, зато находившийся в Санкт-Петербурге американский моряк и по совместительству разведчик Джон Бернанду внезапно «изобрел» и запатентовал менделеевский порох у себя в стране.
И в годы Первой мировой войны Российская империя исправно закупала у американцев «коллодийную взрывчатку», которую уже 20 лет как должна была производить и продавать сама. И дело не только в зависти и невежестве некоторых современников, но и в неуравновешенном характере самого ученого. Он мог, вспылив, наговорить резкостей, накричать как на своих домашних, так и на начальство.
Что, конечно, не шло на пользу ни его семейной жизни, ни карьере. При этом, как замечает работавший с Менделеевым химик Владимир Рюмин, ученый общался с младшими коллегами на равных «и сам сносил ответы не всегда почтительные и корректные, отвечая на них остроумными и меткими шутками». Обратной стороной вспыльчивости ученого были эмоциональная искренность, открытость и ранимость, хорошо известные близким друзьям Менделеева.
Порой им приходилось заботиться о нем, как о ребенке. Так, однажды профессорам ботанику Андрею Бекетову деду поэта Блока , геологу Александру Иностранцеву и физику Константину Краевичу довелось спасать Менделеева от самоубийства, которое тот задумал, решив, что его личную жизнь постигла катастрофа.
Результаты его деятельности оказали огромное влияние на многие стороны интеллектуальной и материальной жизни страны. Выступления учащихся В работе «Семья в жизни Д. Менделеева» автор выяснил место семьи в жизни Д. Менделеева, влияние семьи на становление ученого и его дальнейшую научную деятельность. Знакомство с детством Д. Менделеева с точки зрения отношений в его семье и воспитания; изучение деятельности Д.
Менделеева в разные периоды его жизни;исследование особенностей взаимоотношения Д. Менделеева с детьми, позволило сделать вывод о важности семьи и родственных отношений для Д. Особое внимание присутствующих вызвала работа по теме «Интересы и увлечения Д. Авторы исследовали интересы и увлечения Д. Менделеева в различных сферах: были определены предпочтения Д. Менделеева в науке, рассмотрены интересы и увлечения ученого в жизни, личные привязанности Д. Рассмотрев многие из увлечений и интересов великого учёного, учащиеся выяснили, насколько разносторонней личностью был этот замечательный человек. Интересуясь точными науками, он не оставлял без внимания и духовное развитие.
Будучи по натуре увлекающимся человеком, Дмитрий Иванович всю жизнь работал, но не по необходимости, а по велению души. Труд Дмитрий Иванович ставил превыше всего, находя в нём вдохновение и не представляя своей жизни без дела. Менделеев всегда был увлечен разнообразными идеями и проектами, настойчиво претворял их в жизнь. Подробное исследование увлечений помогло лучше узнать Д. Менделеева, как человека. Ведь творческий человек — всегда увлеченный человек. Закончили выступление замечательными словами академика Ю.
Первое издание быстро разошлось, и в следующем году учебник был переиздан. За свой труд ученый удостоился Демидовской премии — высшей научной награды России того времени.
В 1863 году физико-математический факультет Петербургского университета избрал его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утвердили в должности только в 1865 году. До этого, в 1864 году, Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института. В 1865 году Менделеев защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал, она существовала задолго до него. В 1867 году ученый получил в университете кафедру неорганической общей химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. Тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 году.
Однако, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева. Менделееву удалось найти связь разных групп элементов между собой, расположив их в порядке возрастания их атомной массы. Работа осложнялась тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Однако, искомая закономерность вскоре была обнаружена. Опубликовав в 1869 году первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса».
Режиссёры Софья Асташкина и Александр Дозорец рассказывают, как он разгадал теорию химических превращений, создал бездымный порох и отправился на воздушном шаре наблюдать солнечное затмение. Показать больше.
Все открытия Менделеева
7 основных открытий Менделеева | Вскоре стали поступать сообщения об избрании Менделеева почетным членом различных европейских университетов и академий. |
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева | Несмотря на оглушительный успех своего открытия, Менделеев предпочёл реализовать себя в других областях науки, нежели чем всю жизнь посвятить исключительно химии. |
Человек и закон: Дмитрий Менделеев и его периодическая система | Документальный фильм из цикла «Ученые люди» посвящен Дмитрию Менделееву, знаменитому изобретателю таблицы периодических элементов. |
Ученые люди. Дмитрий Менделеев
Научные труды д.и.менделеева | Это некоторое преувеличение, потому что на момент открытия Менделееву только-только исполнилось 35 лет. |
Дмитрий Менделеев — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | В жизни Дмитрия Менделеева было немало курьёзного: от педантичного собирания чеков до скандальных обвинений в прелюбодеянии. |
Ученые России (доклад для 2 класса). Дмитрий Иванович Менделеев | ДоклаДики | Менделеев исследовал (в 1854—1856 годах) явления изоморфизма, раскрывающие отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов. |
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в науку
Все новые открытия не повлияли на актуальность закона и таблицы. Таблица совершенствуется и изменяется, но ее суть осталась неизменной. Позволил уточнить атомные веса и другие характеристики некоторых элементов, предсказать существование новых элементов. Химики получили надежную подсказку, как и где искать новые элементы.
Кроме этого, закон позволяет с высокой долей вероятности заранее определять свойства еще неоткрытых элементов. Сыграл огромную роль в развитии неорганической химии в 19-м веке. История открытия Есть красивая легенда о том, что свою таблицу Менделеев увидел во сне, а утром проснулся и записал ее.
На самом деле, это просто миф.
Зинин: «Дмитрий Иванович, пора заняться работать». Но и игнорировать РХО Менделеев не мог, поскольку то была единственная профессиональная химическая среда в России, объединявшая химиков, работавших в самых разных местах. Именно в журнале Общества естественней всего было публиковать на русском языке статью об открытии закона, для чего необходимо было сделать хотя бы формальное предварительное представление ее на заседании РХО. Таким образом, Менделеев нашел оптимальный путь презентации своей работы: доклад Н. Меншуткина, редактора журнала, от имени автора предстоящей публикации, и без риска излишних словопрений. И только в научно-популярной литературе легковесно-пошловатого толка можно встретить утверждения о том, какое колоссальное впечатление произвело сообщение об открытии Периодического закона на членов РХО. Вопрос приоритета Вернувшись из командировки, Менделеев, вероятно, поинтересовался у Меншуткина, как прошло заседание, и тот сообщил, что по сути никакой реакции не было, и решено было вернуться к теме доклада в апреле. Как показал П.
По мнению М. Гордина, тот факт, что «русских» листков было вдвое больше «французских», означает, что «в тот момент целевой аудиторией Менделеева была российская, а не международная» Gordin, 2004, с. Заметим, что в отпечатанных в марте 1869 г. Тому были свои причины: Менделеев торопился утвердить свой приоритет. В России у него конкурентов не было, но за границей многие занимались классификацией элементов и, что называется, наступали ему на пятки. Если бы он включил в эти листки дополнительную информацию, то для их печати потребовалось бы предварительное цензурное разрешение, что заняло бы время Дружинин, 2019. А пока статья не вышла из печати, нужно было сделать хоть какой-то шаг для утверждения приоритета. Заметим, что на беловом варианте «Опыта» Менделеев делает следующую запись: «Бумагу взять такую, по которой можно писать, но тонкую, чтобы было легко [по весу]». Согласно пояснению П.
Дружинина, «пожелание легкой бумаги имело причину: Менделееву, человеку, умеющему считать деньги, требовалось, чтобы письмо не превышало минимального веса международных писем 15 г с учетом веса конверта и, возможно, сопроводительной записки , поскольку за отправку даже одного такого письма в государства Германского почтового союза в самом дешевом варианте взималось 14 коп. Как видим, Дмитрий Иванович не желал оплачивать из своего кармана даже дополнительные расходы по утверждению Периодического закона. Уже в начале апреля 1869 г. Разумеется, Менделеев осознавал недостаточность рассылки листков с «Опытом» для получения приоритетных гарантий. Дружинин, 2019. Сам Менделеев, изучавший немецкий язык в гимназии и в институте, а затем два года бывший на стажировке в Германии, тем не менее чувствовал себя в немецком неуверенно, особенно когда надо было написать научную статью. Поэтому он воспользовался предложением одного из редакторов этого журнала, Ф. Бейльштейна, сдавать статьи и рефераты только на русском. Но Бейльштейн, крайне загруженный работой, отдал реферат Менделеева своему ассистенту по Технологическому институту А.
Кедров 1953 , по свойственной многим советским и российским авторам привычке в любой ошибке или глупости видеть «вражеские происки», тут же безапелляционно заявил: «Такие искажения не могут быть случайностью; они свидетельствуют о явной злонамеренности составителя реферата, исказившего основное содержание великого открытия, сделанного русским ученым, и пытавшегося представить это открытие в виде простого сведения элементов в таблицу». Бонифатию Михайловичу даже не пришло в голову, что для сознательного искажения «основного содержания великого открытия» это содержание надо было еще понять и оценить его величие. А вот этого мы не наблюдаем в 1869 г. Что касается представления великого открытия русского ученого «в виде простого сведения элементов в таблицу», то интересно, что бы сказал Кедров, доживи он до наших дней, и узнав, что по инициативе Российской академии наук и Российского химического общества им. Менделеева 2019 г. Скорее всего, термин «периодический», возвращаюсь в XIX в. Тогда как в случае системы элементов такого, строго говоря, не наблюдается: через некоторое число элементов в разных случаях разное повторяются элементы-аналоги. Иными словами, строгое математическое понимание периодического изменения в случае системы элементов «размывается». В то же время немецкое существительное Stufe имеет значения: ступень; ярус, фаза, стадия; интервал, градация, этап.
Видимо, переводчик решил, что речь у Менделеева идет о некотором чередовании свойств элементов, напоминающем чередование лестничных ступенек или театральных ярусов. И нельзя сказать, что такое понимание, при всех его недостатках, полностью извратило суть менделеевского открытия. Среди химиков и преподавателей химии, особенно отечественных, традиционно было принято различать три понятия: Периодический закон, Периодическая система и Периодическая таблица иногда две последние отождествляют. В настоящее время этот закон формулируется несколько иначе свойства элементов ставятся в периодическую зависимость от заряда ядра , но, тем не менее, он остается важнейшим законом природы. Периодическая система определяет общие принципы систематизации элементов в соответствии с Периодическим законом, т. Как выразился Менделеев, «подобных распределений возможно большее число. Они не изменяют существа системы» и, добавлю, закона. И в настоящее время существует несколько сотен вариантов графического изображения Периодической системы Mazurs, 1974. К сожалению, об этих элементарных вещах в настоящее время стали забывать.
Менделеев рассчитывает теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива, анализирует состав топлива различных сортов, процесс горения. Особо подчеркивает вредное влияние содержащихся в углях серы и азота. В 1903 году Менделеев выходит его статья: «Попытка химического понимания мирового эфира», в которой он высказывает предположение, что эфир - особый химический элемент с весьма малым атомным весом, относящийся к нулевой группе периодической системы. Кроме того, Менделеев много занимался исследованиями нефти и вплотную подошёл к открытию её сложного состава, разработал новую технологию переработки нефти. Занимался химизацией сельского хозяйства, создал прибор пикнометр для определения плотности жидкости. Вначале сама система, внесенные исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно, русские химики не поняли, о каком великом открытии идёт речь. Только после открытия предсказанных элементов галлий, германий, скандий периодический закон стал получать признание.
Зато значение таблицы осознал сам Дмитрий Иванович. С того дня, когда за простыми рядами символов химических элементов Менделеев увидел проявление закона природы, другие вопросы отошли на задний план. Распределение элементов в таблице казалось ему несовершенным. По его мнению, атомные веса во многих случаях были определены неточно и поэтому некоторые элементы не попадали на места, соответствующие их свойствам. Взяв за основу периодический закон, Менделеев изменил атомные веса этих элементов и поставил их в один ряд со сходными по свойствам элементами. Дмитрий Иванович Менделеев составил несколько вариантов периодической системы и на ее основе исправил атомные веса некоторых известных элементов. Менделеев высказал предположение о существовании целого ряда неизвестных на тот момент элементов.
Его идеи подтвердились, о чем имеются документально зафиксированные свидетельства. Великий ученый смог безошибочно предсказать химические свойства галлия, скандия и германия. Первый вариант Периодической таблицы элементов был опубликован Д. Менделеевым задолго до того, как было изучено строение атома. В это время Менделеев преподавал химию в Петербургском университете. Готовясь к лекциям, собирая материал для своего учебника «Основы химии», Д. Менделеев раздумывал над тем, как систематизировать материал таким образом, чтобы сведения о химических свойствах элементов не выглядели набором разрозненных фактов.
Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Менделеев, будучи химиком, за основу своей системы взял химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, при этом соблюдая принцип возрастания атомных весов. Ничего не вышло! Тогда ученый просто взял и произвольно изменил атомные веса нескольких элементов например, он присвоил урану атомный вес 240 вместо принятого 60, т. Опубликовав в 1869 г. Ориентиром в этой работе Д. Менделееву послужили атомные массы атомные веса элементов.
После Всемирного конгресса химиков в 1860 году, в работе которого участвовал и Д. Менделеев, проблема правильного определения атомных весов была постоянно в центре внимания многих ведущих химиков мира. Располагая элементы в порядке возрастания их атомных весов, Д. Менделеев обнаружил фундаментальный закон природы, который теперь известен как Периодический закон: «Свойства элементов периодически изменяются в соответствии с их атомным весом». Приведенная формулировка нисколько не противоречит современной, в которой понятие «атомный вес» заменено понятием «заряд ядра». Несмотря на всю огромную значимость такого открытия, периодический закон и система Менделеева представляли лишь гениальное эмпирическое обобщение фактов, а их физический смысл долгое время оставался непонятным. Причина этого заключалась в том, что в XIX в.
Сегодня мы знаем, что атомная масса сосредоточена в основном в ядре атома. Ядро состоит из протонов и нейтронов. С увеличением числа протонов, определяющих заряд ядра, растет и число нейтронов в ядрах, а значит и масса атомов элементов. Данные о строении ядра и о распределении электронов в атомах позволяют рассмотреть периодический закон и периодическую систему элементов с фундаментальных физических позиций. На базе современных представлений периодический закон формулируется так: «Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атома порядкового номера ». Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы.
В своей таблице он оставил незаполненные клеточки, однако предсказал атомный вес и химические свойства предполагаемых элементов. Он также поправил ряд неточно определенных атомных масс элементов, и дальнейшие исследования полностью подтвердили его правоту. Пока не проставлены атомные номера, будущие группы элементов расположены горизонтально а будущие периоды - вертикально , еще не открыты инертные газы, встречаются незнакомые символы элементов, многие атомные массы заметно отличаются от современных.
Дюма и де Шанкуртуа, англичане Ньюлендс и Одлинг. Дальше всех продвинулся немецкий ученый Мейер, который в 1864-м году составил таблицу, очень похожую на таблицу Менделеева, но она содержала лишь 28 элементов, в то время как было известно уже 63. В отличие от своих предшественников Менделееву удалось составить таблицу, в которую вошли все известные элементы, расположенные по определенной системе. При этом, некоторые клетки он оставил незаполненными, примерно вычислив атомные веса некоторых элементов и описав их свойства. Кроме этого, русскому ученому хватило смелости и дальновидности заявить, что открытый им закон является всеобщим законом природы и назвал его «периодическим законом».
Сказав «а», он пошел дальше и исправил атомные веса элементов, которые не вписывались в таблицу. При более тщательной проверке, оказалось, что его исправления верны, а открытие описанных им гипотетических элементов стало окончательным подтверждением истинности нового закона: практика доказала справедливость теории.
Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии
История таблицы Менделеева: как все начиналось Попытки классифицировать и систематизировать известные химические элементы предпринимались задолго до Дмитрия Менделеева. Свои системы элементов предлагали такие известные ученые, как Деберейнер, Ньюлендс, Мейер и другие. Однако из-за нехватки данных о химических элементах и их правильных атомных массах предложенные системы были не совсем достоверными. История открытия таблицы Менделеева начинается в 1869 году, когда российский ученый на заседании Русского химического общества рассказал своим коллегам о сделанном им открытии. В предложенной ученым таблице химические элементы располагались в зависимости от их свойств, обеспечивающихся величиной их молекулярной массы. Интересной особенностью таблицы Менделеева было также наличие пустых клеток, которые в будущем были заполнены открытыми химическими элементами, предсказанными ученым германий, галлий, скандий. После открытия периодической таблицы в нее много раз вносились добавления и поправки.
Он был первым, кто систематизировал и обобщил огромное число химических наблюдений и фактов. Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ перед наукой встала единая стройная система, объединившая в одно целое все химические элементы. Несмотря на оглушительный успех своего открытия, Менделеев предпочёл реализовать себя в других областях науки, нежели чем всю жизнь посвятить исключительно химии.
На протяжении жизни учёный успешно занимался исследованием газов, пониманием расстворов, удельными объемами, однако, мировую известность ему принесло другое открытие. Подробнее Экономист Если рассматривать взгляды Менделеева как экономиста, то преобладающей в них была идея ускоренной индустриализации Российской империи. Он считал, что «число и качество потребностей» российского населения может происходить только через развитие несельскохозяйственных видов промышленности: «Другого выхода быть не может, если мы не станем превращаться из страны христианской цивилизации в страну среднеазиатского застоя».
Чтение лекций по органической химии в университете, преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно-инженерной академии. В это период Менделеев составляет для студентов обширный курс "Органическая химия", удостоенный Демидовской премии. Выходят его работы по вопросам заводской, промышленной России. Поездка в Баку для ознакомления с процессами переработки нефти. Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове. Министерство народного просвещения утверждает Дмитрия Ивановича профессором Петербургского университета. Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий.
Муравьевым, П. Свистуновым, М. На формирование жизненных взглядов Дмитрия Ивановича оказал влияние и дядя, брат матери, Василий Дмитриевич Корнильев, который был знаком с выдающимися представителями мира искусства и науки своего времени. Возможно, в доме дяди Дмитрий Иванович мог встречать Н. Гоголя , Ф. Глинку, М.
Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был известный впоследствии поэт П. Ершов автор знаменитого «Конька-Горбунька». Высшее образование будущий ученый получил в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте. Его мать сделала все, чтобы сына зачислили на первый курс этого учебного заведения. Семья и дети Менделеев был женат дважды. Первая жена, Физа Лещева, была падчерицей П.
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь
Об истории создания таблицы Менделеева и о том, почему она, как и закон, называется периодической – в материале РЕН ТВ. Дети в семье Менделеевых умели читать с четырех-пяти лет, и любимым автором у всех был Александр Сергеевич Пушкин. Дело в том, что Менделеев не был доволен проделанной работой и считал, что она вся еще впереди. Дмитрий Менделеев — самые актуальные и последние новости сегодня.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
19 октября 1875 года в докладе на заседании физического общества при Петербургском университете Дмитрий Менделеев выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоёв атмосферы. В дальнейшем история периодической таблицы Менделеева была напрямую связана с открытиями в другой науке – физике. В группах элементов, которые Менделеев выстроил в таблицу, уже прослеживалось сродство химических свойств в вертикальном направлении. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. Новости Новости.
Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии
Большинство знаний, полученных по этой дисциплине, в жизни не применяются. Но знаменитую таблицу Менделеева знает каждый человек. Мало кто догадывается, как она была создана. В 1668 году талантливым ученым в области химии и биологии Робертом Бойлером была выпущена статья, в которой он делился своим мнением о надобности открытия свежих химических составляющих.
В перечень он внес более10 новых элементов. Спустя 100 лет ученый Антуан Лавузье из Франции решил увеличить этот список до 35 элементов. Однако основной вклад в развитии химических элементов вложил русский ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев.
Он первый высказался о том, что атомная масса элементов имеет связь с их расстановкой в системе. Так получилось, что в 1869 году русский ученый смог сформулировать самый первый периодический закон, и написать доклад про соотношение свойств с атомным весом элементов. История создания.
Идея создания периодической таблицы была уже придумана в голове у Менделеева. Но правильно упорядочить ее он долгое время не мог.
В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д.
Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования. В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901. Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» 1904. Пишет «Проект Училища наставников» 1906. Целостный анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания для вывода об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности проблем, рассматриваемых педагогическим мыслителем. Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П.
Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения.
В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе.
Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях.
Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным.
На деле юношу выручали знакомства родителей — отец его до болезни возглавлял эту самую гимназию. Поручиться за Дмитрия Ивановича было кому: русскую словесность ему преподавал Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Позднее он станет руководить гимназией. Семья Ершовых была дружна с Менделеевыми. Более того, в 28 лет Дмитрий Иванович женится на приёмной дочери Ершова Феозве. Выписка из аттестата Менделеева. Автор: Анна Власова Россия в 19-м веке делилась на учебные округа, в каждом из которых было по университету. Тобольск принадлежал к Казанскому округу. Закончи Менделеев отлично классическую гимназию, мог бы стать студентом Казанского университета. Но тогда он, кажется, мало думал о науке: по старой гимназической традиции, вместе с друзьями сжёг учебники, а решать свою дальнейшую судьбу предоставил матери. Отец к этому времени уже умер, а старшие братья и сёстры жили самостоятельно. Мария Дмитриевна пожелала, чтобы сын непременно получил высшее образование. Она продала имущество в Тобольске и поехала в Москву к брату, чтобы тот помог племяннику устроиться. Дядя выручить не смог, зато на одном из его вечеров Менделеев был впечатлён встречей с самим Николаем Гоголем. Таблица Менделеева. Автор: Анна Власова Нет дороги — иди в педагоги При вскрытии тела на вступительном экзамене Менделеев упал в обморок — так для него закрылся путь в медицинскую академию. Он поступил в Главный педагогический институт на физико-математический факультет. И опять, как когда-то в гимназии, в неприёмный год — тогда студентов набирали раз в два года. Поэтому Дмитрий Иванович дважды оставался первокурсником. Институт в то время делил здание Двенадцати коллегий с университетом. Менделеева взяли казённокоштным, а значит, по окончании обучения он должен поработать простым учителем. Записки Менделеева о зоологии. Автор: Анна Власова Диссертация Менделеева об изоморфизме принесла ему медаль и право на стажировку в Германии.
Старше супруга на шесть лет, до замужества она, тобольская землячка и падчерица автора «Конька-Горбунка» Ершова, была Дмитрию доброй подругой и собеседницей. А вот семейная жизн ь не заладилась, и вскоре они, имея двоих детей, фактически жили порознь: Менделеев в Санкт-Петербурге, а Физа, как ее звали близкие, — в имении Боблово под Клином, где ученый одно время занимался сельскохозяйственными экспериментами. Бекетов все-таки уговорил Физу дать развод, за который она получила большие откупные. Но для Менделеева возможность быть с любимым человеком была куд а важнее любых денег. Потратиться пришлось и на оформление союза. Священный Синод запретил Менделееву вступать в новый брак сразу же после развода. Священника, готового преступить этот запрет, найти удалось, но повенчать Дмитрия и Анну он согласился только за очень круглую сумму. На следую щий же день после свадьбы его запретили в служении. Но полученных денег хватило на то, чтобы купить целую усадьбу, так что, очевидно, священник внакладе не остался. Во втором браке у Менделеева родились четверо детей. Были среди потомков великого ученого и японцы: его старший сын Владимир, морской офицер, во время японской экспедиции сошелся с местной жительницей по имени Таки, и та родила ему дочь, которую он никогда не видел, поскольку умер вскоре после возвращения домой. А Менделеев-старший о внучке знал и до смерти посылал ей деньги. Считается, что японские «родственники» русского химика погибли во время Великого землетрясения 1923 года. Отважный аэронавт В 25-томном собрании сочинений Менделеева работы по химии занимают лишь около трети. Интересы ученого простирались от спиритизма который он разоблачал до модернизации промышленности Урала и разработки Северного морского пути. Вообще-то лететь должна была целая команда, в том числе аэронавт Александр Кованько, будущий генерал-лейтенант. Но воздухоплавательный аппарат так отяжелел, намокнув под дождем, что Менделееву пришлось избавляться не только от лишнего груза, но и от попутчиков. Когда аэростат скрылся за облаками, все присутствовавшие при взлете словно очнулись от гипноза, осознав, что отпустили в небо неопытного пожилого ученого и что, скорее всего, он обречен на гибель. Очевидец этой сцены Владимир Гиляровский сам рисковый воздухоплаватель нарисовал поистине апокалиптическую картину: «Как сейчас, вижу огромную фигуру профессора, его развевающиеся волосы из-под нахлобученной шляпы... Руки подняты кверху — он разбирается в веревках… И сразу исчезает... Делается совершенно темно... Стало холодно и жутко... С некоторыми дамами делается дурно... Мужики в ужасе бросились бежать почему-то к деревне... Кое-кто лег на землю... Особенно бабы... Тому даже пришлось повисеть на стропах над бездной, потому что трос, регулирующий спуск водорода, запутался в них. Тем не менее Менделеев смог благополучно приземлиться в ста километрах от точки взлета, у села Спас-Угол, известного как родовое поместье Салтыковых-Щедриных. Человек меры В конце 1880-х ученый, специалист по теоретической механике и крупный биржевик Иван Вышнеградский стал министром финансов российского правительства и, когда речь зашла о разработке новой системы таможенных тарифов, привлек к этому делу старого институтского приятеля Менделеева, зная, что тот хорошо разбирается не только в химии, но и в политэкономии. С возрастом вопросы экономического развития России волновали автора периодического закона все больше. Он изучал нефте- и угледобычу, ездил на месторождения в Баку и на шахты Донбасса. Э ту деятельность учен ый называл своей «третьей службой Родине». Менделеев не только принял активное участие в разработке тарифов, вступивших в силу в 1891-м, но и вслед за этим написал 500-страничный труд «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». Ученый говорил: «Какой я химик? Я политэконом. Что там «Основы химии»? Вот «Толковый тариф» — это другое дело». Эта работа соединяла в себе и исторический очерк, и попытку прогноза на ближайшее будущее, но прежде всего она обосновывала необходимость протекционистских мер для развития отечественной промышленности. По рекомендации следующего министра финансов, Сергея Витте, с которым Менделеев познакомился при работе в тарифной комиссии, ученый занял пост руководителя Депо образцовых мер и весов.
Россия научная. Великие имена. Дмитрий Менделеев
Так, Дмитрий Иванович первым предложил идею опытового бассейна — экспериментальной установки, необходимой для гидромеханических исследований судовых моделей. В реализации этой задумки ученому помог адмирал Степан Макаров. С одной стороны, бассейн нужен был для торговых и военно-технических целей, но в то же время он оказался полезным и для науки. Экспериментальную установку запустили в 1894 году. Помимо всего прочего, Менделеев сконструировал ранний прототип ледокола. Ученый был включен в комиссию, выбравшую проект для государственного ассигнования первого в мире такого корабля. Им стал ледокол «Ермак», спущенный на воду в 1898 году. Менделеев занимался исследованиями морской воды в том числе ее плотности. Материал для изучения ему предоставлял все тот же адмирал Макаров, побывавший в кругосветном путешествии на «Витязе». Открытия Менделеева в географии, связанные с темой покорения Севера, были изложены ученым в более чем 36 напечатанных работах.
Метрология Помимо остальных наук, Менделеева интересовала метрология — наука о средствах и методах измерения. Ученый работал над созданием новых способов взвешивания. Как химик он был сторонником химических методов измерения. Открытия Менделеева, список которых пополнялся год от года, были не только научными, но и буквальными — в 1893 году Дмитрий Иванович открыл Главную палату мер и весов России. Также он изобрел собственную конструкцию арретира и коромысла. Пироколлодийный порох В 1890 году Дмитрий Менделеев отправился в длительную заграничную командировку, целью которой было знакомство с иностранными лабораториями по разработке взрывчатых веществ. Ученый занялся данной тематикой с подачи государства. В морском министерстве ему предложили внести свой вклад в развитие русского порохового дела. Инициатором командировки Менделеева был вице-адмирал Николай Чихачев.
Менделеев считал, что в отечественном пороходелии больше всего необходимо развивать экономическую и промышленную стороны. Также он настаивал на использовании в производстве исключительно российского сырья. Главным же итогом работы Дмитрия Менделеева в этой сфере стала разработка им в 1892 году нового пироколлодийного пороха, отличавшегося своей бездымностью. Военные специалисты высоко оценили качество этого взрывчатого вещества. Особенностью пироколлодийного пороха был его состав, в который входила подверженная растворимости нитроклетчатка. Готовя к производству новых порох, Менделеев хотел наделить его стабилизированным газообразованием. Для этого при изготовлении взрывчатого вещества были использованы дополнительные реагенты, в том числе всяческие присадки.
Именно поэтому, воодушевившись первым успехом, Менделеев попытался достроить таблицу с такими натяжками и найти в ней место для мирового эфира. Все эти поиски, которые предпринимал не только Менделеев, привели к «открытию» множества фантомных, несуществующих элементов. Атомный вес и прочее низкоуровневое устройство элементов В группах элементов, которые Менделеев выстроил в таблицу, уже прослеживалось сродство химических свойств в вертикальном направлении. В правом верхнем углу таблицы оказалось сгруппировано большинство неметаллов, но отдельные неметаллы и полуметаллы мышьяк, сурьма, теллур, йод находятся и в нижних рядах таблицы. Именно в паре теллур и йод Менделеев сделал первое исключение из возрастания атомной массы, но в пользу периодического закона: йод оказался легче теллура, но по химическим свойствам теллур очевидно сближался с серой и селеном, а не с бромом и хлором — напротив, более похожими на йод. Здесь Менделеев сделал первый шаг к пониманию делимости атома. В большинстве клеток периодической системы находится несколько сортов атомов позже названных "изотопами" , в которых количество протонов совпадает количество протонов равно номеру в таблице , а количество нейтронов — отличается. Соответственно, в среднем в теллуре преобладают атомы с большим количеством нейтронов, а в йоде — с малым. Концепцию изотопов только в 1913 году сформулировал Фредерик Содди 1877-1956 , о чем блестяще рассказал в своей нобелевской лекции в 1922 году. К середине XIX века, когда уже давно были открыты уран 1789 и торий 1828 , еще не было ни малейшего понятия и о радиоактивности случайно обнаружена Антуаном Анри Беккерелем в 1896 году — образцы урана в ящике его рабочего стола засветили фотопленку, на которой лежали. Радиоактивность обусловлена нестабильностью некоторых атомных ядер и лишь опосредованно зависит от тяжести изотопов. Действительно, последним элементом, имеющим стабильный изотоп, является свинец атомная масса 208, атомный номер 82. До начала XXI века таковым считался висмут атомный номер 83 , но в 2003 году было доказано , что висмут-209 также радиоактивен, превращается в таллий-205, но период полураспада этого изотопа на порядки превышает нынешний возраст Вселенной. Поскольку Менделеев на момент создания своей таблицы не догадывался о существовании изотопов, он также не вполне понимал, что за элементы могут находиться между водородом атомная масса 1,008 и литием атомная масса 6,939. Он полагал, что водород дает начало полноценному нулевому периоду таблицы и, возможно, именно в этом периоде окажутся один или несколько элементов, из которых состоит мировой эфир. В 1902 году Менделеев написал обстоятельную статью « Попытка химического понимания мирового эфира ». В статье он определяет эфир как «жидкость невесомая, упругая, наполняющая пространство, проникающая во все тела и признаваемая физиками за причину света, тепла, электричества и проч. В этой статье он уже пытается примирить концепцию мирового эфира с открытой незадолго до того радиоактивностью и сравнивает атомы с «вихревыми кольцами», а не с твердыми неделимыми «зернами», какими их представлял Джон Дальтон, в 1809 году доказавший, что атомы - это физическая реальность, а не умозрительный древнегреческий конструкт.
До начала XXI века таковым считался висмут атомный номер 83 , но в 2003 году было доказано , что висмут-209 также радиоактивен, превращается в таллий-205, но период полураспада этого изотопа на порядки превышает нынешний возраст Вселенной. Поскольку Менделеев на момент создания своей таблицы не догадывался о существовании изотопов, он также не вполне понимал, что за элементы могут находиться между водородом атомная масса 1,008 и литием атомная масса 6,939. Он полагал, что водород дает начало полноценному нулевому периоду таблицы и, возможно, именно в этом периоде окажутся один или несколько элементов, из которых состоит мировой эфир. В 1902 году Менделеев написал обстоятельную статью « Попытка химического понимания мирового эфира ». В статье он определяет эфир как «жидкость невесомая, упругая, наполняющая пространство, проникающая во все тела и признаваемая физиками за причину света, тепла, электричества и проч. В этой статье он уже пытается примирить концепцию мирового эфира с открытой незадолго до того радиоактивностью и сравнивает атомы с «вихревыми кольцами», а не с твердыми неделимыми «зернами», какими их представлял Джон Дальтон, в 1809 году доказавший, что атомы - это физическая реальность, а не умозрительный древнегреческий конструкт. Тем не менее, косвенные доказательства существования эфира Менделеев «получил» уже в конце 1860-х. Об этом он также упоминает в статье. Ниже я вернусь к этой статье, так как в ней Менделеев высказывает провидческие идеи о природе элементарных частиц. В 1868 году видный американский ученый Норман Локьер, основатель журнала «Nature», открыл в солнечном спектре новый элемент с ранее не известными эмиссионными линиями, который назвал «гелием». В версиях таблицы Менделеева ни от 1869, ни от 1871 года приведена выше гелий не указан, так как Дмитрий Иванович не представлял, в какую группу его отнести. Все вещества на Солнце существуют в форме ионизированного газа, поэтому по одной лишь спектральной линии было сложно понять, что представляет собой гелий при комнатной температуре. Но в вышеупомянутой статье Менделеев уже упоминает как о свойствах гелия в 1881 году выделен Луиджи Пальмьери из газа вулканических фумарол, позже получен шведскими химиками в количестве, достаточном для установления атомного веса , так и о свойствах аргона - обнаружен Уильямом Рамзаем в 1894 году в ходе последовательного вымораживания воздуха. Менделеев указывает, что и гелий, и аргон обладают выраженной химической «недеятельностью», то есть, не вступают в химические соединения с другими известными элементами. Не вполне понимая устройство атома, Менделеев допускал, что гелий является не началом восьмой группы благородные газы с целиком заполненной внешней электронной оболочкой , а окончанием нулевого периода, за которым следует водород. Открытие Локьера стимулировало и других ученых направить спектроскоп в небо и искать там новые элементы, явно «иной» природы, нежели «земли» и металлы, которые в конце XIX века открывались при помощи минералогии. Непонимание природы электронных оболочек электрон был открыт только в 1898 году , а также непонимание того, из чего именно складывается атомный вес «неделимого» атома привело к нескольким заметным псевдооткрытиям. Наиболее известным из них является «элемент» короний.
Менделеева Рис. Относительные показатели зависимости атомной массы от кол-ва электронов последних 10 х. Менделеева Проведённый мной математический анализ основан изначально на абсолютных показателях, т. Затем проводил другой математический анализ, в котором брались атомные массы элементов и делились на количество электронов атома этого элемента. Это анализ по относительным показателям, так как они более точны. Результатом этого анализа являются графики, которые показывают, что масса каждого последующего химического элемента больше приблизительно на равный показатель в сравнении с предыдущим элементом рис. Дело в том, что количество электронов равно порядковому номеру элемента в таблице, из этого получается, что чем дальше в просторах таблицы находится элемент, тем больше электронов у него и тем больше его масса. К примеру, у водорода, первого по расположению элемента всего один электрон, а у крайнего 118-го их 118, это вещество является радиоактивным. В результате проведённого опыта я открыл такое понятие, как удельная атомная масса, приходящаяся на 1 электрон. Вернёмся к Менделееву. В 20 веке с его теорией, основанной на атомной массе, как на главном признаке элемента не согласился английский физик Эрнест Резерфорд. В 1911 году стало известно, что величиной постоянной химических элементов является заряд ядра, о чём Менделеев не догадывался. Периодический Закон учёные часто называют нулевым законом мироздания, поскольку именно он является фундаментом всех последующих научных открытий. В наше время Периодическая система химических элементов Д. Менделеева — основа современной химии и физики, отражающая закономерность явлений, существующих в природе. В 1871 году окончательно объединил идеи в Периодический Закон. Учёный предсказал характеристики трёх новых химических элементов и описал их химические свойства. В дальнейшем расчеты химика полностью подтвердились — галлий, скандий и германий полностью соответствовали тем свойствам, которые им приписал Менделеев. Может быть, заряд ядра на самом деле не главная черта элементов, а лишь одна из них. Что если сгруппировать их по какому-нибудь другому признаку? Тогда результатом будет совсем другая таблица. Задолго до грандиозного открытия человечеству были известны такие вещества, как серебро, медь, ртуть, золото, железо, олово, фосфор и др. В 1869 году в таблице насчитывалось 63 химических элемента, а в 2015 году таблицу завершил 118-ый!
История открытия таблицы Менделеева
биография, жизнь и научные открытия ученого. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В заключение своего доклада я хотел бы сказать о том, что в своё время, когда моя мама была такой же школьницей, как я сейчас, она по заданию своего учителя химии была на квартире у Д.И. Менделеева, преобразованной в музей.