Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака).
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Что такое Святки? Видео - Симбирская митрополия | Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки. |
Святки на Руси: история и традиции - МК Санкт-Петербург | Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). |
Что еще почитать
- Святки 2024
- Когда начинаются Зимние Святки
- Близкие понятия
- Что такое Святки? Видео - Симбирская митрополия
- Святки на Руси: история и традиции - МК Санкт-Петербург
Значение слова «святки»
Потому задача всех православных — праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне — появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет — можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?
Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу.
Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический — то есть с 0. Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны.
О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного VI век : «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях». Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись например, нарубить дров, чтобы истопить печь.
От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться.
В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием. Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай.
Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных.
Но она еще не загоралась в небе — или хмурые снежные тучи еще закрывали ее….. Я нашел звезду! Вон она, вон!.. Как снежинка! Няня встал со стула и подошла к окну: — Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы его надо.
А ты поклонись Христову Рождеству. И няня подошла к образу Спасителя. Лик Его был светел и радостен. Лампадка пред ним светила нам лучезарней звезды. Няня положила земной поклон — и мы с нею — и старческим тихим голосом произнесла нараспев: — Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды. Мы все еще рез поклонились до земли. А в окно светил на глубоком, глубоком зимнем небе голубоокая звезда Рождества. Сергий Дурылин.
Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.
Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа.
Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды.
Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках.
В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. Ольга Кваша.
В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова.
В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника.
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
Что такое рождественские святки | 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. |
Святки: инструкция по проведению | Среди возможных переряживаний, практиковавшихся во время святок, переодевание мужчин в женское платье и женщин в мужское было одним из самых распространённых и вместе с тем самых рискованных. |
У православных начались Святки | Что такое Святки. Святки, или Святочная неделя — это период между Рождеством и Крещением. |
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать? | Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь. |
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?
Больше праздников Троица: что мы отмечаем на 50-й день после Пасхи Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик — единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении. При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий. Например, на берегах Вятки на Семик на кладбищах устраивались в честь утопленников буйные поминки. А вот на Смоленщине в Семик даже запрещалось подходить к реке и, конечно, стирать и полоскать белье во избежание появления в деревне утопленников. Популярные вопросы и ответы Что обычно сеяли в Семик? Зеленые святки предназначены были, в основном, для сеяния ячменя.
При этом для этого праздника характерны различные аграрные ритуалы. Молодежь гуляла возле посевных площадей, проводила игры с колосками, славила будущий урожай. Какие еще есть названия у этого праздника?
Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе.
Каждый вечер устраивались «игрища» и посиделки молодежи в избах. Примечательными чертами этого цикла были славление и колядование: ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» отсюда и название — «славление». Хозяева давали славильщикам колядовщикам угощенье. Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему.
Местами славление с его серьезным духовным репертуаром четко отделялось — и по времени хождения, и по составу участников — от исполнения колядок, в которых допускалось и озорство. Особенно четким было разделение, если славить ходил причт во главе со священником — с крестом и иконами. Это было как бы продолжением службы в храме; в домах оно превращалось в общесемейный рождественский праздник — участвовали и те, кто не смог пойти на службу в церковь. В иных же селениях миряне-славильщики выступали и как колядовщики. Крестьянки д.
Братская Орловского у. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку? Корреспондент Тенишевского бюро, записавший рассказ крестьянок, привел и текст песни — величального характера. После исполнения хозяин выносил хлеб и мясо. Компания молодежи двигалась к следующему дому и так проходила всю деревню.
После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни. Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований. Участники могли разделиться по полу или возрасту.
Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском Владимирская губ. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники.
Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным. Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей.
Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне. Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни затихали.
В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней. Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями.
В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г.
Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно.
Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения.
Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами.
В древности святки назывались «святыми вечерами».
Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление. История святок такова… В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник — Богоявление Крещение Господне — второе название. В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя — Рождество Христово и Его Крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга.
Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю 7 января н. Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам. Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова.
К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января н. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
Потому задача всех православных — праздновать.
Хозяйки накрывают столы, готовят вкусную пищу. Ребята ходят колядовать по домам. Они распевают церковные песнопения тропарь и кондак праздника, а также колядки духовные песенки, посвящённые Рождеству.
Также в Святки принято гадать.
Что такое Святки?
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара | Сразу после праздника Рождества Христова наступают особые дни – Святки. |
Святки. Записки этнографа — Русская вера | Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. |
Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее
Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода. Рождественские Святки — очень интересный период, когда христианские традиции тесно переплетаются с языческими.
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Несмотря на то что Святки проникнуты глубоким христианским смыслом, в сознании современных россиян они ассоциируются прежде всего с народными традициями. Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа.
Новости по теме
- Святки на Руси: история и традиции - МК Санкт-Петербург
- Святки: что это за праздник, традиции и обычаи
- Какого числа начинаются и заканчиваются Святки в 2024 году
- «От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси | myDecor
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
Тем, кому интересно подробно узнать «что такое святки?» будет любопытно ознакомиться с нашей статьей. Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа.