Новости что нельзя есть в пост христианам

Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Что можно и нельзя есть во время Великого поста?

Могут обостриться хронические заболевания. Кому нельзя поститься перед Пасхой

Что можно и нельзя есть в периоды православного поста? «» рассказывает о том, как правильно выдержать пост без вреда для здоровья, что можно и что нельзя есть в этот период. Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов.

Диета в пост

Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Что нельзя есть в Великий пост. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. Что же можно есть и от чего отказаться в Страстную неделю Великого поста?

Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле

А отказ от привычного молока и всего, что из него производят — действенная тренировка собственной выдержки, очень полезный опыт самоограничения, ведь обычно редкий прием пищи обходится без этих продуктов. Сливочные соусы Этот запрет легко объясняется тем, что в основа таких соусов как домашних, так и покупных — сливки, изготавливаемые из молока. На них, как и на прочие молочные «производные», распространяется общее правило. Яйца Еще один продукт из категории скоромных. В Пост нельзя есть не только куриные, но и перепелиные, другие яйца в любом виде. Запрет изначально формировался, исходя из тех же причин, что и запрет на молоко — дороговизна и, можно даже сказать, дефицитность на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. В пищевой промышленности, помимо обычных яиц, нередко используется яичный порошок иногда даже в товарах с отметкой «постное». Такую пищу нужно тоже исключать из рациона.

Спиртное Трудно представить что-то, больше не соответствующее духу Поста, чем алкоголь, особенно если это обильные возлияния, сопровождающие приемы гостей, вечеринки и прочие тусовки. Даже просто посещение кафе, баров, употребление спиртного в «рекреационных» целях никак не вяжется с идеями самоограничения и духовного роста. В состоянии опьянения даже окружающая действительность воспринимается искаженно, не говоря уже о «внутренней реальности». Однако есть и нюанс. В Типиконе уставе для христиан, определяющем, в частности, правила совершения богослужений, церковных праздников, постов есть пункт, дозволяющий употребление красного сухого вина, разведенного водой в пропорции 1:2 или 1:3 в выходные за исключением первой и последней недель Поста , а также в те же дни, когда допустимо есть рыбу. Это обусловлено тем, что во времена формирования Типикона изначально он создавался для монастырей, а затем его распространили и на мирян разбавленное вино рассматривали не как вредное излишество, а как эффективное средство для утоления жажды и подкрепления сил. К тому же, оно хорошо хранилось в условиях жаркого климата.

Что касается ежедневной порции, она ограничивалась двумя красовулями. Это небольшая церковная чаша объемом примерно 125-150 мл. В странах с холодным климатом, исключающим виноделие, вино в монастырях заменяли пивом. Соответственно, там его тоже можно было пить в пост, это не считалось грехом. Сдоба, кондитерские изделия, сладости Во-первых, сдобу и сладости чаще всего едят не для утоления голода и насыщения, а для того, чтобы себя побаловать. Такое потакание собственным слабостям в Пост явно не приветствуется. Во-вторых, в составе многих таких лакомств имеются запрещенные продукты — молоко либо его «производные», яйца, алкоголь.

Исключением в данном случае могут стать только сладости, которые, исходя из их состава, можно назвать постными. Это, например: леденцы; мармелад на агар-агаре или на пектине но не на желатине ; горький шоколад с орехами, изюмом; халва; сухофрукты, грильяж в шоколаде в зависимости от состава глазури ; варенье, джемы, конфитюры. Но увлекаться всем этим однозначно не стоит. Для многих усмирение собственных слабостей и преодоление физического ради духовного вполне может начаться с попыток ограничить себя в сладком.

Продуктов, попадающих под запрет, достаточно много, но воспринимать Пост только как диету ни в коем случае нельзя. На первом плане должна быть именно духовная составляющая. Мясо и птица В Пост из рациона исключаются любые продукты животного происхождения — в первую очередь, мясо и птица. В любом варианте приготовления это достаточно «тяжелая» пища, а плотно поев, сосредоточиться на духовном и обращении к Богу практически невозможно. Отказ от мяса в любом виде помогает верующим учиться воздержанию, справляться со своими желаниями.

Это, безусловно, необходимо не только за столом, но и в самых разных жизненных ситуациях. Изначально в ранний период развития христианства отказ был обусловлен большими затратами по времени и сложностями, связанными с его приготовлением мяса. Животное или птицу нужно было забить, разделать тушу, подготовить ее части к хранению. Готовка тоже отнимала достаточно много времени. Вся эта работа нисколько не соответствовала духу Поста, не позволяла сконцентрироваться на духовной жизни. Кроме того, мясо стоило дорого, эти деньги предлагалось потратить на добрые дела и благотворительность. Если по медицинским показаниям мясо, мясной бульон, иные блюда из него исключать нельзя, отказываться от него в Пост нельзя. В данном случае, по сути, человек ест не то, что ему хочется, а то, что необходимо, таким образом ограничивая себя. Мясные полуфабрикаты Любые полуфабрикаты замороженные или охлажденные из мяса и птица позволяют сэкономить время на готовке, освободив его для молитв и добрых дел.

Однако даже учитывая это, в Пост их есть нельзя. Запрет объясняется еще и тем, что в состав таких полуфабрикатов, помимо мяса и птицы, могут входить и другие продукты, которые нужно исключить из меню. Колбасные изделия и мясные деликатесы Вопреки распространенному мнению скептиков о современной пищевой промышленности, мясо в современной вареной, полукопченой, копченой, сыровяленой колбасе, ветчине, сосисках, других изделиях все же имеется. Этим и объясняется их исключение из числа продуктов, которые можно есть в Пост. Что касается любых деликатесов, название говорит само за себя. Очевидно, что это излишество, без которого в это время можно и нужно обходиться. Рыба Рыба — это тоже продукт животного происхождения. В Пост есть только два дня, когда ее допустимо включать в меню — Благовещение и праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное Воскресенье. Также в Лазареву субботу накануне Вербного Воскресенья можно есть рыбную икру.

Учитывая, что в Пост ЖКТ успевает отвыкнуть от тяжелой пищи, во избежание неприятных последствий, лучше отказаться от жирной копченой красной рыбы, отдав предпочтение более диетическим разновидностям минтай, треска, навага в отварном или запеченном без масла виде. Морепродукты С морепродуктами все не так однозначно. Есть два противоположных мнения.

Со вторника по пятницу разрешены фрукты, овощи, хлеб и другие продукты неживотного происхождения, которые не нужно готовить. А с субботы допускается и горячая пища с маслом. Какие части Евангелия важно читать православным в праздники В период со второй по шестую неделю поста предписания по еде делятся по дням недели.

Так, в понедельник, среду и пятницу можно есть только сырую пищу, во вторник и четверг разрешено есть горячее без масла, а в выходные можно готовить еду с маслом. Последняя неделя поста — Страстная седмица — также является порой строгих ограничений, когда все семь дней можно есть пищу только в сыром виде. На период поста приходится несколько крупных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля , Лазарева суббота 27 апреля , Вербное воскресенье 28 апреля. В эти дни разрешаются послабления в виде употребления в пищу рыбы. Петров пост в 2024 году На 57-й день после Пасхи приходится начало второго поста в году. В 2024-м Петров пост продлится с 1 по 11 июля.

Максим Самарцев Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. Он начинается перед Пасхой и длится 7 недель. Специально для вас мы подготовили основную информацию о священном событии и ответили на самые популярные вопросы о нем.

12 рецептов: что можно есть в пост

При каких заболеваниях нельзя соблюдать пост? полагается полное воздержание (то есть пост, как его видели христиане первых веков) в течение понедельника, вторника первой седмицы, а также всю среду – до окончания Вечерни, после чего допустимо «сухоядение», то есть невареная пища, например, овощи. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? – В пост категорически нельзя есть мясо. В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется.

Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?

Пост в Четыредесятницу оканчивался Вечерней , то есть в шесть часов, на закате солнца. Третьим видом поста был сугубый пост, или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, один день каждого месяца, кроме июля и августа. Обоснованием продолжения поста до девятого часа являлась память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — воспоминание Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания также были различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя только хлеб, орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонений, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые, по свидетельству Лукиана , помимо Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней, и нередко даже до десятой зари.

В эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые церковным законом поститься было запрещено. При описании агап — христианских благотворительных ужинов для нуждающихся, почти никогда не встречается упоминание употребления в пищу мяса , так как дешёвое мясо, продаваемое на городских рынках, всегда было идоложертвенное [3]. В первые века Христианства среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Это отчасти объясняется тем, что в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и ещё более холодных странах, притом спустя более века после апостольских времен, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения [4]. Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерей любимой женщины или другим временным бедствием. Но христиане, все в большей степени прилагая к духовным вещам, чаще употребляли внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение 2Кор. Святой Киприан Антиохийский учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей по крайней мере как потерю любимой женщины «О падении» , и святой Иоанн Златоуст в слове «О умилении» употребляет то же сравнение.

Сверх того, пост считался полезным для предотвращения искушений, как средство изнурения тела и подчинения его духу. Посему постящиеся избегали всякого рода удовольствий, даже позволенных. Все более обыкновенного становились уединенными, молчаливыми, усердными в церкви, прилежными в молитве и чтении [4]. Основная статья: Католический пост Католический пост имеет 2 вида — воздержание от употребления мясных продуктов «воздержание», «абстиненция» и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только 1 сытная трапеза и 2 более лёгких собственно «пост». Воздержание предписывается церковью в пятницы всего года, кроме случаев, когда на пятницу приходится праздник в ранге торжества хотя на практике многие ограничивают соблюдение этого поста лишь периодами Великого поста и иногда Адвента. Другой вид соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу.

Однако и в этом вопросе, подобно винному, есть оговорки. По словам протоирея Головина, полное воздержание от интимной близости в паре должно быть достигнуто лишь при соблюдении трёх условий. Обоюдное и свободное согласие обоих супругов. Осознание цели воздержания, как времени для молитвы.

Время воздержания заранее оговаривается супругами, ведь Великий пост очень продолжительный. Главный подвиг — это любовь, а не количество интимной близости: «Научиться в семье, в первую очередь, уступать своей второй половине и при этом испытывать счастье от победы над своей гордостью. Это ценнее в глазах Всевышнего, чем воздержание от близости», отметил протоирей.

К таким блюдам относятся: легкие супы овощные или грибные ; каши; макаронные изделия; овощи и фрукты, запеченные в духовке. В эти дни разрешены горячие напитки кофе, чай, компоты, отвары… то по прежнему запрещены вино и подсолнечное масло любого способа приготовления. Горячая пища с растительным маслом Практически все посты в 2023 году, представленные в православном календаре, дают некоторое послабление в графике питания на выходные дни.

Суббота и воскресенье — периоды, когда постящимся разрешено употреблять горячие блюда, в приготовлении которых было использовано растительное масло подсолнечное, рапсовое, оливковое и др. В эти дни по-прежнему нельзя есть пищу животного происхождения, сливочное масло, вино и рыбу если в календаре не указано иного. Рыба в постном меню Не жирные виды рыбы могут быть включены в постное меню только 2 раз за весь период поста — в праздник Благовещения 07.

Этот день выпадает на время Великого поста. Можно пить воду и есть хлеб, соль, овощи и фрукты в свежем виде, а также сухофрукты, орехи и мёд. Некоторые верующие, однако, всё же решают воздержаться от пищи. В 2024 году выпадает на 30 апреля. Этот день посвящён последней притче Христа в Иерусалимском храме, которой он учил людей. Во вторник на Страстной неделе перед Пасхой тоже проходят богослужения. Священники воспевают историю, как Иисус встретился с учениками в одном из храмов Иерусалима, после чего начал читать им притчи.

Также священники рассказывают про чудесные случаи воскресения погибших и небесный суд. В Великий вторник исключений по еде нет, можно употреблять только сырые растительные продукты. Кроме того, в этот день разрешено работать и завершать неоконченные дела. Но петь, танцевать, веселиться или употреблять алкоголь строго запрещено. Он сделал это всего за 30 сребреников. Также в песнях воспевается грешница, которая омыла Христа, после чего помазала его ноги миром. Во время него можно печь куличи и украшать яйца. В этом году он выпадает на 2 мая. В этот день по всей России пройдут довольно длинные службы. В Чистый четверг всем верующим нужно прийти в церковь, зажечь свечи и уйти с ними домой, не туша.

Также важно причаститься. Что нужно делать в Чистый четверг 2 мая? В этот день принято просыпаться до восхода солнца и принимать водные процедуры. Считается, что вода смывает грязь с тела и грехи с души, оказывая благотворное воздействие на душевное состояние. Хозяйки проводят уборку в домах, избавляются от ненужных вещей, стирают, моют иконы. После уборки зажигают свечи и масляные лампадки. В этот день выпекают пасхальные куличи, окрашивают яйца, готовят праздничные блюда к Пасхе.

Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?

А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища?

Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации.

Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда.

Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост».

Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов.

Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями.

Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше.

У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней.

Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения.

Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т.

Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели.

Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница.

Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».

Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление».

Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского.

Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией.

Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями.

Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким. Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку.

Система православного питания носит гипоаллергенный характер. Это отмечено при наблюдении за больными, страдающими бронхиальной астмой , у которых во время постов отмечается уменьшение количества приступов. Рацион правильного питания во время поста должно быть разнообразным, тогда дефицита витаминов и минералов не возникнет. Самая главная проблема — недостаток в рационе белка, который нужно восполнять ежедневным употреблением бобовых чечевицы, гороха, сои, фасоли , а также грибов и круп. Вегетарианские блюда часто готовят из сои, которая по содержанию белка превосходит мясо и поэтому занимает первую позицию в этом плане. Необходимый витамин В12 содержится в проросшей пшенице, зелени, рыбе, икре и морепродуктах они разрешены во время всех постов, но в определенные дни. Рыба является практически полноценной заменой мяса, так как в ней достаточно белка, кальция и витаминов, но содержится меньше железа. Рыбу нужно правильно выбирать и готовить. Следует отказаться от дорогих сортов рыбы и предпочесть нежирную: минтай, треска, путассу, пикша, хек. Ее можно варить или тушить без добавления масла, соусов, различных заправок. Рацион можно дополнять морепродуктами: кальмарами, креветками, мидиями и морской капустой. Железо, хоть и в небольшом количестве, но есть в овощах, фруктах и крупах: фасоль, горох, зеленый лук, зеленые овощи, редис, свекла, помидоры, кресс-салат, шпинат, зелень петрушки, тыква, пшено, гречневая, перловая, ячневая, овсяная крупа, неочищенный рис, яблоки, черешня, груши, хурма, гранат, черная смородина, инжир, орехи, слива, клубника, малина. Рацион постящегося должен включать орехи, семена подсолнечника и тыквы, разнообразные растительные масла оливковое, кунжутное, льняное, кедровое, тыквенное , которые покрывают потребность организма в жирах. Соевое масло, полученное из натуральных соевых бобов, является источником витаминов, лецитина. Они достаточно питательны и надолго насыщают, но из-за высокого содержания жиров могут плохо переноситься лицами с ферментативной недостаточностью поджелудочной железы. Самый строгий пост и длительный по времени — Великий пост. Продолжительность его 40 дней, а со Страстной неделей — 48 дней. Не подготовленному человеку трудно будет выдержать строгие ограничения. Православное предписание рекомендует первые два и последний день обходиться без пищи, а затем чередовать дни сухоядения без растительного масла и дни с вареной пищей без масла. В дни великого поста употребление растительного масла разрешается только по выходным дням вместе с вареной пищей, а рыбы — два раза за все время Вербное Воскресенье и Благовещение , в Лазареву субботу можно есть рыбную икру. Если вы решитесь строго придерживаться Великого поста, можно изучить православный календарь питания, в котором подробно расписаны продукты и способы их приготовления на 40 дней. Если рассмотреть его по дням, то по понедельникам, средам и пятницам предусмотрена сухая еда черный хлеб, сырые фрукты и овощи, компоты, вода. По четвергам и вторникам разрешается горячая вареная пища без растительного масла каши, супы, тушеные овощи, бобовые. По воскресеньям и субботам — вареная пища на растительном масле. Выбрав такое питание, старайтесь хорошо пережевывать сырую пищу — это облегчит дальнейшее ее переваривание и избавит от дискомфорта в желудке и кишечнике.

Что запрещено есть в Пост? Верующим в эти дни следует исключить из меню: мясные продукты и птицу; молоко и любые его производные, в том числе кисломолочную продукцию; сливочное масло; яйца и любую пищу, их содержащую; сладости, сдобную выпечку; алкоголь кроме вина по субботам и воскресеньям. Запреты касаются не только и не столько пищи, ведь пост — это, прежде всего, подвиг духовный. Под запретом азартные игры, развлекательные мероприятия, сплетни, ссоры, обиды, осуждение, дурные мысли и поступки. Супругам рекомендуют на этот период воздержаться от близости по согласию. Также, по возможности, следует как можно меньше времени проводить за просмотром телевизионных передач и за компьютером. Освободившееся время и энергию предписывается тратить на посещение храма, молитвы, покаяние, добрые поступки и чистые мысли. Кому позволяется нарушать пост? Поскольку в это время в организм поступает мало животного белка и необходимых аминокислот, пост, предписанный канонами Церкви, получится соблюдать далеко не всем. Освобождаются от него малыши и подростки до 14 лет, поскольку растущий организм нуждается в усиленном питании, беременные и кормящие мамы, больные острыми инфекционными заболеваниями, а также люди, страдающие хроническими болезнями: сахарным диабетом 1 типа, анемией, патологиями ЖКТ и эндокринной системы, онкологией. Для тех, кто это время вынужден отправиться в длительную поездку или чья работа связана с большими нагрузками, как физическими, так и умственными, тоже предусмотрены смягчения запретов. В любом случае мало кто из мирян способен придерживаться того меню, которое предусмотрено строгим монастырским уставом, поэтому перед тем, как начинать поститься, следует проконсультироваться с врачом и поговорить со своим духовником о том, какие ограничения в пище вам стоит вводить, а какие только навредят вашему здоровью. Как правильно готовиться к посту Пост требует определенной подготовки организма Поскольку пост — это, чаще всего, период непривычного для организма питания, к нему следует начинать подготовку ещё за 10—14 дней, чтобы пищеварительная система успела хоть немного перестроиться. За это время необходимо: снизить количество мяса и мясных продуктов в меню, одновременно увеличивая долю растительной пищи; при этом запастись белком всё же необходимо, чтобы исключить потенциальные проблемы со здоровьем. Для этого ежедневно следует употреблять 1 яйцо и хотя бы 150 г рыбы — она усваивается гораздо лучше, чем мясо; позаботьтесь о работе кишечника — кисломолочную продукцию, обогащённую бифидобактериями, за 2—3 недели до начала поста старайтесь употреблять регулярно; «приучайте» пищеварительный тракт к клетчатке — ешьте больше растительной пищи, продукты с добавлением отрубей; постепенно снижайте количество сладостей и сахара, заменяйте их мёдом или сухофруктами — полный и резкий отказ от привычного пищевого удовольствия очень тяжело переносится; привыкайте пить больше жидкости — это полезно не только во время поста или подготовки к нему; если в первое время из-за снижения калорийности пищи вы постоянно хотите кушать, увеличивайте не порции, а частоту приемов пищи — так получится избежать переедания. Иногда наш мозг по ошибке принимает за голод жажду, поэтому даже в обычное время перед тем как поесть, выпивайте стакан воды. Последняя неделя перед постом — не следует поддаваться искушению и от души напоследок поесть всего вкусного и жирного: вашему организму придётся потом не сладко, а впереди у вас — долгий путь к совершенствованию души и тела. Что разрешено есть в Великий пост Великий пост предваряет светлый праздник Пасхи. В 2024 году он начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Монастырский устав гласит следующее: в самый первый день, который называют Чистый понедельник, по правилам нужно вообще отказаться от любой пищи; в основном рекомендуется «сухоядение» — неварёная еда: свежие фрукты, овощи, орехи, хлеб, вода, мёд.

Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста

Можно ли есть креветки и морепродукты в пост Креветки, ракушки и другие морепродукты на берегах Средиземного моря в древности были дешевле рыбы и не считались деликатесом. Их кушать во время поста разрешалось. Сегодня — иная ситуация. Но чисто практический совет: не увлекаться», — говорит протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино. Дело в том, что смысл любого поста — в смирении. А потому действует довольно простое правило: если в обычное время вы часто едите креветки, мидии, кальмары и прочие морепродукты, то их можно употреблять и в пост; если в обычное время морепродукты являются для вас деликатесом, то в пост лучше себя ими не баловать. Когда можно пить вино в Успенский пост Вино во время Успенского поста разрешается в праздники и выходные дни. Но все же увлекаться им не рекомендуется. Вино в пост пьют не для развлечения и не помутнения сознания. Его употребляют для поддержания сил. Рекомендуется пить вино, причем именно красное, не более 1 бокала в день, причем разбавляя его наполовину водой.

Злоупотреблять спиртным в пост — не разрешается.

Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет?

Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями.

Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями.

Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором.

В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т.

Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.

В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление».

Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными.

В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению.

Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться.

В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви.

Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф.

Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника.

Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св.

По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня Великого поста понедельник-четверг вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.

Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св.

Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого».

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы в просторечии «средокрестье». В четвертое воскресенье вспоминается Св.

Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св.

Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. Жизнь Св.

Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества.

Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»...

Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью Воскресение. С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. Страстная седмица Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа.

Пост накладывает ограничение на супружескую близость. Сам Иоанн Златоуст говорил, что поститься должны не только глаза и уши, но и все тело. Ограничение веселья и развлечений. Нельзя читать легкую литературу, смотреть телевизор, вести долгие дискуссии в социальных сетях. Быть злым, агрессивным, осуждать, обижать ближних. Делать прелюбодеяние на стороне. Не лениться.

Нельзя унывать. Но именно такое воздержание дает понять, что в нашей жизни пустое, без чего мы можем спокойно прожить. Употребление масел растительного происхождения допустимо в такие дни: сорок Севастийских мучеников, Григория двоеслова. Данный обычай был в древности, потому что на столах были оливки для южных стран это не проблема , и потому еще наличие масла считалось излишеством. Полное ограничение пищи в такие дни: первый день поста; Чистый понедельник; Страстная пятница.

Могут обостриться хронические заболевания. Кому нельзя поститься перед Пасхой

  • Питание по дням
  • Что можно есть в пост: рекомендации по питанию и 12 рецептов постного меню — Бэби.ру
  • Секс и алкоголь во время Великого Поста 2023: священник назвал главный грех для верующих
  • Что запрещено есть в Пост?
  • Могут обостриться хронические заболевания. Кому нельзя поститься перед Пасхой

Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть

Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно Что можно и что нельзя есть в Великий пост.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | Вестник Кавказа Суть и даты Великого поста в 2024 году.
Прихожанин - В пост главное не еда Есть исключения в определенные дни поста Великого что можно кушать рыбу, но нельзя другие белковые продукты.
Великий пост в 2024 году Узнайте, каким должно быть питание в Великий пост в 2023 году, что разрешает есть по дням календарь строгого поста, а также какие продукты можно включить в постное меню.
Что можно и нельзя делать в Великий пост 2023 Христиане вступают в Великий пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий