Битва на реке Сить. Ситская битва (4 марта 1238 г.). Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя.
Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.
Битва на реке Сити, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Можно попытаться оценить силы, которые были собраны Юрием Всеволодовичем в лагере на реке Сить. Где искать место легендарной битвы на реке Сити? Завтра, 4 марта, исполняется 785 лет со дня битвы на реке Сити. Ситская битва не была организованным сражением двух войск. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. #русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало.
Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия
Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав. Битва на реке Сить, произошедшая 4 марта 1238 года ― битва монгольского нашествия на Русь, фактически завершившая разгром монголами Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Можно попытаться оценить силы, которые были собраны Юрием Всеволодовичем в лагере на реке Сить.
Где была битва на реке Сить?
Как митрополит Димитрий Ростовский сумел убедить ярославцев выполнить царский... Как ростовские Рюриковичи превратились в вассалов московских государей? Кто из ростовских князей участвовал в Куликовской битве...
Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер.
XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер.
Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист.
Вязники, 1896. Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский ПЭ. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского, - образ «Блгв. Афанасьева из собрания Н. Лихачёва: Кат.
Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл. Александра Невского в центре, или в 2 ряда, причем Георгий Всеволодович, как правило, крайний слева, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию справа напротив - блгв. Андрей Боголюбский, немного сзади - мч. Авраамий и блгв. Глеб Владимирский : образы кон. XVIII - нач. ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон.
XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. Забелина ГИМ. Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев.
Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить Добровольский. Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. Михаила в нижегородском Кремле Храмцовский. НИАМЗ, частное собрание. Икона такого извода кон.
Река Молога впадала в Волгу как раз в том месте, где Волга резко меняет направление своего течения с северного на южное. В месте впадения реки Могоги в Волгу до сороковых годов 20 века стоял город Молога, который был затоплен Рыбинским водохранилищем. На Руси издревле существовали большие дороги между городами, по этим дорогам движение было круглый год.
Причём практически все главные дороги проходили по берегам больших рек летом, а зимой по их льду. Таким образом по реке Волге в северном направлении шли две большие дороги до города Мологи: Одна дорога шла вверх по течению реки Волги: Углече Поле - Мышкин - Молога. Другая против течения: Ярославль - Рыбинск - Молога. В зимнее время обе дороги проходили по льду реки. А какие в Древней Руси были дороги, можно судить из следующего: войско великого князя Тверского в 1316 году возвращалось из Новгородской земли в Тверь и "заблудиша в болотех и начаша мреть гладом, ядаху же и конину и кожи со щитов сдирающи ядаху, а доспехи своя и оружье пожгоша и придоша пеши в дома свои". К городу Мологе, кроме волжских дорог, подходила большая дорога с севера от Белоозера и Новгорода. В междуречье реки Волги проходила ещё одна большая дорога, которая соединяла берег реки Волги, протекающей на север с берегом реки, текущей в обратном направлении. Где могла произойти битва на реке Сить 4 марта 1238 года? Имеются три версии: по одной версии битва была в нижнем течении реки, по другой в среднем, по третьей в верховьях реки Сити.
Рассмотрим это, учитывая возможности передвижения к реке Сить в зимнее время. К какому наиболее вероятному месту на реке Сить, мог направить свои дружины великий князь Владимирский Юрий Всеволодович? Кроме зимнего бездорожья, надо ещё учитывать, что ближайшее расстояние от Волжских дорог до реки Сить было у города Мологи и оно составляет примерно 40 километров. Суздальская летопись сообщает: "Пришли от восточной страны в 6745 году 1237 на Рязань лесом безбожные татары. Пять дней оборонялась Рязань, на шестой пала. Татары подошли к Коломне "в силе тяжкой".
Никак меня не отведете от христиан- ской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь. Богу же как ответ дадите, у Которого много душ погубили без правды? За них мучить вас должен Бог в бесконечные века, ибо спросит Господь за души те, которые вы погубили. Они же заскрежетали зубами на него, желая насытиться кровью его... И когда это сказал, тут же без милости убит был.
Князь северорусский Ярослав Всеволодович и собирание земель Южной Руси
Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Юрий - в битве на реке Сить. СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском.
Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича
Монголо-татарское нашествие началось в декабре 1237 года с похода хана Батыя на Рязанское княжество, которое из всех северо-восточных территорий было ближе всего расположено к степи. Уже в начале 1238 года монголо-татары вторглись в более крупное княжество — Владимиро-Суздальское, которое на тот момент считалось одним из самых сильных. После взятия татарами Рязани и разгрома сильного южного княжества стало ясно, что древнему и могучему городу Владимиру не избежать той же участи. Великий князь Юрий Всеволодович решил собрать воедино силы близлежащих княжеств и дать отпор татарам. Княжеский совет принимает решение: оборону столицы — города Владимира — поручить сыну Юрия — Всеволоду, а самому Юрию уходить с ближней дружиной, племянниками и братьями в верховья Волги и там собирать великую рать. После взятия Владимира 7 февраля 1238 года монголо-татары разделили свою орду. На реку Сить направился темник Бурундай, а войско хана Батыя двинулось в Тверские земли. Местом сбора войска князь Юрий Всеволодович выбрал самый дальний угол своих владений.
Располагаясь в малонаселенной части своих земель, он рассчитывал, что сумеет спокойно завершить сосредоточение своих сил.
Город защищал небольшой гарнизон. Князь расположил дружину лагерем у реки Сити, защищаемый болотами и лесами. Он ждал подкрепления в лице дружественных князей с дружинами. Здесь его и застала весть о падении Владимира и гибели всей семьи — сыновья погибли в бою, а княжна сгорела заживо вместе с другими мирными горожанами, укрывающимися в храме, который татары подожгли. А 4 марта 1238 года последовал внезапный удар 30-тысячного корпуса темника Бурундая. Опытный темник в переводе на русский полковник проведя предварительную разведку и выяснив расположение русских войск, ударил там, где его меньше всего ожидали. Он подошел к русскому лагерю не по льду Сити, где стоял мощный сторожевой полк, а со стороны лесного юга, осторожно снимая русские дозоры.
Старший, Константин, проявил отцу непослушание, и князь Всеволод оставил великое княжение второму сыну, Юрию. Но Константин не смирился с этим, и началась усобица; включились в нее и младшие братья, Ярослав, Святослав и Владимир. Самое жестокое сражение произошло в 1216 году на р. Липице; согласно источникам, только со стороны Владимирцев погибло более 9 тысяч человек. Князь Юрий потерпел поражение, бежал во Владимир и вскоре капитулировал. Даже само слово «усобица» звучит немного как из сказки. А ведь на самом деле это война. Война брата с братом. Конечно, у каждой войны есть причины, и почти в каждом эпизоде бесконечных княжеских конфликтов у обеих сторон была своя, и не придуманная, объективная до какой-то степени, правда, которую они отстаивали. Так и здесь: Константин — старший, предсмертная воля отца шла вразрез со всеми правилами и обычаями, а Юрий поставлен так отцом, их общим отцом, которому старший брат проявил прямое непослушание незадолго до его смерти… Все так. Даже добавим сюда еще и неизвестные нам причины — из рода старых конфликтов, мнений… Но в результате получатся все равно тысячи смертей ни в чем не повинных людей, не во время войны с захватчиками, не ради спасения Отечества, а просто из-за споров о том, какой из братьев займет великокняжеский престол! И Русь обескровливается, разоряется, ожесточается невольно; а до Батыя уже считанные годы. В этом ракурсе особенно удивительно выглядит то, что обо всем этом братьев заранее предупреждала любящая мать. Незадолго до кончины великая княгиня Мария Шварновна позвала к себе детей и долго и сердечно говорила с ними, увещевала, и с поразительной точностью предрекала им будущее: «Сыновья мои! Имейте между собою любовь, поскольку вы все — единого отца и единой матери… и да будет Бог в вас и покорит противящихся [вам] под ноги и да будете жить в мире; [если же будете] в распрях и враждуя, то погибнете сами и землю отцов своих и дедов погубите, которую добыли [те] трудом своим великим» [3]. Сбылось… Конечно, нельзя говорить, что все было однозначно плохо; тем более что через несколько лет мы видим, как Юрий, возвратившийся на великое княжение по смерти Константина, будет стараться, и порой успешно, предотвращать новые усобицы; да даже и во время описанной борьбы между ним и Константином он пытался уменьшить напряженность, в частности, призвал к себе младшего брата Владимира со словами: «Аз убо тебе не снем не съем , ты мне еси брат мой», помирился с ним и отправил на юг, на княжение в Переяславль Русский. Но ведь все равно обеими сторонами разорялись и сжигались села, гибли люди от войны, а происходивший от природных причин голод усиливался, надо думать, еще и недостатком соли — главного способа сохранения многих продуктов — из-за разорения основного места добычи, Соли Великой. Некоторые источники правда, многие из них довольно поздние, XVI века, и весьма насыщены фольклором, а не фактами вообще склонны представлять князя Юрия и его основного союзника, брата Ярослава, в самых черных красках, но доверия они с исторической точки зрения мало заслуживают, тем более что порой имеют довольно прозрачную политическую подоплеку. Более того, что князя Юрия Церковь прославила в лике святых, а князь Ярослав Всеволодович был отцом величайшего человека Русской истории — благоверного князя Александра Невского; а у безнадежно плохих родителей редко рождаются святые дети. Многие верили, что страшные неведомые кочевники ушли навсегда, что это было не Божие предупреждение, а только страшный сон Хотя, конечно, были и у князя Юрия свои сложности; в чем-то и он не смог преодолеть обстоятельства, и не распознал страшного предсказания в битве на р. Калке, когда налетели неизвестно откуда степные полки, яростно и жестоко расправились с русичами и пропали в никуда, не увидел предвестья будущей смерти Древнерусской державы. Может быть, он где-то был податлив на влияние, не всегда умел принимать решения в неожиданных ситуациях, но он старался, особенно после поражения на Липице, решать все миром. Во второе великое княжение, которое близкий к смерти князь Константин сам завещал ему вместе с опекой сыновей своих, Василька и Всеволода, Юрия Всеволодовича уважали, младшие князья признавали его власть, но единой державы все равно не было. И после Калки, на которую посланный князем Юрием отряд просто не поспел, все осталось по-прежнему: продолжались попытки подчинить вольнолюбивый Новгород Великий, воевали с мордвой, даже, увы, возымел обиду князь Ярослав на брата Юрия… Конечно, в то же время строились и украшались храмы, играли свадьбы… И многие верили, как всегда хочется людям верить, что страшные неведомые кочевники ушли навсегда, что это было не Божие предупреждение — опомнитесь, помиритесь все, объединитесь! В суете обычной жизни многое казалось не очень важным, привычным, простительным; многие князья, которых мы сегодня почитаем как благоверных, в том числе и князь Михаил Черниговский, и сам князь Юрий, неоднозначно вели себя. Но внезапно пришла Вечность.
Зло же это произошло месяца марта в 4 день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий, на Сити на реке, и дружины его много убили. Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, и с попами, со многими слезами вложили его в гроб у Святой Богородицы. А Василька Константиновича вели с многой нуждой до Шернского леса и, когда стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать с ними. Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их, говоря: О, глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христиан- ской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь.
Юрий Всеволодович
В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир. Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила впоследствии Архангельский собор , а в 1225 году заложил каменную церковь Спаса. Основание Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между ее князьями. В 1226 году Юрий посылал против нее братьев Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 года племянника Василька Константиновича ростовского; в январе 1229 года он сам ходил на мордву. После этого мордва напала на Нижний Новгород, а в 1232 году ее усмирял сын Юрия Всеволод с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но спустя несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племен выступила на стороне монголов. Юрий организовал походы в помощь своим бывшим противникам по Липицкой битве: смоленским Ростиславичам, разбитым монголами на Калке - в 1223 году в южнорусские земли во главе с его племянником Васильком Константиновичем, которому, однако, не пришлось сразиться: дойдя до Чернигова, он узнал о поражении русских и возвратился во Владимир; и в 1225 году - против литовцев, разорявших смоленские и новгородские земли, закончившийся победой Ярослава под Усвятом. В 1222-1223 годах Юрий дважды посылал войска, соответственно во главе с братьями Святославом под Венден и Ярославом - под Ревель на помощь эстам, восставшим против Ордена меченосцев. В первом походе союзниками русских выступили литовцы. Согласно «Хронике» Генриха Латвийского, в 1224 году был начат и третий поход, но русские войска дошли только до Пскова.
Русские летописи относят примерно к тому же времени конфликт Юрия с новгородской знатью. Всеволод Юрьевич был вывезен своими сторонниками из Новгорода в Торжок, куда в 1224 году к нему пришел с войском отец. Юрий требовал выдачи новгородских бояр, которыми он был недоволен, и грозил в случае неповиновения прийти в Новгород напоить коней своих Волховом, но затем удалился без кровопролития, удовлетворившись крупной денежной суммой и дав новгородцам в князья своего шурина, князя Михаила Всеволодовича из черниговских Ольговичей. В 1226 году Юрий посылал войска в помощь Михаилу в его борьбе против Олега Курского в Черниговском княжестве; поход закончился успешно, но после утверждения в Чернигове Михаил вступил в борьбу с Ярославом Всеволодовичем за новгородское княжение. В 1228 году Ярослав, вновь изгнанный из Новгорода, заподозрил участие старшего брата в его изгнании и склонил на свою сторону своих племянников Константиновичей, Василька, князя Ростовского, и Всеволода, князя Ярославского. Когда Юрий узнал об этом, то созвал всех родичей на Суздальский съезд в сентябре 1229 года. На съезде этом ему удалось уладить все недоразумения. В 1230 году Юрий женил своего старшего сына Всеволода на дочери Владимира Рюриковича киевского и при дипломатической поддержке последнего и митрополита Кирилла передал Новгород Михаилу и его сыну Ростиславу. Но лишившись-таки Новгорода окончательно в пользу Ярослава 1231 , Михаил сразу же включился в борьбу за Киев против Владимира Рюриковича и перешедшего на его сторону Даниила Романовича волынского.
Несмотря на героизм и отчаянное сопротивление русских дружин, их поражение в этой битве было предрешено - превосходящие силы противника, внезапность нападения и продуманная стратегия монголов сломили сопротивление войска великого князя владимирского. Гибель Юрия Всеволодовича положила конец организованному сопротивлению Северо-Восточной Руси завоевателям. В данной статье мы подробно разберем предпосылки, ход и последствия этого важного события русской истории XIII века, а также попытаемся воссоздать картину самого сражения на основании летописных свидетельств и археологических данных. Причины Ситской битвы Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года в Ярославской области между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и монголо-татарским войском под командованием Бурундая. Это сражение стало одним из ключевых эпизодов монгольского нашествия на Русь. Главной предпосылкой Ситской битвы было масштабное вторжение монголо-татар на Русь в 1237-1238 годах. После разгрома Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств монголы двинулись дальше на северо-запад, чтобы завоевать Новгородскую землю. Однако на их пути встало войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, который решил дать решающий бой защитникам Руси.
Непосредственной причиной сражения на Сити стали действия войска Бурундая, которому Батый поручил завершить разгром Северо-Восточной Руси. После взятия Владимира 7 февраля 1238 года Бурундай повел своих воинов на Углич, Ростов и Ярославль, чтобы уничтожить остатки сопротивления русских князей. Когда Юрий Всеволодович узнал об этом, он решил дать Бурундаю генеральное сражение на реке Сить. Ситская битва стала прямым следствием монгольского вторжения на Русь. С одной стороны, монголы стремились завершить разгром Северо-Восточной Руси, с другой - Юрий Всеволодович попытался остановить их продвижение на север. Столкновение двух армий на Сити было неизбежно. Ход сражения на реке Сить Ситская битва началась ранним утром 4 марта 1238 года. Князь Юрий Всеволодович расположил свои полки на левом берегу реки Сить около села Лопатино в современном Некоузском районе Ярославской области.
Его 12-тысячное войско состояло из ополчения Владимиро-Суздальского княжества, отрядов князей-союзников и дружин. Монголо-татары под командованием Бурундая неожиданно атаковали русские войска. Они форсировали реку Сить и вступили в бой, имея численное превосходство. Битва была ожесточенной - русские ратники храбро сражались, но не смогли устоять под натиском монголов. Ключевым моментом сражения стал татарский маневр - они разделили русское войско на части и стали уничтожать каждую из них по отдельности. Не выдержав натиска противника, русские полки обратились в бегство. Монголы преследовали отступающее войско и беспощадно убивали бегущих. Сам князь Юрий Всеволодович был убит в сражении вместе со многими своими воинами.
Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм. В действительности главные силы Бурундая пошли от Воскресенского, вниз по Сити. Второй отряд окружения, надо полагать, Бурундай направил в устье реки Верексы, в 5-8 километрах от Воскресенского, затем вверх по ней, до Ковалевского ручья и далее на север, до соединения с северным третьим отрядом окружения с целью замыкания кольца окружения.
Третий, северный отряд окружения, только что упомянутый, отделился, как надо полагать, от ярославского оперативного отряда при подходе к устью реки Сити и устремился дальше вверх по Мологе на 13 километров выше до укрепленного городища Старое Холопье. Много позже на том месте построено было с. Борисоглеб с усадьбой Мусина-Пушкина. Отряд взял Старое Холопье, пошел вверх по реке Удрусе, рассыпавшись по деревням вплоть до Суминского, а через Новинку, Крутец, Ветрянку, замкнув кольцо окружения, вместе со вторым отрядом устремился через Федорково на Великое Село, Турбаново, Старое Мерзлеево, а с Халева на Покровское.
Именно так, на мой взгляд, должно было произойти окружение войск князя Юрия. Такая схема «облавы» не противоречит летописям, подтверждается народными преданиями всех этих мест, отдельными заключениями ученых и краеведов. Теперь можно представить весь ход Ситской битвы. Поскольку все отряды Бурундая подошли без спешки, скрытно и действия их были заранее согласованы, то больших временных интервалов между сражениями в разных местах не было.
Однако первым сражением надо считать разгром трехтысячного полка Дорожа ночью, под утро, второго марта 1238 года. Надо полагать, нападение на него было сделано тогда, когда основной его состав находился в крестьянских избах селений Могилицы, Божонки и других, ибо князь Юрий и Дорож уже 8 суток ждали нападения. Естественно, много суток Дорож не мог полк держать в седле, имея теплые избы. Сторожили по западным направлениям сотни, а скорее, десятки всадников.
Свой тыл Дорож считал безопасным. Селения с русскими воинами одновременно были окружены. Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон.
Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим. Это была жестокая битва. Воевода Дорож, доскакавший до князя Юрия доложил: «Княже, обошли уже нас татарове… Мы их ждали от Бежецка, а они пришли от Коя». Пройдя безлюдную низменную местность устья Сити, ярославский отряд напал на район селений: Черкасово, Иван-Святой, Брейтово, Остряковка и другие.
Одновременно с наступлением из устья Сити второй оперативный некоузский отряд Бурундая напал на обозы в Княгинине и Семеновском и начал громить их укрепления в Семеновском по преданию, был монастырь. Этот некоузский отряд еще раньше обнаружил засадный полк и напал на него основными силами. Засада не получилась. Запасный полк первым после полка Дорожа принял удар при следовании на помощь к селу Семеновскому.
Битва разгоралась. Возможно, князь Юрий дал команду, а скорее, командир третьего полка правой руки сам направил часть своих воинов на помощь к Семеновскому через Сить. Битва ожесточилась у д. Игнатово у Семеновского.
В это время третий северный отряд окружения напал на Великое Село, окружил его и уничтожил вместе с людьми Великое Село не возродилось , а затем ударил по полку правой руки в с.
Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок. Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер.
Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский.
По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер. ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр. Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв.
Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. XX вв.
Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер. Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен.
Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист. Вязники, 1896.
Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича
Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или. #русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало. Битва на реке Сити, или Ситская битва[1], — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Юрий - в битве на реке Сить. Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском.