Достоевский и 4 года каторжных работ. Смотрите онлайн видео «Почему Достоевский попал на каторгу? Достоевский на каторге «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Читайте о Достоевский на каторге в Сибири, а также другие интересные статьи о Сибири на сайте Это Сибирь! Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега.
За что Достоевского сослали на каторгу
Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик | на каторгу, где встретил свою первую жену. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. |
Достоевский и Забайкалье | Читать свежий выпуск газеты ЧО онлайн и бесплатно — Читинское Обозрение | Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. |
За что Достоевского сослали на каторгу | Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. |
Русский язык, 10 класс | На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. |
За что Достоевский был арестован и оказался на каторге?
Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ. Заключение генерал-аудиториата: «Отставного поручика Достоевского лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет». На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск.
Достоевский на каторге в Сибири
Казнь была заменена 4-летней ссылкой, которую писатель провел в Омске. Надзор над ним сохранялся до 1875 года. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви».
Он много писал, переводил, и его первый роман "Бедные люди" похвалил Белинский, что очень воодушевило. Но следующие произведения встретили с непониманием и холодом. В результате Достоевский покинул кружок Белинского и попал в круг общения Майковых и Бекетовых.
В кружок Бекетовых входил Плещеев, который познакомил Достоевского с Петрашевским. Писателю на тот момент было 25 лет конец 1846 год. У петрашевцев звучали всякие свободолюбивые мысли: обсуждались вопросы отмены крепостного права и свободной печати книг. Среди этой компании были разные люди. В том числе нашлись там и радикально настроенные, планировавшие устроить переворот и тайно печатать запрещенную литературу. Достоевский примкнул к ним. В апреле 1849 петрашевцев арестовали.
Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости.
Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя... Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст.
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"... Достоевский скончался 28 января 1881 года. Федор Михайлович Достоевский был один из немногих писателей, который оставил нам автобиографию. Краткую историю своей жизни Достоевский на словах передал А.
Достоевской, которая их тщательно задокументировала и опубликовала в журнале «Дневник писателя». Многочисленные современники Федора Михайловича говорят о том, что писатель не любил разговаривать о своей жизни. Однако, небольшой рассказ о себе Достоевский все же оставил своим потомкам. В «дневнике писателя» известный классик рассказывает о том, что до 16 лет взросление его проходило под чутким руководством родителей, в Москве.
Достигнув возраста, когда пора было определяться с местом дальнейшего обучения , Федор Михайлович, по наставлению родителей, отправился сдавать экзамены в Инженерный институт. Благополучно выдержав экзамен, Достоевский учится в институте вплоть до 1842 года, после чего отправляется в армию. После выхода в отставку, Достоевский стал жертвой обстоятельств, которые определили его дальнейшую деятельность. В 1849 году он был арестован за связь с предателями страны, которые пытались захватить власть в стране.
Был отправлен на каторгу, где потерял все свои права гражданина России. Достоевский и антисемитизм Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».
Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских». Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских! Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского.
Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера. По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях и в Ковнере, в частности искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому. Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями.
Вскоре после публикации «Белых ночей» писателя арестовывают по обвинению в связях с «делом Петрашевского». Суд, не смотря на отрицание обвинений, признается виновным. Смертная казнь была назначена на 22 декабря 1949 года, и в последний момент было объявлено о помиловании и назначении каторжных работ. Все ужасные ощущения перед казнью Достоевский вложил в уста князя Мышкина, героя «Идиота».
Каторга писателя длилась четыре года и проходила в Омске, после освобождения он был направлен в седьмой линейный сибирский батальон в качестве рядового. Во время службы он знакомится с Марией Исаевой, с которой венчается в 1857 году в Кузнецке. Достоевский в русской революции Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Русская революция пропитана теми началами, которые прозревал Достоевский и которым дал гениально острое определение.
Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы. Он не остался на поверхности социально-политических идей и построений, он проник в глубину и обнажил метафизику русской революционности. Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный. Так удалось ему религиозно постигнуть природу русского социализма.
Русский социализм занят вопросом о том, есть ли Бог или нет Бога. И Достоевский предвидел, как горьки будут плоды русского социализма. Он обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный. У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов.
Он никогда не остается в середине, не останавливается на состояниях переходных, всегда влечет к последнему и окончательному. Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он — поистине русский национальный гений. Метод Достоевского иной, чем у Гоголя. Гоголь более совершенный художник.
Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Все творчество Достоевского есть - антропологическое откровение,— откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины. Ему раскрываются те мысли человеческие и те страсти человеческие, которые представляют уже не психологию, h онтологию человеческой природы.
У Достоевского в отличие от Гоголя всегда остается образ человека и раскрывается судьба человека изнутри. Зло не истребляет окончательно человеческого образа. Достоевский верит, что путем внутренней катастрофы зло может перейти в добро. И потому творчество его менее жутко, чем творчество Гоголя, которое не оставляет почти никакой надежды.
Женщины в жизни Достоевского: Русский «Маркиз де Сад» Сказать, что Федор Михайлович Достоевский обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и... Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом».
Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь. Его сексуальность носила садомазохистский характер. Ему нравилось превращать женщину в свою игрушку, а после — хотелось самому почувствовать себя ее вещью...
Вытерпеть такое могла не каждая. Унять сексуальный жар не помогали ни обливание холодной водой, ни работа до седьмого пота. Такое мог сказать только человек, который сам был обделен красотой и не надеялся когда-либо ею насладиться. Чувствуя себя этаким Квазимодо, Достоевский крайне эмоционально реагировал на всякую красоту.
Но прежде всего — на красоту женскую. Еще бы: какая же красавица согласится быть рядом с таким ничтожеством и уродцем?! А именно таким он себя долгое время осознавал. Потому то такой впечатлительной была его реакция на любое красивое личико и особенно...
Ох уж эти ножки! Увидит из-под кокетливо приподнятого платья кусочек стройной лодыжки — шлепнется в обморок. Увидит в витрине на дамском манекене чулочек с подвязкой — ищет скамейку, чтобы перевести дух и не потерять сознание. Едва ли не каждое письмо свое к Анне Григорьевне он будет заканчивать мысленным целованием ее ножек: «Целую пять пальчиков на твоей ножке, целую ножку и пяточку, целую и не нацелуюсь, все воображаю это...
Особенно люблю то, про что сказано: «И предметом сим прелестным — восхищен и упоен он». Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь», «Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить... Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я».
Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же. В постели с Достоевским Говорить о великом писателе, классике мирового масштаба, одном из величайших властителей дум как о любовнике, муже и мужчине "с сексуальными странностями", мягко говоря, нелегко.
Во-первых, неимоверно сложно побороть пиетет. А во-вторых, уж больно сама тема "опасна" - когда называешь вещи своими именами, слова становятся тяжеловесными и грубыми, и трудно соблюсти меру, если речь идет о такой гениальной и больной индивидуальности, как Федор Михайлович Достоевский. Певец чудовищной эротики? Многие черты его характера и события жизни продолжают оставаться загадочными и необъяснимыми.
Подлинную правду о нем знали только немногие друзья. В своих романах и повестях он так взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола, так настойчиво выводил сластолюбцев, растлителей и развратников, так проникновенно рисовал "инфернальных" роковых и грешных женщин, что совершенно естественно возникает вопрос: откуда пришло к нему исключительное знание тяжелой, порою чудовищной эротики его распаленных героев и героинь? Создал он весь этот мир страстей, преступлений и возмездия, взлетов духа и беснования плоти из наблюдений, фантазий или собственного опыта? Кого и как любил он и каким был Достоевский-муж и любовник?
Может быть, кое-что в этом рассказе вам покажется неправдоподобным или маловероятным, но ведь Достоевский был гораздо сложнее, чем любой из его героев. Гениальный эпилептик, прошедший через страшные испытания смерти, каторги, нужды и одиночества, патологический любовник и мятущийся искатель святости, он прожил неповторимую, фантастическую жизнь. Первая любовь Федор Михайлович Достоевский вырос в семье, над которой безгранично властвовал отец-деспот. Вспыльчивый, угрюмый и подозрительный, он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях.
Михаил Андреевич был способен обвинить в неверности жену на седьмом месяце беременности, а потом мучительно переживать свои сомнения. Почти такой же болезненный характер носили вспышки его гнева. В докторе Достоевском хорошо заметны все признаки двойственности и невроза, которые проявились потом и у его сына. Вполне вероятно, они стали причиной возникновения страшной болезни - эпилепсии.
Мать умерла, когда Федору еще не исполнилось шестнадцати лет. В тот же год его со старшим братом отправили в Петербургское инженерное военное училище. Подросток Достоевский был замкнутым и робким, у него не было ни "манер", ни денег, ни знатного имени. Если сверстники хвастались знанием тайн любви, полученным в объятиях крепостных девок и петербургских проституток, то Федору оставалось только помалкивать.
После с горем пополам оконченного учебного заведения Достоевский сразу же подал в отставку и занялся писательством. Это был единственный способ заработать на жизнь: в восемнадцать лет он остался круглым сиротой с кучей младших братьев и сестер. В 24 года с успехом повести "Бедные люди" перед Достоевским открылись двери петербургских салонов. У литератора Ивана Панаева он знакомится с его женой, Авдотьей Яковлевной, и по уши влюбляется.
Через три месяца Достоевский пишет брату: "Я влюблен не на шутку в Панаеву... Болен нервами и боюсь горячки или лихорадки нервической". Первая влюбленность была мучительной, а закончилась унизительно. Что ж, ее можно понять...
Тем не менее не стоит думать, что несчастный влюбленный был совершенным девственником. По собственному признанию, Федор не отказывался участвовать в товарищеских пирушках, и шумные вечера обычно заканчивались в публичных домах. В 24 года Достоевский писал: "Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки, и нервы больные", а также: "Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь".
Но литературный успех очень быстро сменился провалом. Следующее произведение «Двойник» не понравилось ни публике, ни критике. Достоевский "ушел на дно". Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года.
Жизнь моя была угрюмая, беспорядочная и до одичалости одинокая... Дома я всего больше читал, но по временам наскучало ужасно... Хотелось двигаться, и я вдруг погружался в темный, подземный, гадкий не разврат, а развратишко... Порывы бывали истерические, со слезами и конвульсиями...
Развратничал я уединенно, по ночам, потаенно, боязливо, со стыдом, не оставлявшим меня в самые омерзительные минуты... Боялся я ужасно, чтоб меня как-нибудь не увидали, не узнали... Ходил по самым темным местам... Жена Достоевского - ангел, посланный небесами В конце прошлого века английские ученые, рассказали миру о том, какой должна быть просто идеальная жена.
По мнению мужчины - это женщина, умеющая во всехвопросах соглашаться со своим мужем и делать это в самой милой и приятной манере - «Да, милый! Известному русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому в этом смысле, безусловно, повезло. Его второй женой стала бывшая стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. Это была именно, та женщина, которая была нужна писателю - ангел, спустившийся с небес и ставший его хранителем в жизни.
Об Анне Григорьевне даже Лев Толстой говорил, что она является той женщиной, которая нужна любому писателю. Хотя при этом жена Толстого тоже всегда была образцом идеальной жены. Вздорный характер и привычки Достоевского запросто могли привести его в сумасшедший дом или даже в тюрьму. Но его спасением от всех этих возможных жизненный перипетий стала именно Анна Григорьевна, умеющая всегда усмирить «бесов», порой разыгрывающихся в голове писателя.
Достоевского, мать его четверых детей. С детства зачитывалась произведениями Достоевского. С 4 октября 1866 года, в качестве стенографистки-переписчицы, участвовала в подготовке к печати романа «Игрок» Ф. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.
На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица скульптор Ромуальдас Квинтас. Направившись на юг, в Швейцарию, Достоевские заехали в Баден, где сперва Фёдор Михайлович выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Почти год они жили в Женеве, где писатель отчаянно работал, и иногда нуждались в самом необходимом. Там у них родилась первая дочь Софья, однако в возрасте трёх месяцев ребёнок умер, к неописуемому отчаянию родителей.
В 1869 году в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь.
Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз. Написал «Игрока» за 26 суток Литературную продуктивность Достоевского почти всегда подстегивали особые внешние обстоятельства — жесткий договор с издателем и «горящие» сроки возврата долгов. Федор Михайлович безудержно писал, особенно по ночам, запивая вдохновение неизменным крепким чаем. Так, «Игрока» он написал за 26 суток, чтобы не попасть в «вечную» кабалу к издателю Федору Стелловскому. Отвечал на письма в «Дневнике писателя» «Дневник писателя» Достоевского стал первым «интерактивным» журналом и прообразом всей современной сетевой публицистики. Ничего подобного в то время просто не существовало. Писатель получал большое количество писем читателей и даже вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на письма на страницах «Дневника».
Задолго до Ницше вывел тип особого «сверхчеловека» Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает, чтобы самому себе доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Он признается: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться.
Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить. Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, — болезни от него унаследованной». Дети Ф. Слева — Алеша, справа — Федор и Любовь. Фото: Н.
Лоренкович, 1878 г. Даля Некоторые исследователи приводят мнение крупнейшего педиатра, профессора Александра Клиорина, который не обнаружил серьезных оснований считать Алешу эпилептиком и предположил, что имела место молниеносная форма менингита. Как бы то ни было, Достоевский глубоко переживал эту смерть. Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях. Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события. Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому.
Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел.
За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произошёл с ним во вр
Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. Смотрите онлайн видео «Почему Достоевский попал на каторгу? Герой Достоевского, от имени которого ведется повествование, попал на каторгу за убийство жены.
Омская каторга Федора Михайловича Достоевского
В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение.
Каторга вместо эшафота. Чем занимался Достоевский в Омском остроге
Фёдор Достоевский был осужден и отправлен на каторгу за участие в кружке подпольных революционеров. Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. Рамблер/субботний.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
В солдатах стало легче — местное начальство прослышало о его книгах, которыми зачитывалась вся Россия царю и в голову не пришло запретить его книги, в которых никакой политикой в ту пору и не пахло. Знаменитому писателю местные начальники сделали разные поблажки — разрешили ночевать в нанятой квартире в городе, а не в казарме с солдатами, разрешили за небольшую взятку несколько отлынивать от тяжёлых солдатских обязанностей, приглашали писателя даже местные офицеры и генералы к себе в гости, познакомиться. Достоевский в солдатах немедленно возобновил свою половую жизнь — стал «иметь» жену одного местного пьющего мелкого чиновника Исаева. Через год после начала такой «любви втроём» пьющий муж увёз-таки своё семейство подальше от любовника жены, да ещё и известного писателя, в Кузнецк ныне Новокузнецк, в 600 километрах от Семипалатинска и там быстро умер. В новом месте своего жительства дама завела себе другого молодого человека, забыв о семипалатинском своём писателе рядовой Достоевском. После своего увольнения в запас Достоевский женился-таки на этой энергичной на мужиков вдове, но девушка его не любила, быстро умерла, а Достоевский перед её смертью ей изменял со своей знаменитой юной тигрицей Аполлинарией Сусловой. Также позабавился писатель в Семипалатинске и с местной простой девочкой 17-и лет, которой давал у себя на квартире некие «уроки», наверное, учил грамоте.
Он, тридцатипятилетний бывший каторжник, любил совсем юных дев. Как известно, есть правдоподобные сведения, что Достоевский впоследствии не отказывал себе и в развлечениях с 12-13-илетними своими пассиями. Общество и государство в то время сквозь пальцы смотрело на такие развлекухи стоялых жеребцов. Крепостное право, ничего не поделаешь. О чём думает молодой помещик, владелец крепостных рабов? Правильно, думает о совсем своих юных, то есть достаточно нестроптивых и привлекательных, рабыньках.
Поэтому усиленно восхищаясь русской классической литературой, упорно изучая её, нашу классическую литературу, в школе, не забудем, что все эти великие русские литературные гении, все эти достоевские, пушкины, лермонтовы, толстые, гоголи, некрасовы, тургеневы, все они, кроме того, что они писатели, — рабовладельцы, то есть педофилия со своими юными невольницами была им в ту пору почти официально разрешена, неофициально же развлекались этим запрещённым и преступным занятием по полной! Да и как недавний каторжник, молодой человек Достоевский тут не оригинален — как и все молодые мужчины, недавно покинувшие-таки места лишения свободы, он бросился в беспробудный секс с первыми попавшимися бабёнками.
Достоевский и Ч. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени. Я говорю про чёрный народ. Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно". Одним из таких людей стал комендант крепости Алексей Фёдорович де Граве, который старался облегчить положение арестанта и по возможности освободить от тяжёлых работ.
После освобождения там же, в Омске, состоялось знакомство Достоевского с Чоканом Валихановым, будущим известным путешественником и этнографом. Предчувствие весны В марте 1854 года в Семипалатинске, где после острога писатель отбыл пять лет из "бессрочной службы" рядовым в 7-м сибирском линейном батальоне, он получил наконец возможность жить на отдельной квартире, а самое главное — получать книги и писать. Вид с Александро-Невской церкви. Фото: pastvu. Здесь уже начало киргизской степи. Город довольно большой и людный. Азиатов множество. Степь открытая. Лето длинное и горячее, зима короче, чем в Тобольске и в Омске, но суровая.
Растительности решительно никакой, ни деревца — чистая степь. В нескольких верстах от города бор, на многие десятки, а может быть, и сотни вёрст. Здесь всё ель, сосна да ветла, других деревьев нету. Дичи тьма. Порядочно торгуют, но европейские предметы так дороги, что приступу нет". Весенний воздух после нескольких лет "тесноты, духоты и тяжкой неволи" опьяняет Достоевского — он весь в предчувствии решительных перемен, появления в своей жизни чего-то грозного и неизбежного. Позже, сравнив свои тогдашние чувства с последующими событиями он будет поражён: "Напророчил же я себе!
А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал». Достоевский Ф. Достоевский, 1861 г. Сам же он получил от критиков своеобразное звание русского Данте, который сошёл в каторжную жизнь как в преисподнюю. Любимая няня и прототип Настасьи Филипповны Эпизодов и деталей из собственной жизни Достоевский описал в своих произведениях достаточно много. И не все они были ужасны — к примеру, в романе «Бесы» упоминается любимая няня будущего писателя и его братьев и сестёр. Женщина по имени Алёна Фроловна была с будущим классиком и другими детьми семейства Достоевских с младенчества, она рассказывала им множество сказок, всегда была добра и весела и оставила у Фёдора Михайловича самые приятные воспоминания. Природа села Даровое, уютная роща и близлежащий лес также запечатлелись в памяти писателя самыми тёплыми и яркими картинками. Настолько, что даже в ссылке и в тюрьме он с наслаждением вспоминал покос, поля и лучи солнца, ярко описывая всё это в тех же «Бесах», своём первом романе, принёсшем ему оглушительный успех, «Бедных людях» и «Дневнике писателя».
Прогнивший пол покрывал толстый и липкий слой грязи. Летом маленькие окна были в зеленых подтеках, зимой залеплены инеем и снегом. Потолок протекал. Струи холода и резкие порывы ветра врывались сквозь щели в стенах. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, и вшей, и тараканов четвериками». Когда наступал вечер и затихали шаги караульных, в остроге начиналась ночная жизнь. Попойки, карты, ссоры. Некоторые каторжники, прозванные «целовальники», специализировались на торговле водкой. У них были помощники, добывавшие водку «вне острога» и прятавшие ее там, куда каторжников водили на работу. Водку наливали в бычьи кишки, обматывали вокруг тела и тайно проносили в острог. Эта «живая вода» разбавлялась поочередно каждым участником операции и, чтобы напиться допьяна, нужно было выпить ее изрядное количество, и чем дольше острожник не пьянел, тем больше это тешило его самолюбие. Карточные игры в остроге были запрещены, но каторжники, которых называли «караульные прислужники», стояли на страже в прихожей, подстерегая появление майора, и за утрату бдительности расплачивались собственной спиной. Ссоры были частыми, буйными, остервенелыми. Среди каторжников было немало мастеров ругаться. Вокруг них, точно на конкурсе непристойного красноречия, собирался кружок почитателей. Тут были свои чемпионы, их поощряли свистом и криками. Иногда доходило до драк — внезапных, беспричинных, бессмысленных. Потом каторжники, оглушенные, избитые засыпали на своих нарах. Медленно догорали свечи, и ночную тишину нарушали лишь храп и звяканье кандалов. В этом зловонном хлеву, в холоде, среди звуков, издававшихся человеческим стадом, Достоевский тщетно пытался забыться сном. Его сосед по нарам вытянул руку из-под одеяла и, думая, что он спит, обыскивал его карманы. Кто-то справа от него бредил во сне. Кто-то глухо кашлял в дальнем конце помещения, сморкался, икал, харкал. А кто-то вставал и в полусне, точно лунатик, брел к параше. Федор Михайлович был ввергнут в бездну человеческого страдания, окунулся в самую гущу зла, изнуряющего плоть, отупляющего ум. И под курткой, едва доходившей ему до колен, он нащупывал Евангелие, переданное ему женами декабристов. На рассвете барабан кордегардии бил зорю. Офицер отпирал дверь острога. Свежий зимний воздух врывался в помещение и, смешиваясь с удушливым смрадом и молочно-белыми клубами пара, проносился по казарме. Заключенные подымались с нар, окоченевшие, угрюмые. Одни по привычке крестились, другие сразу же начинали грызться между собой. А пламя сальной свечи освещало всю сцену… Потом, позвякивая кандалами, арестанты толпились у ведер с водой. Каждый по очереди брал ковш, набирал в рот воды и умывался, выплевывая воду в ладони и ополаскивая ею лицо. А Достоевский, переминаясь с ноги на ногу, ждал своей очереди, согревая дыханием онемевшие от холода пальцы. Пища была скудной: хлеб и щи, в которых плавало несколько кусочков говядины. По праздникам выдавали кашу без масла, а на Великий пост кислую капусту с водой и больше почти ничего. Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало. Не курить табаку тоже нельзя было, ибо можно было задохнуться в такой духоте. Все это делалось украдкой». Каторжники встретили Достоевского и Дурова настороженно. Новенькие были людьми образованными, дворянами — барами, следовательно, врагами. Кроме того, они не понимали в чем их преступление. Кого они убили? Что украли? Федору Михайловичу очень хотелось завоевать расположение своих товарищей по каторге, и он острее других страдал от их заносчивости и враждебности. Тем не менее он по доброй воле, терпеливо старался не выделяться среди них, понять их образ мыслей, вникнуть в их ссоры, уяснить их претензии. Но каторжники находили, что он нарушает меру. Раз он добивается их дружбы, значит, он ее недостоин. Однажды каторжники, недовольные плохой пищей, решают заявить «претензии» майору Кривцову. Достоевский к ним присоединяется. Да ведь и из ваших есть, что свое едят, а вышли же. Ну, и нам надо было… из товарищества. Достоевский вынужден был уйти. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». Каторгу отбывали несколько польских интеллигентов, осужденных на каторжные работы за участие в польском восстании: бывший профессор Жадовский, которого каторжники называли «святым» за то, что он без конца молился; Богуславский, прозванный «больным», а также Токаржевский и Мирецкий, оба они перед отправкой в Сибирь были наказаны палками. Но и они не понимали Достоевского и не любили его. Воодушевленные национальной идеей, они ненавидели Россию и русских и считали за честь проявлять эту ненависть при каждом удобном случае. Они не признавали в Достоевском ни социалиста, ни демократа, ни просто «пионера свободы». Они находили его слабым и лишенным самолюбия. Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя. И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь. Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров. Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное. Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу! Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего. И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни. Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Непременно бегу! Вот только бы спина зажила! В «Записках» Достоевский отмечал, что заключённые мёртвого дома надеялись, что их пошлют в Нерчинск, и там, отбыв срок, они выйдут на поселение. Примечательно, что здесь говорится о Нерчинске, хотя в этом славном городе каторги не было. Её центр находился в Нерчинском Заводе. Однако тогда Нерчинском называли и весь край, и каторгу. Позже внимание Фёдора Михайловича привлёк молодой человек, революционер, судьба которого оказалась связанной с Забайкальем. Этим человеком был Алексей Кириллович Кузнецов. В 1869 году он проходил обвиняемым по громкому делу об убийстве студента членами революционного кружка под руководством С.
Достоевский внимательно следил за судебным процессом, изучал показания подсудимых, что подтолкнуло его к написанию романа «Бесы». Кузнецов фигурирует в нём под именем Алексея Кириллова. В романе его жизнь обрывается выстрелом: «я, Кириллов, объявляю, что сегодня… октября, ввечеру, в восьмом часу, убил студента Шатова, за предательство, в парке, и за донос о прокламациях и о Федьке, который у нас обоих, в доме Филиппова, тайно квартировал и ночевал десять дней. Убиваю же сам себя сегодня из револьвера не потому, что раскаиваюсь и вас боюсь, а потому, что имел за границей намерение прекратить свою жизнь».
В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю. Затем состоялся суд. Достоевский обвинялся в том, что он бывал на их собраниях, принимал участие в обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности - вопроса о крепостном праве, восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение "Солдатской беседы", знал о предложении завести тайную литографию и читал несколько раз на собраниях знаменитое письмо Белинского к Гоголю именно чтение письма было главным обвинением. Достоевский в письме к брату говорил о том, что он уже и не хотел читать.. Но дал слово.
О проекте Омская каторга Федора Михайловича Достоевского Русский писатель Федор Михайлович Достоевский 1821-1881 провел в Омском каторжном остроге четыре года январь 1850 — январь 1854. Весной 1846 Достоевский познакомился с М. Буташевичем-Петрашевским и впоследствии стал посещать его собрания. В апреле 1849 среди петрашевцев были произведены аресты. Восемь месяцев Достоевский содержался в Петропавловской крепости. Двадцать один участник кружка Петрашевского, в том числе и Федор Михайлович, были приговорены к смертной казни. В последний момент уже ожидавшим смерти людям объявили о помиловании.
Казнь была заменена другими видами наказания. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты. Достоевский вместе с другим петрашевцем, С.
Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей. Смерть отца В 1839 году, от апоплексического удара скоропостижно скончался отец Федора Михайловича. Ходили слухи, что это не была естественная смерть - его убили за крутой нрав мужики. Известие это потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок, предвестник будущей эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь.
Служба в должности инженера, первые произведения Достоевский в 1843 году, окончив курс, был зачислен в инженерный корпус на службу при инженерной команде Санкт-Петербурга, однако недолго там прослужил. Через год он принял решение заняться литературным творчеством, страсть к которому испытывал давно. Сначала он стал переводить классиков, например Бальзака. Через некоторое время возник замысел романа в письмах под названием "Бедные люди". Это было первое самостоятельное произведение , с которого начинается творчество Достоевского. Сближение с кружком петрашевцев, трагические последствия 1847 год отмечен сближением с Буташевичем-Петрашевским, который проводил знаменитые "пятницы". Это был пропагандист и поклонник Фурье. На собраниях петрашевцев обсуждались социалистические учения, планы революционных переворотов.
Достоевский был сторонником немедленной отмены в России крепостного права. Однако правительство узнало о кружке, и в 1849 году 37 участников, включая Достоевского, были заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили было к смертной казни, но император смягчил приговор, и писатель был сослан на каторгу в Сибирь. В Тобольске, на каторге Он отправился в Тобольск по страшному морозу на открытых санях. Здесь Анненкова и Фонвизина, навестили петрашевцев. Подвигом этих женщин восхищалась вся страна. Они подарили каждому приговоренному по Евангелию, в которое были вложены деньги. Дело в том, что арестантам не позволяли иметь свои сбережения, поэтому это смягчило на некоторое время суровые условия жизни.
На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи "нового христианства" от чувства Христа, носитель которого - народ. Федор Михайлович отсюда вынес новый Основу его составляет народный тип христианства. Впоследствии это отразило дальнейшее творчество Достоевского, о котором мы вам расскажем чуть позже. Военная служба в Омске Для писателя четырехлетняя каторга сменилась через некоторое время военной службой. Его сопроводили из Омска под конвоем в город Семипалатинск. Здесь жизнь и творчество Достоевского продолжились. Писатель служил в должности рядового, получив затем чин офицера. Он вернулся в Петербург лишь в конце 1859 года.
Издание журналов В это время начался духовный поиск Федора Михайловича, который в 60-х годах завершился формированием почвеннических убеждений писателя. Биография и творчество Достоевского в это время отмечены следующими событиями. Писатель с 1861 года вместе с Михаилом, своим братом, стал издавать журнал под названием "Время", а после запрещения его - "Эпоху". Работая над новыми книгами и журналами, Федор Михайлович выработал свой взгляд на задачи общественного деятеля и писателя в нашей стране - русский, своеобразный вариант социализма христианского. Первые произведения писателя после каторги Жизнь и творчество Достоевского после Тобольска сильно изменились. В 1861 году появился первый роман этого писателя, который он создал после каторги. В этом произведении "Униженные и оскорбленные" отразилось сочувствие Федора Михайловича к "маленьким людям", которые подвергаются со стороны сильных мира сего беспрестанным унижениям. Приобрели большое общественное значение также "Записки из мертвого дома " годы создания - 1861-1863 , которые были начаты писателем еще на каторге.
В журнале "Время" в 1863 году появились " Зимние заметки о летних впечатлениях". В них Федор Михайлович критиковал системы западноевропейских политических убеждений. В 1864 году вышли в свет "Записки из подполья". Это своеобразная исповедь Федора Михайловича. В произведении он отрекался от своих прежних своих идеалов. Дальнейшее творчество Достоевского Кратко опишем и другие произведения этого писателя. В 1866 году появился роман под названием "Преступление и наказание", который считается одним из наиболее значительных в его творчестве. В 1868 вышел "Идиот", роман, где была предпринята попытка создать положительного героя , который противостоит хищническому, жестокому миру.
В 70-е годы творчество Ф. Достоевского продолжается. Широкую известность приобрели такие романы, как "Бесы" год издания - 1871 и "Подросток", появившийся в 1879 году. Он подводил итог творчества Достоевского. Годы выпуска романа - 1879-1880. В этом произведении главный герой, Алеша Карамазов, помогая другим в бедах и облегчая страдания, убеждается в том, что самое главное в нашей жизни - чувство прощения и любви. В 1881 году, 9 февраля, Достоевский Федор Михайлович умер в Петербурге. Жизнь и творчество Достоевского кратко были описаны в нашей статье.
Нельзя не сказать о том, что писателя всегда интересовала больше всех остальных проблема человека. Напишем об этой важной особенности, которую имело творчество Достоевского, кратко. Человек в творчестве писателя Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути размышлял над основной проблемой человечества - как преодолеть гордость, являющуюся главным источником разъединения людей. Конечно, существуют и другие темы творчества Достоевского, но оно во многом основано именно на данной. Писатель полагал, что любой из нас обладает способностью творить. И он должен это делать, пока живет, выражать себя необходимо. Теме Человека писатель посвятил всю свою жизнь. Биография и творчество Достоевского это подтверждают.
Сохранилось немного изображений второй омской крепости, где прошли четыре каторжных года Федора Михайловича Достоевского. Крепость располагалась на правом берегу реки Оми у ее впадения в Иртыш, была окружена земляным валом и рвом и со всех сторон отделялась от города огромным свободным пространством - эспланадой. Вот редкая фотография крепости середины ХIХ века из журнала omchanin , вид с левого берега Оми: Но 23 января 1850 года в третьем часу пополудни Достоевский въезжал в Омск совсем с другой стороны. Из книги омского краеведа А. Палашенкова "По следам Ф. Достоевского в Омске" 1965 г. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь - эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади - старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесенным снегом вокзалом.
Тройки повернули к земляной второклассной крепости". Сегодня на месте рощи - центральная площадь города с восстановленным Свято-Успенским собором возведен в 1898 году, разрушен в 1935-м. Достоевского, молодыми специалистами нашего методического отдела был организован флешмоб, посвященный великому классику. Участники флешмоба прошли тем же путем, каким Достоевский въезжал в Омск - через Тарские крепостные ворота снесены в 1950-х годах, восстановлены в 1991-м. Прекрасную экскурсию для участников флешмоба провела Алина Гермизеева, специалист библиотечного центра "Дом семьи". Кибитка с Достоевским въехала в крепость и сразу повернула налево - к Омскому каторжному острогу. Острог стоял на краю крепости и расположен был в ее Степном бастионе за нынешним драматическим театром. Тыльная часть театра виднеется в конце улицы Красина: Вид на фасад омского драматического театра с центральной улицы Ленина: Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию караульную , где им немедленно придали новое обличие арестантов.
Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. Сегодня у места каторжного острога, рядом с драмтеатром, установлен памятник "Крест несущий" работы омского скульптора Александра Капралова. Скульптура весьма необычна, выполнена из сварного металла, и благодаря тому, что не поставлена на постамент, создает мощное впечатление присутствия Достоевского в нашем мире, его тяжкого вечного хода под грузом страданий и размышлений. А мы с вами сейчас вернемся к Тарским воротам и пройдем тем путем, каким Достоевский ходил ежедневно, отправляясь на назначенные работы. Теперь это улица Спартаковская. Справа - здание военного суда, здесь Достоевский участвовал в штукатурных работах. Ныне это один из корпусов омской медицинской академии. Впереди перед собой мы видим фигуру идущего привычной дорогой Федора Михайловича Достоевского: в конце улицы Спартаковской, напротив бывшей площади плац-парадов ныне выставочный сквер , установлен еще один памятник писателю - работы Сергея Голованцева.
У памятника завершился флешмоб омских библиотекарей и их читателей, а мы с вами продолжим прогулку по омской крепости. Слева мы видим здание бывшей гаупвахты 1781 г. Деревянная башенка на нем восстановлена совсем недавно. Справа от памятника сегодня проводятся раскопки и предполагается восстановление Воскресенской военной церкви, первого каменного сооружения Омска, построенного в 1769-1773 годах. Закладывал церковь знаменитый сибирский летописец Иван Черепанов. В эту церковь арестантов гоняли говеть - исповедовать тяжкие грехи. Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника...
Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор: "Тоже ведь и я человек", может быть, думал он или чувствовал, подавая: "перед богом-то все равны... Достоевский Зимний вид крепости на старой открытке напоминает эпизод, рассказанный Шимоном Токаржевским, тоже каторжанином - о том, как однажды над городом пронесся ужасающий трехдневный ураган: "Он опрокидывал деревянные дома, как карточные домики, повырывал деревья с корнями, засыпал все улицы снегом и затруднил вход в дома. Город казался вымершим. Только верхние половины домов выглядывали из-под снега". Вооруженные лопатами, ломами и колунами, мы должны были исправлять повреждения, причиненные разгулом стихии. Прежде всего мы разбивали ломами ледяные горы и расчищали дороги для свободного санного проезда. Ледяные глыбы со снегом накладывали в сани и увозили и откапывали покрытые снегом дома. Это были кровавые труды, тяжесть которых усугублялась понудительными криками наблюдавших за работами...
Повернув направо по улице Партизанской, мимо раскопок старой церкви, мы направимся к Тобольским крепостным воротам, через которые каторжан часто водили на берег Иртыша - разбирать барки или работать в алебастровом сарае. Здесь сегодня создается историко-культурный комплекс "Омская крепость". Бывшие казармы и инженерная мастерская еще ждут реставрации. А вот и денежная кладовая, и сами Тобольские ворота - единственные из 4-х ворот крепости, избежавшие полного разрушения. Давайте пройдем через ворота на берег Иртыша. Отсюда не раз смотрел на Иртыш Федор Михайлович Достоевский. Об этом виде он написал в романе "Преступление и наказание": "Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность.
С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его". Иртыш сегодня значительно уже, чем в то время, и какая должна была стоять пронзительная тишина, что можно было услышать песню с того берега! Из крепости можно было выйти и через другие ворота - Иртышские. Если мы вернемся к памятнику Достоевскому... И пересечем бывшую площадь плац-парадов... То сможем увидеть отстроенные заново Иртышские ворота.
Они стояли у впадения Оми в Иртыш и вели к пристани. Сейчас на другой стороне Оми здание омского речного вокзала. Полюбуйтесь на наши зимние виды! Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал не один раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное, даже сердечное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Первые его деревянные корпуса были возведены в 1823-м году.
К счастью, комлекс сооружений старого госпиталя сохранился до нашего времени. Он расположен в начале улицы Гусарова, в десяти минутах от Тарских ворот. Сейчас здесь находится воинская часть, и территория ограждена двойным забором. А вот и контрольно-пропускной пункт с мемориальной доской и портретом Достоевского. Скорее всего, арестантская палата располагалась в этом здании на углу ул. Гусарова и Больничного переулка. Вот как описывает госпиталь Достоевский: "Это было длинное одноэтажное здание, окрашенное желтой краской. Летом, когда происходили ремонтные работы, на него выходило чрезвычайно много вохры.
На огромном дворе госпиталя помещались службы, дома для медицинского начальства и прочие пригодные постройки". Современный вид на улицу Гусарова в прошлом - Скорбященскую. К сожалению, пациенты госпиталя часто оказывались свидетелями тяжелых картин - улица служила местом наказаний, по Скорбященской "гоняли сквозь строй", били шпицрутенами, а тех, кто выжил, отправляли на лечение в палаты. Единственное место на территории госпиталя, куда можно свободно пройти - это возведенная в 1905-м году церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Той стороной, где церковь, территория бывшего госпиталя примыкает к Оми, и с обрыва открывается вид на дачи в пойме реки и новые постройки. Покинув Омск после окончания каторжных работ, Достоевский побывал в нем еще раз, в 1859 году, когда возвращался из Семипалатинска в Россию: "В Омске я пробыл трое или четверо суток... Был у старых знакомых и начальников, как-то: де-Граве и проч. Дом комендантов омской крепости, построенный в 1799 году, где и жил А.
Здесь находится омский литературный музей им. Рядом с домом комендантов - еще одно старое здание, бывшая лютеранская кирха. В свой последний приезд в Омск писатель посетил и омский кадетский корпус.