Новости аполлинария суслова

В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него. Насколько я понимаю, это была Апполинария Суслова – роковая муза Достоевского и Розанова.

Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...

Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале. Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Аполлинария Суслова, Людмилы Сараскиной в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн.

Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского»

О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода? Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной. она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом. Прокофий Суслов зажил в столице на широкую ногу: нанял штат прислуги, а для двоих своих дочерей, Аполлинарии и Надежды, пригласил гувернанток и учителя танцев.

Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных

Что касается истории знакомства Сусловой и Достоевского, то версия дочери писателя представляется вполне правдоподобной. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Понятно, что писателю трудно было отказывать возлюбленной в её невинных просьбах: так, например, её повесть «Покуда», довольно слабая и претенциозная, всё-таки была напечатана в журнале братьев Достоевских «Время». Дальнейшие отношения Сусловой и Достоевского можно охарактеризовать как «любовь-ненависть». Фёдор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упрёки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». После очередной ссоры, вместо запланированной совместной поездки в Европу , Аполлинария Суслова отправилась в Париж одна. Достоевский приехал во Францию чуть позже… Аполлинария уже не ждала его; у неё появился новый знакомый-француз. Вот как пишет Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании её романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин.

Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что её возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела ещё раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Фёдор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела». После смерти первой жены Ф. Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась.

Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича. Некоторые полагают, что для Сусловой Достоевский был не великий писатель , а всего лишь поклонник ; утверждают даже, что и книг его она почти не читала, а потому-де весь богатый внутренний мир Фёдора Михайловича для неё словно и не существовал.

Отказала Достоевскому Аполлинарию Суслову — заявлявшую о себе как о начинающем литераторе — полюбил Фёдор Достоевский. На момент знакомства он был старше ее почти в два раза, имел широкую известность.

Однако, по словам современников, Аполлинария видела в нем не великого писателя говорят, она даже не читала его романы , а очередного поклонника. Их отношения были похожи на американские горки: страсть чередовалась с нежностью, любовь с ненавистью. Отношения Достоевского и Сусловой продолжались пять лет. В конце Аполлинария отказала писателю на предложение стать женой.

Из Петербурга в Иваново Суслова вернулась в 1865 году. Сохранились ее письма с первыми впечатлениями: «Здесь даже можно составить общество: я нашла двух женщин очень милых и неглупых, из купчих, кое-что знающих и понимающих. Здесь есть и такие дамы, что рассуждают насчет прогресса, эмансипации женщин и прочих высоких вещах не хуже питерских нигилисток…» Правда, при более пристальном знакомстве ситцевое село уже не кажется Сусловой таким притягательным — через год она напишет: «Купчихи дома одеты ужасно дурно, даже грязно, и только в торжественные дни наряжены богато. Это народ, у которого ничего нет для себя: парадные комнаты, парадные постели, парадные платья.

Здесь есть один купец-миллионер, либерал и образованный: принимает архиереев и губернаторов к себе в дом, а где дочери его спят, так в эти комнаты войти страшно — нет не только порядочной мебели — нет даже воздуха хорошего и чистоты…» В 1868 году Суслова открыла в Иванове первую частную школу-пансион для девочек. Учебное заведение просуществовало несколько месяцев — власти обвинили учительницу в неблагонадежности: «Во-первых, она носит синие очки, во-вторых, волосы у нее подстрижены. Кроме того, имеются слухи о ней, что «в своих суждениях она слишком свободна и никогда не ходит в церковь». Интересно, что в письмах к столичной подруге Суслова сообщает, что в Иванове «полюбила человека, который вызвался не только поправить мои дела, но и открыть мне новую дорогу…» Исследователи предполагают, что речь шла о Филиппе Нефёдове его адреса и история еще будут в нашем путеводителе.

Впервые Аполлинария Суслова вышла замуж в возрасте сорока двух лет. Ее партнером в случае с эмансипированной женщиной по-другому не напишешь стал студент Василий Розанов — позже прославившийся как философ и писатель. Сохранилась его дневниковая запись о начале отношений: «Суслова меня любит, и я её очень люблю.

Много ли вы встречали женщин «упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью» сейчас, когда из TV, газет и интернета на нас с детства льются тонны порнографии? Я — ни одной.

Но встречала много тех, кто мечтает стать проституткой, в той или иной степени. Так бывает: когда что-то не получается, как хочешь, или что-то обижает, начинаешь обвинять и карать то, что не дается, винить зеркало. Что-то подобное произошло и с Федором Михайловичем. Апполинария должна была встретиться с Федором Михайловичем в Париже, но дамочку уже соблазнил какой-то жалкий Сальвадор, испанец. Когда же он наигрался ей и бросил, она снова стала звать Достоевского.

Не только в ближайшей «Пятерочке» в очереди с макаронами можно найти Апполинарий, но и в истории тоже есть много подобных женщин, общение с которыми ни к чему хорошему не приводило — Жозефина, Наталья Гончарова, Лиличка Брик. Вот что писала Фаина Раневская действительно состоявшаяся личность о Гончаровой: «Загадка для меня, как мог ОН полюбить так дуру набитую, куколку, пустяк…» «Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим» — это невроз. Женщин на планете — большинство, пол ребенка может поменяться, если мать принимала алкоголь. И сама-то Апполинария позиционировала себя как феминистку, то есть собиралась бороться за равенство. Но хорошо, предположим, что это — реализовать свое женское начало.

Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом.

Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова.

Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой.

Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна.

Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать.

А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины.

Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение.

А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны.

Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей. Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте.

Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства. В письме от 29 декабря 1866 года Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: Как-то ты проводила вчерашний день?

Думал тебя во сне увидеть — не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати.

Мучительница

В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова". Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов.

Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев

Аполлинария Суслова родилась в 1839 году в крестьянкой семье. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально). Аполлинария Прокофьевна Суслова была тесно связана с Федором Михайловичем Достоевским и стала прототипом нескольких ключевых женских образов в его романах. Достоевский и Аполлинария Суслова вместе путешествовали по Европе, ссорились, расставались и снова встречались, но вскоре поняли, что эти отношения обоим им затрудняют. Роковая женщина Аполлинария Суслова К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная. Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной.

«Инфернальница» Аполлинария Суслова

После смерти жены Достоевский, испытывающий несказанное наслаждение от этих мучений, несколько раз предлагает ей стать его женой. Но она категорически отказывается, понимая, что нет более той Полины так он ее называл. Отъезд из Петербурга Через пять лет после первой встречи, весной 1866 года, как следует из биографии Аполлинарии Сусловой, в жизни ее произошли изменения. Они простились с Федором Михайловичем, точно зная, что они никогда больше не увидятся, и уехала к брату, в деревню, считая Достоевского виновным во всех ее бедствиях. Поначалу занималась общественной деятельностью, но после окончила учительские курсы и открыла школу, которая проработала два месяца, после чего ее закрыли. Дело в том, что Суслова в Петербурге считалась неблагонадежной, за ней устанавливалась слежка. Ее связи с революционерами, по мнению политического департамента полиции, не давали ей права заниматься педагогической деятельностью. Она жила у брата в Тамбовской губернии, но чем занималась, неизвестно. Через десять лет она приезжает в Петербург, где столкнулась с Достоевским, который не узнал ее или сделал вид, что не узнал. К этому времени он женился на своей стенографистке Анне Сниткиной.

Это все задело и обидело Суслову. Может, она по-прежнему продолжала его любить? Встреча с Розановым Через некоторое время она знакомится с 24-летним студентом, будущим провинциальным учителем, журналистом, философом Василием Розановым. Как он вспоминал впоследствии, Суслова сохранила черты поразительной былой красоты. По его словам, он был почитателем Ф. Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского. В 1880 году, после длительной связи, они поженились. Это было еще при жизни Федора Михайловича, который продолжал любить Аполлинарию, наделяя героинь своих романов ее чертами. Этот брак не мог быть счастливым.

Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей. Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной. Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем. Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться. Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного. Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу. Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться.

Но она отвечала на них грубостью и отвращением. Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей. Его вторая жена была набожной, и они обвенчались. Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод. Присылал к ней людей, которые уговаривали ее. Но ей нравились его унижения и страх. Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания.

Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник — Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца. С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности. Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство. Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки.

С этой задачей биография справляется прекрасно.

Людмила Сараскина изображает Суслову в ее расцвете не как сомнительную особу, богатые похождения которой и ныне дают почву для интереса, лежащего вне научного поля. Она подводит нас к образу своего рода пионерки пусть и неудачливой , возможной в русском обществе 60-х годов XIX века как нечто исключительное: попытки стать писательницей без протежирования классиком, попытки «свободно любить», попытки стать преподавательницей и изменить косную систему, шокирующий общественность брак со студентом. Линия жизни стереотипной «бунтарки, революционерки, фурии», которая до конца непреклонна в нашем представлении, идет вразрез с дорогой той стареющей женщины, ищущей хотя бы маленький островок покоя и благополучия, которую пытается обнаружить в Сусловой Л. Будучи «адвокатом» своей героини, исследовательница хочет наконец увидеть в ней христианские поиски, попытки примириться с судьбой и даже просто обычную одинокую женщину, взыскующую пристанища в холодном мире. В середине девяностых годов она взяла на воспитание девочку, сироту Сашу, которая вскоре погибла, утонув в Оке.

Велико искушение рассматривать новую книгу Л. Сараскиной как продолжение предыдущего ее труда: даже в самой концепции наблюдается сходство. Как и Федор Михайлович, Аполлинария предстает в биографической книге сложной, с темной стороной, личностью, в которой, однако, перевешивают одаренность, искания, страдания, иными словами, свет. Но если для глубокого анализа не только творчества, но и личности Достоевского требуется большая смелость — это культовая фигура со сформированным каноном, то Суслова, особенно при большом количестве недоброжелателей, гораздо более податливая и неисследованная почва. Невольно приходит на ум и сравнение с трудом Н.

Шубниковой-Гусевой, посвященным Галине Бениславской. Как и Аполлинария, главная героиня представлена в нем неоднозначной, не реализовавшейся в жизни личностью, достаточно харизматичной, чтобы вызвать интерес двух классиков в случае Бениславской — Есенина и Пильняка , но не сумевшей ничего построить. Однако налицо и некоторое различие. Шубникова-Гусева тоже сопровождая свой труд дневниками и документами представляет нам Бениславскую как мечтавшую о «традиционной» женской судьбе, в глубине души «обычную» девушку, которая могла бы быть благополучной, счастливой, воплотившейся как мать, супруга и даже автор. Если бы не столкнулась с такой в определенном смысле страшной и сложной личностью, как Есенин 1920-х годов.

Но, как ни пытается Л. Сараскина представить нам Аполлинарию в качестве подобной же жертвы гения в роли старшего и рокового человека здесь выступает Достоевский , не сумевшей уравновеситься, потерявшей себя без грамотного руководства и заботы, — героиня порой вырывается из этой роли. И оказывается, что ее «слишком много», чтобы иметь шанс на счастье. Мы наблюдаем парадокс, когда герой исследования не вмещается в него, и возможно, именно эта особенность Сусловой подтолкнула Л.

Следующей супругой Достоевского стала влюбленная в него стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. А Суслова вышла замуж в 40 лет за 24-летнего Василия Розанова , ставшего известным в качестве религиозного философа и литературного критика. Суслова в произведениях Достоевского Литературные критики обнаружили черты Сусловой в ряде персонажей Достоевского. Самой очевидной героиней стала Полина в романе «Игрок», где описывается ее любовное увлечение французом, ссоры, нервный характер отношений и увлечение главного героя рулеткой. Произведение было написано в 1863 году, когда Достоевский был в долгах из-за азартных игр и заключил контракт с издательством на скорейший выпуск нового романа. Тогда же писатель впервые воспользовался услугами стенографистки, которая впоследствии стала его женой.

В «Идиоте» качествами Сусловой писатель наделил Настасью Филипповну: «В черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна». По мнению литературоведа и биографа Сусловой Александра Долинина, при создании образа Катерины Ивановны из «Братьев Карамазовых» писатель использовал черты Аполлинарии. Он отметил, что слова Ивана Карамазова , обращенные к Катерине Ивановне «Вы слишком сознательно меня мучили, чтоб я вам в эту минуту мог простить» , похожи на послание Достоевского сестре Полины Надежде: «Ведь она знает, что я люблю ее до сих пор. Зачем же она меня мучает? Ru» в Дзен и Telegram.

Надежда Суслова, 1860-е гг. Wikimedia Commons Сёстры Сусловы посещают пансион благородных девиц в Москве, после перевода отца в Петербург заканчивают обучение уже в столице, там же начинают ходить на университетские лекции в качестве вольнослушательниц. Но если Надежда влюблена в естественные науки, то Аполлинария мечтает стать писательницей. Сближение В конце 1859 г. С 1861 г. Во «Времени» публиковались М. Салтыков-Щедрин , А. Островский , Н. Некрасов , сам Достоевский напечатал там «Униженных и оскорблённых» и «Записки из Мёртвого дома». В десятом номере «Времени», вышедшем 1 ноября 1861 г. С-ва», — под этим незамысловатым псевдонимом скрывалась Аполлинария Суслова. Повесть, по мнению литературоведов, слабая. Почему же Достоевский а художественный отдел возглавлял именно Фёдор Михайлович решает её опубликовать? Здесь мнения расходятся. Возможно, это был поклон в сторону «женского вопроса»: смотрите, мол, и женщины повести писать умеют. Какого качества эти повести — дело десятое. Но есть и другая версия: Достоевский просто публикует произведение своей любовницы. Впоследствии он напечатает ещё два сочинения Сусловой. Фёдор Достоевский, 1863 г. Wikimedia Commons Неизвестно, сближение Достоевского и Сусловой произошло до первой публикации или после. В 1861 г. Он несчастливо женат, она — эмансипированная «вечная студентка» с короткой стрижкой. Какой была их первая встреча — никто не знает. Дочь Достоевского Любовь Фёдоровна в мемуарах рассказывала, что Суслова в письме призналась отцу в любви, а он не смог устоять. Правда, такое письмо в архиве Достоевского найдено не было, и других свидетельств об этом документе нет. Так или иначе, не позднее 1862 г. Эти отношения болезненны для Аполлинарии. Её, свободолюбивую и передовую, всё же тяготила связь с женатым мужчиной. Достоевский хоть уже и не жил с женой, но разводиться не планировал. Мария Дмитриевна тяжело болела, и было очевидно, что естественная развязка близка. Аполлинария Суслова с обрезанными волосами. Wikimedia Commons Сохранился черновик письма Сусловой Достоевскому, в котором она признаётся: «За любовь свою никогда не краснела: она была красива, даже грандиозна. Я могла тебе писать, что краснела за наши прежние отношения. Но в этом не должно быть для тебя нового, ибо я этого никогда не скрывала и сколько раз хотела прервать их до моего отъезда за границу».

"Иваново с Перцем". Часть II. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова"

Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна. она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий